На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование особенностей воображения у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Омский  государственный педагогический университет 
 
 

Факультет педагогики и психологии детства 
Кафедра педагогики и психологии детства  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

ТЕМА  «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 230 группы
Козлова Анастасия Ивановна
Научный руководитель:
Кандидат  психологических наук, доцент
Ожогова Елена Геннадьевна    
  
 
 
 

Омск  – 2011 

Содержание
Введение  
Глава 1. Теоретические аспекты изучения воображения в  дошкольном возрасте  
1.1. Воображение как  познавательный психический процесс. Виды и свойства воображения   
1.2. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте  
1.3. Пути развития воображения у детей дошкольного возраста  
Выводы  по теоретической части исследования  
Глава 2. Эмпирическое  исследование особенностей воображения  у детей дошкольного возраста  
2.1 Организация методы и ход исследования особенностей воображения у детей дошкольного  возраста  
2.2 Анализ результатов  особенностей воображения у детей  дошкольного возраста  
2.3 Разработка  рекомендаций для воспитателей направленных на развитие воображения детей дошкольного  возраста  
Выводы  по эмпирической части исследования  
   
Заключение  
   
Список  литературы  
   
Приложение   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение  

      В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации.
Традиционно в качестве одного из важнейших процессов, включающихся в любой творческий акт, рассматривалось воображение. В.И. Ленин писал о воображении: "...эта способность чрезвычайно  ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту... Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии" (В.И. Ленин, соч., т.45, с.125).
Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития, других психических процессов. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: "Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой." (К.Д. Ушинский, 1950, с.434).
Значительный  удельный вес воображения в развивающейся  психике ребенка требует особого  внимания к его изучению со стороны  генетических психологов. Однако до сих пор в советской науке развитие воображения ребенка рассматривалось, в основном, в контексте развития разных видов детской деятельности, что приводило к выявлению преимущественно специфических особенностей воображения, связанных с каждым конкретным видом деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, речевой. Общие же механизмы воображения, этапы его развития у ребенка специально не исследовались. А без такого исследования трудно наметить основную линию возможной активизации и формирования воображения, соотнести общие линии его развития с особенными проявлениями воображения в различных видах детской деятельности.
Выявленные  для каждого возрастного этапа  законы развития творческого воображения  могут лечь в основу построения новых  программ обучения и выделения в них специальных заданий, нацеленных на активизацию творческих процессов и способностей. Следовательно, актуальность изучения общих закономерностей развития воображения ребенка диктуется, с одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны - потребностями педагогической практики.
Изучение  литературы показало, что многие проблемы развития воображения остаются недостаточно разработанными. К таким проблемам  можно отнести следующие.
1. Развитие  механизмов воображения на протяжении дошкольного детства.
2. Особенности  структуры воображения ребенка  как одного из творческих процессов.
3. Зависимость  развития воображения от особенностей  личности ребенка.
4.Возможности  повышения уровня развития воображения  на протяжении дошкольного детства.
Природа воображения и закономерности его  развития рассматривались в различных  психологических концепциях в зависимости  от их общей теоретической направленности. Воображение понималось как установление новых ассоциативных связей (А. Бэн, Т. Рибо), выражение личностных конфликтов (З. Фрейд, К. Юнг), использование репрезентативных образов (Ж. Пиаже) и пр.
Одним из подходов к анализу закономерностей  развития воображения является подход, основанный на теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории развитие любой высшей психической функции, к числу которых безусловно относится и воображение, носит опосредствованный характер. Суть такого развития состоит в овладении субъектом общественно-выработанными и зафиксированными в человеческой культуре средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции.
Подобный  подход позволяет рассмотреть развитие воображения как становление  процесса, имеющего культурно-историческую природу. Основным механизмом этого развития является усвоение системы общественно выработанных средств.
Л.С. Выготский, а вслед за ним и другие советские  психологи (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подчеркивали, что воображение является не только познавательным процессом, оно  тесно связано с эмоциональным опытом ребенка. В целом развитие воображения ребенка обусловлено развитием его деятельности и, прежде всего, игровой.
Данный  подход к развитию воображения и  лег в основу нашего исследования. 

Цель  исследования: выявить и исследовать основные особенности воображения, развитие которых наиболее актуально у детей в дошкольном возрасте.  
Объект  исследования: воображение у детей дошкольного возраста как познавательный психический процесс.
Предмет исследования: особенности проявления свойств в воображения (….) у детей дошкольного возраста.
Изучив  и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая  гипотеза: предполагается, что развитие особенностей воображения у детей дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических средств: игр, заданий и упражнений.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
    Проанализировать состояние проблемы исследования в психологической и педагогической литературе;  провести психологический анализ понятий «воображение», «виды воображения».
    Выявить особенности проявления свойств воображения у детей дошкольного возраста.
    Разработать и экспериментально апробировать комплекс игр и упражнений, направленный на познавательный психологический процесс.
     Методологической  основой исследования явились  теоретические положения по развитию  особенностей проявления свойств  воображения у детей дошкольного  возраста.
     
    Для решения поставленных задач и  проверки гипотезы были использованы комплекс теоретической и эмпирической методов исследования:            
    
     

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения воображения в  дошкольном возрасте. 
 

1.1 Воображение как  познавательный психический  процесс. Виды  и свойства воображения 
 

       В психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
       Воображение является основной наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
      Воображение-это  психический познавательный процесс  создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности (В. Г. Крысько).[8]
      Физиологической основой воображения является сложная  аналитико-синтетическая деятельность мозга: актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но не оторванные от него. Предположительно его физиологические механизмы расположено не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
      Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:
    Возбуждения и торможения;
    Ирраидации и концентрация;
    Положительной и отрицательной индукции;
    Анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.
      В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, нереальные образы воображения, которые возникают  как сознательно, так и бессознательно.[19]
Выделяется  несколько видов воображения, среди  которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...
В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.
Активное  воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое  воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..
Образы  творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная  и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной  диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация  – создание целостного образа из элементов  вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности  личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
В ходе процессов пассивного воображения  происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Материалами пассивного воображения, так же как  и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. [6]
     Таким образом,  воображение-это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Основы воображения составляют такие остаточные формы процессов, как: возбуждения и торможения; ирраидации и концентрация; анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. виды воображения, бывают: пассивное и активное, непроизвольное и произвольное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Особенности развития воображения  в дошкольном возрасте
 
     Весьма распространено мнение о том, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий [23]. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов [12, с. 228–233]. Однако уже в 30-е гг. ХХ в. крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта [3, с. 26–33]. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными [10, с. 93].
     Ряд исследователей относят появление воображения к началу раннего возраста, находя его зачатки в составе сенсоматорного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребёнок начинает создавать внутренние образы сенсоматорных задач и открывать новые практические схемы действия с предметами в результате активной манипулятивной деятельности [18; 22].
     Есть мнение, что воображение  ребёнка начинает своё развитие  с трёх лет, так как оно  в качестве психического процесса  может формироваться только при  условии наличия действующего полноценного сознания [1, с. 5; 20].
     Принято появление зачатков воображения  относить к концу раннего возраста [2, с. 24–30; 6, с. 263–275; 4, с. 436–454; 11, с. 107–115], т. к. именно в этот период  ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность» [14, с. 494].
     Начав развиваться в два-три года, воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном возрасте [8, с. 52–59; 16, с. 208–213].
     На первом этапе развития (2,5 года) воображение разделяется на аффективное  и познавательное. Такая двойственность  воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, с выделением личностного «Я» и, в связи с этим, переживанием ребёнком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления.
     Благоприятный фактор развития  воображения, как на данном, так  и на последующих этапах развития, – развитая речь. Она позволяет  ребёнку лучше представить предмет,  который он не видел, оперировать  этим образом, т. е. мыслить.  Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности.
     Развитие познавательного воображения  осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний.
     Механизм построения воображения  предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана её реализации [1, 23]. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них – образ идеи, который строится путём опредмечивания, когда ребёнок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов, на этом этапе воображения нет. Воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении.
     Второй этап развития воображения  начинается в четыре-пять лет.  Идёт активное усвоение норм, правил и образов поведения,  что естественно укрепляет «Я»  ребёнка, делает его поведение  более осознанным в сравнении  с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения [7, с. 107–115]. В данном возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (аффективное воображение), поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искажённого восприятия окружающей действительности.
     Познавательное воображение в  этом возрасте тесно связано  с развитием ролевой игры и  продуктивных видов деятельности  – рисования, лепки, конструирования.  В этом возрасте ребёнок пока  ещё следует за образом (образ «ведёт» действия ребёнка) и потому он в основном воспроизводит известные ему образы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т. п. Но поскольку ребёнок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребёнок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т. д. С четырёх-пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.
     Третий этап в развитии воображения  начинается в шесть-семь лет.  В данном возрасте ребёнок  осваивает основные образцы поведения  и получает свободу в оперировании  ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.
     В рамках данного этапа аффективное  воображение направлено на изживание  полученных психотравмирующих воздействий  путём многократного варьирования  в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.
     В старшем дошкольном возрасте  творчество ребёнка носит проективный  характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.
     Познавательное воображение на  этом этапе претерпевает качественные  изменения. В старшем дошкольном  возрасте воображение ребёнка  становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности [9, с. 46–53].
     Воображение начинает предварять  практическую деятельность, объединяясь  с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём  специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению [16, с. 212].
     Воображение как целенаправленная  деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения [8, с. 59].
     На каждом этапе детского развития  творческое воображение работает  особенным образом, свойственным  конкретной ступени развития, на  которой стоит ребёнок. Воображение  зависит от опыта, а опыт  ребёнка складывается и растёт  постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка и у взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.
     Творчество в своей развитой  форме у взрослого человека  имеет существенные качественные  и количественные отличия от  творчества ребёнка, которое,  хотя и выступает ещё в неразвитой  форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Это не условно понимаемое творчество, а настоящее. Дети в своём творчестве выходят за пределы известных им знаний и умений, создают новый продукт – рисунок, постройку, сказку и т.д. [13].
     Особенности психического развития  детей благоприятствуют процессу  творчества, как сфере познания, так и художественной деятельности: психический процесс дошкольников  – творческое воображение –  находится на стадии своего  становления, изменения, развития. Этот психический процесс чрезвычайно подвижен, неустойчив, изменчив, противоречив. Всё это обуславливает как существенные недостатки воображения ребёнка, так и важные достоинства, преимущества по сравнению со взрослым.
     Конечно, с точки зрения взрослых в процессе и продуктах детского творчества нет ничего нового. Однако они самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, «добывая» новые для себя знания, формируя новые умения.
      Творчество детей носит глубоко личностный характер [17]. Оно определяется неповторимостью личности, накопленным опытом деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка и не терпит так называемого «вала».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.