На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Контроль над энергетическими ресурсами Прикаспия. Политика США в Черноморско-Каспийском регионе. Газопроводный проект ТуркменистанТурцияЕвропа. Региональные процессы в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Ценность транзитного потенциала Турции.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 09.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат
Место и роль энергетических ресурсов в экономике Турции
На рубеже XX и XXI века контроль над энергетическими ресурсами Прикаспия, а также возможные маршруты их транспортировки с евразийского континента стали одними из центральных элементов политики великих держав после окончания «холодной войны»1.
Трудно отрицать, что сегодня в целом энергетика является движущей силой глобальной экономики, и она останется важной составляющей экономического и социального прогресса многих стран еще на многие десятилетия.
«Россия, имеющая выход к Каспийскому морю и являющаяся собственником части резервов его акватории, США, Европейский Союз, Китай и Турция - это международные игроки, участвующие в «большой игре» вокруг Каспийского моря»2.
Что касается США3, то они, как единственная оставшаяся на данный момент супердержава и лидер Западного мира, реализующий свои интересы в регионе, делает ставку на Турцию, поддерживая выстраивание Анкарой, по мере ее возможностей, определенных отношений с государствами прикаспийского региона4.
В этом контексте политика США в Черноморско-Каспий-ском регионе последних лет касалась большей частью Турции, Ирана и России. Основой этой политики в регионе стала «трубопроводная» дипломатия, предусматривающая реализацию только выгодных для США и их союзников проектов строительства нефте- и газопроводов. Усилия американской «трубопроводной» дипломатии направлены по трем основным векторам: полная изоляция Ирана, минимизация участия России и максимальная направленность трубопроводов из Каспийского региона на территорию Турции.
У США есть еще, как минимум, несколько причин для содействия Турции в реализации ее региональных амбиций, естественно в контексте американских интересов. Первое основание - нефтяные и газовые запасы Прикаспия и стратегически выгодное положение Турции в регионе. Во-вторых, они хотели бы, чтобы Турция выполняла роль светской страны внутри исламского мира, в частности, в противовес Ирану и Саудовской Аравии, которые, как полагают в США, способствуют распространению исламского фундаментализма. Другими словами, Соединенные Штаты используют Турцию как мусульманскую, но светскую страну в игре, результаты которой должны гарантировать оставление государств прикаспийского региона вне сферы политического влияния радикального исламизма. И в-третьих, Турция используется как инструмент воздействия на Россию с южного направления. Еще в период пребывания у власти в США администрации Клинтона американцы активизировали свои усилия по вытеснению России из района Каспийского моря, прежде всего за счет реализации возможностей Турции. Эта страна, являющаяся членом НАТО, должна была в долгосрочной перспективе превратиться в регионального лидера, действующего в контексте американских интересов. Однако после того, как в начале девяностых годов экспансионистские устремления Анкары и ее усилия по втягиванию тюркоязычных стран СНГ в собственное культурное и экономическое пространство потерпели неудачу, американцы позже стали перенацеливать Турцию на выполнение ею функции «энергетическо-политического моста» между Европой и Каспийским регионом. «При этом Анкара в новом качестве, с одной стороны, должна была ограничивать влияние России, а с другой, - препятствовать утверждению Ирана в районе Каспийского моря»5.
Вместе с тем региональная роль Турции ограничивается двумя серьезными факторами, обусловленными ее внутренними проблемами. Первый связан с отсутствием ясного ответа на вопрос: удастся ли Турции стать светским европейским государством, учитывая тот факт, что населена она преимущественно мусульманами? Ведь Турция стремилась к статусу светского государства еще с тех пор, как Ататюрк предпринял свои реформы в начале 20-х годов прошлого столетия, и добилась на этом направлении определенных успехов; однако по сей день, несмотря на все усилия Анкары по вхождению в европейское сообщество, ее будущее членство в Европейском союзе все еще остается под вопросом. Очередные переговоры о вступлении Турции в Европейский Союз отложены на начало 2006 года.
По мнению аналитиков, «если дверь для вступления Турции в ЕС закроется, не следует недооценивать вероятность ее исламской религиозно-политической переориентации (возможно, очень бурной)»6. Европейские лидеры признают: если Турция из государства, нацеленного на формирование общества европейского типа, будет все больше превращаться в теократическую, исламистскую страну, то это может иметь негативные последствия для безопасности Европы. Вместе с тем есть и такие, кто считает, что Европа должна строиться на фундаменте общего христианского наследия. Поэтому вполне вероятно, что Европейский союз будет до последнего стараться отдалить тот момент, когда придется взять на себя четкие обязательства по включению в свой состав Турции. Такая линия поведения, в свою очередь, может вызвать неудовольствие в стране. Тем самым не исключается возрастание риска трансформации Турции в обиженное исламистское государство, что, не исключено, чревато серьезными последствиями как для Юго-Восточной, так и для всей остальной Европы.
Вторым фактором является курдский вопрос, так как «...роль Турции в деле обеспечения безопасности ограничена ситуацией вокруг Курдистана. Дело в том, что данная проблема не изжила себя7 и курдские националисты настаивают на создании независимого Курдистана, который объединил бы всех курдов, проживающих в настоящее время на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Эта этническая проблема тоже способна превратить Турцию в один из дестабилизирующих факторов, даже несмотря на то, что сейчас эта страна выступает в роли образцового для данного региона государства»8.
В этой связи для более четкого понимания ситуации необходимо найти ответ на важный вопрос, который заключается в следующем: «Какую роль играет Турция в данном сценарии?» Ведь с точки зрения географии, занимая место в центре евразийского мира, Турция имеет решающее значение для энергетической торговли между евроазиатскими производителями и европейскими потребителями. Такая позиция требует соответствующего поведения, которое могло бы обеспечить Турции ведущую роль в регионе.
Действительно, в геополитическом отношении Турция занимает очень выгодное положение. Главная природная привилегия страны - уникальное географическое положение между тремя морями и на пути энергоносителей из регионов добычи до европейских потребителей. До сих пор этот природный дар был очень слабо задействован: фактически по территории Турции проходит только один нефтепровод из Ирака. Теперь Анкара стремится активно «капитализировать» свое географическое преимущество.
Следует ожидать, что давление производителей нефти и газа из региона Каспийского моря на Турцию будет расти в той мере, в какой растет желание этих государств осуществлять максимальные поставки нефти и газа на мировые рынки. Поэтому существует предположение, что решения турецкого правительства в энергетической области, которые могли бы выразиться, например, в приемлемой формуле реализации этих экспортных пожеланий, окажут огромное влияние на качество отношений между Турцией и Европейским Союзом, а также евразийскими государствами9.
Газопроводный проект Туркменистан - Турция - Европа
энергетический ресурс газопроводный транзитный турция
Ввиду расширения ЕС до границ с Россией значение Турции в региональных процессах в Средней Азии и на Ближнем Востоке может значительно возрасти. В силу своего положения на стыке евразийского мира Турция может стать привлекательной страной для коммерческой активности и инвестиций западных нефтяных и газовых предприятий. В случае же практической реализации нефтяных и газовых проектов прикаспийскими странами их успех во многом зависит от действующей и перспективной сети трубопроводов и от ее стабильной и эффективной работы - с тем, чтобы можно было бы осуществить транспортировку нефти и природного газа на мировой рынок. Если западные фирмы, вовлеченные в прикаспийские проекты, придерживаются договоренностей, согласно которым возможно совместное использование месторождений, то вопрос о том, как будет осуществляться транспортировка нефти из региона Каспийского моря на мировой рынок, становится важнее, чем когда бы то ни было. В настоящее время рассматриваются различные проекты трубопроводов: Россия и Иран отвергают нефте- и газопроводы, проходящие через прикаспийский регион. Их планы связаны преимущественно с тем, чтобы направить добываемую там нефть в Персидский залив по маршруту Россия - Казахстан - Туркменистан - Иран.
Европейский Союз в настоящее время более чувствительно, чем когда-либо, следит за удовлетворением своих потребностей в энергоносителях, в частности, нефти и газе. ЕС почти половину своих нынешних потребностей в энергоносителях вынужден покрывать за счет импорта, и эта зависимость, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в долгосрочной перспективе будет даже еще возрастать. Поэтому для Европейского Союза чрезвычайно важно не оказаться в слишком большой зависимости от нескольких стран, прежде всего тех, которые расположены в политически нестабильных регионах-энергопроизводителях.
Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА)10, к 2010 г. прирост годового потребления жидкого топлива в Европе может составить около 80 млн. т. Кроме того, к 2010 г. падение темпов добычи нефти в Европе (прежде всего в северных регионах) может обеспечить ещё порядка 80 млн. т. прироста. Таким образом, потребности Европы в нефти к этому сроку могут составить примерно 160 млн. т/год, а к 2015 г. около 240 млн. т/год.11
Оценки исходят из того, что потребление природного газа в ЕС в 2010 г. будет находиться на уровне 300 миллиардов кубических метров12. В настоящее время более 20% потребностей европейского континента в газе покрывается Россией и Туркменией. Этот природный газ через Украину и Чешскую Республику попадает в ЕС. Но разногласия по цене и транзитным сборам заставляют страны ЕС искать возможности обезопасить себя от внезапно возникающих неприятностей.
Ценность транзитного потенциала Турции заключается не только в реализации его европейского вектора. Страны Ближнего Востока и Израиль могут использовать транзитные возможности Анкары, в частности по газу, открыв еще одно перспективное направление. Тем более, что данная тема в той или иной степени активности постоянно муссируется в Турции, Европе, на Ближнем Востоке, Израиле и России.
В свое время интерес к российско-турецкому проекту проявило израильское правительство Биньямина Нетаньяху. В Москве, Анкаре и Иерусалиме активно обсуждали возможность продления нитки газопровода на юг, в Израиль, и связанные с этим перспективы13. Такую возможность рассматривали и на Украине, естественно во взаимосвязи с украинскими интересами: «Важным также является проект транспортировки газа из России через Турцию в Израиль. Данный проект является выгодным для Турции, поскольку дает возможность решить ряд проблем для страны за счет транзита газа в Израиль»14. Длина газопровода могла бы составить 1600 км, из которых 1425 км приходилось на турецкую территорию. Общая стоимость проекта, по расчетам украинских экспертов, в 1999 г. оценивалась в 3,46 млрд. долл. США.
В мае 2002 г. делегация «Газпрома» посетила Израиль для переговоров о поставках российского газа15. В декабре того же года первый вице-президент компании «Стройтрансгаз» Евгений Лаврентьев сообщил: «Россия остается главным поставщиком газа на турецкий рынок и имеет возможности использовать эту страну как транзитную зону для поставок его дальше, вплоть до Израиля. Расчет на перспективу, на устойчивость поставок газа в Турцию, где резко возрастает внутреннее потребление, и дальше - в Азию и на Ближний Восток»16.
Однако рассматривая транзитную роль Турции для энергоносителей не следует акцентироваться только на этих возможностях страны, необходимо не упускать из виду и собственные потребности Турции в нефти и природном газе.
В нефтегазодобывающей промышленности Турции критическое положение: общие запасы нефти составляют 130 млн. тонн, добыто около 100 млн. тонн и осталось около 30 млн. тонн. Ежегодно добывается около 4 млн. тонн нефти. Общие запасы газа составляют 12 млрд. куб. м, добыто 4 млрд. куб. м, осталось 8 млрд. куб. м. Согласно имеющимся прогнозам, к 2010 г. Турция будет вынуждена практически полностью импортировать потребляемые на внутреннем рынке энергоносители. Так, общее производство нефти в Турции ориентировочно должно составить в 2005 г. - 718 тыс. т и в 2010 г. - всего 314 тыс. т. Тем самым доля внутреннего производства для удовлетворения нефтяных потребностей ожидается всего в 2% в 2005 г. и 1% в 2010. Потребности же Турции в нефти к 2005 г. могут составить 35,866 млн. тонн, к 2010 г. - 41,802 млн. тонн.
Следует отметить, что в последние годы 48% электроэнергии в Турции вырабатывалось на сжигаемой нефти, 29% - на угле, 14% - на природном газе, 5% получалось на гидроэлектростанциях и 10% - из других источников. Процентное соотношение местных энергоресурсов к импортируемым падает с каждым годом. «В 2020 г. местные энергоресурсы составят всего 25%. Из всех импортируемых энергоресурсов доля сырой нефти 70%, что составляет 20% общего импорта страны»17.
Разумеется, Анкара рассчитывает, что проект Баку - Джейхан поможет ей во многом решить свои энергетические, а заодно и финансовые проблемы18.
Тарифная сетка при эксплуатации нефтепровода Баку-Джейхан по территории Турции будет выглядеть следующим образом: в первый период эксплуатации ОЭТ - $0,20 за баррель, на втором этапе - $0,30 за баррель, на третьем - $0,37 за баррель19.
Следует иметь в виду, что Турция, которая еще в начале 90-х годов прошлого столетия развивалась довольно бурно, рассчитывала в экономике сравняться с наиболее экономически сильными странами Европы. При этом Анкара столкнулась с проблемой критической нехватки газа для экономических нужд, что привело к тому, что в конце января 2000 г. в Турции на правительственном уровне было принято решение ежедневно на три часа повсеместно прекращать подачу электроэнергии. В последние годы в осенне-зимний период в стране часто возникал острый дефицит газа, его поступление из России в Турцию, осуществляемое по трубопроводам через территорию Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии, с 24 ноября 1999 г. происходило с большими перебоями. Сокращение объемов подачи газа составляло около 40%. Несанкционированное использование из-за сильных морозов российского газа Украиной и Молдовой на пути магистрального трубопровода больно ударило по Турции. Больше всего претензий в этом вопросе со стороны турецких властей предъявлялось Украине.
Газопроводная система Турции
Турецкие газеты обрушили шквал критики на Украину за несанкционированный отбор российского газа, который предназначался Турции. Отдельные турецкие газеты, такие как «Радикал», пошли дальше оценки конкретных фактов - была и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.