Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социализация

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Социология
Социализация
 Социология после  трудного становления приобрела  наконец-то статус  самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и  разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы  догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.  Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях — “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения  позитивистских взглядов и концепций , получило дальнейшее развитие в трудах  его последователей.   Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,  характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к  происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и  региональное их звучание.   В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная  структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное  мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной  исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология  возникла в ответ на потребности общественного развития. Социология личности оперирует категориями, которые нередко  рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа. Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в  виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс  становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния  всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных  организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие. Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется, полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему  обществом.     Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс  формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.     Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом “развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.  В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых  связанна с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.    Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
. Социализация взрослых  скорее изменяет внешнее поведение,  в то
время, как социализация  детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве  в большей  мере имеет дело с
мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых  рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как  процесс, в котором изживаются психологические  приметы
детства: отказ от детских мифов.
  Каковы же  механизмы социализации ? Уже З.Фрейд  выделил психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут  выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности
 к той или  иной общности. Через идентификацию  дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения  как свои собственные.
  Имитация и  идентификация являются позитивными  механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или  запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства  стыда и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд  обычно ассоциируется с ощущением, что  вас разоблачили и
опозорили. Это чувство  ориентировано на восприятие поступков  индивида
другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними  переживаниями, с
самооценкой человеком  своих поступков. Наказание здесь  совершается самим
собой, контролирующей формой выступает совесть.
  Т.Парсонс и  С.Бейлз применяли понятия, введенные  З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс,  с помощью  которого усваиваются спецфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного  отношения с “моделью”.  Идентификация  же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к  “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в
семье, постольку  она считается основной формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт, что ценность семьи  как социального института
долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность  за
воспитание будущего индивида пытались в определенной степени  снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в  основном нравственного
порядка, но которые  впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой
и общественно-социальной  жизни.
   Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых
молодым человеком  знаний усложняется. Однако не все они  приобретают
характер последовательной системы знаний. Так, в детстве  ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором он живет, о принципах  построения
жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает в жизнь  индивидов ,
отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые  иногда прямо противостоят друг другу ?
Мощным  инструментам   социализации  личности высту
пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими
осуществляется интенсивная  обработка общественного мнения, его
формирование. При  этом в одинаковой степени возможна реализация как
созидательных, так  и разрушительных задач.
   И наконец,  социализация личности связана  с трудовой, общественно-
политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто
обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений  и практических
действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным
 типам личности.
   В современных  условиях процесс социализации  предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это  обусловлено, во-
первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и  духовного возрождения могут  быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в
претворении их в  жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
  Во-вторых, чрезвычайная  сложность процесса социализации  личности  требует
постоянного  совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных , так и личных
проблем.
    В-третьих,  социализация личности является  неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это
настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может
усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
 В-четвертых, социализация  личности предполагает преодоление  негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор  социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть
превращается в  бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
Почему формируются  антиобщественные типы поведения, социально  опасные для
общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
    И наконец,  социализация личности происходит  в  условиях  взаимодействия
мировой и национальной культур.  И  хотя  общечеловеческие  мотивы  признаны
ведущими  в  структуре   общественного   сознания   и   поведения,   влияние
национальных особенностей оказывается решающим фактором, который  во  многом
определяет   облик   общественных   и   политических    движений.    Феномен
национального в  процессе социализации поставил перед  социологией  вопрос  о
поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими  ценностями,  привел
к необходимости  более глубокого понимания социально-психологических  мотивов
признания его особого  места в  общественной  жизни  каждого  народа,  каждой
нации и национальности и каждого отдельного их представителя.
  Социализация  личности предполагает, что объектом  исследования является  не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека  в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают  всю  совокупность  черт
сознания  и   поведения:   знания,   убежденность,   трудолюбие,   культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку,  и
т.д. Важное значение имеет преодоление  пережитков  прошлого  в  сознании  и
поведении людей.
   На путях  социализации человека серьезным  препятствием являются  различные
формы ложного  сознания,  проявляющегося  в  мифотворчестве,  в  извращенных
формах  реально  функционирующего сознания.
   Так, мифологизация  в  нашей  стране  базировалась  на  многих  “священных
коров”, которые  были неприкосновенны и  неоспоримы:  требовалось  только  их
неустанное восхваление  и почитание. К ним можно отнести и такие  утверждения
,  как  “загнивание   капитализма”  и   “расцвет   социализма”,   “социальное
равенство”  и  “дружба   народов”,   а   также      такие     перлы,     как
“экономика  должна     быть
 экономной” , “единодушная  признательность  “  ,  “долгие,  продолжительные
аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный  вначале 60-
ых  гг.,  что  через  20-25  лет  мы  будем  жить  при   коммунизме   принес
разочарование  и  утрату  той  перспективы,  которая  питала  людей   в   их
стремлении         к     благополучию   и     счастью.
      Не  меньше  бед   принесла   и   показуха.   В   сознании   работников
распространилось  стремление создать впечатление  о “большой”  и  “трудной”  .
работе.  И  чем  больше  бездельничал  человек,  тем  больше   он   старался
продемонстрировать   видимость    работы.    Брались    и    провозглашались
обязательства,  которые  никогда  не  доводились  до  конца,   формировались
рекламные группы для  показа ”достижений”.
      В  этих условиях, как реакция  на  деформированные  виды  общественного
сознания, не могли  не возникнуть тенденции противоположного плана — уход  от
реальной  жизни,  экстремизм,  мистика,  паразитирование   на   тревогах   и
бесперспективности  повседневной жизни.
   Таким образом,  общественное сознание соткано  из противоречий.  Но  именно
знание этих противоречий подсказывает пути выхода из  сложившейся  ситуации,
пути к подлинной  социализации человека.
     Процесс  социализации, и особенно такие   его  субъективные  факторы  как
пропаганда  и  воспитание,   требует   тщательного   анализа   усилий   всех
организаций, причастных к его осуществлению.
    В целом  социология пропаганды, фиксируя  происшедшие ( или  происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных  групп  населения,  стремилась
выявить наиболее действенные  из них, определить их эффективность  и  степени
влияния и на этой основе высказать соответствующие  рекомендации.  И  как  бы
ни критиковались  различные формы пропаганды, нужно  все же отметить, что и  в
настоящее  время  пропаганда  продолжает  активно  участвовать  в   процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько  она  поддерживается
или отвергается  отдельными слоями и группами в обществе.
     В условиях  противоречивых действий, путаницы идей и  доктрин,  взаимных
обвинений и упреков  общественное сознание не могло  не  прийти  в  состояние
растерянности и  замешательства,  Перед  человеком  встали  по  существу  две
альтернативы —  либо стать приверженцем одной  из  доктрин,  либо  прикрыться
удобным цинизмом и  объявить, что все, что бы ни встретилось  на  его  пути  ,
отравлено  пропагандой,  Но  данная  ситуация   не   является   выходом   из
создавшегося положения  — она лишь  усложняет его, создает  серьезные  помехи
на пути  социализации человека.
     В   процессе  социализации  личности   наряду   с   пропагандой,   тесно
переплетаясь и  взаимодействуя  с  ней,  выступает  воспитание.  Оно  придает
качественную  определенность  другим  структурным  элементам   социализации,
характеризует  ее  цель,  направленность  развития  духовных   процессов   и
явлений.
    Если исходить  из сущности воспитания, то  оно   связано  прежде  всего  с
субъективным воздействием  на  сознание,  на  соединение  его  с  практикой,
ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание  тем  и
сильно, что оно  дает ориентиры в условиях общественных изменений.
   В   социологии   накоплен   большой   опыт   проведения   социологических
исследований  по  проблемам  воспитания.  Некоторые  из  них,  например   по
трудовому  ,  политическому,  нравственному  воспитанию,  насчитывают  сотни
наименований.  Среди  них   есть   достаточно   глубокие   и   обстоятельные
исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присущна  ориентация  на
должное, а не на сущее , а  это  неминуемо  рождало  целую  серию  издержек,
ограничивало их  результативность   и  действительность.  Значительный  вред
воспитанию   нанесла   односторонняя,   однобокая   ориентация   только   на
официальные установки, монополизм в определении  ее  ориентиров  со  стороны
КПСС .
   Таким образом,  изучение таких  средств   социализации,  как  пропаганда  и
воспитание, их сопоставление  с влиянием и ролью культуры,  науки,  народного
образования, семьи  дают возможность обогатить  наши  представления  о  путях
становления и развития личности.
   Процесс социализации  достигает определенной  степени   завершенности  при
достижении   личностью   социальной   зрелости,   которая    характеризуется
обретением личностью  интегрального социального статуса.  Однако  в  процессе
социализации возможны  сбои,  неудачи.Проявлением  недостатков  социализации
является отклоняющееся  (дивиантное) поведение. Этим термином  в  социологии
чаще всего обозначают  различные  формы  негативного  поведения  лиц,  сферу
нравственных пороков, отступление от принци пов,  норм  морали  и  права.  К
основным    формам     отклоняющегося     поведения     принято     относить
правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию,  проституцию,
самоубийства.
  Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о  состоянии
конфликта  между  личностными   и   общественными   интересами.   Дивиантное
поведение — чаще всего попытка уйти из  общества,  убежать  от  повседневных
жизненных  невзгод  и  проблем,   преодолеть   состояние   неувуренности   и
напряжения  через  определенные   компенсаторные   формы.Однако   дивиантное
поведение не всегда носит негативный характер. Оно  может  быть  связано  со
стремлением   личности   к   новому,   передовому,    попыткой    определить консервативное , мешающее двигаться вперед. Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах  предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается  неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология  открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение  вперед.  Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Факторы социализации
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;  макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;  микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
[править]
Агенты социализации 
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
[править]
Уровни социализации
В социологии выделяются два уровня социализации:
уровень первичной социализации
уровень вторичной  социализации
Первичная социализация происходит в сфере межличностных  отношений в малых группах. В  качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение  индивида: родители, близкие и дальние  родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.
[править]
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:
Социально-психологические механизмы
Социально-педагогические механизмы
К социально-психологическим  механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном  и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный  нажим — овладение языком и  неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание —  следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей  произвольного и чаще всего непроизвольного  усвоения человеком социального  опыта.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.