На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос и его функции. Закон спроса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  КАРАГАНДИНСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА 
 
 
 
 
 
 
 

            КУРСОВАЯ   РАБОТА 
 

  По  дисциплине: Экономическая теория 

  На  тему: «Спрос и его функции. Закон спроса»
    
 

                                                      Выполнила : Фаталиева Лейла
                                                                     Гр. У-18 с/с                                                
               
         
                                                                                           

   
           

Астана 2010
План: 

ВВЕДЕНИЕ 
1. Спрос и его особенности 1.1. Понятие спроса и его основные составляющие
1.2. Функции спроса
1.3. Классификация спроса
2. Закон спроса
2.1. Кривая закона спроса
2.2. Эластичность спроса
2.3. Совокупный  спрос
4. Изменение величины спроса
4.1. Изменения  в спросе
Заключение
Список  использованной литературы
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление – менеджмент.
    Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом  высококвалифицированных работников.
    Изучение  же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально  реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все  это предопределяет выживание и  успешную работу предприятия. Сейчас для  любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для  своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время  многочисленные отделы маркетинга, непосредственно  занимающиеся вопросами сбыта и  реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как  он изменяется с течением времени. “Клиент  всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
    Экономический анализ  спроса является универсальным  средством, которое может быть применено  к широкому кругу разнообразных  проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых  экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных  мер по контролю цен, минимальная  заработная плата и экономические  стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
    Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы.
    Основная  цель работы – раскрыть содержание такого важного элемента, как спрос, ознакомиться с его функциями, рассмотреть закон спроса и измерение величины спроса. 
 
 

1.Спрос и его особенности
      Понятие спроса и его основные составляющие
 
    Так как темой исследования моей курсовой работы является собственно спрос, то на нем мы остановимся и подробнее.
В начале нужно определить, что же такое  спрос?
    Спрос – это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
    Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших  составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
     Существую следующие виды спроса на рынке:
    Отрицательный спрос
    Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть  недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические  процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный  спрос на наем бывших заключенных  и алкоголиков. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может  ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка посредством  переделки товара, снижения цен и  более активного стимулирования.
    Отсутствие спрос
    Целевые потребители могут быть не заинтересованными  в товаре или безразличными к  нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением  иностранного языка. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными  потребностями и интересами человека.
    Скрытый спрос
    Многие  потребители могут испытывать сильное  желание, которое невозможно удовлетворить  с помощью имеющихся на рынке  товаров или услуг. Существует большой  скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и  более экономичные автомобили. Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные  товары и услуги, способные удовлетворить  спрос.
    Падающий спрос
    Рано  или поздно любая организация  столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные  колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры  и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
    Нерегулярный спрос
    У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой  основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного  транспорта не загружена во время  дневного затишья и не справляется  с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в  выходные дни залы переполнены. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов  побуждения.
    Полноценный спрос
    О полноценном спросе говорят, когда  организация удовлетворена своим  торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень  спроса несмотря на меняющиеся потребительские  предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской  удовлетворенности, чтобы судить о  правильности своих действий.
    Чрезмерный спрос
      У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.
    Также мы рассмотрим основные составляющие, на которые ориентируются потребители, делая покупки на рынках и в магазинах.
    Цена  товара. Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене – покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. В случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена.
    Качество  товара. Потребители обычно интересуются качеством товара, особенно по сравнению с качествами конкурирующих моделей или товаров-заменителей. Ключевыми характеристиками товара являются его качество, технические характеристики, гарантия, условия приобретения в кредит, удобство, стиль и дизайн, послепродажное обслуживание и общая полезность. Вообще говоря спрос на товар выше, если товар обладает теми качествами, которые ищет потребитель. Нельзя сказать, что качество товаров одной отрасли, производимых разными фирмами, практически одинаково. Так как качество товаров бывает разным и существуют ощутимые разрывы в ценах на товары, практически выполняемые одни и те же функции. Спрос на одну модель или марку в значительной степени зависит от того, как потребитель оценивает её качества по сравнению с качествами конкурирующих моделей и марок. Конкуренты, как обычно бывает, рекламируют качества своих товаров под предлогом информирования потребителей, на деле стремясь убедить потребителей в том, что качество их товаров выше.
    Вкусы и предпочтения потребителей. Связь вкусов потребителей со спросом очевидна. Если уменьшается желание потребителей приобретать товар или услугу, то уменьшается и спрос. Усиление же желания потребителей увеличивает их готовность платить за товар более высокую цену или приобретать его в больших количествах. Не нужно говорить, что вкусы и предпочтения потребителей подвержены изменениям, иногда постепенным, иногда быстрым. Появление новых и лучших товаров, изменение стиля жизни и жизненных ценностей, новая информация о влиянии товаров на здоровье и безопасность – все это определяет, выйдет ли товар из моды или нет. Изменение уровня рекламы товаров, изменение в ту или другую сторону рекламы конкурирующих моделей и родственных товаров, количество и удобство размещения магазинов – вот лишь немногие из факторов, которые могут привести к усилению или ослаблению спроса на товар.
    Доход потребителей. Ясно, что доход потребителей влияет на рыночный спрос. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Чем выше доход потребителя и больше покупательная способность, тем выше будет спрос на товары вообще и некоторые товары в частности. Только в случае низших товаров, увеличение дохода будет сопровождаться снижением спроса.
    Ожидания  потребителей. На объем покупок оказывают влияние ожидания потребителей относительно будущих цен, величины своих доходов и доступности товаров. Если покупатели считают, что цена на желаемый товар в скором времени увеличится, то, чтобы избежать лишних расходов в будущем, они могут пожелать приобрести этот товар сегодня. Аналогичным образом можно рассуждать насчет ожидания будущих доходов. Некоторые потребители могут приобрести товар в кредит сегодня, чтобы расплатиться за него тогда, когда увеличится их доход. Ожидание спада или потери работы приведет к снижению спроса на товар или вообще отказу от его дальнейшего приобретения. Если потребители ожидают, что в скором будущем товар может исчезнуть или оказаться дефицитным, то это побудит их увеличить текущую величину спроса.
    Количество  потребителей и частота  покупок. Поскольку рыночный спрос на товар формируется как сумма индивидуальных спросов потребителей, понятно, что на него будет влиять количество потенциальных покупателей, а также частота, с которой они покупают данный товар.
    Торговая  марка. В теории полезности потребителей всегда рассматривается ситуация, в которой предпосылкой является тот аргумент, что потребительское поведение состоит из устойчивого потока рациональных вычислений, посредством которых потребители рассматривают все возможные комбинации покупок, оценивают полезность и выбирают вариант с наивысшей полезностью. Из рассмотрения практически выпадают такие атрибуты потребительского поведения, как привычка, каприз, импульс, инерция и сопротивление переменам. Хотя чаще всего покупки совершаются именно по этим последним причинам, я имею ввиду товары, которые покупаются довольно часто и не занимают значительного места в бюджете покупателей, например сигареты или предметы гигиены. Здесь большую роль играет торговая марка товара и реклама.
    Ещё одним важным фактором в определении  спроса является размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей, от количества детей в семье, количества заключаемых браков и разводов. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
    Увеличение  числа людей, живущих в одиночестве, возможно, означает увеличение спроса на продукты питания, готовые к употреблению.
    Все вышеперечисленные факторы считаются  как бы «основными» детерминантами, которые формируют конечный рыночный спрос. Но также существуют и другие переменные, которые дополняют сложившуюся  ситуацию. Например, есть разница в  восприятии потребителем товара как  предмета «роскоши» или «первой  необходимости». Хотя представление  о товаре, как о предмете роскоши  либо первой необходимости зависит  от индивидуального стиля жизни  и шкалы ценностей, спрос на эти  товары отличается в зависимости  от изменения цен, степени спада  в экономике, процентных ставок и  доступности кредита, частоты покупок.
    Существует  также множество других детерминант  спроса, но здесь важным было бы отметить, что для каждого конкретно  взятого товара существует свой собственный  набор факторов, влияющих на спрос  уникальным образом. 

      Функции спроса
 
    Функция спроса — это функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него, т.е. функция спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.
     Такие зависимости применяются в аналитических  моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Например, для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.
     Наибольшее  распространение получили однофакторные  функции, отражающие зависимость спроса от уровней семейных доходов.
     Соответствующие этим функциям кривые названы кривыми  Э. Энгеля (по имени впервые изучившего их немецкого ученого). В обобщенной форме эти кривые можно выразить формулой: 

xi = fi(S) 

     где S — средний доход; xi — объем потребления блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется). Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны. Например, если спрос в определенной группе семей на данный товар возрастает примерно в той же пропорции, что и доход, то функция будет линейной: отложив на оси абсцисс графика уровень дохода, а на оси ординат — величину спроса, получим точки, расположенные примерно по прямой линии (…в соответствии с рисунком 1…). Например, зависимость между доходами и расходом на фрукты и ягоды, трикотажные изделия, готовую одежду и рыбные продукты в семьях рабочих и служащих была до реформы цен приблизительно линейной.
     Второй  вид зависимости: когда по мере роста дохода спрос на данную группу товаров возрастает все более высокими темпами. Здесь мы уже имеем выпуклую кривую (…в соответствии с рисунком 2…).
     Если  же рост значений спроса (потребления), начиная с определенного момента  по мере насыщения спроса, отстает  от роста дохода, то графически связь  между этими показателями выражается вогнутой кривой (…в соответствии с рисунком 3…).
     Таковы  наиболее обобщенные формы зависимости  между доходами и спросом.  
 

      Классификация спроса
 
     Американский  экономист X. Лейбенстайн разделил потребительский  спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.
     Функциональным спросом является спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу (товару или услуге). Функциональный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя.
     Нефункциональным спросом является спрос, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы, влияющие на него (…в соответствии с рисунком 4…).
     Первый (социальный фактор) связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся  выдержать общий стиль и покупают товары, которые приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся  достичь исключительности, а не плыть  по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление.
     Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных взаимных влияния:
     1. Эффект присоединения  к большинству. 
     Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает  то, что
покупают  другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость  прямая.
     Под эффектом присоединения к большинству  понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
     Именно  через эффект присоединения к  большинству и объясняются разные веяния моды, когда люди приобретают  вещи, совершенно ненужные, но покупаемые всеми, потому что это модно.
     2. Эффект сноба. 
     В этом случае у потребителя ярко проявляется  стремление выделиться из толпы. Правда, и в этом случае отдельный потребитель  зависит от выбора других, но эта  зависимость обратная. Поэтому
     Под эффектом сноба понимается эффект изменения  спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой.
     Если  другие увеличивают потребление  данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если эффект сноба присутствует, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит  то, что приобретают все.
     3. Эффект Веблена
     Таким термином X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в книге «Теория  праздного класса» (1899) Т. Веблена, когда товары или приобретаются для того, что 
бы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

     Эффект  Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается  в том, что эффект сноба зависит  от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит  прежде всего от цены. В случае эффекта  Веблена, кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки  с положительным наклоном.
     Так, например, вещь от определенного дизайнера -престижна и стоит намного  дороже сходной по качеству вещи, но «простого» производства.
     Кроме того, в нефункциональном спросе Лейбенстайн  выделяет явления спекулятивного и  нерационального спроса.
     Спекулятивный спрос возникает в обществе с  высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное; потребление (покупку) товаров в настоящем.
     Так, например, в начале девяностых годов  цены на сахар, муку или хлеб могли  вырасти за одну ночь, и потребители  скупали их килограммами, потому что  опасались, что цены поднимутся еще  выше.
     Нерациональный  спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который  нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
     Следует заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем. 
 

     2. Закон спроса
2.1. Кривая закона спроса 

    Изучая, как покупатели реагируют на изменения  цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса.   Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
    Таким образом, в сущности закона спроса лежит, во-первых, логия поля, которая заключается в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем более высокой. Подтверждение этому – кривая спроса (…в соответствии с рисунком 5…). Во-вторых, подчинения потребления принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которой последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетворены. В-третьих, действие закона спроса связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может обрести больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса.
    Уровень спроса связан с количеством продукции на рынке и ценами на нее. Кроме того, на спрос влияют такие факторы, как число потребителей, их доходы и вкусы, наличие товаров-конкурентов.
    В основе закона лежат следующие обстоятельства:
    1. Здравый смысл и элементарное  наблюдение действительности. Обычно  люди действительно покупают  данного продукта больше по  низкой цене, чем по высокой.  Высокая цена отбивает охоту  у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их  желание совершить покупку.
    2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения , или выгоды, или полезности, от каждой последующей  единицы продукта. Например, вторая  съеденная шоколадка приносит  меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку  потребление подвержено действию  принципа  убывающей предельной  полезности – то есть принципа, согласно которому последующие  единицы данного продукта приносят  все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные  единицы продукта лишь при  условии, что цена его снижается.
    3.  Действие закона спроса проявляется через так называемый «эффект дохода» и «эффект замещения». Эффект роста дохода, при неизменном его фактическом уровне, возникает в случае снижения цен на какой-либо товар, в результате чего теперь на ту же сумму покупатель может приобрести больше товара, чем раньше. Сэкономленные в результате снижения цен деньги потребитель не обязательно потратит на покупку подешевевшего товара, он может приобрести и что-нибудь другое, но, как показывает практика, в большинстве случаев люди склонны истратить сумму денег на приобретение именно этого товара.
    Эффект  замещения выражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется возможность приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь оказываются относительно дорогими. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми. Эффекты «дохода» и «замещения» совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество товаров по более низкой цене, чем по высокой. 
 

2.2. Эластичность спроса
     Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
     Ценовая эластичность
     Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.
     Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (…в соответствии с рисунком 6…).
    Если  существенное изменение в цене ведет  к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный (…в соответствии с рисунком 7…).
    Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной  эластичностью (…в соответствии с рисунком 8…).
    Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (…в соответствии с рисунком 9…).
    Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (…в соответствии с рисунком 10…).
    Формула ценовой эластичности
    Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed). 
 

      Ed = 
 

     Процентные  изменения вычисляются  путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. 

     
      Ed= 
 

     Использование процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах при использовании  произвольных единиц измерения.
     Ценовой коэффициент эластичности всегда будет  иметь отрицательный знак (т.к. закон  спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
     Оценка  эластичности по показателю общей выручки
     1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос  эластичен, уменьшение цены приведет  к увеличению общей выручки.  Потому что даже при меньшей  цене, уплачиваемой за единицу  продукции, прирост продаж оказывается  более чем достаточным для  компенсации потерь от снижения  цены. Верно и обратное: при эластичном  спросе увеличение цены приведет  к уменьшению общей выручки.
     Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.
     2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если  спрос неэластичен, уменьшение  цены приведет к уменьшению  общей выручки. Расширение продаж  оказывается недостаточным для   компенсации снижения выручки,  получаемой с единицы продукции,  и в результате общая выручка  уменьшается. Обратное утверждение  тоже верно,
     Если  спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки  в том же направлении.
     3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение  или уменьшение цены оставит  общую выручку неизменной.
    Свойства  эластичности
     Эластичность  и ценовые интервалы
      Эластичность варьируется в зависимости  от  выбранного ценового интервала.  Для кривых спроса обычно эластичность  оказывается более значительной  в верхнем левом углу графика  по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство  единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным  количеством и ценой, от  которых  ведется отсчет.
     Эластичность  и наклон кривой спроса
      Внешний вид графика не может   служить надежным основанием  для суждения  об эластичности  спроса. Наклон кривой спроса  зависит от абсолютных  изменений  цены и количества продукции,  тогда как теория эластичности  имеет дело  с процентными изменениями  цены и количества.
     Изменяющиеся  и постоянные эластичные кривые спроса
     Эластичность  определяется на заданном интервале. Определение  ее на  некотором другом интервале  может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
     Линейная  кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.
     Кривая  спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.
     Факторы ценовой эластичности спроса
    Наличие на рынке товаров-заменителей.
   Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам  наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот;
    Универсальность использования товара.
    Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него;
    Фактор времени.
    Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения;
    Доля расходов в бюджете на данный товар.
    Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский  спрос;
    Уровень доходов потребителя.
    Эластичность  спроса на один и тот же товар  у потребителей с разным уровнем  доходов различна;
    Консерватизм потребителей.
    Эластичность  индивидуального спроса ниже всего  у тех товаров, которые с точки  зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми;
    «Неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности.
    Эластичность  спроса на товары, потребление которых  не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным  дням, лекарства от болезни и т. п.);
    Предметы роскоши и предметы необходимости.
    Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши  обычно эластичен.
    Перекрестная  эластичность
    Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:
      положительная
      отрицательная
      нулевая
    Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.
    Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.
    Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.
    Значения  перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".
    Перекрестная  эластичность спроса по цене применяется  при осуществлении антимонопольной  политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо  обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению  с благом другой конкурирующей фирмы.
    Важным  фактором, обусловливающим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.
    Знание  перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен  на природный газ, что неизбежно  повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении  и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту  объема спроса на электроэнергию на 8%.
     Концепция перекрестной эластичности позволяет  измерять, насколько чувствителен потребительский  спрос на один продукт (товар Х) к  изменению цены какого-то другого  продукта (товар Y). 

      Exy = 
 

    Эта концепция позволяет понять явления  взаимозаменяемости и взаимодополняемости  товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное  значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми  товарами. Чем больше положительный  коэффициент, тем больше степень  заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость  двух данных товаров. Нулевой или  почти нулевой коэффициент свидетельствует  о том, что два товара не связаны  между собой, то есть являются независимыми товарами.
    Эластичность  спроса по доходу
     Эластичность  спроса по доходу выступает  в следующих основных формах:
    положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
    отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
    нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.
Эластичность  спроса по доходу зависит  от следующих факторов:
    от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
    является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
    от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.
    Необходимо  отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или  к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь  место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.
    Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или  иным изменением дохода потребителя. 

      Ei  = 
 

    Для большинства товаров этот коэффициент  будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно  варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует  о товаре низшей категории.
    Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание  и расширение, а какие в будущем  ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. Небольшой положительный  или отрицательный коэффициент  указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.
    Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности
    При анализе спроса важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.
    Для многих  товаров спрос более  эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено  тем, что изменение потребительских  привычек требует времени, а также  тем, что спрос на один товар может  быть связан с запасом другого  товара у потребителей, который изменяется медленнее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.