На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Дистанционное обучение в таможенной академии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение
 
              Систематическое ограничение бюджетных средств, выделяемых Правительством РФ на образование в течение последних 15 лет, привело к частичному или полному моральному и физическому устареванию лабораторной базы и библиотечного фонда большинства ВУЗов нашей страны.
       Стабильно низкий уровень заработной платы, практически полное сокращение финансирования целевых НИРовских и опытно-конструкторских работ определяет слабый приток молодых кадров в систему образования. С учетом процесса естественного старения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, при отсутствии кардинального изменения темпов финансирования, очевидна ситуация естественного «вымирания» ряда отечественных ВУЗов через 10-15 лет.
     Подобный  исход был прогнозируем и обсуждению путей выхода из сложившейся ситуации стали посвящаться специализированные научно-практические форумы с привлечением международной общественности. Доступной технологией сохранения имеющихся учебно-методических достижения даже при сокращении профессорско-преподавательского состава ВУЗов явилась виртуализация всех практических и лабораторных работ, а также и лекционных занятий с использованием современных информационных гипермедийных технологий. Применение таких технологии позволяет, на первый взгляд, даже интенсифицировать учебный процесс, путем широкого внедрения иллюстративного материала и виртуального эксперимента, а также ужесточения контроля знаний. Кроме того, с применением телекоммуникационного оборудования становится возможным вывести учебный процесс за стены обычной аудитории, организовав вещание на практически неограниченную территорию для практически неограниченного количества обучаемых. Однако, исключение живого общения преподавателя со студентами не позволяет в полной мере развивать их доказательную способность, способность к логическому мышлению, способность вести активный диалог с оппонентом. Кроме того, возникает деградация воспитательной составляющей учебного процесса, без которой невозможно полноценное формирование интеллигентного индивидуума.
     Главной уникальной особенностью работы Российской таможенной академии и ее филиалов является целевая подготовка специалистов в области таможенного дела для всех регионов России. Использование для этого очно-заочной формы обучения порождает проблему сопровождения самостоятельной работы слушателей в то время, когда они находятся на территории своего проживания вдали от Академии и ее филиалов. В настоящее время эта задача решается традиционными способами предоставления бумажных вариантов учебных пособий, учебников, конспектов лекций и пр. Серьезным средством реинжениринга учебного процесса, позволяющим значительно интенсифицировать самостоятельную работу слушателей, является формирование системы дистанционного обучения с возможностью удаленного предоставления учебных материалов в гипермедийной форме. Планирование процесса создания таможенной системы дистанционного образования (Т-СДО) требует проведения тщательного анализа всех технологических, экономических, а также этических факторов влияющих на эту систему.
     Таким образом, целью настоящей работы является анализ методологии, организационных  и экономических особенностей дистанционного обучения в Российской таможенной академии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Правовые основы и основные потребители дистанционного обучения 

        Технологии дистанционного обучения уже вошли в образовательную практику всех уровней – от школьного до высшего профессионального. Тематический каталог аннотированных Internet-адресов по дистанционному образованию представлен  на сервере Информатика db.informika.ru/do. Обширна коллекция сайтов по различным учебным дисциплинам: экологии www.ecosafe.nw.ru, иностранным языкам www.linguist.ru, праву www.russianlaw.net, философии www.philosophy.ru, культурологи www.culture.21.ru, психологии www.nsu.ru/psych. Для желающих доступны информационные ресурсы для системы образования, представленные на серверах Российского НИИ информационных систем www.riis.ru. Полезным примером online-тестирования являются "Тесты online по компьютерным технологиям" www.microinform.ru. Дистанционного обучения по направлению подготовки специалистов в области таможенного дела в настоящее время нет.
     Под дистанционными образовательными технологиями согласно Закону Российской Федерации  “Об образовании” понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
     Таким образом, дистанционное обучение (ДО) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе, которое можно рассматривать как информационное образовательное пространство.
     На  рис. 1. графически  представлены основные укрупненные компоненты-участники  информационного образовательного пространства. Целевой функцией системы  дистанционного обучения, является получение от учащегося запроса по конкретной тематике, относящейся к области образования (1), последующая обработка данного запроса (2), отсылка отформатированного запроса к информационным источникам - локальные базы данных, ресурсы Internet (3), выбор наиболее подходящего результата (4) и конечная выдача ответа пользователю (5).
 

Рис. 1. Организация  взаимодействия участников процесса дистанционного образования 

    Информационное образовательное пространство является искусственно создаваемым и конфигурируемым конкретным ВУЗом-разработчиком в рамках имеющихся в РФ правовых норм. Оно охватывает все стороны учебного процесса, включая и самообразование [4, С.15].
    Потенциальными потребителями СДО, которыми являются:
   · лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
    ·  специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
    ·обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в ВУЗы;
·   лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики, и т.п.),
·    лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
·        лица, имеющие медицинские ограничения  для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
· субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
·        иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие  возможность приехать для учебы по различным причинам.
·        лица всех возрастов, проживающие в  удаленных и малоосвоенных регионах страны;
   ·   специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
  ·  талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
   ·    различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;
    ·  безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.
       В условиях развития внешнеэкономических связей России с другими странами, а также расширения и упрочнения различных форм предпринимательской деятельности внутри самой страны все вышеперечисленные категории граждан могут быть потенциально заинтересованными в получении специализированного таможенного образования, как средства повышения качества своей деятельности. 

                    2. Принципы и формы дистанционного обучения 

        Принципами обучения (дидактическими принципами) в высшей школе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в ВУЗе.
    Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы:
 ·     общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития, системности.
·        принципы, относящиеся к целям  и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным  образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности).
 ·   принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).
    В качестве дополнительного, отдельного принципа формулируется принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения и дидактической системе в целом. Под учебно-научной материальной базой понимается материально-техническая система, включающая учебные помещения, технические средства обучения учебно-лабораторное оборудование и др.
    Указанные общие принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО. Рассмотрим теперь специфические принципы ДО.
    Принцип интерактивности отражает закономерность не только контактов студент-преподаватель, опосредованных средствами информационных технологий, но и студентов между собой.
    Принцип стартовых знаний определяет необходимость начального уровня подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг СДО, а также соответствующего  аппаратно-технического обеспечения.
    Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
    Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств [6, С. 46]. Например, идентифицировать личность сдающего экзамен можно с помощью видеоконференцсвязи.
     Принцип регламентности обучения. Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
    Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами НИТ, особенно Internet’ом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения.
    Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных ДО (британский, испанский открытые университеты и др., а также отечественных) говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.
       Формы дистанционного обучения. В педагогической практике ВУЗов при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения. При обучении социально - гуманитарным дисциплинам наиболее распространенные получили: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, экзамены, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой в СДО как в контактный, так и неконтактный периоды обучения.
     Дадим характеристики перечисленных канонических форм проведения занятий, отражая их специфику в СДО.
    Лекции являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
       В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. В СДО в своем большинстве применяются установочные лекции.
    Общие требования к лекции в СДО сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий. Требование эмоциональности изложения частично может достигаться в аудиоваринатах и полностью в  видеовариантах.
    Лекции в ДО могут проводится в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран, и для фронтального варианта.
    Исследование подходов к проведению лекций в СДО показал, что целесообразно применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»). [7, С.25].
    Терминологически понятие «электронная лекция» трактуется в научно-педагогической литературе по-разному. Например, это программная поддержка традиционной лекции, позволяющая слушателям не конспектировать ее в процессе проведения в компьютерном классе, т.к. на экранах дисплеев высвечиваются тезисы. Кроме того, программное обеспечение позволяет проводить в конце лекции контроль усвоения учебного материала и др. функции.
     Другое направление включает в это понятие следующий смысл. Это набор учебных материалов в электронном виде. Содержание его включает в себя кроме текста лекций еще дополнительные материалы выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде текстовых файлов.
    Таким образом, для организации Т-СДО требуется, во-первых, время на подготовку лекций в печатной форме. Во-вторых, для организации гипермедийного варианта лекции требуется соответствующее время, технологическое оборудование (студия с видеокамерой), а также специализированный персонал, хотя бы в лице одного инженерного специалиста.
     Семинары. Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике [].
     Семинары в СДО могут проводится с помощью компьютерных видео и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличаются от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.
      Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (не управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Причем при проведении электронных семинаров участники которых располагаются в разных часовых поясах предпочтительны семинары в режиме off-line.
     Таким образом, для организации семинаров в Т-СДО требуется, исходно, время на разработку программы и содержания семинаров, а далее время (регламентированное) на проведение видеоконференций или на модерацию и оценку результатов телеконференций. Указанный параметр напрямую зависит от количества обучаемых.
        Консультации являются одной из форм руководства работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого, именно: внимание, память, воображение и мышление).
       В СДО используются в основном консультации с применением средств НИТ: телефона, электронной почты, видео и телеконференций, а также справочники по наиболее часто встречающимся вопросам. Выбор средств информационных технологий определяется имеющимся в наличии составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.
      Таким образом, Т-СДО требует от каждого «владельца» курса затрат времени на проведение консультаций в режиме off-line.
     Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Для их реализации можно использовать два пути: 1) удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент; 2) доставку портативного лабораторного практикума «на дом».
         Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим соображениям является первое направление, которое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ при ДО по естественно-научным и инженерным специальностям. [8, С.22].
        Таким образом, в для реализации лабораторных работ в Т-СДО (например, по курсам ТСТК, товароведения, ИТТ) требуются временные затраты на подготовку программы и содержания соответствующих лабораторных работ, а также технологическое оборудование (студия с видеокамерой) и инженерный работник.
        Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.
   Качество усвоения студентами учебного материала в СДО, так же как в традиционном процессе, можно характеризовать по уровням усвоения: 1. Уровень представления, 2. Уровень воспроизведения, 3. Уровень умений и навыков 4. Уровень творчества.
   В СДО используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. В СДО широкое распространение получили тестовый контроль как для самопроверки, так и для итогового контроля, который может проводится в Центре ДО или в региональном центре под наблюдением тьютора (представителя Центра ДО) .
   Организацию контроля при реализации технологий ДО можно классифицировать и наглядно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.

   
Рис. 2. Варианты организации контроля в СДО
   Исследования вариантов организации контроля при дистанционном обучении показали, что целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль.
       При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения и учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса дальнейшего процесса дистанционного обучения.
       Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих программ, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы тесты тестов, составленным по разделам учебной программы.
      Таким образом, Т-СДО по сравнению с традиционной образовательной технологией требует подготовки увеличенного объема материалов для проверки знаний (требуется для самотестирования). Затраты времени в основном требуются на этапе разработки учебного материала.
      Самостоятельная работа. Эта общеизвестная регламентная форма обучения при традиционном варианте является основной в СДО. При этом используются все описанные выше средства обучения.
    Самостоятельная работа обучающихся может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация групп взаимопомощи. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования.
     Рабочие места обучающихся, где происходит процесс ДО, в зависимости от финансовых и материальных возможностей можно разбить на три класса: 0 - на рабочем месте отсутствуют средства новых информационных технологий; I - имеется в наличии магнитофон и (или) видеомагнитофон; II - имеется компьютер с возможностью выхода в компьютерные сети. Многие проблемы аппаратно-технической поддержки образовательного процесса в ДО в случае отсутствия средств информационных технологий у обучаемого при самостоятельной работе, решаются на учебно-консультационных пунктах или в территориальных пунктах удаленного доступа (при сетевом обучении).
     Взаимосвязь основных внешних и внутренних факторы влияния на Т-СДО представлены на рис. 3. 

 
 

Рис. 3. Факторы  влияния на Т-СДО;
а –  общая система внешних и внутренних факторов;
б –  детализированная система внутренних факторов 

3. Моделирование таможенной системы дистанционного образования
Т-СДО 
 

       Анализ литературных источников, посвященных исследованию СДО, свидетельствует о том, что построению моделей дистанционного обучения  было уделено внимание рядом авторов (Е.С. Полат [], А.А.Андреев [], R.Tuninga, I.Seinen []  и др.). В таблице 1 приведена сравнительная характеристика существующих моделей дистанционного образования, предложенных как отечественными, так и зарубежными авторами.
     Приведенные в табл. 1 сведения свидетельствуют о том, что авторы представленных моделей подразумевали лишь построение моделей концептуального уровня, имеющих, скорее, описательный характер образовательных процессов ДО и технических средств, используемых для доставки и представления учебной информации, не решая при этом задачу многовариантной многофакторной математической оценки СДО с  позиций трудовых и финансовых затрат. Такая оценка необходима для оптимального выбора конкретного организационно-технического решения формируемой отдельным ВУЗом СДО. Моделей же системы дистанционного образования сотрудников таможенных органов в доступной литературе обнаружено не было.
       В соответствии с задачами настоящего исследования авторами проводилось моделирование таможенной системы дистанционного образования при использовании пакета MATLAB.
      В качестве исходных численных данных использовались, имеющиеся нормативы для расчета нагрузки и оплаты труда преподавателей и сотрудников РТА, а также существующие на момент исследования сведения о численном составе слушателей различных форм обучения РТА, включая факультет повышения квалификации.
     Программный комплекс MATLAB / Simulink предназначен для решения математических и инженерных задач [[xii]]. Он широко применяется при разработке систем управления, для исследования, анализа, планирования и прогнозирования экономической динамики. Использование средств MATLAB позволяет, выявив основные элементы, составить упрощенную модель процесса ДО.
    В процессе моделирования выполнялись следующие этапы: разработка концептуальной модели СДО (гл. 1); формирование формализованного описание системы дистанционного образования (СДО); программная реализация модели средствами пакета Simulink MatLab; анализ и интерпретация полученных результатов.
       Модель системы Т-СДО составлялась в виде блок-схемы, с использованием технологии визуального проектирования (рис. 4).

Рис. 4. Программа  управления экспериментами над моделью
  Блоки являлись библиотечными моделями-примитивами элементов экономических систем. Каждый блок – объект с графическим начертанием, с графическим и математическим символом, выполняемой программой и числовыми или формульными параметрами. Блоки соединяются линиями, отображающими движение материальных, финансовых и информационных потоков между объектами.
   Таблица 1 – Известные модели СДО
№№  п/п автор Модели СДО
1 2 3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.