На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учебно-методическое обеспечение изучения раздела Компьютерный практикум

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию           

ФГОУ СПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»  
 

Факультет Профессиональных технологий  
 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 
Тема: «Учебно-методическое обеспечение изучения раздела
“Компьютерный практикум”»  
 
 
 
 
 
 

                                                                                                Руководитель работы __________________.
                «_____» _________________2010 г.
                Исполнитель
                Студент гр.
                _________________.
                «_____»_________________2010 г.
 
                                                  
                                                                                

Оренбург  2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..3
    Глава I. Теоретические аспекты создания учебно-методического обеспечения раздела «Компьютерный практикум»….……………………………….....5
       1.1. Формы и методы организации учебного процесса…………………..5
    1.2. Теоретические основы создания учебно-методического обеспечения…………………………..…………………………………….22
    Глава II. Практическая разработка и применение учебно-методического обеспечения при изучении раздела «Компьютерный практикум»…….32
       2.1 Анализ учебно-методического обеспечения раздела
       «Компьютерный практикум». …................................................................32
    2.2 Методические рекомендации по созданию учебно-методического обеспечения к разделу «Компьютерный практикум». …………….........41
Заключение…………………………………………….…..………………………..51
Список литературы……………………...……………...…………………………..53
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Методические приемы обучения информатике, как и любого другого предмета, практически бесконечны, каждый учитель вносит какую-либо индивидуальность, у каждого есть интересные находки. Использование информационных технологий делает процесс обучения более продуктивным и интересным как для школьников, так и для учителя. Мы живем в информационном обществе и каждый человек должен уметь работать на компьютере, владеть информацией, знать, как работать с ней. Для этого и введен предмет «информатика» в общеобразовательные учебные заведения.
       Социальный  заказ общества ориентирован на учителя, владеющего широким спектром фундаментальных знаний, компетентного в осуществлении профессиональной педагогической деятельности в школе, готового к педагогическим инновациям и способного к использованию инновационных подходов к проектированию учебной деятельности учащихся на уроках. Уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, основой интеграции предметов в школе. В работах Ю.С. Брановского, С.А. Жданова, Э.И. Кузнецова, Т.А. Лавиной, М.П. Лапчика, В.Л. Матросова, А.В. Могилева, В.И. Пугача,  С.В. Пантюковой, И.В. Роберт, В.П. Шари, М.И. Швецкого, Ю.К. Бабанского и других рассматриваются проблемы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики, отвечающей современному состоянию образовательной области «Информатика». В ряде работ С.А. Бешенкова, С.А. Жданова, Л.B. Замогильневой, В.А. Извозчикова, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, Т.Ю. Китаевской, Н.В. Макаровой, В. Л. Матросова, М.Л. Лапчика, В.Ю. Лысковой, Ю.А. Первина, О.Л. Полыциковой, В.А. Трайнева, И.В. Трайнева, Н.В. Шаговой и других рассматриваются проблемы разработки и практического использования в образовательном процессе эффективных технологий обучения информатике.
       Одним из способов решения проблемы совершенствования  педагогического процесса является использование системы методического  обеспечения образовательного процесса в виде учебно-методических комплексов по дисциплинам.
       Проблема  формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Однако её теоретическая разработка в основном осуществлена на основе поэлементного, а не системного подхода к образовательному процессу.
       Вследствие  этого актуальной является проблема выявления роли и возможностей учебно-методического  обеспечения в педагогическом процессе.
       Цель  исследования: изучить особенности разработки учебно-методического обеспечения раздела «Компьютерный практикум» на уроках информатики в общеобразовательной школе.
       Задачи  исследования:
    Рассмотреть формы и методы организации учебного процесса курса информатики.
    Изучить литературу по созданию учебно-методического обеспечения к разделу «Компьютерный практикум».
    Разработать и проанализировать учебно-методическое обеспечение раздела «Компьютерный практикум».
    Разработать методические рекомендации по созданию учебно-методического обеспечения к разделу «Компьютерный практикум».
       Объект исследования: процесс обучения на уроках информатики.
       Предмет исследования: комплексное учебно-методическое обеспечение раздела «Компьютерный практикум» на уроках информатики. 
 
 
 
 
 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
«КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ»
1.1. Формы и методы организации учебного процесса 

       Методическая  система обучения информатике, как  и любому другому предмету, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения.
       Н.В. Софронова отмечает, что специфика  курса информатики состоит в  том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников, т.е. от средств обучения зависят  и задачи обучения, а, следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков (8, 35). Так, в зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, других средств и возможностей (например, доступ к Интернет) учитель варьирует содержание образования по информатике в пределах, допустимых стандартами образования.
       Чему  учить в рамках предмета информатика  регламентируют два основных нормативных  документа:
    Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике.
    Базисный учебный план.
       Одной из основных содержательных линий при  изучении предмета «Информатика и ИКТ» является раздел: «Технология создания и обработки текстовой информации».
       Как учить информатике определяют формы  обучения.
       В.Г. Крысько подразделяет формы обучения на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеплановые (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) .
       В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса.
       В обучении информатике имеет место  еще одно основание классификации: наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения (14). Соответственно, рассматриваются компьютерные и бескомпьютерные формы обучения в применении к общепринятой классификации форм обучения. При этом действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
       Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников (2, с.96). В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.
       Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
       Как отмечает А.И. Бочкин, влияние компьютера проявляется в возможности немедленного воспроизведения учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем (3, с.231). При этом учитель должен иметь возможность не только организационно и программно руководить фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, но и переключать компьютеры учащихся в соответствующие режимы (фронтальной или индивидуальной деятельности), а также установить единое состояние компьютерной среды на всех рабочих местах учащихся (РМУ).
       При фронтальных формах обучения (как  бескомпьютерных, так и компьютерных) управление деятельностью учащихся со стороны учителя очевидно. Замечу, что по мере усвоения общих способов действий работа учащихся становится все более индивидуальной в смысле независимости от внешней помощи и указаний.
       Коллективная  форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
       В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.
       При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен  информацией, поэтому групповые  формы эффективны в группах с  участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
       В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Замечу, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова парную форму обучения понимают как эпизодическое парное общение в процессе урока «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
       Парная  работа на ЭВМ сформировалась из-за нехватки компьютеров, а по существу была стихийно найдена студентами и учащимися. Позже было замечено, что даже при достаточном числе РМУ она бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.
       Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.
       Индивидуальная  форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).
       В бескомпьютерном варианте отличия от других уроков незначительны. Такой вид деятельности, по мнению А.И. Бочкина, полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий ЭВМ. Полезна и «отсадка» от ЭВМ во время лабораторного занятия того, кто не готов к работе, для дополнительного изучения теоретического материала.
       В условиях компьютерного урока информатики  управлять индивидуальной деятельностью  учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), «автоформализовать собственный педагогический опыт» (А.П. Ершов) в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
       Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова, в преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора.
       Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
       Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, и завершенная организация педагогического процесса, характеристиками которой является систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима поведения.
       Рассматривая  развитие во времени организационных  форм обучения. А.И. Бочкин отмечает два ряда изменений: монотонный отход от индивидуального обучения и переход от управления учебной деятельностью учителем к самоуправлению познанием учащегося.
       Движущей  причиной перехода от индивидуального  обучения к коллективному явилось  стремление увеличить количество учащихся, привлекая для этого меньшее  число учителей.
       ЭВМ возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.
       Одна  из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.
       В виде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чаще предлагается не жесткий  и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантов обучения. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.
       Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и  технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
       В классических пособиях по педагогике, урок рассматривается как основная организационная форма обучения, дополняемая другими формами, которые либо развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия и т.д.), либо были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы к условиям школы (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
       Дополнительные  формы организации обучения рассчитаны на отдельных учащихся или группу с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Так, на дополнительных занятиях могут быть оказаны различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.
       Для удовлетворения познавательного интереса и углубленного изучения предмета с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
       С дополнительными занятиями тесно  связаны консультации. Как правило, они проводятся эпизодически, организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или  зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных консультаций.
       Даже  самая первая программа машинного  варианта курса OИBT предусматривала три основных вида организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках - демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.
       Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.
       Лабораторная  работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.
       Деятельность  учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.
       Дидактическое назначение используемых программных  средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).
       Началу  работы может предшествовать предварительный  контроль готовности (за столами для  обычных занятий).
       Индивидуальный  практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности: большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
       Учащиеся  получают индивидуальные задания от учителя на один, два или более  уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома. Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети Интернет), когда работать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В целом эта форма является уже переходной к внеклассной (внеурочной) деятельности.
       Учитывая  гигиенические требования к организации работы учащихся в компьютерном классе, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
       Термин  «лекция» имеет два смысла: это и форма, и метод (16). Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта. При этом, как отмечает А.И. Бочкин, оптимальная форма конспекта предполагает наличие в левой части страницы тезисно изложенных основных моментов, а справа - место для комментариев учащегося. Это способствует индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций (3, с. 153).
       Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд немашинных и домашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам информатики), другие требуют предварительного пли последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма). Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Наконец, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось. Сам компьютер может отвлекать от сущности того, что ученик за ним делает. В предельном случае возможна замена целенаправленной деятельности слепым перебором вариантов, внешне не сразу отличимым от продуктивной работы.
       Важным  интеллектуальным умением является способность к развернутому прогнозу поведения компьютера на основе накопленного опыта работы на нем. И для такой деятельности тоже нужен семинар.
       Коллективные  формы работы, преодолевающие индивидуалистичность компьютерного способа «один на один», также реализуются на семинаре. Органично вписываются в семинар ролевые игры, поскольку их нужно обязательно обсуждать.
       Наиболее  распространенной в школах организационной формой обучения является классно-урочная, поскольку 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке.
       Классно-урочная  система выдержала испытание  жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире.
       Характерными  признаками классно-урочной системы обучения являются:
    постоянный состав учебных групп учащихся;
    строгое определение содержания обучения в каждом классе;
    определенное расписание учебных занятий;
    сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
    ведущая роль учителя;
    систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
       Ее  преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения.
       К недостаткам системы относится ориентация на среднего ученика; трудность учета индивидуальных особенностей детей; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение между ученикам; частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца; жесткая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.
       Е.В. Огородников. С.Г. Григорьев и другие предлагают современные типы и виды уроков информатики:
    уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет);
    уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок);
    уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-конференция, урок-встреча, урок-проект);
    уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).
       Методы  обучения как и формы могут  быть различны. В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:
      по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);
      в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков);
      по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы).
       Помимо  предложенной классификации методы можно разделить на традиционные и креативные.
       Креативные  методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов (11). Методы интуитивного типа, опираются на нелогические действия учащихся, имеющий интуитивный характер. Креативные методы являются активными методами обучения.  Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых навыков деятельности». Также к активным методам можно отнести деловые игры, ролевые игры, метод проектов, тренинги, групповое обсуждение, практический эксперимент.        
       Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и преподавателями (12).
       Одним из креативных методов обучения является метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.
       Правила «Мозгового штурма»
    Присутствуют ведущий и участники.
    «Мозговой штурм» не терпит  шаблонного мышления.
    Как бы невероятна ни была идея, выдвинутая участниками, она должна быть встречена с одобрением.
    Рекомендуется задавать вопросы с целью уточнения идеи.
    Запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки.
    Идеи следует формулировать понятно и коротко. Чем больше будет идей, тем лучше. 
       Этапы «Мозгового штурма»
    Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи для поиска ее решения. Определение условий коллективной работы.
    Формирование 3-5 рабочих групп и экспертной группы, которая будет оценивать, и отбирать лучшие идеи.
    Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера. Цель этого этапа – помочь учащимся освободиться от скованности.
    «Штурм» поставленной проблемы. Уточняется проблема. Обсуждение начинается одновременно во всех группах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Идеи можно только дополнять и комбинировать. В каждой группе идеи систематизируются и объединяются в группы по общим признакам. К каждой группе прикрепляется эксперт, который фиксирует идеи. Длительность 10-15 минут.
    Оценка и отбор наилучших идей группой экспертов. Рассматриваются препятствия для реализации некоторых идей.
    Сообщение о результатах «мозгового штурма». Оцениваются критические замечания. Отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями. Публичная защита наилучших идей.
       Можно так же рассмотреть и методы эвристического обучения — это такие методы, при которых основной задачей является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. (10).
       К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные  проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.
        Также существуют частнометодические методы. К таким методам можно отнести метод «черного ящика» применяемый при изучении алгоритмизации. Также к креативным методам относится метод «черного ящика».  "Черным ящиком" (8. стр. 39) называется метод исследования, при котором изучаемый объект рассматривается как неделимое целое, не имеющее структуры. Считается, что в оболочке объекта царит "черный джин", преобразующий входное воздействие X по некоторому правилу f в выходную реакцию Y (Рисунок 1).  

Рис. 1.
       Вооружившись  этим методом, необходимо сначала построить "черный ящик", т.е. выделить исследуемый объект (или его часть), определить для него входы и выходы, выяснить тип воздействий, на которые "черный ящик" реагирует, построить закон поведения F, проверить его на практике и затем, в случае удачи, рекомендовать свое открытие к практическому использованию.
       Обычно  работа сводится к организации серии  опытов с объектом, в ходе которых  на вход "черного ящика" подаются последовательно воздействия X0, X1, ...Xn и регистрируются реакции на выходе Y0, Y1, ...Yn соответственно. Результаты сводятся в таблицу или отмечаются точками на плоскости переменных X и Y. Теперь необходимо найти такую функцию F, которая бы принимала в точках таблицы те же значения, что и функция джина
f: F(xi)=f(xi)=yi для всех i из [0,n].
       Как показывает практика, максимального  эффекта в процессе обучения можно  добиться, используя в образовательном  процессе интерактивные дидактические  игры и тренажеры, представляющие собой  коллективную или индивидуальную деятельность в условиях смоделированных ситуаций, и направленных на формирование профессиональных умений и навыков. Интерактивная игра позволяет моделировать как реальные ситуации, возникавшие ранее в различных сферах будущей профессиональной деятельности, так и придуманные с целью сформировать личность будущего специалиста, определенные профессиональные качества и навыки (15).
       В работе тренажера или игры можно  выделить несколько основных шагов  развития действий: первый - выбор модели, второй - выбор режима работы тренажера (уровня сложности), третий - воздействие на модель, четвертый - реакция объекта, пятый - мониторинг состояния объекта, далее цепь замыкается до достижения конца моделирования (Рисунок 2). Исходя из опыта работы, на наш взгляд наиболее успешным является трехуровневый подход при реализации тренажеров и дидактических игр. Первый уровень (Рисунок 3) обеспечивает знакомство с предметом, компьютер сам показывает и исправляет ошибки, связанные с неверным воздействием пользователя на объект. Второй уровень (Рисунок 4) реализует процесс обучения, выработку умений и навыков. Здесь введен случайный фактор внешнего воздействия на модель, а машина только указывает на ошибки, предоставляя пользователю самому найти верный путь решения задачи. Третий уровень (Рисунок 5) выполняет роль итоговой работы, в которой пользователь должен сделать все сам от начала до конца без подсказок со стороны компьютера.
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Общая схема работы с тренажером 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Режим знакомства 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4. Режим обучения
         
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Режим контроля 

       Использование интерактивной доски на уроках информатики так же активизирует внимание учащихся на уроке и вызывает интерес к предмету «Информатика». Интерактивная доска - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.
       Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные  схемы, как на обычной доске, в  реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшей работы с ними.
       Преимущества  работы с интерактивными досками
       Основные  преимущества:
    совместима с программами для всех лет обучения;
    усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
    предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
    делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
       Преимущества  для преподавателей:
    позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
    поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
    позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
    позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
    удобна при работе в большой аудитории;
    вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
       Преимущества  для учащихся
      делает занятия интересными и развивает мотивацию;
      предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
      освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
      учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
      позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
      учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
      им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.
       Таким образом, важно знать не только традиционные методы обучения информатики, но и активные методы (креативные). Они делают процесс обучения более интересным и развивающим как для учеников, так и  для преподавателя. 

      1.2. Теоретические основы создания УМО 

       Учебно-методическое обеспечение - это совокупность программ, учебников и учебных пособий, дидактических материалов, методических пособий для учителя, назначение которых - максимально и полно  реализовать цели и задачи данного  курса (19). В учебно-методическом обеспечении воплощается содержание образования на различных уровнях. Согласно концепции В.В. Краевского и И.Я. Лернера (6, с.115), содержание образования как педагогическая модель социального заказа формируется на нескольких уровнях:
       1) общего теоретического представления;
       2) учебного предмета;
       3) учебного материала. 
       Учебно-методическое обеспечение (УМО) – это подлежащий усвоению учебный материал, т.е. объяснительные тексты и инструкции, учебные и контрольные задания и вопросы для проверки качества усвоения.
       Основой учебно-методического обеспечения  по большинству предметов традиционно  является учебно-методический комплект (УМК), включающий программу, учебник, методические рекомендации для учителя. Многие УМК, кроме того, включают в свой состав ряд учебных пособий – наглядные пособия, рабочие тетради, практикумы (задачники), материалы для контроля знаний учащихся.
       Исходя  из этих особенностей физиологии высшей нервной деятельности и основанной на них психологии человеческого восприятия, педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения (ТСО) изображения в процессе передачи учебной информации.
       В современной дидактике принцип наглядности понимается как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Модель - условный образ какого-либо объекта (системы объектов). Учебные модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса. Эти стороны должны быть отражены правильно, адекватно, то есть должны быть изоморфны изучаемому явлению. Изоморфизм и простота рассматриваются как отличительные признаки наглядности
       Одна  из важнейших дидактических особенностей УМО в сочетании с ТСО - их высокая информационная насыщенность. Это открывает большие возможности их применения как средств рационального использования учебного времени, увеличения интенсивности обучения. Однако следует помнить, что высокая информационная емкость не должна превышать возможностей восприятия и усвоения учебной информации учащимися.
       Следующая важная дидактическая особенность  УМО - это возможность преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения. Например, длительно протекающие процессы образования кристаллов или роста ветки дерева могут быть продемонстрированы за очень короткий промежуток времени.
       Важной  дидактической особенностью сочетания УМО и ТСО является возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов. ТСО позволяют ознакомить учащихся с явлениями, которые трудно или невозможно воспроизвести в школьных условиях.
       Специфической особенностью УМО в сочетании с ТСО является показ изучаемых явлений в развитии, динамике. Показ явлений в развитии отображает диалектическую взаимосвязь и обусловленность в природе и обществе. Для решения этой задачи в распоряжении ТСО есть современная сложнейшая аппаратура, различные варианты ускоренной и замедленной съемки, мультипликация, подводная съемка и др.
       С помощью ТСО учебную информацию сообщают через систему изображений-образов, что обеспечивает усиленное эмоциональное воздействие на учащихся. В экранно-звуковых средствах научная информация выражена с помощью искусства.
       Первый  этап работы – определение того, что вкладывается в понятие УМК, каковы его составляющие. Второй – создание и организация учебно-воспитательного процесса на основе комплекса.
       УМК должен представлять собой обоснованную и логически связанную систему  дидактического, программно-технологического и организационного компонентов, обеспечивающую наиболее эффективное достижение целей учебно-воспитательного процесса. Каждый компонент подразумевает свое наполнение.
       Дидактическое обеспечение включает не только стандартный набор – теоретический материал, методические указания по выполнению лабораторных заданий, учебно-методические пособия, вопросы к итоговому контролю, список литературы, – но и методы, способы, формы обучения и контроля, т.е. технологию обучения.
       Программно-технологическое – оснащенность современными компьютерами, техническими средствами обучения; наличие качественных компьютерных программ учебного назначения.
       Организационное обеспечение представляет собой  способ построения УМК по предмету «Информатика».
       Виды УМО классифицируются по следующим позициям:
    учебное оборудование;
    средства телекоммуникаций (для современных компьютерных классов);
    учебно-методический комплекс: методическая литература, книги для учителя, рабочие тетради;
    дидактический материал;
    тесты;
    раздаточный материал;
    программное обеспечение по базовым предметам;
    учебники;
    лабораторно-практические работы и др.
       Некоторые преподаватели проводят практические занятия по информатике и ИТ на основе кратких инструкций, раздаточного материала. Однако в последнее время основные подходы к компьютерной технологии стабилизировались, а объектно-ориентированная технология, созданная усилиями Microsoft и других компаний, интерактивный графический интерфейс стали своеобразным стандартом де-факто.
       Все задания и упражнения разбиты на три группы с учетом уровня школьной компьютерной подготовки:
    упражнения и задания с подробным описанием выполнения всех действий и операций.
    упражнения и задания, которые выполняются практически без опоры на описание, а также дополнительные усложненные задания;
    задания исследовательского характера по той же тематике, требующие более глубоких знаний, стойких умений и навыков работы на компьютере и с данным программным обеспечением. Имеется также комплекс дополнительных заданий с опорой на встроенную справочную систему.
       Познавательный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающее - контролирующих  систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления  процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту  прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.  
       Современные компьютерные дидактические программы (электронные учебники, компьютерные задачники, учебные пособия, гипертекстовые информационно-справочные системы - архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.д.) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий, которые возникли на стыке многих отраслей знания.
       Кроме выше перечисленных компонентов, в  состав учебно-методического обеспечения  предмета «Информатика» стали широко внедрятся последнее время электронные учебники.
       Электронный учебник - это не только комплексная, но и целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная  система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала  с использованием богатого арсенала различных форм представления информации, а также давать представление о методах научного исследования с помощью имитации последнего средствами мультимедиа. При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит более успешно, так как он основан на непосредственном наблюдении объектов и явлений.
       Одним из видов учебно-методического обеспечения  так же являются и рабочие тетради. Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность учащегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое.
       Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:
      содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
      характером (стилем) управления познавательной деятельностью учащихся;
      исходным уровнем подготовленности обучающихся;
      возрастными особенностями обучающихся;
      условиями обучения;
      творческими способностями преподавателя.
       Рекомендуется, чтобы модель рабочей тетради включала в себя 4 блока: три основных обязательных и один справочный.
    Первый блок - представляет собой, так называемое мобилизующее начало.
       Он  содержит вопросы и задания, позволяющие  восстановить в памяти, ранее усвоенные  знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания  нового материала. Данный блок заданий  позволяет сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.
    Второй блок - Представляет собой сконструированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.
       Сконструированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.
       Он  позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах темы, прививает  навыки конспектирования, развивает  образное мышление, повышает эффективность  его восприятия учащимися. Развивает  зрительную память, учит мыслить образами.
    Третий блок - предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку учащихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
    Выполнение тренировочных упражнений способствует:
    совершенствованию умений самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
    развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей учащихся;
    воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.
    Четвертый блок - включает перечень по изучаемой дисциплине рекомендуемой литературы. Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать учащихся и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.
       Помимо  вышеперечисленных компонентов, на уроках информатики часто используется преподавателем  раздаточный материал – вид учебно-методического обеспечения процесса обучения, целью которого является индивидуализация, наглядность, разнообразие и упрощение получения знаний, умений и навыков. Заключается в том, что ученикам раздаются различные картинки, тексты, инструкционные карты, тесты, дидактические материалы и т.д., чаще всего применяются на лабораторно-практических работах. 
       Лабораторно-практическая работа – это вид учебно-методического обеспечения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе выполнения воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
       Дидактический материал - особый вид пособий для  учебных занятий, использование  которых способствует активизации  познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
       К дидактическим материалам можно  отнести:
    Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
    Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
    Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
    Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
    Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
    Задания с проблемными вопросами.
    Задания на развитие воображения и творчества.
    Экспериментальные задания.
    Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
    Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
    Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
    Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
    Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»;
    «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
    Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
    Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
       В качестве контрольно-измерительных  материалов в учебно-методическом обеспечении  урока информатики применяются тестовые задания.
       Тест  представляет собой краткое, максимально  информативное задание, используемое в основном для проверки и оценки знаний. Классификация тестовых заданий, весьма различна (4, с.364). Они бывают: открытыми и закрытыми, на выбор одного или нескольких вариантов ответов, тесты на соответствие, на  установление правильной последовательности и т.д.
       При составлении заданий теста следует  соблюдать ряд правил, необходимых  для создания надежного, сбалансированного  инструмента оценки успешности овладения  определенными учебными дисциплинами или их разделами:
    каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования.
    необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.
    тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
    задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
    варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
    важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”.
    задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми.
    вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.