На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роли и ролевые игры в теории управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  темы. В наше время бизнес активно развивается по всем направлениям, и каждой компании необходимо прилагать все возможные усилия, чтобы успевать за этим развитием. Обучение персонала — важный элемент стратегии компании, при этом нужно не просто заниматься развитием персонала, но делать это в контексте глобальных целей организации.
      Способность совершенствовать свои профессиональные качества является  на сегодняшний день одним из основных конкурентных преимуществ любого сотрудника и, соответственно, любой компании. Необходимо следить за тенденциями развития каждой конкретной отрасли и постоянно повышать потенциал собственных кадров с помощью тренингов и программ обучения. Поэтому многие компании включают в число своих приоритетов создание и использование системы обучения и развития персонала.
      Развитие  персонала в крупных  компаниях  все более становится ключевым элементом комплексных систем управления трудом. Внутрифирменное (корпоративное) развитие персонала представляет собой процесс постоянного формирования у работников новых знаний, способностей, ценностей и мотиваций, которые могут быть использованы для повышения эффективности реализации возможностей человека в достижении задач организации.
      Большое значение при подготовке специалистов - руководителей имеет подбор методов, направленных на решение задач, связанных  с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик человека, группы и организации. Одним из таких методов является тренинг.
      Поскольку использование внешних источников развития персонала требует большого количества ресурсов (особенно на подбор и адаптацию руководителей и ведущих специалистов), в корпоративном секторе в последние годы обострился вопрос о необходимости использования внутренних резервов развития персонала. Крупным компаниям необходимы работники, чьи профессиональные и личностные качества в полной мере соответствовали бы занимаемой должности и которые были бы воспитаны в данной организации, в определенной корпоративной культуре.
      Одним из способов развития персонала являются тренинги и ролевые игры.
      В процессе проведения управленческих тренингов, используя ролевые игры формируются две основные группы умений - управлять собой и взаимодействовать с коллективом.
      Основными задачами тренинга являются: развитие творческого потенциала личности студента, развитие профессиональной рефлексии, овладение различными способами саморегуляции.
      Цель  работы: рассмотреть ролевые игры как форму управленческого тренинга.
      Для достижения цели необходимо выполнить  следующие задачи:
      рассмотреть роли и ролевые игры в теории управления;
      рассмотреть место ролевой игры в управленческом тренинге.
 
 
      1. РОЛИ И РОЛЕВЫЕ  ИГРЫ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ  

      1.1 Моделирование и игра 

      Использование ролевой игры как образовательной и тренинговой технологии является частью более широкого набора техник, известных под общим названием «моделирование и игра». Это техники, цель которых снабдить учащегося упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование) либо структурированной системой соревновательной игры, которая включает в себя изучаемый материал (игра).
      В их использовании нет ничего нового. Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно обнаружить еще в III тысячелетии до н. э., в китайской игре «Вей-Хай», известной в настоящее время под японским названием «Го», а также в других, более поздних играх — таких как шахматы, которые представляют собой прообраз военных игр. В девятнадцатом веке военные игры приобрели весьма изощренную форму Kriegspiel («игра в войну» — нем. — Прим. перев.), в ней были сотни правил и тысячи фигур, и ее использовали при подготовке прусских военных [18, с. 23].
      В наши дни такие военные игры стали компьютерными, и в них играют повсеместно. Подобным образом в начале 1960-х возникли и деловые игры. Они получили широкое распространение как эффективный метод преподавания ряда дисциплин в школах менеджмента.
      К настоящему времени моделирование и игры распространились на школьное образование и работу с молодежью. Возникнув в Америке, а ныне все шире и шире используемые в Великобритании, они практикуются в преподавании географии, истории, химии, математики, общественных наук, религии, политики, а также при изучении стран Третьего Мира — практически везде. Их можно обнаружить в начальных школах и университетах, в молодежных клубах и профсоюзных аудиториях. Эти игры и моделирования проводятся в самых разнообразных формах. Они могут напоминать карточные игры вроде «Снапа» или «пьяницы», могут походить на «Бинго» или домино или разыгрываться на доске наподобие «Монополии» или «Змеек и Лесенок». В моделировании можно использовать картонные макеты, послания, переданные по телефону, письма или памятки; оперировать случайными событиями посредством игральных кубиков или компьютера или можно сделать так, что большая группа игроков изобразит жителей маленького городка и чиновников, с которыми они вступают в контакт.
      Многие виды моделирования включают в себя процесс принятия решений учащимися, вовлекают их в общение и переговоры друг с другом. Эти ученики привносят в изучаемую систему человеческий фактор, и от них требуется отреагировать на ситуацию способом, который будет определяться тем, как понимают они и другие участники свои позиции, мотивы и установки — иными словами, их видением своей роли внутри системы. Ролевая игра — это особенный вид моделирования, который фокусирует внимание на процесс межличностного взаимодействия людей. Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми при различных обстоятельствах.
      Отдельные новшества в образовании и тренинге — такие как кабельное телевидение, программированное обучение и, позднее, компьютеры — широко приветствовались как образовательной прессой, так и в средствах массовой информации вообще. Повышенное внимание и реклама сопутствовали нововведениям не только при их появлении, но и значительно дольше.
      Еженедельно звучат новые высказывания и комментарии, касающиеся развития этих и смежных с ними областей. Самой последней новинкой является CD-ROM [23, с. 121]. Однако аналогичная революция произошла и в применении моделирования и игр как образовательных технологий; особенно же быстро распространялись ролевые игры как гибкий, простой и дешевый прием обучения.
      Проникновение ролевых игр в различные сферы — школы, колледжи, производственное обучение, молодежные клубы, медицинское и социальное образование — большей частью освещалось скупо и получило скромную рекламу. Можно заподозрить, что сложность и дороговизна привлекают больше внимания, нежели простота. Какой бы ни была причина, недостаточное освещение и критика привели к двум негативным следствиям различного происхождения.
      В первом случае речь идет о многих преподавателях, уже готовых использовать в своей работе ролевые игры, но нуждающихся в гиде, который укажет им направление и поможет отличить кратчайшие пути от тупиков. Во втором случае существуют люди, которые уже идут по этой дороге, но хотели бы знать больше о возможностях использования ролевых игр в других контекстах, более эффективных и без тех проблем, что возникают, если проводить упражнения без четкого понимания их особенностей. 

      1.2 Ролевая игра и понятие роли 

      Идея ролевой игры, взятой в простейшей своей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Затем игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате они, или класс, или все вместе узнают нечто об этом человеке или ситуации.
      По сути говоря, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут апробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.
      Эта обманчиво простая концепция порождает большое количество альтернативных подходов. Начнем с того, что играющие могут проигрывать роли воображаемых людей, реальных лиц или самих себя. Они могут обнаружить, что играют совместно с одним или несколькими людьми, которые точно так же разыгрывают разнообразные роли — в том числе играя себя или даже играющего [18, с. 26].
      Ситуации могут быть простыми или сложными, знакомыми или незнакомыми. Их можно описать в деталях или предоставить фантазии играющего роль. Действие может разыгрываться в полном объеме и продолжаться дни напролет; оно может быть представлено отдельным фрагментом и длиться несколько минут. При этом обучение, на которое собственно направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным; оно может быть связано либо с участием в действии, либо с его наблюдением. Конечной целью обучения может быть развитие навыка или умения, или это может в большей степени носить характер сенсибилизации или смены установки. Следовательно, в конце ролевой игры может оказаться достаточным удостовериться, что занятие приведено к разумному завершению; с другой стороны, может оказаться, что учителю следует потратить время на разъяснение группе смысла происходившего, или же возникнет необходимость повторить игру, чтобы поупражняться в каком-либо модифицируемом поведении.
      Альтернативы по всем трем параметрам — роли, ситуации и характеру обучения — представлены на рисунке 1.
      Различия между их типами ведут к различиям в подходах к организации, проведению ролевых игр и дебрифингу; эти подходы получат в дальнейшем более подробное освещение. 
 
 

Игрок Воображаемое лицо
  Реальное лицо (а) вне учебной группы (б) внутри учебной группы
  Сам играющий
   
Ситуация Простая, один к одному / Сложная
  Знакомая / Новая
  Данная в деталях / Очерченная в общем
  Кратковременная / Продолжительная
   
Обучение Непосредственное (с участием) / Косвенное (путем наблюдения)
  Навык, техника
  Сенсибилизация
  Смена установки
 
      Рис. 1. Параметры ролевой игры 

      Но сначала нам нужно более пристально взглянуть на само понятие роли, на способ, которым она выступает в качестве каркаса для социальной интеракции, и то, как мы осваиваем самые различные роли с раннего детства.
      Этимологически слово «роль» восходит к слову, обозначавшему свиток пергамента (roll), на котором записывались актерские реплики. Таким образом, оно происходит непосредственно из театральной жизни, подразумевая роль актера в спектакле [23, с. 132]. Зрителям, когда они смотрят пьесу, нужно быстро разобраться в героях и злодеях; они хотят знать положение каждого персонажа — король ли это, фермер, мать, двоюродная бабушка или внук. Эти титулы, или роли, часто указываются в программке, которую можно просмотреть еще до начала пьесы. Распространение понятия роли на повседневное поведение людей проистекает из той же их потребности суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека.
      На протяжении всей нашей сознательной жизни мы подвергаемся бомбардировке столькими ощущениями, что их оказывается гораздо больше, чем мы способны переварить. В человеческом мозгу существует механизм для кодировки и группирования этой информации, благодаря которому мы, например, можем проводить сравнения и принимать решения. Этот процесс называется восприятием. Мы привязываем к этим упрощенным информационным массам символы и имена так, что, например, увидев розовый контур определенного размера, плавно движущийся в потоке воздуха, мы воспримем его как розу.
      Понятие роли позволяет кратчайшим путем идентифицировать и обозначить некий набор из внешних признаков и поведенческих актов, исходя из посылки, что эти внешние признаки и поведенческие акты являются характеристикой определенной личности и предсказуемы в данной ситуации.
      В повседневной жизни роли могут быть приписаны людям самыми разными способами. Они могут, например, отражать социальное положение человека — учитель, муж, кладовщик, уборщик, священник, ребенок, малолетний преступник. Часто эти роли подразумевают реципрокные взаимоотношения: муж и жена, мать и дитя, врач и больной, преступник и офицер полиции. В этом случае роль становится способом выражения групповых норм и социальных требований и тем самым она оказывает давление на отдельного индивида или группу. Это и характеризует социальное поведение человека.
      Иногда роль определяется условиями, в которых находятся люди. Например, в церкви, концертном зале, на футбольном матче, базе отдыха, в школе или офисе, люди осознают себя членами прихода, зрителями, футбольными болельщиками, отдыхающими, учениками или канцелярскими работниками. Ролевое поведение индивида изменяется в соответствии с окружающей обстановкой, и в собрании прихожан оно оказывается иным, нежели в толпе футбольных болельщиков.
      Кроме того, роль может быть определена в понятиях функции или цели. В больничных условиях люди могут выполнять функции врача, администратора, пациента, посетителя или капеллана.
      Когда люди берут на себя определенную роль, они начинают вести себя в соответствии с ее требованиями. Врач задает вопросы и проводит обследование, дает советы, выписывает лекарства, оказывает неотложную помощь; офицер полиции производит аресты, дает советы, регулирует движение, носит форму. Это поведение часто является результатом интернализации внешних экспектаций — иначе говоря, человек ведет себя в данной конкретной роли так, как ожидают от него другие люди. Это главная стратегия для понимания и предугадывания чужого поведения, и если кто-то выходит «за рамки» собственной роли, когда, к примеру, менеджер кричит, а священник употребляет бранные слова, то наши ожидания оказываются обманутыми. Более того — одной из самых частых причин межличностного конфликта оказывается неправильное толкование поведения друг друга. Поэтому важно, чтобы люди распознавали рамки, пределы такого поведения и проверяли их соответствие роли, которую, как предполагается, принял на себя индивид.
      Процесс принятия роли является естественным и непрерывным для любого, кто социализирован в пределах своего социума [1, с. 95]. Это серьезное дело; большая часть нашей социальной жизни наполнена подобного рода деятельностью, и неумение адаптироваться к надлежащей роли в надлежащий час может привести к срыву коммуникации.
      Беседа, например, зависит от обоюдного предвосхищения чувств, ожиданий, мыслей и вероятной реакции на поведение друг друга. Это делает людей способными направлять и контролировать разговор; в противном случае собеседники будут говорить друг с другом, как малые дети. Способности прогнозировать реакцию другого человека отчасти помогает понимание ролей, которые в настоящий момент играют собеседники.
      Безусловно, роли отдельного человека меняются на протяжении всего его жизненного цикла, а фактически и в течение дня. Жена желает мужу доброго утра; дети завтракают со своим отцом; почтальон приносит письмо адресату; офицер полиции направляет водителя; владелец магазина приветствует покупателя; комиссионер приветствует менеджера, а секретарша здоровается с боссом. Муж, отец, адресат, водитель, покупатель, менеджер и босс являются одним человеком, который вечером может стать первой скрипкой, чьим-то товарищем, учащимся колледжа или еще тысячью и одной персоной. Таким же образом в течение дня женщина может быть женой, дочерью, водителем, судьей, игроком в гольф и телезрителем. В любой момент их поведение будет показывать окружающим, какую они играют роль, а сами они, в свою очередь, будут приспосабливать свое поведение к предполагаемым ролевым ожиданиям окружающих.
      Но из того, что в жизни роли определяются в основном культурной средой субъекта и его положением в ней, еще не следует, что его ролевое поведение всегда правдиво свидетельствует о его характере и чувствах.
      Для человека является обычнейшим делом лицемерить и прикидываться кем-то. Директор школы может напустить на себя грозный вид, хотя в душе ему будет очень смешно от последней проделки ученика. Поэтому ролевая игра может означать как истинную склонность к определенному поведению, так и умышленное следование правилам с целью произвести определенное впечатление. В этом смысле играющий роль может время от времени надевать на себя маску президента, судьи, хозяина лавки или врача.
      Идея ролевой игры и проистекает из этого повседневного занятия. Во время разыгрывания ролей человек практикует поведенческие модели, которые, как считается, соответствуют определенной роли. Это естественный компонент детского поведения, который наверняка знаком каждому по играм своего детства.
      По определению Ладусса, идея «роли» связана с участием в конкретной ситуации, а идея «игры» связана с безопасной средой и творческим вдохновением [18, с. 31].
      Существует досадное смешение понятий разыгрывания ролей и их исполнения. Существенным различием является то, что исполнение оживляет идеи драматурга (или чьи-то собственные идеи), с целью воздействовать на зрителей и развлечь их, тогда как разыгрывание роли является переживанием проблемы в необычных, напряженных условиях с целью развития собственных мыслей и самоосознания.
      Актеры тренируют голос и тело так, что те, как у спортсменов и певцов, оказываются под их полным контролем. Затем они прибегают к своим талантам как инструментам для раскрытия передаваемого сообщения или эмоции. Что бы актеры ни делали, они прежде всего думают о том, какой эффект это окажет на аудиторию. Заставит ли это зрителей плакать или смеяться? Удастся ли их обмануть и внушить, что убийца — дворецкий? Полюбят ли они этого персонажа или возненавидят? Изучая сценарий, актер должен учитывать взаимодействие персонажей, их прошлое и мотивацию. Но заучивание роли и репетиции имеют всегда одну конечную цель: расшевелить зрителей, воздействовать на них, заинтриговать и сбить их с толку.
      У играющего роль задача совсем другая. Игроков не заботит аудитория, они интересуются только собой и другими игроками. Их цель — почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-либо, очутившись в данной конкретной ситуации. Они озабочены исключительно воздействием своего поведения на других игроков, а не на зрителей, и в своей роли делают все, чтобы убедить и уверить их в важности своих мыслей и решений. Поскольку они снабжают товарищей по игре достаточной информацией о своих взглядах и желаниях, им не приходится убеждать тех, будто они волшебным образом превратились в кого-то другого. Поэтому, в силу практических нужд, «притворства» в ролевой игре оказывается не больше, чем в ежедневных действиях, которые от случая к случаю совершает большинство людей.
      Идея разыгрывания ролей очень проста: дать ученикам возможность поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли. Ситуация определяется разработанным сценарием и описанием ролей. В сценарии дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий и указываются ограничительные моменты. Описания ролей дает характеристику людей, включенных в ситуацию.
      Ролевая игра может длиться от нескольких минут до получаса и даже дольше. В конце устраивается дебрифинг, во время которого зрители могут прокомментировать поведение персонажей и уроки, которые следует из него извлечь [17, с. 23]. В этом дебрифинге всегда будут активно участвовать и сами игроки.
      Ролевая игра оказалась весьма могущественной техникой. Она является хорошим мотиватором и позволяет учащимся помещать себя в такие ситуации, в которых им прежде никогда не приходилось бывать; в частности, она дает возможность побывать и примерить на себя чью-либо «шкуру».
      В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому естественно, что мы, когда хотим преподавать предмет, касающийся межличностного поведения, должны обращаться к ролевой игре как к действенному педагогическому приему. Ее можно использовать на разных уровнях: обучать с ее помощью простым коммуникативным навыкам, чтобы показать, как люди общаются между собой и каким образом происходит стереотипизация окружающих людей, а также исследовать с ее помощью глубинные личностные блоки и эмоции.
      При использовании такой мощной техники важно, чтобы учителя и специалисты по тренингу подходили к ней системно и помнили о разных способах ее применения. Ее, как и любой другой инструмент, можно использовать хорошо или плохо.
      Важно правильно выбрать ролевую игру, чтобы ее тип соответствовал конкретным условиям или задачам тренинга. Некоторые виды ролевых игр лучше подходят для тренинга умений, другие — для повышения восприимчивости отдельных индивидов и целых групп, а некоторые — для повышения способности учащихся исследовать свои установки и эмоции. Ясно, что использование в конкретной группе неправильной техники может быть бесполезным и даже опасным делом; в особенности следует избегать вторжений в отдельные сферы специального применения.
      Прежде чем использовать ролевую игру как технику, способствующую обучению, мы должны уяснить себе, что не касаемся ни ее терапевтических аспектов, как это делают психотерапевты, ни подготовленной или импровизированной драмы, ни отдельных случаев решения проблем.
      Мы рассматриваем простое применение ролевой игры в качестве средства, с помощью которого ученик сможет экспериментировать с интеракциями так, как это происходит в реальном мире.
      Выделяют  различные типы ролевых игр. С  одной стороны, они могут классифицироваться по функциям - иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т. д. С другой  стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей).
      Иногда  наряду с ролевыми играми выделяют так называемые «операциональные игры» [18, с. 34]. Отличие операциональной игры в том, что она воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (как, например, в деловых играх). Ролевая же игра включает элементы имитации действительности и драматизации. На наш взгляд, данная классификация очень продуктивна, так как ключевым моментом этого метода является факт принятия ролей, а не степень реальности сюжетов или драматизации. Логичнее выделить в качестве дополнительного тренингового метода сенсомоторную игру, основной целью которой является получение нового сенсорного опыта.
      Разработка  сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента  занимающихся, места игры в общей  структуре тренинга. Как правило, данный этап выполняется ведущим  на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации. Некоторые ведущие, особенно имеющие подготовку в области психодрамы, способны воспроизвести в ролевой игре практически любую рассказанную участниками проблемную ситуацию межличностного взаимодействия.
      Описание  ролей, задействованных в игре. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно  подготовить для игроков инструктивные  карточки. Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства - это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».
      Ввод  в ситуацию ролевой игры. Прямой ввод в ситуацию, когда участники  получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у подростков сопротивление [18, с. 32]. Зачастую целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения.
      Выбор участников, распределение ролей. Роли могут распределяться добровольно  или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего или  же роли распределяются ведущим.
      Поскольку прямое назначение на роль может вызвать  протест, ведущие тогда идут на небольшие  хитрости, чтобы оформить свой выбор  как волю случая, Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень  большое число (как правило, в  пределах 20 - 30), ведущий отсчитывает это число от любого «случайного» участника и указывает на очередного «добровольца». Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник.
      Инструктирование. Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.
      Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками  предполагаемый смысл игры преждевременно - более целесообразно сделать  это при подведении итогов.
      Собственно  осуществление ролевой игры. Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг или же разыгрываться параллельно - сразу в нескольких микрогруппах. Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций:
      - контроль за соблюдением правил и временных рамок игры;
      - разъяснение неправильно понятых указаний;
      - наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры;
      - при необходимости - дальнейший инструктаж;
      - участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения (следует использовать с осторожностью, так как это может привести к снижению активности участников и невозможности для ведущего эффективно выполнять другие функции).
      Обсуждение  игры (иногда этот этап называется «дебрифинг» или «Рефлексия»). На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы:
      1. установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре);
      2. анализ причин поведения;
      3. планирование действий (выяснение  того, как полученный в игре  опыт может быть воплощен в  жизнь).
      В принципе, в основу ролевой игры может быть положена почти любая  ситуация межличностного взаимодействия, которая принципиально воспроизводима с учетом пространственно-временных ограничений тренингового занятия. Если в ролевой игре воспроизводятся эмоционально значимые проблемные ситуации, заявленные самими участниками, подобная работа приближается к психодраме и обладает значительным психотерапевтическим эффектом. Однако для ее успешного проведения часто требуются специальные навыки, выходящие за рамки владения техниками СПТ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.