На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление кредитоспособностью предприятия (на примере ООО «Мебекс»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
     Уральский гуманитарный институт
     ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
     Кафедра экономики и финансов 
 
 
 
 

Курсовая  работа
«Управление кредитоспособностью предприятия»
(на примере ООО «Мебекс») 
 
 
 
 
 

                                                                                          Выполнена:
                                                                             студенткой 
                                                                             Романовой С.Д. ,  
                                                                              Группа ФК-501з

                                                    Проверил:
                                                                              к.э.н., доцент Савченко Н.Л. 

                                                                                                  
 
 

                                                  
                                               Екатеринбург 2011 

Содержание. 

Введение……………………………………………………………….…... .....3
1. Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия.
    1.1 Понятие  и значение кредитоспособности  предприятия……………..5
    1.2 Ключевые  показатели кредитоспособности  предприятия…………..9
2. Анализ кредитоспособности  предприятия
     2.1 Характеристика предприятия…………………………………………15
    2.2 Определение кредитоспособности заемщика банка............................20
3. Меры по совершенствованию управления кредитоспособностью предприятия……………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………....29
Приложение №1………………………………………………………………..31
Приложение №2………………………………………………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Кредитные отношения  имеют древнюю историю, такую  же древнюю, как и обмен в человеческом обществе. Ещё до развития товарно-денежных отношений кредит процветал в натуральной форме — примерно то, что в нынешних условиях является коммерческим кредитом. Много позднее с появлением денег, как эквивалента в обменных отношениях, кредит развернулся в форме ростовщичества. Так с развитием товарно-денежных отношений кредит выступал двигателем обмена, затем торговли и, наконец, производства товаров и услуг. Кредитные отношения развивались неизменно успешно, потому как имели прочную основу — несоответствие потребностей имеющимся возможностям, порождающее сначала долг, затем необходимость его возвращать. Влияние цивилизации на эту область экономических отношений отразилось в появлении кредитно-сберегательных  учреждений — банков и других.
Кредитоспособность  предприятия — это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Оценивается данная категория с помощью критериев, соответствие или несоответствие которым повышает или понижает вероятность возврата предприятием  кредита. Эта проблема имеет два аспекта: первый — определение кредитоспособности заемщика с позиций банка-кредитора.
Актуальность  указанной темы обуславливается  тем, что на определённых этапах производственного  процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход — получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении требований к кредитоспособности заемщика с позиций предприятия.
Задачи, которые  необходимо рассмотреть для достижения данной цели, следующие:
- изучить критерии кредитоспособности предприятия, содержащиеся в нормативно-правовых актах по этому вопросу;
- оценить в соответствии с ними кредитоспособность конкретного предприятия;
- выработать предложения по укреплению кредитоспособности.
Объект исследования: управление кредитоспособностью предприятия.
Предмет исследования: кредитоспособность предприятия ООО «Мебекс»
Методы  исследования: метод сравнительного анализа,  метод табличной информации.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия
    1.1 Понятие и значение кредитоспособности предприятия
Под кредитоспособностью  следует понимать такое финансово-хозяйственное  состояние предприятия, которое  дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.[4, c.669] Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание банковского анализа кредитоспособности.
Кредитоспособность  заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а  прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу.
Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются  при оценке кредитоспособности клиента.
Если заемщик  имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.
В связи с  тем ,что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.
Основная цель анализа кредитоспособности определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду  в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя и размер кредита который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Мировая и отечественная  банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Под характером клиента понимается его репутация  как юридического лица и репутация  менеджеров, степень ответственности  клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента  является его способность зарабатывать средства для погашения долга  в ходе текущей деятельности. Здесь  целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал предприятия  является не менее важным критерием  кредитоспособности предприятия. При  этом важны следующие два аспекта  его оценки. 1) его достаточность, которая анализируется на основе требований
Центрального  банка к минимальному уровню уставного  фонда (акционерного капитала) и коэффициентов финансового левериджа 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком.[5, с.800] Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.
Под обеспечением кредита понимается стоимость активов  заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка (проблемах с ликвидностью его баланса или недостаточностью капитала).
К условиям, в  которых совершается кредитная  операция, относятся текущая или  прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
Как известно текущая  и прогнозная экономическая и  политическая ситуация в стране сейчас самая неблагоприятная, поэтому банки в следствие крайне высокой степени внешнего риска практически не занимаются кредитованием предприятий, кроме тех которые являются старыми и надежными клиентами этого банка.
Последний критерий — контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующего качество ссуд.
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента  банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:
- оценка делового риска;
- оценка менеджмента;
- оценка финансовой устойчивости предприятия на основе системы финансовых коэффициентов;
- анализ финансового потока;
- сбор информации о клиенте;
- наблюдение за работой предприятия путем выхода на место.[3,с.653]
Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует специфика в анализе  кредитоспособности юридических и  физических лиц, крупных, средних, и  мелких клиентов. Эта специфика заключается  в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Ключевые показатели кредитоспособности предприятия
     В основе оценки качества потенциального дебитора лежит оценка его кредитоспособности, методика которой разрабатывается самой компанией-поставщиком, представляющая собой своеобразные нормативы кредитоспособности (Credit Standard).
     Это позволяет установить разумные пределы  таких параметров, как объем одной  поставки, срок кредита (погашения задолженности  дебитором), скидки и надбавки к цене.
     Определение системы характеристик для оценки кредитоспоcобности отдельных групп покупателей осуществляется обычно по следующим критериям:
      объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем;
      репутация покупателя в деловом мире; 
      платежеспособность клиента;
      платежеспособность;
      показатели собственного капитала и ликвидность;
      результативность его хозяйственной деятельности; 
      финансовая устойчивость;
      объем и состав его активов, которые могут выступать в качестве обеспечения кредита при возникновении неплатежеспособности.
     По  результатам анализа кредитоспособности осуществляется группировка покупателей по категориям, на основании которой определяются возможные суммы и сроки кредитования с для каждого клиента в соответствии с кредитной политикой компании.
     В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо достижение компромисса между риском предоставления кредита (в следствии чего является увеличение продаж) и ликвидностью (которая может быть обеспечена ужесточением требований при кредитовании и как следствием отказом от некредитоспособных покупателей).
     В результате проведения анализа на предприятии  мы сможем увидеть кредитоспособно  оно или нет. Сможет ли оно предоставлять кредит своим клиентам , чтобы увеличить объем продаж, либо это будет являться для него серьезным риском при малейшей отсрочки платежа.
 Большинство  предлагаемых академической наукой  методик оценки кредитоспособности  схожи между собой по набору  коэффициентов оценки финансового  состояния заемщика. Отличие лишь  в том, что оцениваемые показатели  сгруппированы в разные агрегаты и к ним применяются отличные весовые коэффициенты. Как правило, методики содержат следующие группы финансовых коэффициентов: [17,с.655]
анализ  собственного капитала заемщика (К автономии, К мобильности, отношение капитала к общей задолженности);
анализ  доходности заемщика (К рентабельности выручки, К рентабельности общего капитала, К рентабельности собственного капитала);
анализ  платежеспособности заемщика (К покрытия, К мгновенной (абсолютной) ликвидности, К отношения дебиторской и кредиторской задолженности).
Коэффициенты  ликвидности
1.Коэффициент  абсолютной ликвидности =(Денежные средства + Краткосрочные вложения) / Краткосрочные обязательства = (стр. 260 ф. №1 + стр. 250 ф. №1) / стр. 690 ф. №1  (0,2-0,5)
2. Коэффициент  критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия)=(Денежные средства + краткосрочные фин. Вложения + краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные фин. Обязательства = (стр. 260 ф. №1 + стр. 250 ф. №1 + стр. 240 ф. №1) / стр. 690 ф. №1  (0,8-1)
3. Коэффициент  текущей ликвидности (общий коэффициент  покрытия)= Оборотные активы / Краткосрочные обязательства = стр. 290 ф. №1/ стр. 690 ф. №1 (1,5–2)
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на дату составления баланса.
Коэффициент критической  ликвидности показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена за счет, как имеющихся  денежных средств, так и ожидаемых  поступлений от дебиторов.
Коэффициент текущей ликвидности – позволяет оценить, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства.
Коэффициенты  платежеспособности
1.Общая платежеспособность организации = Активы предприятия / Обязательства предприятия =стр. 300 ф. №1 / (стр. 590 ф. №1+стр. 690 ф. №1) ? 2
2. Степень платежеспособности  общая = Краткосрочные + долгосрочные  обязательства / Среднемесячная  выручка =(стр. 690 ф. №1 + стр. 590 ф. №1) / (стр. 010 ф. №.2: 12)
3. Коэффициент  задолженности по кредитам банков  и займам = (Долгосрочные пассивы + краткосрочные кредиты банков) / Среднемесячная выручка = (стр. 590 ф. №1+стр. 610 ф. №1) / (стр. 010 ф. №2: 12)
4. Коэффициент  задолженности другим организациям = («Задолженность перед поставщиками  и подрядчиками» + «прочие кредиторы»)/ Среднемесячная выручка = (стр. 621 ф. №1+стр. 625 ф. №1) / (стр. 010 ф. №2: 12)
5.Коэффициент внутреннего долга =(«задолженность перед персоналом организации»+ «задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» + «доходы будущих периодов»+ «резервы предстоящих расходов»+ «прочие краткосрочные обязательства») / Среднемесячная выручка = (стр. 622 ф. №1+стр. 630 ф. №1+ стр. 640 ф. №1+ стр. 650 ф. №1+ стр. 660 ф. №1) / (стр. 010 ф. №2: 12)
Общая платежеспособность – показывает способность  организации покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всеми своими активами.
Степень платежеспособности общая – характеризует  общую ситуацию с платежеспособностью  организации, объемами ее заемных средств  и сроками возможного погашения  задолженности организации перед ее кредиторами .
Структура долгов и способы кредитования организации  характеризуются распределением показателя «степень платежеспособности общая» на коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам, другим организациям, фискальной системе, внутреннему долгу. Перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов от других организаций, скрытого кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует хозяйственную деятельность организации.
Коэффициенты  рентабельности
1.Коэффициент рентабельности продаж = Прибыль от реализации /Выручка от реализации = Стр. 050 ф. №2 / Стр. 010 ф. №2 (23)
2. Коэффициент  рентабельности активов (всего  капитала) = Чистая прибыль / Баланс = Стр. 190 ф. №2 / Стр. 300 ф. №1
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль / Источники собственных средств = Стр. 190 ф. №2 / Стр. 490 ф. №1
Коэффициенты  прибыльности (рентабельности) характеризуют  эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансовой устойчивости. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов финансовой устойчивости не означает понижение класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента .
Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли  приходится на 1 руб. реализованной  продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность  активов показывает эффективность  использования всего имущества  предприятия. Снижение свидетельствует  о падении спроса на продукцию  и о перенакоплении активов.
Предприятие считается низкорентабельным, если Rа находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при Rа от 5 до 20%, высокорентабельным при Rа от 20 до 30%. Значение Rп свыше 30% характеризуется как сверхрентабельность.
Рентабельность  собственного капитала показывает эффективность  использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия
Коэффициенты  финансовой устойчивости
1. Коэффициент  автономии (финансовой независимости) = Собственный капитал/ Валюта  Баланса = Стр. 490 ф. №1 / стр. 300 ф. №1 ( ? 0,5 (т.е. 50%))
2. Коэффициент  финансовой маневренности
(чистой  мобильности) = (Оборотные активы  – Краткосрочные обязательства) / Оборотные активы = (Стр. 290 ф. №1 – 690 ф. №1) / Стр. 290 ф. №1 (?0,1)
3.Коэффициент соотношения собственных и заемных средств = Собственный капитал/ (Заемный капитал + доходы будущих периодов – резервы предстоящих расходов)=
=Стр. 490 ф. №1 / (стр. 590+690 ф. №1+стр. 640 ф. №1 – стр. 650 ф. 1) (? 1)
4. Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами = (Собственный капитал – внеоборотные активы)/ Оборотные активы =(Стр. 490 ф. №1 – 190 ф. №1) / Стр. 290 ф. №1 (?0,1)
5. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности = Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность =Стр. 240 ф. №1 / Стр. 620 ф. №1 (? 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ кредитоспособности предприятия
     2.1 Характеристика  предприятия
ООО “Мебекс” как юридическое лицо имеет неплохую репутацию, так как уже около 10 лет функционирует в сфере производства мебели, кроме того предприятие имеет достаточно приемлемую для получения займа кредитную историю, так как большую часть своей кредиторской задолженности погашает в срок. Фирма пользуется хорошей репутацией среди своих поставщиков и покупателей, так как поставки сырья и материалов оплачивает вовремя, а продукцию выпускает достаточно высокого качества.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Здесь целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Анализ  ликвидности
Таблица1.1- Коэффициенты ликвидности
Показатель На начало года  На конец  года Изменения
Коэффициент абсолютной ликвидности(>0,2) 0,50 0,94 0,44
Коэффициент текущей (общей) ликвидности(>2) 1,191 1,852 0,66
Коэффициент критической ликвидности (0,8-1) 0,571 1,028 0,454
 
Коэффициент абсолютной ликвидности  показывает какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена на дату составления  баланса , данный коэффициент в пределах нормы( 0,5 на начало года  и 0,94 на конец  года ) ,к концу года произошло увеличение на 0,44 .Это связано с ростом ростом денежных средств и краткосрочных вложений к концу периода.
Коэффициент текущей  ликвидности показывает в какой  степени оборотные активы покрывают  краткосрочные обязательства. Из расчетов видно ,что показатели ниже нормы (1,19 и 1,82), при норме (>2). Следовательно, оборотных активов недостаточно для покрытия краткосрочных обязательств.
Коэффициент критической  ликвидности показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена за счет ,как имеющихся денежных средств , так и ожидаемых поступлений от дебиторов. На начало года этот показатель составляет 0,57< 0,8. Это связано с низким показателем денежных средств и ожидаемых поступлений от дебиторов ,а также высокой долей кредиторской задолженности. Но к концу периода ситуация изменилась, и показатель стал составлять (1,02>1), это говорит о том ,что произошло снижение кредиторской задолженности и увеличения денежных средств ,краткосрочных финансовых вложений в 1,5 раза.
Анализ  платежеспособности
Таблица 2 – Коэффициенты платежеспособности
Показатель На начало года На конец  года Изменения
Общая платежеспособность организации (? 2) 1 1,288 0,288
Степень платежеспособности общая 2,62382 2,935 0,311
Коэффициент задолженности по кредитам банков и  займам 0,907 1,610 0,702
Коэффициент задолженности другим организациям 1 0,488 -0,512
Коэффициент внутреннего долга 0,636 0,579 -0,057
 
Анализируя данные таблицы можно сделать следующие  выводы: предприятие не способно покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные ) всеми своими активами ,об этом свидетельствует коэффициент общей платежеспособности, который  1< 2 и 1,288 <2. На предприятии недостаточно активов, хотя к концу периода происходит увеличение общей платежеспособности , но этого недостаточно для покрытия всех обязательств, долгосрочные обязательства к концу периода возросли  2,6 раза.
Коэффициент задолженности  по кредитам банков и займов составляет на начало года 0,9 , а на конец увеличивается 1,28 , за счет увеличения долгосрочных пассивов.
Коэффициент задолженности  другим организациям на начало года составляет 1, а на конец года уменьшается  на 0,51, это связано за счет уменьшения кредиторской задолженности перед  поставщиками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.