На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Религиозные секты и культы. Социальный смысл религиозного сектанства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. СЕКТАНТСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН………………5
1.1. История  возникновения, причины развития  и функционирования сектантства……………………………………………………………………...…5
1.2. Основные  критерии классификации сект, а также признаки, отличающие их от других видов социальной организации………………………………...…9
1.3. Тоталитарные  секты и деструктивные культы……………………………13
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СЕКТАНТСТВА НА ЦЕЛОСТНОСТЬ  И СТАБИЛЬНОСТЬ РОССИЙСГОГО ОБЩЕСТВА……………………………19
2.1. Опасность  религиозного сектантства в городе  Рязани…………………...19
2.2. Профилактика  сектантства. Правовое регулирование…………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  проблемы обуславливается тем, что процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию.
     Развитие  сектантства – это объективный  процесс, связанный с духовными  и материальными интересами и  потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии  и отсутствие общегосударственной  национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить  представители различных сект, которые  получили широкое распространение в России в последние годы.
     Отрицать  факт существования сект (наиболее опасная форма – тоталитарные секты) как реальной антисоциальной силы и их влияния на все сферы деятельности в мировом сообществе может лишь тот, кто отказывается думать, и поэтому (сам того не осознавая) попадает в число потенциальных жертв какого-либо объединения или группы, которые чаще всего скрывают от непосвящ?нных свои истинные цели и тайны вероучения и являются - религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами. Секты объединяют лиц, признающих только сво? учение и резко отрицающих любое инакомыслие; во главе секты всегда - либо харизматический лидер, либо некий совет («отцов», «пророков», 5 «посвящ?нных»), которые почитаются как «дети бога», его «посланники» или просто как «боги», чей глас - есть закон. Сектанты отвергают морально-этические нормы общества, отрицательно относятся к институту государства как гаранту соблюдения прав и свобод личности, рядовые адепты ведут аскетический образ жизни, исполняя трудовые и материальные повинности. Считая себя избранными, сектанты стараются оградить себя и близких от окружающего мира (самые радикальные основывают поселения в безлюдных местах). Во всех сектах осуществляется контроль (в тоталитарных сектах – полный контроль) над личностью, применяются методы психологического давления и принуждения. Главный же признак, объединяющий все секты, - это стремление духовно уничтожить человека как саморазвивающееся существо, лишить любых индивидуальных черт, и в конечном итоге (характерно в основном для тоталитарных сект) довести до состояния невменяемости и физической смерти через коллективное самоубийство, жертвоприношение или гибель во имя веры на тяж?лых работах, во время участия в террористических актах или войнах. Превратить человека в скотоподобное, бездуховное, безумное существо, разрушить мировой порядок и создать хаос беззакония - вот истинная цель, к достижению которой тайно или явно стремятся руководители сект, увлекая за собой адептов, и попутно приобретая различные материальные блага за их сч?т.
     Исследования  сектантства как уникального  социального явления до настоящего времени велись, за редким исключением, только в конфессиональном направлении, а именно в области религиозного сектантства.
     Такие западные ученые, как М. Вебер и Э. Трельч, рассматривали сектантство только в области религиозного христианского сектантства1.
     В дореволюционной России активно  исследовали феномен сектантства П. Милюков и С. А. Нилус2. Заслуживают внимания и художественные произведения П. И. Мельникова (А. Печерского), в которых был исследован феномен русского религиозного сектантства3.
     Феномен религиозного сектантства исследовался в советский период такими учеными  как - В. Бонч-Бруевич, А. Катунский, Д. Фурман, К. Привалов, Ф4. Особого внимания заслуживают фундаментальные труды А. И. Клибанова и Н. М. Никольского5.
     Следует отметить, что первыми кто рассмотрел сектантство как явление не только религиозное, но и светское (в частности, политическое сектантство) был Ф. Энгельс6.
     Некоторые современные западные учёные, изучая сектантство, пришли к выводу о целесообразности использования термина новые  религиозные движения (НРД), что указывает  на их узкопредметный подход к изучению данного феномена.
     Но  есть среди западных исследователей учёные, пытающиеся разобраться в  причинах возникновения сектантства, активно использующие понятие "секта". Особо следует отметить работы - У. Мартина, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта7.
     Среди российских учёных и религиозных  деятелей, изучающих явление религиозного сектантства, следует отметить работы таких исследователей, как: А. Васильев, Е.Н. Волков, И. Куликов, И. Хвыля-Олинтер, Н. В. Кривельская, А.  А. Скородумов8.
     Наиболее  интересными современными российскими  работами в области исследования сектантства можно по праву считать  труды А. Л. Дворкина, рассматривающего феномен сектантства с позиций Православного христианства.
     Следует отметить, что в рамках отдельных  дисциплин, в частности, религиоведения, исследование теоретических и практических проблем сектантства не сможет избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена. Научная дисциплина, изучающая различные аспекты развития сектантства, влияющие на жизнь отдельной личности и всего общества в целом, находится в стадии становления. Поэтому на данный момент изучение этого уникального социального феномена, и его, наиболее опасных для безопасности личности и государства форм, возможно в рамках социологии и социологии религии.
     Объект исследования – религиозные секты и культы.
     Предмет исследования -  социальный смысл религиозного сектантства.
     Основной  целью исследования является комплексное исследование сектантства в его наиболее опасных формах, являющихся криминологическим, дестабилизирующим фактором развития общества.
     Достижение  поставленной цели связано с решением следующих задач:
     - изучить историю возникновения, причины развития и функционирования сектантства;
     - уточнить понятия секта, сектантство, религиозный культ;
     -  дать классификацию основных видов сектантства и сект;
     - изучить причины, механизмы и условия социально опасной деятельности сект в России, а в частности городе Рязани;
     - определить комплекс теоретических  и практических проблем совершенствования  законодательства Российской Федерации.
     Методологическую  основу исследования составляют фундаментальные  положения философии, социологии, социальной психологии, религиоведения.
     При исследовании социально опасных  форм сектантства в современном  обществе также применялись общенаучные  и частные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, наблюдение, логический и исторический методы, а также  социологические методы исследования - опрос и анкетирование).
       Многие проблемы, исследованные  в работе, ранее либо не подвергались  всестороннему изучению, либо требуют  переосмысления применительно к  новым тенденциям развития мирового  сообщества и условиям развития  нашей страны в XXI веке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СЕКТАНТСТВО КАК  СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
      История возникновения, причины развития и функционирования сектантства
  Слово «секта» известно всем, но мало кто может дать определение этому слову, назвать характерные признаки или сказать чем секта отличается от духовной школы. Не все то, что отличается от официальной религии, называется сектой. Не стоит опрометчиво доверять документам церкви, т.к. любое учение, кроме православного, по мнению церкви, сектантское (по мониторингу, проведенному русской православной церковью к сектам относятся: буддисты, ушу айкидо, буддисты и многие другие).
     Социологи до сих пор не определились с определением слова  «секта» Одни определяют ее как религиозную группу, не имеющую  широкого признания.  Другие говорят, что секта – это идеологическое (не обязательно религиозное) объединение людей под руководством харизматического лидера. Но и в том и другом случае признается, что руководитель секты имеет очень сильное влияние на свою «паству», иногда до полного ее подчинения, сходного с зомбированием. Секта возникает благодаря деятельности одного или нескольких человек. Но впоследствии она может развиться в крупное направление в рамках одной из религий или даже претендовать на звание отдельной «новой» религии.
     Ошибочно  думать, что секты появились только в последние годы или десятилетие. Они были всегда, кстати, из Библии мы можем узнать, что в первом веке христианство, т.е. учение Христа, тоже считалось иудейской (еврейской) сектой, т.к. тогда оно отличалось от тогдашней официальной религии.
     Появление секты является конечным итогом развития целого ряда достаточно длительных предваряющих его процессов, именуемых «сектантскими  тенденциями» в религии. Таким образом, очень часто самая важная страница истории любой секты протекает  до момента ее формального основания, отделения, который, не менее часто  является также наивысшей точкой ее развития и началом ее распада. Формальный отсчет самостоятельного бытия секты начинается с принятия «материнской религией» официального документа (декларации, анафемы, заявления о структурном дистанцировании и т.д.) удостоверяющего «непринадлежность» секты к религии, от которой она откололась. Часто руководящий орган религии осведомлен о деятельности той или иной сектоподобной группы в ее границах, но не спешит прибегать к анафеме и отлучению, пытаясь найти пути примирения с потенциальной сектой. Такая политика в большинстве случаев заканчивается успехом, что положительно влияет на устойчивость и большую степень бесконфликтности традиционных религий. Именно поэтому новые секты образуются чаще всего не в результате откола от традиционных религий мира, а в результате отделения от других типов религиозных организаций: деноминаций, культов и других сект.
     Секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
     Культ – те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности. Некоторые исследователи (в частности, Г. Беккер) выделяют культ, как некую религиозную форму, которая держится исключительно энтузиазмом е? приверженцев, не опираясь на организацию, и является начальной стадией образования секты9. Это утверждение довольно спорно, ибо культ - это лишь составная часть целого и не может существовать сам по себе без элементарных проявлений религиозного (или светского) сознания и создания примитивной религиозной (или светской) организации 10.
     М. Вебер, рассматривая типы религиозных  сообществ, он выделил основные критерии11.
1. отношение  к миру (форма сознания);
2. критерий  членства (роль при участии в  отправлении культа);
3. организационная  структура. 
     Ниже  приведены некоторые утверждения  М. Вебера о сектах:
     1. Секта не стремиться к универсальности, желая оставаться общиной избранных (необходимо заметить, что, во-первых, и Церковь есть община избранных, которые спасутся, потому что уверовали - Новый Завет. Деяния святых Апостолов. Гл. 2, стих 38-4712; а, во-вторых, секты, стремящиеся к объединению по всему миру, нельзя назвать локальными, они явно стремятся к универсальности, пытаясь занять господствующее положение во всех сферах общественной жизни, желая искоренить все иные идеи - как, например, секта Саентологов).
     2. Членство в секте осуществляется не по рождению, оно всегда осознанно и по своей воле (как уже отмечалось, в сектах, существующих несколько десятков лет, тем более, несколько веков, многие адепты стали членами секты исключительно по рождению, следуя за своими родителями или родственниками, а также были вовлечены в секту пут?м воздействия на них агрессивными методами манипулирования).
     3. Только церкви свойственна бюрократическая  организация13 (существуют примеры того, как секты смогли навязать свою идеологию целым государствам, этого невозможно было бы добиться, не имея ж?сткой структуры, иерархии и хотя бы подобия бюрократического аппарата).
     Исследуя  социальный феномен сектантства, мы, прежде всего, исследуем конкретные деструктивные организации - секты, члены (адепты) которых являются носителями особой формы сознания и организуют, практикуют особый вид и особую систему  культа. Этимология слова «секта» происходит от латинского sekta – учение, secare – отделять, sector – часть14. В словаре Ожегова да?тся такое определение секты: «Религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее»15.
     Э. Тр?льч справедливо утверждал, что следует причислять к признакам свойственным сектам, следующие (имея ввиду, конечно, исключительно секты христианские16):
     1. Отношение к миру, обществу, государству  - в лучшем случае индифферентное, но в основном открыто или  тайно враждебное, у сект прослеживается  стремление заменить все социальные  институты собственным сообществом. 
     2. Сектантский аскетизм является  принципом дистанцирования от мира, что выражается в отказе признавать право, присягу, собственность, власть (следует также добавить, что главной целью аскезы в сектах является физическое и психическое истощение адептов, после которых адепт превращается в послушное существо). Это относится как к древним сектам, возникшим ещ? до нашей эры, так и к современным; коренных различий в средствах и методах сект нет, есть только поправка на умелое использование достижений науки и техники, но таких выводов в сво?м исследовании Э. Тр?льч не делает.
     3. Секты считают, что Христос  - не Богочеловек, а Господь  своей паствы (обожествленный вождь); этот признак применим только  к псевдохристианским сектам.
     4. Секты - самостоятельный социологический  тип христианской идеи (необходимо  заметить - также и любой религиозной  или светской идеи).
     5. Собирая элиту призванных, секты противопоставляют е? миру; сектантский индивидуализм требует непосредственного общения индивида с Богом, отрицая церковное учение о Таинствах (данный признак применим только к христианским сектам).
     Похожие выводы в сво?м исследовании сделал и М. Вебер17:
     1. секты склонны к неприятию  и осуждению мира, социального  порядка; 
     2. в сектах предъявляются ж?сткие  требования к членам;
     3. для сект характерен аскетизм, самоограничение, суровость нравов (следует отметить, что в большинстве  случаев только для рядовых  адептов, например, у организатора  секты «Единая религия» Раджниша (Ошо) был 91 роллс-ройс18);
     4. в крайних агрессивных формах  пропагандируется идея исключительности  и противопоставление себя (тайное  или открытое) не-членам секты в повседневной жизни; 

      Основные критерии классификации сект, а также признаки, отличающие их от других видов социальной организации
     Некоторые исследователи определяют религиозную  секту по следующим критериям19: религиозное учение не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не благословляя и не осуждая, а, просто не замечая того или иного факта человеческой жизни (с этим утверждением нельзя согласиться, ибо учения сект всегда осуждают и извращают уже известные учения, претендуя на истинность и исключительность).
     Так же справедливым можно считать и  другое их утверждение: если религиозное движение не возрождает страны, в которых осуществляет свою деятельность, если отдельные последователи не приобретают мудрости, чувства связанности с миром в его прошлом и настоящем, если под его влиянием не возрождаются искусства, науки, не обогащается «общенародная жизнь, то мы имеем дело с сектой».
     В некоторых исследованиях христианские сеты классифицируются следующим образом20:
     1. В зависимости от (источника) того, как формировалось учение, секты делятся на четыре вида - библейские, иудействующие, евангелические и имеющие сво? тайное писание;
     2. В соответствии со спецификой взгляда на способы разработки и усвоения религиозной мысли, религиозные секты существуют в двух видах – рационалистические, признающие единственным посредником между Откровением и человеком разум, и мистические, признающие, что Откровение сообщается человеку помимо разума, с помощью пророчеств, экстатических видений и т.д.
     А.И. Хвылей-Олинтер, который в своих работах стремится рассматривать не только религиозную форму сектантства21:
     1. Секта определена им как организация  и группа лиц, замкнувшихся  в своих узких интересах, не  совпадающих с интересами общества (необходимо отметить – демократического общества, в котором не подавляется личность, а динамично творчески развивается).
     2. Сектантство является социальным  течением в форме культов и  сект, оппозиционное созидательным  традициям и нормам, социальным  структурам, культуре, порядку и  обществу в целом.
     Так же А.И. Хвылей-Олинтером была предложена следующая классификация сект:
     1. секты восточной ориентации (следует  развить эту мысль – религиозные  и псевдорелигиозные: индуистские, псевдоиндуистские, буддийские, псевдобуддийские);
     2. секты западной ориентации (псевдохристианские);
     3. секты экологической ориентации;
     4. секты коммерческие или псевдонаучные; 
     5. сатанинские или примыкающие  к ним (то есть религиозные  секты антисоциальных религий).
     Обобщив  3 и 4 типы, и сделать вывод, что  существуют – светские (коммерческие, научные и псевдонаучные) секты.
     Секты имеют дополнительную классификацию.
     В соответствии с учением:
     - светские;
     - религиозные (рационалистические, мистические);
    - псевдорелигиозные (рационалистические, мистические).
    В соответствии с происхождением учения:
    - эксклюзивные, синкретические;
    - еретические  синкретические.
    В соответствии с формой организации:
    - тоталитарные;
    - псевдодемократические.
    В соответствии с территорией распространения:
    - локальные;
    - универсальные.
    В соответствии с территорией происхождения:
    - восточные;
    - западные.
     Признаками  сект, отличающими их от иных организаций, являются следующие:
     1. Официальные учения многих сект являются искаж?нной интерпретацией уже известных религиозных и светских учений;
     2. В большинстве случаев сектанты в крайних формах выражают свою озабоченность поиском смысла жизни в единении со всей Вселенной;
     3. Во многих сектах пропагандируется апокалипсический взгляд на мир, этим оправдывается необходимость отказа от имущества (как,например, в секте «Богородичный центр», самоназвание – «Церковь Божьей Матери Преображающейся»)22;
     4. Деятельность сект носит, как правило, латентный характер23, в каждой секте существует тайное учение, известное руководителям и так называемым «посвящ?нным»;
     5. В сектах развит внутригрупповой фаворитизм как механизм межгрупповой формы социальной перцепции24; существуют ч?тко определ?нные степени посвящения;
     6. Секты нетерпимо относятся к иным идеологиям и людям, имеющим иные взгляды, при этом скрывая свои истинные цели от потенциальных или новообращ?нных адептов, используя обманные методы вербовки для привлечения новых членов25;
     7. В большинстве сект адептов обязывают пропагандировать официальное учение секты, ибо для увеличения числа адептов нужна проповедь26 (у сектантов она носит назойливый характер);
     8. Руководители сект осуществляют контроль за адептами (контролируют их поведение, мысли и эмоции)27; руководители сект манипулируют сознанием адептов, применяя методы контроля и деформации сознания67, эксплуатируя их, и при этом причиняя им физический, психологический и материальный вред;
     9. Психическое состояние сектантов сходно с неврозом навязчивых состояний (следует ещ? раз отметить, что З. Фрейд ошибочно уравнивал любую религию и навязчивый невроз)28;
     10. При противодействии деятельности сект происходит экстремизация их учений, повышается агрессивность.
     Феномен сектантства проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности в  социуме; секта – это не только специфическая религиозная форма организации, но и любая псевдорелигиозная и светская организация, характеризующаяся рядом определ?нных признаков, основными из которых являются следующие:
     1. Двойственность учения (в сектах существует учение официально пропагандируемое, предназначенное для представления обществу, потенциальным и рядовым адептам и учение тайное – тайная доктрина, известная только лидеру, руководству секты и так называемым «посвящ?нным»);
     2. В секте существует строгая иерархия (как минимум три степени посвящения: руководство секты (лидер, узкий круг избранных); рядовые адепты (в том числе, «вербовщики»); неофиты и потенциальные адепты);
     3. Руководством сект в отношении рядовых адептов, неофитов применяются методы агрессивного манипулирования личностью и подавления личности (контроля и деформации сознания);
     4. Секты причиняют физический, моральный и материальный вред как не членам секты и всему, что не связано с сектой, так и самим адептам. 

      Тоталитарные  секты и деструктивные культы
     Тоталитарные  секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями.
     Тоталитарные  секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения  новых членов, используют цензуру  информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным  способам контроля над личностью, к  психологическому давлению, запугиванию  и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор  мировоззрения и образа жизни.
     Кроме того, о сектантском характере  того или иного сообщества позволяет  говорить отрицание им всей совокупности культуры за его собственными пределами.
     В настоящее время тоталитарные секты (деструктивные культы) активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, здравоохранения, государственного управления, производства и коммерции. При этом они часто меняют названия и мимикрируют, прибегают к конфессиональной анонимности и псевдонимности, часто действуют под прикрытием ими же созданных подставных организаций, не афиширующих, а то и скрывающих свою связь с сектой.
     Следует отметить необходимость различать  понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно назвать  большинство новых религиозных  движений как выходцев из ответвлений  от каких-либо традиционных религий, и  это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты  могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами ("АУМ Синрике", "Свидетели Иеговы", "Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.