На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие как форма мышления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Университет Корпоративного Управления
Институт  Корпоративного Менеджмента 
 
 

По  дисциплине: Логика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему: 

«Понятие как форма мышления » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         студент Пуздряк Людмила Адамовна
                                                                                  группа № КМШЗ-1.1/10ФВС1-2Б
                                                                                      курс 1
                                                     преподаватель:  

Москва
2010 год 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение
     Как самостоятельная наука логика сложилась  более двух тысяч лет назад, в  четвертом веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
     Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
     Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
     Мышление  человека подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно  тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
     Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
     Знание  логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
       Основными формами мышления являются  понятие, суждение и умозаключение.  В своей работе я попытаюсь,  как можно подробнее рассмотреть  одну из форм мышления –  понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).
 

1. Понятие как форма мышления
общая характеристика понятий
     Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
     Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
     Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют  предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.
     Любой предмет имеет множество разнообразных  признаков. Одни из них характеризуют  отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
     Кроме единичных (индивидуальных) и общих  признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
     Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.
     Признаки, которые могут принадлежать, но могут  и не принадлежать предмету и которые  не выражают его сущность, называются несущественными.
     Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных  предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.
     Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
       Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые, ею предметы, явления, процессы.
     Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Логические  приёмы образования  понятий
     Что бы составить понятие о предмете, нудно сравнить данный предмет с  другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
     Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
     Выделение с помощью анализа признаков  позволяет отличить существенные признаки, от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием.
     Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
     Признаки  изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
     Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
Понятие и слово
     Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это  слова и словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).
     Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.
     Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской.
     Многозначность  слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам  в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с  тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.
     Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук.
2. Содержание и объем понятия
Объем понятия
     Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
     Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.
       Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким предметам оно относится. Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.
     а) Интенсиональность  понятия.
       Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его либо:
     - с понятием как таковым (содержание  понятия — это система признаков,  на основе которой осуществлено  обобщение и выделение предметов в понятии).
     - со значением (совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия)
     -со  всем, что известно о данном  явлении вообще.
       Получается, что в некотором смысле содержание понятия – это то, что нам известно о вещах, соответствующих этому понятию. Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, общих, существенных и всех вообще признаках.
       Существует представление о величине содержания, т. е. содержание одних понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но определения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует. Чаще всего объясняют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулировать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины. Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет необходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и подчиненное понятия, но не иные.
     Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иногда к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, достаточно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка и т. п., и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга.
       б) Экстенсиональность понятия.
       Понятие всегда относится к  каким-то объектам вне его,  обозначает какие-то вещи явления,  предметы. Именно те, которые имеют  признаки, обобщенные в понятии.  Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием.
       Чтобы перейти к объему понятия,  нужно провести различие между  предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и черты приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном бытии и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом.
     Предмет, о котором известно только то, что  он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным  предметом. Совокупность абстрактных  предметов, соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.
       Понятию, однако, соответствуют не  только отдельные конкретные  предметы, но и их категории. Поэтому в трактовке объема понятия можно отметить два подхода.
       Первый заключается в том, что объем понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем можно было бы назвать объемом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разновидностей данного явления, как разнообразно оно.
       Bторой подход можно выразить такими словами: объем понятия — все предметы, к которым относится данное понятие.
       Объём понятия не может состоять  из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. Мы сказали бы так: объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных предметов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию. Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными.
       При обращении с объемами понятий  возможна следующая ошибка: части  предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета. Плавник не есть разновидность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются. 

Логика  содержания
     Это логика объемов, она сосредоточивает  свое внимание на экстенсиональной стороне  мышления. Для нее мышление —  это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и  формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсиональном контексте).
     Отсюда  следует, что должна существовать и  логика содержания, которая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении,
       Пустые объемы.
     Иногда  говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:
     - когда предметы, отраженные в  понятии, противоречат физической  возможности. Это либо вещи  вроде вечного двигателя, либо  порождения фантазии (кентавры, русалки и т. п.).
     - когда речь идет о само противоречивых  понятий. И те, и другие понятия,  говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия  называют еще ложными.
     Онтологическая  модальность понятий.
     Существует  понятие модальности. Модальность - способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).
     Логическое  существование — это существование вообще, в самом широком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.
     Эти виды существования  перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:
      чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.
      чувственно -субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;
      скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;
      скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.
     Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.
       Сделаем вывод — абсолютно пустых объемов нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым. Лишь с точки зрения принимающей, какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.
3. Виды понятий
     Понятия принято делить на следующие виды:
     1 Понятия единичные и общие:
     В зависимости от того, мыслится в  них один элемент или множество  элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).
     Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).
     Общее понятие, относящееся к неопределенному  числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
       2 Понятия собирательные и не собирательные.
       Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).
     Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся  к каждому его элементу, называется не собирательным.
     Если  высказывание относится к каждому  элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.
     3 Понятия конкретные и абстрактные.
     В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).
     Понятие, в котором мыслится предмет или  совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.
       Понятие, в котором мыслится  признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
     Различие  между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом. Который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.
       Абстрактные понятия образуются  в результате отвлечения, абстрагирования  определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как  самостоятельные объекты мысли.
     Не  следует смешивать конкретные понятия  с единичными, а абстрактные с  общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).
     Понятия положительные и отрицательные.
       В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.
     Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.
     Понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: грамотный и порядок, являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок - отрицательными.
     4 Понятия безотносительные и соотносительные.
       В зависимости от того, мыслятся  ли в них предметы, существующие  раздельно или в отношении с другими предметами.
     Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно  и мыслящиеся вне их отношения  к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия студент, государство.
       Соотносительные понятия содержат  признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: родители (по отношению к понятию дети) или начальник (подчиненный).
     Определить, к какому виду относится то или  иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.  
 

4. Обобщение и ограничение понятий
     Обобщить  понятие - значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
       Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.
     Из  приведенного примера видно, что  для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуальные) признаки.
       Обобщение понятия не может  быть беспредельным. Наиболее  общими являются понятия с  предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.
     Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположенную операции обобщения.
       Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.
       Пределом ограничения понятия является единичное понятие. Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).
     Логические  операции обобщения и ограничения  понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.
     Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого. Например, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.
 

Заключение
     Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
       Признаком предмета называется, то в чем предметы сходны  друг с другом или чем они  друг от друга отличаются.
     Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют  предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие  предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) так же рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружие у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно имеет собственника или его собственник не известен.
       Любой предмет имеет множество  разнообразных признаков. Одни  из них характеризуют отдельный  предмет и являются единичными, другие принадлежать определенной  группе предметов и являются  общими. Так, каждый человек имеет  признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложения, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.). Являются общими для определенной группы людей; наконец есть признаки, общие для всех людей. Они присуще каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относиться способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
 

  Литература
 
 
    Е.А. Иванов. Логика. Учебник для ВУЗов М.: 2002 год.
    В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. учеб. для юр. ВУЗов М.: 1998 год.
    В. Ф. Барков. Занимательная логика. М.: 2000 год
    В. А. Бочаров, В. И. Маркин. Основы логики. учеб. для ВУЗов М.: 1997г.
    В.И. Курбатов. Логика. учеб. для ВУЗов М.: 1999 год.
    В. Ф. Барков. Логика. учеб. для ВУЗов М.: 1994 год.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.