На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентные структуры в экономике и их проявление в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Пермский  институт (филиал)
государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический  университет» 
 
 
 

Кафедра общей экономической теории 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Экономическая теория» на тему
Конкурентные  структуры в экономике  и их проявление в  современной России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2010
Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
    КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ………………………….5
      Чистая  конкуренция………………………………………………...……5
      Монополистическая конкуренция…………………………………..…..7
      Олигополия…………………………………………………………….…8
      Чистая  монополия………………………………………………………..9
      Конкуренция Майкла Портера…………………………………………11
      Экономическая роль конкуренции…………………………………….16
 
     
    ПРОЯВЛЕНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………17
      Государственная политика России в области конкуренции………...17
      Совершенная конкуренция и малый бизнес в  России….……………18
        Конкурентные преимущества и слабые стороны России…………...18
 
     
    ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ………20
      3.1. Пути повышения конкурентоспособности  России……………….……20
      3.2. Антимонопольная служба России…………………………………….....21
      3.3. Российский рынок нефтепродуктов………………………………….…24
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………28
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...30
     Приложения……………………………………………………………………………..31
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях стремления каждой фирмы к  максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной  деятельности, фирмы выступают по  отношению  друг  к  другу  как  конкуренты.  Под экономической  конкуренцией  понимается  соревнование  экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или  как  говорят,  за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно  на этом  основано  функционирование  фирм  в  современных  условиях,  в условиях складывающихся рыночных отношений.
     Выбранная мной тема очень актуальна в современном  мире, поскольку конкуренция является необходимым и  важнейшим  элементом  рыночного механизма,  но  сами  ее  формы  далеко  не  одинаковы  на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. 
     Конкуренция – это главный  механизм  современного  рынка. Создание конкурентной среды  –  важнейшее  условие  функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие  конкуренции.  Однако  в течение   уже   10   лет   Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться  с серьезными  проблемами  в создании  конкурентной  среды.  Полная  государственная   монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные  монополии  и  их социальная  значимость  –  все  это  существенно  осложняет  процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе  России  в вопросе построения конкурентной среды. Таким образом, можно с полным правом говорить о том,  что вопросы  конкуренции  имеют  сегодня  большую  актуальность  как  на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне [3].
     Основная  цель  курсовой  работы  состоит  в  том,  чтобы рассмотреть различные конкурентные структуры в экономике и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.  Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
     1. понять сущность конкурентных структур;
     2. проанализировать проявления рассматриваемых структур в современной России;
     3. анализ проблем конкурентной среды в России.
     Предметом исследования, таким образом,  будем  считать конкурентные структуры современной России.
     В качестве основной  научной базы я использовала следующую литературу:
    Харитонов В.К. Государство и проблемы  конкуренции  в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26;
    Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000. – 267с.
 

       1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ 

      Каждая  отрасль имеет свою рыночную специфику - производство различных товаров, различный  состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и  специфика потребителей, особенности конкуренции и др.
     В микроэкономике обобщаются наиболее типичные рыночные структуры (модели рынка) и  исследуются поведение фирм-производителей, приводящие к получению ими наибольших выгод – получения максимума прибыли. В основе этих обобщений вырабатываются конкретные рекомендации, имеющие важное прикладное значение в выборе стратегии поведения фирмы в тех или иных конкретных рыночных условиях.
     Объектом  анализа конкуренции выступает  отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции [5].
      Существует  четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка (Таблица 1):
             1. Чистая конкуренция.
             2. Монополистическая конкуренция.
             3. Олигополия.
             4. Чистая монополия. 

      Чистая  конкуренция
 
     Характерными  чертами этого рынка являются:
     • очень большое количество субъектов, производящих и реализующих товары и услуги, имеющие однородный и стандартизированный характер;
     • рыночная цена производимого и реализуемого продукта не зависит от производителя  и потребителя. Контроль производителя  над ценой отсутствует;
     • ни одна из фирм не может воздействовать на уровень цены в отрасли, так как увеличение или уменьшение выпуска одной незначительной доли общего производства не может повлиять на уровень цены данного продукта;
     • конкурентная цена на рынке имеет  тенденцию к снижению и стремится  сравняться с минимумом средних  издержек производства, так как регулируется вступлением фирм в отрасль и выходом из нее в зависимости от наличия или отсутствия экономической прибыли;
     • условия вступления в отрасль  не ограничиваются. Фирмы и ресурсы  могут свободно перемещаться между  отраслями производства;
     • неценовая конкуренция отсутствует  вследствие ограниченности возможностей небольших фирм;
     Конкурентная система цен способствует:
     а) формированию объемов производства и такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение интересов производителя, потребителя и общества;
     б) перераспределению ресурсов в соответствии с изменением потребительских вкусов, наличия и стоимости ресурсов, технологии и организации производства. Механизм рынка совершенной конкуренции  создает условия для саморегулирования процессов производства, распределения, обмена и потребления в целях наиболее эффективного решения главных задач экономического развития.
     Однако  рынок не свободен от недостатков. В условиях чистой конкуренции имеют место ограничения эффективности производства и распределения производственного продукта.
     В экономической литературе отмечаются следующие факторы, препятствующие повышению эффективности производства и распределения в условиях рынка  чистой конкуренции:
     • рынок не обеспечивает относительного равновесия доходов и порождает неравенство распределения произведенного общественного продукта;
     • рынок не допускает побочных издержек для производства общественных благ и удовлетворения общественных потребностей;
     • чисто конкурентный рынок может  мешать разработке и внедрению новой техники и технологии в силу небольшого размера конкурирующих фирм и большей выгоды использования уже разработанных технических усовершенствований, чем собственные инновации;
     • чисто конкурентный рынок не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов для потребления, ни условий для освоения новых продуктов.
     Примерами отраслей хозяйства с чистой (или  совершенной) конкуренцией являются:
     • сельскохозяйственное производство;
     • мелкая розничная торговля;
     • сфера бытовых услуг;
     • производство мелких объемов проектно-строительной продукции [9].
      Монополистическая конкуренция
 
     Монополистическая конкуренция представляет собой модель рынка, соединяющую в себе черты рынков чистой конкуренции и чистой монополии. Эта модель рынка нашла очень широкое распространение в экономике многих стран. Она включает в свой состав очень значительный объем конкурентного рынка, смешанного с небольшой долей монопольной рыночной власти.
     Отличительными  признаками монополистической конкуренции  являются:
     •наличие  относительно большого числа относительно небольших фирм, каждая из которых  производит и реализует похожую, но не идентичную продукцию (например, обувь, одежду, мебель и т. д.);
     • производимая продукция дифференцирована по качеству, видам предоставляемых услуг, условиями продажи товара, размещению объектов продажи и формам стимулирования сбыта;
     • отдельные фирмы обладают относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
     • имеют место сравнительно легкие условия вступления в отрасль новых предпринимателей и выхода из нее при соответствующих условиях;
     • конкуренция и экономическое  соперничество фирм сосредотачивается  не только на цене, но и на таких неценовых  факторах, как реклама и другие средства стимулирования продажи произведенного продукта.
     В условиях монополистической конкуренции  предприниматель стремится к некой комбинации влияния цены продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая обеспечивает максимизацию дохода и прибыли.
     Дифференциация продукта предоставляет потребителю большое разнообразие выбора товаров и услуг и перспективу улучшения их качества.
     Издержками  монополистической конкуренции  являются недогрузки предприятий, компенсируемые более высокими ценами. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни оптимальной производственной эффективности. Однако дифференциация продукта и связанные с нею более высокий спрос стимулируют увеличение объема производства на предприятиях этой модели рынка, увеличивают доход и прибыль предпринимателя и в известной мере компенсируют указанные выше издержки.
     Примерами отраслей хозяйства, в которых действует  рынок монополистической конкуренции, являются:
     •  розничная торговля;
     •  производство одежды, обуви, мебели;
     •   крупные предприятия сферы общественного  обслуживания, бытовой техники и других товаров широкого потребления [9]. 

      Олигополия
 
     Олигополиями  называются модели рынков, на которых действуют и господствуют несколько крупных фирм, представляющих, как правило, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности и оптовой торговли.
     Причиной  образования олигополии является эффект масштаба производства, побуждающий  к слиянию отдельных фирм и концентрации производства. Отличительными чертами этой модели рынка являются:
     •  небольшое число действующих  на рынке фирм, каждая из которых  обладает значительной долей рынка;
     •  фирмы, представляющие отрасль, являются взаимозависимыми и находятся в конкурентной борьбе;
     •   продукты, производимые фирмами, могут быть как одинаковыми, так и значительно дифференцированными по качеству;
     •  имеет место широкое использование  барьеров или препятствий для  вступления в отрасль новых фирм»  могущих стать конкурентами. Такими существенными препятствиями, ограничивающими вступление в отрасль, являются:
     — наличие патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над  сырьевыми ресурсами;
     — своеобразие в установлении цен  на производимую и продаваемую продукцию. Это своеобразие заключается в широком использовании различных форм монополистического ценообразования:
     а) установление конкурентной цены: цена формируется на основе взаимодействия независимых конкурирующих фирм, входящих в состав олигополии;
     б) установление цены на основе тайного сговора между фирмами, олигополиями: цена и рынки сбыта определяются сговором, каждый олигополист назначает цену и определенный сговором объем продукции, реализуемый на рынке;
       в) установление единой цены  на основе цены, установленной наиболее крупной фирмой-лидером олигополистического рынка: лидерство в ценах является средством, при помощи которого олигополист координирует цены, не вступая в тайный сговор. Цены устанавливаются на уровне цен, определяемых лидирующим по объемам производства конкурентом. Наиболее крупная фирма устанавливает измененную цену, а все другие следуют этому изменению;
     г) формирование цены на основе принципа «издержки — плюс»: применяется метод накидки на размер издержек производства определенного процента (издержки плюс процент), гарантирующего получение желаемой прибыли после покрытия издержек производства и уплаты налогов;
     •  контроль над ценами в зависимости  от форм ценообразования в условиях олигополии является ограниченными или значительными;
     •   широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены весьма значительна.
     Итоги экономической деятельности олигополии, как правило, высоки и похожи на аналогичные  результаты в условиях чистой монополии [9]. 

      Чистая  монополия
 
     Особое  место на национальном рынке занимает чистая монополия. Чистая (или абсолютная) монополия представляет собой отрасль, в которой выступает фирма, являющаяся единственным производителем или поставщиком товара или услуги.
     Продукт монополии уникален. Он не имеет хороших или близких заменителей. Монополист выпускает и контролирует весь объем предложения и диктует цену выпускаемого продукта.
     Отсутствие  конкуренции позволяет монополисту  осуществлять полный контроль над ценой.
     Чтобы избежать конкуренции, монополист разными мерами блокирует вступление в отрасль других предпринимателей. Барьерами для вступления в отрасль служат:
     • высокая эффективность достигнутых  масштабов производства, недоступная для возможных конкурентов;
     • собственность на лицензии и патенты;
     • собственность на важнейшие виды сырья;
     • технологические и структурные условия, исключающие возможность конкуренции.
     Монополисты широко применяют методы неценовой конкуренции, основой которых является реклама, ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам), а также различные формы нечестной конкуренции в целях увеличения объема продаж, дохода и прибыли.
     Чистая  монополия имеет свои особенности в ценообразовании, образовании дохода, прибыли и распределении произведенного продукта. Монополист заинтересован в получении совокупной прибыли.
     Совокупная  прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками производства. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.
     Поэтому монополист часто избегает более  высоких цен, предпочитая получить большой доход от увеличения объема продажи продукта по более низкой цене. Однако, пользуясь монопольной властью, в ряде случаев монополист считает выгодным сократить объем производства, сокращая издержки производства, назначить высокую цену и за этот счет получить больший доход и большую прибыль.
     Существуют  различные оценки того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу.
     Мнения  о том, что более высокие экономические прибыли позволяют организовать в более широком масштабе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, противостоят мнению о том, что отсутствие конкуренции в чистой монополии замедляет научно-технический прогресс.
     Чистая  монополия не гарантирует постоянного получения экономических прибылей, так как вследствие падения спроса и роста издержек производства в периодах кратковременного нарушения равновесия спроса и предложения возможны убытки, однако совокупный убыток, как правило, покрывается совокупным доходом в течение длительного периода.
     Чистая  монополия способствует неравенству в распределении дохода и произведенного общественного продукта. Назначение более высоких цен в результате рыночной власти монополистов позволяет монополисту получать высокие экономические прибыли.
     Владельцы монополистических предприятий стремятся обогатиться за счет значительной части общества. Монополистическая прибыль, как правило, концентрируется в руках относительно небольшой группы лиц с самыми высокими доходами, стимулируя неравенство распределения произведенного общественного продукта.
     Большинство чисто монополистических отраслей'1 являются естественными монополиями, которые подлежат государственному или общественному регулированию, которое выражается в регулировании цен и тарифов на товары и услуги, отпускаемые монополистами.
     Регулирование цен и тарифов в известной  степени снижает отрицательные  социальные последствия от деятельности естественных монополий.
     Примерами отраслей хозяйств, в которых преимущественно действуют предприятия-монополисты, являются:
     •местные  предприятия сферы общественного пользования (метрополитен, рельсовый и безрельсовый городской общественный транспорт, почтовая, телефонная и телеграфная связь, энергетика);
     • железнодорожный, водный и воздушный транспорт;
     • оборонная промышленность;
     • металлургия;
     • тяжелое машиностроение [9]. 

      Конкуренция Майкла Портера
 
     Изучением конкуренции во всём её многообразии два десятилетия занимался Майкл  Портер, профессор в области управления торгово-промышленной деятельностью  Гарвардской школы  бизнеса и один из самых уважаемых авторов концепций конкурентной стратегии и международной конкурентной способности. Профессор Портер был принят в отделении Гарвардской школы бизнеса в 1973 году и стал одним из самых молодых профессоров в истории школы. Среди более чем пятнадцати книг и шестидесяти статей написанных Портером, немалый интерес представляет его книга «Конкуренция».
     Я сочла целесообразным использовать в своей работе некоторые аспекты из этой книги. Наиболее интересной, на мой взгляд, является его идея о противоборствующих силах и стратегической конкуренции.
     «Состояние  конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами, представленными  на рисунке 1. В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли. Он колеблется от значительного (в таких отраслях, как производство автопокрышек, жестяных банок и сталелитейная), где не только одна компания зарабатывает впечатляющие дивиденды на вложенные капиталовложения, до среднего (в таких отраслях, как обработка нефтепродуктов и производство оборудования, безалкогольных напитков и принадлежностей туалета), где существует возможность для получения вполне высоких дивидендов.
     В "абсолютно конкурентных" отраслях, где стремление всеми средствами добиться выгодного положения не пресекается, проникнуть в отрасль несложно. Такой вид структуры отрасли предлагает соответственно худшие перспективы для долгосрочной прибыли. Чем слабее в совокупности силы конкуренции, тем больше возможностей для превосходной деятельности.
     Каковы  бы ни были в совокупности силы, цель корпоративной стратегии — найти  и занять позицию в отрасли, где  компания будет лучше всего защищена от влияния этих сил, или сможет со своей стороны оказывать влияние  на них. Давление совокупной силы может быть ощутимым для всех соперничающих сторон, но для того чтобы справиться с ним, стратегия должна быть основана на тщательном анализе происхождения каждой составляющей. Например, необходимо ответить на вопрос: что делает отрасль уязвимой для входа на рынок? Или что определяет рыночную власть поставщиков?                                       
       Знание этих основных источников  конкурентного давления обеспечивает  прочный фундамент для стратегического  плана действий. Оно позволит  выявить сильные и слабые стороны компании, дать четкое обоснование позиционирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компании в конкретной отрасли. Понимание этих источников позволит также рассмотреть возможные направления диверсификации.
     Противоборствующие  силы   
     Наиболее  влиятельная конкурентная сила (или  силы) определяют прибыльность отрасли  и, таким образом, имеют важнейшее значение в формулировании стратегии. Например, даже компания, занимающая ведущие позиции в отрасли, не застрахованной от вторжения новых соперников, столкнется со снижением прибыли в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих продуктов-заменителей — как это произошло с ведущими производителями электронновакуумных ламп и кофеварок. В подобной ситуации преодоление проблемы продукта-заменителя становится вопросом "номер один" в стратегии компании.
     Различные действующие силы, безусловно, играют важную роль в формировании конкуренции в каждой отрасли. Ключевая сила отрасли по производству океанских танкеров — вероятно, покупатели (преимущественно нефтяные компании). Тогда как в производстве автопокрышек — это фирмы-изготовители комплектного оборудования, связанные с сильными конкурентами. В сталелитейной промышленности такими силами являются иностранные конкуренты и материалы-заменители
     Каждая  отрасль имеет уникальную структуру, или набор фундаментальных экономических  и технических характеристик, которые служат источником роста конкурентной силы. При разработке стратегии с целью удачного позиционирования в промышленном окружении необходимо составить представление о факторах, формирующих это промышленное окружение.
     Указанный подход к конкуренции одинаково применим и для отраслей, имеющих' отношение к производству товаров, и для отраслей, предоставляющих услуги. Поэтому далее в этой статье под определениями "товары" и "продукты" следует иметь в виду и услуги. Основные принципы справедливы в отношении всех видов бизнеса.
     Несколько характеристик являются критичными по отношению к устойчивости, каждой конкурентной силы, которые рассмотрены ниже.
     Силы  конкуренции, обусловленные  угрозой вторжения  новых конкурентов.
     Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам.
     Насколько серьезной является угроза со стороны  возможного появления на рынке новых  конкурентов, зависит от наличия  барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в алане вторжения. Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа.
     1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками (и, соответственно, с низкой прибыльностью). Экономия, обусловленная ростом масштабов в производстве, исследовании, маркетинге и сфере услуг, является, вероятно, основным барьером для входа в отрасль универсальных вычислительных машин, в чем нас убеждают печальные примеры компаний Xerox и GE (General Electric). Экономия за счет роста производства может служить барьером для проникновения и в таких отраслях, как дистрибьюторство и финансы, и во многих других направлениях бизнеса.
     2.  Дифференциация продукта. Отождествление потребителем товарной марки с производителем также является серьезной преградой для вторжения, поскольку новым компаниям необходимо преодолеть приверженность потребителей к существующим маркам. Реклама, обслуживание уже устоявшихся в отрасли групп потребителей, а также отличия в товарах — являются факторами, обусловливающими отождествление товарной марки. Это, возможно, наиболее важный барьер входа в отрасли безалкогольных напитков, патентованных медицинских препаратов, косметики, банковских капиталовложений и независимой ревизорской деятельности. Для возведения высоких преград в своем бизнесе производители пива достигли отождествления товарной марки у потребителя с экономией за счет роста производства, с движением товаров от производства к потреблению, а также маркетингом.
     3.   Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами, такими как предварительная реклама или научно-исследовательская работа. Капитал необходим не только на средства производства, но и на кредитование потребителей, создание материально-производственных запасов и компенсацию потерь, связанных с организацией нового предприятия. В то время как крупнейшие корпорации располагают финансовыми ресурсами для вторжения в любую отрасль, необходимость огромных капиталовложений в определенных областях, таких как компьютерная индустрия и добыча полезных ископаемых, ограничивают количество потенциальных претендентов.
     4.  Более высокие издержки. Компании, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Эти преимущества могут быть основаны на так называемой кривой обучения (learning curve — кривая приобретения навыка или квалификации) (и ее старшей "сестре" — кривой опыта (experience curve)), использовании передовых технологий, доступе к лучшим источникам сырья, активах, приобретенных по доинфляционным ценам, государственных субсидиях или выгодном местоположении. В некоторых случаях ценовые преимущества объективно обусловлены, поскольку защищены патентом.
     5.  Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг. Новые продукты питания, например, могут вытеснить с полок супермаркетов существующие продукты за счет более низкой цены, продуманной политики продвижения, усилий, направленных на повышение продаж, и применения других способов. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль. Иногда эти препятствия настолько серьезны, что новые участники вынуждены создавать собственные каналы распределения, как это сделала компания Timex в отрасли производства наручных часов в 50-е годы.
     6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже во все исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Наглядными примерами в этом отношении   могут  служить  такие  регулируемые  отрасли,   как  розничная  торговля спиртными напитками и перевозки на грузовиках и суднах; более тонкие ограничения действуют в угольной промышленности. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения воды и воздуха и других норм безопасности.
     Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также  может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль. Весьма обоснованными опасениями могут служить как заведомо враждебное отношение конкурентов, занимающих привилегированное положение в отрасли, так и следующие мотивы.
    Существующие конкуренты обладают реальным потенциалом для противодействия, включая излишек свободных наличных средств, незадействованные  крупные  источники  финансирования,   производственные  мощности, сильное влияние на каналы распределения и потребителей.
    Компании, работающие в отрасли, готовы снизить цены, чтобы удержать в      своих руках долю рынка, или из-за избытка в отрасли производственных мощностей.
    Когда рост отрасли происходит замедленными темпами, это негативно отражается на возможности принять новых конкурентов и часто на финансовой эффективности всех участников, вовлеченных в экономический спад.
     Стратегическую  конкуренцию можно рассматривать как процесс поиска новых позиций, которые обеспечивают приток потребителей, уже существующих на этом рынке, или привлечение на рынок  совершенно новых потребителей. Стратегические позиции часто не совсем очевидны, и удачный поиск этих позиций требует творческого подхода и дальновидности. Новички часто открывают для себя уникальные позиции, которые, в принципе, были доступны и прежде, но упущены из вида существующими конкурентами. Компании Ikea, например, сумела распознать группу потребителей, которая была проигнорирована другими конкурентами или которой не было уделено достаточно внимания. Компания Circuit City Stores проникла на рынок подержанных автомобилей и основалась здесь под именем СагМах, открыв новый способ ведения дел — перекрашивание машин, гарантия на товар, безупречная калькуляция цен, разумное использование внутрифирменного финансирования покупателя, — которые давно "лежали на поверхности" для применения в бизнесе. Новые конкуренты могут обеспечить себе успех, заняв позицию, которая прежде была захвачена существующими в отрасли компаниями, но утрачена со временем из-за подражания более успешным компаниям и распыления усилий. Конкуренты, приходящие из других отраслей, также могут создать новые позиции, основанные на характерных видах деятельности, привнесенных ими из другого бизнеса. Вышеупомянутая компания СаrМах во многом воспользовалась опытом и знаниями Circuit City Stores в области управления учетом товаров, кредита и других видов деятельности в розничной торговле потребительской электроникой. В большинстве случаев, однако, новые позиции открываются благодаря переменам. Появляются новые группы потребителей или товаров, с развитием общества возникают новые потребности, развиваются новые каналы распределения, разрабатываются новые технологии, становятся доступны новое машинное оборудование и информационные системы. Когда происходят такие изменения, новые конкуренты, не обремененные историческим наследием отрасли, часто очень легко ощущают потенциал для новых способов конкуренции. В отличие от существующих конкурентов новички оказываются значительно гибче, поскольку им не приходится принимать компромиссных решений в отношении своих видов деятельности [6]. 

      Экономическая роль конкуренции
 
     Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков [12].
 

    ПРОЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
 
      Государственная политика России в области конкуренции
 
     Государство как один из ведущих субъектов  рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий  против монополизации национального рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса.
     Этой  проблеме отведено одно из главных  направлений деятельности нашего государства – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и препятствующих добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.
     В условиях рынка конкуренция выполняет  следующие функции:
     1) регулирование;
     2) мотивацию;
     3) распределение;
     4) контроль.
     Конкуренция является действенным механизмом повышения  качества, количества товаров и услуг  при соизмеримом уменьшении его  стоимости.
     Государственная политика России в области конкуренции обычно направлена на:
     1) интенсификацию научно-технического  прогресса;
     2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом  поле;
     3) создание условий для эффективной  и результативной конкурентной  борьбы.
     Однако  рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.
     Недобросовестная  конкуренция в национальной экономике  России проявляется в виде:
     1) подкупа;
     2) шантажа;
     3) предоставления заведомо ложной  информации потребителю;
     4) сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
     5) заведомого сокрытия дефектов  для потребителя;
     6) промышленного шпионажа;
     7) подделки продукции конкурентов [11]. 

      Совершенная конкуренция и малый бизнес в России
 
     В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами «челноков», т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются «дикие» бригады — мельчайшие фирмы, часто действующие без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» — на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей» — Grosshandel, поскольку обычно ведется в больших масштабах. Поэтому немецкие газеты часто передают абсурдно звучащий термин «мелкокрупная торговля» [2].
      Конкурентные  преимущества и слабые стороны России
 
      Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК, низкая капиталоемкость сектора Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при относительно развитой инфраструктуре, долговременное присутствие российской машинотехнической продукции на рынках некоторых стран, позволяющее не только сохранить, но и усилить влияние на этих рынках.
     Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур  внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий. Кроме того, жесткий протекционизм некоторых зарубежных стран, поддерживающих монополию транснациональных корпораций, препятствует выходу на многие рынки, где Россия могла бы использовать свои конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример – рынок космических и информационных технологий и услуг [4]. 

     В целом состояние конкурентной среды  характеризует все еще высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, а также недостаточное информационное обеспечение. Однако наличие тенденции по выравниванию нормы прибыли говорит о снижении барьеров для межотраслевого перелива капитала, динамика основных показателей деятельности товарных бирж свидетельствует о развитии процессов создания информационной инфраструктуры бизнеса и снижении информационных барьеров для новых участников.
 

      3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ
       
      3.1. Пути повышения  конкурентоспособности  России 

      В последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность (Таблица 2, Таблица 3) прежде всего из-за чрезмерно затянувшихся кризисов, нестабильности и застоя в экономике. Результатом всех этих процессов стало сокращение экспортных возможностей страны. В этой ситуации государство заинтересовано в том, чтобы всячески поддерживать и стимулировать отечественных производителей и решить комплекс стратегических задач, связанных с обретением Россией международной конкурентоспособности. К этим задачам относятся:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.