На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические и финансовые основы регионального развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая работа на тему: «Экономические и финансовые основы регионального развития» (вариант  № 19) 

Содержание 

Введение…………………………....………………………………………………...4
1. Теоретические  основы регионального развития..................................................6
     1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и
     функции.............................................................................................................6
     1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
     региона……………………………………………………………………......9
     1.3. Проблемные регионы РФ и их типизация …………………..………..10
     1.4. Экономические механизмы регулирования  регионального развития в
     России...............................................................................................................14
2. Анализ  финансово-экономического развития  Оренбургской области............20
     2.1. Анализ экономического развития  Оренбургской области...................20
     2.2. Оценка финансовой базы Оренбургской  области................................23
     2.3. Проблемы финансово-экономического  развития Оренбургской
     области.............................................................................................................26
     2.4. Совершенствование мероприятий  по финансово-экономическому
     развитию Оренбургской области...................................................................28
Заключение…………………………………………………………….....…………34
Библиографический список……………………………………………....………..36 
 
 

     Введение
     Выявление особенностей экономического развития в регионах позволит узнать подъем благосостояния и качества жизни населения через создание многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества.
     В регионах создаются условия для  устойчивого экономического роста, идет восстановление утраченных позиций  дореформенного периода. Продолжается формирование рыночной инфраструктуры с учетом влияния факторов: природно-сырьевого, научно-технического, экономического, демографического и территориального. В экономике преобладает частный сектор. Поддерживаются торгово-экономические отношения практически между всеми регионами России.
     Решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований.
     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  вопрос состояния территориальных  финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны и поэтому является не локальным, а общегосударственным. Изучение экономических и финансовых основ, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе регионального развития.
     Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития экономических и финансовых основ региона. В соответствии с
     4
поставленной  целью необходимо решить следующие  задачи:
     - раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных  финансов;
     - рассмотреть финансово-экономическое развитие Оренбургской области.
     - выявить проблемы и рассмотреть пути их решения.
     Объект  исследования – экономические и финансовые основы регионов.
     Предметом исследования является экономическое и финансовое развитие на примере Оренбургской области и основные направления их совершенствования на уровне субъекта Российской Федерации.
     Теоретическая часть основана на анализе законодательных  и нормативно-правовых источников, учебников таких авторов, как  Бабич А.М., Вахрин П.И., Романовский М.В., Уткин Э.А. и др. Аналитическая часть – на основе местных информационных источников.
     В работе использованы такие общенаучные  методы исследования как системный  подход, анализ, сравнение и др.  
 
 
 
 
 
 
 

     5
     1. Теоретические основы  регионального развития
     1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции
     Все финансовые потоки всегда привязаны  к определенной территории, поскольку  они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
     В соответствии с общими подходами, используемыми  для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы  и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона - это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона –
     6
неотъемлемая  составная часть финансовой системы  страны. Их содержание и социально-экономические  функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном - региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
     Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
     - ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
     - ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования  оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);
     - ресурсы внебюджетных фондов;
     - кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых  структур (используются для срочного  и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);
     - дотации, субвенции и другие  поступления из вышестоящих бюджетов  для покрытия дефицита территориальных  бюджетов и централизованные  инвестиции (из федерального бюджета  или федеральных инвестиционных фондов).
     Таким образом, финансовые ресурсы региона  определяются как финансовые ресурсы  всех институциональных единиц, функционирующих  в 
     7
регионе.
     Основная  особенность финансов региона заключается  в том, что здесь действуют  как бы три самостоятельные финансовые подсистемы:
- государственная  (финансовые ресурсы федеральных  органов и самого субъекта  Федерации);
- муниципальных  образований; 
- отдельные  юридические и физические лица  хозяйствующих субъектов. 
     Первые  две подсистемы традиционно относятся  к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти. Однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.
     Таким образом, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами - улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
     Сущность  и роль региональной финансовой системы  в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную  и 
     8
контрольную.
     1. Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
     2. Мобилизационная функция обеспечивает  поступление средств для нужд  региона. В результате в руках  региональных органов власти  сосредотачиваются большие ресурсы,  расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
     3. Распределительная функция связана  с перемещением доходов от  производителей в иные сферы  хозяйства.
     Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических  отношений, посредством которой  национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории. 
 

     1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона 

     Являясь, прежде всего, инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в
     9
состоянии участвовать в процессе материального  производства, но должны иметь гарантированный  минимальный доход.
     Региональные  финансы, являясь инструментом государственной  социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные  бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.
     Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание  существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.
     Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона  с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона. 
 

        Проблемные  регионы РФ и их типизация
 
     Современная непростая ситуация в региональном развитии обусловлена сочетанием общего экономического кризиса, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов, политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов. В особо тяжелом положении оказались регионы:
     10
     - с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ, а также с высокой долей крупных предприятий-монополистов;
     - наиболее зависимые от поставок  продовольствия, продукции производственно-технического  назначения, то есть имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;
     - с критической экологической  обстановкой, требующей закрытия  или перепрофилирования ряда  производств, и требующих принятия  особых мер по социальной защите.
     Экстремальная социально-экономическая ситуация характерна почти для всей зоны Севера, большинства регионов Сибири, старопромышленных и наиболее милитаризованных районов Центра, Урала, Дальнего Востока.
     К регионам социального бедствия, где  большая часть населения находится  на уровне ниже бедности, а безработица достигла опасных масштабов, относятся республики Северного Кавказа, Тыва, Калмыкия и некоторые регионы Нечерноземья.
     Адаптируясь к новым условиям, регионы вырабатывают свои модели экономического поведения, используя в первую очередь свое монопольное положение в производстве отдельных видов продукции и в транспорте. Регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности и слаборазвитым сельским хозяйством идут по пути организации бартера,  как с индустриальными, так и с сельскохозяйственными регионами и государствами, и тем самым пытаются смягчить негативные экономические и социальные последствия перехода к рынку. Индустриальные регионы, обладающие значительным научно-техническим потенциалом, главный упор делают на ускоренную приватизацию. формирование рыночных структур, создание совместных предприятий и благоприятных условий для иностранных
     11
инвестиций.
     При реформировании российской экономики  нельзя не учитывать огромных различий природно-географического, социально-демографического, экономического характера, так как регионов со средними условиями не существует. Именно поэтому программа реформ не может ограничиваться системой унифицированных мероприятий для России в целом. Объективные особенности Российской Федерации требуют разумного сочетания двух мнений в проведении экономических реформ: регионализации и интеграции.
     Классификация районов: проблемные регионы; кризисные  регионы; отсталые регионы; депрессивные р., приграничные, регионы крайнего севера.
     1. Проблемные регионы. Основные признаки: особая кризисность проявление крупных проблем, создание угрозу соц.экономической стабильности; наличие ресурсного потенциала важного для национальной экономики; особое значение геополитического положения регионов для стратегических интересов страны; недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.
     Кризисные регионы: центральный кризисный  пояс; южный кр. п.; уральский; восточный. Основными проблемами центрального кризисного пояса (северо-западный, центральный; волго-вятский; центрально–черноземный; поволжские экономические районы) является: спад производства; высокая безработица; низкий уровень жизни; не большой бюджет; депопуляция населения.
     Проблемы  южного пояса (сев. Кавказ): спад производства; хроническая трудоизбыточная коньюктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью; низкий уровень жизни; низкое бюджетное обеспечение; межэтнические военные конфликты; высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.
     12
     Проблемы  уральского пояса (западносибирские экономические районы) добыча, переработка ресурсов. Локальный спад производства высокая техногенная нагрузка; экологические риски хозяйственной деятельности.
     Проблемы  восточного пояса (республика Алтай, республика Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская  и Амурская области): спад производства высокая безработица; низкое бюджетное обеспечение; низкий уровень доходов; низкая плотность населения и отсутствие системы расселения; низкий уровень развития отраслей региональной специализации.
     2. Отсталые слабо развитые регионы (все республики северного Кавказа; Сибири; Калмыкия; Марьел; автономные округа). Черты: состояние длительного застоя; низкая интенсивность хозяйственной деятельности; мало дефиренсированная отраслевая структура экономики; слабый научно технический потенциал; низко развитая социальная сфера.
     3. Депрессивные регионы (приграничные  регионы вдоль границы государства;  регионы крайнего севера - 28 субъектов  РФ - 70% территории страны) - это территория, которая отличается более низкими  темпами социально-экономического развития. Четы: высокий уровень накопления научно технического потенциала; значительная доля промышленности в структуре экономики; относительно высокий уровень квалификации кадров. Северные регионы: Ямало-Нененский, Ханты-Мансийский автономные округа, входят в первую пятерку по социально-экономическим показателям. Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слабо развитым территориям. Черты севера: неблагоприятный климат; вечная мерзлота; удаленность от экономических культурных центров. 
 
 

13
      1.4. Экономические механизмы регулирования регионального развития в России
     Государственное регулирование территориального развития можно представить как совокупность специально организуемых действий политического, правового, политического, финансового, экономического и иного характера призванных, во-первых, давать стимулы, (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективными причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; во-вторых, активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция); в-третьих, создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, СЭЗ, технопарков и т.п.); в-четвертых, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов республиканского назначения, финансирование закрытых административно-территориальных образований); в-пятых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения; в-шестых, - оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).
     Среди совокупности механизмов регулирования  особенно необходимо отметить правовой, экономический механизмы.
     Необходимость выработки механизма развития территории следует также и из тех же свойств  системности. Дело в том, что регионы  могут быть как малыми, так и  большими системами, но в любой из них сохраняются элементы неустойчивости или хрупкости, которые необходимо регулировать. Так, в относительно больших и полифункциональных региональных системах может иметься внутренний конфликт интересов (например, хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды), а малые региональные системы
     14
хрупки  и зависимы от внешних деструктивных  влияний.
     Ресурсная поддержка - важнейшее, но не единственное условие эффективного государственного регулирования, поскольку часто  регионы могут предпочитать вместо ресурсов из центра просто не перечислять в него и это для них выгоднее.
     Наиболее  многообразен и структурно неоднороден  реализующий блок, включающий десятки  конкретных действий, механизмов и  процедур, обусловленных блоком "формирования" и в той или иной степени  обеспеченных ресурсным блоком. Сюда входят качественно различные меры: политические решения, установление отдельным территориям особых организационно-правовых режимов и проведение специальных организационно-хозяйственных акций (скажем поддержки целинных регионов путем списания долгов по ГСМ), осуществление акций социального характера (организация переселения людей из зон экологического бедствия и др.); ликвидация последствий чрезвычайных экологических и техногенных ситуаций (последствий землетрясения в Зайсанском районе), предоставление отдельным предприятиям налоговых льгот, государственных заказов или возможностей госзакупок продукции по повышенным ценам.
     Другими словами, в этом блоке сосредоточены  конкретные действия государственной  селективной поддержки отдельных регионов. Самая распространенная форма - бюджетно-финансовая, - воплощается в трансфертах - узаконенных поступлениях денежных средств из вышестоящих в нижестоящие бюджеты, а также в любых других поступлениях бюджетных и внебюджетных средств.
     Кроме указанных мер, государство может использовать такие формы государственной селективной поддержки, как целевые программы, кредиты, займы, гуманитарная помощь и иные акции отдельных МФО и государств, например, программа ТАСИС, программа по строительству дорог Алматы-
     15
Астана, строительства порта Актау, или  моста через Иртыш и др. Несмотря на зарубежное происхождение, данные программы  следует отнести к программам государственной поддержки, поскольку  государство выступает по данным проектам и кредитам гарантом возвращения средств, оно же и регулирует поступление средств в регионы по банковским каналам.
     Приведенные положения о сущности территориального развития и его необходимости, принципы его проведения тем не менее не решают всю проблему однозначно. Дело в том, что необходимость помощи для одних регионов означает одновременно повышенное изъятие доходов других, размеры поддержки имеют тоже дифференцированный характер в зависимости от задач и сложившейся ситуации в регионах. Возникает глобальная проблема перераспределения финансовых средств в масштабах страны или, другими словами, экономического механизма государственного регулирования регионального развития.
     Основной  функцией экономического механизма  региональных отношений является разрешение этих противоречий с целью достижения социально-экономической интеграции между различными регионами страны. Прежний планово-распределительный, дефицитный и государственно-монопольный тип экономической системы обеспечивал равномерные условия жизнедеятельности для всех регионов. По существу сегодня центральное правительство через межбюджетные отношения пытается решить те же задачи.
     Практические  действия правительства и анализ редких работ говорит о том, что  современная политика по отношению  к экономическому механизму направлена:
     - на выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни (именно на это направлен основной в региональной политике механизм межбюджетных отношений);
     16
     - формирование эффективных территориальных  пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения ;
     - преодоление диспропорций в развитии  народнохозяйственного комплекса  и отдельных отраслей;
     Экономический механизм разрешения экономических  интересов субъектов территориальных отношений находит свое выражение по существу на разных стадиях государственного регулирования: на стадии целеполагания, выработки и реализации организационнно-хозяйственных форм регулирования и стимулирования. Систему стимулирования здесь можно определить как совокупность стимулов, реализующих заинтересованность регионов в экономическом развитии.
     В целом, можно выделить укрупнено  следующие формы воздействия  государства:
     1. Региональные программы.
     2. Бюджетные инвестиции.
     3. Передача собственности и акционерный канал поддержки региона.
     4. Индивидуальные решения.
     5. Республиканское содействие обеспечению  занятости.
     6. Коммерческие кредиты регионам  под республиканские гарантии.
     7. Поддержки регионов по каналам  оказания финансовой помощи регионально-промышленным комплексам.
     8. Установление особых организационно-правовых  режимов и др.
     Современная система распределения средств  между регионами разных
     17
уровней посредством бюджетного регионального  выравнивания должна быть ориентирована  на решение двуединой задачи - достижение сбалансированности бюджетов и по "вертикали" и по "горизонтали". Вертикальное - это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. Поскольку абсолютного соответствия налогового потенциала и объективных потребностей данного региона не бывает, то центральное правительство, обладая большими возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, может и должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов.
     В настоящее время используются в  соответствии с законом о бюджетной  системе:
     - официальные трансферты - безвозмездные  и невозвратные поступления в  бюджет и расходы из бюджета;
     - субвенции - официальные трансферты, получаемые нижестоящими бюджетами от вышестоящих в пределах утвержденных сумм, для осуществления целевых расходов или целевых программ;
     - субсидии - трансфертные платежи  из бюджетов, выделяемые организациям  в пределах утвержденных сумм, для финансирования целевых расходов (программ)в законодательном порядке.
     Официальные трансферты (гранты) состоят из:
     -внутренних  официальных трансфертов, включая получаемые от исполнительных органов;
     -внешних  официальных трансфертов, получаемых  от международных организаций  и иностранных государств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.