На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Модели становления образования в современных условиях

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ  И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
 
 
Факультет прикладной психологии
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа
 
по дисциплине:
«ПЕДАГОГИКА»
 
 
 
 
 
 
 
 
                Выполнил  студент 3 курса
                Заочной  формы обучения
 
 
                Проверила ст. преподаватель
 
                                                        
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2010           
 


     1.1 Законспектировать  и прокомментировать  статью №2 раздела  1 Закона РФ «Об  образовании» 1992г.
     Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
     Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
     Определяет  основные направления государственной  политики в области образования, дает определение системы образования в России, разграничивает компетенцию органов управления образованием, описывает экономическую составляющую образовательной системы и определяет социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
 

      1.2. Предложить модели  становления образования в современных условиях.
     Вхождение системы образования России в  третье тысячелетие ознаменовано принятием  трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования  России на 1999-2001 годы", "Государственной  программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.
     "Программа  развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
     В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
     Федеральная целевая программа "Молодежь России" среди основных целей называет духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач - создание условий для патриотического  и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры.
     В Концепции национальной безопасности подписанной президентом России 10 января 2000 года отмечено, что обеспечение  национальной безопасности РФ "включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения".
     Анализ  названных программ показывает, что Государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи (патриотизм является одним из проявлений процесса духовного становления личности) на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей.
     Данную  задачу предстоит решать в современном  правовом пространстве России. Учитывая, что проблему духовно-нравственного  воспитания невозможно решить вне религиозной  традиции, являющейся основой культуры и народных ценностей и воззрений, рассмотрим, какое влияние оказывает традиция на процесс развития и духовного становления человека и какие возможности предоставляет законодательство в области практической деятельности.
 

     2.1  Раскрыть и обосновать  основные механизмы  учебного процесса.

     Учебный процесс, система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (урокилекции, семинарылабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся. 
     Учебный процесс в средних общеобразовательных  школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях имеет специфические  особенности и организуется применительно  к их типу и профилю, к форме обучения – дневной, вечерней, заочной и комбинированной (дневной – вечерней), а также к системе обучения – классно-урочной, курсовой, предметно-курсовой и предметной, которая устанавливается в зависимости от типа учебного заведения и формы обучения. Например, в общеобразовательной школе, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях (на дневных и вечерних отделениях) – классно-урочная система, в вузах – курсовая (на заочных отделениях – предметно-курсовая), в институтах (факультетах) повышения квалификации специалистов – курсовая и предметная (см. отдельные статьи, например Классно-урочная система обучения). 
 

      2.2 Описать модели преподавания, с использованием нетрадицион-ных методов обучения: ассоциативно-рефлекторного, развивающего, проблемного, программированного, дистанционного и т.д :
     1. Ассоциативно - рефлекторная  теория обучения.
       В соответствии с этой теорией  сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.
       Кратко смысл данной теории  можно выразить следующими положениями: усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
     Приобретение  знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
      восприятие учебного материала;
      его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
      запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
      применение усвоенного в практической деятельности.
     Основным  этапом процесса обучения выступает  активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
     Наивысший результат в обучении достигается  при соблюдении ряда условий:
      формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
      подача учебного материала в определенной последовательности;
      демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
      применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
       Из данных теоретических положений  можно сделать практические выводы:
     Овладение учебным материалом начинается с  его восприятия. Для улучшения  восприятия учебной информации важно  привлечь органы чувств:
      слуховые;
      зрительные;
      двигательные и др.
     Если  учебный материал содержит большое  количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные  приемы:
      выделять главное;
      применять подчеркивание;
      использовать цвет;
      предлагать обратить особое внимание и т. д.
     Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
      доступным;
      логически взаимосвязанным;
      правильно понятым;
      актуализированным.
     В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление  в памяти. Для этого необходимо:
      составление конспекта изученного;
      повторение;
      рассказ;
      объяснение;
      показ усвоенного товарищу;
      применение полученных знаний в практической деятельности.
     Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
 
     2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
     В разработке данной теории активное участие  приняли известные ученые-психологи  А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.
       Основные положения: Идея о  принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
     Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:
      ориентировочной (управляющей);
      исполнительной (рабочей);
      контрольно-ориентировочной.
     Каждое  действие характеризуется определенными  параметрами:
      формой совершения;
      мерой обобщенности;
      мерой развернутости;
      мерой самостоятельности;
    мерой освоения и др.
     Качество  приобретаемых знаний, навыков и  умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.
     В процессе обучения принципиально новым  знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:
    мотивационный;
    предварительное ознакомление с действием;
    выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
    внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
    беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
    автоматическое выполнение отрабатываемых действий.
     3. Теория проблемно-деятельностного  обучения.
     Данная  теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

       Можно выделить несколько этапов  познавательной учебной деятельности учеников:

    восприятие  и осмысление обучаемыми созданной  учителем проблемной ситуации. Ученики  знакомятся с ситуацией, анализируют  ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.
    ученики создают  и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.
    индивидуальные  действия в соответствии с созданной  моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.
    анализ  проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.
    анализ  мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.

     4. Концепция программированного  обучения.

     Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью  обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.

     Различают следующие программы:

      линейные;
      разветвленные;
      адаптивные;
      комбинированные.

     Линейные - последовательно сменяющиеся небольшие  блоки учебной информации с контрольными заданиями.

     Разветвленная программа - представляет дополнительную учебную информацию, которая позволяет выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации.

     Адаптивная  программа - предоставляет возможность  самостоятельно выбирать уровень сложности  нового учебного материала, изменять его  по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям.

     Комбинированная программа - включает в себя фрагменты  линейного, разветвленного, адаптивного  программирования.

     Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяют следующие блоки:

      информационный  блок;
      тестово-информационный (проверка усвоенного);
      коррекционно-информационный;
      проблемный блок;
      блок проверки и коррекции.

       Модульное обучение при которой  учащийся работает с учебной  программой, составленной из модулей.  Технология модульного обучения  является одним из направлений  индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

     Объединение идей модулей с технологией проблемного  обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения.
 

      Задание к модулю 3.

     3. Эссе на тему: «Нравственные  постулаты и система ценностей воспитания на практике педагогов классиков: Л. Толстого, Я. Корчака, В. Сухомлинского, Ш. Амонашвилли и других.»

     Направление воспитания определяется единством  целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
     Этика составляет теоретическую основу нравственного  воспитания. Задачи и содержание нравственного  воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества
     В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены еще в библии, затем подходы к духовно-нравственному воспитанию мы встречаем в практике классиков. Воспитательные концепции,  сформулированные в трудах  К.Д.  Ушинского,  Л.Н. Толстого, стали во многом исходными позициями для определения содержания и средств духовно-нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения и познания
     Гуманистические принципы сотрудничества взрослого и ребёнка, обоснованные в трудах Л.С. Выгодского, С.Т. Шацкого, а также В.А. Сухомлинского, продолжающего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака.
     Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
     В данном контексте уместно вспомнить  идею Л. Н. Толстого относительно приумножения «зла» в мире. В рассказе «Фальшивый купон» гимназист обманывает лавочника; тот, в свою очередь, платит крестьянину за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств крестьянин становится разбойником. Л. Н. Толстой концентрирует внимание читателя на действенности в повседневной жизни древнего постулата — «не делай другому того, чего себе не желаешь». 
     По  мнению Я Корчака нравственность нужно воспитывать еще в детстве.
     Корчак  делал все, чтобы дать детям безмятежное  детство: «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого  всю жизнь», - считал он.
     Страх распустить детей, усиление надзора  за ними, призывы быть с детьми как  можно строже - приводят к обратным результатам - дети выходят из-под  контроля взрослых, связь между поколениями  теряется, диалог между старшими и  младшими становится невозможным. Подростки становятся неуправляемыми, теряют нравственные ориентиры. Все это надо рассматривать не как результат послаблений, а как результат долголетнего применения устаревшего метода преподавания. В центре внимания не духовная сторона воспитания, а механическая, педагогика сосредоточена на проблеме наказаний и безнаказанности, надзора и безнадзорности, и обо всем судит крайне примитивно.
     В идее воспитания Януша Корчака главная  мысль - это, прежде всего любовь к  детям. К ребенку нужно проявлять уважение: «Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется - подсказывать дорогу, оступится -лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом. Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно - нравственным благодаря сильному сдерживающему началу. Позволь детям ошибаться и радостно стремится к исправлению.»
     Принципы  сотрудничества взрослого и ребёнка  были приведены и в педагогических сочинениях В.А. Сухомлинского.
     Воспитание  для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
     Основным  содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого  достоинства ребенка и помощь в определении им своего места  в жизни.
     Реализуя  на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.
     В.А. Сухомлинский формулирует принципы и задачи нравственного воспитания,
     Впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, его душевной жизни, в частности, такого ее ключевого компонента как нравственные чувства. Если ребенок, глядя на чудесный закат дневного светила, не восхитился этой картиной, то постепенно у него охлаждается любовь к природе, а потом и к людям, говорил Сухомлинский. «Я советовал учителям, -- подчеркивал Василий Александрович, -- если ученик не понимает чего-то, присмотритесь внимательно к своей работе: не стало ли сознание вашего ребенка маленьким пересыхающим озерцом, оторванным от вечного и животворного первоисточника мысли - мира вещей, явлений природы. Соедините это маленькое озерцо с океаном природы, ...и вы увидите, как забьет ключ живой мысли» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - С. 173-174).
     Идеи  Сухомлинского представляют собой  целый комплекс, систему, в которой  нет главного и второстепенного, и потому отдельно взятое практическое предложение может и не сработать, может оказаться неприменимым в школе, если не следовать и всем другим советам педагога.
     Особую  значимость в формировании концепции  нравственности представляют основные положения личностно-гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили,  гуманистические  концепции личностно ориентированного образования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова,  которые продолжают развитие гуманистических идей в образовании и воспитании. 
     Таким образом, исследуя и анализируя книги  и опыт великих педагогов, лучше  начинаешь понимать, какую ответственность несет педагог за своих воспитанников. Открывается новый взгляд на задачи педагога и их решение.
     У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской  психологии, так необходимой в педагогической деятельности.
 

     Список  литературы.

    Буланова  М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.
    Гребенюк  О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
    Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
    Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.
    Методика  воспитательной работы. Под редакцией  В. А. Сластенина - М., 2002.
    Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
    Подласый  И.П. Педагогика - М., 1999.
    Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.