На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и источники монопольной прибыли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение 3
Глава 1 Сущность монопольной  прибыли. монопольный  рынок. 5
1.1. Монопольный рынок. Стратегии получения монопольной прибыли. 5
1.2. Структура, функции монопольной прибыли. Максимизация прибыли. 11
1.3. Антимонопольная политика 23
Глава 2 Тенденции развития монопольной прибыли  в россии. 29
2.1. Роль мирового  кризиса. 29
2.2. Монопольная прибыль  раньше и сегодня. 32
Заключение 40
Список  литературы 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Основные  задачи, которые я ставила перед  собой при написание курсовой работы – разобраться в монопольной  прибыли, проанализировать источники  возникновения, раскрыть сущность работы, наглядно показать её специфику в  текущем году.
     Монопо?лия (от греч. ???? — один и ????? —  продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая  товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались  сверху санкциями государства, когда  одной фирме давалось привилегированное  право торговли тем или иным товаром.
     Источником  информации для данной курсовой работы я предпочла учебную литературу и периодические издания библиотеки МГЭИ, не обошлось, как всегда, без интернета, в котором я почерпнула самые актуальные новости монопольной жизни Нашей страны – России.
     Мы  знаем, что есть разные причины возникновения  монополий, но ясно также и то, что  регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок  не может. Это функция властей, государства.
     Так власти (государство) получили функции  по осуществлению антимонопольных мер. Кроме того, избавившись от одной силы, общество вручило монопольную власть другой силе.1
     Значимость  темы очевидна, с монополиями мы сталкиваемся в повседневной жизни, оплачивая счета электросчетчика, водомера, телефонной связи, немного  меньшими по территории охвата монополиями  в различных отраслях производства, актуален вопрос и о прибыли –  ведь товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к  ней, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Сущность монопольной прибыли. Монопольный рынок.

      Монопольный рынок. Стратегии  получения монопольной  прибыли.
 
     Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся  на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов она устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства? Напомним, что абсолютная монополия — это рынок одного продавца. Цена, которую устанавливает фирма-монополист, является одновременно и рыночной ценой.
     Как уже было сказано, чистая монополия  — это абстрактная модель рынка. Трудно себе представить ситуацию, когда конкуренция полностью отсутствует. Даже «Газпром» контролирует не 100%, а 98% производства газа в России. Тем не менее анализ модели рынка абсолютной монополии помогает найти ответ на ряд принципиальных вопросов, понять, что лежит в основе формирования цен на неконкурентных рынках, чем руководствуются фирмы при выборе объемов продаж и т.д.
     Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем  выпуска товара; если он принимает  решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции:
     Поскольку фирма-монополист, так же как и  любая другая фирма, стремится к  получению высокой прибыли, в  ходе принятия решения о цене продажи  она учитывает рыночный спрос  и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
     Кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска, меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.
Максимизация  прибыли монополистом
Объем, тыс. ед.
    Издержки
Цена, руб.
    Доход
Прибыль, тыс. руб.
 
валовые, тыс. руб.
средние переменные, руб. средние валовые, руб. предельные, руб.  
валовой, тыс. руб.
предела ный, руб.
 
1
105 45 105 45 100 100 100 -5
2 145 42,5 72,5 40 96 192 92 47 '
3 180 40 60 35 92 276 84 96
4 210 37,5 52,5 30 88 352 76 142
5 245 37 49 35 84 420 68 175
6 285 37,5 47,5 40 80 480 60 195
7 . 330 38,5 47,2 45 76 532 52 202
8 385 40,6 48,1 55 72 576 44 191
9 450 43,3 50 65 68 612 36 162
10 525 46,5 52,5 75 64 630 28 115
Рис 1. Динамика издержек и доходов фирмы X b условиях монополии
     Чтобы показать, при какой цене и каком  объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма X является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах на рис 1.
     Мы  предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции  монополист может продать по цене 100 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 7 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам (выше предельных издержек). Если она произведет 8 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
     На  конкурентном рынке, когда цена и  предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 9 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
Оптимальный объем Цена, руб. производства, тыс. ед.
Конкуренция. 9 68
Монополия. 7 76
 
     Таким образом, на конкурентном рынке равновесие достигается, когда цена равна предельным издержкам, на монопольном рынке, когда цена выше предельных издержек.
     Цена, устанавливаемая монополистом, Называется монопольной ценой Монопольная цена выше той, которая установилась бы при отсутствии монополии. За счет своего монопольного положения фирма имеет возможность получить дополнительную прибыль, или сверхприбыль. В нашем примере, продавая товар по конкурентной цене (68 руб.), фирма получила бы 263 тыс. руб. прибыли, однако, установив более высокую цену (76 руб.), фирма получает 202 тыс. руб. прибыли. Дополнительная прибыль (сверхприбыль), источником которой является именно монопольное положение фирмы, составляет 39 тыс, руб.
     Графически  процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 2.

Рис. 2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки
     Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в тысячах единиц продукции, а точка А на графике лежит между 7 и 8 тыс. ед., будет произведено 7 тыс. ед. продукции. Не произведенные монополистом 8-я и 9-я тысячи (а они были бы выпущены в условиях конкуренции) означают потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Монополия и эластичность спроса
     Эластичность  рыночного спроса на продукцию влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса по цене Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р следующим образом:

     Чем выше эластичность спроса, тем более  приближены условия деятельности монополиста  к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать», цены и получать, монопольные доходы.2
     Каждое  здоровое общество стремится ограничить монополистические тенденции в экономике. Рассмотрим, почему монополия подвергается критике и каковы социальные издержки общества от монополии. Для этого сравним монополию с совершенной конкуренцией. 


Рис. 3. Равновесие в условиях монополии и в условиях совершенной конкуренции
     На  рис. 3 изображены кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста, она же — кривая спроса отрасли; кривая предельного дохода монополии, кривая предельных издержек и кривая средних издержек монополии. Пересечение кривых предельного дохода и предельных издержек определяет точку равновесия фирмы-монополиста. Этой точке соответствуют равновесные цена Рм и объем производства QM, максимизирующие прибыль.
     Если  представить, что при прочих равных условиях предприятия, входящие в состав фирмы монополиста, функционируют как самостоятельные агенты рынка (или, наоборот, предположим, что все независимые совершенно конкурентные фирмы отрасли были объединены в компанию-монополиста), то кривая предельных издержек монополии будет и кривой издержек отрасли, т.е. будет в основном совпадать с отраслевой кривой предложения. Точка пересечения кривой MC(она же — кривая предложения) и кривой спроса образует точку равновесия в условиях совершенной конкуренции, а Рск и QCK будут показывать равновесную цену и равновесный объем производства при совершенной конкуренции. Сопоставив эти результаты с аналогичными показателями деятельности монополии, легко заметить, что в условиях монополии отрасль производит меньше продукции, но продает ее по более высоким ценам. Искусственно создается ситуация дефицита, результаты которой означают прямые потери для общества и чистый выигрыш для монополии.
     Размеры прямых потерь для общества достаточно легко определить, по крайней мере графически. На рис. 4 наглядно показано, что при монополизации отрасли выигрыш потребителя сокращается.
     При совершенной конкуренции выигрыш  потребителя представлен площадью треугольника АСРСК, при монополии — площадью меньшего треугольника АВРМ. Часть этих потерь составит прибыль фирмы-монополиста (площадь прямоугольника PMBFPCK). Однако потребители потеряли еще и величину, равную площади треугольника BFC.

Рис. 4. Потери общественного благосостояния при монополии
     В данном случае потери потребителя не образуют прибыли монополии. Это чистые потери общества. Аналогично прослеживаются чистые потери общества в результате изменения выигрыша производителя. Последний изменяется с площади РскСК до площади PBMLK. При этом площадь FLC представляет собой чистые потери. Чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общественного благосостояния в результате монополизации производства.
     Из  изложенного выше следует, что монополия  ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию.
     В ходе анализа монополии было показано, что при монополии Не достигается  аллокативная эффективность, так как  Р > МС. Это Значит, что рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей. С точки зрения общества, монополия недопроизводит и предлагает неоптимальную структуру товаров и услуг.
     При монополии не наблюдается также  производственной эффективности, так как Р > LR ACmiri. Из-за отсутствия конкурентов фирма не стремится к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить долгосрочные средние издержки производства до минимума.
     Фирма-монополист испытывает обычно X -неэффективность, поскольку при каждом уровне производства издержки фирмы выше долгосрочных средних издержек, ^-неэффективность проистекает, например, от неэффективного управления, от больших представительских расходов, от содержания шикарных офисов, престижных марок автомобилей и пр.
    Неудивительно, что ввиду таких негативных последствий  монополизации экономики общество стремится противодействовать монополистическим тенденциям и восстанавливать конкурентную структуру рынка. Как правило, правительствами принимаются антимонопольные законодательные акты, препятствующие образованию монополий, разукрупняющие существующие монополии, поощряющие свободный межотраслевой перелив капитала.3
      Структура, функции монопольной  прибыли. Максимизация прибыли.
 
     Монополия – крупный собственник товаров и денег, который захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения. Монополии различаются по степени охвата рыночной экономики. Наибольшей степени охвата достигает абсолютная (полная) монополия, которая может распространяться на рыночные сделки в масштабе как отдельных частей рыночного пространства (местных и отраслевых рынков), так и всей страны. Абсолютной может быть монопсония – хозяйственная организация, скупающая у продавцов всю товарную продукцию.
B зависимости  от характера и причин возникновения  монополии делятся на
легальные, естественные и искусственные.
     1. Легальные (законные) монополии образуются на основании принятых
государством  законов. К ним можно отнести  ряд монополистических объединений:
а) к  легальным относятся монополии, основанные на патентном праве. Патентом
является  свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право
исключительного пользования сделанным изобретением. Срок действия патента
устанавливается национальным законодательством (как  правило на 15–20 лет).
Обладатель  патента имеет право выдавать другим лицам разрешение на
использование запатентованного изобретения. B этом случае он получает
определенную  долю дохода от использования его  изобретения;
б) к  легальным относятся также монополии, возникающие на основе авторского
права, согласно которому интеллектуальные собственники получают
исключительное  право продавать или тиражировать свои произведения в течение
всей  своей жизни или какого-то периода;
в) о  принадлежности к легальным монополиям свидетельствуют торговые знаки
– специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать
(отождествить) товар, услугу или фирму (другим  лицам запрещается использовать
зарегистрированные  торговые знаки).
     2. Естественные монополии  создают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). К ним также могут относиться отрасли хозяйства, имеющие особо важное стратегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве конкурирующих между собой фирм. Естественная монополия защищена от конкуренции государством.
     3. Искусственные монополии.  Под этим условным названием имеется в виду
объединение предприятий, которое не имеет юридической  защиты от конкурентов. В целях получения собственных выгод такая монополия преднамеренно меняет
структуру рынка:
• создает  барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
• ограничивает аутсайдерам (предприятиям, которые  не вошли в монополистическое
объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
• создает  очень высокий (по сравнению с  новыми фирмами) уровень технологии;
• достигает  большей эффективности производства за счет увеличения его масштабов;
• «забивает» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
     К искусственным монополиям относятся  картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке; они договариваются о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
     Синдикат  – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную
продукцию; за участниками объединения сохраняется  собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее
достояние через созданную для этого  контору.
     Трест – монополия, в которой создается совместная собственность группы
предпринимателей  на средства производства и готовую  продукцию.
     Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
       
 
 
 
 

Рис. 5. Виды монополий
     Итак, мы можем наглядно представить все  виды монополий на рис. 5.
Все указанные  на рис. 5 виды монополий получили наибольшее развитие на
рубеже XIX–XX вв. Они имеют общий признак  – неограниченную рыночную власть.
Это означает исключительное господствующее положение  на рынке одного
продавца, обладающего подавляющей массой товаров. Нередко монополии получали различные льготы и привилегии (исключительные права, преимущества) со стороны государства.
     Устанавливая  абсолютную монополию, объединения  предприятий делают это ради установления выгодных им рыночных цен.
     Как же монополии устанавливают рыночные цены? Абсолютные монополии коренным образом изменяют весь процесс образования рыночной цены. Во-первых, мы знаем, что небольшое предприятие не в состоянии влиять на рыночную цену. В противоположность этому монополия сама устанавливает такую цену. Во-вторых, предприятия-монополисты своеобразно используют в своих интересах законы, выражающие зависимость рыночной цены от массового предложения и от массового спроса. Здесь можно отметить три варианта монополистического ценообразования.4
     Первый  вариант. Абсолютные монополисты в своих интересах используют закон рыночной цены по предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка товаров ведет к росту цены по предложению. Так, в 1990-е гг. нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него увеличить свою монопольно высокую цену.
     При каждом возобновлении процедуры  повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые монопольные цены на более высоком уровне. При этом крупная фирма следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.
     Второй  вариант. Абсолютная монопсония (особое монополистическое объединение), закупающая большие партии товаров у мелких производителей, своеобразно использует закон рыночной цены по спросу . Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду.
     Ее  выигрыш возрастает с каждым новым  уменьшением монопольно низких
закупочных  цен, что является результатом преднамеренного  создания зоны избытка
сбываемой продукции.
     Характерен  такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).
     Третий  вариант. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей. промышленности и в сельском хозяйстве. О характере такого изменения цен можно судить на основании
примерного  графика (рис. 6).
  «Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо …они сами выбирают как цену, так и объем выпуска».
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.

Рис. 6. «Ножницы» рыночных цен
     Во  второй половине XX в. с расширением  сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.
     В России «ножницы цен» использовались особенно широко в период
индустриализации  народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и
монопсонии, устанавливало относительно высокие  цены на промышленные изделия
и очень  низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло
большой ущерб экономике села. В 1990-х гг. такого рода «ножницы цен» не были
устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства,
выпущенные  для сельского хозяйства, росли  в 3 раза быстрее, чем цены на
сельскохозяйственную  продукцию.
     Совершенно  очевидно, что с помощью произвольно  устанавливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.
Чтобы удерживать столь выгодное положение  на рынке, монополистические
объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с
конкурентами. Назовем некоторые из этих способов.
      Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
     «Пользуясь  своей властью  над рынком, монополии  назначают более высокие цены, чем назначила бы чисто конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителей «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества». Макконнелл К., Брю С. Экономикс.
      Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью
разорения конкурента.
      Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополии) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
      Регулирование цен: монополисты повышают цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно снижают их для крупных покупателей.
      Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция
ценными бумагами на фондовой бирже, о чем  будет рассказано в гл. 8).
      Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополиям. Последние используют для этого различные приемы: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Ведя борьбу с конкурентами, многие фирмы занимаются «промышленным шпионажем», используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений соперников, террористических актов и заказных убийств.
     Уже в конце XIX в. и в начале XX в. стало  очевидно, что монополистические
объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ в
демократических государствах принимались решительные меры по упорядочению
взаимодействия  всех участников рынка.5
      Противоположностью  совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором  действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная  оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия —  наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.
      Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим  условиям:
    Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.
   Производимый  монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в  этой связи спрос на продукт монополиста  отличается низкой степенью ценовой  эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер.
    Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.
   Данные  условия позволяют сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).
   В качестве примера чистой монополии  обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доминирующие в отрасли.
   Возникновение и существование чистых монополий  обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.
      Среди естественных барьеров можно выделить:
      Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного  совершенствования технологических  процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.
      Технологические — связаны с существованием предприятий  местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.
      Финансовые  — монополизированные отрасли имеют  обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.
      Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производственного  материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.
К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:
      Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.
      Методы  недобросовестной конкуренции —  такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.
      К сведению. Иногда источником монопольной  власти может стать коллективное поведение потребителей, которые  проявляют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочитают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.
      Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную власть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:
     Закрытая  монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей.6
     Прибыль и потери фирмы-монополиста, если при равновесном объеме производства цена монополии оказывается выше средних издержек, то положительная разница между ними составит среднюю прибыль фирмы. Умножив эту прибыль на количество выпущенной продукции, получим общий объем монопольной прибыли.

Рис. 7. Прибыль фирмы-монополиста
     На  рис. 7 средняя прибыль монополии представлена вертикальным отрезком KL, а общая прибыль — площадью прямоугольника KLMPE
     Монопольное положение на рынке не означает, что фирма обязательно и в любом случае получает прибыль. Монополия, как и конкурентная фирма, может нести экономические убытки.
     Так, если при равновесном объеме производства равновесная цена ниже средних издержек, но при этом превышает средние  переменные издержки, фирма может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убытки. Это может произойти, если кривая АС проходит выше кривой спроса, а кривая AVC — частично ниже кривой спроса. Такой случай изображен на рис. 8. 


Рис. 8. Минимизация убытков фирмы-монополиста благодаря операционной прибыли
     Вертикальный  отрезок MN иллюстрирует среднюю операционную прибыль, а прямоугольник PEMNS — общую прибыль от производства. Верхний прямоугольник KLMPE соответствует величине экономических убытков и равен части постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы столь низкой ценой.
     Если  кривая спроса на продукцию монополии  лежит ниже не только кривой АС, но и кривой средних переменных издержек, равновесная цена монополии никогда не сможет побудить фирму к производству (рис. 9).
     Производство  будет прекращено, а фирма-монополист понесет убытки в размере постоянных издержек (на рис. 9 площадь прямоугольника KLNPE).

Рис. 9. Точка закрытия производства в краткосрочном периоде
    Прибыль и объем производства монополии в долгосрочном периоде. Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится. Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек. При монополии Р = LRACmin). 7 

      Антимонопольная политика
 
     Руководитель  Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев, выступая с докладом 19 января 2010 года на Международном семинаре по вопросам борьбы с картелями в  Санкт-Петербурге отметил, что роль антимонопольных органов в условиях пост финансового кризиса объективно возрастает.
     По  мнению руководителя службы «рост цен  вследствие ценовых сговоров в целях  минимизации рисков является причиной увеличения уровня инфляции, а получение  монопольно высокой прибыли вследствие антиконкурентных сговоров уменьшает  покупательскую способность потребителей и тем самым осложняет восстановление и развитие конкурентных отраслей экономики, замедляя восстановление после кризиса».
     Также в ходе доклада Игорь Артемьев упомянул о многократном увеличении за последний год количества рассмотренных  дел по нарушениям различных статьей  Закона «О защите конкуренции».8
    Государственное регулирование, а именно антимонопольное законодательство. Система свободного предпринимательства основывается на убеждении, что конкуренция наилучшим образом служит интересам всех членов общества. Когда предприниматели заключают между собой соглашения о назначении цен или разделе рынков, потребители только проигрывают от такой конкуренции.
    В результате цены искусственно завышаются, и потребители вынуждены платить  больше за те же товары. Это наносит  вред экономике в целом, так как  уровень цен на товары и услуги определяет предложение и наиболее эффективный способ производства.
    По  этой причине федеральное правительство  принимает антимонопольное законодательство, призванное защитить конкуренцию. Тем  не менее многие предприятия естественно  стремятся
к максимальному  росту и контролю над рынком, а  если возможно, то и над несколькими  рынками. Одним из путей достижения этой цели является слияние компаний.
     Для расширения бизнеса существуют два  пути: внутренний и внешний. Когда предприятия расширяются изнутри, они строят новые заводы, устанавливают дополнительное оборудование и нанимают еще служащих. Внешний путь расширения деятельности предполагает слияние компаний.
     Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Вследствие слияния вторая компания либо распускается, либо становится составной частью первой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.