На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Усовершенствование системы бюджетирования на предприятие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание: стр
Введение 2 - 4
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетирования.  
      Сущность, виды и роль бюджетирования
  5 - 10
      Организация бюджетирования
11 - 17
      Автоматизация бюджетирования
17 - 23
Глава 2. Анализ сложившийся системы бюджетирования на примере Федерального государственного унитарного предприятия Учебно-тренировочного центра «Новогорск»  
      .    Общая характеристика предприятия
24
      Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
24 - 32
      Учетная политика предприятия
32 - 39
      Система бюджетирования на примере УТЦ «Новогорск»
39 - 51
Глава 3. Усовершенствование системы бюджетирования на предприятие  
      Предложения по оптимизации системы бюджетирование на Федеральном государственном  унитарном предприятии УТЦ «Новогорск»
Заключение
52 - 54
      Меры по стабилизации финансового положения предприятия УТЦ «Новогорск»
54 - 58
      Использование программы Project Expert в системе бюджетирования
58 - 67
Заключение  68 - 71
Список  используемой литературы 72 - 74
Приложение  №1 (Бухгалтерский баланс)  
Приложение  № 2 (Приложение к бухгалтерскому балансу)  
Приложение  № 3 (Отчет о прибылях и убытках)  
Приложение  № 4 (Отчет об изменениях капитала)  
Приложение  № 5 (Отчет о движении денежных средств)  
Приложение  № 6 (Устав предприятия)  
Приложение  № 7 (Программа деятельности УТЦ «Новогорск» на 2009г.)  
Приложение  № 8 (Программа деятельности УТЦ  «Новогорск» на 2010г.)  
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
      В современных условиях хозяйствования предприятия России вынуждены искать более эффективные методы контроля за результатом финансово-хозяйственной деятельности, используя весь арсенал инструментов финансового менеджмента, одним из которых является бюджетирование – краткосрочное финансовое планирование.
      Необходимо  отметить, что бюджетное планирование, представляющее собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным или функциональным подразделениям организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ, трактуется специалистами более широко, чем процесс составления сметы.
      Бюджетирование  рассматривается как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций и контроля исполнения этих планов, то есть по сути как система внутренного финансово управления.
      Основная  задача бюджетирования заключается  в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой  ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных  средств и их источников, выявлении  рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта.
      Следует отметить, что формирование бюджета  предприятия является основным инструментом краткосрочного финансово планирования, определяющим источники и направления  использования денежных средств. При этом бюджет (финансовый план действий), являясь методом регулирования экономики предприятия, позволяет не только управлять финансами, но и гармонизировать отношения как внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой.
      Однако  внедрение системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий связано с рядом  проблем:
• отсутствием  единообразия в методологии и  методике комплексного финансового  планирования, учета и анализа  экономических показателей;
• разнообразием методических подходов к составлению прогнозного бухгалтерского баланса, выступающего индикатором перспектив финансового состояния экономического субъекта;
• наличием специфических особенностей при  формировании бюджета предприятия  в зависимости от его масштабов и направления деятельности.
      В этой связи весьма актуальной является тема бюджетирования как основа на предприятии.
      Целью настоящей работы является исследование системы бюджетирования Федерального государственного унитарного предприятия  Учебно-тренировочного центра «Новогорск», коммерческой организации видами деятельности которой является
- обеспечение  учебно-тренировочных, спортивных  и оздоровительных мероприятий  сборных, клубных, ведомственных  команд;
- организация  услуг по размещению в гостинице комплекса спортсменов и других граждан;
- оказание  медико-восстановительных и диагностических  услуг спортсменам и другим  гражданам;
- реализация  продуктов питания в баре;
- парикмахерские  услуги;
- теплоснабжение;
- водоснабжение;
- и другие  виды деятельности в соответствии с Уставом.
      В ходе работы предлагаются мероприятия  по совершенствованию существующей в организации системы бюджетирования, в целях повышения финансовой эффективности ее хозяйственной  деятельности.
      Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
0 Понятие  бюджетирования, общие принципы построения;
0 Структура  бюджета предприятия, технология составления;
0 Контроль выполнения бюджета;
0 Общая  характеристика предприятия;
0 Анализ бюджета предприятия;
0 Основные недостатки системы управления бюджетом;
0Предложения  по оптимизации системы бюджетирования в ФГУП «Новогорск»;
0 Финансовый эффект от внедрения предложенных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава.1 Теоретические аспекты  бюджетирования
      Сущность, виды и роль бюджетирования
      Термин  «бюджет» очень близок к термину  «план». В обыденном смысле бюджет и понимается как план, но часто  план доходов и расходов, то есть в значительной степени как смета.
      Иногда  бюджет рассматривают как финансовый план, что несколько расширяет его трактовку. При этом определяют объемы инвестирования, целевую структуру капитала, направления финансирования, формируют план движения денежных средств, плановый баланс. Но для создания финансового плана необходимо разработать планы производства, запасов, по труду и т.д. Это позволяет вкладывать в понятие бюджета больший диапазон планов, а не только планы финансовой направленности. Поэтому есть основание рассматривать бюджет в двух смыслах: узком и широком.
      В узком смысле это действительно финансовый план. Как правило, предприятия, только приступающие к бюджетированию, составляют именно такой план, поскольку он отвечает их насущным  потребностям. Но потом оказывается, что для обоснования этого плана необходимо разработать и многие другие. В результате речь идет о множестве частных бюджетов. Их совокупность образует мастер-бюджет.
      В широком смысле сводный бюджет –  это комплексный план функционирования предприятия, охватывающий его операционную, инновационную, инвестиционную и финансовую деятельность.
      Такая трактовка сводного бюджета приближает его к бизнес-плану и техпромфинплану. Более того, данный подход позволяет  не «слепить» бюджет, а всесторонне  его обосновать и сделать действенным  инструментом управления. Без особого  преувеличения и отхода от истины можно определить бюджет как адаптированный к рыночным условиям техпромфинплан с его усиленной финансовой составляющей.
      Частный бюджет – это план, характеризующий  отдельный вид или конкретный аспект деятельности предприятия.
      Особенностью сводного бюджета является то, что он формируется на основе взаимодействия частных бюджетов. Финансовый бюджет – это «вершина айсберга», тогда как «подводная» его часть – частные бюджеты.
      Чем более реальный и адекватный бюджет мы хотим получить, тем больше число частных бюджетов он должен включать.
      Между понятиями «бюджет» и «бизнес-план»  предприятия нет четкой границы. На практике бизнес-план включает блок инвестиционных проектов и более  подробный план производства отдельных  видов продукции, ввода и выбытия производственных мощностей. Что касается бюджета, то опять же на практике, как уже отмечалось, он имеет более выраженную финансовую «окраску» и разрабатывается на более короткий период.
      Бюджетирование  – это процесс разработки сводного и частных бюджетов и контроля за их исполнением. Таким образом, с одной стороны, бюджетирование является планированием, а с другой – выполняет контрольные функции. Этот комплексный процесс состоит из множества элементов. В определенном смысле его можно рассматривать как систему, элементы которой находятся во взаимосвязи и образуют единое целое. В свою очередь бюджетирование входит в состав более общей системы управления предприятием в целом. Система бюджетирования включает:
? цели и стратегии;
? виды бюджетов;
? этапы составления бюджетов;
? функции  бюджетирования;
? бюджетный  регламент;
? организационное  обеспечение.
     Цели и стратегии. Формулировка целей и стратегий определяет траектории развития предприятия. По большому счету бюджет – это стоимостная оценка плана действий по достижению целей и реализации стратегий. 

 



Рис 1.1. Состав системы бюджетирования  

               Как видно из рис. 1.1, существует  достаточно много различных видов  бюджетов. Может оказаться, что  предприятие не сможет начать разработку сразу всех. Оно должно определить последовательность их разработки.
      Например, по срокам планирования различают  оперативный (в пределах квартала),  краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 3-5 лет) и долгосрочный (свыше 3-5 лет) бюджеты. Большинство предприятий ограничивают горизонт планирования кварталом, а в лучшем случае – годом. Часто столь короткий период объясняется тем, что экономическая конъюнктура весьма изменчива и в таких условиях предприятие не может точно прогнозировать результаты и направления своей деятельности на длительный срок. На самом деле проблема обычно заключается в отсутствии навыков и знания методов прогнозирования, оценки динамики рынков; в конце концов далеко не все предприятия проводят маркетинговые исследования. Поэтому для увеличения горизонта планирования и прогнозирования нужно «созреть».
      По  целевой ориентации различают  стратегический и тактический бюджеты.
      Стратегический  бюджет – это план достижения долгосрочных целей. Во-первых, такие цели должны быть. Во-вторых, стратегический бюджет воплощается как долгосрочный инвестиционный бюджет, то есть предполагает четкое видение инвестиционных перспектив. Кроме того, стратегический бюджет, как правило, возникает там, где есть желание повысить стоимость компании, что имеет место далеко и не всегда. Поэтому в большинстве случаев российские предприятия разрабатывают лишь тактические бюджеты, нацеленные на учет текущей денежной наличности и необходимых платежей, а также на контроль за денежными потоками.
      По  функциональному признаку можно выделить бюджеты операционные, инвестиционный и финансовые (рис. 1.2). Как правило, в зависимости от своей специфики предприятие выбирает соответствующий комплекс бюджетов. Так, не каждому предприятию нужен производственный бюджет – например, у торгового предприятия производства просто нет. Вместе с тем для формирования бюджетов прямых материальных и трудовых затрат нужны нормативы этих затрат на единицу продукции. Разработка таких нормативов является самостоятельной и дорогостоящей задачей, требующей осознания необходимости и времени для ее решения.
      Бюджеты могут быть дискретными и скользящими. Дискретный бюджет разрабатывается один раз в течение очередного календарного периода и привязывается именно к нему, например к календарному году. Скользящий бюджет соответствует периоду определенной длительности, допустим, также годовой. Так, 2010 год можно рассматривать как календарный период и формировать для него дискретный бюджет. Можно рассматривать и промежуток времени с января по декабрь, с февраля по январь, с марта по февраль и т.д., то есть просто период годовой продолжительности который постоянно сдвигается на один месяц и как бы «скользит» по временной оси.
      В зависимости от того, пересматриваются (корректируются) бюджеты или нет, их делят на жесткие и гибкие. Жесткий бюджет не корректируется при изменении факторов, которые определяют параметры бюджета. Напротив, гибкий бюджет предполагает такие корректировки. Например, если у производственного подразделения выросли по сравнению с планом объемы выполненных работ, должен быть скорректирован в сторону повышения и план по прямым затратам. Но в этом случае вряд ли целесообразно изменение бюджета управленческих расходов. Первый бюджет – гибкий, второй – жесткий.
      В зависимости от полноты и зрелости постановки процесса планирования реализация функций бюджетирования может быть различной. В общем можно выделить из них: 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.2. Функциональная структура бюджета предприятия 

? определение  последовательности действий и их количественных характеристик (стоимостных и натуральных), необходимых для достижения поставленных целей;
? управление стоимостью предприятия посредством  разработки стратегического бюджета;
? координация  деятельности отдельных подразделений  и служб;
? контроль за денежными потоками и расходованием  средств;
? синхронизация  денежных потоков;
? оценка деятельности подразделений и структурных  единиц.
      Очень важна организация бюджетирования. Она должна быть сквозной, поскольку бюджетирование осуществляется на всех уровнях управления: и на самом верхнем, и на нижнем. Поэтому на всех уровнях должны быть соответствующие организационные структуры. На топ-уровне это директор по планированию, отвечающий за работу по бюджету в целом. Методологически бюджетированием руководит бюджетный комитет, который организует текущую деятельность в этом направлении и координирует работы функциональных служб и групп, а также специалистов по планированию в подразделениях, где происходит сбор информации, планирование отдельных показателей, и их увязка и т.д.    

      Организация бюджетирования
      Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного  инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы. Очень часто возможность принятия нужного руководителю структурного подразделения бюджета или его корректировки обеспечивается его доступностью к «телу» генерального директора. Что бы уменьшить субъективизм в управлении финансами предприятия, нужен собственно четкий порядок, бюджетный регламент. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании, графики и процедуры составления отчетов об исполнении бюджетов, их анализ и корректировки, а также соответствующие им графики документооборота превращают бюджетирование и финансовое планирование из игры в «цифири» в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля.
      Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней. Его составными элементами является:
? принятые в организации бюджетный период и минимальный бюджетный период (разбивка отдельных бюджетных периодов на периоды);
? продолжительность бюджетного цикла, или шаг финансового планирования, - период, по истечении которого (а это может быть один или несколько минимальных бюджетных периодов) составляются отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов и пересматриваются (корректируются) бюджеты на оставшуюся часть бюджетного периода;
? стадии бюджетного цикла, или периодизация бюджетного контроллинга (определение регламента проведения план-факт анализа), то есть выделение наряду со стадиями разработки и корректировки бюджетов системы внутреннего оперативного (текущего) контроля и оценки исполнения бюджета, включающей всю структуру формальных или неформальных процедур, предназначенных для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами структурных подразделений и компании в целом в течение бюджетного периода; периодический мониторинг текущей деятельности, то есть сравнение плановых (целевых) показателей (объемов производства и реализации, структуры и размера затрат) с бюджетными наметками; сроки (график) и порядок составления отчетов об исполнении бюджетов структурными подразделениями (ЦФО, ЦФУ или МВЗ), проведения план-факт анализа, составления скорректированных бюджетов, их последующего согласования, представления, консолидации и утверждения; 
? набор функций и задач, которые предстоит выполнять в процессе бюджетирования (по составлению, согласованию, консолидации и т.д.); 
? сроки (график) и порядок выполнения отдельных функций и задач при разработке, согласовании, представлении, консолидации и утверждении бюджетов различных уровней;  

? состав и соподчиненность (организационная структура управления) ответственных исполнителей за конкретные функции и задачи по стадиям бюджетного цикла, включая структурные подразделения (должностные лица), отвечающие не только за составление, согласование и обработку бюджетов, но и за разрешение конфликта интересов (внутреннего «арбитра»), а также выступающие в роли главного субъекта бюджетного контроля (контролирующего соблюдение бюджетных параметров другими структурными подразделениями) и обеспечивающие условия применения санкций в процессе разработки и исполнения бюджетов;
? механизм санкций (меры «кнута и пряника»), применяемых в компании для обеспечения соблюдения бюджетного регламента, поощрения и принуждения ответственных исполнителей выполнять функции и задачи, за которые на них возложена ответственность.
     Главная задача бюджетного регламента – обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней управления.
      Бюджетный регламент наряду с другими документами  должен определять структуру сводного, операционного, инвестиционного и  финансового бюджетов.
      Сводный бюджет – комплексный план деятельности предприятия, связывающий воедино плановые показатели маркетинговой (сбытовой), производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Состоит из комплекса частных бюджетов: операционного, инвестиционного и финансового.
      Операционный  бюджет – включает бюджеты продаж, запасов, производства, прямых переменных затрат (материалов, затрат труда и др.), общепроизводственных затрат, коммерческих расходов, управленческих расходов.
      Инвестиционный  бюджет – предназначен для обобщения данных об инвестиционных проектов с целью дальнейшей оптимизации инвестиционных затрат и их учета в финансовых бюджетах.
      Финансовый  бюджет – включает бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет по балансовому листу.
      Для управления бюджетированием, координации  деятельности служб, участвующих в бюджетном процессе, а также разработки проекта бюджета создается бюджетный комитет, возглавляемый директором по экономике и финансам или другим руководителем высшего уровня. Он включает в свой состав главного бухгалтера, начальников и ведущих специалистов маркетингового (коммерческого), планового, финансового и производственного отделов, отдела снабжения, труда и заработной платы и других подразделений.
      Отдельные частные бюджеты, входящие в сводный  бюджет, разрабатывают службы, ответственные за реализацию соответствующих бизнес-процессов. При этом следует руководствоваться отдельными положениями по составлению этих бюджетов.    
        Продолжительность бюджетного цикла, структура которого представлена на рис. 1.3, увязана с шагом финансового планирования. Заключительная стадия текущего бюджетного цикла (корректировка бюджета) одновременно является первой стадией (разработка бюджета) для следующего бюджетного цикла.
      Излишне говорить, что бюджетный регламент  и конкретное наполнение бюджетного цикла в каждой организации будут свои собственные и неповторимые. Это касается и набора функций, и задач (виды бюджетов и схемы их консолидации у всех разные), и состава ответственных исполнителей (организационные структуры управления и финансовые структуры во всех компаниях свои), и механизма санкций. 
 
 


      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Рис. 1.3. Структура бюджетного цикла компании 

      Первоначально составляются бюджеты отдельных  структурных подразделений компании (для ЦФО – основные, для других структурных подразделений – операционные). После представления всеми бизнес-единицами  и  структурными подразделениями своих бюджетов (прогнозных и отчетных) составляются сводные бюджеты предприятия или компании в целом в соответствии с установленным бюджетным регламентом. На пути продвижения бюджета от составления до утверждения ему необходимо пройти различные этапы обработки, анализа, согласования, внесения изменений и т.п.
      Бюджетный регламент определяется на период составления надежного (нужно помнить, и как достаточно напряженного) прогноза сбыта и бюджета продаж (на основе тщательного изучения условий контрактов или портфеля заказов). Прогноз продаж обычно составляется в нескольких вариантах для того, чтобы определить границы (от и до) основных целевых показателей для бизнес-единиц и компании в целом. 

      Основной  принцип бюджетного регламента –  скользящий график разработки, предполагающий постоянную корректировку (в ранее установленных границах) бюджетных наметок по мере окончания каждого бюджетного цикла (месяца, квартала).
      Четкий  бюджетный регламент позволяет  снизить субъективизм при планировании финансовых результатов, когда руководитель одного подразделения, имея возможность  влиять на руководителя компании, получает менее напряженное задание или  условия его выполнения, чем другой. Конечно, устранить субъективизм полностью не удастся, но снизить его влияние с помощью регламента все же можно. Для этого прежде всего необходимо закрепить основные положения регламента во внутренних нормативных документах предприятия или компании.
      Это также позволит создать необходимые  организационные предпосылки для  своевременного разрешения так называемых конфликтов интересов, которые неизбежно  будут возникать в процессе как  согласования и утверждения, так  и исполнения бюджетов между отдельными структурными подразделениями на одном или на различных уровнях управления.
      При разработке и внедрении бюджетного регламента прежде всего определяют бюджетный период, или, как его еще называют, горизонт финансового планирования для предприятия или фирмы.
      Бюджетный период – это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты и осуществляется контроль за их исполнением. При этом нужно помнить, что различные бюджеты должны иметь унифицированный бюджетный период. Иное дело разбивка каждого бюджетного периода на подпериоды, то есть определение минимального бюджетного периода. В зависимости от специфики бизнеса различные бюджеты могут иметь разные минимальные бюджетные периоды.
      Минимальный бюджетный период – единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада, неделя, день) по видам бюджетов.
      Не  нужно путать бюджетный период с  бюджетным циклом. Внутри отдельного бюджетного периода и отдельных  директивной и индикативной его частей может быть выделено несколько бюджетных циклов в зависимости от продолжительности шага финансового планирования.
      Директивная часть бюджетного периода – это время планирования, когда принимаются и утверждаются целевые показатели и нормативы, обязательные к исполнению. Внутри этой части принято жестко контролировать финансовые показатели, не допускать из изменения (особенно в сторону уменьшения).
      Индикативная  часть бюджетного периода – срок планирования, в рамках которого устанавливаются лишь общие ориентиры финансовых планов компании. Это обстоятельство необходимо иметь в виду,  когда определяется бюджетный период. За рубежом компании (особенно крупные, располагающие большими аналитическими ресурсами) составляют бюджеты на 3-5 лет. 

      Автоматизация бюджетирования
     В настоящее время в России можно выделить несколько типов компьютерных программ, которые можно использовать для постановки бюджетирования:
     1) различные программы, предполагающие  составление бюджетов по международным  стандартам без серьезной их адаптации к нашим условиям (например SAP/R3, «Проджект эксперт», «Альт инвест», «Красный директор»);
     2) различные версии бухгалтерских  программ, которые позволяют организовать  автоматизацию бюджетирования на  базе форм установленной бухгалтерской  отчетности (например, «1С. Предприятие», «Галактика»);
     3) программное обеспечение, выполненное  на основе компьютерных баз данных «Оракл», «Аксапта», «Инталев» и др.) и позволяющее моделировать процессы бюджетирования в соответствии с пожеланиями клиента и его представлениями об управленческом учете.
     К недостаткам программ первого типа можно отнести неполноту (фрагментарность) используемой в них информации, отсутствие необходимой гибкости как в смысле адаптации бюджетных форматов под  специфику конкретной организации  и учета особенностей структуры  себестоимости ее продукции, так и в смысле невозможности подстраиваться под финансовую структуру того или иного предприятия или фирмы, а также отсутствие автоматического ввода фактической (отчетной) информации (чаще всего из-за уникальности программного интерфейса).
     Среди недостатков программ второго типа отмечается невозможность учета  особенностей финансовой структуры компании и применения форм к нуждам финансового менеджмента.
     Недостатков первый двух типов программ лишены компьютерные системы третьего типа. Однако это своего рода финансовые конструкторы, из которых еще предстоит создать нечто пригодное для эффективного финансового планирования. При этом все упирается в техническое задание.
     При автоматизации финансового планирования и управленческого учета пользователи программы должны решить, причем обязательно одновременно, три взаимосвязанные задачи (рис 1.4.)
     
       
            
     
       
 
 

     1. Автоматизировать финансовое планирование и прогнозирование, предоставить возможность проведения так называемого сценарного анализа будущего финансового состояния предприятия или его отдельных бизнесов, обеспечить получение ответов на вопросы типа «а что, если…?», то есть что будет с тем или иным финансовым показателем, если изменятся внешние или внутренние условия бизнеса (темпы инфляции, условия внешнего финансирования, валютные и ценовые колебания и т.п.)
      2.  Осуществить сбор, обработку и  консолидацию фактической (отчетной) информации (причем в режиме более  оперативном, чем это делается  в бухгалтерском учете).
      3. Увязать фактические (что в какой-то степени было бы понятно) и плановые показатели с установленной системой бухгалтерской отчетности. При этом последняя рассматривается как единственно возможный источник первичной исходной информации (как для сбора и обработки фактической информации, так и для анализа трендов при составлении планов и прогнозов на будущее).
      Сущность  такого подхода базируется на буквальном восприятии следующего принципа: основой  управленческого учета являются бухгалтерский учет и монополия  бухгалтерских служб на всю первичную документацию организации. Это монополия корнями уходит в славные советские времена, когда все планирование осуществлялось только сверху вниз. При проведении план-факт анализа бюджетов в такой ситуации приходится запрашивать информацию в бухгалтерской службе и затем вставлять ее в формы и форматы управленческого учета. Это не всегда получается в ручном режиме сбора и обработки данных, тем более трудно осуществимо при автоматизации.
      Многие  руководители и сегодня не понимают, что может быть другой подход и к бюджетированию вообще, и к сбору и обработке первичной финансовой информации в частности. Принципиальная блок-схема такого подхода приведена на рис. 1.5           
 

     

   План-факт анализ                                                       Сценарный анализ





 
 

Подготовка  форм установленной  отчетности
Рис. 13.2 Рекомендуемый подход к автоматизации бюджетирования 

      При автоматизации бюджетирования на самом  деле решаются не три, а четыре задачи. Кроме уже упомянутых задач проведения сценарного анализа (составление финансовых планов и прогнозов) и план-факт анализа (сбора и обработки информации о ходе исполнения бюджетов для нужд контроля и корректировки), заполнения установленных форм бухгалтерской отчетности, в первую очередь надлежит решить проблему сбора и обработки первичной информации, причем в отрыве от потребностей бухгалтерского учета. Главное – это создать возможности для равного доступа к первичным данным  и составителей бюджетов, и ответственных за  контроль их исполнения. О бухгалтерах тоже забывать нельзя, однако информацию нужно получать не в обработанном бухгалтерией виде (часто с объективной потерей части данных и оперативности учета), а в ее первоначальной форме, пригодной для распределения информации по структурным подразделениям различного уровня, по различным бюджетным формам и т.д.
      Для реализации первого подхода к  автоматизации бюджетирования применяются  бухгалтерские программы. Но, во-первых, форматы данных, отображаемых в бухгалтерских  программах, часто не могут быть использованы для финансового анализа, а во-вторых, результаты обработки данных в бухгалтерских программах могут иметь искажения (субъективного и объективного характера), делающие полученную информацию также не пригодной для принятия управленческих решений в финансовой сфере. А самое главное, информация бухгалтерских программ и бухгалтерской отчетности, как правило, не привязана к финансовой структуре компании.
      Для постановки бюджетирования важным условием является отделение управленческого учета от бухгалтерского. Без этого в России эффективно управлять финансами нельзя. Однако при составлении отчетов об исполнении бюджетов приходится пользоваться той же информацией, которая отображается в бухгалтерском учете. На многих предприятиях часто не существует другой отчетной информации. Для компьютерных программ это означает, что, с одной стороны, программы для автоматизации бюджетирования и автоматизации бухгалтерского учета должны иметь разные форматы и схемы консолидации данных, а с другой – обе программы должны быть либо привязаны к единой базе первичной документации (формам первичного учета) для полностью автоматического режима работы, либо иметь раздельный ввод отчетной информации (в полуавтоматическом режиме). В нашей практике уже имеется достаточный опыт решения этой проблемы с помощью стандартных инструментов (от прикладных программ типа MS. Access или объектно ориентированного языка «1С» до мощных систем создания и ведения баз данных вроде «Аксапты»).
      Выбор компьютерной программы – это, как правило, завершающий этап при постановке бюджетирования, но часто многие руководители именно с него все начинают. Ведь невозможно проводить бюджетирование в ручную, когда требуется выполнить многовариантные расчеты. Особенно если речь идет о так называемом скользящем финансовом планировании, предусматривающем ежемесячную, а то и еженедельную корректировку ранее составленных бюджетов на полгода или год, а в перспективе и на три года вперед с ежемесячной или подекадной разбивкой бюджетного периода.
      Автоматизация бюджетирования бесполезна, если полноценного бюджетирования (как методологии и управленческой технологии) на предприятии нет. Поэтому, прежде чем отдать предпочтение какой либо компьютерной программе, необходимо разобраться с организацией внутрифирменного финансового планирования, то есть проработать бюджетирование как управленческую технологию. При этом всегда нужно помнить, что без компьютеризации и автоматизации бюджетирование не может быть полным.
        Требования к компьютерным программам по бюджетированию
Программы должны:
? адаптироваться к специфике организации, перестраиваться  со временем и со сменой целей и  стратегий;
? адаптироваться к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям; 
? иметь  подвижные регламенты, позволяющие осуществлять скользящее бюджетирование (непрерывную корректировку бюджетов); 
? обладать первичным интерфейсом, ориентироваться  на массовые, а не уникальные программные  решения и платформы; 
? составлять все основные бюджеты, наиболее важные операционные бюджеты  и при необходимости иметь возможность расширять набор операционных бюджетов;
? предоставлять  возможность пользователю получать консультативную помощь в постановке внутрифирменного бюджетирования;
? предусматривать  различные схемы консолидации бюджетов структурных подразделений в сводные бюджеты, адаптироваться к любому типу финансовой структуры ;
? не иметь  лишних, ненужных функций и параметров;
? давать возможность пользователю при проведении финансовых расчетов осознавать свои действия, понимать взаимосвязь основных финансовых документов (принцип «черного ящика» недопустим, то есть при заполнении бюджетных форматов пользователь должен понимать, что он делает с финансами, каким образом показатели из одних бюджетных форм переходят в другие). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ сложившийся  системы бюджетирования на примере Федерального государственного унитарного предприятия Учебно-тренировочного центра «Новогорск» 

2.1.    Общая характеристика предприятия
       Федеральное государственное унитарное предприятие Учебно-тренировочный центр «Новогорск» создано в соответствии с распоряжением Государственного комитета РФ по управлению имуществом от 12.04. 93 г. N 644р / свидетельство № 1822 от 21.05.93г. /
       Предприятие находилось в ведомственном подчинении Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму.
       Функции учредителя предприятия осуществляет Министерство имущественных отношений  РФ и Государственный комитет  РФ по физической культуре, спорту и  туризму в соответствии с действующим законодательством РФ.
       В 2009 году  ФГУП УТЦ «Новогорск» осуществляло следующие виды деятельности:
       - обеспечение учебно-тренировочных, спортивных и оздоровительных мероприятий
    - сборных, клубных, ведомственных команд;
         - организация услуг по размещению в гостинице комплекса спортсменов и других граждан;
         - организация питания и другого сервисного обслуживания спортсменов и других граждан;
         - оказание медико-восстановительных и диагностических услуг спортсменам и другим гражданам ;
     - реализация продуктов питания в баре;
     - парикмахерские услуги;
     - теплоснабжение;
     - водоснабжение и другие виды деятельности в соответствии с Уставом. 

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ФГУП  УТЦ «Новогорск» по итогам 2009 года и ориентировочное выполнение 1 квартала 2010 года.
          ФГУП УТЦ «Новогорск»  осуществляет свою финансово-хозяйственную  деятельность на основании Программы деятельности предприятия, ежегодно утверждаемой Госкомспортом России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002г. N 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».
          Выполнение запланированных в Программе итоговых показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия возможно при исполнении обязательств по проведению учебно-тренировочных сборов по договору с ГУ «Центр спортивной подготовки», являющихся основным показателем данной программы.
          Сравнительные показатели финансово-хозяйственной деятельности ФГУП УТЦ «Новогорск» за 2008 и 2009 г.г. представлены в ниже приведенной таблице.
Наименование  показателя
    2008 год
    2009 год
 
 
План по программе деятельности Факт План по программе деятельности Факт
Выручка от продажи товаров, работ, услуг без НДС(тыс.руб.) 131697 138147 142489 144852
Чистая  прибыль 537 4392 407 1224
Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет 350 350 400 400
 
     Плановая  прибыль первого квартала 2010 года 3760 тыс. рублей, что соответствует показателю, утвержденному в программе деятельности предприятия.
     Центр ежегодно, не зависимо от финансового  результата, выполняет обязательства  по перечислениям в федеральный бюджет.
     За 2009 год показатели загрузки ФГУП УТЦ «Новогорск» по договору с ГУ «Центр спортивной подготовки» значительно превышают плановую загрузку, однако, оплата 1 чел/дня ниже стоимости, утвержденной в Программе деятельности на 2009 год. В результате, общая прибыль предприятия ниже запланированной в программе деятельности так как, часть прибыли от хозрасчетной деятельности покрывает недостаток финансирования по договору с ГУ «ЦСП», а превышение бюджетной загрузки над плановой исключило возможность проведения отдельных хозрасчетных сборов. Сравнительные показатели загрузки за 2008 и 2009 года и 1 квартала 2010 года составили;
  2008 г. 2009г. Ожидаемое выполнение 1 квартала 2010 года
 
    План
Факт % выполнения План Факт % выполнения План Факт % выполнения
По  договору с ГУ "ЦСП" в чел/днях 61570 50011
    81
55720 56688
    102
13700
    12874
    94
По  хоз. расчетным договорам в чел/днях 5475 11445
    209
5000 4072
    81
    500
    450
    90
 
    Финансирование  учебно-тренировочных сборов в 2009году по договору с ГУ «ЦСП» проводилось в ценах  2009 года.]За этот период неоднократно повышалась стоимость энергоносителей, эксплуатационных расходов центра и стоимость продуктов питания. Так, за этот период стоимость электроэнергии увеличилась на 30%, природного газа на 46%, стоимость продуктов питания возросла в среднем на 32%.
    Расчет  программы деятельности предприятия на 2010 год произведен на основе фактической сметы расходов за 1 полугодие 2009 года в ценах 2009 года. Стоимость 1 чел./дня на 2009 год по договору с ГУ «ЦСП» установлена в сумме 2500 рублей в ценах 2009 года без учета затрат по содержанию физиотерапевтического кабинета.
    * Моральный и физический износ  основных средств Центра затрудняет  тренировочный процесс и не  позволяет создание современных комфортных условий для отдыха спортсменов, поэтому администрация Центра большое внимание уделяет своевременному проведению ремонта и обновлению имущества предприятия, Так, за 2004 года приобретено оборудования для производственных целей предприятия (в том числе оборудование для столовой и гостиницы, звуковое оборудование для конференц-зала и оргтехника) на сумму 3198 тыс. рублей, а за тот же период прошлого года сумма приобретений составила только 233 тыс. рублей. Кроме того, по договорам финансового лизинга, в 2009 году приобретены:
    автомобиль «Газель»;
    посудомоечная машина;
    оборудование общественного питания;
    тротуароуборочная машина.
    В первом квартале 2010 года приобретено основных средств на сумму 1,6 млн.руб.(в т.ч. новая мебель в столовой и конференц-зале (столы, стулья), мультимедийный проектор для просмотра фильмов, матрацы для кроватей в гостинице).
    Использование нового оборудования позволяет значительно  улучшить условия питания и проживания спортсменов. Например, новые столы «салат-бар» позволяют разнообразить питание спортсменов и предлагать им сезонные салаты по принципу «шведского стола».
    На  проведение текущих ремонтов в течение 2009 года было затрачено 2,7 млн. рублей, что позволило заменить на территории Центра асфальтовое покрытие, подготовить котельную к зимнему отопительному сезону и провести ремонт кровли и помещений гостиницы, столовой.
    В 2009 году продолжаются работы по текущему ремонту помещений восстановительного комплекса, столовой, конференц-зала, спортивных залов, холлов гостиницы, служебных помещений Центра. Стоимость проведенного текущего ремонта в первом квартале 2010 года составила 1,2 млн.руб.
    Особое  внимание уделяется подготовке территории Центра к весенне-летнему сезону (произведена закупка семян, отремонтирована специальная техника).  
    Министерство  спорта, туризма и молодежной политики в 2009 году на безвозмездной основе передало для эксплуатации Центру спортивное и медицинское оборудование. Спортивное оборудование позволило улучшить условия тренировочного процесса спортсменов, создать тренажерный зал, отвечающий современным международным требованиям.
    Для использования переданного нам дорогостоящего (по состоянию на 01.01.2010г. его стоимость 6 млн.руб.) и уникального медицинского оборудования Центр открыл физиотерапевтический кабинет, в штат которого принят врач-физиотерапевт и медицинские сестры, прошедшие специальное обучение. Работа физиотерапевтического кабинета позволяет оказывать дополнительные услуги спортсменам восстановительного и реабилитационного характера. Стоимость содержания физиотерапевтического кабинета (оплата труда квалифицированных специалистов, расходные материалы для обслуживания оборудования, выполнение санитарных требований, повышение квалификации персонала, оплата стоимости разрешительных документов, обязательные платежи в бюджет) не учтена в стоимости 1 чел/дня программы деятельности 2010 года. Плановый расчет стоимости услуг кабинета физиотерапии в размере 82 рубля за 1 чел/день был направлен в Минспорттуризм РФ.
    Следует отметить, что в Центре имеется  необходимость в организации  стоматологического кабинета, оснащенного  современным оборудованием. Однако, ФГУП УТЦ «Новогорск» не имеет финансовой возможности для осуществления этого проекта.
     В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. за №363 «О подпрограмме физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи Российской Федерации» и согласно приложению №2 в учебно-тренировочном центре «Новогорск» при активной поддержке Администрации Химкинского района началась конкретная работа по разработке концепции деятельности и развития центра.
    Финансирование  из федерального бюджета в размере 105 млн. рублей, направлены на реконструкцию ледового манежа, его инженерных сетей и сооружений, спортивно-оздоровительного комплекса №1 и №2, водозаборного узла и его инженерных сетей (в том числе проектно-изыскательские работы).
    Несмотря  на то, что с мая 2009 года по февраль 2010 года ледовый манеж центра находился на реконструкции, база продолжает принимать для проведения учебно-тренировочных сборов команды по шорт-треку, хоккею, фигурному катанию и конькобежному спорту, организовав тренировочный процесс на льду ближайших спортивных клубов. ~
    На  этапе подготовки проектируемых  новых и реконструируемых объектов проведено обследование состояния фундаментов, изучена геология участка, получен новый кадастровый план, обновлена Геоподоснова. Генеральный план утвержден Минспорттуризмом РФ, а в настоящее время утверждается в Градостроительном Совете и в Облархитектуре.
    Мероприятия по реконструкции, капитальному ремонту  и новому строительству на территории ФГУП УТЦ «Новогорск» позволят создать для спортсменов сборных команд России условия проведения учебно-тренировочного процесса в соответствии с международными требованиями, что должно отразится на уровне подготовки и увеличении медалеемкости.
    Вместе  с этим, хорошие условия для  подготовки спортсменов позволят привлечь к долгосрочному сотрудничеству спортивные клубы для заключения хозрасчетных договоров и увеличить рентабельность проведения УТС. Полученную прибыль можно использовать для дальнейшей модернизации и обновления основных средств и улучшения условий проведения УТС. Центр сможет увеличить фонд оплаты труда сотрудников и привлечь более высококвалифицированных специалистов для организации УТС.
    В настоящее время Центр не имеет  возможности создавать резервные  фонды предприятия, в том числе и с целью формирования социального пакета для сотрудников. Учитывая, что получить квалифицированную медицинскую помощь за счет обязательного медицинского страхования невозможно, коллектив ставит перед администрацией вопрос о добровольном медицинском
страховании сотрудников. Минимальная стоимость страхования работника на год (без вызова врача на дом и стоматологии) -10 тысяч рублей, в себестоимость работ можно включить не более 3 % от ФОТ, а остальная часть должна оплачиваться из прибыли предприятия, направленной на социальные нужды. Отсутствие средств на социальные нужды затрудняет привлечение высококвалифицированных кадров.
    В соответствии с Государственным  контрактом №12 от 10 марта 2009 года между ФГУП УТЦ «Новогорск» и Минспорттуризмом РФ, заключен Государственный контракт «О передаче функций Государственного заказчика Заказчику-застройщику и порядке финансирования строек и объектов, включенных в федеральную адресную программу на 2009 год», который предусматривает финансирование только одного объекта, незавершенного на 01.01.2010г. строительства.
    В 2009 году Государственный контракт сМинспорттуризмом (№50 от 11.08.2009г.) предусматривал выполнение работ по реконструкции:
    водозаборного узла и его инженерных систем;
    спортивно-оздоровительного комплекса №2;
    спортивно-оздоровительного комплекса №1;
    ледового манежа и его инженерных систем.
    Реконструкция всех четырех объектов начата в 2009 году и по состоянию на 01 января 2010 года данные объекты являются незавершенными.
    Кроме того, в соответствии с Государственным  контрактом (№ 6/04 от 25.03.2009г.), действующим в первом полугодии 2009 года, был проведен конкурс и заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации специализированного спортивного зала художественной гимнастики.
    В соответствии с «Перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2010 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений,...» предусмотрено выделение 101,6 тыс.рублей. на реконструкцию ледового манежа и его инженерных систем (Реконструкция корпусов «Д» и «Е»).
    Полная  стоимость реконструкции ледового манежа и его инженерных систем, утвержденная Росспортом на основании заключения Главгосэкспертизы России, составляет 142,121 млн.руб., из которых в 2009 году было профинансировано 75,208 млн.руб. Одновременно следует отметить, что реконструкция корпуса «Е» (в котором ранее находился хладоцентр) переносится на 2010-2011год, так как хладоцентр оборудован в пристройке к ледовому манежу. Ледовый манеж находится в корпусе «Д». Необходимый размер финансирования ледового манежа в 2010 году составляет около 60 млн.руб., поэтому, в государственном контракте на 2010 год необходимо предусмотреть возможность использования 41,6 млн.руб.(разница между выделенным лимитом финансирования и плановыми расходами на реконструкцию ледового манежа) на продолжение реконструкции незавершенных в 2009 году объектов.
    Подписанный в настоящее время государственный  контракт с  Минспорттуризмом на 2010 год был составлен на основании рекомендаций сотрудников управления делами имущественного комплекса Агентства и предусматривает расходы из федерального бюджета 101,6 млн.руб. только на реконструкцию ледового манежа и его инженерных систем, что превышает реально возможные расходы по данному объекту на 41,6 млн.руб.
    Следует отметить, что по всем выше перечисленным объектам имеется проектно-сметная документация, в 2009 г. были заключены договора с Главгосэкспертизой России и получены заключения. Из средств федерального бюджета в 2009 году произведено авансирование работ.
    Проектно-сметная  документация «Реконструкция водозаборного узла и его инженерных систем» с положительным заключением Главгосэкспертизы России направлена в Минспорттуризм  РФ для рассмотрения и утверждения (письмо №93/05 от 25.02.2010г.)
    Проектно-сметная  документация по «Реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса №2» выполнена в два этапа. По первому этапу имеется положительное заключение Главгосэкспертизы России. Второй этап проектно-сметной документации находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе России в соответствии с договором 24-1063Д-04/ГГЭ-2290/05от 14.12.09.
    По  результатам рассмотрения в Главгосэкспертизе  России проектно-сметной документации «Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса №1» часть замечаний  устранена, в настоящее время проводится окончательная доработка проектных решений.
    Необходимо  рассмотреть вопрос об оформлении дополнительного  соглашения к государственному контракту  на 2010 год, предусмотрев в нем возможность финансирования из федерального бюджета, в пределах выделенного на 2010 год лимита, завершения проектирования и строительства выше указанных объектов незавершенного строительства 2009 года.
      2.3. Учетная политика предприятия
    В соответствии с Федеральным законом  от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ( ПБУ 1/98 ), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 г. № 60н
    Утвердить учетную политику организации для  целей бухгалтерского учета на 2010 год , устанавливающую следующее :
    Бухгалтерский учет в организации ведется работниками отдела бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера в соответствии с действующими Положениями по бухгалтерскому учету и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94 н.
    Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета с применением компьютерной техники ( используется бухгалтерская программа «1-С» ).
    Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с утвержденным рабочим планом счетов бухгалтерского учета.
    Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности устанавливаются в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 , утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 г. № 43н.
    5. Для целей бухгалтерского  учета:
    5.1        Учет основных средств.
    5.1.1 Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств"
    ( ПБУ 6/01 ), утвержденного приказом  Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
    Первоначальная стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации линейным способом для всех амортизационных групп исходя из срока их полезного использования ( п. 1,9 ПБУ 6/01 ).
    Устанавливается лимит стоимости основных средств в пределах которого они могут единовременно относится на затраты производства по мере отпуска их в эксплуатацию -10000 руб. за единицу.
    5.1.4 Финансирование ремонта основных средств осуществляется путем включения фактически произведенных затрат в себестоимость продукции по мере проведения ремонта. Предприятие не создает ремонтный фонд.
    5.1.5 Для оценки технического состояния основных средств, рекомендованных к продаже на предприятии создана оценочная комиссия. Реализация основных средств производится по ценам, установленным в актах оценочной комиссии.
    5.2      Учет нематериальных активов.
    5.2.1 Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 , утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 91н. К нематериальным активам относятся права, указанные в ПБУ 14/2000.
    Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации линейным способом исходя из срока их полезного использования (п. 16 ПБУ 14/2000).
    Срок полезного использования того или иного нематериального актива устанавливается предприятием при принятии объекта к бухгалтерскому учету на основании приказа (либо распоряжения) руководителя. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет. ( п17 ПБУ 14/2000 ).
    Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм этих отчислений на счете 05 "Амортизация нематериальных активов" (п.21 ПБУ 14/2000).
    5.3     Учет материально-производственных запасов.
    5.3.1 Учет процесса приобретения и  заготовления сырья и материалов  осуществляется в бухгалтерском  учете по фактической себестоимости их приобретения с применением счета 10 «Материалы» в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов"( ПБУ 5/01), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. №44н.
    5.3.2 При передаче в производство и ином выбытии сырья и материалов их списание осуществляется по себестоимости каждой единицы ( п.16 ПБУ 5/01 ).
    5.4     Прочее.
    5.4.1 Товары, приобретенные организацией для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости их приобретения (покупной стоимости) (п. 13 ПБУ 5/01). Формирование покупной стоимости товаров производится по стоимости приобретения, включающей цену поставщика и другие расходы (например, транспортные расходы), связанные с приобретением товаров и произведенные до момента передачи товаров в продажу ( п.б ПБУ 5/01).
    5.4.2 Продукты на питание списываются по средней цене приобретения. Расчет производится в бухгалтерской программе.
    5.4.3. Списание расходов будущих периодов  производится равномерным отнесением  этих расходов на соответствующие счета в течение периода, к которому они относятся (п.65 Положения по бухучету и отчетности). Бухгалтерские программные продукты учитываются в составе расходов будущих периодов из расчета 3 лет полезного пользования.
    5.4.4 В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов расходы, учтенные на
    счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются  непосредственно на счет 90 «Продажи»,как  условно-постоянные.
    Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском учете по фактически произведенным затратам.
    Предприятие не создает резервы по сомнительным долгам (п.70 Положения по бухучету и отчетности).
    Предприятие не создает резервы предстоящих расходов (п.72 Положения по бухучету и отчетности").
    В составе доходов будущих периодов отражается стоимость безвозмездно полученных активов. По мере отпуска в производство материально-производственных запасов, а также начисления амортизации по объектам основных средств соответствующая сумма включается в состав внереализационных доходов. Кроме того , в составе доходов будущих периодов могут отражаться другие доходы в соответствии с положениями Методических рекомендации по 
    бухгалтерской отчетности и ПБУ 13/2000.

    Выручка от реализации продукции, товаров, оказания услуг определяется «по мере отгрузки» продукции (товаров, услуг) потребителям. Выручка от реализации продукции (товаров, услуг) отражается на счете 90 «Продажи».
    5.5.0 Чистая прибыль остающаяся в распоряжении предприятия используется без предварительного распределения в порядке установленном Уставом предприятия.
    6. Налоговый учет
    Осуществляется в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка группировки и учета объектов и хозяйственных операции, установленного правилами бухгалтерского учета.
    Для целей налогообложения применяются следующие способы отражения финансово-хозяйственных операций :
    Устанавливается основной метод признания доходов от реализации - метод начисления.
    Расходы признаются в том отчетном периоде , к которому они относятся , независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы оплаты расходов.
    В целях исчисления налога на прибыль датой получения дохода признается день отгрузки (передачи) товаров (работ , услуг) „ при этом днем отгрузки считается день реализации этих товаров , независимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества.
    В целях исчисления налога на добавленную стоимость датой реализации считается наиболее ранняя из следующих дат ( день отгрузки товара (выполнения работ , оказания услуг); день оплаты товаров (работ , услуг); день предъявления покупателю счета-фактуры).
    Бухгалтерские регистры (ведомости, журналы-ордера, карточки счета и т.д.) являются регистрами налогового учета, за исключением учета основных средств и начисленной амортизации (п.6.2.8).
    6.2.6 К амортизируемому имуществу в виде основных средств относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000руб.(ст.256 НК РФ). По амортизационным группам основные средства классифицируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.02г.Ш. Библиотечный фонд входит в состав амортизируемого имущества в 7 группу Классификации основных средств.
    6.2.7 Основные средства принимаются на учет по первоначальной стоимости. Используется линейный метод начисления амортизации.
    6.2.8 Учет основных средств и начисленной амортизации ведется в специальных налоговых регистрах, утвержденных приказом по предприятию.
    6.2.9 Амортизируемое имущество в виде нематериальных активов принимается на учет по первоначальной стоимости ,если иное не предусмотрено гл.25 НК РФ. Нематериальные активы распределяются по амортизационным группам в соответствии со сроками полезного использования. По нематериальным активам ,по которьш невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, норма амортизации устанавливается согласно п.2ст.258НКРФна10лет.
    Расходы на ремонт рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены. Затраты по ремонту основных средств оцениваются в размере фактических расходов.
    Для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при оказании услуг, выполнении работ применяется метод оценки по себестоимости единицы запасов.
    Продукты питания списываются по средней цене приобретения.
      По результатам финансово-хозяйственнной деятельности предприятие осуществляет перенос убытка, исчисленного в предыдущем налоговом периоде, на будущее в течение 10 лет в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса РФ. Предприятие вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего налогового периода на всю сумму полученного убытка или на часть этой суммы согласно действующему законодательству.
    7. По дополнительным услугам, оказываемым организациям при проведении учебно-тренировочных сборов (транспортные услуги, стирка спортивной формы, дополнительное питание и прочее) тарифы устанавливаются отдельными приказами по предприятию.
    8. При составлении исполнительных смет расходования средств но договору с ГУ «Центр спортивной подготовки Госкомспорта РФ» затраты за отчетный период распределяются в процентном отношении между услугами по вышеуказанному договору и хозрасчетными договорами на проведение учебно-тренировочных сборов согласно фактической загрузке центра.
    9. Для восстановления и обновления основных фондов предприятия используются накопленные амортизационные отчисления, включенные в предыдущих налоговых периодах в статьи затрат по расходованию бюджетных средств на проведение учебно-тренировочных сборов.
    10. При проведении ежегодной инвентаризации предприятие руководствуется Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95г. N 45. Сроки проведения, объекты инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии утверждается отдельным приказом по предприятию.
    Случаи обязательного проведения инвентаризации определены статьей 12 Закона о бухгалтерском учете.
    11. Выдача денежных средств, в подотчет производится на срок 15 рабочих дней. Лица, имеющие право получать наличные деньги подотчет утверждаются приказом руководителя предприятия. Подотчетные лица обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства подотчет, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
    В отдельных случаях, в связи с производственной необходимостью, обусловленной отдаленностью ФГУП УТЦ «Новогорск» от сотрудничающих сторонних организаций, организаций- учредителей, а также осуществлением работниками разовых платежей, связанных с выполнением производственных заданий, местными командировками, по приказу директора выдача денежных средств из кассы предприятия производится по факту осуществления расходов, в соответствии с утвержденным авансовым отчетом.
    12. Хранение документов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с правилами организации государственного архивного дела на срок не менее пяти лет (п. 98 Положения по бухучету и отчетности).
    13.Документы,  входящие в состав учетной  политики: Рабочий план счетов бухгалтерского учета; Схемы документооборота;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.