Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Тверской государственный университет (представительство  ТвГУ в городе Бежецке) 
 
 
 
 
 
 
 

        Курсовая  работа по возрастной психологии. 

Тема: «Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности». 
 

Выполнила студентка  36 группы В(4)
 Степанова С.Б.
Научный руководитель: Демиденко Н.Н.
 
 
 
 
 
 
___________________Оценка «________________» Дата______________________
Тверь 2006
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление. 

 

Введение. 

   Изучение  индивидуальности в психологии имеет  большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую  рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления. Постепенное накопление фактов, изучение и классификация причин разбросов измерений, связываемых с влиянием индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
   Индивидуальные  различия, на каком бы уровне они не фиксировались, закономерно объединяются между собой самыми разнообразными связями. В концепции В.С. Мерлина (1986) дается обоснование понятия «интегральной индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие, характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе.
   Начиная с середины XVIII века, развивались  теории темперамента, связанные с  некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял ученик А.Галлера, Г.Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерического сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что  крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов. Б.М. Теплов, отвергая Павловскую схему «четырех классических темпераментов», предлагал рассматривать все  сочетания свойств нервной системы как самостоятельные типы, поставив в качестве специальной задачи вопрос о критериях, на основании которых могут выделяться из них «основные типы» (1985г.)
   Не  малый вклад в изучение данного  вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. 

   Одна  из заметных тенденций нашего времени  – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и  учет «человеческого фактора» наблюдается  во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
   Итак, если в прошлые эпохи человек  чаще всего воспринимался как  винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.
   Проблема  индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.
   Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательной работе с ним.
   Данная  тема представляется мне очень  актуальной, поскольку: без знаний теории темпераментов сложно строить взаимоотношения. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий.
   Если  не учитывать темперамент ребенка  в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть особенности личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками. 

   Объект данного исследования – личностные особенности ребенка младшего школьного возраста. 

   Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников. 

   Цель работы – выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом. 

   Для реализации поставленной цели будут решены следующие  задачи:
    рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
    составить общую характеристику четырех темпераментов;
    выявить возрастные особенности темперамента;
    проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
    рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
    сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно – воспитательной работе.
 
   Гипотеза  данного исследования – учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно – воспитательной работы. 

   Новизна исследования ? исследование особенностей темперамента с позиции их влияния на стиль деятельности, успешность в учебном  процессе, поведение личности. 

   Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, в работе практикующего психолога. 

   Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления о индивидуально-психологических особенностях личности; возрастных особенностях темперамента младшего школьника. 

   Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
 

Глава 1. Темперамент как психологическая категория.
      Общее представление о темпераменте.
 
   Когда говорят  о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
   Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
   Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
   Человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.
    Основной  отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.
    Свойства  темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики.
    .
    Свойства  темперамента, как и свойства нервной  системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
   Поворотным  пунктом в истории естественнонаучного  изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы и о типах высшей нервной деятельности, И.П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип вид. Этими свойствами являются: сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения; подвижность, как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые - его частные специальные особенности, имеют косвенное отношение к характеристике личности. 

      Концепции и теории темперамента.
 
   1.2.1 Ранние теории темперамента. 

   Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей».  В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес.
   Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма.
   В истории  развития учения о темпераменте четко  выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента,
     второй — с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.
   Долгое  время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался «увязать» особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны, властолюбивы.
   Американские  исследователи У.Шелдон и С.Стивенс предприняли попытку также вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Их схема телосложения была намного сложнее, чем у Кречмера. Они оценивали телосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсу, эктоморфы, т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система), характеризуются церебротоническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы, люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности. 

1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента. 

   В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темперамента, практически не ставились. Для большинства западных психологов характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению структуры темперамента.
   Одна  из первых попыток изучения структуры  темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе факторного анализа он выделил три фактора темперамента:
   - общую  эмоциональность, 
   - стенические  эмоции-астенические эмоции,
   - положительные  эмоции—отрицательные эмоции.
   Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.
   Следующие попытки исследования структуры  темперамента принадлежат Дж.Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры. Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента:
    вспыльчивость-сдержанность;
    реализм;
    эмоциональность;
    социальную адаптируемость.
   Гораздо больший успех выпал на долю факторной  концепции темперамента Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности — по терминологии Айзенков), как экстраверсия—интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента. 

1.2.3 Теория И.П.Павлова. 

   Решающий  сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Павлов пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют не жидкостные компоненты внутренней среды организма, а свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности.
   Как доказал  И.П.Павлов, динамика протекания психической  деятельности и индивидуальные особенности  поведения всецело зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения — является основой этих различий в нервной деятельности.
   И. П. Павлов различал силу процесса возбуждения  и силу процесса торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила процесса возбуждения, в которой он видел наиболее важную характеристику нервной системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.
   Сила  процесса торможения, выполняющая в типологии Павлова скорее второстепенную роль, понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения.
   Вместе  со своими сотрудниками он выявил три  основных свойства нервной системы, из комбинации которых закладывается  тот или иной тип темперамента. Вот они:
    подвижность процессов возбуждения и торможения,
    баланс, или уравновешенность,
    сила процессов возбуждения и торможения.
   Сила  нервных процессов выражается в  способности нервных клеток переносить продолжительное или кратковременное, но очень концентрированное возбуждение  и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной системы.
   Слабость  нервных процессов характеризуется  неспособностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение  и торможение. Нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения при действии весьма сильных  раздражителей. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, а энергия их быстро истощается. Но зато такая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
   В жизни  людей часто возникает необходимость торможения сильных возбуждений, чтобы осуществить  реакции на другие интенсивные раздражители окружающей среды, «и нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов». Говоря об уравновешенности нервных  процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
   Уравновешенность  является важным свойством высшей нервной  деятельности нервных процессов, то есть пропорциональное соотношение  возбуждения и торможения. У некоторых  людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или процесс возбуждения.
   Одно  из основных свойств высшей нервной  деятельности — подвижность нервных  процессов. Подвижность нервной  системы характеризует быстроту сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстроту возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстроту появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстроту образования новых условных связей,  выработку и изменение динамического стереотипа.
   Комбинации  указанных свойств нервных процессов  возбуждения и торможения были положены в основу определения типов высшей нервной деятельности. То или иное сочетание силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения составляет тип нервной системы. 

   Слабый  тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (то есть низкий порог) к действиям раздражителей. 

   Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
    
   Сильный уравновешенный подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Поэтому этот человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
   Сильный уравновешенный инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
   Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, то есть в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека.
   Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной его жизни и воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
   По  мнению И. П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято  различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
   Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Так, в основе сангвинического темперамента лежит следующее сочетание свойств  нервной системы - подвижность + уравновешенность + сила. В основе холерического подвижность + неуравновешенность + сила. В основе флегматического - инертность + уравновешенность + сила. И в основе меланхолического темперамента лежат свойства, которые имеют слабую выраженность. Это тотально слабый тип. 

Сила  нервных процессов Уравновешенность  нервных процессов Подвижность нервных процессов Темперамент
Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Сильный Уравновешенный Инертный Флегматик
Сильный Неуравновешенный Преобладание  возбуждения Холерик
Слабый     Меланхолик
 
   С течением времени в теории Павлова выявилось  много слабых мест, что привело  к серьезным ее трансформациям. В  частности уже сам Павлов на ряде экспериментов убедился в том, что  часто предложенная им схема не работает. Тогда, ученый изменил значение слова "темперамент", введя понятия "генотип" и "фенотип". Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".
         Тем самым Павлов, о сути, дал чисто  физиологическую интерпретацию  темперамента, отрешившись от его  психологических аспектов. Психологические  же аспекты темперамента он назвал характером.
         Таким образом, попытка Павлова связать  типы темпераментов с типами нервной  деятельности оказалась неудачной, хотя во многом продвинула исследования в этой сфере. 

   1.2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину. 

   Дальнейшие  исследования, проведенные в школе  Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально  другой подход к изучению биологических  основ темперамента [1985; 1990]. По их мнению, прежде всего, следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы. Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента.
   Теплов  развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах нервной  системы.
   Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности.
   Нет никаких  ни теоретических, ни экспериментальных  оснований считать, что число основных типов нервной системы равно четырем, отмечает Теплов.
   Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую  структуру свойств нервной системы:
    сила (выносливость),
    динамичность (легкость генерации нервного процесса),
    подвижность (скорость переделки знаков раздражителей),
    лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).
   Каждое  из этих свойств может быть различным  по отношению к процессу возбуждения  и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небилицин продолжил направление исследований Теплова. Критический анализ результатов, получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной системы, позволил Б. М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о существовании наряду с традиционно выделенными еще нескольких свойств нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое из них отвечает за легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей. Второе - лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая в основном быстроту затухания последействия от импульса возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения другим при серийной подаче стимулов.
   Другой  отечественный психолог – ведущий  специалист по проблемам темперамента - Небылицин с сотрудниками изучал группу основных свойств нервной системы, существование большинства из которых установлено с достаточной твердостью, в том числе с применением факторного анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки зрения, динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду в сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как, говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к торможению. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными.
   Ко  вторичным же свойствам Небылицин  относит ряд дополнительных характеристик  нервной системы, получаемых посредством измерения и сопоставления одноименных первичных свойств, характеризующих два противоположных нервных процесса возбуждение и торможение. Павловское свойство уравновешенности нервных процессов Небылицин рассматривает именно как вторичное: это свойство представляет собой уравновешенность нервной системы по динамичности, т. е. по относительной легкости генерации нервной системой возбудительного или тормозного процесса. Хотя сам Павлов рассматривал уравновешенность как соотношение двух силовых  характеристик нервной системы (силы по отношению к возбуждению и силы по отношению к торможению). Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая (всего двухступенчатая) иерархия основных свойств нервной системы, включающая набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств
   1.2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова. 

   Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под  руководством В.М.Русалова в лаборатории  психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.
Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:
    независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);
    динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);
    универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
    раннее проявление в детстве;
    устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
    высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
    наследуемость.
   Накопленный обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом.
   Для анализа  биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
   Наиболее  важной отличительной чертой исследований В.М.Русалова и его коллег является использование концепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента.
   Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы. Функционально-системные свойства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темперамента. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых» функциональных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постулируется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства темперамента. Таким образом, впервые удалось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как результат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия).
   Исходя  из данной функционально-системной концепции, темперамент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функциональные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или «формально-динамических», свойств индивидуального поведения.
   Следовательно, согласно Русалову, темперамент —  это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты всего поведения человека.
   Развиваемый подход позволяет разрешить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность.
   Во-первых, темперамент — это одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые Ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.
   Темперамент, в рамках этого подхода, представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.
   К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента.
   Наиболее  важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.
   Другой  важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.
   Третий  компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку  «исполнения», характеризует уровень  координации всех подсистем организма  и отражает, как быстро протекают  психические процессы.
   В структуре  эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр — порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной.
   Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое В.М.Русаловым и его сотрудниками, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).
   На  основе разработанной Русаловым  теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный  тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уникальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко коррелируют с объективными тестами, экспертными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и аналогично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-опросник (ОСТ) позволил исследовать не только структуру, половые различия, генетические и психофизиологические предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими способностями.
      Физиологическая и психологическая  основы темперамента. Свойства темперамента и их особенности.
 
   Физиологической основой темперамента являются не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем. Идеи И.П. Павлова о типах ВНД развивали Е.М. Теплов, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса: динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов: концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей. Открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность. В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.
   Свойства  нервной системы необходимо изучать  с учетом особенностей поведения людей в жизненных ситуациях. Природные особенности нервной системы  могут быть скрыты системой временных связей, выработанных в течение жизни. Некая психическая черта не является только врожденной, проявление же свойств нервной системы возможно лишь в чрезвычайных условиях, поэтому современные исследования проблемы индивидуальных различий направлены на разработку особой системы «жизненных показателей», т.е. объективно оцениваемых жизненных проявлений изучаемых свойств нервной системы.
   Проблема, психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно  исследовалась В.С. Мерлиным и его  сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.
   Свойства  темперамента зависят от свойств  организма в целом. В современной  психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в  зависимости от условий развития. Так, например, Вундт (1880 - 1981 гг.) считал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может заключаться только в том, как, на основе взаимосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная группа индивидуальных психологических особенностей.
   Динамические  особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных  и волевых особенностей. Это соотношение и есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия темперамента. Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение, которое характеризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику. Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые
    регулируют динамику психической деятельности в целом;
    характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
    имеют устойчивый и постоянный характер;
    сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени;
    находятся в строго закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента;
    однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
 
   Свойства, темперамента отличаются от мотивов  и отношений личности и черт характера. Отличается темперамент и от способностей. Следовательно, к темпераменту, относятся прежде всего врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движения скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно, такие люди наоборот очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены, т. е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.
    Различают  следующие свойства темперамента:
      скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания);
      психический темп и ритм;
      интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность болевых действий);
      направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).
   Но  динамике психической деятельности зависит и от других условий (например, от мотивов и психических состояний). Если человек заинтересован в работе, то независимо от особенностей своего темперамента, он выполнит ее энергичнее и быстрее. Свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний, проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если у человека имеется склонность волноваться перед сдачей зачета или в ожидании старта на соревнованиях, то это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. 

1.4. Типы темпераментов. 

   Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые  получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.
   И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.
    По  мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято  различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
    Сангвинический  темперамент.
    Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит  однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент   характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
    У сангвиника быстро возникают чувства  радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
    Флегматический  темперамент.
    Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
    Холерический  темперамент.
    Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают  у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
    Меланхолический темперамент.
    У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
    Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным  свойством. Сильная нервная система  более успешно справляется с  одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
    "Чистые" темпераменты встречаются относительно  редко. 

     Какой темперамент  лучше?
   Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано с самой сущностью  темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.) проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким образом, темперамент - нейтральный фактор психики.
         Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
         Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в  середине или к концу работы, а  не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
         Холерический  темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить  значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
   Подобных  позиций о равноправии темпераментов  придерживались такие крупные специалисты  в этой области как Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в педагогике.
   Однако, такая аргументация, однако, не кажется убедительной Я.Стреляу. «Вряд ли кто-нибудь будет сегодня утверждать, что все люди обладают одинаковыми умственными способностями, памятью и т. п. Разве обнаружение такого рода различий тоже является общественно вредным? На наш взгляд, как раз наоборот!», - пишет он. В данном случае исследователь имеет в виду разную ценность темпераментов с точки зрения адаптивных способностей. И этот вопрос он призывает рассматривать всегда в зависимости от конкретной обстановки. 
 

   1.5.Влияние темперамента на личность. Роль темперамента в трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темперамента и поведение. 

   Личность  представляет собой неповторимый и  специфический для каждого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в индивидуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся определенные общественные и культурные условия, а также детерминированные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и сознательно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет весьма косвенное отношение к ее формированию и генезису. Однако это представление неверно. Личность развивается на основе первичных влечений, которые специфичны для каждого индивида (жажда, голод, страх), Эта специфичность определяется энергетическим уровнем, т. е: силой, интенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в одних и тех же условиях разные дети ведут себя по-разному. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны для окружающих. Поэтому, свойства темперамента в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения Роль темперамента в формировании личности заключается,  прежде всего в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды.
    Влияние  темперамента на формирование  личности ребенка выражается  в следующих формах:
   1. Проявление  темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращение с ребенком близких ему людей.
   2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности.
   3. Свойства  темперамента могут быть как  благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.
   Экстраверт  и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х годах Юнгом; в основании деления положена установка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собственных психических состояний. С трудом контактирует с окружающими. Айзенк утверждает, что в основе экстравертно-интровертного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии,  он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности,  показатели, которой многие психологи используют для определения свойств темперамента. Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстраверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-ннтроверсией и временной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.
   Другое  свойство личности - тревожность также  связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, отличающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабого типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсутствию тревожности.
   Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой. Павлов с  этой точки зрения считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы. Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темперамента в разных условиях, в разной среде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента.
      Отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий связано с условиями, в которых эти действия совершаются, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий и особенностями темперамента: если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности, в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет завесить от других факторов, в особенности от уровня  мотивации и способностей. Но от особенностей темперамента зависит способ осуществления самой деятельности. Наблюдается изменение в структуре действий или деятельности. В зависимости от особенностей темперамента людей различают не конечным результатом, а способом достижения результатов. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняют задания быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных более растянут во времени. Ориентированные же действия у инертных занимают больше времени по сравнению с подвижными. У подвижных - тенденция к быстрому исполнению, в результате - пропуски элементов задания, но для них характерно быстрое усвоение материала. У инертных усвоение материала медленное, но точность выполнения усвоенного задания является ценным свойством. У инертных учащихся познавательные, действия регулярно влияют на исполнение действия в большей степени, чем у подвижных. Подвижные отводят гораздо меньше времени на знакомство с материалом, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе работы реже сверяются с образцом. У инертных значительное время занимают подготовительные действия. Подвижные не тратят время на подготовку. В ходе исполнительных действий у подвижных преобладают ориентировочно-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовку. Точность и аккуратность исполнения работы у подвижных ниже, чем у инертных. Подвижные отличаются быстротой движений, задание, требующее медленных движений лучше выполняют инертные. Инертные редко отвлекаются от деятельности, неохотно меняют режим работы, неохотно переделывают неправильно выполненное. Подвижные часто отвлекаются, прерывают работу, берутся за другое.  

   В зависимости  от силы нервной системы зависит стиль работы учеников. "Сильные" - для них характерна малая подверженность утомлению, заниматься предпочитают с друзьями, от легких заданий переходят к сложным. Тратят мало времени на подготовку; исправления и дополнения делают в ходе работы, У них хорошее распределение внимания на разную деятельность. Письменная речь у них краткая, предпочтение отдают устной речи. В ситуациях напряжения наблюдается расширение объема умственной деятельности. "Слабые" - большая утомляемость, перерывы в работе, потребность в полной тишине, в отдыхе. От трудных заданий переходят к легким. Им необходима длительная подготовка, исправления они делают в ходе проверки. За новую работу берутся, только завершив начатое. Заранее планируют, предпочитают сделать работу заранее. В их письменной речи преобладают сложные конструкции. Письменную речь предпочитают устной. Под влиянием напряжения объем умственной деятельности сужается; больше времени тратят на подготовку и контрольные действия. Общая продолжительность выполнения задания увеличивается. Педагог должен организовать работу школьников так, чтобы они могли выполнять поставленные перед ними задачи в соответственном им стиле деятельности. Таким образом, именно темперамент и, прежде всего сила и подвижность нервных процессов оказывают существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
   Т. Левицкий провел сравнительный анализ свойств темперамента с точки зрения их влияния на эффективность обучения. Эти сравнения показали, что главным фактором эффективности является реактивность.
   Он  сумел доказать, что свойства темперамента влияют на уровень достижений учащихся. С достижениями учащихся больше всего  связаны два фактора темперамента - реактивность (сила процессов возбуждения) и подвижность. Что касается связи между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента, исследования показали, что лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпераментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Свойства темперамента придают своеобразие манере, стилю деятельности, но не предопределяют самих умственных возможностей человека. Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений; умственные возможности создают условия для компенсации недостатков темперамента.
   Поведение индивидов в сложных ситуациях зависит от свойственных им особенностей темперамента. Трудная ситуация, в которой нарушается равновесие между заданиями, действиями, условиями с одной стороны и возможностями субъекта с другой стороны. Нарушение равновесия связано с типами нервной системы.
   1. Ученики  со слабым типом нервной системы  обнаруживают существенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у учеников с сильным типом нервной системы.
   2. Ученики  с сильной нервной системой  обнаруживают большую концентрацию внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке учителя, чем при выполнении неоцениваемых заданий. В угрожающей ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем ученики со слабой нервной системой. Школьная ситуация  у  учеников со слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий.
   У высоко реактивных индивидов наблюдается, предпочтение менее стимулирующих способов поведения и ситуацией, тогда как низко реактивные индивиды выбирают и предпочитают ситуации и действия более возбуждающие. Это проявляется в выборе соответствующей формы деятельности. Когда уровень возбуждения превышает определенное значение, мы наблюдаем, снижение производительности у всех испытуемых, независимо от их реактивности, В ситуациях, когда стимуляция не соответствует потребности индивида, представители обеих групп могут действовать в равной степени эффективно, но это приводит к увеличению психофизиологических затрат организма. Длительное сохранение или частый повтор слишком высокого для данного индивида уровня возбуждения, вызванное отсутствием такой стимуляции, которая позволяла бы действовать в границах оптимального возбуждения, может привести к определенным нарушениям поведения или нежелательный изменениям личности. 

   Свойства  темперамента играют большую роль в  устойчивости к стрессам в спорте. Ученики с сильной нервной системой во время состязаний показывают более высокие результаты, чем на тренировках, а во время соревнований увеличивается нестабильность, ухудшаются результаты. Условия состязания вызывают у слабых уменьшение веры в свои силы, страх, напряжение, повышенную ответственность за результат, чего не наблюдается у сильных. У слабых типов при стрессовой ситуации усиливается процесс возбуждения, достигая, своего предела и наступает  охранительное торможение, в результате чего снижается эффективность действия. У сильных во время соревнований наступает оптимальное состояние нервной системы, что приводит к более высоким результатам на соревнованиях, чем на тренировках.
   При исследовании взаимосвязи между реактивностью и поведением индивида в стрессовой ситуации было установлено, что результаты, полученные в стрессовой ситуации (соревнования), по сравнению с результатами в нормальной обстановке выше у низко реактивных индивидов, а у высоко реактивных происходит снижение результатов в условиях соревнования.
   Т.е. существует связь между сопротивляемостью  стрессам и уровней реактивности. Чем ниже реактивность, тем выше выносливость в трудных ситуациях. У высокореактивных быстрее наступает  фаза перегрузки. Одно и тоже напряжение, являющееся оптимальной нагрузкой для низко реактивных, может вызвать перегрузку у высоко реактивных, что проявляется в меньшей эффективности их действий или даже в некоторых нарушениях деятельности. 
 

   1.6 Преодоление отрицательного влияния темперамента. 

   Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть достигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамента на различные стороны деятельности, учитель использует индивидуальные принципы обучения и воспитания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.