На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Артхашастра, или Наука политики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Артхашастра, или “Наука политики” (“Наука о  государственном устройстве”) –  замечательный политико-экономический  трактат древней Индии. Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству давнего индийского о6щества и является настоянной энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.
   
Артхашастра, согласно индийской традиции, приписывается  мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии.
   
По  своему содержанию и значению это  произведение не только представляет собой руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, юридической, философской и военной мысли в древней Индии. Поэтому совершенно очевидно то огромное значение, которое имеет опубликование русского подвода Артхашастры для дальнейшего изучения богатой и многовековой истории и культуры Индии.
   
Современной науке текст Артхашастры стал впервые известен в 1905 г., когда выдающийся индийский ученый Р. Шамашастри начал публиковать переводы на английский язык отдельных фрагментов этого памятника. В настоящее время этот трактат выдержало ряд изданий. Перевод Артхашастры на русский язык, готовился в течение десятилетий ведущими санскритологами России – академиками С.Ф. Ольденбургом, Ф.И. Щербатской и др. Выдержки из документа приводятся по изданию: Артхашастра или Наука политики. – М., 1993.
   
 ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ  ОТДЕЛОВ И РАЗДЕЛОВ РУКОВОДСТВА  

 Первый  отдел. О правилах поведения  

 1. Определение  наук. 2. Общение с учеными. 3Победа над чувствами. 4. Назначение министров. 5. Назначение главного советника и домашнего жреца. 6. Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей. 7. Назначение тайных агентов. 8. Применение тайных агентов. 9. Наблюдение в своей стране за партиями людей поданных и людей, предательски настроенных. 10. Привлечение по вражеской стране партий людей преданных и людей, склонных к предательству. 11. Значение совещания. 12Правила для посолов. 13. Наблюдение за царскими сыновьями. 14. Поведение находящегося в удалении (царевича). 15. Поведение (царя) по отношению к удаленному (царскому сыну). 16. Обязанности царя. 17. Предписания для царского жилища. 18. Охрана особы (царя).  

 Второй  отдел. Обязанности  надзирателей.  

 1. Заселение  и устройство области. 2Использование негодной для обработки земли. 3Настойка крепости. 4. Внутреннее устройство крепости. 5. Собирание (в сокровищницу ценностей) хранителем казны. 6. Установление прихода собирателем дохода. 7. Ведение счетов в учетном ведомстве. 8. Возвращение дохода, похищенного чиновниками. 9. Испытание чиновников. 10. Составление указов. 11. Проверка драгоценностей, поступающих в казну. 12. Управление копями и мастерскими. 13Надзиратель за золотом в ювелирной мастерской. 14. Деятельность золотых дел мастера на торговой улице. 15. Надзиратель за кладовыми. 16. Надзиратель за торговлей. 17. Надзиратель за сырыми материалами. 18. Установление мер и весов. 20Меры пространства и времени. 21. Надзиратель за пошлинами. 22. Надзиратель за прядильным делом. 23. Надзиратель за земледелием. 24. Надзиратель за питейным делом. 25. Надзиратель за скотобойнями. 26. Надзиратель за гетерами. 27. Надзиратель за судоходством. 28. Надзиратель за скотом. 29. Надзиратель за лошадьми. 30. Надзиратель за слонами. 31. Начальник колесниц. 32. Начальник пехоты. 33. Обязанности главного военачальника. 34. Хранитель печати. 35. Надзиратель за пастбищами. 36. Обязанности главного сборщика податей. 37. Действия агентов под видом домохозяев, купцов и отшельников. 38. Обязанности градоначальника.  

 Третий  отдел. О судопроизводстве.  

 1. Порядок  заключения сделок. 2. Основания для  ведения тяжб. 3.Дела, связанные с  браком. 4. О наследстве. 5. О недвижимостях. 6. О несоблюдении взаимных соглашений. 7. Взыскание долгов. 8. О вкладах и закладах. 9. Правила, касающиеся рабов и работников. 10. Права и обязанности работников и совместные предприятия. 11. О неисполнении обязательств при купле и продаже. 12. Об отказе от дарения. 13. О продаже имущества без владельца. 14. О праве собственности. 15. Грабеж. 16. Оскорбление словами. 17. Оскорбление действием. 18. Об игре в кости и состязаниях. 19. О разном.   

 Четвертый отдел. Об устранении препятствий (на пути к общественному  порядку).  

 1. О  надзоре за ремесленниками. 2. О  наблюдении за купцами. 3. Меры против стихийных бедствий. 4. Наблюдение за живущими от тайных доходов. 5. Выявление молодых (преступников) лицами под видом кудесников. 6. О задержании (преступников) по подозрению, с поличным и по наводящим признакам. 7. О расследовании случаев внезапной смерти. 8. Допрос словесный и посредством пыток. 9. Наблюдение за всеми ведомствами. 10. Выкуп взамен (назначаемого) увечья. 11. Простые и осложненные способы наказания. 12. Об изнасиловании девушки. 13. Наказание за нарушение установленного порядка.  

 Пятый отдел. О применении утонченных средств (государственной  политики).  

 1. О  назначении тайных наказаний. 2. О  пополнении государственной казны. 3. О содержании государственных  служащих. 4. О поведении прислужников  царя. 5. О поведении в соответствии с обстоятельствами. 6. Об укреплении государственной власти. 7. Об единовластии.  

 Шестой  отдел. Об основах  государства.  

 1. О  совершенстве основ государства. 2. О мире и труде.  

 Седьмой отдел. О шести  методах (внешней) политики.  

 1. Краткое изложение шести методов политики. 2. Определение состояния упадка, застоя и развития. 3. Об искании помощи (у более сильного). 4. Применение методов политики (царем), равным (врагу), более сильным и более слабым. 5. Заключение мира более слабым. 6. О выжидательном положении после объявления войны. 7. О выжидательном положении после заключения мира. 8. О наступлении после объявления войны. 9. О наступлении после заключения мира. 10. О походе объединенными силами. 11. Соображения по поводу того, на кого нападать – на такого, который (по своему положению) является удобным объектом нападения, или же на основного врага. 12. Причины, вследствие которых подданные терпят нужду, проявляют алчность и становятся враждебными (своему правителю). 13. Соображения о (выборе) союзников. 14. О походе (желающих победить) совместными силами. 15, О заключении мира с определенными условиями и без них, а также о мире с отпавшими. 16. О мире и войне при двойственной политике. 17. Образ действий (царя), против которого предпринимается поход. 18. Различные виды союзников, которым надлежит оказывать помощь. 19. Договоры с союзниками и относительно золота, земли и предприятий. 20. Соображения по поводу врага, нападающего с тыла. 21. Об укреплении сил более слабого. 22. Способы отражения при нападении более сильного (врага). 23. Образ действий того, кто уступает силе. 24. Образ действий (царя), представляющего свои войска (более сильному, под покровительство которого он отдался). 25. О заключении мирного договора. 26. О расторжении мирного договора. 27. Образ действий в отношении (царя) "срединного". 28. Образ действий в отношении (царя), стоящего в стороне. 29. Образ действий в отношении всего круга государств.  

 Восьмой отдел. О бедствиях  в государстве.  

 1. Затрудненная, касающиеся государственных факторов. 2. Размышления о бедствиях, коим подвергаются царь и государство. 3. Бедствия, проистекающие от (пороков) людей. 4. Всеобщие бедствия. 5. Препятствия. 6. Затруднения, связанные с казной. 7. Затруднения, касающиеся войска. 8. Затруднения, касающиеся союзников.  

 Девятый отдел. Действия намеревающегося  напасть  

 1. Знания  о возможностях, местности, времени,  силе и слабости (врага). 2, Подходящее  время для выступления в поход. 3. Время применения войск. 4. Качество  вооружения. 5. Подбор войск для отражения врага. 6. Размышления о волнениях в тылу. 7. Меры против волнений внешних и возникающих среди подданных внутри (страны). 8. Размышления относительно потерь в людях, убыли имущества и о выгоде. 9. Опасности внешние и внутренние. 10. Лица, связанные с внутренними врагами и внешними. 11. Опасности, стоящие в связи с сомнениями относительно богатства и могущего быть нанесенным вреда. 12. Успехи, связанные с применением предупредительных мер против этих (опасностей).  

 Десятый отдел. Относящееся к войне.  

 1. Устройство  лагеря. 2. Продвижение лагеря. 3. Охрана  войска во время опасности  и (при угрозе) нападения. 4. Разные  способы ведения войны хитростью. 5. Воодушевление собственного войска. 6. Расположение собственного и  вражеского войска. 7. Местность для сражений. 8. Действия пехоты, конницы, колесниц, слонов. 9. Разделение войск на крылья, фланги и центр перед войском (противника). 10. Разделение войска на сильное и слабое. 11. Сражения с применением пехоты, конницы, колесниц, слонов. 12. Построение боевых порядков в виде ровного, неровного, кольцевого и расчлененного. 13. Противопостроение этим (боевым порядкам).  

 Одиннадцатый  отдел. Образ действий в отношении объединений.  

 1. Действия, вызывающие раздоры (в объединениях). 2. Тайное убийство.  

 Двенадцатый отдел. О положении  сильнейшего (царя).  

 1. Об  обязанностях посла 2. Война при  помощи интриг. 3. Об убийстве военачальников. 4. Сеяние смуты в кругу государств. 5. О шпионах, действующих оружием,  огнем, ядом. 6. Уничтожение провианта, припасов, фуража. 7. Уничтожение (врага) посредством тайных мер. 8. Одоление (врага) при помощи войска. 9. Единоличная победа.   

 Тринадцатый отдел. О средствах  к овладению укреплением.  

 1. Подстрекательство  и подговоры среди врагов. 2. Об  устранении (врага) посредством тайных мер. 3. О применении тайных шпионов. 4. Об осаде (вражеского укрепления). 5. О взятии приступом (укрепления). 6. Об умиротворении приобретенной области.  

 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств.  

 1. Средства  для уничтожения врага. 2. Применение средств обмана. 3. Противодействие вреду, наносимому своему войску.  

 Пятнадцатый отдел. Методика (трактата).  

 1. Методы  науки.  

 Таково  перечисление содержания руководства, состоящего из пятнадцати отделов, 150 глав, 180 разделов и 6000 шлок.  

 ПЕРВЫЙ  ОТДЕЛ
 О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ  

 Раздел 1. Определение наук  

 Установление  места философии  

 Философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении – это науки.
 Учение  о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении – так считает школа Манава, ибо философия, говорит она, это раздел учения о трех ведах.
 Учение  о хозяйстве, учение о государственном  управлении – так считает школа  Брихаспати, ибо учение о трех ведах  для знающего житейский обиход только оболочка.
 Учение  о государственном управлении –  единственная наука – так считает  школа Ушанаса, ибо с ним связаны  начала всех наук.
 Наук  именно четыре – так считает Каутилья. Так как ими познаются закон  и польза, то в этом и заключается  понятие науки.
 Философия это санкхья, йога и локаята.
 Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – законное и незаконное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном  управлении – верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать.
 Философия всегда считается светильником для  всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений.   

 Установление  места учения о  трех ведах  

 Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу (вед). Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый  ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия – это вспомогательные науки.
 Этот  закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для  каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни.
 Закон для брахмана – учение, обучение, жертвоприношения для себя и для  других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.
 Закон для домохозяина – добывание  средств к жизни соответствующей  ему работою, брак в равной семье, но с разными предками, (после  брака) половые сношения в установленное  время, раздача даров богам, предкам, гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.
 Закон для ученика – учение, поддержание  священного огня, омовения, обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его смерти – сыну учителя  или соученику. Закон для удалившегося в лес – половое воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в антилоповую шкуру, поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков, гостей и лесная пища.
 Закон для странствующего отшельника –  обуздание чувств, прекращение (всяких) действий, отсутствие собственности, прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных местах, чистота внешняя и внутренняя.
 Закон для всех – отсутствие насилия, правдивость, чистота, независтливость, незлобивость, прощение и терпение. Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст.
 Поэтому пусть царь не допускает нарушения  своего закона живыми существами, ибо  соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Весь мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет.  

 Установление  места учению о  хозяйстве и учению о государственном  управлении  

 Учение  о земледелии, о скотоводстве, о торговле составляет учение о хозяйстве. Оно приносит пользу доставлением зерна, скота, золота, лесного товара и обязательного труда. При помощи его царь подчиняет себе сторонников и врагов через казну и войско.
 То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении, она – средство для обладания тем, чем не обладали, для сохранения приобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет среди достойных приращенное добро. С нею связаны мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с поднятым жезлом. Нет ведь подобного средства удержания в своей власти живых существ, как жезл, так говорят учителя.
 Нет, говорит Каутилья, ибо царь с грозным  жезлом вызывает страх у существ, а у кого жезл мягкий, тем пренебрегают. Тот, кто владеет жезлом надлежащим образом, чтится. Ибо жезл, употребляемый  с истинным пониманием, приносит людям  чувство законности, пользу и наслаждение. Плохо употребляемый от неведения, страсти и гнева, он вызывает гнев даже у удалившихся в лес и странствующих отшельников, тем более у домохозяев. Не примененный к делу жезл создает положение как у рыб, т. е. ввиду отсутствия держателя жезла более сильный поедает слабого, а охраняемый жезлом преуспевает.
 Люди, принадлежащие к четырем кастам и к четырем ступеням жизни, охраняются царем при помощи жезла (наказания); преданные своим обязанностям и  занятиям, они благополучно живут  в своих обиталищах.  

 Раздел 2. Общение с учеными  

 Потому  три науки корнем своим имеют  науку о государственном управлении. Применение жезла (наказание), основывающееся на истинном поведении, приносит живым  существам благополучие. Истинное поведение  бывает добытое работою над самим собою и природное. Ведь работа над самим собою воспитывает только подходящего к тому человека, но не воспитывает неподходящего. Наука воспитывает того, чей ум направлен на сущность вещей при помощи желания слушать, слушания, воспринимания, удержания (воспринятого), познавания, рассуждения за и против, но не воспитывает другого человека.
 Воспитание  и дисциплина являются результатом  авторитетности учителей, каждого в  своей науке. После того, как над  ребенком совершен обряд обрезания  волос, пусть он приобщится к письму и счету. После совершения обряда приведения ребенка к учителю пусть он (обучится) троице вед и философии у выдающихся учителей, науке о хозяйстве – у чиновников, науке о государственном управлении – у теоретиков и практиков.
 Целомудрие пусть блюдется до 16 лет, после того – обряд дара коровы при обрезании волос и брак. У сочетавшегося браком пусть будет постоянное общение с учеными для поста истинного воспитания, ибо в этом общении корень истинного воспитания.
 Первую  часть дня пусть обучается наукам, относящимся к слонам, коням, колесницам, оружию. Последнюю часть дня пусть посвящает слушанию итихасы. Итихаса это: пураны, итивритта, акхьяйика, удахарана, дхармашастра и артхашаста. Остальную часть дня и ночи пусть усвояет прежде не усвоенное и повторяет усвоенное. И недостаточно усвоенное пусть повторно слушает. От слушания ведь появляется понимание, от понимания – приложение к практике, от приложения к практике – полное самосознание. В этом сила науки.
 Ведь  царь, воспитанный науками, заботящийся о воспитании своих подданных, владеет землею безраздельно, радуясь благу всех существ.
 Так в Артхашастре Каутильи гласит пятая  глава: "Общение с учеными" в  первом отделе "О правилах поведения".   

 Раздел 3. Победа над чувствами  

 Отвержение  объединения шести врагов  

 Победа  над чувствами, основанием которой  являются наука и воспитание, достигается  отверженцем страсти, гнева, стяжания, гордости, безумства, высокомерия. Совпадение между чувствами уха, кожи, глаза, языка, носа и звуком, осязанием, формою, вкусом, запахом – это победа над чувствами или выполнение существа руководства. Ведь все это руководство – победа над чувствами. Царь, поступающий в противоположность этому руководству (политики), не обуздывающий своих чувств, немедленно гибнет, хотя бы он был владыкой четырех стран света. Как Дандакья по имени, из рода Бходза, погиб вместе с родными и царством, преследуя из страсти брахманскую девушку, так же и Карала из Видехи. Также Джанамеджая, в гневе напавший на брахманов, и Таладжангха, напавший на род Бхригу. И Айла, из стяжательности грабивший четыре касты. И Аджабинду, царь Саупиров. Из гордыни – Равана, не отдавший чужой жены, и Дурьйодхана, не отдавший части царства: из-за безумства Дамбходбхава, презиравший все существа, и Арджуна из рода Хайхая. Из заносчивости – Ватани, нападавший на Акастью, и община Вришни, нападавшая на Двайпаяну.
 Эти и многие другие цари, отдавшиеся объединению  шести врагов, погибли с семьями  и царством, так как не победили своих чувств, а победивший чувства  Джамадагнья, отвергнувший шестерное объединение, и Амбариша Набхага долго обладали землею.  

 Поведение царя-мудреца  

 Поэтому пусть он достигает победы над  чувствами отвержением шести  врагов, общением с учеными пусть  достигает разума, при помощи шпионов  – зрения, напряжением – устойчивости обладания, через указание того, что подлежит делать, – установления соответствующих законов, истинного поведения – через обучение наукам, любовь у людей – умножением их имущества, содеянием добра – благополучной жизни.
 Таким образом, с обузданными чувствами, пусть он отклоняет от себя (действия, связанные с) оскорблением чужих жен и похищением имущества, сонливость, похоть, неправду, надменную манеру, вредные влечения, дела, соединенные с беззакониями или пагубные. Пусть он отдается любви, не нарушая закона и пользы; пусть не будет лишен наслаждения или пусть в равной мере отдается трем целям, части которых связаны друг с другом.
 Каутилья  считает, что главное – польза, ибо закон и любовь основаны на пользе.
 (Для  указания) границы дозволенного пусть ставит себе учителей или министров, которые пусть отвращают его от опасных положений, или, когда он тайно предается увлечениям, пусть они отвлекают его от этого указанием на меру времени, измеряемую тенью.
 Управление  царством выполняется с помощниками, одно колесо не вертится, пусть поэтому он создает себе советников и слушает их.  

 Раздел 4. Назначение министров  

 Пусть царь делает министрами своих соучеников, так как он узнал их честность  и пригодность к делу, так говорит  Бхарадваджа, они ведь будут пользоваться его доверием. Нет, говорит Вишалакша; ведь, как его прежние соучастники игр, они будут пренебрежительно относиться к нему. Пусть он делает министрами тех, у которых с ним общие тайные дела, потому что у них с ним общие добродетели и пороки. Они ведь не предадут его из боязни, что он знает их слабые стороны.
 Этот  недостаток – общий у царя и  у министров, говорит Парашара. Боясь  того, что они знают его слабые стороны, он станет следовать им в  правильных и неправильных поступках.
 Скольким людям царь обнаружит свои тайны, от стольких он будет в зависимости, потеряв власть из-за этого поступка.
 Пусть он делает министрами тех, кто в опасностях, угрожающих его жизни, помогут ему, потому что так обнаруживается их преданность.
 Нет, говорит Пишуна, это преданность, но не проявление ума. Он должен назначить министрами тех, кому поручены дела по счетной части и по доходам, и которые их выполнили, как им было указано или с избытком, ибо на том выявилась их пригодность.
 Нет, говорит Каунападанта. Ибо эти люди не обладают другими нужными для министров свойствами. Пусть он назначает министрами людей, отцы и деды которых были министрами, так как ему известны их дела. Они его не покинут, даже в случае ошибок с его стороны, благодаря близкому знакомству. Подобное явление наблюдается и у животных: ведь коровы, минуя чужое стадо коров, остаются со своими.
 Нет, говорит Ватавьядхи. Ибо эти люди, забрав все, станут поступать как  господа. Поэтому пусть он назначает  министрами новых людей, опытных  в политике. Новые люди будут смотреть на держателя жезла как на Яму и не совершат против него поступков.
 Нет, говорит Бахудантипутра, знающий  историю, но не знающий практики потерпит неудачу в делах. Пусть царь министрами назначает людей благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью, так как достоинства стоят на первом месте.
 Все это вполне подходит, говорит Каутилья, так как пригодность человека создается из пригодности его  к делу вообще и из его специальной  пригодности.
 После того как распределили министерские полномочия, место, время и дело, все (с указанными свойствами) люди должны быть сделаны министрами, но не советниками.   

 Раздел 5. Назначение главного советника и домашнего  жреца  

 Местный житель, развитый, легко руководимый, искусный в ремеслах, прозорливый, умный, с хорошей памятью, ловкий, красноречивый, самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и храбростью, выносливый, честный, дружественно расположенный, устойчивый в преданности, доброжелательный, сильный, здоровый, стойкий, не упрямый и не легкомысленный, с приятным обращением, не ссорящийся – это совершенный министр. Лишенные четверти и половины этих достоинств – это средний и плохой министры.
 Их  родину и способность к руководству  пусть (царь) выяснит через доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в научном знании – от людей одной с ними специальности; пусть выяснит ум, память и ловкость – по приступу к работе; красноречие, самоуверенность, искусство в ответах – в разговоре; в бедствии пусть выяснит предприимчивость, храбрость, выносливость; из общения – честность, доброту, устойчивость в преданности, от сожителей пусть выяснит добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрямства и легкомыслия, лично – приветливость и неспособность вызывать ссоры.
 Действия  царя – явные, тайные и подлежащие выяснению. То, что видишь сам –  то явное; то, что указывается другими, – то тайное. То, что следует из рассмотрения исполненного и не исполненного в делах, – это подлежащее выяснению. В силу неодновременности дел, их многообразия и того, что они происходят в разных местах, царь должен, чтобы не пропустить места и времени, поручать исполнение тайного министрам. Это дело министров.
 Домашним  жрецом пусть царь назначает человека высокой нравственности, ученого  рода, основательно изучившего веды и шесть вспомогательных наук, божеские предзнаменования и приметы и науки государственного управления, умеющего противостоять бедствиям, происходящим от богов и людей, при помощи заклинаний и соответствующих средств. Пусть он следует ему как учителю ученик, как отцу сын, как слуга господину. Власть кшатриев, укрепляемая брахманством, получающая совет советников, непобедима и побеждает на вечность вооруженная в соответствии с науками.  

 Раздел 9 . Наблюдение в своей  стране за партиями людей преданных и людей, предательски настроенных  

 Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы, разделившись на две стороны, пусть вступят  в препирательство в местах священных омовений, в залах собраний, в (ремесленных) корпорациях, среди сборищ людей, говоря: “Слышно, что этот царь одарен всеми добродетелями, между тем у него не видно ни одной добродетели, он мучит горожан и сельских жителей наказаниями и налогами”. […]
 И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). И о тех, кто живет  за счет царского зерна, скота, золота, и кто ему помогает (всем) этим во время бедствия или благополучия, и кто возвращает (к повиновению) разгневавшегося родственника царя, кто оказывает противодействие врагу или вождю лесного племени. Пусть шпионы, переодетые отшельниками, бритыми или с заплетенной косой, узнают их довольство и недовольство. […]
 Довольных пусть (царь) чтит материальными дарами и знаками внимания. Недовольных  пусть покоряет приветливостью, дарами, ссорами и наказаниями.
 Мудрый  царь в своей стране пусть охраняет преданных людей и людей, склонных к предательству, больших и малых, от подговоров врагов. […] 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.