На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Самооценка младших подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение                                                                                                  3
Глава 1. Общее понятие о самооценке                                             
1.1.Понятие самооценки. Подходы в определении                        
природы  самооценки                                                                           5
1.2. Особенности личности подростка                                             17
Чувство взрослости                                                                              20
1.3. Развитие Я-концепции                                                                  22
Глава 2. Экспериментально-психологическое  исследование
        самооценки младших подростков                                            
2.1. Организация и методы исследования                                          30
2.2. Анализ результатов исследования                                               36
Заключение                                                                                            38
Список  литературы                                                                               40
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором  поведения человека. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
      Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
От самооценки во многом зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения  к успехам и неудачам как в  учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность  деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.
Изучение  динамики самооценки личности в подростковом возрасте является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования  педагогического процесса в современной  школьной практике.
 В отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как развитие самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных (Ананьева Б.Г., Анисимовой О.М., Божович ЛИ. Демидова Д.Н. , Визгиной А.В., Захаровой А.В. , Кона И.С, Леонтьева АН., Лисиной A.M. , Спиркина А.Г., Столина ВВ., Рыбалко Е.Ф. и др.; в зарубежных - Бернса Р., Джеймса У., Кули Ч., Мида Дж., Куперсмита У., Эриксона Э. и др. )
Объект  исследования: школьники  младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: динамика самооценки у  подростков в период подросткового  возраста.
Цель: изучение самооценки у школьников младшего подросткового возраста.
Гипотеза: уровень самооценки у мальчиков младшего подросткового возраста выше, чем у девочек.
Задачи:
1.Методологически-концептуальный  анализ проблемы изучения самооценки  в младшем подростковом возрасте.
2.Изучить  общую самооценку младших подростков.
3.Изучить уровень личностного дифференциала младших подростков.
4.Выявить  уровень самооценки младших подростков.
5.Определить  наличие комплекса неполноценности  у школьников младшего подросткового  возраста.
6.Вычислить  процентное соотношение уровня  самооценки мальчиков младшего  подросткового возраста.
7. Вычислить  процентное соотношение уровня  самооценки девочек младшего  подросткового возраста.
8.Сравнить  полученные результаты и сделать  вывод. 

Базой исследования является МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»  г.Курска. Исследование проводилось в ноябре 2009 года. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общее понятие о самооценке. 

1.1 Понятие самооценки.
В понятие  «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических  и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью  самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно  начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает  тем образованием, из которого вычленяют  и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка».
В самых  общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической  литературе понимается как сложная  система, определяющая характер самоотношения  индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное  принятие или непринятие себя, и  парциальные, частные самооценки, характеризующие  отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. «Самооценка  может быть разного уровня осознанности» [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997]. В современной  психологической науке существует ряд теоретических подходов, связанных  с проблемой самооценки, с природой ее формирования и развития. Отечественная  наука в контексте фундаментальных  положений теории Л.С. Выготского рассматривает  самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку  они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001]. В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997]. А.Н. Леонтьев при этом добавляет к когнитивному компоненту эмоциональный аспект, предлагая осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций»[Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997]. Данную связь когнитивного и эмоционального компонентов формулирует И.И. Чеснокова, раскрывая самооценку как обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, выделяет общую самооценку как синтез и обобщение отдельных самооценок, в которой отражается понимание личностью ее сущности. «Переживания, связанные с самосознанием, обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе закрепляется в самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих мотивов» [Джемс У. Психология. – М., 1991]. В работах И.И. Чесноковой (1978), В.В. Столина (1983), С.Р. Пантилеева (1993) и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.
По мнению большинства авторов [Захарова,1989; Столин, 1983; Берне, 1986 и др.], действенная природа  самооценка  проявляется в единстве двух ее
компонентов – когнитивного и эмоционального. М.И. Лисина (1983) и другие исследователи  отмечают, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических  образований. Когнитивная часть  образа (как и представление о  своих возможностях) возникает в  основном в результате опыта индивидуальной деятельности ребенка, аффективная  – благодаря опыту общения  и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком
отношения к нему окружающих людей (хотя в общении  рождаются и важные когнитивные  элементы образа) [Психологический  словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой  Б.Г. – М., 2001 ] . Наиболее продуктивная позиция в изучении развития самосознания детей представлена в исследованиях  М.И. Лисиной и ее учеников. Характеризуя структуру самосознания ребенка, М.И. Лисина подчеркивала, что отражение  отдельных качеств находится  на периферии образа Я, а место  его центрального, ядерного образования, называемого «общей самооценкой», занимает «целостное отношение ребенка к  себе», которое имплицитно базируется на отношении близких взрослых к  ребенку. В тех случаях, когда  взрослые не выражают своего отношения  к младенцу, а ограничиваются физическим уходом (как это, например, бывает в домах ребенка), ребенок не выделяет себя, а его самосознание остается неразвитым [Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. – М., 2001].
Рубинштейн  добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами  отражает ее направленность и активность [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001]. Из современных разработок несомненно представляет интерес теория О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку – как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и
частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей  личностью . Также достойна внимания теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную  и отрицательную структуру намерений  и
поступков личности .Зарубежные психологи Бернс  и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент  Я-концепции
(содержательной  структуры самосознания), связанный  с отношением к себе или  отдельным своим качествам [Маслова  Е.А. Психологическая природа  самооценки, место самооценки в  структуре самосознания личности. Спб., 1998]. И определяют ее как  степень отражения у индивида  чувства самоуважения, ощущения  собственной ценности и позитивного  отношения ко всему тому, что  входит в сферу его Я. В  рамках ценностной организации  личности рассматривает самооценку  Т. Шибутани: «Если личность  - это организация ценностей, то  ядром такого функционального  единства является самооценка»[  Джемс У. Психология. – М., 1991]. Автор данного термина У. Джемс  понимает самооценку как оценку  своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха  в жизни. «Самооценка бывает  двух родов: самодовольство и  недовольство собой. Впрочем,  можно сказать, что нормальным  возбудителем самочувствия является  для человека его благоприятное  или неблагоприятное положение  в обществе – его успех или  неуспех» [Джемс У. Психология. –  М., 1991]. Также Джемс выделяет самоуважение  как более кратковременный аспект  самооценки, связывая его с уровнем  притязаний личности. «Самоуважение  определяется отношением наших  действительных способностей к  потенциальным, предполагаемым –  дробью, в которых числитель выражает  наш действительный успех, а  знаменатель наши притязания»  .На основе этих рассуждений  У. Джемс вывел формулу: Самоуважение = Успех/Уровень притязаний. При увеличении  числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желаемое облегчение, как и осуществление их на деле. Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй свои притязания к нулю, – говорит Карлесть, –и целый мир будет у ног твоих» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001].
Представители символического интеракционизма Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы: «Индивид оценивает и  воспринимает себя в соответствии с  теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие».  Традиционно в западной литературе выделяются пять основных подходов к  пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотноошения) и ее структуры.
1. Самоотношение  – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами  Я-концепции.
2. Самоотношение  – как интегральная самооценка  частных аспектов, взвешенных по  их субъективной значимости. Истоки  данных представлений исторически  лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в  малозначимых сферах мало влияет  на общую самооценку. Однако прямых
доказательств обоснованности соответствующих представлений  не получено. В определенной степени  это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и  возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Так, Узле и Дж. Марвелл считают, что
если  низкая самооценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных
механизмов  является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко  оценивает. М. Розенберг получил  подтверждение этой идеи:
он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. В исследовании Ходжа и
Маккарти  была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. На основании полученных результатов они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение – это разные «конструкты», за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих.
3. Самоотношение  – как иерархическая структура,  включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных  проявлений и в комплексе составляющие  обобщенное «Я», которое находится  на верху иерархии. Так, Р. Щавельзон  предложил модель такого рода: обобщенная
самооценка  находится на вершине иерархии и  может быть разделена на академическую  и неакадемическую (связанную или  не связанную с успеха-
ми в  учебе). Последняя подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Однако структура обобщенного  самоотношения остается неясной. Существует множество сфер, в которых проявляется  личность, так что сведение психологической  структуры самоотношения к
структуре сфер самооценивания ничего не прояснит. Теоретические установки, согласно которым самооценка и общее самоуважение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа себя, оказываются  сводимы к тем сферам личности и жизнедеятельности, которые могут  быть объектами осознавания и  оценки. Именно это выражено в концепции  Р. Щавельзона, который на основе анализа  исследований, разводящих когнитивную  и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение  не имеет большого смысла (так как  в его пользу нет достаточных  аргументов). Отсюда Я-концепция и  обобщенная самооценка – это просто одно и то же.
4. Самоуважение  понимается как самостоятельная  переменная, имеющая свою особую  природу. Так, С. Куперсмит и  М. Розенберг рассматривают самоотношение  как своеобразную личностную  черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних
мотива: мотив самоуважения и потребность  в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание  положительных и минимальным  отрицательных установок по отношению  к себе.
5. Самоотношение  – как чувство, включающее  переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие  и т.п.). Исследователи Л. Уэлс
и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции  обобщенной самооценки, выделили три  основных понимания самоотношения:
1. Любовь  к себе.
2. Самоприятие.
3. Чувство  компетенции.
К. Роджерс  рассматривает самоприятие как  приятие себя в целом, вне зависимости  от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку –  отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Однако если в обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания  глобальной самооценки как единого  и целостного образования, то К. Роджерс  рассматривает самоприятие и  самооценку как два аспекта самоотношения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время большинство исследователей представляют аффективный процесс  как оценочный, описанный в терминах эмоций [Бернс Р. Развитие Я-концепции  и воспитание.-М.,1997].
Самооценка  – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места  среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая  в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. (Бернс Р.)
      Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
      Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное  отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных  форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
      Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в  результате совместной деятельности и  общения. Все, что сложилось и  осталось в личности, возникло благодаря  совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для  этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно  важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.  В  конечном счете, если оставить в стороне  удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает  это  вместе с тем и для других, и  может быть, в большей степени  для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит  как раз наоборот. (Бернс Р)
      К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало,  в  другого человека, лишь отнесясь к  человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют  выработать собственную оценку. Уже  сложившиеся оценки собственного “Я”  есть результат постоянного сопоставления  того, что личность наблюдает в  себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что  о себе, присматривается к другому  человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к  его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое  самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых  являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?
      Психология  располагает рядом экспериментальных  методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.
      Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное” ) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных  в той последовательности, в которой  они данному человеку представляются выраженными у него самого.
      Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о  своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему  формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне  раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность  судить о том, каков “Я - образ” в количественном выражении.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний  манометр”, показания которого свидетельствуют  о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной  оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая  и слишком низкая самооценки могут  стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность  может проявляться по-разному.
Самооценка  может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно  соотносит свои возможности и  способности, достаточно критически относится  к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается  ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить  на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
      На  основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для  общего дела. В таких случаях человек  идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и  дел. Завышенная самооценка приведет и  к тому, что человек склонен  переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался  с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное  “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому  справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо  заниженная. Неуспех предстает как  следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в  коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой  не желает признавать, что все это  – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает  тяжелое эмоциональное состояние  – аффект неадекватности, главной  причиной которого является стойкость  сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая  самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается  при успехе и снижается при  неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
      Самооценка  может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности  в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения  и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных  задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют  самоконтроль. Особенно это заметно  происходит в общении, где лица с  завышенной и заниженной самооценкой  выступают причиной конфликтов. При  завышенной самооценке конфликты возникают  из-за пренебрежительного отношения  к другим людям и неуважительного  обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в  их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать  из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны  к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Выше  упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние  возникает, как попытка лиц с  завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить  привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений  с другими людьми.  Переживание  обиды и несправедливости позволяет  чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных  глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает  человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость  изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое  время. Неизбежно возникают конфликты  с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая  защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения  неоптимальной самооценки, выступающей  причиной возникновения неблагоприятных  межличностных отношений. Психологическая  защита годится как прием, как  средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и  главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.  

Таким образом, можно сделать  вывод:
1)Обзор  выделенных нами  подходов в определении  природы самооценки  позволяет определить  сложность данной  проблемы, ее многоплановость
      и противоречивость.
2)Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
3) Поскольку самооценка  складывается под  влиянием оценки  окружающих и,  став устойчивой, меняется с большим  трудом, то изменить  ее можно, изменив  отношение окружающих (сверстников,  сотрудников по  работе, преподавателей, родных). Поэтому  формирование оптимальной  самооценки сильно  зависит от справедливости  оценки всех этих  людей. Особенно  важно помочь человеку  поднять неадекватно  заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности,  в свою ценность.
      Для нас человек определяется, прежде всего, не его  отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому  и его самооценка определяется тем, что  он как общественный индивид делает для  общества. Это сознательное, общественное отношение  к труду является стержнем, на котором  перестраивается  вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания. 

      1.2.   Особенности личности  подростка.
Каждый  возраст хорош по-своему. И в  то же время, каждый возраст имеет  свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
  Это самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений.
  В это время  происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый  возраст считается трудным в  воспитательном отношении. 
Наибольшее количество детей с, так называемой, "школьной дезадаптацией", т.е. не умеющих приспособиться к школе ( низкая успеваемость, плохая дисциплина, расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личности и поведении, отрицательных субьективных переживаний и т.д. ) приходится на средние классы.

      Чаще  всего трудности подросткового  возраста связывают с половым  созреванием как причиной различных  психофизиологических и психических  отклонений.
В подростковом возрасте могут впервые возникать  и , обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием  психических заболеваний или  значительными затруднениями процесса формирования личности. [Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.]
        Риск начала шизофрении, в подростковом возрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. 
            В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством, так называемых "трудных детей". Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения, постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. 
           Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что -некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию" [ Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.]. 
         Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним. 
           Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка [Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.] .

Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка.
Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные  потребности и черты. Сегодня  дочь скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А  уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все» [Райс  Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.].
        А ведь ничего особенного (с  точки зрения ребенка) не произошло:  она просто изменила мнение.
      То  же касается хобби и увлечений. Месяц  позанимавшись фехтованием, Ваш  сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем  же азартом филателией.
      Но  более всего особенности личностного  развития подростка проявляются  в общении со сверстниками.
      Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на  все 100», как самому себе, который будет  предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность  в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.     Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких  же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим  чертам).  
           Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.

Референтная группа - это значимая для подростка  группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и  соседские ребята по этажу. Вот когда  надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим  авторитетом в глазах ребенка, чем  сами родители, и именно к сможет влиять на его поведение и отношения  с другими. И мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться  усовершенствовать себя  [Райс  Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.].
Хотелось  бы подробнее рассмотреть одно из новообразований подросткового  возраста. Речь идёт о чувстве взрослости.
Чувство взрослости
             Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
      Хотя  претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для  подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через  такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор  ролей, игры, которые встречаются  в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно  потренироваться, как не в своей  семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей  неделе - хулиганистый "как соседский  Вовка". У кого-то из подростков вхождение  в жизнь ознаменовывается разными  выходками (доводящих домочадцев до невменяемости).
      Но  встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные  не только для близких, но и для  личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда  подросток интересуется определённой областью науки  или искусства, глубоко  занимаясь самообразованием. Или  забота о семье, участие в решении  как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней  нуждается. Впрочем, лишь небольшая  часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время  является социальная инфантильность.
      Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний  облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко  в карманы и сплёвывая через  плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице  и обложках журналов, выплёскивая  на маму эмоции по поводу имеющихся  расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
      Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной  безопасности, психологи рассматривают  как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
      Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).
Таким образом: стремление к самостоятельности, а по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое  яркое - это появление  пристрастия к  музыке определенного  типа).
                           
1.3.  Развитие Я-концепции.
   Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
      Необходимо  вспомнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница»
      К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, всё чаще описывают  типичное для них поведение, ссылаются  на свои мысли и чувства. Вот что  рассказывает о себе ученик 4-го класса: «Характер у меня слабый, Когда  я был маленьким, ещё когда  в сад ходил и в первый класс, меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице  не жаловался. Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс играть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я  плохой. Мне надо закаляться, стать  сильным. Но зарядку я не делаю. Всё  собираюсь и никак не начну».
      Примерно  в 11-12 лет возникает интерес к  своему внутреннему миру, а затем  происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток  открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные  с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.
      В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать  себя ему отчасти помогают близкие  и взрослые.  Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи… [Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. 1998]
      Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в  самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
      Подростки, изучая себя, представляют, что и  другие люди тоже постоянно наблюдают  за ними, оценивают их. Это явление  в западной психологии называют «воображаемой  аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он всё  время открыт чужим взглядам, что  усиливает его ранимость.
      С развитием самосознания связаны  и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства  одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются  в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
      Рассматривая структуру Я -концепции,  Р.Бернс отмечает, что образ Я  и самооценка поддаются лишь  условному концептуальному различению, поскольку в психологическом  плане они неразрывно взаимосвязаны.  Образ и оценка своего Я  предрасполагают индивида к определенному  поведению; поэтому глобальную  Я -концепцию можно рассматривать  как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.  
      Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.