На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Закон возвышения потребностей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 

Центральные категории  экономики – потребности и  возможности. Потребность есть нужда  – ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для жизнедеятельности, трансформированная в соответствии с нормами его культуры. Ощущение необходимости чего-либо (нужда) порождает  желание получить недостающее.
Соотношение нужды  и потребности можно рассматривать  по-разному.
Нужда абстрактна, она содержит характеристику только одного атрибута предполагаемого объекта  потребления – того атрибута, который  ощущается как необходимый, отделенного, абстрагированного от остальных  атрибутов объекта.
Переходные к  рыночным отношениям условия явились  мощным стимулом и «возбудителем» процесса изменения потребительских характеристик  большинства граждан. Период формирования (становления) рыночных отношений имеет  четко обусловленные причины  и следствия. С моей точки зрения одной из главных причин является эволюционность общественного развития, при котором общество, как открытая система подготовила объективные и субъективные факторы к изменению существующего базиса, а следствием – изменение шкалы и комбинации потребностей людей. Состоятельность данного перехода обусловлена и практически доказана опытом функционирования развитых стран.
Становление рыночной экономики несет с собой изменение  в системе традиционных отношений  и ценностей. Спад производства, инфляция, безработица, разбалансированность хозяйственных  связей и потребительского рынка - все  это способствует росту внутренней социальной напряженности и политической нестабильности. В связи с этим исследование закона возвышения потребностей, на мой взгляд, актуально. 

Закон возвышения потребностей является одним из законов  развития общества. Он выражается в  росте и совершенствовании потребностей личности, групп личностей и всего  общества с развитием производительных сил и культуры. Например, изменчивость потребностей личности образует своеобразную иерархию, в основе которой лежат  витальные потребности (в воде, пище и т. д.), а на последнем уровне располагаются социальные потребности  в самоутверждении, самореализации, активной творческой деятельности.
Процесс формирования потребностей рассматривается современной  наукой как механизм опережающего отражения, позволяющий социально-экономическим  системам функционировать наиболее успешно и активно взаимодействовать  с внешней средой. Это свойство потребностей особенно важно с точки  зрения маркетинга, так как ориентирует  маркетинговую деятельность на изучение потенциального (скрытого, но могущего проявиться при определенных обстоятельствах) спроса потребителей.
Степень обеспечения  потребностей является итоговой характеристикой, результатом любой человеческой деятельности. Взаимосвязанная с  платежеспособностью потребителей и образующая спрос на товары и  услуги, она рассматривается и  как результат маркетинговой  деятельности. При этом с помощью  маркетинга как рыночной концепции  управления решается задача достижения определенной степени обеспечения  потребности, максимально возможной  в конкретных условиях рыночной конъюнктуры. 
 
 
 
 
 
 
 

    Потребности человека.
      Понятие и сущность потребностей
 
Нужды людей  очень разнообразны, многочисленны  и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может  по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов  каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.
Нужда человека в конкретной жизни проявляется  через потребности.
Потребности —  это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д. .
Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся  биологические потребности, без  удовлетворения которых не может  протекать жизненный процесс. С  развитием цивилизации расширяется  круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают  из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение  общественных потребностей.
С образом и  уровнем жизни людей теснейшим  образом связаны потребности. Связь  с образом жизни проявляется  через характер потребностей. Они  могут быть возвышенными и низменными, рациональными и иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни  проявляется через уровень удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают  реальные и нормативные потребности.
Реальная потребность - это запрос конкретных людей или  группы людей на получение определенного  количества благ и услуг.
Нормативная потребность  характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей.
Потребности людей  удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением, как граничными (крайними) стадиями воспроизводственного процесса, существует тесная связь. Производство формирует  потребности. Потребности в свою очередь ориентируют производство на создание новых ценностей и  благ для удовлетворения определенных потребностей человека. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства, его технического прогресса.
Таким образом, потребности — это желания  людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. 

1.2 Классификация потребностей и их структура. 

Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста     А. Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.
Существуют и  другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации          А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д. Мак-Клелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека .
В зависимости  от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.
Абсолютные (максимальные) потребности - это потребности, которые  ориентированы на предельные возможности  производства, основанного на последних  достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и  подлежат удовлетворению в перспективе.
Действительные  потребности – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и  научно-технического прогресса. Выступают  они в форме платежеспособного  спроса.
Фактически удовлетворяемые  потребности выступают в форме  удовлетворенного спроса.
В зависимости  от роли в воспроизводстве рабочей  силы потребности подразделяются на материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода); 

духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т.д.);
социальные (возможности  человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, милосердии и т.д.).
С точки зрения уровня развития общества различают  элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся  те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые  непосредственно связаны с благосостоянием  людей. Это и потребительские  бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость  и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.
В зависимости  от социальной структуры выделяют потребности  общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных  людей (личные потребности).
Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если говорить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.
Личные (потребности  отдельных людей) распространяются на одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности - все то, что необходимо каждому человеку. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - не насыщаемая.
С учетом очередности  удовлетворения потребностей их делят  на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.).
Вторичные потребности  эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.
В зависимости  от участия в воспроизводственном  процессе потребности делятся на производственные - потребление средств  производства и рабочей силы в  процессе производства - и непроизводственные потребление происходит за пределами  производства и делится на личное и общественное потребление .
Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим, потребностям относят  те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим  потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).
И, наконец, в  зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.
Наряду с рассмотренной  общей схемой классификации потребностей могут рассматриваться и частные  схемы, связанные со спецификой анализируемой  проблемы. К примеру, для юриста будет  естественным деление потребностей на законные и незаконные, для врача—на полезные (здоровые) и вредные и т.д.
При классификации  потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения. К примеру, для материальных потребностей человека, связанных с удовлетворением  его физиологических потребностей, выделяют три основных уровня: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Минимальный обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. Нормальный — это оптимальный уровень удовлетворения потребностей, когда потребительский бюджет считается достаточным для гармоничного развития личности человека. Уровень роскоши — это такое удовлетворение потребностей, при котором оно становится самоцелью и(или) средством демонстрации высокого общественного положения. Рассмотренные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения физиологических потребностей. Однако исторически доказано, что у большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру социальных и духовных потребностей.
Для социальных и духовных потребностей также могут  быть определены уровни удовлетворения, но на них существенное влияние будут  оказывать индивидуальные особенности  людей. 
 

    Закон возвышения потребностей.
       
    Закон  возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс  общественного производства. Его  суть состоит в том, что потребности  постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени  уровень потребностей превышает  возможность их удовлетворения. Потребности  являются побудительной двигательной силой для цикла общественного  воспроизводства: производство – распределение  – обмен – потребление –  производство и далее по кругу.
    Процессом, с которым потребитель имеет  существенную связь, является процесс  потребления. Причиной потребления  является наличие потребителей, взаимодействующих с продуктами производства.
В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности  его членов. Некоторые потребности  исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения  в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и  социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении  и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон  возвышения потребностей  действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В. И. Ленин, говоря о В. п. з. в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 101—02). Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.
        Закон  возвышения потребностей  имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях закон  возвышения потребностей действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях закон  возвышения потребностей осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.
         Социализм не может сразу ликвидировать  социально-экономическое неравенство,  сложившееся во всех сферах  экономики, культуры, образования  и общественно-политической деятельности  за период многовекового развития  общества на основе частной  собственности. Однако он коренным  образом изменяет характер развития  членов общества, уничтожая частную  и утверждая общественную собственность  на средства производства. В этих  условиях В. п. з. приобретает  совершенно новые, присущие только  социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведёт непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Роль закона возвышения потребностей в развитии общественного производства 

3.1 Взаимоотношения потребностей и производства.
При  капитализме конечной целью производства согласно марксизму является прибыль. При этом теория марксизма раскрывает многообразие внутренних связей между производством, обменом, распределением и потреблением. Анализ источников потребностей и их природы показывает, что марксистское определение отношения потребности к производству носит больше  идеологический, чем философский или экономический смысл. Но такая точка зрения имеет право на существование, так как взгляд на потребности как неотъемлемую часть  производства помогает яснее представлять взаимосвязь между потребностями человека и потребностями производства и на этой основе строить социально-экономические отношения в обществе и в, частности, производственные отношения. Наша задача уйти от идеологии и определить объективную картину этих отношений.
     Независимо  от терминологической игры понятиями  и независимо от того являются ли потребности  конечной целью производства или  они являются его свойством -  удовлетворение потребностей, во-первых, является главным мотивом производства, а, во-вторых,  потребности хотя и  зависят от уровня развития производства, но и могут формироваться под  воздействием внешних по отношению  к производству сил. Например, государственной  власти,  конъюнктуры мирового рынка  и других факторов.  То есть производство не является монополистом в части определения конечной сущности потребности и поэтому потребность можно рассматривать и как конечную цель производства и как внутренний момент состояния и развития производственной деятельности. Все зависит от конкретной задачи, которую в данной конкретной обстановке необходимо решить. Если это чисто экономическая задача,  рассматривающая параметры процесса производства конкретной отрасли экономики или предприятия, то потребности будут рассматриваться как внутреннее свойство процесса производства, а целью производства будет являться прибыль. При решении задачи, направленной на определение объемов выпускаемой продукции, потребности населения  в данном виде продукции будут выступать в качестве конечной цели производства. Таким образом, сущность потребности по отношению к производству носит не абсолютный, а относительный  характер. Но, в общем плане, в силу своей природы потребность тяготеет к конечной цели производства.
     Потребности не могут рассматриваться в качестве неизменных природных характеристик, которые удовлетворяются некоторым  усложненным образом в сравнении  с потребностями животного. С  другой стороны их нельзя понять и  как какие-то произвольные стремления индивидов. Потребности образуют определенную систему. Необходимым, но далеко не достаточным условием, определяющим  характер этой системы, является, как правило,  уровень развития производства. Оговорка «как правило» является необходимой, так как  в современном мире существуют страны с низким уровнем развития производства, но обладающих высоким уровнем жизни,  сложной   и разнообразной системой потребностей. К таким странам, например, принадлежат большинство стран Персидского залива. Даже беднейшие страны с полным отсутствием промышленного производства имеют очень большие потребности в оружии и успешно их удовлетворяют за счет природных ресурсов или иных возможностей политического характера.
     Потребность выступает  как идеальный внутренне  побуждающий мотив производства. Таким образом, главная сторона  внутренней связи между производством  и потребностями состоит в  целеполагающей функции потребностей по отношению к производству.
       В странах с развитой рыночной  экономикой потребности в существенной  степени полагаются производством  и зависят от производства. В этом плане работает формулировка марксизма: « производство создает потребление путем возбуждения в потребителе потребности, предметом которой является создаваемый им продукт. Кто из нас не сталкивался с рекламой продукции, о существовании которой мы ранее и не подозревали и никакой потребности в ней не испытывали. Но, получив информацию  о ней и ее свойствах,  часто появляется потребность в обладании этой продукцией. При всем при этом необходимо не упускать из вида, что наличие таких явлений в жизни общества и его членов не является основанием для абсолютизации роли интересов производства в формировании потребностей и определения их природы. Действительно, создавая предметы потребления, производство побуждает потребность в них, но возникает вопрос, а каковы результаты этого побуждения. Далеко не всегда и не всем удается побудить потребность, если она не соответствует интересам потребителей. Примером тому служит масса лежалых товаров на полках магазинов, хотя и цена этих товаров доступна потребителю и информация об их свойствах доведена до него же. Формула «производство создает потребление» верна только тогда, когда осуществлен научный подход к исследованию конъюнктуры потребительского рынка, возможностей рекламной деятельности,  психологии и менталитета потенциального потребителя, оценка соответствия потребительских свойств предмета потребления и доступность его приобретения потребительской массой. При таких условиях данная формула распространяется не только на сферу материального, но  и на сферу духовного производства.
     Предмет искусства способствует  созданию публики, понимающую искусство и  способную наслаждаться красотой. При  этом наличие способности наслаждаться красотой так же может быть частично осуществлено в рамках производственной деятельности, выступающей в виде рекламы и общественных институтов по формированию соответствующих потребностей. Яркой иллюстрацией к такому выводу служит кинофильм «Человек с бульвара капуцинов», где сама кино продукция создала предпосылку к созданию публики, способной наслаждаться киноискусством. Но дальше предпосылки дело не пошло, и публика возвратилась в свое обычное первобытное состояние, как только поставщик духовных ценностей на время покинул эту публику.
     Однако  объективная обусловленность потребления  состоянием производства, наличием предметов  потребления  и форм или способов самого потребления - это лишь одна сторона дела. Вторая сторона этой внутренней связи между производством  и потребностями состоит в  целеполагающей функции потребностей по отношению к производству. И  эта сторона для нас  гораздо  существеннее, чем та, где потребности  выступают лишь в качестве момента  производства. 

3.2 Возвышение потребностей, как идеальный мотив производства. 

      Итак, основополагающее свойство потребностей по отношению к производству состоит в том, что потребности являются целеполагающей функцией  для производства. Потребность выступает как идеальный внутренний мотив производства. То есть, потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель. Потребление изначально создает предметы потребления в их еще субъективной форме. И стимулом к созданию этого образа является потребность. Без нее нет производства. Она лежит в основе производства как идеальный внутренний образ, влечение и цель производственной деятельности. Благодаря потребности предметы производства возникают еще до начала трудовой деятельности в своей субъективной форме.
     Идеальный мотив производства существует,  прежде всего, в виде замысла еще  не существующей вещи, которую предстоит  произвести, создать. Безотносительно к тому, каковы причины этого замысла, в  представлении  человека, выполняющего  этот замысел, его  осуществление является исключительно важным и нужным делом. Это потребность, персонифицированная в его личности. Так, например, если индивид по профессии дизайнер одежды получил задание на разработку определенного фасона к определенному сроку, то  стержень его жизненной деятельности на данном ее этапе будет определяться именно этой задачей. Это объясняется тем обстоятельством, что, не смотря на наличие множества других дел, дело конструирования будет возвышаться над ними, так как в нем данный человек, во-первых, черпает средства к жизни, во-вторых, самореализуется как творческая личность, и, наконец, доказывает свою социальную значимость, а так же  свое утверждает свое право в глазах общественного мнения на определенную ступень в социальной иерархической лестнице. Кроме того, воплощение данного замысла может, по мнению субъекта, будет способствовать не только укреплению социального положения самого творца замысла, удовлетворить его самолюбие и т.д., но и облегчить условия труда,  улучшить условия существования другим людям, приносить выгоду, быть полезным обществу.
  Важно, чтобы творец данного замысла занимал такое положение в обществе, при котором замысел не оставался чистой фантазией и благодушным пожеланием, а стал источником определенного состояния  общественной среды и в конечном итоге средством удовлетворения определенных потребностей, в том числе и потребностей самого производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.