Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование инвестиционной деятельности в россии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.

      Инвестиции  – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных  компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период [ 3 с. 134 ]
      Поскольку, государство играет ключевую роль в  финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения  роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.
      Значимость  всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала России.
      В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень. Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству [ 10 с. 129] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 

     1.1. Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов.
      
     Государственное регулирование инвестиционного  процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.[2 c. 56 ]
     На  деятельность государства по регулированию  инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования [.
     Исходя  из мировой практики организации  привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.  

     инвестиционная информация                    инвестиционная активность                    источники      инвестиций
                           
                                                       
     инвесторы                    Инвестиционный проект                    объекты      инвестиций
                           
                                                       
     инвестиционная территория                    инвестиционная культура                    инвестиционные ресурсы
                           
 
 
     Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности 

     Так, функции государственной легализации  и регистрации инвестиций и субъектов  инвестиционной деятельности возложены  одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных и региональных органов           [ 15. с .120]
     Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.
     Функции финансово-кредитного и валютного  регулирования и контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.
     Функции фискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля. 
     Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имуществ [9 c . 42 ].
     Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
     Государственное управление инвестиционной сферой  предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
     Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
     Например, в ситуации   кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода   из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
     Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.
     Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
     Реализация  инвестиционной политики  через  соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на  улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.[11 с. 137].
     Государство играет ведущую роль в базовых  отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок.  
 

     1.2. Формы и методы, функции государственного регулирования инвестиционной   деятельности.
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. 
     Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с  дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике [16 c. 86].
          Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения  инвестиционной, политики.
     Сущность  форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.
     1.Государственное  регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     2. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности   может осуществляться с использованием  форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации [ 17 c. 207] .
     Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:
     -   контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и  законодательствами субъектов РФ. 
     -  экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. 
     Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:
     -   установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
     -   защиты интересов инвесторов;
     - предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
     - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
     -  прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
     -  разработки, утверждения и финансирования  инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
     -  размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.
     -  выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     -  вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
     -предоставлением  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.
     -проведением  финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики [ 14 с. 63]
     Механизм  государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
     Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
     1) установочную (целеполагающую);
     2) мобилизующую;
     3) стимулирующую;
     4) контролирующую.
     Установочная  функция государства заключается  в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
     Мобилизующая  функция государства заключается  в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
     Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
     Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня. [9 с. 164]/
       В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.
     Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:
     1) постановку долговременных целей  и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
     2) определение основных источников  и резервов долговременных вложений;
     3) обоснование направлений и способов  использования инвестиций (направлений достижения целей).
     Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
     1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
     2) ориентируется на поиск специфических,  наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;
     3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
     В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением [18 с. 143] . 

     1.3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской
Федерации.
     Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.   Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
     По  форме и юридической силе:
     - законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
     - акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
     - правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
     По  характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
     - административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
     -  гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений [13 с. 157]
     Однако  наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
     Первую  группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
     - Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон   «Об акционерных обществах»,  система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
     - указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
     - постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
     Ко  второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999  и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон   N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ), Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ), Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств Федерального бюджета. Утв. постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714. ,Земельный кодекс Российской Федерации, а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
     Основу  российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
     - Закон РФ «Об инвестиционной  деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
     - Закон РФ «Об иностранных инвестициях  в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.[ 17 с. 29]
     Данный  закон направлен на привлечение  и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.  В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов. 
     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции             [ 16 с. 84]. 

 

      2. Особенности инвестиционных процессов в России.
     2.1. Инвестиционные процессы в России: тенденции развития.
     Одним из важнейших условий обеспечения  экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.
     Инвестиции  в России происходят за счет внутреннего  и внешнего притока средств. На уровень  внутреннего притока оказывают влияние коммерческая прибыль, амортизационные отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России [6 с. 241].
     Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. На снижение уровня инвестиций оказало значительное воздействие последствия финансового кризиса, а также внешнеполитическое положение России: конфликт между Грузией и Южной Осетией. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2008г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий.
     Снижение  темпов и объемов производства и  увеличение импорта наблюдается  также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.
     Успешное  развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем  отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей  современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.
     Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного  производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России. Согласно данным Росстата ( см. Приложение А) рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2009 г. по сравнению с 21,1% в 2008 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2008 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2008 г. до 1.9% в третьем квартале 2009 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.
     Темпы инвестиций в промышленность сохранились  в области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы на ближайшие годы сохраняют энергетики. В феврале правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2010 год и даже на период 2011 и 2012 годов.
     В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике.
     Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать  формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне. На рисунке ( см. Приложение Б) показан график динамики вложения инвестиций по отраслям экономики.
     Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания  высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода.
     В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность  появления дефицита генерирующих мощностей  уже к концу текущего десятилетия.
     Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2010 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2006-2010 гг. – в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.
     На  транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью:
     - достройки федеральной опорной  транспортной сети (без учета  строительства международных транспортных  коридоров);
     - развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востоке страны;
     - развития газотранспортной системы,  включая строительство в 2006-2020 гг. более 23 тыс. км новых магистральных  газопроводов, из них свыше 7 тыс.  км — в Восточной Сибири  и на Дальнем Востоке (2001-2005 гг. – 4,8 тыс. км);
     - замещения основных фондов, характеризующихся высокой степенью износа – более 60%2 (2004 г.), а по транспортным средствам – более 70%.
     Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению  с предыдущим пятилетием): в 2006-2010 гг. – в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.
     В нефтегазовом комплексе освоение новых  месторождений в северной и восточной  частях страны, а также компенсация  ухудшающихся условий добычи в традиционных районах только для поддержания  достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2006-2010 гг. – в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.
     Между тем для России сейчас открыты  реальные возможности по улучшению  инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на:
     -интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние на российский инвестиционный рынок;
     -благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.
     При этом риски для России заключаются  в следующем:
     -в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня «инвестиционного барьера» высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития, а также снижения добычи углеводородов;
     -вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.
     Итак, финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных, о которых будет рассмотрено в следующей главе. 

     2.2. Роль иностранных инвестиций в экономике России.
     Иностранные инвестиции поступают в Россию в  виде долгосрочных капиталовложений, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики нашей страны. В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.
     Сложность работы в российских условиях вынуждает  иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся  на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
     Итоги 2008 года показывают, что иностранные  инвестиции по-прежнему сконцентрированы в промышленности и сфере торговли. В промышленности иностранные инвесторы в большей степени проявляли интерес к обрабатывающим отраслям. Кипр, Великобритания и Нидерланды – вот география самых значительных объемов инвестиций в РФ. Эти страны обеспечили почти половину всех иностранных вложений в российскую экономику в прошлом году. Из таблицы видно ( см Приложение В) , каким отраслям производства отдают большее предпочтение иностранные инвесторы. 

     Так, по итогам 2008 года всего поступило 103,8 млрд долл. иностранных инвестиций (что на 14,2% ниже аналогичного показателя за 2007 г.). Уровень притока иностранных инвестиций в процентах от ВВП снизился с 9,3% (в 2007 г.) до 6,2% (в 2008 г.). Между тем объем прямых вложений в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился незначительно (на 2,8%). Наибольшее снижение (66,3%) было отмечено в сегменте портфельных инвестиций. В структуре иностранных инвестиций в промышленность в прошлом году отмечено снижение на 28,7% вложений в добычу полезных ископаемых. Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли на 6,2%. В "обработке" выросли на 36,7% инвестиции в пищевую промышленность, на 53,8% - в химическое производство. Иностранные вложения в металлургию в 2008-м по сравнению с предыдущим годом снизились на 4,8% и составили 14,5 млрд долл. По итогам прошлого года наибольший объем - 19,9 млрд долл. (19,1% от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за весь 2008 г.) - был направлен с Кипра. Из Великобритании в РФ поступило 14,9 млрд долл. (14,4%), причем предприниматели Объединенного Королевства продолжили инвестирование торговли в России (хотя и вложили в эту сферу в 2008 г. в 2,9 раза меньше средств, чем в 2007 г.).
     Сравним с результатами в 2009 году. В экономику  России в первом полугодии 2009 года поступило 32,2 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше прошлогоднего показателя. В первом квартале года в страну было инвестировано 12 млрд долларов (снижение на 30,3%), во втором - 20,2 млрд долларов (минус 31,2%), сообщает Росстат.
     По  состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).
     Основными странами-инвесторами в январе-сентябре 2009г. стали Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное  Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. На рисунке ( см. Приложение Г) показано процентное соотношение объема накопленных иностранных инвестиций различных стран.
     Тем не менее, интерес все равно присутствует. В ожидании улучшения инвестиционного  климата, потенциальные инвесторы  приезжают на уже действующие  предприятия. Реальных инвестиций не предлагают, но предлагают участие в проработке маркетинговой политики и реализации готовой продукции, если предприятия самостоятельно найдут инвестиции для создания нового или расширения уже существующего производства.
     В январе-сентябре 2009г. в экономику  России поступило 54,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).
     Объем погашенных инвестиций, поступивших  ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше).
     Как свидетельствует мировой опыт, продуманная  политика привлечения иностранного капитала – это самый прямой и  достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. Что касается имиджа России, то Мировой финансовый кризис не повлиял на инвестиционную привлекательность России. Иностранные компании не отказываются от своих проектов. Некоторые даже считают, что сейчас самое удобное время для того, чтобы выйти на российский рынок. Таков главный вывод исследования, проведенного российским отделением Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.