На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социометрическое исследование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    1. Описание методики
    2. Теоретические основы
    3. История создания
    4. Процедура проведения
      4.1 1-й этап
      4.2 2-й этап
      4.3 3-й этап
        4.3.1 Непараметрическая процедура
        4.3.2 Параметрическая процедура
      4.4 4-й этап
        4.4.1 Пример социометрической карточки
        4.4.2 Величины ограничения социометрических выборов
      4.5 5-й этап
        4.5.1 Варианты инструкций
      4.6 6-й этап
    5. Обработка результатов
      5.1 Социометрическая матрица
      5.2 Социограмма
    6. Литеротура.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                Введение 
В науке психологии управления и в других социальных отраслях знаний социально – психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание, на сегодняшний момент. 
Проблематика формирования благоприятных взаимоотношений волнует многих теоретиков и практиков (руководителей предприятий) поскольку в современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, реализоваться в жизни. 
Рабочий коллектив - это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс – это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Человеческий ресурс – кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания.  
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.  
Создание нормальных взаимоотношений - основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации. 
Таким образом, изучение данного феномена сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности организаций, и при этом требует систематического изучения науки психологии, и социально – психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного использования рабочей силы. 
Цель данной работы заключается в овладении методикой исследования коллективов с помощью социометрического опроса.  
 
1. Социометрическое исследование 
Поскольку в малой группе всякое поведение преломляется через межличностные отношения, обобщенным показателем служит ее структура и величина симпатий и антипатий ее членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами. 
Существуют следующие требования к проведению социометрического опроса:  
1. Социометрический опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев. 
2. Размер исследуемой группы не должен превышать .12-15 человек. 
3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы. 
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.  
Процедура социометрического опроса состоит из следующих этапов: 
1. Подготовительный, на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объект, изучаются его социально-демографические характеристики. 
2. Социометрическая разминка - установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического критерия. 
3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор. 
4. Обработка и анализ полученной информации.  
Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий.  
Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:  
- выбор, - выраженное желание сотрудничать с другими (+); 
- отклонение - отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими (-);  
- опускание - оставление одним индивидом другого без внимания (*). 
Социометрический критерий - это вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.  
При проведении социометрических опросов применяются самые различные типы критериев.  
Социометрическое исследование базируется на основе опроса (вопрос: «С кем бы из членов группы вы хотели бы проводить свободное время?»). Результаты опроса заносятся в социометрическую карточку, на основе которой строится социоматрица
 

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
    социально-психологических отношениях в группе;
    статусе людей в группе;
    психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта  социальной группы и царящей в  ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с  описанием возможных способов измерения  социального влияния одних групп  людей на другие. Теоретическое и  идеологическое обоснование социометрии  как метода познания и измерения  социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая  теория социальных групп; во-вторых, социометрия  означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических  свойств населения, экспериментальная  техника и результаты, полученные при применении количественного  и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально  существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область  социометрии - эмоциональные отношения  людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия  противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение  людей, так и фрейдизму с его  акцентом на внутренних, глубинных  процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения  людей в группах представляют атомистическую структуру структуру  обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта  только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими  приемами она положила начало теоретическим  и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось  Морено как "предварительная и  необходимая основная работа для  большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных  понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к  другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.
Суть "общей  теории социометрии" состоит в  утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые  отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто  невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные  положения теории Морено
    Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
    Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
    Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
    Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия  в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях  по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические  и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного  метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура  проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей  и задач, гипотез исследования. Выбор  объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.
Социометрические  критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
    формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
    двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
    прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
    сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования  к критериям
    Ограниченное количество (3-4);
    логическая связь между собой;
    критерии должны вызывать интерес;
    смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
    критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры  социометрического исследования.
Социометрия может  проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании  непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано  Невозможно разобрать выражение (неизвестная ошибка): {(\mathbf{N}-1)}
человек — основная константа  социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической  процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической  процедуры:
    позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
    при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
Недостатки  непараметрической  процедуры:
    при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
    существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура  была разработана для снижения вероятности  случайного выбора. Суть процедуры  состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная  величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
Невозможно разобрать выражение (неизвестная ошибка): d={P(A)}\times{(N-1)}
где Р(А) — вероятность  случайного события социометрического  выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число  членов группы.
Достоинства параметрической  процедуры:
    повышает надёжность полученных данных;
    облегчает статистическую обработку;
    позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
    как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки  непараметрической  процедуры:
    не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
    социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка  социометрической карточки или социометрической анкеты.
При проведении социометрии, возможны два варианта:
    I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
    II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
      готовятся списки членов группы;
      каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.
Затем готовится  и сама карточка. Она должна содержать  следующие элементы:
    заголовок;
    инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
    подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы Должен указать свое отношение  к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении  деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного  исследования: изучаются ли отношения  в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение  к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении  деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного  исследования: изучаются ли отношения  в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.