Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Интуиция

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования
“Полоцкий государственный университет” 
 
 

Финансово-экономический  факультет,
Группа 08-МН-1 
 
 
 
 
 
 

Уралёва Надежда Александровна 

Интуиция 
 

Реферат
По курсу  “Основы психологии и педагогики” 
 
 
 
 
 

                     Преподаватель:
                                     Струнина Наталья Николаевна 
 
 
 
 
 

Новополоцк 2008 
 
 

Оглавление 

   Введение
                                                                                                          
    Интуиция.                                                                                               

              1.Из истории развития концепций   интуиции .                        
              2.Познавательная роль интуиции  и ее формы.                         
              3.Интуитивное познание.                                                                                                                         

    Творчество.                                                                                           

              1.Интуиция в творческом процессе.                                           
              2.Место творчества в теории  познания.                                       

    Познание.                                                                                          

              1.История развития концепций познания.                                 
              2.Этапы и уровни научного познания.                                         
              3.Познание как творческий процесс. 
 

    Интуиция  и логика. 

              1. Логика и интуиция в контексте развития античной философии и науки
          2. Интуиция и логика в контексте развития науки нового
          3. Сопряжение логики и интуиции 

      Интересные  факты: доверять интуиции или нет?
       
    Заключение
       Использованная литература
                                             
 
 
 
 
 

    Введение
Внутренний  голос, непонятно откуда взявшаяся  уверенность, странное, не основанное на логике предчувствие - у интуиции много проявлений. Чем объясняются интуитивные озарения, можно ли им доверять и если да, то как пользоваться информацией, полученной столь необычным способом? Моменты, когда мы помимо своей воли совершаем необычные поступки, случаются в нашей жизни не единожды, и обычно мы склонны объяснять их работой интуиции. Согласно словарю, интуиция - это наше "знание, возникающее без осознания путей и условий его получения". Принимая это определение, мы тем самым признаем: не все процессы, происходящие в нашем мышлении, можно объяснить при помощи обычной, привычной для нас логики.
    Интуиция - является важнейшим из механизмов творчества. Она 
достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.).

    Интуитивной способности человека свойственны 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
    Данные  признаки отделяют интуицию от близких  к ней психических и логических процессов. У людей, в разных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п.
    Интуиция  подразделяется на несколько видов  прежде всего в зависимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.
    Связана ли интуиция и логика? А интуиция и творчество ? Что такое познание? На эти и другие интересные вопросы я попыталась дать ответы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Интуиция. 

 В получении  нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен   ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
    Интуиция  как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий  новое знание, выступает столь  же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.
    Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы “предчувствуя”, что нужно поступить именно так, и никак иначе.
    История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем “озарения”, “по наитию”.
    Феномен интуиции чрезвычайно широк и  не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например, нередки умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые (Например, Р. Акофф и Ф. Эмери в книге “О целеустремленных системах” утверждают, что интуиция – это неосознанное умозаключение). Не нужно принимать за интуицию и то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта. Порой говорят о “чувственной интуиции” как о восприятии органами чувств (“интуитивные” предпосылки геометрии Евклида и  т.п.). Хотя такое словоупотребление возможно, но оно идентично “чувственно-сенситивному”. Как специфический феномен познания понятие интуиции многозначно.
    Мы  понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellectus – ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.
    И еще одна чрезвычайно важная черта  свойственная интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. По словам П.В. Копна, интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений. В этом своем значении интуиция (или “интуитивное”) сопоставляется с “дискурсивным” (от лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент) как с обоснованным предшествующими суждениями, принимаемым, на основе аргументов, логических доказательств; дискурсивное является опосредствованно, интуитивное – непосредственно получаемым знанием.
    Поясняя термин “интеллектуальная интуиция”, В.Ф. Асмус отмечал, что под “интеллектуальной интуицией” ученый понимает прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами. Если иметь в виду, что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности предметов ( т.е. если отграничить ее от чувственно-сенситивного и инстинктивного), то можно принять за исходное такое ее определение: интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
    Интуитивной способности человека свойственны 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
    Данные  признаки отделяют интуицию от близких  к ней психических и логических процессов. У людей, в разных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п.
    Интуиция  подразделяется на несколько видов прежде всего в зависимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.
    По  характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них нередко называют интуицией-редукцией. Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Сама эвристическая интуиция имеет подвиды. 

    Из  истории развития концепций интуиции.  

    Под интуицией древние мыслители  понимали непосредственное (прямое) усмотрение (в буквальном смысле слова) реально  существующего положения вещей. Отсутствие сомнений в истинном характере данных интуитивного познания было основано на безусловном доверии к чувственным и прежде всего зрительным восприятиям. Такого рода знание получило впоследствии наименование “чувственной интуиции”.
    Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания приобрела статус гносеологической проблемы.
    Однако  первостепенную значимость в качестве высшей способности к познавательной деятельности интуиция приобретает в философии нового времени.
    Френсис Бэкон (1561 – 1626) – родоначальник английского материализма XVII в. – занимает в истории философии особое место. Нерешаясь использовать чувственную интуиции древних мыслителей, разрабатывает свою методологию. Скептически относился он и к интеллектуальной интуиции средневековья. Зато его разработка индуктивного метода так же, как и его материализм, таила “в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.142) и была необходимой предпосылкой исторической эволюции проблемы интуиции.
    В роли полноправной и полнокровной философской  концепции интуитивное знание выступило в эпоху рационализма XVII в.
    Рене  Декарт (1596 – 1650) является одним из “первооткрывателей” философской проблемы интуиции. “Под интуицией, - писал Декарт, - я разумею веру в шаткое свидетельство чувств и обманчивое рассуждение обманчивого воображения, но понятие ясного и внимательного ума настолько простое и отчетливое, что оно не представляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте гораздо более достоверное, чем сама дедукция” (Декарт Р. избранные философские произведения. М., 1950, с.86). В этом рационалистическом определении интуиции четко прослеживается ее интеллектуальный характер. Интуиция – высшее проявление единства знания, и притом знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум человеческий одновременно мыслит и созерцает. Декарт тесно увязывает интуицию с логическим процессом, считая, что последний просто не может начаться  без некоторых исходных, предельно ясных положений. При этом не делается никакого противопоставления интуитивного и дискурсивного знания. Эти виды знания, по Декарту не исключают, а предполагают друг друга. Вместе с тем интуитивное познание представляют собой наиболее совершенный вид интеллектуального познания.
         Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) – выдающийся голландский мыслитель-материалист XVII в. предложил  иной  материалистически- интерпретированный вариант рационалистического истолкования интуиции. Интуиция представляет собой высшее проявление рациональных способностей человека, основанное на  свободе восприятия, при котором “вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ею ближайшей причины” (Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957, т.1, с.325) . Интуиция у Спинозы – это своего рода ускоренное умозаключение, выраженное в знаковой форме, отражающей использование понятия.
    Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – основоположник идеалистического плюрализма – хотя и не выходит в отличие от Спинозы за рамки рационалистического толкования интуиции, обращает свои взоры к теории врожденных идей. В отличии от Декарта Лейбниц считает, что самоочевидность и ясность идеи в число признаков интуиции уже не входят. Под интуитивным понимается познание, при котором мы одновременно мыслим в совокупности все признаки, характерные для данной вещи. Рациональная интуиция – это своего рода “монада” всех рациональных доказательств, сосредоточившая все предикаты вещи в сознании субъекта. Интуиция – высший уровень познания, позволяющий осознать все рациональные истины. Лейбниц, пожалуй, пошел дальше своих предшественников главным образом в том, что определил интуитивное знание не как изначальное, хотя оно и  позволяет получать начальные дефиниции рационального познания, а как  результат длительной предшествующей познавательной деятельности. Последняя в свою очередь осуществляется дискурсивным мышлением.
    Иммануил  Кант (1724 – 1804) –основоположник немецкого классического идеализма – подчиняет философское учение об интуиции поиску новой методологии. Доступная человеку интуиция существует уже не как непосредственное созерцание ума, а как чувственность, априорные формы которой – пространство и время. Иными словами, интуиция – это пассивная способность восприятия.
    Иные  очертания приобретает учение об интуиции в эпоху империализма. Интеллектуальное познание подвергается критическому рассмотрению. Интуиция уже выступает не как форма интеллектуального познания. Напротив, ее противопоставляют рассудку и интеллекту.
    Постепенно  интуиция как форма знания начинает терять реалистические очертания и устремляется в сферу мистических откровений. Свое логическое завершение эта тенденция получила в период кризиса и деградации буржуазно-идеалистической философии – в системе интуитивизма. 

    Познавательная роль интуиции и ее формы. 

    Интуиция  чаще всего использовалась как средство для обоснования различных философских систем идеалистического толка, причем в каждом конкретном случае содержание, вкладываемое в это понятие, приобретало различный смысл. Проблема интуиции – стыковая проблема, ставшая предметом изучения таких наук, как философия, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. Отсюда – различные подходы к разработке проблемы и многочисленные значения понятия “интуиция”.
    Долгое  время монополией на интуицию обладал иррационализм, объявляя ее таинственным, сверхъестественным способом постижения истины, неподдающимся никакому рациональному разрешению.
    Многозначность  термина “интуиция” связана не только со сложностью самого предмета изучения, но и в определенной мере с тем, что “сам предмет долгое время был кормушкой шарлатанов. Забраться в этот заповедник осмелятся только те из ученых, чья любознательность перевешивает беспокойство о поддержании своей репутации” . Интуиция, так же как и иные формы познания, осуществляется неосознанно и не является автономным способом познания, идущего в обход ощущению, представлению и мышлению”. Иными словами, интуиция существует только в теснейшей диалектической взаимосвязи с известными формами познания, выполняя при этом немаловажную функцию их ускоренного протекания. Однако все это не дает возможности раскрыть собственную гносеологическую природу интуиции. Интуиция не является бессознательным процессом, хотя она основана на неосознанном отражении. И единственное ее отличие от других форм познания это то, что интуиция – всегда неосознанный процесс, хотя в тенденции стремящийся к осознанию. 
    Криптогноза – это своего рода зашифрованное  знание. А ключ от него – в интуиции.
    Объем криптогнозы определяется двумя факторами: 1.Общей суммой знаний, приобретенных человечеством на данном этапе исторической практики. 2.Суммой знаний, которой располагает тот или иной ученый.
    Только  на основе этих факторов возможно накопление криптогнозы. Последняя отличается от наличного знания тем, что его накопление и использование происходят посредством неосознанных и интуитивных процессов.
    Бунге рассматривает наиболее часто употребляемые  значения термина интуиция, такие, как быстрое восприятие, воображение, сокращенное аргументирование и здравое суждение. Он различает прежде всего чувственную и интеллектуальную интуиции.
    Чувственная интуиция, по Бунге, имеет следующие формы:
    1.Интуиция как восприятие.
    А. Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
    Б. Ясное понимание значения и взаимоотношения  или знака.
    В. способность интерпретации.
    2.Интуиция как воображение.
    А. Способность представления или  геометрическая интуиция.
    Б. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.
    В. Творческое воображение
    Интеллектуальную  интуицию (интуицию как разум) Буге классифицирует следующим образом:
    1.Интуиция как разум.
    А. Ускоренное умозаключение – стремительный  переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.
    Б. Способность к синтезу или  обобщённое восприятие.
    В. Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.
    2.Интуиция как оценка.
    А. Здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать  важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.
    Б. Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.
    Таковы, по мнению Бунге, основные разновидности  интуиции. Автор делает попытку систематизировать наиболее часто употребляемые значения интуиции среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия. Однако его систематизация не всегда последовательна.
    Главная цель всего исследования Бунге заключается  в том, чтобы вскрыть огромную эвристическую роль интуиции как  необходимого момента в процессе  познавательной деятельности ученого. В этом плане его работа представляет собой известную ценность. Благодаря этому исследованию намечены основные подходы к изучению проблемы, обеспечивающие конструктивное отношение к последней. По мнению Бунге, этот конструктивный подход включает:
    1.Тщательный  анализ многочисленных значений термина “интуиция” и осторожное пользование им.
    2.Эмпирический  и теоретический анализ интуиции  в  рамках научной психологии.
    3.Уточнение  результатов интуиции посредством  классифицирующей, обогащающей и придающей четкость разработки понятий (Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967, с. 150-151).  

    Интуитивное познание. 

    Объективным источником действия интуиции является криптогноза. Её использование относится к особой специфической области познания -  к интуитивному познанию. Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования  знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.
    Во-первых, интуиция – это способность человеческого  сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.
    Во-вторых, интуиция – это специфический  способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных  криптогнозы, и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое “интуитивным знанием” и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.
    Первое  определение относится к анализу  интуиции как некоего психологического феномена. Второе – к гносеологическому анализу.
    Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие  интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием.
    Интуитивное познание – это  важная сфера  человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.
    К числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:
    1.Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.
    2.Принципиальная  невозможность получения искомого  результата посредством прямого логического вывода.
    3.Безотчетная  уверенность в абсолютной истинности  результата.
    4.Внезапность  и неожиданность полученного  результата.
    5.Непосредственная  очевидность результата.
    6.Неосознанность  механизмов творческого акта, путей  и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.
    7.Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.
    8.Ярко  выраженное чувство самоудовлетворения  от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.
    Особенность интуитивного познания состоит в том, что по своей гносеологической сущности оно – преобразовательное, комбинаторное познание, результатов которого выступает интуитивное знание.
    Проблема  интуиции имеет богатейшее философское  наследие. Пожалуй, немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное диалектико-материалистическое представление о ней. Таким образом, историко-философский анализ в исследовании проблемы интуиции представляется логически вполне оправданным.
    Интуиция  поддается экспериментальному изучению. Из работ, посвященных исследованию интуиции посредством эксперимента, можно выделить труды советского психолога Я.А. Пономарева, американского психолога Олтона, румынского психолога К. Факуоара. 

    
 
 

    Творчество. 

    На  основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность, раскрывается его созидательная сущность.
    Понятие творчества ассоциируется с возникновением нового. Поскольку же новое имеется  во всех сферах действительности, на этом основании некоторые исследователи  соотносят творчество с природой. Существует точка зрения, согласно которой “творчество свойственно и неживой природе, и живой – до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм”.  Считается, что выражение “творчество природы” не лишено смысла. Рассмотрение творчества в общей форме как механизма продуктивного развития позволяет включить проблему творчества в диалектику развития. В основу исходного определения творчества должно быть положено его самое широкое понимание. В узком же смысле творчество – только человеческое.
    Под творчеством в естественных науках не разумеют “творчество” атомов, молекул  и иных материальных систем, а если кто-либо и употребляет это понятие, то, видимо, это связано с привнесением в понимание природы религиозных или объективно-идеалистических представлений. Сторонники религиозного воззрения на мир полагают, что Господь является подлинным Творцом всего – и неба, и земли, и физических тел, и психических состояний. Наделяя Бога творческой силой, они порой не прочь говорить о “творчестве природы”, имея в виду действие божественной силы через природу. Одно из значений  термина “творчество” действительно связано с представлением о Творце, стоящем над природой порождающем природу.
    Научно-философский  взгляд на мир не оставляет в нем  места для какой-либо надприродной духовной силы – ни для бога, ни для  Абсолютного Духа. Понятие деятельности с этих позиций применимо только к человеку; с ним и только с ним соотносится понятие творчества. Предпосылкой человеческого творчества является активность материи, взятой на всех ее уровнях, и такое атрибутивное свойство материи, как отражение.
    Творческие  компоненты имеются у человека и  в составе чувственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и теоретическом. В сознании человека  функционируют многие понятия типа идеального, нацеленные на будущее.  Но имеются и чувственные представления, являющиеся продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как представления-цели. На них замыкаются многие представления только отражательного типа; иначе говоря, чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.
    Распространенным  является понимание творчества как  деятельности человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.
    Творчество  – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
    Творчество  изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. в последние десятилетия встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека, - эвристики.
    Рассмотрение  научного творчества показывает его  глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время творчество не является таинственным явлением.  

    Интуиция  в творческом процессе. 

    Причастность  интуиции к творческому процессу стала для многих исследователей столь очевидной, что превратилась в условие и исходный пункт позитивного решения как той, так и другой проблемы. Один из основоположников теории творчества, А. Пуанкаре прямо заявлял, что от решения проблемы интуиции зависит успех в раскрытии тайны научного творчества и в конечном счете – прогресс науки. Б.М. Кедров утверждает, что интуицию можно познать и должным  образом оценить лишь в цепи творческого процесса.
    Вопрос  о соотношении творческого и  интуитивного в значительной степени осложняется тем, что содержание самого понятия “творчество” остается едва ли более содержательным, чем понятие “интуиция”.
    Творчество  представляет собой социально- исторический продукт, не отделимый от понятия труда, связанный с ним и исторически и логически. Творчество может быть как в большом, так и в малом; оно не зависит от масштабов деятельности, но вместе с тем невозможно без высшей степени осознания целей и задач этой деятельности. Творческий процесс детерминирован самой природой человеческого мышления и является качественно высшей его формой.
    В известной степени это относится  и к интуиции, как элементу творческого  мышления. Конечно, не всякое интуитивное  есть творческое в подлинном смысле этого слова, но творчество как таковое не может быть без “интуитивных прозрений”, догадок, предположений. “Безинтуитивное творчество” – не более чем психическая иллюзия.
    Новые знания, которые не вытекают из добытых  ранее систем правил, могут быть получены эвристически, путем творческого  поиска, не гарантируя заранее успеха: ищущий новое должен быть готов к тому, что его поиски могут кончиться неудачей.
    В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот. 

    Место творчества в теории познания.
     
    Анализ  всей истории познания человеком внешнего мира указывает на то, что творчество является высшей формой познавательного процесса. Но, когда мы анализируем творчество, мы должны иметь в виду, что оно выступает и как научное творчество – наивысший акт научного познания.
    Анализ  проблемы соотношения научного познания и научного творчества следовало  бы разграничить на два этапа:
         1. Определение области научного  познания.
         2. Выделение научного творчества, как высшего акта научного  познания и определение его специфики.
    Познание  – важная сфера творчества, но последнее  к нему не сводится, ибо его источники, основа заключены прежде всего в  практической деятельности людей.
    Существуют  многочисленные концепции, пытающиеся объяснить суть творчества. Одни усматривают его основу в действии биологических факторов, в глубинных инстинктах человека, в способностях, закодированных в генах, другие рассматривают его лишь как самовыражение личности. Все эти концепции антинаучны: они не позволяют объяснить объективные источники творчества, его социально-исторические формы, понять его подлинную сущность. Наиболее характерным для идеализма при рассмотрении творчества является абсолютизация активности субъекта, ее противопоставление объективным закономерностям. Творчество понимается как свободная, ничем не обусловленная, произвольная деятельность субъекта. При таком подходе познание как творческая деятельность не считается отражением действительности.
    С точки зрения диалектико- материалистической философии творчество – это не мнимая независимость субъекта от объективной реальности, а такой процесс их взаимодействия, в ходе которого субъект, опираясь на познанные объективные закономерности, целесообразно изменяет окружающий мир. Творчество – это создание нового в интересах прогресса общества, возрастание степени свободы человека, находящее выражение не только в преобразовании природы, но и в создании таких социальных отношений, которые в конечном счете служат всестороннему, гармоничному развитию человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Познание. 

    Теория  познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis – познавание, узнавание; познание, знание и episteme – знание, умение; наука. В русском языке термин “знание”, равно как и “познание”, несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания. Гносеология не может не касаться указанных сторон.все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы “готового” знания, чем методов его получения. Таким образом,гносеология – это знание о знании.
    Вопросы познания мира человеком являются центральными в любом философском учении, причем исследование возможностей познания людей, анализ сущности познавательного отношения  человека к миру, проблемы истинности познания, соотношения знания и ценности, а также знания, понимания, значения по мере развития человечества становятся все более актуальными и непосредственно связанными с практическими задачами, которые решает человечество.
    В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия  истины, ее критерии. Поэтому ясно, что если теория знания  включает в себя в качестве предпосылок выводы каких-то других теорий, то она рискует попасть в логический круг.
    Вопросы познания, поставленные и по разному  решаемые в философии, позволили выделить субъект и объект познания, сам процесс познания, учение об истине и проблемы проверки достоверности знаний.
    Объект  познания в широком смысле слова  – весь материальный мир. Диалектический материализм, продолжая материалистическую традицию, исходит из первичности объекта и вторичности человеческого сознания. Признание объективности мира и его отражения в сознании человека – важнейшее условие научного понимания человеческого познания. Связь субъекта и объекта здесь рассматривалась как чисто физическое отношение. Познавательное отражение понималось только как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. Субъект познания органически включен в систему общественных отношений, которые определяют его особенности. Несмотря на то что субъектом познания в широком смысле является общество в целом, социальные группы, познание осуществляется через отдельных людей.
    Философы  также уделяли большое внимание методам познания, исследовательским процедурам, логике познавательной деятельности. Эта проблематика традиционна для философского осмысления проблем познания и существует множество различных концептуальных подходов, которые разрабатывались на протяжении всего более чем двухтысячелетнего развития философии.
    На  современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в  заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. 
 

    История развития концепций  познания. 

    Теория  познания исторически развивалась  во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
    В античной Греции в четком и сжатом виде были представлены практически все подходы к познанию, которые затем углублялись и развивались на протяжении веков.
    Одно  из значимых направлений было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеку и проблема познания заключается в самом человеке. Задача философствования – познать самого себя, а решение этой задачи предполагает, что человек овладел искусством жить. Это искусство постигается человеком в процессе овладения им диалектикой, методом спора с самим собой, позволяющим выявить внутренние противоречия в собственных воззрениях. На этой основе Сократ делает вывод о том, что нравственные нормы, помогающие человеку жить обосновываются разумом и жизнь добродетельная предполагает, что человек знает, что такое добро и действует и живет согласно этому знанию.
    В истории античной философии известна также концепция познания Платона, который считал, что источник познания – это воспоминание бессмертной души человека, которая заключена в тело, о мире идей, существующих безотносительно к миру природных вещей. Чувственно воспринимаемые человеком вещи и их свойства, будь то тепло или холод, вкус или цвет могут быть понятны только на уровне мнения познающего человека.
    Третья  линия в познании представлена в  философии Демокрита, который считал, что душа человека является движущим началом в теле и одновременно органом ощущения и мышления. Телесный мир состоит из атомов и чувственные качества вещей зависят от их свойств. Демокрит уделяет особое внимание проблемам восприятия мира человеком, подчеркивая, что в процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает знанием, играющим большую роль в познании. Только тогда, когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к  разумному познанию. Таким образом уже в античности складывается материалистическая концепция познания, включающая чувственное и рациональное познание как переход от наглядного образа к понятию.
    Современное научное представление о познании включает понимание того, что существуют три главные сферы или  области  познания: мир природы - от космоса до атома и элементарных частиц; мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения; мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиций и переживаний, эмоций и представлений.
    Каждая  из этих сфер познания может быть познана  с помощью определенных познавательных феноменов, таких как объяснение, понимание и рефлексия.
         

    Этапы и уровни научного познания. 

    Научное знание и сам процесс его получения  характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.
    Оснований для выделения эмпирического  и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по
      познавательным функциям, по соотношению  чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков.
    По  гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом – объяснение изучаемых явлений. Наиболее четко различие между двумя уровнями познания проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция, аналогия, гипотеза и др.
    Различие  между эмпирическим и теоретическим  этапами познания проявляются также в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности.
    Научное решение проблемы о соотношении  чувственного и рационального дает марксистская философия. Исходя из решающей роли практики, она выявляет их диалектическое единство. Чувственное – начальная ступень познания. В процессе практической деятельности происходит формирование у человека ощущений, восприятий, представлений. Однако одного чувственного опыта недостаточно. Преобразуя внешний мир, субъект проникает в глубь объекта. Чтобы его деятельность была эффективной, ему нужно не только изучить внешние особенности объекта, но и познать его внутренние отношения, свойства, закономерности. Таким образом, на основе чувственного опыта, обобщения и анализа его данных формируются абстрактные понятия, научные представления. Чувственные образы человека носят осмысленный характер, они внутренне связаны с языком, в этом выражается их специфически человеческий характер, наличие в них социальных оценок. В свою очередь, логические понятия, абстракции используются в познании в неразрывном единстве с данными чувственного опыта. 
 

    Познание  как творческий процесс. 

    Познание  можно понять как творческий процесс. Рассматривая творческую природу познания нужно обратить внимание на следующие моменты. Прежде  всего такой характер познание приобретает благодаря внутренней связи с практикой. Творческие черты познания вытекают из опосредствуемой практикой его связи с объективной действительностью. Одним из выражений этого служит то, что познание есть активное отражение действительности, благодаря чему оно и выполняет свою роль в развитии общества, деятельности людей.
    Говоря  о творческом характере познания человека, необходимо подчеркнуть, что в своей основе это процесс сознательный. Творческий акт можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга стадий, фаз. Сюда относятся постановка проблемы или выдвижение задачи, решение проблемы и сопоставление полученного результата с тем, как  субъект представлял себе результат познания ранее. Исходной фазой, предшествующей всякому научному открытию, является выдвижение проблемы и прежде всего формулирование вопроса.
    Следует иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.
    Научное познание направлено на отражение объективных (природных и социальных) явлений, а также на изучение духовной жизни общества. Многообразие видов научного познания порождается многообразием объективного мира, его закономерностей. Но не только от объекта зависит характер и уровень развития тех или иных отраслей знания наука вплетена в систему сложной деятельности субъекта, общественных отношений. 
 

    Философия изучает мировоззренческую сторону  творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
          В компетенции философии такие  проблемы, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого процесса, творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного, социокультурная детерминация творческой деятельности, соотношение индивидуально-гносеологического и социологического уровней творчества, этика ученых и творческая деятельность, гносеологический и этический аспекты научных дискуссий и др.
    Нельзя  недооценивать роль интуиции в творческом процессе. Благодаря  интуитивным  догадкам художник, музыкант или  любая другая творческая личность открывает для себя качественно новый уровень самовыражения, что, порой, приводит к созданию неожиданных для творца шедевров искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Логика  и интуиция. 

     Логика  и интуиция в контексте  развития античной философии и науки . 

Логика  представляет собой науку о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. С точки зрения логики всякий процесс мышления представляет собой оперирование сложившимися понятиями и суждениями. Логика фактически постулирует некий общий мир, мир значений, в котором нет перегородок между умами отдельных индивидов.
Формально-логический аппарат познания состоит из определений, обобщений, ограничения и деления понятий, способности человеческого мышления к преобразованию суждений из одних форм в другие, логическому выведению одних суждений из других, обоснованию или опровержению одних суждений посредством других.
Логика  как самостоятельная дисциплина имеет длительную историю. Со времен Аристотеля она выступала как дисциплина нормативная, ставившая своей целью выработку критериев истинности знания и процедур доказательства, которые приводят к установлению истины. Основные логические проблемы обсуждались еще в древнем мире в рамках философских проблем о сущности познания, его источниках и отношении к объективному миру. Уже в эпоху античности принято было различать “знание по истине” и “знание по мнению”. В контексте философского признания логических методов познания как наиболее достоверных это различение фактически демонстрировало намерение объяснить реальное устройство мира, в повседневности скрытое за обманчивыми восприятиями, на основании которых строились недостоверные суждения. Элеаты подчеркивали различение сущности и явления, назвав свою теорию “миром по истине”, - в отличие от чувственного многообразия или “мира по мнению”. Натурфилософия Демокрита полагала атом не только как физический принцип построения мира. У Демокрита атом выступает в качестве первоэлемента, или исходного понятия, использование которого при описании этого мира дает возможность точно и логически непротиворечиво истолковать его устройство. Тем самым Демокрит не просто постулирует многообразие вещей через наблюдение и восприятие, но развивает логику этого многообразия, а различные сочетания атомов представляет как способ изменения в их движении. Последнее позволило Демокриту если не обосновать, то представить изменения мира не как спонтанные и случайные, но как имеющие свою причинность. Благодаря этому различение “мира по истине” и “мира по мнению” утвердилось в философии и истории науки как различение методологическое, т.е. такое, которое допускает применение отдельных принципов к процессу познания, творчеству и научной практике. Впоследствии методология специализировалась, выделилась в самостоятельный раздел философии науки и приобрела форму критического исследование методов познания.
Античная  философия, однако, в своем развитии опиралась не только на формальные логические средства, вырабатываемые ею для истолкования природы и всего многообразия предметов окружающего мира. Не менее значительным ее достижением вполне можно считать последовательно диалектическое учение о знании, с наибольшей последовательностью разработанное Платоном. Само знание Платон различает на две противоположных сферы - умную и чувственную, -с тем, чтобы в конечном итоге предположить и назвать различия в характере использования ума для получения наибольшей, как говорит Платон “причастности к истине и ясности созерцания идей”.
Так, по Платону, можно оперировать умом как умом, чистым умом, не переходя в чувственность. Можно, далее, пользоваться умом не для него самого, но лишь постольку, поскольку это необходимо для осмысления и осознания чувственных вещей или образов. Эти два вида познания Платон характеризует как умную сферу , в которой господствует принцип “созерцательной умности”. Отличие их состоит в том, что первый вид знания, или чистое мышление, хранит в себе все его непосредственно-созерцательное содержание, а второй вид - Платон называет его рассудком - отличается прежде всего дискурсивным употреблением “умных эйдосов” (или образов вещей) только как “гипотез” или “предположений”.
В чувственной  сфере знания Платон также предположил  два вида познания. Первую из них Платон называет “верой”. Ее действия ограничены способностью воспринимать и утверждать вещи как существующие Удивляться термину “вера”, который использует Платон для этого вида чувственного познания нельзя. Философ исходит здесь из той очевидности, что нельзя заставить человека признать что-либо существующим никакими силами, если он в это не поверил. . Вторая чувственная способность состоит не в восприятии вещей, но в их представлении, в их мыслительном комбинировании и обработке. Это - не чистая мысль, поскольку здесь не присутствует оперирование с эйдосами, а только с чувственными вещами и их чувственными же образами. Но это уже и не просто “вера”, это мыслительная комбинация на основе “веры”, а по терминологии Платона - “подобие”.
Фактически  в этом учении Платон утверждает иерархию средств познания на основании различения актуальных способностей души: мышления, рассудка, веры и подобия. Однако этого, как считал Платон, мало.
Центральным моментом всех его построений является принцип непосредственного созерцания, который осмыслен Платоном как руководство в обретении навыка в обозначении и построении логического содержания диалектики. Ибо по Платону быть диалектиком значит видеть всю полноту жизни как нечто целое. Быть диалектиком значит уметь вывести из этого целого каждый отдельный его момент и уметь возвести его к этому целому. Быть диалектиком значит быть зрячим не просто глазами, но и умом, быть чистым умом.
Формально поверхностное предубеждение против диалектики всегда будет настаивать на том, что невозможна ситуация, когда наша мысль есть чистое зеркало бытия, что выводы и суждения, сделанные в сфере чистого ума неверифицируемы, а зачастую странны, головоломны и отвлечены от реальности. Однако для самого диалектика все это только момент, - момент непосредственного созерцания или интуиции как чувственной формы самовыражения идей и смыслов, способной приучить ум к поискам истины.
С другой стороны, стоит прислушаться к Аристотелю, который именно в этом пункте своего аналитического исследования мышления настаивал на том, что исходные непосредственные и общие начала знания открываются в особых актах умозрения, или интеллектуальной интуиции. “Мы утверждаем, - писал Аристотель, - что не всякая наука есть доказывающая наука, но что знание непосредственных начал недоказуемо” Аристотель. “Вторая Аналитика”, I, 3, 72, в 18 - 20, русс. перевод, Л., 1952. . Однако Аристотель, верный аналитическим началам исследования мышления, само усмотрение общего в единичном истолковывал как итог процесса познания, отправляющегося от единичных фактов и назвал его индукцией. Поскольку непосредственные начала доказательства не выводятся из других истин, а открываются умом, то индукция есть не форма умозаключения, а метод исследования.
Таким образом, уже античная философия  в своих, определенных социальным опытом, культурой и практическими потребностями границах, теоретически определила и поставила вопрос о специфике человеческого мышления, его формах и содержании, его границах и возможностях. И это было радикально важным достижением античности потому именно, что позволило соизмерять собственно человеческое мышление и его результаты со всеми другими формами сознательной деятельности людей - мифом В античной культуре миф был задан философии как нечто, ей предшествующее и содержащее символически и художественно выраженный универсум идей и образов. Благодаря систематически практикуемой рефлексии философия и “дистанцировалась” от мифа, и развила свое самостоятельное бытие. , обыденным знанием, мнением, т.д. Самоопределение философии в кругу других феноменов древнегреческой культуры во многом произошло именно благодаря сознательному оттачиванию рефлексивных функций мышления. По мере развития философских школ и направлений, по мере формирования принципов философского образования ( напр. Академия Платона или Ликей Аристотеля) теоретическое умозрение, т.е. собственно рефлексия, становится нормой жизненного поведения философа, а ее результаты оцениваются как несомненная культурная ценность. У Аристотеля рефлексия рассматривается как атрибут божественного разума, который в своей теоретической деятельности полагает себя в качестве предмета рассмотрения.
Итогом  развития античной философии является представление познавательной деятельности человека в ее конститутивно-значимых формах. Способность логически обрабатывать материал познания, придавая ему определенность, организованность и строгость, а также возможность дискурсивного движения в этом материале осознается как рассудок. В пределах рассудка логические формы наделяются самостоятельным, самодовлеющим значением. Язык фиксирует логическую форму посредством констант и образуемых с их помощью отдельных фраз и их сочетаний - схем рассуждения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.