На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты» при подготовке работников по профессии «швея» 4-го разряда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ  ИНЖЕНЕРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                            Кафедра технологии
                                                                                                    легкой промышленности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по методике профессионального обучения  
 

Дидактический проект по теме «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты» при подготовке работников по профессии «швея» 4-го разряда (предмет «Оборудование»)  
 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнил:_______________Яцына И.Б.
                                                                                             подпись         студ. гр. ЗХТ-Т2-3  

                                                               Руководитель:_____________Попова Т.И.
          подпись 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ХАРЬКОВ 2007 

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1    МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-ПРОГРАМНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ…..6
1.1 Анализ квалификационной характеристики рабочих по профессии «швея»……..6
1.2 Анализ учебного плана подготовки квалифицированных рабочих по профессии «швея»…………………………………………………………………………………….11
1.3 Учебный предмет «Оборудование» в системе дисциплин учебного плана..........13
1.4 Анализ учебной программы предмета «Оборудование»………………………….14
2   АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...16
3   МЕТОДИСЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ «ХАРАКТЕРИСТИКА И КОНСТРУК-ЦИЯ МАШИНЫ 97-А КЛ. И ЕЁ ВАРИАНТЫ »………………………………………19
3.1 Характеристика темы и ее структурно-логическая схема………………………...19
3.2 Постановка дидактических целей по теме…………………………………………21
3.3 Формирование базового материала по теме……………………………………….22
3.4 Разработка поурочно-тематического плана по теме………………………………25
3.5 Планы-конспекты уроков…………………………………………………………...28
3.6 Методические рекомендации по проведению уроков…………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4
     Наука не стоит на месте, каждый день совершаются новые шаги по усовершенствованию тех или иных процессов. По данным статистики каждые 8,5 лет знания удваиваются. Поэтому состояние системы профессиональной подготовки рабочих можно определить как находящееся в стадии обновления, усовершенствования. Появляются новые машины полуавтоматического и автоматического действия, совершенствуются методы обработки изделий за счет применения новых технологий. В результате происходит постоянное наращивание учебного материала и поэтому перед преподавателями системы профессионального образования возникает проблема: как за минимальные сроки изложить максимальный объем информации. В связи с этим появляются новые методы обучения (программное обучение), новые методы контроля (машинный контроль знаний) [1].
     В политике любого государства  образование представляет собой  существенный элемент, поскольку оно обеспечивает отечественное производство производительной силой. Современное отечественное профессионально-техническое образование направлено не только на качественную подготовку квалифицированных рабочих, но и рабочих, способных самостоятельно решать различные производственные задачи, способных к дальнейшему профессиональному росту. Поэтому подготовка для отечественного промышленного производства всесторонне развитых, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих требованиям современного производства, научно-технического прогресса и перспективам их развития – это первоочередные задачи ПТО.
     Основной задачей швейной промышленности  становиться: максимальное удовлетворение  населения в добротной, современной  и красивой одежде, в условиях массового производства, отвечающей тенденциям моды, передовым конструкциям и технологии. Поэтому перед преподавателями профессионально-технической системы образования остро стоит задача в подготовке высококвалифицированных           
           
КП.6.010100.00.00.ПЗ
         
Изм. Лист № докум. Подпись Дата
Разработал Яцына И. Б.      
ВВЕДЕНИЕ
Литера Лист Листов
Проверил Попова Т.И..           4 41
        УИПА ЗХТ-Т2-3
Н. Контр      
Утв.      
 
5
5
специалистов, которые способны осуществить разрешение данной проблемы и тем самым, осуществляя прирост в экономике нашей страны.
     Современное швейное производство немыслимо без использования широкого набора швейного оборудования различного назначения, в состав которого входят швейные машины, оборудование по раскрою, отделке изделий, обслуживанию рабочих мест и др. При этом процесс внедрения новых модификаций оборудования в швейном производстве не закончен. Общая тенденция состоит в механизации и автоматизации ручных приемов на отдельном рабочем месте, всего технологического процесса пошива изделий, а также производства в целом.
     Разнообразие швейного оборудования  вызвано тем, что каждая модель машины имеет свое назначение и оптимальный вариант использования. Использование машины не по прямому ее назначению или в условиях, к которым она не приспособлена, может привести не только к некачественному выполнению операции и появлению брака, но и к уменьшению срока службы оборудования и удорожанию изделия. Многие операции изготовления одежды могут выполняться с использованием определенного оборудования. Поэтому при изготовлении изделий необходимо применять швейное оборудование в соответствии с его технологическим назначением.
     Автоматизация работ на рабочем месте включает в себя не только процесс применения электропривода с автоматизированными функциями, но и процесс управления работой машины при выполнении технологической операции. Швея должна не только устанавливать режимы работы оборудования, выполнять технологические регулировки (изменять параметры строчки), настраивать машину на обрабатываемый материал, менять иглу, программу в машине с ЧПУ и др. 
         Таким образом, можно  сделать вывод, что воспитание и  обучение будущего специалиста-швеи представляет собой комплексную задачу по синтезу знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам и творческому развитию обучаемого. Поэтому разработка дидактического проекта по теме «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и ее варианты» при подготовке рабочих по профессии «швея» является актуальной. 
 

         6
1 МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  УЧЕБНО-ПРОГРАМНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
1.1 Анализ квалификационной  характеристики рабочих  по профессии «швея»
     В настоящее время подготовка специалистов в учебных заведениях должна осуществляться в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой, которая является государственным документом, где сформулированы основные требования к профессионально-техническим знаниям и уровнем квалификации специалистов. Эти требования целесообразно представлять в виде структуры профессиональной деятельности рабочих. Результаты анализа профессиональной деятельности (представленные в таблице 1.1) должны являться основой формирования учебных планов и учебных программ.
     Для качественного выполнения  функций труда в соответствии  с современными требованиями к подготовке квалифицированных рабочих, мобильных к постоянным изменениям в отрасли, способных осваивать передовые технологии, квалификационная характеристика была дополнена такой процедурой труда, как регулирование технологических режимов работы оборудования на обработку различных материалов. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Функции труда Процедуры труда Предметы  труда Средства  труда Условия труда Продукты  труда Дидактические средства деятельности
знать уметь
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Подготовительно-организационная  - получение необходимой документации и ознакомление с ней; - проверка работоспособ-ности  оборудования, его наладка (смена  иглы, регулировка натяжения ниток  и др.);
- подготовка  деталей кроя, узлов к обработке;
     Рабочие  места для различных видов  работ.      Технологическая и техническая документация, детали кроя и узлы швейных изделий (конкретного ассортимента).
 
     Швейное  оборудование, инструменты, приспособления  малой механизации и т.д.      Цех  швейного предприятия, рабочие  места: универсальное машин- ное; специальное машин-
ное; для ручных работ; для влаж-
но-тепло-
     Подготовлен- ные к работе предметы и средства труда 
- необходимую  технологическую и техническую  документацию для пошива швейных  изделий; - требования  к швейному оборудованию, инструментам, приспособлениям малой механизации;
- требования  к деталям кроя и качеству  обработанных швейных узлов;
-рациональную  орга-
- работать с  технологической и технической  документацией; - подготавливать  швейное оборудование, инструменты  и приспособления малой механизации к работе;
- проверять качество  деталей кроя и швейных узлов;
- подготавливать детали кроя и швейные узлы к работе;
Таблица 1.1 –  Функциональная структура деятельности рабочих по профессии «швея» 

Продолжение таблицы 1.1
1 2 3 4 5 6 7 8
  - рациональная организация рабочего места; - соблюдение  технологической и производ-
ственной дис-
циплины и т.д.;
- регулирование  технологических режимов работы  оборудования на обработку различных  материалов
    вых работ   низацию рабочих  мест для различных видов работ; - правила техники  безопасности труда, промсанитарии,  противопожарной безопасности;
- требования  технологической и производственной  дисциплины и др.;
- свойства различных  материалов
- рационально  организовывать рабочее место  для различных видов работ; - соблюдать правила техники безопасности труда, промсанитарии, противопожарной безопасности;
- соблюдать технологическую  и производственную дисциплины  и т.д.;
- регулировать  технологические режимы оборудования  на обработку различных материалов
 
Продолжение таблицы 1.1
1 2 3 4 5 6 7 8
2. Технологическая - выполнение  технологических операций по  изготовлению конкретного ассортимента  одежды и т.д.      Детали  кроя и узлы швейных изделий различного ассортимента      Швейное  оборудование, инструменты, приспособления, средства малой механизации и автоматизации и т.д.      Цех  швейного предпри- ятия, ра-
бочие места: универ-
сальное машин-
ное; спе-
циальное
машин-
ное; для ручных работ; для влаж-
но-тепло-
вых работ
 
     Готовые  швейные изделия различного ассортимента одежды, детали кроя швейных изделий, конструкция изделий, образец-эталон швейного изделия - технологический  процесс обработки швейных изделий  различного ассортимента; - технические  требования к выполнению всех  видов работ;
- технические требования к выполнению технологических операций по изготовлению швейных изделий (конкретного ассортимента)
- выполнять  все виды работ операций по  изготовлению конкретного ассортимента  одежды; - выполнять технологические  операции по изготовлению конкретного ассортимента одежды рациональными методами и приемами;
- соблюдать технические  и технологические требования  при выполнении всех  видов  работ и 
 
Продолжение таблицы 1.1
1 2 3 4 5 6 7 8
              технологических операций (по конкретному ассортименту одежды)
3. Контрольная - входной кон-троль качества деталей кроя, узлов швейных изделий; - контроль каче-ства выполнения технологических операций в соот-ветствии с требованиями;
- контроль исп-равности обору-дования в соот-ветствии с тех-
ническими тре-
бованиями
     Технологическая  и техническая документация, детали  кроя, швейные узлы и швейные  изделия различного ассортимента      Швейное  оборудование, инструменты, приспособления, средства малой механизации и  автоматизации и т.д.      Цех  швейного предпри- ятия, ра-
бочие ме-
ста: уни-
версаль-ное  ма-шинное; специаль-ное ма-шинное; для  руч-ных ра-бот; для влажно-тепловых 
     Подготовлен-ные к работе предметы и средства труда. Готовые швейные изделия различного ассортимента, детали кроя швейных изделий, конструкция изделий, образец-эталон швейного изделия - методы контроля  качества швейных изделий, узлов  и деталей кроя; - требования  к качеству швейных изделий;
- требования  к качеству выполнения различных  видов работ
- осуществлять  контроль качества деталей кроя, узлов швейных изделий и готовых швейных изделий (конкретного ассортимента); - осуществлять  контроль качества работ швейного  оборудования 
 


11
1.2 Анализ учебного  плана подготовки  квалифицированных  рабочих по профессии  «швея»
     Для анализа был взят учебный план подготовки квалифицированных рабочих 4-го разряда по профессии «швея», специальность 8263.2. Форма обучения – дневная, срок обучения на базе полного среднего образования – 1 год.
     Рабочий план разработан на  основе типового учебного плана, определяющего образовательный уровень, цели обучения, перечень обязательных учебных предметов, механизм межпредметных связей, формы, периодичность, термины контроля знаний, умений и навыков учащихся.
     Учебный план подготовки швеи 4-го разряда сроком обучения 1 год включает:
     - график учебного процесса;
     - плановый уровень квалификации;
     - план учебного процесса;
     - перечень предметов на выбор  учащихся;
     - перечень необходимых кабинетов,  мастерских и лабораторий;
     - сведенные данные о количестве времени (в неделях);
     - поэтапная аттестация.
     Учебный год начинается с 1-го  сентября и заканчивается, с  учетом производственной практики, 30-го июня. Учебный год разделен  на два полугодия (семестра):
     1 полугодие (семестр) – с 1 сентября по 28 декабря;
     2 полугодие (семестр) – с 12 января по 30 июня и составляет 40 учебных недель. На протяжении  учебного года для учащихся  проводятся зимние каникулы с  29 декабря по 11 января.
     Система оценивания учащихся  устанавливается в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки.
     В учебном плане выделены предметы, по которым вводятся обязательные  экзамены, а также указаны сроки  их проведения. По остальным предметам  предусмотрены зачеты и контрольные  работы, которые проводят с учетом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета. На групповые и индивидуальные консультации из общеобразовательных предметов в каждой группе отведено 20 часов. 

12
     Главным заданием образовательной деятельности считается подготовка квалифицированных рабочих, создание базы для прохождения обучения.
     Характеристика плана учебного  процесса представлена в таблице  1.2
Таблица 1.2 – Распределение учебного времени  по видам подготовки
Виды  подготовки Количество  часов Процент от общего количества часов
1. Общетехническая  подготовка 27 3,6
2. Профессионально-теоретическая  подготовка 185 24,6
3. Профессионально-техническая  подготовка 492 65,5
4. Гуманитарная  подготовка 15 2,0
5. Физическая  подготовка - -
6. Предметы  на выбор 6 0,8
7. Консультации 20 2,7
8. Экзамены 6 0,8
Всего 751 100
 
     Показатель интеллектуалоемкости  определяется по формуле:
                                                         К = Ттеор. / Тпр.,                                                        (1.1)
где   К – показатель, что характеризует уровень интеллектуалоемкости образования;
        Ттеор. – время, отведенное на теоретическое обучение, час.;
       Тпр. – время, отведенное на практическое обучение, час.
К =
= 0,43

     Показатель общеобразовательной  базы определяется по формуле:
                                                             S = Тооц. / Тптц.,                                                     (1.2)
где S – показатель, что характеризует уровень общеобразовательной базы   образования;  
         Тооц. – время, отведенное на изучение общеобразовательного цикла дисциплин, час.; 
         Тптц. – время, отведенное на изучение профессионально-технического цикла дисциплин, час. 

13
S =
= 0,03

     Для рабочих основным является  практика в изготовлении узлов,  изделий, поэтому обучение доминирует  над теоретическим.
     Показатель общеобразовательной  базы профессиональной подготовки  имеет малое значение, т.к. учащиеся  уже имеют полное общее среднее образование.
     Данный учебный план обеспечивает  полноценную подготовку квалифицированных  рабочих, а также перспективность  обучения. Так как квалификационная  характеристика была дополнена  такой процедурой труда как  регулирование технологических режимов работы оборудования на обработку различных материалов, рекомендуется увеличить количество часов с 15 до 20 на изучение предмета «Оборудование швейных предприятий».
1.3 Учебный предмет  «Оборудование» в  системе дисциплин  учебного плана
     Изучение и анализ учебного плана дают возможность представить систему подготовки рабочих по профессии «швея».
     Предмет «Оборудование» относится  к профессионально-теоретической  подготовке и изучается на  протяжении всего курса обучения, поскольку является базовым, одним из основных и наиболее важных предметов при подготовке квалифицированных рабочих.
     Для наглядности при определении  соотношения количества времени, отводимого на данный предмет, и на изучение других спецдисциплин была разработана таблица 1.3.
Таблица 1.3 – Распределение учебного времени  между учебными дисциплинами профессиональной подготовки
Предметы Количество  времени Процент от общего количества времени
Основы  швейной технологии 114 24,7
Охрана  труда 12 2,6
Основы  проектирования и конструирования одежды 44 9,5
Оборудование  швейных предприятий 15 3,3
Производственное  обучение 276 59,9
Всего 461 100
 
14
     Схема, что определяет место  учебного процесса в системе учебного плана, представлена на рисунке 1.1

Первый курс
                                          первое полугодие                                  второе полугодие
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.1. Схема  взаимосвязи учебных предметов 

1.4 Анализ учебной  программы предмета  «Оборудование»
     Программа предусматривает последовательное овладение учащимися знаниями и умениями в соответствии с операционно-комплексной системой обучения. Темы программы содержат дидактические средства деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой, отвечающие современным требованиям профессиональной системы образования.
     Данные полученные при анализе  тематического плана представлены  в таблице 1.4 
 
 
 
 
 
 

15
Таблица 1.4 – Группы тем учебного предмета «Оборудование»
Группа  учебного материала Подгруппа учебного материала Номер и наименование тем в соответствии с учебной  программой Количество  времени Процент от общего количества времени
1 2 3 4 5
Техника ---------- 1. Новые специальные машины 2. Оборудование подготовительного и экспериментального цехов
3. Оборудование раскройного цеха
4. Подъемно-транспортное  оборудование
5. Автоматы и  автоматические линии
 
2 
 
 
2 

2 
 

2 

2
 
20 
 
 
20 

20 
 

20 

20
Всего по группе 10 100
Организация и экономика производства --------- 6. Экскурсия  на базовое предприятие 5 100
Всего по группе 5 100
     Всего 15  
 
     При анализе тематического плана  и содержания тем предмета  установлено, что перечень тем  соответствует необходимым дидактическим  средствам деятельности и не  требует корректировок. В программе  реализуются принципы профессиональной мобильности, поскольку рассматриваются перспективы развития швейного оборудования.
     Преобладающий способ построения  тем программы – дедуктивный,  так как изучение темы учащиеся  начинают с изучения общих  сведений, назначения оборудования, а затем подробно изучают и схему конструктивных элементов. 
 

16
2 АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
     При анализе учебной литературы  были взяты учебники, рекомендованные  программой, такие как:
     1. Франц В.Я., Исаев В.В., Лейбман С.Я., Очкас О.С. Иллюстрированное пособие по швейному оборудованию. М., «Легкая индустрия», 1976. – 192 с.
     2. Суворова О.В. Швейное оборудование. (Сер. «Учебники XXI века».) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 352 с.
     3. Вальщиков Н.М., Шарапин А.И., Идиатулин И.А., Вальщиков Ю.Н. Оборудование швейного производства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Легкая индустрия», 1977. – 520 с.
    Результаты анализа учебной литературы  представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Результаты оценки качества учебной  литературы
Наименование  показателей Коэффи- циет
значи-
мости
Оценка  в баллах
Учебник № 1 Учебник № 2 Учебник № 3
Р1 КР1 Р2 КР2 Р3 КР3
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Наличие  диагностически поставленной цели: 1.1 Перечень специальностей
 
 
1
0 0 1 1 0 0
1.2 Наличие  квалификационных характеристик 1 0 0 0 0 0 0
1.3 Перечень  возможных уровней усвоения учебного  материала 1 0 0 0 0 0 0
1.4 Наличие  целей перед каждым разделом 1 2 2 2 2 2 2
1.5 Наличие  структуры учебника и рекомендаций  по его использованию 1 4 4 4 4 5 5
1.6 Наличие  критериев оценки вырабатываемых знаний и умений 1 0 0 0 0 0 0
2 Дидактически  отобранное содержание: 2.1 Внешнее оформление
3 5 15 5 15 5 15
2.2 Соответствие  рубрикаций темам программы 2 2 4 5 10 5 10
2.3 Наличие  структуры и планов каждого  раздела 2 5 10 4 10 5 10
                                                                                                                                                 17
Продолжение таблицы 2.1
1 2 3 4 5 6 7 8
2.4 Доступность  изложения 3 5 15 5 15 5 15
2.5 Последовательность  и логичность 3 5 15 5 15 5 15
2.6 Оптимальность  объема 2 4 8 5 10 5 10
2.7 Равномерность  распределения учебного материала 3 4 12 4 12 5 15
2.8 Соответствие  терминологии определений общепринятым  в швейном производстве 2 5 10 5 10 5 10
2.9 Научность 3 5 15 5 15 5 15
2.10 Наглядность 3 4 12 4 12 5 15
2.11 Связь  с практикой 3 5 15 5 15 5 15
2.12 Наличие  исторических сведений 1 1 1 3 3 3 3
3 Дидактические  принципы и организационная структура  учебника 3.1 Наличие руководства  к самостоятельной работе по  каждому разделу или теме
 
 
 
2
 
 
 
0
 
 
 
0
 
 
 
3
 
 
 
6
 
 
 
5
 
 
 
10
3.2 Наличие  текста с разъяснениями 2 5 10 5   10 5 10
3.3 Наличие  примеров, задач с решениями 2 2 4 2 4 5 10
3.4 Наличие  контрольных задач и вопросов 2 0 0 2 4 4 8
3.5 Реализация  идеи обучения посредством постановки проблем 2 2 4 3 6 4 8
Итого     156   189   201
 
     Используя бальный метод, был  проведен количественный анализ  выбранной учебной литературы. Общее  количество баллов для каждого  анализируемого источника учебной  литературы вычислено по формуле:
                                                                                                 n
Ni = ?Ki · Pij,
                                                                                                             i=1
где  N – общая сумма балов, набранная j-тым учебником;
        i – показатель качества;
      n – число показателей качества учебника;
     K – коэффициент значимости i-го показателя качества;
     
18
       P – оценка степени реализации в j-том учебнике i-го показателя качества по пятибалльной системе.
     Наименьшие значения имеют показатели  качества учебников первой группы. Во всех учебниках отсутствуют  квалификационные характеристики, перечень специальностей, перечень  возможных уровней усвоения учебного  материала, критерии оценки вырабатываемых знаний и умений. Содержание данных учебников соответствует темам учебной программы. Наиболее полно отражает содержание этих тем – учебник № 3. Дидактические принципы и организационная структура по качеству также лучше у учебника № 3. Поэтому в качестве основного можно рекомендовать учебник №3, а в качестве дополнительных учебники № 1 и № 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19
3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ТЕМЫ «ХАРАКТЕРИСТИКА  И КОНСТРУКЦИЯ  МАШИНЫ 97-А КЛ. И  ЕЁ ВАРИАНЫ»
3.1 Характеристика темы  и её структурно-логическая схема
     После детального изучения темы  «Характеристика и конструкция  машины 97-А кл. и её варианты»  по учебной литературе следует  отметить, что данная доза учебного  материала изучается на начальном  этапе изучения оборудования. Новый учебный материал информационного характера, включает относительно широкий круг вопросов достаточно простых для усвоения, восприятия и первичного осмысления материала, запоминания основных существенных понятий, фактов, закономерностей.
     Так как в настоящее время в швейной промышленности большую ценность приобретают рабочие широкого профиля, то содержание темы включает в себя и вопросы, отражающие изготовление одежды в массовом производстве. Такое составление одной из тем учебной программы объясняется нацеленностью швей для работы в массовом производстве, основой знаний которых являются способы и методы обработки изделий в условиях массового производства.
     Содержание темы рекомендуется  построить дедуктивным методом,  то есть от общего к частному. Ознакомившись в начале с классификацией швейного оборудования, с общими сведениями об устройстве швейных машин, учащиеся могут изучать вопросы, касающиеся характеристики и конструкции машины 97-А кл. и её варианты.
     Дополнительно, проанализировав  учебную программу по распределению часов, отводимых на изучение той или иной темы, надо отметить, что тема «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты» занимает небольшое количество часов в программе предмета, однако, наряду с этим, значимость её достаточно велика и важна для дальнейшего обучения в будущей профессиональной деятельности.
     Проводя логический анализ понятий, явлений, закономерностей содержания данной темы по основному учебнику (Вальщиков Н.М., Шарапин А.И., Идиатулин И.А., Вальщиков Ю.Н. Оборудование швейного производства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Легкая индустрия», 1977. – 520 с.) была разработана структурно-логическая схема её изучения (СЛС), с учетом всех основных требований к её изображению, представленная на рисунке 3.1.
 



      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3.1 – Структурно-логическая схема  учебного материала по теме «Характеристика  и конструкция машины 97-А кл. и  её варианты»
 


21
3.2 Постановка дидактических  целей по теме
     При постановке дидактических  целей преподаватель должен определить уровень усвоения учебного материала, который в свою очередь характеризует уровень знаний учащихся и определяет этапы и формы умственной деятельности. В связи с этим следует отметить, что будут преобладать первый, второй и третий уровни усвоения знаний, так как тема «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты» изучается на начальном этапе обучения учащихся.
     Каждый уровень усвоения связан  с этапами умственной деятельности, которые выполняют в процессе  обучения.
     В таблице 3.1 представлена постановка дидактических целей и выбор методов их реализации, которые ставит перед собой преподаватель при подготовке к изложению темы «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты».
Таблица 3.1 – Постановка дидактических целей и выбор методов их реализации
Уровень усво-ения учебного материала и его  общая харак- теристика
Цели  изучения темы (пере-чень сформи- рованных  дей-
ствий)
Методы  формирования
ООД (ориентировоч-ной  основы деятельности)
ИД (исполнитель-ных
 действий)
КД  (контроль
cформирован-ных действий)
1 2 3 4 5
Первый  – уровень узнавания, опознания Формирование  умений определять классификацию оборудования швейного производства Определение классификации  оборудования швейного производства, с демонстрацией учебных плакатов Упражнения  учащихся по составлению структурно-логической схемы классификации оборудования Фронтальная беседа
Второй  – уровень репродукции, выполнение заданий по заданному алгоритму  без переноса в нестандартные  Формирование  умений осмысленно воспроизводить и объяснять технологические процессы обработки Объяснение  технологических процессов обработки  материалов в швейном производстве, а также ознакомле- Упражнения  учащихся по составлению кинематических схем механизмов машин швейного производства Устный фронтальный  опрос; письменный опрос с применением  карточек заданий
22
Продолжение таблицы 3.1
1 2 3 4 5
ситуации материалов  в швейном производстве, характеристику швейного оборудования ние с оборудованием, которое при этом используется    
Третий – уровень анализа, обобщения, систематизации, алгоритмизации Формирование  умений сопоставлять различные преимущества и недостатки швейной машины 97-А  кл. и её вариантов  Инструктаж  преподавателя по методике выполнения лабораторно-практической работы Лабораторно-практическая работа учащихся по сопоставлению машины 97-А кл. с её вариантами Оценка результатов  лабораторно-практической работы
 
     Данная доза учебного материала  является базовой и изучается на начальном этапе обучения. Следовательно, учащимся необходимо в совершенстве освоить азы оборудования швейных предприятий для дальнейшего осмысленного восприятия нового учебного материала.
     То есть учащиеся находятся  на первом, втором и третьем  уровне усвоения учебного материала  для которых и составлены дидактические цели по данной теме, достигаемые постепенно методами формирования ориентировочной основы деятельности.
3.3 Формирование базового  материала по теме
     Базовый материал определяется  путем анализа внутрипредметных  и межпредметных связей (межтемные связи) с последующей разработкой методов и средств контроля, позволяющих за небольшой промежуток времени получить полное представление о реальных возможностях обучаемых, необходимых для усвоения новой дозы учебного материала.
     При получении отрицательных результатов контроля необходимо определить способы формирования необходимых знаний и умений за небольшой промежуток времени, в противном случае изучение нового материала будет затруднено и не даст
23
положительных результатов.
     Взяв во внимание значение предмета «Оборудование» в комплексе учебных предметов, возникающие между ними связи (см. рисунок 1), можно с уверенностью отметить, что изучение темы «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты» имеет не только внутрепредметные связи, но и межпредметные по таким предметам, как «Основы швейной технологии», «Основы проектирования и конструирования одежды», «Охрана труда», «Производственное обучение».
     На основании вышеизложенного  была составлена таблица 3.2, где  рассматривается связь темы по «Оборудованию» с другими учебными дисциплинами и приведены методы формирования базового материала в случае отрицательных результатов.
Таблица 3.2 – Определение межтемных связей и формирование базового материала
Наименование  темы Наименование дисциплин и наименование тем Тип связи
Метод и средства входного контроля Методы формирования базового материала
1 2 3 4 5
Характерис-тика и кон-струкция ма-шины 97-А кл. и  её вари-анты Связь с темой: - Введение;
- Общие сведения  об оборудовании;
- Общие сведения об устройстве швейной машины;
 
Предшест-вующий
 
Фронталь-ная  беседа
 
Четкое  воспроизведение информации на основе логической структуры
Основы  проектирова-ния  и конструирова-ния  одежды: - Конструирование  и моделирование плечевых изделий;
- Конструирование и моделирование поясных изделий;
 
 
 
Предшест-вующий
 
 
 
Фронталь-ная  беседа
 
 
 
Решение задач с межтемным содержанием
- Построение  чертежа основы плечевого из- Предшест-вующий   Включение базового материала в изучение нового
 
24
Продолжение таблицы 3.2
1 2 3 4 5
  делия; - Построение  чертежа основы поясного изделия;
     
Производственное  обучение: - Ручные работы, машинные работы, ВТО;
-Обработка отдельных  деталей и узлов швейных изделий;
 
 
Предшест-вующий 
Предшест-вующий
 
 
Фронталь-ная  беседа
 
 
Включение в учебный процесс обучающих  программ
- Изготовление  швейных изделий; Сопут-ствующий   Включение базового учебного материала в изложение  нового
- Свойства  костюмно-плательной группы; Сопут-ствующий    
Основы  швейной технологии: - Технология изготовления одежды легкого ассортимента;
- Особенности  обработки изделий из различного  материала;
 
 
Сопут-ствующий
 
 
Фронталь-ная  беседа
 
 
Воспроизведение информации на основе логической структуры
 
     Анализируя внутрипредметные и  межпредметные связи, следует  отметить, что формирование базового  материала по теме, который учащиеся  должны усвоить в процессе  обучения, осуществляется в соответствии  с принципом систематичности.  Принцип систематичности предполагает взаимосвязь предметов по их содержанию и месту в общей структуре учебного процесса (межтемные связи), а также послевдовательность и взаимосвязь учебного материала отдельных предметов, то есть содержательную и учебную логику. 
 

25
     Для активизации знаний учащихся были рекомендованы такие методы и средства входного контроля, как фронтальная беседа. Однако, необходимо учитывать разнообразность активных методов обучения в случае отрицательных результатов:
     - решение задач с межтемным  содержанием;
     - включение базового материала  в изучение нового;
     - составление опорных конспектов;
     - включение в учебный процесс  обучающих программ и т.д.
3.4 Разработка поурочно-тематического  плана по теме
     Поурочно-тематический план (ПТП)  разрабатывается с целью создания стройной системы уроков, во избежание просчетов во времени, разработки основы для осуществления межпредметных связей изучаемого курса с другими учебными предметами. Качественная разработка ПТП позволяет правильно использовать материально-техническую базу учебного заведения, повысить степень оснащенности учебного процесса техническими средствами обучения демонстрационными приборами и оборудованием. Также в ПТП фиксируется система уроков по теме, что позволяет развернуть содержание темы в строго логическом порядке, тогда учебный материал каждого урока базируется на знания и умения учащихся, полученных на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующих уроков.
     В ходе перспективно-тематического  планирования необходимо решить следующие задачи:
     1. Определить образовательные цели, формируемые у учащихся знания, умения и установить внутри- и  межпредметные связи;
     2. Распределить материал тем по  занятиям, учитывая время, отводимое  на изучение темы;
     3. Установить организационные формы и методы обучения для каждого занятия;
     4. Конкретизировать перечень применяемых  средств обучения;
     5. Наметить содержание домашнего задания по каждому занятию.
     В ПТУ за основную организационную  форму обучения принят урок, поэтому для более успешного усвоения знаний и умений учащимися, необходимо при разработке ПТП правильно выбрать тип урока, который соответствовал бы основным дидактическим целям. На первом занятии целесообразнее применять урок усвоения новых знаний, все последующие уроки рекомендуется проводить комбинироваными,
26
 то есть сочетание нескольких типов уроков. Последним целесообразнее провести повторительно-обобщающий или контрольно-проверочный урок.
     При выборе методов обучения  необходимо, чтобы эти методы были направлены на развитие творческого мышления учащихся, на приобретение ими знаний, умений. В связи с этим наиболее широкое распространение на уроке теоретического обучения нашли такие прогрессивные методы как объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа. Но немаловажную роль при выборе методов обучения играет также и содержание излагаемого материала, то есть логически законченный фрагмент темы.
     Также при разработке ПТП необходимо выбрать наиболее рациональный для усвоения нового учебного материала учащимися средства обучения. Выбор средств обучения будет зависеть от темы и целей урока, но основное внимание все же уделяется наглядным пособиям, дидактическим материалам и техническим средствам обучения.
     Разработка ПТП предусматривает и разработку домашнего задания для учащихся, с указанием параграфов и страниц учебника, а также за необходимостью и другие виды практической деятельности учащихся.
     Поурочно-тематический план проведения  занятий по предмету «Оборудование»  на тему «Характеристика и конструкция машины 97-А кл. и её варианты» представлен в таблице 3.3, согласно всем предусмотренным требованиям.
Таблица 3.3 – Поурочно-тематический план проведения занятий по теме «Характеристика  и конструкция машины 97-А кл и  её варианты»
Номер урока Наименование  тем и уроков и их содержание Количество  часов Тип урока Перечень умений, что формируются на уроке Мето-ды обуче-ния Виды и методы кон-троля знаний и умений Сред-ства обуче-ния До-машнее зада-ние
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Характеристика и конструкция маши-ны 97-А кл. и её 6            
27
Продолжение таблицы 3.3
1 2 3 4 5 6 7 8 9
 
1.1
варианты Характеристика  и конструкция машины 97-А кл.
- Предназначение  и характеристика машины 97-А кл.
- Механизм иглы.
- Механизм челнока.
- Механизм нитепритягивателя.
- Механизм двигателя  ткани.
- Механизм лапки.
- Смазка механизмов.
2 Урок усвоения новых знаний  
Формирование  умений осмыс-ленно воспроиз-водить и объяс-нять характерис-тику и конструк-цию  машины 97-А кл.
 
Объяс-нение  и демон-страция нагляд-ных средств
 
Входной кон-троль, фрон-тальная беседа
 
Учеб-ный  пла-кат: «Кон-струк-тивно-кинема-тическая схема машины 97-Акл.» [Прило-жение1].
 
Повто-рить учебный матери-ал по кон-спекту и учебни-ку [1, с.45-58]
1.2 Характеристика  и конструкция швейных машин, созданных на базе машины 97-А кл. - Машина 97-В кл.
- Машина 397 кл.
- Машина 597 кл.
- Машина 697 кл.
- Машина 897 кл.
- Машина 897-1 кл.
- Машина 997 кл.
- Машина 1197 кл.
2 Комбинированный Формирование  умений осмыс-ленно воспроиз-водить и объяс-нять характерис-тику и основные конструктивные отличия швей-ных машин, соз-данных на базе машины 97-Акл. Беседа. Рассказ-объяс-нение. Демон-страция экран-ных и нагляд-ных  средств Устный фрон-тальный  опрос Тран-спаран-ты: «Ос-новные отличия швей-ных ма-шин соз-данных на базе машины 97-А кл» [Прило-жение2].
Повто-рить и  изучить учебный матер-иал по кон-спекту и учебни-ку [1, с. 58-77]
1.3 Повторение  обоб-щение и системати-зация  учебного ма-териала по теме 2 Контрольно-проверочный Формирование  умений сопос-тавлять преиму-щества и недос-татки швейных Лабора-торно-практ-ическая  работа Работа с  карточ-ками за-даниями [Прило-
Печат-ные кон-троли-рующие и обуча- -
28
Продолжение таблицы 3.3
1.3  «Характеристика  и конструкция маши-ны 97-А кл. и  её варианты»     машин 97-А кл. и её вариантов   жение3] ющие про-граммы  
 
[1] Вальщиков Н.М., Шарапин А.И., Идиатулин И.А., Вальщиков Ю.Н. Оборудование швейного производства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Легкая индустрия», 1977. – 520 с.
3.5 Планы-конспекты  уроков
     План-конспект урока № 1
Группа 11-05
Тема: Характеристика и конструкция машины 97-А кл. Тип урока –  усвоение новых знаний
Дидактические (обучающие) цели:  
уровень усвоения постановка  целей Средства  обучения: 1. Учебные плакаты:
1.1 «Конструктивно-кинемати-ческая схема машины 97-А кл.» [Приложение 1].
2. Учебная литература:
2.1 Вальщиков Н.М., Шарапин А.И., Идиатулин И.А., Вальщи-ков Ю.Н. Оборудование швей-ного производства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Легкая индустрия», 1977. – 520 с.
Первый  уровень. Формирование  умений называть характе-ристику и  конструкцию машины 97-А кл.
Второй  уровень Формирование  умений осмысленно воспроизводить и  объяснять устройство основных механизмов машины 97-А кл.
Третий  уровень Формирование  умений сопоставлять различные преимущества и недостатки машины 97-А кл
Воспитательная цель: Воспитание дружбы, товарищества, добросовестного отноше-ния к учебе, сознательной трудовой дисциплине.
Развивающая цель: Формирование  и развитие учебно-познавательной активности, технологического мышления, профессиональных интересов и способностей.
 
 
 
 
 
 
29
Таблица 3.4 – Ход урока
Структур-ные  элемен-ты урока с приблизи-тельным  распределе-нием времени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.