Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль и рентабельность как показатели экономического функционировния фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОРГОВОЙ ПРИБЫЛИ
      Понятие прибыли, её виды…………………………………………6
      Порядок формирования прибыли…………………………………11
      Система показателей рентабельности торгового предприятия….17
 
    УПРАВЛЕНИЕ  ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
      Анализ формирования прибыли……………………………………21
      Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности……………………………………………………...26
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность.  Переход к рыночным отношениям в  экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно  поменялись правовые, финансово-экономические  и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
      Тема. Прибыльность деятельности любого торгового  предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение.
      Цель. Изучение понятия прибыли, её видов, порядка формирования прибыли, факторов влияющих на её увеличение, снижения издержек, а так же рентабельности предприятия.
      Задачи. Рассмотрение финансовой деятельности предприятия, оценка целесообразности предпринимательской деятельности, комплексный анализ экономической эффективности, прогнозирование прибыли и пути повышения рентабельности.
   К задачам управления прибылью можно  отнести:
    Обеспечение максимализации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия.
    Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.
    Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
    Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия.
      Основными задачами анализа прибыли являются:
    Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
    Изучение структуры прибыли.
    Определение и изменение факторов формирования прибыли.
    Выявление резервов увеличения прибыли.
    Разработка прогнозных показателей прибыли.
      Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Общая экономическая теория определяет роль экономики так: «В реальной действительности прибыль – конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы».1 Действительно, трудно переоценить значение прибыли в общей системе стоимостных инструментов управления предприятием. Это обусловлено тем, что «… прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования».2 Таким образом, финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОРГОВОЙ ПРИБЫЛИ 

      Понятие прибыли, ее виды
 
     Прибыль в торговле является денежным выражением  стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).3
           Прибылью для торговли служит разница между продажной  ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения.
     Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
     Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
           Прибыль от реализации – это разность между валовым  доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.4
     Балансовая  прибыль – сумма прибыли предприятия  от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
      Чистая  прибыль представляет собой разницу  между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
      Внереализационная (дополнительная) деятельность также  имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.
      Размеры прибыли и возможности ее роста  находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
    объем реализации;
    структура товарооборота;
    величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
    уровень налогообложения прибыли.
     Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на  внешние и внутренние.
     К внешним факторам относятся:
    политическая стабильность;
    состояние экономики;
    демографическая ситуация;
    конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
    темпы инфляции;
    ставка процента за кредит.
    К внутренним факторам относятся:
    объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
    производительность труда работников;
    скорость оборачиваемости товаров;
    наличие собственных оборотных средств;
    эффективность использования основных фондов.
      Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
      Чистая  прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
      Изначально  различают бухгалтерскую и экономическую  прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.
      Для оценки целесообразности осуществления  той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.
      Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)».5 Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.
      В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие ее виды (рис. 1).
       - экономическая прибыль
                                             -   бухгалтерская  прибыль 

    максимально
возможная прибыль
    нормативная
    минимально допустимая
    недополученная
    убыток
 
    прибыль от основной
(торговой) деятельности
    прибыль от инвестиционной
деятельности
    прибыль от финансовой деятельности

    нормированная
    чрезмерная
    сезонная
 
      Рис. 1. Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования 

      Показатели  прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система показателей определяемая бухгалтерской отчетностью (рис. 2). 

        

      
                                               (-) коммерческие и  управленческие расходы
                                        
      
                                             (±) операционные  и внереализационные
                                                    доходы и расходы
              

                                             (-) налог на прибыль  и обязательные
                                                  платежи
        

                                                     
                                              (±) чрезвычайные  доходы и расходы
      
Рис. 2. Система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью (Отчет о прибылях и убытках)
      Таким образом, прибыль является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных доходов и расходов.  
 

      1.2. Порядок формирования прибыли 

      Основным  источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.
      Валовой доход в суммовом выражении определяется как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.
      Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная  цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,
где, РЦ – розничная цена товара, руб.;
       СС – себестоимость производства товара, руб.;
       ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;
       ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;
       НДС – налог на добавленную  стоимость, руб.;
       ТН – торговая надбавка розничного  торгового предприятия, руб.;
       НП – налог с продаж, руб.
      Валовой доход торгового предприятия  в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).
      Торговая  надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.
      В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры минимальной торговой  надбавки  для предприятий торговли не регламентированы. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 и постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, лекарственные средства и пр.
      Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО,
где ПР    – прибыль от реализации товаров, руб.;
      ВД    – валовой доход  от реализации товаров, руб.;
      НДС – налог на добавленную  стоимость, руб.;
      ИО   – издержки обращения, руб.
      Налог на добавленную стоимость по своей  сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.
      В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму  налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в  действие законами Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.
      Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
    где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  
             деятельности, руб.;

      ПР       – прибыль  от реализации, руб.;
          СДР     – сальдо внереализационных  и прочих операционных доходов  и  
              расходов, руб.

      Министерством финансов Российской Федерации, приказ №32н и №33н от 06.05.99 г. утверждены Положения по Бухгалтерскому Учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
      Настоящими  Положениями устанавливаются правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о доходах (расходах) коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
      ПБУ 9/99 состоит из нескольких разделов: общие положения, доходы от обычных  видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с Положением, «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
      Доходы  организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
      а) доходы от обычных видов деятельности;
      б) операционные доходы;
      в) внереализационные доходы.
      Доходы, отличные от доходов от обычных видов  деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступления относятся также чрезвычайные доходы.
      В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.
      ПБУ 10/99 состоит из следующих разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с Положением, «Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключение уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».
      Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организаций подразделяют на:
      а) расходы по обычным видам деятельности;
      б) операционные расходы;
      в) внереализационные расходы.
      Расходы, отличные от расходов по обычным видам  деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы.
      В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.
      Одним из самых значительных видов внереализационных  расходов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов  и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на содержание правоохранительных органов), а также по операциям, связанным  с получением внереализационных доходов.
      Налогооблагаемая  прибыль представляет собой расчетный  показатель. Она определяется путем  корректировки валовой прибыли  предприятия как в сторону  ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
      Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль),  может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
       ВП – валовая прибыль, руб.;
       НП – налог на прибыль, руб.;
      Основные  направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
      Принципиальная  схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 4.

 

 
 

Рис. 4. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.
      Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы  затрат, относимых на прибыль.
      Основными взаимовлияющими факторами являются:
    объем продажи товаров;
    розничные цены на реализованные товары;
    издержки обращения;
    оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала);
    фондовооруженность работников;
    налогоемкость предприятий;
    численность работников.
      Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применять метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты.
      Затраты возникают в ходе целенаправленного  потребления ресурсов, то есть ресурсы  трансформируются через затраты  в конечные результаты хозяйственной деятельности.
      При использовании метода комплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора, должен вызвать адекватный рост другого.
      Развитие  торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях:
      П > Т > И > Ф >Р, где
      П – темп роста прибыли,
      Т – темп роста товарооборота,
      И – темп роста издержек обращения,
      Ф – темп роста фондовооруженности работников,
      Р – темп роста численности работников.
      Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного  соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом  товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.
      Снижение  издержек обращения в розничной  торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.
      Величина  прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. 

      1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия 

      Прибыль – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
      Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.