На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговые исследования товарного рынка (на примере рынка рыбных консерв г.Красноярска)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
На тему: Маркетинговые исследования товарного  рынка
(на примере  рынка рыбных консерв г.Красноярска) 
 

 

Содержание 

  Стр.
Введение 1. Методические  основы маркетингового исследования  товарного рынка
1.1. Предметная  область маркетингового исследования товарного рынка
1.2. Процесс  маркетингового исследования товарного  рынка
1.3. Информационное  обеспечение этапов маркетингового  исследования товарного рынка
2. Исследование  предложения рыбных консерв на  рынке города Красноярска
2.1. Анализ тенденций формирования предложения на рынке консерв г.Красноярска
2.2. Исследование  товарной политики на рынке  консерв г.Красноярска
2.3. Исследование  ценовой политики на рынке  консерв г.Красноярска
2.4. Анализ  факторов и оценка потенциала  рынка консерв г.Красноярска
3. Исследование  спроса на рынке консерв г.Красноярска
3.1. Анализ  спроса и потребительских предпочтений  на рынке консерв г.Красноярска
3.2. Сегментация  потребителей на рынке консерв  г.Красноярска
3.3. Оценка  емкости рынка консерв г.Красноярска
Заключение
Список  литературы
3 5
5
8 

16 

23 

23
26
35
37
40 

40
46
49
52
54
 
 

Введение 

     В самом общем виде понятие маркетинга означает изучение рынка с определенной целью. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят и реализуют товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
     Именно  с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей.
     Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
     Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда:
    фирма не достигла поставленных маркетинговых целей;
    фирма уступает позиции конкуренту;
    фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
    фирма готовит новый бизнес-план;
    любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
     Целью данной работы является осуществление  маркетингового исследования рынка рыбных консерв.
     В соответствии с поставленной целью  в ходе работы решаются следующие  задачи:
    рассматриваются методические основы маркетинговых исследований, а именно предметная область, процесс исследования и информационное обеспечение.
    Проводится исследование предложения на рынке, в том числе товарная политика, ценовая политика, оценка потенциала рынка;
    Проводится исследование спроса на рынке рыбных консерв города Красноярска, в ходе которого анализируется спрос и потребительские предпочтения, проводится сегментация потребителей и оценивается емкость рынка.
     То  есть предметом изучения является определенный вид товаров народного потребления, а именно рыбные консервы.
     А объектом потребительский рынок  Центрального района города Красноярска.
     Общий объем курсовой работы составил 55 страниц.
     Работа  иллюстрирована 22 таблицами, 10 рисунками.
     Библиографический список включат 26 источников литературы. 
 

 

1. Методические  основы маркетингового исследования  товарного рынка 

1.1. Предметная  область маркетингового исследования  товарного рынка 

     В процессе анализа, планирования, осуществления  и контроля эффективности маркетинговых мероприятий требуется разнообразная информация об окружающей маркетинговой среде и внутренней среде предприятия. Своевременная, полезная и полная информация позволяет предприятию:
    снизить финансовый риск и опасность для образа предприятия;
    получить конкурентные преимущества;
    следить за маркетинговой средой;
    координировать стратегию;
    оценивать эффективность деятельности;
    подкреплять интуицию менеджеров.
     Существует  несколько определений маркетингового исследования
     В научной же литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина «исследование маркетинга», в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные, так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований, позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным.
     Принципиальной  особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
     Таким образом, под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает предприятие с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга /11, С.256-257/.
     Предприятие проводит маркетинговые исследования или собственными силами – отделом маркетинга, или специализированными организациями.
     К основным принципам проведения маркетинговых  исследований относятся объективность, точность и тщательность.
     Принцип объективности означает необходимость  учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
     Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.
     Принцип тщательности означает детальность  планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы /10, С.123-125/.
     Цели  и задачи маркетинговых исследований:
    определить проблему;
    изучить и описать объект, процесс или ситуацию;
    найти закономерности;
    дать прогнозы.
     То  есть глобальные цели маркетингового исследования – это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей  для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
     На  макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
     На  микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует /27, С.184/.
     В зависимости от характера целей  маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления маркетинговых исследований:
    разведочные исследования – исследования, направленные на сбор информации, необходимой для наилучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез);
    описательные исследования – исследования, направленные на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов;
    казуальные исследования – исследования, проводимые для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей.
     Также направления маркетинговых исследований можно классифицировать по объекту исследования, например изучение рынка, отдельных элементов комплекса маркетинга (товар, цена, продвижение, распределение), поведения потребителей и деятельности конкурентов. Кроме того, в состав маркетинговых исследований входит исследование внешней макросреды среды по тем его компонентам, которые оказывают влияние на маркетинговую деятельность.
     Маркетинговые исследования можно разделить и по характеру получаемой и анализируемой информации: количественные исследования и качественные исследования; исследования на основе вторичной информации (кабинетные исследования) и первичной информации (полевые исследования) /14, С.312-317/.
     Задачи  маркетинговых исследований могут  быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии.
     Наиболее  типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:
    изучение характеристик рынка;
    замеры потенциальных возможностей рынка;
    анализ распределения долей рынка между фирмами;
    анализ сбыта;
    изучение тенденций деловой активности;
    изучение товаров конкурентов;
    краткосрочное прогнозирование;
    изучение реакции на новый товар и его потенциала;
    долгосрочное прогнозирование;
    изучение политики цен.
     Проведение  маркетингового исследования целесообразно  в следующих случаях:
    недостаточный объем информации для принятия решения;
    наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации;
    ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);
    изучение причин неожиданного успеха;
    формирование новых стратегических или тактических замыслов.
     Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами /14, С.317/. 

1.2. Процесс  маркетингового исследования товарного рынка 

     Общая схема проведения маркетингового исследования представлена в таблице 1 и на рисунке 1.
      Таблица 1 - Этапы и процедуры процесса маркетинговых исследований
Этапы Процедуры
А Б
1. Определение  проблемы и целей исследований 1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований 1.2. Определение  проблемы
1.3. Формулирование  целей и задач исследований
2. Разработка  плана исследований 2.1. Определение  методов исследований 2.2. Определение  типа требуемой информации и  источников её получения
2.3. Определение  методов получения необходимых  данных
2.4. Проектирование  форм для сбора данных
Продолжение таблицы 1
А Б
  2.5. Разработка  выборочного плана и определение  объёма и состава выборки
3. Реализация  плана исследований 3.1. Сбор данных 3.2. Анализ данных
4. Интерпретация  полученных результатов и их доведение до руководства 4.1. Подготовка  заключительного отчёта 4.2. Презентация  заключительного отчёта
 

Рис.1. Этапы  маркетингового исследования /12, С.246/
     Определение проблемы - наиболее важная ступень  исследования. Только клиент может  знать, чего он хочет. С другой стороны, цель не должна предопределять результаты исследования. Многие исследования терпели неудачу из-за того, что исполнители пытались согласовать результаты с существующими взглядами заказчика.
     Возможны  при заказе исследований ошибки двух родов:
    ошибки заказа (вопросы провоцируют желаемые ответы);
    ошибки пропуска (ключевые вопросы не задаются).
     Ошибки  первого рода должны предотвращаться  агентствами-исполнителями, с ошибками второго рода сложнее, так как исполнителю их трудно обнаружить на начальной стадии обсуждения заказа. На стадии планирования исследования инициатива переходит к агентству-исполнителю.
     Основные  методы исследования:
    наблюдение;
    эксперимент;
    групповые исследования;
    качественные исследования;
    обзорные исследования /25, С.329-330/.
     Наблюдения  осуществляются, например, за временными колебаниями потоков посетителей супермаркетов с помощью визуального контроля или видеокамерами с последующей компьютерной обработкой.
     Экспериментальные исследования могут применяться  при тестировании новых продуктов, изменении методов торговли, продвижения. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. В основе методики эксперимента лежит сравнение в контролируемых условиях. Основные подходы:
  До и после Расщепленные  потоки  
  Латинский квартал Разница  
     При подходе «До и после» сравниваются результаты до изменений и после их проведения.
     При применении расщепленных потоков сравниваются результаты для двух статистических эквивалентных групп потребителей (испытуемой и контрольной).
     В случае использования методики «Разница»” предлагаются, например, одновременно три типа продукта, один из которых обладает испытуемыми свойствами. Если покупатель не чувствует эту разницу, то покупки разных типов будут носить случайный характер.
     Методика  типа «Латинский квартал» означает проведение эксперимента в небольшой группе разнородных покупателей, что позволит распространить полученные результаты на большую общность покупателей /25, С.332-334/.
     Качественные  исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах.
     В этом случае идентифицируются следующие  категории:
  Индивидуальные  глубинные интервью Постоянная  решетка  
  Псевдоструктурированные интервью Групповые интервью  
     Групповые интервью обычно проводятся по методу «мозговой атаки» 8-10 участников.
     Индивидуальные  глубинные и псевдоструктурированные  интервью проводятся в разных формах, от полностью свободной (интервью позволяет респонденту отвечать в любой форме) до псевдостуктурированной (близкой к анкетному опросу, но с возможностью респонденту иметь некоторую свободу выражение своих мыслей).
     Применение  «постоянной решетки» позволяет выяснить ключевые размерения в оценках респондентов. Респонденту предлагается, например, три образца из 15-20 и предлагается выбрать из них два схожих и ответить на вопрос, почему они похожи и чем отличаются от третьего. Оставшиеся в списке образцы затем располагаются между этими двумя полюсами. Процесс повторяется для следующих трех образцов, выбранных случайно, и респондента просят найти другие причины разницы и сходства. Процесс повторяется до тех пор, пока новых причин различий респонденту найти не удается. Результаты таких исследований с 10-50 респондентами затем обрабатываются ЭВМ с целью кластеризации признаков различий. Выбранные ключевые признаки различий используются в качестве базы обычных анкетных исследований /19, С.95-99/.
     Наиболее  широко применяются обзорные исследования с помощью анкет по почте, опросов по телефону, персональных интервью и с помощью Internet.
     В таблице 2 проиллюстрированы достоинства и недостатки каждого из этих контактных методов (оценки характеристик приводятся в пяти балльной системе) /12, С.249/. 
 
 

      Таблица 2 - Преимущества и недостатки четырех контактных методов
Критерии Почта Телефон Личный контакт Internet
А 1 2 3 4
Гибкость 2 4 5 3
Количество  информации, которое можно получить 4 3 5 4
Контроль  воздействия интервьюера 5 3 2 5
Контроль  выборки 3 5 3 3
Скорость  сбора данных 2 5 4 5
Уровень реакции 2 4 4 2
Стоимость 4 3 2 5
Структура выборки 4 5 3 2
     Любая анкета требует тщательной разработки, опробования и отработки. Форма  вопроса может повлиять на ответы. Поэтому применяют два типа вопросов:
    открытые - ответ формулируется самостоятельно (таблица 3) /11, С.261-263/;
    закрытые - вопрос содержит все возможные ответы (таблица 4) /11, С.263-267/.
      Таблица 3 - Типичные примеры открытых вопросов
Название Описание Пример
А Б В
Обычный вопрос Опрашиваемому задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа «Чем вы обычно занимаетесь, когда летите на самолете?»
Подбор  словесной ассоциации Опрашиваемому называют слово и просят назвать  первое, пришедшее на ум слово «Какое первое слово приходит вам на ум, когда вы слышите слово «авиалиния»?»
Завершение  предложения Опрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить «Когда я выбираю авиакомпанию, для меня самое главное ...»
Завершение  рассказа Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить  
      Таблица 4 - Типичные примеры закрытых вопросов
Название Описание Пример
А Б В
Альтернативный  вопрос Вопрос, предлагающий выбрать один из двух ответов «Задумав поездку, вы лично позвонили в авиакомпанию Delta?» - да;
- нет.
Вопрос  с выборочным ответом Вопрос, предлагающий выбрать один из трех и более вариантов ответов «С кем вы собираетесь лететь на этот раз?» - один;
- с женой (мужем);
- с женой (мужем)  и детьми;
- другое
     
Продолжение таблицы 4
А Б В
Вопрос  со шкалой Лайкерта Утверждение с  предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления «Небольшие  авиакомпании обычно обслуживают пассажиров лучше, чем крупные». - абсолютно не  согласен;
- не согласен;
- не могу сказать;
- абсолютно согласен
Семантический дифференциал Шкала ответов  с двумя противоположными значениями; респондент должен выбрать точку, соответствующую направлению и интенсивности его восприятия «Авиакомпания Delta Airlines» - крупная > небольшая;
- опытная > неопытная;
- современная  > старомодная
Шкала важности Шкала с оценкой  степени важности характеристик: от «совсем неважно» до «исключительно важно» «Питание в  полете для меня». - исключительно  важно;
- очень важно;
- довольно важно;
- не очень  важно;
- совсем не  важно
Оценочная шкала Шкала, оценивающая  какую-то характеристику от «неудовлетворительно» до «отлично» «На самолетах  авиакомпании Delta питание...» - отличное;
- хорошее;
- удовлетворительное;
- неудовлетворительное
Шкала заинтересованности в покупке Шкала, которая  отражает степень готовности респондента к совершению покупки «Если на борту  самолета установлен телефон на случай длительного перелета, то я ...» - конечно, воспользуюсь  этой услугой;
- возможно, воспользуюсь  этой услугой;
- я еще не  знаю;
- возможно, не  воспользуюсь этой услугой;
- не воспользуюсь  этой услугой
     Обработка и анализ результатов маркетинговых исследований
     Основной  принцип исследований «по выборке» состоит в получении информации о всей популяции по сравнительно небольшой выборке из нее. Размер выборки определяет точность полученных результатов.
     Классический  метод создания исследуемой выборки - случайный отбор. Для исследований потребителей обычно используется список избирателей, из которого набирается выборка по случайным цифрам или «каждый первый».
     При принятии нормального закона распределения  среднеквадратичное отклонение определяется так:
       , (1)
     где p - процент популяции, имеющий признак, подлежащий измерению;
     n - объем выборки.
     Собранные статистические данные могут анализироваться  различным образом. Например, с использованием многомерного регрессионного анализа, факторного анализа, кластерного анализа и анализа связей /19, С.102-105/.
     При кластерном анализе ищутся факторы, по которым одни группы потребителей сильно отличаются от других, таким образом, один кластер изолируется от других вследствие «внутреннего сцепления». Это можно продемонстрировать графически (рис.2).

Рис.2. Типичные результаты кластерного анализа
     Кластеры, представленные большей плотностью точек, могут быть нанесены на двухкоординатную плоскость. Таким образом, идентифицируются группы, сегменты и т.д., имеющие некоторые общие характеристики (возраст, нужды, положение и т.д.). Особенно важна эта техника для сегментации рынка, сначала для определения переменных, по которым возникает дифференциация, а затем для дифференциации выборок при исследованиях /19, С.106-107/.
     Основные  математические процедуры, применяемые  при маркетинговых исследованиях, приведены на рисунке 3 /12, С.252/.
     Финальной стадией маркетингового исследования является представление его результатов  всем, кто нуждается в этих данных. Во-первых, требуется знать, кто сочтет эти результаты полезными. Может возникнуть необходимость транспонировать язык отчета для пользователей, так как немногие менеджеры понимают терминологию маркетинговых исследований (и, что более важно, их ограничения). Менеджеру рекомендуется работать с отчетом следующим образом. Основная последовательность критериев. Прежде чем взглянуть на первую страницу отчета, менеджер должен спросить себя - относится ли предмет исследования к его специфическим нуждам. Более того, оценку целесообразности работы с отчетом можно получить при беглом просмотре аннотации, когда становится ясным, откуда отчет пришел и почему было сделано исследование.

Рис.3. Классификация численных методов обработки
экспертной  информации
     Наиболее  важный вопрос - оценка надежности исследования. Грубая оценка может быть сделана  при знакомстве с методологией отчета (например, при знакомстве с содержанием анкет или конструированием выборки). Точность следует оценить по размеру используемой выборки.
     Большинство отчетов грешат определенной тенденциозностью, поскольку исследователю трудно абстрагироваться от своих взглядов. Лучшие отчеты содержат строгие тезисы того, что исследуется, и результаты. Это позволяет уловить «окрашенность» результатов. Финальный вопрос перед основной работой над отчетом - каков используемый круг информации. Ответ можно получить, ознакомившись с анкетами, чтобы точно понять, какие вопросы исследовались. Только после оценки по этим критериям следует читать основную часть отчета /27, С.193-195/. 

1.3. Информационное  обеспечение этапов маркетингового  исследования
товарного рынка 

     Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые  для подготовки и принятия маркетинговых решений.
     Маркетинговая информация может быть классифицирована:
    по источнику и способу получения: вторичная и первичная информация;
    по характеру информации: количественная и качественная информация;
    по информационным потокам относительно отдела маркетинга: входящая, анализируемая, хранимая, выходящая.
     Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем так называемых полевых маркетинговых исследований /19, С.121-123/.
     Достоинства первичной информации:
    сбор в соответствии с точно поставленной целью;
    известна и контролируема методология сбора;
    результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов;
     Недостатки:
    большое время на сбор и обработку;
    дороговизна;
    сама фирма не всегда может собрать все необходимые данные.
     Выделяют  три основных метода сбора первичной  информации, а именно: наблюдение, опрос, эксперимент (табл.5) /12, С.263-265/.
      Таблица 5 - Методы сбора первичной информации
Метод Определение Формы
А Б В
Наблюдение Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения Прямое или  непрямое наблюдение, открытое или  скрытое, структурированное или неструктурированное, осуществляемое с помощью человека
Опрос Интервьюирование  участников рынка и экспертов Письменный  или устный, структурированный или неструктурированный, однократный или многократный, групповой или индивидуальный
Эксперимент Исследование  влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов Полевые, лабораторные
     При проведении исследований группа исследуемых  объектов может подвергаться многократным обследованиям – панельный метод. Панельный метод дает возможность сравнивать результаты последующих исследований с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития.
     Под вторичной информацией, применяемой  при проведении, так называемых, кабинетных маркетинговых исследований, понимают информацию об объекте исследования, собранную ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования.
     Достоинства вторичной информации:
    дешевизна по сравнению с первичной информацией;
    возможность сопоставления нескольких источников;
    быстрота получения по сравнению со сбором первичной информации.
     К основным недостаткам вторичной информации по сравнению с первичной можно отнести трудность оценки полноты, достоверности и возможности использования информации, а также ее доступность для конкурентов. Достоинствами вторичной информации, как правило, являются: быстрота получения и меньшая стоимость по сравнению с первичной информацией и возможность сопоставления нескольких источников /19, С.125-128/.
     Источники вторичной информации делятся по отношению к предприятию на внутренние и внешние.
     Некоторые виды внешней вторичной информации и источники ее получения приведены в таблице 6 /12, С.267-271/.
     Большинству маркетинговых исследований предшествует детальный анализ рынка маркетинговой  информации на предмет поиска источников информации определенной достоверности и полноты отражения рыночных процессов.
      Таблица 6 - Внешняя вторичная информация и источники ее получения
Информация Характеристика Источники получения
А Б В
Экономическая информация Общая информация по экономике страны, региона и т.п. Государственные службы, сборники, новостные и периодические издания и др.
Биржевая  и финансовая информация Информация  о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях и т.д. Специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки и др.
Профессиональная  и научно-техническая информация Профессиональная  информация для специалистов (юристов, экономистов, инженеров и т.д.), научно-техническая (реферативные научно-технические журналы, описание патентов и т.д.), справочная информация в фундаментальных и прикладных областях науки Предоставляется государственными службами, различными коммерческими организациями, научно-исследовательскими учреждениями и др.
Коммерческая  информация Информация  о предприятиях и организациях, направлениях их работ и выпускаемой продукции, ценах, о финансовом состоянии, деловых связях, сделках, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д. Представляется  самими участниками рынка либо в виде электронных баз данных или периодически обновляемых печатных изданий
Статистическая  информация Показатели, рассчитанные по совокупности компаний, банков и других организаций, по определенным рынкам, географическим и административным территориям и т.д. Предоставляется чаще всего государственными статистическими службами в виде различных статистических сборников, как в печатном, так и в электронном виде
Массовая  и потребительская информация Информация, рассчитанная на широкий круг пользователей, например информация служб новостей и агентств прессы, информация о погоде, расписании транспорта и т.д. Средства массовой информации, телекоммуникационные сети, различные справочные издания для массового пользования (телефонные справочники, справочники отелей и ресторанов и т.п.)
Продолжение таблицы 6
А Б В
Заказные  маркетинговые исследования Информация, предоставляемая  фирмами, которые выполняют маркетинговые исследования по заказу клиентов. Маркетинговые исследования проводятся обычно специальными коммерческими фирмами
     Формирование  рынка маркетинговой информации началось в начале 60-х годов. До середины 60-х основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы. Несколько позже в этот рынок включились информационные службы банков, различные научно-технические общества и др. В начале 70-х появились базы данных, формируемые крупными информационными службами, которые были тесно связаны с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями, кооперируясь с ними в сборе информации.
     В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между поставщиками и потребителями информации /10, С.144-145/.
     За  рубежом одними из самых полных и эффективных источников информации считаются базы данных (БД) для профессионалов. Доступ к таким базам данных позволяет во много раз повысить эффективность различных исследований, предоставляет возможность практически мгновенно решать такие задачи, как поиск потенциальных партнеров и инвесторов, изучение рынков товаров и услуг, сбор информации о конкурентах и т.д.
     Основными участниками рынка профессионально ориентированных БД являются:
    производители информации - организации, собирающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, издатели, патентные бюро), а также специальные организации, занимающиеся обработкой информации (отбор информации, загрузка в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.д.);
    продавцы информации - организации, предоставляющие платный доступ к БД как посредством глобальных компьютерных сетей (например, Internet), так и посредством собственных онлайновых служб;
    потребители информации (подписчики) /10, С.147-149/.
     Наиболее  известными в мире продавцами информации являются фирмы Questel-Orbit и Lexis-Nexis. Например, Questel-Orbit имеет более 35000 подписчиков по всему миру и предоставляет информацию в области интеллектуальной собственности (крупнейшая и наиболее полная в мире онлайновая коллекция патентов по всем областям знаний) и бизнеса (информация о рынках и финансах миллионов компаний всего мира).
     Большую роль в сборе различной маркетинговой  информации играют телекоммуникационные сети, такие как Internet, Infonet, Tymnet, Sprintnet, IBIS, EDGAR, NSFnet, EVnet и др. Самой известной и быстроразвивающейся является сеть Internet. Посредством Internet можно найти статьи по различным областям знаний, справочники, базы данных, техническую документацию, сведения о конкурентах, информацию о состоянии рынков, макроэкономические данные, результаты маркетинговых исследований и многую другую информацию.
     На успешно функционирующих  предприятиях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием.
     МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений /14, С.329-331/.
     Понятие маркетинговой информационной системы иллюстрирует рисунке 4.
     Подсистема  внутренней отчетности является основой  МИС. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.

Рис.4. Маркетинговая информационная система
     В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема системы маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент.
     Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.
     Маркетинговые исследования в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Другими словами, маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере появления определенных проблем.
     В МИС также входит подсистема обеспечения  маркетинговых решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннею и внешнюю информацию.
     Основные  преимущества использования МИС:
    организованный сбор информации;
    широкий охват информации;
    предупреждение кризисов в деятельности фирмы;
    координация планов маркетинга;
    скорость анализа;
    представление результатов в количественном виде.
     Однако  МИС дорого стоят, велики необходимые  первоначальные затраты /14, С.332-337/.
     В следующей главе курсовой работы на основании рассмотренных теоретических основ по проведению маркетингового исследования будет проведено исследование предложения на товарном рынке на примере рынка рыбных консерв города Красноярска. 
 

 

2. Исследование  предложения рыбных консерв на  рынке города Красноярска 

2.1. Анализ  тенденций формирования предложения  на рынке консерв г.Красноярска 

      С целью проведения исследования рынка  рыбных консерв было проведено двухэтапное (февраль-апрель 2008 года) обследование 49 торговых предприятий торговли Центрального района, представленных в таблице 7.
Таблица 7 - Анализ предприятий торговли, осуществляющих реализацию рыбных консерв в Центральном районе г. Красноярска

№ п/п

Магазины

Адрес Форма собственности Тип магазина
А Б В Г Д
1 «Продукты» Дубровинского, 108 ИПБЮЛ продукты
2 «Полянка» Д. Пролетариата, 18 ООО продукты
3 «Шанс» Д. Пролетариата, 11 ООО продукты
4 «Красный яр» К. Маркса, 133 ООО супермаркет
5 «Продукты» Кирова, 6 ООО продукты
6 «Санта-Барбара» Дубровинского, 78 ООО продукты
7 «Енисейский» Сурикова, 12 ООО торговый дом
8 «Продукты» Сурикова, 12 ООО продукты
9 «Максим» К. Маркса, 49 ООО продукты
10 «Десятка» К. Маркса, 49 ООО супермаркет
11 «Парус» Дубровинского, 62 ООО супермаркет
12 «Натали» К. Маркса, 129 ООО павильон
13 «Троица» К. Маркса, 21 ООО продукты
14 «Красный Яр» Мира, 114 ООО супермаркет
15 «Продукты» Мира, 114 ООО продукты
16 «Продукты» Мира, 85 ИПБЮЛ продукты
17 «Купеческий дом» Кирова, 21 ООО продукты
18 «Продукты» Кирова, 19 ОАО продукты
19 «Невский» Кирова, 31 ЗАО павильон
20 «Орион» Мира, 59 ООО смешанный
21 «Фантазия» Мира, 51 ООО продукты
22 «Благовещенский» Мира, 60 ООО продукты
23 «Красный Яр» Мира, 50 ООО супермаркет
24 «Раздолье» Мира, 37 ООО продукты
25 «Овощи-фрукты» Мира, 27 ООО продукты
26 «Диар» Ленина, 27 ООО продукты
27 «Министоп» Ленина, 21 ООО продукты
28 Каратановский Каратанова, 4 ООО торговый дом
29 «Курочка Ряба» Ленина, 131 ООО продукты
Продолжение таблицы 7
А Б В Г Д
30 «Командор» Красной Армии, 10 ООО супермаркет
31 «Ритаз» Ленина, 112 ООО смешанный
32 «Нива» Ленина, 112 ООО смешанный
33 «Центральный» Ленина, 110 ООО продукты
34 «Продукты» Перенсона, 53 ООО продукты
35 «Продукты» Марковского, 78 ООО продукты
36 «Полюшко» Марковского, 45 ООО продукты
37 «Старатель» Марковского, 43 ООО продукты
38 «Продукты» П.Коммуны, 43 ООО продукты
39 «Усадьба» П.Коммуны, 44 ООО продукты
40 «Контракт» П.Коммуны, 40 ООО продукты
41 «Таежный» Сурикова, 39 ЗАО продукты
42 «Успех» Ленина, 49 ООО продукты
43 «Две селедки» Ленина, 60 ООО продукты
44 «Мечта» Республики, 43 ООО супермаркет
45 «Яр» Республики, 44 ООО продукты
46 «Продукты на Белинского» Белинского, 11 ООО продукты
47 «Такмак» Мира, 88 ООО продукты
48 «Витальевский» Лебедевой (район  Центрального рынка) ООО супермаркет
49 «Сибирская  губерния» К.Маркса, 58 ООО продукты
     Данная  таблица содержит сводку данных по обследованным предприятиям торговли: о местонахождении, форме собственности, типу магазина.
     Для более конкретного анализа полученных показателей, мы используем индивидуальные таблицы, содержащие информацию по проведенному исследованию.
     В таблице 8 проведен анализ предприятий торговли, занимающихся реализацией рыбных консерв в Центральном районе города Красноярска по форме собственности.
     Таблица 8 - Анализ предприятий торговли, реализующих рыбных консерв в Центральном районе г. Красноярска по формам собственности
Форма собственности Выявлено предприятий, ед. Удельный вес, %
А 1 2
ИПБЮЛ 2 4,1
ООО 44 89,8
ОАО 1 2,0
ЗАО 2 4,1
Итого 49 100,0
     Наглядно  структура магазинов в зависимости  от формы собственности показана на рисунке 5.

Рис. 5. Структура предприятий торговли, реализующих рыьные консервы
в Центральном  районе г. Красноярска по форме собственности, %
      Таким образом, из числа выявленных предприятий  торговли, реализующих рыбные консервы в анализируемом районе города, большая доля – это общества с ограниченной ответственностью (ООО) – 89,8% или 44 магазина.
      Доля  магазинов в форме собственности  индивидуальный предприниматель без образования юридического лица и закрытое акционерное общество равна 4,1% (по 2 магазина).
      В Центральном районе выявлен один магазин, имеющий форму собственности открытое акционерное общество – это торговая точка «Продукты» на улице Кирова, 19.
      Далее рассмотрим структуру магазинов  в зависимости от типа магазина (табл. 9 и рис. 6)).
     Таблица 9 - Анализ предприятий торговли, реализующих рыбные консервы в Центральном районе г. Красноярска по типу магазина
Тип магазина Выявлено предприятий, ед. Удельный вес, %
А 1 2
Продукты  36 73,6
Супермаркет 8 16,3
Смешанный 3 6,1
Торговый  дом 1 2,0
Павильон 1 2,0
Итого 49 100,0

Рис. 6.Структура предприятий торговли, реализующих рыбные консервы
в Центральном  районе г. Красноярска по типу магазина, %
     Анализ  типов магазинов показал, что  основная часть предприятий торговли – это магазины типа продукты – их было выявлено 36 (73,6% от общего числа). Также значительна доля супермаркетов – 16,3%.
     Наименьшая  часть приходится на такой тип, как  торговый дом и павильон (по 1 магазину или 2%).
      Во  всех предприятиях торговли участвовавших в исследовании применяется единичный метод продажи.
      В качестве следующего этапа написания  курсовой работы проведем исследование товарной политики на рынке консерв центрального района города Красноярска. 

2.2. Исследование  товарной политики на рынке  консерв г.Красноярска 

     Консервами  называют продукт, помещенный в герметичную  тару (стеклянную или металлическую), нагретый при строго определенном режиме, обеспечивающем уничтожение тех форм микробов и их спор, которые в условиях, создаваемых внутри непроницаемой консервной тары, могли бы вызвать порчу. При этом имеются в виду такие температуры и такая продолжительность нагрева, которые не влекут за собой заметного ухудшения товарно-пищевых свойств продукта. Консервированная продукция имеет наиболее длительный срок хранения - несколько лет.
     Питательная ценность стерилизованных консервов  иная, чем вареной рыбы, так как  при стерилизации, производимой почти  во всех случаях при температуре  выше 100 и даже 110°, часть белковых веществ разрушается. Количество распадающихся белков колеблется около 10%. Изготовляя стерилизованные консервы, мы, без сомнения, несколько понижаем питательную ценность рыбы, но много выигрываем в ее сохранности, а часто и в улучшении вкусовых качеств.
     Рыбными пресервами называют группу закусочных товаров, которые расфасованы и закатаны в банки, но не подверглись стерилизации. Рыбными пресервами может быть соленая, пряная или маринованая рыба с добавлением консерванта без стерилизации. При производстве пресервов антисептиком является бензойнокислый натрий, а также возможно использование сорбата калия (0,23-0,27%).
     В торговле важно обеспечить постоянное хранение пресервов в холодильнике и своевременную реализацию - не допустить бомбажа банок и перезревания их содержимого.
     Больше  всего распространены пресервы из солено-пряной рыбы, иногда солено-маринованой, приготовленные из сельдевых (кильки, салаки, сельдей). Салаку, а также сельдь атлантическую, каспийскую и беломорскую готовят в виде пресервов пряных, маринованных и в горчичном соусе (тоже маринад, но с добавлением горчицы). Рыбу могут разделывать на филе (анчоусы), филе-кусочки и филе-рулеты (роль-мопс по прежней номенклатуре).
     Пресервы  могут быть упакованы в металлическую  или в полимерную тару. Рыбные пресервы представляют собой скоропортящийся продукт, требующий холодильного хранения, независимо от вида тары, в которую они упакованы.
     Рассмотрим  виды консервы.
     1. Натуральные консервы.
     Натуральные консервы из рыбы. Делаются из рыбы без  предварительной тепловой обработки с добавлением и без добавления пряностей. Вырабатывают в основном из дальневосточных лососей (горбуши, кеты, нерки, редко - из кижуча и гольца).Состав дальневосточных натуральных консервов очень лаконичен: сырая рыба и соль. Лучшими среди консервов из лососевых рыб считаются приготовленные из нерки (красной рыбы) - они имеют изысканный вкус и красивый интенсивный красный цвет. Консервы из горбуши ценятся за особую нежность мяса. Самые дешевые из лососевых консервов на мировом рынке - кетовые (мясо грубоватое, в вареном виде имеет малопривлекательный серовато-желтоватый цвет). Натуральные консервы готовят также из осетровых рыб всех видов, из нельмы, крупных сиговых, хариуса, сельди океанической, салаки, палтуса, зубатки, ставриды, скумбрии, сайры, тунца, речного окуня, угря, из тресковой печени. При производстве натуральных консервов из сельди, сиговых, сайры, скумбрии, палтуса, тунцовых и некоторых других морских рыб применяют очень небольшое количество пряностей, несколько нарушая принцип производства натуральных консервов (сырая рыба и соль), но с учетом вкусов потребителя и требований торговли. Хотя в связи с этими добавками данные консервы не вполне соответствуют натуральным, но такой прием в гастрономическом отношении оправдан.
     Натуральные консервы с добавлением масла. Как и предыдущий вид, делаются из рыбы без предварительной тепловой обработки с добавлением растительного масла, или свиного жира, или жира печени, в которых массовая доля отстоя в масле не нормируется. Для приготовления натуральных консервов этого вида используют сельдь, сайру, ставриду, скумбрию атлантическую и дальневосточную и др. На дно банки перед укладкой рыбы помещают по горошине черного и душистого перца, гвоздику.
     2. Консервы из рыбы с гарнирами
     Рыборастительные  консервы. Консервы из рыбы с добавлением гарнира из овощей, бобовых или круп, в которых доля рыбного сырья составляет не менее 50% массы нетто.
     Рыборастительные  консервы в масле. Рыборастительные консервы, залитые растительным маслом.
     Рыборастительные  консервы в томатном соусе. Рыборастительные консервы из рыбы, залитой томатным соусом, в которых массовая доля сухих веществ не ниже нормы, установленной нормативным документом.
     Рыборастительные  консервы в бульоне (заливке, маринаде, соусе).
     Овощерыбные консервы. Консервы из овощей, круп, макаронных изделий и рыбы, в которых доля рыбного сырья составляет менее 50% массы нетто.
     3. Прочие
     Консервы-уха. Консервы из одного или нескольких биологических видов с добавлением или без добавления пряностей, зелени, лука, томатных продуктов, с заливкой или без заливки бульоном или солевым раствором.
     Консервы-супы из рыбы. Консервы из одного или нескольких биологических видов рыб с добавлением или без добавления растительных добавок, круп, пряностей, с заливкой или без заливки бульоном или солевым раствором.
     Консервы  из рыбы в желе. Консервы из рыбы, залитые  желирующими бульоном или заливкой. Натуральные консервы из нельмы, сиговых, сельди, салаки и угря часто готовят в желе для улучшения внешнего вида, консистенции и ароматически-вкусовых данных особенно нежного мяса рыб, а также для повышения транспортабельности консервов.
     Консервы  из рыбы в масле. В отличие от натуральных, при приготовлении этих консервов  рыба подвергается предварительной  тепловой обработке (бланшированию, обжарке), и заливается растительным маслом.
     Консервы  из копченой (подкопченной) рыбы в масле. Консервы из предварительно выкопченной (подкопченной) рыбы, залитой растительным маслом. Самыми известными консервами этого вида являются "Шпроты в масле", приготовленные из балтийской кильки-шпрота, салаки, беломорской сельди (длиной менее 12 см). Кроме того, консервы типа шпрот готовят из корюшки, ряпушки, мойвы и мелких сельдей неатлантического происхождения и даже из пресноводного ерша и уклеи. Кроме шпрот, консервы в масле выпускаются из копченой рыбы следующих семейств и пород: осетровых (белуга, осетр, стерлядь, севрюга), сельдевых (сельди, салака, килька), анчоусовые (хамса), карповых (елец, плотва, уклея и язь), скомброидных (парусник, марлин, пеламида, тунец, макрель, скумбрия), ставридовых (ставрида), сиговых (муксун, омуль, чир, пелядь, пыжьян, сиги, ряпушка), корюшковых (корюшка, мойва), камбалообразных (камбалы, палтус), тресковых (треска, пикша, налим), прочих (бычок, окунь морской, окунь пресноводный, сарган, сайра, смарида, терпуг, угорь и щука.
     Консервы  из рыбы в томатном соусе. Готовят  с предварительной обжаркой рыбы или без нее. Консервы первого  вида выпускают в большом количестве из различных рыб (сиговые, сельдевые, карповые, окуневые, кефалевые, камбаловые, скумбриевые и др.).
     Консервы  в томатном соусе выпускают приблизительно из рыб 100 наименований. Основную товарную массу консервов в томатном соусе приготовляют из тресковых, камбаловых, сельдей и мелких сельдевых ("килька в томатном соусе"), бычковых, мелких карповых и окуневых. Вырабатываются рыбные консервы в томатном соусе не только из кусков и тушек рыбы, но и в виде котлет, фрикаделей, рагу или, например, хрящей осетровых рыб.
     Технологическая схема производства этих консервов  сводится к тому, что куски порционированной рыбы панируют мукой, обжаривают в растительном масле до появления золотистой хрустящей корочки, охлаждают, вручную укладывают в банки, заливают горячим томатным соусом, после чего немедленно герметически закатывают, стерилизуют и охлаждают. В томатный соус кроме томата (обычно в виде томат-пасты) добавляют уксусную кислоту, сахар, жаренный в масле лук и в очень небольшом количестве - пряности.
     Ароматически-вкусовое и общее восприятие при употреблении в пищу рыбных консервов в томатном соусе зависит главным образом от свойств именно соуса (а не рыбы).
     Консервы  из рыбы в бульоне. Консервы из рыбы с добавлением растительных добавок и (или) пряностей, залитой бульоном. Для приготовления консервов в бульоне используют в основном скумбрию, сазана, леща. При разделке рыбы удаляют голову, чешую, плавники, внутренности. Бульон готовят из голов и плавников частиковых рыб, а также из мелкой рыбы. У голов удаляют глаза и жабры, мелкую рыбу потрошат.
     Консервы  из рыбы в маринаде. Консервы из обжаренной рыбы с добавлением овощей и (или) пряностей, залитой маринадом.
     Консервы-фарши  из рыбы. Консервы из рыбы в виде однородной измельченной массы и растительных добавок.
     Консервы-пудинги  из рыбы. Консервы из рыбы в виде однородной тонко измельченной взбитой массы с добавлением или без добавления растительного масла, муки или крахмала, бульона, коровьего молока.
     Консервы-паштеты  из рыбы. Консервы из рыбы в виде однородной тонко измельченной массы и растительных добавок.
     Консервы-суфле  из рыбы. Консервы из рыбы в виде однородной тонко измельченной взбитой массы с добавлением эмульгаторов.
     Консервы  из печени (молок, икры) рыб. Консервы из "рыбных субпродуктов" с добавлением или без добавления растительных добавок, морской капусты, пряностей, с заливкой или без заливки томатным соусом, маринадом, растительным маслом.
     Виды  рыбных пресервов:
     1. Пресервы из рыбы специального посола. Пресервы из рыбы с добавлением соли, сахара, консерванта. Для производства пресервов используют рыбу-сырец и охлажденную. В основном сырьем для этого вида пресервов служат рыбы семейств сельдевых, скумбриевых.
     2. Пресервы из рыбы пряного посола. Пресервы из рыбы с добавлением дробленых пряностей, соли, сахара, консерванта. Пряно-солевые смеси для пересыпки рыбы-сырца и соленого полуфабриката готовят смешиванием дробленых пряностей с солью, сахаром и бензойнокислым натрием. Для производства этих пресервов используют рыбу-сырец, охлажденную или мороженную согласно действующим инструкциям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.