На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время вопрос антимонопольного регулирования и разработка методов  государственной поддержки конкуренции  очень важен для решения основных экономических проблем, которые  возникают в процессе развития любого государства.
     Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм рассматривался как экономическое  преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, которые направлены на предотвращение или ослабление отрицательных  последствий монополизации рынков.
     Для противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государство  разрабатывает законы, на основе которых  можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации, а  также создает организации, которые  следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации,  помогают созданию новых фирм, которые  могут противодействовать монополизации  рынков или разрушить ее. Таким  образом, государство стремится  обеспечить равные условия и добросовестную конкуренцию.
     Целью данной работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой, а также путей сдерживания  монополистической власти. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    овладеть понятиями антимонопольная политика и антимонопольное законодательство;
    перечислит их основные направления;
    охарактеризовать государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой;
    проанализировать использование антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
     Данная  курсовая работа имеет следующую  структуру: введение, основная часть  и заключение.
     Без применения твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономического развития и  переход к рыночной экономике. Любой  успех экономических преобразований зависит от системы регулирования  государством монопольных процессов  и конкурентных отношений. Именно поэтому, данная тема курсовой работы является очень актуальной и ей необходимо уделять должное внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Антимонопольная  политика и антимонопольное  законодательство: понятие, основные направления 

     Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Именно рынок является единственной реальной силой, которая  препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный  рыночный механизм, распространение  монополий не зашло слишком далеко.
     В большинстве стран с развитыми  рыночными системами баланс рынка  и монополий оказался неустойчивым, в результате чего появилась необходимость  проведения антимонопольной политики, которая была направлена на защиту конкуренции.
     Государство не стремится сделать все рынки  совершенно конкурентными, а лишь пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где  поощряется конкуренция, а не монополизм. Таким образом, антимонопольная  политика представляет собой инструмент административного регулирования  экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных  изменений.
     Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции  и установлению монополии. Эффективность  данной политики зависит от трех важнейших  элементов:
    характера самих законов;
    трактовки законов судами;
    последовательности, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.
     Ее  основными моментами является:
    контроль над ценами;
    контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
    защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса;
    охрана и поощрение конкуренции.
     Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Например, эластичность спроса в этой ситуации становится единственным фактором, ограничивающим монопольное  поведение, но не всегда достаточным. Именно с этой целью и проводится антимонопольная  политика.
     Можно выделить два основных направления  антимонопольной политики. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых заключается в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Это могут быть меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, поддержка малого бизнеса, улучшение инвестиционного климата. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. Сюда относятся финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства. Оно играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
    государственное регулирование естественной монополии;
    защита компаний от «чрезмерной конкуренции»;
    меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (т.е. антимонопольное законодательство).
     Таким образом, антимонопольное регулирование  – это политика, направленная на ограничение рыночной власти или предотвращения ее приобретения экономическими субъектами.
     Любое государство стремится не допустить  превращения крупного бизнеса и  капитала в монополию, наущающую  нормальное функционирование рыночного механизма. Государство также контролирует процесс слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникающих на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Его целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
     Таким образом, антимонопольное законодательство представляет собой совокупность законов  и правовых норм, устанавливающих  права, обязанности и ответственность  экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью. С одной стороны оно направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках. В свою очередь антимонопольное законодательство запрещает:
    фиксацию цен;
    слияние фирм;
    систему взаимопереплетающихся директоратов;
    разделение рынков сбыта;
    соглашения по ограничению выпуска продукции;
    ценовой демпинг (в случае, когда цена ниже издержек производства).
     Существуют  такие понятия, как ограничение  и пресечение монополистической  деятельности. Первое из них, т.е. ограничение, представляет собой процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. В свою очередь, пресечение монополистической деятельности – правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
     Во  всех странах с развитой рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкуренции, но и системы органов  государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической  деятельности, защита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности  за антиконкурентное поведение, сформировалось также и самостоятельное антимонопольное  право.
     Таким образом, именно законодательство, регулирующее экономическую конкуренцию, является одной из ключевых составляющих государственного регулирования экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Государственный  контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 

     В странах с развитой рыночной экономикой ответственность за судьбу рынка  и создание условий для его  эффективного функционирования взяло  на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции.
     В целях предотвращения чрезмерной монополизации  рынка, антиконкурентных слияний, сговора  о ценах и их дискриминации, других ограничений торговли и конкуренции  осуществляется антимонопольное регулирование.
     Антимонопольное регулирование представляет собой  комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством, и направленных на обеспечение  условий развития рыночной конкуренции, недопустимость чрезмерной монополизации  рынка и злоупотреблений монопольной властью.
     В развитых странах оно стало регулярной функцией государства с конца  XIX века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), на нормах, закрепленных крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США – это Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.
     Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Первая из них предусматривает формальное запрещение монополии, вторая строится на принципе контроля над монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство.
     Первый  антитрестовский статус был принят в США 2 июля 1890 года под названием  «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий», и известен как закон Шермана. Первый раздел этого закона запрещал любые формы контрактов (сговор, объединения и т.д.), направленные на ограничение свободы торговли или коммерции. Второй раздел объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.
     В 1914 году закон Шермана был существенно  расширен и дополнен – конгресс принял еще два закона, призванных дополнить собой антитрестовский закон Шермана: это были антитрестовский закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии.
     Закон Клейтона содержал три основных раздела. Один из разделов определяет ценовую  дискриминацию. Другой раздел объявляет противозаконными акты продажи, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии. Следующий раздел Клейтона запрещает слияние или покупку фирм в любой области коммерции в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополий.
     Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной  комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией.
     В 1936 году в закон Клейтона были внесены  поправки в связи с принятием  закона Робинсона-Пэтмана. Этот закон  расширил рамки запрещаемой ценовой дискриминации, включив в нее не только попытку устранения конкурентов, но и также нанесение им какого-либо ущерба
     В основе американского законодательства начала XX века лежали постановления Общего закона, которому были присущи решительное запрещение любых ограничений свободной конкуренции.
     Отношение правительства к монополизации  в условиях рыночной экономики двойственно: с одной стороны – защита монопольного и олигопольного производства, с  другой – ограничение или запрещение определенных форм поведения монопольных фирм. Это объясняется двойственностью последствий монополизации. В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен и различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем, монополизация всегда связана с масштабами производства и экономии ресурсов. Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок.
     Таким образом, предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка, т.е. определение доли фирмы на рынке.
     На  Западе антимонопольное законодательство направлено на защиту олигополии. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли, при которой ограниченное число крупных фирм производят значительную часть отраслевой продукции, благодаря чему они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор для осуществления единой рыночной политики. В рамках олигополии антимонопольное законодательство не распространяется на те отрасли, в которых либо не сложилась олигополистическая структура и господствует система мелких производителей (лесное, сельское хозяйство), либо монополия выступает как обязательная форма организации производства (отрасли, связанные с естественной монополией – коммунальное хозяйство, транспорт, производство и распределение электроэнергии, газа).
     Антимонопольное законодательство неприменимо в ряде стран к национализированным предприятиям и торговле, на которую существует государственная монополия; к внутрифирменным операциям. Оно ограниченно используется в сфере операций с интеллектуальной собственностью, не затрагивая соглашений и совместной деятельности в области экспорта, повышения эффективности производства и развития НТП. Таким образом, в ряде стран антимонопольное законодательство частично или полностью неприменимо к более чем половине предпринимателей.
     Наличие рыночной власти еще не является нарушением антимонопольного законодательства. Только в случае установления факта причинения экономического ущерба в результате ограничительной практики явление признается незаконным.
     Опыт  развитых стран показал, что монопольная  политика была малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, не приостанавливая сам процесс монополизации.
     Начиная с 60-х годов XX века, государство стало влиять на уровень и формы концентрации в экономике не только путем антимонопольных мер, но и при помощи всех форм государственного регулирования – налоговой, денежной и кредитной политики, субсидий, различных мер в области финансирования исследований, распределения государственных заказов.
     Существуют  пять основных направлений вмешательства  государства в деятельность монополий:
    контроль над ценами;
    налоговая политика;
    национализация собственности монополий;
    особая политика в отношении олигополий, преобладающих,  а американской экономике;
    государственное регулирование промышленности без установления государственной собственности на средства производства.
     Например, в США при анализе ситуаций, связанных с оценкой поведения  фирм, обладающих монопольной властью  в современном антимонопольном  законодательстве широко используется принцип «разумности или рациональности». Законность действий компаний определяется тем, поощряют они конкуренцию или  сдерживают. Фирма дробится на более  мелкие только в случае незаконного  достижения монопольного положения (поглощения или устранения конкурента).
     Наиболее  сложная ситуация с государственным  контролем за монополистической  деятельностью сложилась в Великобритании.
     Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах  о добросовестной торговле и о  конкуренции, ключевую роль играют Ведомство  по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь  торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная  законодательством об ограничительной  торговой практике, ключевую роль отводит  Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует  правительство о своих решениях. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный  характер.
     Основная  задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования  и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления  слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
     Роль  государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в  деле регламентации монополий и  конкуренции весьма значительна. Так  как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение  вопросов по монопольным ситуациям  осуществляется государственным секретарем или другими министрами.
     В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет  к смягчению отрицательных последствий  чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное  ведомство по делам картелей, федеральный  министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий  в ФРГ.
     Деятельность  промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить  в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства решаются вопросы разрешения или  запрета картельных договоров, признания  договоров о слиянии предприятий  недействительными, запрета незаконного  поведения доминирующих на рынке  предприятий.
     Во  Франции контроль за монополистической  деятельностью возложен на Совет  по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается  независимым административным органом, на решения которого министр экономики  не может налагать “вето”. Он выполняет  консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам  налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за монополистической практикой  во Франции является проверка экономической  концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект, способный нанести  вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения  на рынке.
     Анализ  зарубежного опыта антимонопольного регулирования показал:
    В конце XIX века на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию. Оно выполняло функцию государства в развитой рыночной экономике, нацеленную на поддержание необходимого равновесия между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие последнее.
    Современная антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой гибкую систему мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер.
    Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является величина ущерба, наносимого деятельностью компании процессу конкуренции.
    Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. защита олигополии.
    Все большее значение при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольных законов, придается принципу «разумности», т.е. экономической целесообразности и эффективности.
    В странах Восточной Европы антимонольная политика первоначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», т.е. на изменение типа экономической системы, а затем – на защиту конкуренции.
     Таким образом, необходимое равновесие между  монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное  регулирование, которое представляет собой гибкую систему постоянно  действующих и мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих ограничительный запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах «разумности» и эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь 

     Для устранения монополизма и причин его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление  которых не может происходить  без целенаправленного государственного контроля. Роль государства как регулирующего  органа, поощряющего в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, состоит не в запретах монополии, а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях закона.
     В Республике Беларусь переход к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного  монополизма и дефицитности большинства  товарных рынков. Проведение последовательной антимонопольной политики становится одной из постоянных функций государственного управления. Основная задача антимонопольной  политики – сформировать и постоянно  поддерживать конкурентный рынок. Необходимость  антимонопольного регулирования  в  Республике Беларусь обуславливают:
    преобладание крупных чистых монополий – единственных производителей;
    высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
    формирование квазирыночных структур;
    усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.
     Этому способствовали: распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.
     Республика  Беларусь впервые приступила к антимонопольному регулированию, становление которого происходит в условиях, не предусмотренных традиционными методами макроанализа, в условиях неопределенности и непредсказуемости, отсутствия рыночной конкурентной среды и углубляющегося экономического кризиса.
     В такой ситуации необоснованное повышение  цен обеспечивает увеличение дохода монополистов и сопровождается не ростом объемов производства, а его сокращением. Реформа цен, их либерализация при  высокой степени монополизации  республиканской экономики ускорили принятие соответствующих мер по демонополизации.
     Демонополизация – политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке и создание необходимых условий для развития конкуренции. Это понятие вошло в оборот после принятия в 1990 году Постановления Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства». В начале 90-х годов этот термин получил широкое распространение в странах Восточной Европы и трактуется как путь к экономической свободе путем разгосударствления и приватизации, устранения монополии государственной собственности, монополии государства на производство продукции и услуг с целью формирования конкурентного рынка.
     Демонополизацию следует осуществлять с учетом:
    ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы;
    неблагоприятного состояния экономики, включая спад производства и дефицит оборотных средств;
    высокой зависимости экономики Республики Беларусь от процессов в сопределенных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов.
     Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, а создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства  и конкуренции.
     В Республике Беларусь начало государственной  политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 года первого антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступившего в силу 1 марта 1993 года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.