На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сегментация туристского рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА 
 

Факультет:  «Менеджмента и экономики туристского бизнеса»
Отделение:  Заочное
Специальность:  менеджмент организации
Специализация:  менеджмент туризма 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Маркетинг» 
 

НА  ТЕМУ: «Сегментация туристского рынка » 
 
 

Студента (тки):    курса      группы
                                                             ФИО :   ------------------------------ 

Руководитель:              --------------------- 
 

г. Химки, мкр. Сходня
2010г.
Содержание: 

Введение 3
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАЦИИ  РЫНКА 3
1.1. Критерии сегментации  рынка 3
1.2. Общий подход и требования для эффективности 3
сегментации рынка 3
1.3. Признаки сегментации  и основные сегменты  туристского рынка 3
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
2.1. Сегментация туристского  рынка(формализованный  метод). 3
Заключение 3
Список  используемой литературы и источников: 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     В настоящее время рынок туризма  насыщен и перенасыщен различными услугами и товарами, поэтому главным  лицом, т.е. важнейшим элементом рынка, является покупатель. Производители, агенты борются между собой за покупателя. Покупатель же активно использует свою позицию на рынке для совершения акта купли с учетом собственных  потребностей и финансовых возможностей. В этих условиях структура туристского  рынка определяется структурой платежеспособного  спроса и разнообразием потребностей туристов. Разные требования туристов к стоимости, к потребительским показателям качества, к уровню качества туристского продукта делят единое пространство туристского рынка на отдельные части, которые называют сегментами рынка.
     Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей на группы. Существуют различные  принципы, методы и критерии сегментирования  рынка. Каждый товар индивидуален и  каждый потребитель индивидуален, поэтому  нет одного определенного принципа или метода. Каждой фирме стоит  самой выбирать стратегию сегментирования.
С начала 1960-х гг. сегментирование рассматривалось  как ключевая концепция маркетинга. До недавнего времени концепция  сегментирования не менялась. Также  и фундаментальные подходы к  исследованиям по сегментированию  рынка изменились незначительно.
     Теперь  последние достижения в информационных технологиях и курс на глобализацию способствуют многочисленным изменениям процесса сегментирования. Революция  в информационных технологиях делает возможным создание баз данных на полную генеральную совокупность и  дает огромные преимущества в использовании  рыночных баз данных и совершенствовании  каналов распределения. Это в  значительной степени облегчило  развитие гибкого производства с  индивидуальной адаптацией товаров  массового потребления. Такая тенденция  приводит к маркетингу, ориентированному на отдельную личность, или сегментированию  рынка до отдельных индивидов. Глобализация бизнеса расширила масштабы операций между десятками стран и требует  нового подхода к местным, региональным и глобальным сегментам.
     Все эти изменения требуют не только оценки того, что мы знаем о сегментировании, что работает и что не работает, но и рассмотрения сегментирования  как части абсолютно новой модели маркетинга и менеджмента.
     Целью данного курсового  проекта является: исследование сегментации туристского рынка. В соответствии с поставленной целью, задачами курсового проекта  является следующее:
      Рассмотреть теоретические основы сегментации туристского рынка ( критерии, признаки и требования сегментации);
      Выполнить практическую часть курсового проекта.
     При работе над курсовым проектом были использованы следующие материалы: справочная информация, сведения из интернет, учебные пособия.
 
      

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА

1.1. Критерии сегментации рынка

     Углубленное исследование рынка предполагает необходимость  его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп  потребителей и потребительских  свойств товара, что в широком  смысле определяет понятие рыночной сегментации.
     Рыночная  сегментация представляет собой, с  одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая  деятельность предприятия. С другой стороны – это управленческий подход к процессу принятия   предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов  маркетинга. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения  запросов потребителей в различных  товарах, а также рационализации затрат предприятия на разработку программы  производства, выпуск и реализацию товара.
     Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками они составляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается  разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те, или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).
     Несмотря  на возможность осуществления сегментации  рынка по различным объектам, основное внимание в маркетинге уделяется  поиску однородных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и  одинаково реагирующих на маркетинговые  предложения.
     Необходимым условием сегментации является неоднородность ожидания покупателей и покупательских состояний. Достаточными для успешной реализации принципов сегментации  являются следующие условия:
    способность предприятия (организации) осуществлять дифференциацию структуры маркетинга (цен, способов стимулирования сбыта, места продажи, продукции);
    выбранный сегмент должен быть достаточно устойчивым, емким и иметь перспективы роста;
    предприятие должно располагать данными, о выбранном сегменте, измерить его характеристики и требования;
    выбранный сегмент должен быть доступным для предприятия, т.е. иметь соответствующие каналы сбыта, и распределения продукции, систему доставки изделий потребителям;
    предприятие должно иметь контакт с сегментом (например, через каналы личной и массовой  коммуникации);
    оценить защищенность выбранного сегмента от конкуренции, определить сильные и слабые стороны конкурентов и собственные преимущества в конкурентной борьбе.
     Только  получив ответы на перечисленные  вопросы и оценив потенциал предприятия, можно принимать решение о  сегментации рынка и выборе данного  сегмента для конкретного предприятия.

1.2. Общий подход и требования для эффективности

сегментации рынка

 
     Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
     Многие  производители не видят смысла в  приспособлении своих товаров для удовлетворения нужд каждого конкретного покупателя. Вместо, этого продавец выявляет широкие разряды покупателей, отличающихся друг от друга своими требованиями к товару и/или своими ответными маркетинговыми реакциями. Например, продавец может обнаружить, что потребности меняются в зависимости от уровня доходов покупателей. Покупатели, относящиеся к одному и тому же классу по уровню доходов, отделены от остальных линией. При сегментировании по уровню доходов получается три сегмента, причем сегмент покупателей класса 1 оказывается самым многочисленным.
     С другой стороны, продавец может усмотреть  значительные различия между молодыми покупателями и покупателями более старшего возраста. Сегментирование по признаку возраста дает два сегмента по три покупателя в каждом.
     И наконец, на отношении покупателя к  товару может в значительной мере сказаться как уровень доходов, так и возраст одновременно. В этом случае рынок можно разделить на пять сегментов. При сегментировании рынка на основе большего числа параметров точность каждого отдельного сегмента повышается. При этом число их растет, а количество покупателей в каждом уменьшается.
     Без сомнения, существует много способов сегментации рынка, - но не все из них эффективны. Например, потребители  столовой соли могут быть разделены  на брюнетов и блондинов. Но цвет волос  никак не влияет на объем спроса на соль. Следовательно, если потребители  приобретают соль каждый месяц, по одинаковой цене и, предположительно, одинакового  качества, сегментация этого рынка  не принесет ощутимой выгоды.
     Чтобы быть полезными, рыночные сегменты должны удовлетворять следующим характеристикам:
    Измеряемость - степень, с которой размер и покупательная способность рынка может быть измерена. Например, практически невозможно определить количество левшей, ни в каких статистических сборниках это не  указано. Обычные информационные базы компаний не содержат подобных указателей также.
    Доступность - степень, с которой рынка можно достичь и обеспечить необходимым количеством продуктов.
    Реальность - степень прибыльности и размера сегмента. Фирма должна ориентировать свою маркетинговую стратегию на самую большую гомогенную группу потребителей, - например, производитель никогда не будет делать автомобиль для людей, чей рост ниже 1,20 м.  - только на заказ.
    Действенность -  степень, с которой эффективная маркетинговая программа может быть использована для привлечения потребителей. Например, маленький самолет может удовлетворять 7 рыночных сегментов, но у директора компании не хватает способностей и возможностей добиться успеха на всех рыночных секторах.

1.3. Признаки сегментации  и основные сегменты  туристского рынка

     Признак — это способ выделения данного  сегмента на рынке. В туризме основными признаками сегментации являются:
    географические;
    социально-демографические;
    психолого-поведеньческий. 

     При сегментации рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать  группы потребителей с одинаковыми  или схожими предпочтениями, определяющимися  проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая  страна или группа стран, имеющих  какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность.
     Социально-демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи.
     Так же эти признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.
     Психолого-поведеньческий сегментация объединяет целый комплекс характеристик потребителей. Он в целом выражается понятием "образ жизни". Последний представляет собой модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.
     Рассмотренные признаки создают основу только лишь для первичной сегментации. Задача маркетинга состоит в том, чтобы  подобрать для конкретного предприятия  их комбинацию, позволяющую максимально  точно установить, какой сегмент  рынка в наибольшей степени отвечает целям и возможностям фирмы. При  этом целесообразно использовать сочетание  различных признаков, образуя комбинированные  параметры сегментов туристского  рынка.
     В туризме существует тенденция выделения  относительно однородных сегментов  по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают  три сегмента, которым должно соответствовать  и разное предложение туристского продукта:
      молодежный туризм
      туризм среднего возраста
      туризм третьего возраста
     Молодежный  туризм (до 30 лет) — это более дешевые  путешествия с использованием менее  комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи  по интересам, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая  туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличия свободного времени (например, каникулы).
     Для второго сегмента — туризм среднего возраста (30-50 лет) — характерно преобладание детских бассейнов и др. Это  особенно важно при создании туристских комплексов в курортной местности.
     Туристы среднего возраста предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами  в соответствии с их профессиональными  интересами.
     При разработке туристских услуг для  этого сегмента необходимо исходить из того, что лица среднего возраста и есть экономически активное население. Их желание совершить туристское путешествие вызвано потребностью в отдыхе, связанном со сменой обстановки.
     Концентрация  периода отпусков и школьных каникул  является основной причиной ярко выраженной сезонности туризма данного сегмента потребителей.
     Вместе  с тем необходимо учитывать, что  общей тенденцией во многих странах  является деление отпуска на две  части, что позволяет в течение  года совершить два путешествия  — одно зимой и одно летом. Кроме  того, туристские путешествия могут  совершаться не только в период отпусков и каникул, но и во время праздников, которые в сочетании с выходными  днями составляют "блок свободного времени", необходимый для туристского  путешествия. Число таких коротких поездок (например, по принципу "из зимы — в лето") с каждым годом  возрастает.
     Для участников такого рода "блиц-поездок" дальность поездки не является препятствием. Главная цель путешествия — резкая смена обстановки, впечатлений, стремление увидеть как можно больше. Разработка программы пребывания таких групп  строится под девизом "открытие другого  мира за 2-4 дня". Она должна быть крайне напряженной, дающей возможность туристам получить максимальный объем информации. В программу должны быть включены также либо в счет тура, либо за дополнительную плату вечерние мероприятия развлекательного характера. Такая напряженная программа  создаст у туристов ощущение, что  они отсутствовали не 2-4 дня, а  целый месяц, так много они  увидели и узнали.
     Туризм  третьего возраста (старше 50 лет) требует  не только комфорта, но и персонального  внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения  квалифицированной медицинской  помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных  в тихих местах.
     Особенностью  туризма третьего возраста, делающей его крайне привлекательным для  специалистов, является отсутствие ярко выраженной сезонности. Напротив, при  поездках на отдых эти туристы  стараются избегать периода пика туристского сезона (июль, август), поскольку  он совпадает с самым жарким периодом года. Они предпочитают "бархатный  сезон" с мягким климатом. К тому же при выборе времени туристской поездки туристы "третьего возраста" не ограничены рамками отпускного периода.
     Сегментация рынка туризма осуществляется и  по уровню доходов потребителей туристских услуг. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все  большего вовлечения в туризм лиц  со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как  потребность в отдыхе, связанном  со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С  другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять  лица с высоким уровнем доходов.
     Предложение туристского продукта для этих двух сегментов туристского рынка  должно быть различным. Если первых интересуют групповые поездки, позволяющие  получить максимальную скидку, то вторые предпочитают индивидуальные путешествия.
     Эксперты  ВТО на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
     К первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем доходов. Основной целью  их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем  цен. Для этого сегмента туристского  рынка не характерно стремление к  резкой смене впечатлений. Их, напротив, привлекает обстановка, не требующая  смены привычек. Это касается как  размещения (оно должно обеспечивать все удобства, к которым туристы  привыкли в домашних условиях), так  и питания, которое должно быть ориентировано  на интернациональную кухню. Эта  категория туристов не имеет больших  средств, чувствительна к ценам  на услуги и в то же время крайне требовательна к их качеству. Основной принцип — за свои деньги получить все сполна.
     Останавливаясь  в гостиницах невысоких разрядов, они в то же время проявляют  очень большой интерес к разного  рода развлечениям, ночным клубам, барам, дискотекам.
     Несмотря  на то, что познавательная цель не является основным мотивом их путешествия, они  все-таки могут проявлять интерес  к различным экскурсиям, которые  могли бы сделать их путешествие  более престижным при рассказе о  нем друзьям, родственникам и  знакомым.
     Сувениры  для этих туристов служат вещественным подтверждением совершенной поездки, поэтому каждый турист непременно увозит с собой недорогой сувенир.
     В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия на близкие расстояния, в основном до ближайшего моря.
     Ко  второму сегменту туристского рынка  относятся лица с уровнем доходов  выше среднего.
     Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью путешествий для  них является отдых в сочетании  с познавательным интересом, при  этом в выборе места отдыха второй мотив превалирует.
     Как уже отмечалось, первым мотивом их путешествия является отдых, но отдых  активный, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты.
     Если  первая категория путешествует "до ближайшего моря", то к этому сегменту рынка относятся любители дальних  путешествий, проявляющие интерес  к культуре и обычаям посещаемой страны.
     Поскольку у этих туристов познавательный мотив  преобладает, то они могут примириться  с отсутствием комфорта при посещении  интересующего их региона в том  случае, если невозможно посетить данный регион. 
Однако это вовсе не означает, что туристы данного сегмента вообще не требовательны к качеству размещения и питания.

     Третий  сегмент образуют лица с высоким  уровнем доходов. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений.
     Здесь представлены две возрастные категории: средний и "третий" возраст. Если лица "третьего" возраста путешествуют в составе групп, то представители  среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых.
     Для этого сегмента интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Причем это могут быть дорогостоящие  изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.
     Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его  образуют люди разных возрастных категорий  и с разным уровнем доходов, но на путешествие они готовы израсходовать  значительные средства, часто за счет сбережений.
     Конкретные  цели поездок могут быть различными. Главное, что объединяет туристов —  стремление к личному опыту. Если целью путешествия является знакомство с жизнью других народов, то туристы  живут среди местных жителей, едят их пищу, иногда даже занимаются местными ремеслами, большой интерес проявляют  к фольклору.
     Этот  сегмент туристского рынка весьма немногочислен, однако он в последние  годы значительно вырос и имеет  тенденцию к дальнейшему росту.
     К числу более распространенных относится  сегментация туристского рынка  по побудительным мотивам клиентов, которые обуславливают цели путешествий. 
Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие виды туризма:

      спортивно-оздоровительный;
      деловой и конгресс-туризм;
      курортный, лечебный;
      фестивальный;
      охотничий;
      экологический;
      шоп-туризм;
      религиозный;
      учебный;
      этнический и др.
     Для определения целей маркетинга, проведения рекламных мероприятий применяется  сегментация с использованием комбинации признаков, таких, как, например: мотивация путешествия, степень значимости туризма в структуре расходов потребителя, терпимость к инородной культуре, стереотип поведения туриста в турцентре и др. В качестве примера можно привести классификацию западногерманского исследователя Г. Гана, который различает 6 основных типов туристов (каждая группа названа по начальной букве соответствующего ей наименования): S, F, W-1 и W-2, А и В-типы.
  • S-тип (нем. Sonne, Sand, See — "солнце, песчаный пляж, море") — типичный отпускник. Предпочитающий пассивный отдых  на морских курортах, спокойствие  и комфорт, избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными  людьми.
  • F-тип (нем. fernr- und flirtorientierter, Eriebnisurlauber — 
"отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт") — турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений и флирт. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как "медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста — "общество, удовольствие, смена впечатлений".

  • W-1-тип (нем. wald- und wanderorientiert — "любитель лесных прогулок и походов") —  отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы. Физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды — вот его кредо. На отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается.
  • W-2-тип — скорее спортсмен, чем  любитель. Выдерживает длительные и  высокие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как "наличие условий  для занятий хобби". Такие критерии выбора, как "ландшафт, культура, история" — вторичны (например, страстный  альпинист, летчик-любитель и т.д.).
  • А-тип (нем. Abenteur — "приключение") — любитель приключений. Риск, новые  ощущения, испытание своих сил  в неожиданных ситуациях, опасность  — вот то, что определяет выбор  цели путешествия у данного типа туриста.
  • В-тип (нем. Bildung- und Besichtigung — "образование  и осмотр достопримечательностей") — любознательные туристы. Данная группа подразделяется на три подгруппы: а) "эксперты", коллекционирующие  посещаемые ими достопримечательности; б) "эмоциональные любители культуры и природы"; в) "специалисты", которые углубляют свои знания в  определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.
     Таким образом, осуществляя сегментацию, туристские фирмы выявляют группы клиентов, объединенные по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое  туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить  имеющийся спрос, но и формировать  его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Сегментация туристского рынка(формализованный метод).

     В качестве инструмента  исследования был выбран метод опроса респондентов, поскольку он позволяет  выявить систему предпочтений, на которые ориентируются потребители при выборе определенных турпродуктов. Опрос может производиться несколькими способами. В нашем случае в качестве способа исследования при сборе первичных данных выступила анкета. Преимущество анкетирования заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления. Исследование проводилось в период с сентября по октябрь 2009 г. В анкете были представлены следующие вопросы:
    Цена тур продукта;
    Трансфер;
    Страхование;
    Тип пляжа;
    Категория номера;
    Качество питания;
    Наличие бассейна;
    Благоустройство территории;
    Наличие детской комнаты;
    Анимационные программы.
     В опросе приняли участие люди разного семейного положения; молодые семьи, молодые семьи с детьми, студенты, пенсионеры, пенсионеры с детьми, люди среднего возраста, люди среднего возраста с детьми, одинокие люди среднего возраста. Всего было опрошено  120 человек. Оценка по степени важности по 10 бальной системе (10-очень важно,0-совсем не важно).
1. Составим матрицу наблюдений, отражающую  отношение потребителей разных  категорий характеристикам данных  товаров и услуг.
     В основе формализованного метода сегментации  рынков заложен не только алгоритм выполнения работ, но и соответствующее  математическое сопровождение по каждому  из этапов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.