На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы проведения финансового контроля, их совершенствование в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

    Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 

                                       
    КУРСОВАЯ   РАБОТА
    на  тему: Формы и методы проведения финансового контроля, их     совершенствование в рыночной экономике. 
 
 

    Студент
    ФФБД, 5 курс, РФФ-2                                                               Т.Л. Дорофей 
 
 

    Руководитель                                                                             С.С. Лемеш 

      
 

    МИНСК 2010  
 
 

    РЕФЕРАТ 

        Курсовая  работа: 30 с., 1 табл.,  24 источников, 2 прил. 

ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  

    Объектом  исследования является финансовый контроль как одна из форм управления финансами.
    Предмет исследования - организация финансового контроля в республике на современном этапе.
    Цель  работы - изучение теоретических основ  финансового контроля в финансовом и правовом аспектах; изучение форм и методов финансового контроля; определение направлений совершенствования финансового контроля в современных условиях.
      В процессе работы были рассмотрены экономическая  сущность финансового контроля, его классификация,  проанализированы формы и методы проведения финансового контроля.
      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.                                  
 
 

                                                                      __________________________
                                                                              (подпись студента)
 


СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение…………………………………………………………………..…….…4
1.Содержание  и необходимость финансового  контроля.………………………5
2.Виды, формы и методы проведения  финансового контроля..……………...13
3.Совершенствование финансового контроля в рыночной экономике..……..21
Заключение……………………………………….………………………..…….26
Список использованных источников…...…………………….……...…...……27
Приложения……………………………………….………………………….….29
 


ВВЕДЕНИЕ
    Финансовый  контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается  в постоянной проверке выполнения хозяйственных  и финансовых операций с точки  зрения их законности, экономической  целесообразности, и достижения положительных  конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно  с другими отделами, которые участвуют  в выполнении финансовых заданий, ведут  учет их выполнения и результативности.
    Наличие финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам, как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.
    Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и  эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
    Целью работы является изучение теоретических основ финансового контроля в финансовом и правовом аспектах; изучение форм и методов финансового контроля; определение направлений совершенствования финансового контроля в современных условиях.
    Предмет исследования - организация финансового контроля в республике на современном этапе.
    Объектом  исследования является финансовый контроль как одна из форм управления финансами.  

 


    1.СОДЕРЖАНИЕ  И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ
     Контроль  представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных  явлений. Система – это совокупность каких–либо элементов, объединенных по определенным принципам или взаимосвязям и составляющим единое целое.
     Система контроля включает следующие элементы: объект, субъект, предмет, метод, приемы и способы, техника и технология, принципы, процесс контроля, сбор и  обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты  на его осуществление, субъект, принимающий  решение по результатам контроля, принятие решения по результатам  контроля. [13, c. 7]
     Контроль  – проверка чего-либо. В дословном  переводе с французского означает «список, ведущийся в двух экземплярах; пересмотр, проверка чего-либо».
     Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
     Контроль  – неотъемлемая часть системы  регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую  информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно  оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с  этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
     Финансовая  система общества в целом и  отдельные ее звенья – типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы – от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
     Понятие «финансовый контроль», возможно, впервые  было упомянуто в «Трактате о  счетах и записях» (1494 г.) Луки Пачоли (1445 – 1517 гг.). Но в жизни финансовый контроль применялся значительно раньше, поскольку объективная необходимость  в нем возникла одновременно с  зарождением финансов, т.е. практически  с возникновением разделения труда, товарообмена и денежных отношений.
     Долгое  время под финансовым контролем  понимали деятельность, связанную с  проверкой учетных записей и  наблюдением за полнотой поступления  государственных доходов. Однако постепенно это понятие стало трактоваться более широко.
     Современное толкование понятия «финансовый  контроль» отличают многоплановость  его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль – это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений  финансовой дисциплины. Это, прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них – и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.
     Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
    Роль  финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной  из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового  контроля обусловлена сложностью самой  категории финансов. Так же как  финансы являются основой любой  сферы общественной деятельности и  в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется  весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
      Можно сказать что, финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных формы и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.
    Принцип финансового контроля – это общепризнанное правило действия в ходе проверки. Основные принципы контроля рассмотрены  в таблице 1. 
 

Принцип Описание принципа
Научность Предполагает  использование в ходе финансового  контроля достижений науки и передового опыта в этой области
Экономичность Накладывает ограничение  на соотношение затрат и выгод  от определенной информации, полученной в ходе проведения финансового контроля
Нейтральность Предусматривает непредвзятое выполнение проверяющими их должностных обязанностей по отношению  к проверяемому. Информация, полученная в ходе финансового контроля , не содержит пристрастных оценок, т.е.беспристрастна по отношению к разным группам  пользователей и не нацелена на получение  заранее заданного результата
Действенность Предполагает  воздействие на эффективность процессов  организации, использование результатов  финансового контроля для устранения негативных явлений, предупреждения нарушений, оптимизации управленческих решений
Непрерывность Непрерывность расширенного воспроизводства предполагает систематическое выполнение контрольных  функций
Плановость Финансовый  контроль осуществляется в соответствии с составленными планами контрольно-ревизионной  работы
    Таблица 1 Основные принципы контроля (Собственная разработка автора )[13, с. 9] 

     Финансам, как экономической категории  внутренне присуща контрольная  функция, которая на практике реализуется  в виде финансового контроля. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовые отношения тесно связаны с производственными, что позволяет финансовому контролю отслеживать происходящие экономические процессы, пропорции распределения денежных ресурсов, полноту и своевременность их поступления в распоряжение хозяйствующих субъектов, экономность и эффективность использования.
     Контрольная функция финансов в единстве с  другой функцией – распределительной  позволяет путем отслеживания движения финансовых ресурсов контролировать процессы распределения стоимости произведенного общественного продукта и соответственно управлять этими процессами.
     Сигналы контрольной функции финансов имеют  форму количественных параметров соответствующих  финансовых показателей. Поэтому исключительно  важны достоверность финансовой информации, ее соответствие реальному  положению дел в каждом звене  финансовой системы. Обеспечение достоверности  информации – основная обязанность  финансового контроля.
       Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
     Таким образом, с точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации.
     Поскольку финансовые отношения тесно связаны  с производственными, информация финансового  контроля позволяет руководству, как  отдельных хозяйствующих субъектов, так и крупных хозяйствующих  структур и государства в целом  осуществлять эффективное финансово-хозяйственное  управление.
     Все это дает возможность рассматривать  финансовый контроль как обязательный и важнейший элемент эффективной  системы финансово-хозяйственного управления, обеспечивающий функционирование управляемой системы в точном соответствии с установленными нормами  и правилами.
    Вообще, в финансовой науке существует масса  мнений по поводу сущности и сферы  действия финансового контроля, однако здесь доминируют следующие положения:
     1) финансовый контроль осуществляется  в сфере отношений, складывающихся  при образовании, распределении  и использовании денежных средств  государства и органов местного  самоуправления;
     2) финансовый контроль реализуется  посредством деятельности государственных  или иных органов, наделенных  законом соответствующими контрольными  полномочиями;
     3) финансовый контроль осуществляется  в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного,  эффективного и экономного использования  бюджетных, заемных и собственных  средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [9, с. 16].
    Автор В.Н. Лемеш утверждает, что сущность финансового контроля состоит в  установлении законности, экономической  эффективности и целесообразности совершенных организацией хозяйственных  операций.
    Финансовый  контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной  деятельности. В свою очередь результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, оперативном управлении.
     Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил. В тех случаях, когда проверяется эффективность хозяйствования, в документах отмечаются выявленные факты неэффективного или неэкономного хозяйствования и даются рекомендации по устранению обнаруженных недостатков. Субъектами управления, принимающими решения по результатам контроля, являются, как правило, руководители проверяемого объекта или вышестоящей организации, органы исполнительной, представительной или судебной власти, а иногда и сами контрольные органы.
     Принятие  решения по результатам контроля осуществляется субъектами управления и имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных нарушений и недостатков, а также проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля, основными факторами, определяющими его эффективность. Поэтому часто контрольные органы осуществляют надзор за устранением выявленных ими нарушений и недостатков.
     Финансовый  контроль, таким образом, выступает  как эффективный механизм обратной связи от постановки цели и задач  финансовой политики до получения практических результатов развития экономики.
     Основное  содержание финансового контроля в  отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:
     А) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и  гражданами;
     Б) проверке правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями  находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или  собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.);
     В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
    Г) выявлении внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
    Д) устранении и предупреждении нарушений  финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке  применяются меры воздействия к  организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.
    Основное  назначение финансового контроля состоит  в том, чтобы обеспечить эффективность  процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в  руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Финансовый контроль распространяется на все субъекты финансово-правовых отношений и выполняет следующие задачи:
      проверка  выполнения финансовых обязательств перед  государством, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
      контроль  за исполнением бюджета;
      выявление резервов роста бюджетных доходов  и экономии средств;
      проверка соблюдения установленных правил совершения финансовых операций (расчётов), хранения наличных денежных средств, товарно-материальных ценностей, а также использования предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов (собственных, бюджетных, заёмных);
      выявление и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Принятие соответствующих мер воздействия к юридическим лицам, должностным лицам и гражданам;
      определение путей повышения эффективности  финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов.
    Финансовый  контроль объективно необходим в  любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения. Его роль велика и в  обществе, в котором преобладает  государственная собственность, управляемая  административно-командными методами, но в условиях становления рыночных отношений она многократно возрастает. Это обусловлено рядом причин.
    Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины (финансовая дисциплина – неукоснительное соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства субъектов хозяйствования). Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.Требования финансовой дисциплины касаются не только предприятий, учреждений, организаций, граждан, но и органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
    Существуют  различия финансового контроля на: макро и микро уровне. Финансовый контроль на макро уровне – контроль за организацией и функционированием  финансов в масштабах всего государства. Его основными задачами являются: обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств; контроль за соответствием действий форм и методов финансовых отношений; выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, оптимального удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.
    На  макро уровне объектом контроля выступают  государственные финансы. Предметом  контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об исполнении в  территориальном и отраслевом разрезах.
    Субъектами  контроля на этом уровне выступают  законодательные органы власти и  государственные органы управления.
    Контроль  в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного надзора, финансового контроля.
    Финансовый  контроль на микро уровне – это  контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, объединений  всех форм собственности. Задачи финансового  контроля на микро уровне следующие: обеспечение соблюдения предприятиями  действующего законодательства в области  финансов; обеспечение своевременности  полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов; содействие рациональному расходованию всех финансовых ресурсов; правильному  ведению бухгалтерского учета, составления  отчетности и др.
    Объектом  контроля на данном уровне выступает  финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля являются финансовые показатели: прибыль, доходы, налоги, отчисления, себестоимость и др. Данный финансовый контроль осуществляется экономическими службами, отдельными специалистами предприятия или независимыми аудиторскими организациями.
 


    2 ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
 
    Организация финансового контроля в разных отраслях имеет свои особенности, обусловленные  финансово-экономическим развитием  страны, историческими и законодательными особенностями.
    Вместе  с тем для всех стран с рыночной экономикой система финансового  контроля нацелена на защиту интересов  общества в целом и интересов  экономически активных групп граждан, те же цели преследует и финансовый контроль Республики Беларусь.
     Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.[7, с. 48] Детальную классификацию финансового контроля можно рассмотреть в Приложении1.
     Государственный контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности и осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный комитет финансовых расследований, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.
     В процессе государственного финансового  контроля изучаются и контролируются следующие вопросы:
    Соблюдение действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;
    Предоставление и законность использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;
    Соблюдение финансовой дисциплины;
    Правильность ведения бухгалтерского учета;
    Сохранность материальных и денежных ресурсов;
    Экономное использование государственных средств;
    Недопущение фактов бесхозяйственности, приписок и финансовых злоупотреблений;
    Полнота поступления бюджетных ресурсов из различных источников;
    Целевое и экономное расходование бюджетных ресурсов.
     Ведомственный финансовый контроль подразделяется на: внутриведомственный и внутрихозяйственный.
     Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют сами министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.