На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы общения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение
1. Теоретическое  обоснование проблем общения  в социальной психологии
1.1 Понятие общения
1.2 Научные подходы  к пониманию проблем общения  в социальной психологии
1.3 Основные концепции  общения в отечественной и  зарубежной психологии
1.4 Структура, содержание и формы феномена общения
2. Сравнительная  характеристика сторон и видов  общения
2.1 Проблема психологического  влияния
2.2 Характеристика  основных функций процесса общения
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Приложение  Г 
Введение

 
     Актуальность этого исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше возрос. Без общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ обмена информацией людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти   задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
     Люди  обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
     Вопросам  общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволяет нам рассмотреть их более глубоко.
     Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и перцептивной.
     Цель  исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
     Объектом  исследования является общение как  социальное явление.
     Предмет исследования – проблемы общения в социальной психологии
     Задачи  исследования:
    Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
    Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
    Определить особенности каждой из функций процесса общения.
     Методологической  основой исследования являются диалектико-материалистические положения о влиянии деятельности на развитие социума.
     Теоретическая значимость исследования состоит в  изучении проблем общения, структуры  общения, содержания общения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании и интерпретации. 

 

      1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии 

     
      Понятие общения
 
     Проблемы  общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом  изучения философов и социологов .
     Однако  разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов [2, С. 47-49] и Н.М. Аскарина [2, С. 56-58] называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. Авторы считают правомерным утверждать, что общение это язык человека с природой и самим собой. Хотя , очень важно определить для себя понятие общения.
     Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах (Я.Л. Коломинский [14, С. 46].
     Помимо  взаимной направленности действий людей  при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. [14,С. 53].
     Для общения характерно также то, что  каждый участник выступает в его  ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.  

     1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 

     А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения [5,С.58].
     А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно.[15, С. 289].Информационные подходы были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
     Интеракциональные подходы [15, С. 289]были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
     Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии).[15, С. 290].
     Реляционный подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов. Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».
     Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный  подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
     По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания[2,С.54].
     Категория общения является базовой для  социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, философы представляют общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Общение – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии[8,С.42].
     Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций[8,С.67].
     Н.В. Казаринова подтверждает, что решение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного трактования в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю[13,С.73].
     Таким образом, можно сделать вывод, что  вышеперечисленные теоретические  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа. 

 

      1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии 

     В отечественной психологии общение  трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо [7,С.97].
     Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее [15,С.147].
     Автор настаивает [15,С. 289], что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:
    деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;
    общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения;
    общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации.
     Однако  все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев[15 С. 292]. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
     Все сказанное позволяет сделать  вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский [14,С. 264].
     В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.
     Вывод: По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характер межличностных отношений. 

     1.4 Структура, содержание и формы феномена общения 

     Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов [2,С.154].
     Рассматривая  динамику общения, автор выделяет следующие составляющие (фазы) этого процесса:
     1) возникновение потребности в  общении (необходимо сообщить  или узнать информацию, повлиять  на собеседника и т. п.) и  уяснение целей (что конкретно  я хочу достичь в результате общения);
     2) вход субъекта в коммуникативную  ситуацию;
     3) ориентировка в ситуации общения  и личности собеседника;
     4) планирование содержания и средств  общения (человек представляет  себе, что именно скажет, выбирает  конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);
     5) пристройка к субъекту – партнеру  по взаимодействию (занятие определенной  позиции по отношению к партнеру  по общению);
     6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными  действиями;
     7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
     8) корректировка направления, стиля,  методов общения;
     9) фаза взаимоотключения и выхода  из контакта.
     Структура общения может быть рассмотрена  с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение[2,С.160].
     Субъект общения – человек, являющийся инициатором  общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.
     По  мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон[4, С.113-126].
     Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, pегулиpуют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.
     Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения.
     Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется  в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.
     Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.
     Потребность быть индивидуальностью проявляется  в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог  бы “прочитать” на лице, услышать в  речи и увидеть в поведении  другого человека признание своих харизматических способностей.
     Потребность в престиже удовлетворяется в  том случае, когда в результате контактов мы получаем признание  наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде увеличена, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
     Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ  мыслей, поведение, вкусы, установки  другого человека. Удовлетворяется  эта потребность лишь в том  случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
     Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в  стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных  ситуациях, постепенно формирует человеколюбие.
     Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может  быть воспринят негативно, как нежелание  войти в контакт, или более  того – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.
     По  утверждению Б.Г Ананьева[1,С.54] и Г.М. Андреевой[2,С.79], коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.
     Цель  общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое[2,С.23 9].
     Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также  передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать  потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях[2,С.254].
     Действия  общения – это единицы коммуникативной  деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.
     Содержание  общения – информация, которая передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.
     Средства  общения можно определить как  способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.
     Как утверждает А.А. Бодалев[5,C.143], к средствам общения относятся:
     А. Речь – форма и способ использования  языка; система слов, выражений и  правил их соединения в осмысленные  высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.
     Б. Системы паралингвистическая и  экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые  вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.
     В. Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять  или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут  быть общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
     Г. Система организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит  от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
     Д. Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).
     Е. Ольфакторные (связанные с запахом).
     Продуктом общения являются образования материального  и духовного характера, создающиеся в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.
     Специфика мотивов, целей и выбираемых для  их достижения средств и приемов  определяет своеобразие стиля общения человека.
     Стиль общения – индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения  человека, проявляющаяся в любых  условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.
     Б.Ф. Ломов выделяет также уровни общения[16,17]:
     А. Макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.
     Б. Мезоуровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или  многоразовое.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.