На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правосознание: понятие, структура, виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный Университет
Высшая  Школа Экономики
Нижегородский филиал
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по теории государства и права
на тему: «Правосознание: понятие, структура, виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний Новгород
2005 
 
 

  ПЛАН
  Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие и признаки  правосознания ………………………………………4
2. Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы к ее анализу…………………………………………………………11
3.Виды правосознания………………………………………………………..18

4.Особенности современного  российского правосознания:

реальность   и  перспективы………………………………………………...21

5. Пути повышения  правосознания граждан РФ…………………………26
    Заключение……………………………………………………………………..28    Список использованной литературы……………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ
Как явление  духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.
Развитое  правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
В юридической  науке к настоящему времени уже  созданы основы общей теории правосознания и правового воспитания. В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, достаточно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания, его понятия, структуры и функций.
Все вышесказанное  обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и  раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме.
Теория государства  и права традиционно исследует  такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции.
Однако в  данной работе помимо указанных вопросов мы рассмотрим также, каким образом  правосознание общества, отдельных  групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием  и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом. 

1.ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества.  Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. 1
Правосознание выступает в качестве одной из форм единого общественного сознания и обладает относительной самостоятельностью. Оно отражает всю совокупность разнообразных  правовых явлений общественного  бытия (правовую систему, правовое регулирование, правопорядок и т.п.), входящих в надстройку нашего общества.
Правовое  сознание оказывает активное воздействие  на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволения и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
На формирование и развитие правосознания как  одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно  взаимосвязано и взаимодействует  с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание — не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.
Правосознание очерчивает границы правового и  не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся  к праву. Оно включает и само представление  о праве, т.е. право понимание, взгляды  на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.  Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия «политико-правовое сознание». Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием.  Однако тесная связь между ними не исключает качественного различия между названными формами сознания.
Политическое  сознание отражает политические отношения общества, ядро которых образуют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выражает внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде. Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культурными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, правилами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда.
Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством, в само содержание правосознания, рассматривают нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений — правовых отношений. 
В анализе  природы права выдвинуты идеи, акцентирующие связь  права с  моралью, справедливостью; право трактуется как нормативное выражение справедливости. Такой подход в правопонимании дает возможность раскрыть конкретно-исторический характер социальной справедливости и ее выражение в нормах права, закрепляющих меру воздаяния и требования, равный масштаб, применяемый к субъектам права.
Социальной  основой права является признание  индивидуальной автономии, свободы  личности. Понимание права как  меры свободы, формы свободы в  реальных отношениях показывает возможность  раскрытия приоритета человеческой личности в сложной структуре социальных явлений. Право — это формальная свобода, формальное равенство людей.
Правосознание как важнейшая составная часть  правовой жизни общества взаимодействует  с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни.
Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества.   
Право во всех его ипостасях представляет собой  социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы еще в Древнем Риме его замечательными юристами.  Правовая культура общества — это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики. Применительно к конкретной личности правовая культура понимается и как определенное позитивное состояние ее правосознания и соответствующее правомерное поведение.
В истории  человечества отражен поступательный путь развития права, правосознания, всей правовой культуры. Конечно, на отдельных  этапах жизни конкретного общества, государства можно было наблюдать  и отступления, зигзаги, тупиковые  ситуации. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции «правового государства», «верховенства права», осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и, прежде всего во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 г.). В «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой в 1991 году Верховным Советом РСФСР, подчеркивается, что «права, и свободы человека принадлежат ему от рождения», «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР».
Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем:
    В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
    Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.
 
2.Структура  правосознания: гносеологический  и социологический  подходы к ее  анализу. 

В  теории  государства  и  права  выработано  понятие структуры правосознания. Прежде  всего,  эту структуру характеризуют два пласта: правовая идеология и правовая психология.2 Правовая  психология  отражает   преимущественно   созерцательный момент   познания. Правовая  психология своего рода стихийный, «несистематизированный» слой  правосознания,   выражающийся   в   отдельных психологических  реакциях  любого  человека   или   социальной   группы   на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Радость или огорчение после принятия нового закона,  чувство удовлетворения или неудовлетворения  при реализации  конкретных  норм,   нетерпимое   равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии. Правовая психология – наиболее  распространенная  форма сознания права, присущая  в  той  или  иной  степени  всем  общественным  отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых  реакций право  осуществляет  ведущие  определения  своей   социальной   сущности   - гуманизм,  справедливость,  формальное  равенство  субъектов  и   т.д.   Эти характеристики  права  выражают  человеческие  чувства  и  оценки:   от   их адекватности законодательству,  психологическому  настрою  людей  во  многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики. Более того, правовая психология –  наиболее  глубинная,  «скрытая» от непосредственного  восприятия  и  понимания  сфера  правового  отражения, которая дает подчас такие виды индивидуальных и массовых реакций  на  право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или  неудач утех или иных законодательных  программ.  Игнорирование  правовой  психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом  тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных  целей часто  общественно  полезных  (борьба  с   отдельными противоправными традициями и обычаями и т.д.). Кроме правовой психологии  в  структуру  правосознания  включается правовая идеология,  т.е.  систематизированное  научное  выражение  правовых взглядов,  требований,  идей  общества,  социальной   группы.   Формирование правовой  идеологии  осуществляется  как  процесс  теоретического  осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая  идеология дает обоснование установленных  или  предполагаемых  юридических  отношений, роли права, законности  и  правопорядка.  В  разработке  правовой  идеологии принимают  участие  ученые-правоведы,  практические  работники   юридических учреждений, политические деятели.  По  существу  речь  идет  о  формировании правосознания  на  теоретическом  уровне,  в   котором   принимают   участие профессионалы. В  разработке  правовых  идей,   теоретических   проблем   права, правового  регулирования  специалисты  опираются  на   накопленные   знания, обобщают наличный опыт  правовой  жизни  общества,  учитывают  позитивные  и возможные негативные последствия принимаемых юридических актов,  структурных правовых   органов,   в   их   функционировании   при определенных   показателях   в   социально-политической,   экономической   и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии   причастные  к этому   компетентные    специалисты    используют    материалы    конкретных социологических   исследований,   статистические    данные    о    состоянии экономических, демографических процессов в обществе, учитывают  общественное мнение, настроения  в  отдельных  социальных  группах,  картину  и  динамику правонарушений. Значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права.  Если правовая  психология  фиксирует  во  многом  внешний,  часто   поверхностно-чувственный аспект правовых  явлений,  то  правовая  идеология  стремится  к выявлению  сущности,  социального  смысла,  природы  права,  пытается,   как правило,  представить  его   в   виде   законченной   культурно-исторической философии и догмы.
     Функции правосознания – основные направления  претворения правосознания в  жизнь:
      Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности.
      Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
      Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую модель поведения.
 
Структура правосознания, рассмотренная в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней  отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая  психология, возникающая под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности, является первой, начальной эмпирической ступенью правосознания. Именно с этого уровня правосознания начинается осознание правовой реальности, первичное «знакомство» с ней. В отличие от правовой психологии, правовая идеология представляет более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни. В идеологической сфере правосознания на базе уже приобретенного конкретного эмоционально-чувственного материала происходят окончательное становление и оформление идей и представлений о правовой действительности, играющих большую роль в формировании воли людей.
Правовая  идеология и правовая психология, находящиеся во взаимосвязи и  взаимозависимости как элементы единого явления — правового сознания, в существенной степени отличаются друг от друга. Основное различие между ними заключается не только в том, что они отражают общественное бытие и объективную правовую реальность при помощи разных социальных инструментов: первая — при помощи идей, теорий, вторая — при помощи психических проявлений, чувств и эмоций. Оно состоит, главным образом, в различных уровнях и способах этого отражения.
Если отражение  общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического, научного осознания, теоретических знаний и оценок законодательства, правопорядка, законности и иных правовых явлений, то такое отражение в правовой психологии осуществляется, прежде всего, на уровне обыденного, повседневного сознания3. Поэтому ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей.
Именно им принадлежит определяющее место  в процессе выработки стратегии  и реализации людьми на практике своего юридически значимого поведения, хотя нельзя недооценивать и значения правовых чувств и эмоций.
Правовая  идеология в рассматриваемом  аспекте представляется как строй  проникнутых внутренним единством  научных положений, идей, теорий и  учений, характеризующих взятую в  развитии правовую систему.
Что же касается правовой психологии, то она мыслится как сумма правовых психических проявлений (эмоций, чувств, настроений), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни. Оба эти структурные элемента правосознания, разумеется, тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии.
Социологический анализ структуры правосознания  позволяет выделить в нем три  компонента — познавательное, оценочное  и практическое правосознание. В  русле такого анализа исследователи  рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: гносеологическую, регулирующую и функцию правового моделирования. Гносеологическая функция характеризует познание правовых явлений в объективной реальности, регулирующая — дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его, Функция моделирования  служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения, которое расценивается как необходимое4. В. В. Лапаева в юридическом механизме действия права выделяет и анализирует познавательную, оценочную и регулятивную функции правосознания5.
Познавательная  деятельность выполняет функцию  отражения правовой реальности (познавательная функция правосознания). Она состоит  из ряда последовательно возникающих  психических образований: ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятие памяти, которое накапливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющегося познавательным процессом, продуктом которого служат правовые идеи, понятия и убеждения.
Однако, познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное отношение  к ней (оценочная функция правосознания) через эмоциональные психические  процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, эффекты, страсти).
Практической  стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию намерений человека, является воля (поведенческая функция  правосознания). Она охватывает: уяснение правовых знаний; внутреннее согласование возникающих побуждений со сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью, включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей; определение цели, решение и, наконец, исполнение решения.
Значительную  роль в «переработке» и усвоении поступающей в правосознание правовой информации играет сложный механизм психической регуляции поведения человека, включающий в себя осознание интереса, определение цели, систему мотивов и волеизъявление6.
Правосознание не просто зеркально отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социально-биологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: особенностей всего психического сплава личности; жизненного опыта человека; непосредственного круга общения индивида.
Правовое  сознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С  позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.
Обыденное правосознание  в основном формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей, их личного жизненного опыта. Наибольшую роль в нем играют психологические элементы (чувства, эмоции). Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний. Профессиональное правосознание — это правосознание юристов, т.е. общности людей, которая требует специальной общеобразовательной или практической подготовки. Эта разновидность правосознания отличается тем, что его духовные элементы неразрывно связаны с умениями и навыками практического познания правовых норм и их применения.
Одну из разновидностей правосознания работников юридической  профессии представляет собой профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел. Это система правовых знаний, взглядов, представлений, установок, чувств и других духовных проявлений людей, профессионально занимающихся охраной общественного порядка, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и других правонарушений, охраной собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, осуществлением безопасности дорожного движения, обеспечением пожарной безопасности, исправлением и перевоспитанием осужденных.
3.Виды  правосознания.
Помимо структуры  выделяют также виды (уровни) правосознания. Обыденное правосознание – это  массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под  влиянием непосредственных условий  жизни  людей,  их  практического  опыта.  Обыденное сознание  ограничено.  Его ограниченность   обусловлена   узостью   своего источника – индивидуального  опыта,  по  общему  правилу  не  выходящего  за
пределы сиюминутных  вопросов каждодневной жизни.  Поэтому  правосознание  не может остаться в рамках обыденных  представлений  об  окружающем  социальном мире  и  неминуемо  в  своем  развитии  выходит  на  уровень  более  широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.
Профессиональное  правосознание   –   понятия,   представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде  профессионалов-юристов.  Однако практика показывает, что различные  профессиональные  группы  правоведов  не одинаково  воспринимают  юридическую  действительность.  Судья  относится  и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор,  прокурор  –  иначе,  чем
адвокат, следователь  – иначе, чем эксперт-криминалист,  юрисконсульт  банка – иначе, чем преподаватель юридического факультета и  так  далее,  хотя  все они получили высшее  юридическое  образования.  Столь  пестрое  многообразие правовых сознаний объясняется тем, что, казалось  бы,  единый  теоретический взгляд  на   право   преломляется   через   функционально   различные   виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.
Научное  правосознание  –  идеи,  концепции,  взгляды,  выражающие систематизированное  теоретическое освоение права.  В  современных  обществах научному  правосознанию  принадлежит  приоритетная  роль  в  указании  путей развития права, законодательства. Носителями этого вида  отражения  правовых
явлений выступают  ученые-правоведы.
Правосознание можно классифицировать по его субъектам,  носителям. Виды правосознания по его  субъектам в общественной  форме  представляют  как правосознание индивидуальное и коллективное.  Коллективное  правосознание  в свою  очередь  подразделяется  на   групповое,   массовое   и   общественное правосознание.
Общественное  правосознание включает в себя идеи, взгляды,  мнения, теории,  которые  распространены  в  данном  обществе  и  которые   отражают типичные свойства его юридической  действительности.  Оно  объективируется  в правовой культуре, юридической  науке  или  идеологии;  в  законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим  общество; в массовых представлениях,  отражаемых,  в  частности,  в  прессе;  во  всех идеологических институтах – таких как политика, мораль,  искусство,  религия и т.д.
Прежде чем  общественное сознание  проникает  в  психику  отдельных граждан,  оно  становится  коллективным   сознанием   социальных   групп   – групповым. То, что правосознание  опосредствуется   социально-демографической структурой общества, - факт,  подтвержденный  многочисленными  эмпирическими наблюдениями.  Особенности  группового   правосознания  объясняются   рядом факторов. Первый из них состоит  в  том,  что  в  любой  общности,  как  уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е.  свои  нормативные ценности,  которые,  прежде  всего,  влияют   на   оценки   членами   группы сложившейся юридической системы. Второй  фактор  –  это  различия  интересов социально-демографических групп,  связанных  с  неодинаковостью  их  мест  в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к  собственности, системе распределения, к власти,  одним  словом,  к  общественному  строю  и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Групповое  правосознание  нужно  отличать  от  массового,  которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.
Индивидуальное  правосознание  является  результатом  социализации отдельного человека и  усвоения им группового и общественного  правосознания, опосредованного  особенностями  его  жизненного  пути.  Коллективные   формы сознания плюс личный опыт –  вот что образует основу  восприятия  юридической действительности каждой неповторимой личностью.
По мнению В.К. Бабаева « Для российского  общества характерна подмена правосознания  этическими воззрениями»7. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места в русском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону.
При достаточно очевидном отсутствии в истории  нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов-ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX- начала XX в. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917г. Существенный урон зарождающемуся российскому правосознанию нанесла  марксистстско - ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его состоянии завершило XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.