На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственная инновационная политика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Факультет           Управления
Кафедра            «Менеджмент и маркетинг»
Специальность    Менеджмент организации 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине      «Инновационный менеджмент»                                    
Тема:                    «Государственная инновационная политика» 
 
 
 

                                                       Выполнил студент:            Захарова Е.Ю.  5 курс
                             группа УС 31/3-06
                                                       Руководитель работы:        Алексеев А.Н. 

                                               К защите ________________________
                                                   ( дата, подпись руководителя)
                                               Работа защищена с оценкой ________ 
 
 

Москва, 2011 

Оглавление 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Государственное регулирование инновационных процессов и эффективна инновационная политика, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
     Следовательно, тема данной контрольной работы является актуальной и важной. Так как современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно-промышленный сектор.
     Это отвечает реалиям 21 века, когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит производство знаний. При этом существенно меняется роль бизнес-сообщества, которое должно стать не просто объектом государственной политики, а равноправным партнером государства.
     В настоящее время национальная государственная  инновационная политика находится  в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.
     Цель  данной контрольной работы заключается  в проведении теоретических исследований. Предусматривает решение следующих  важнейших задач:
     -изучение  понятия и сущности государственной инновационной политики;
     -исследование  основных направлений государственной  поддержки инноваций;
     -изучение необходимости  государственного регулирования  инновационной политики;
     -изучение  структуры и функций органов  государственного регулирования инновационной политики России;
     -исследование  целей и задач государственной  инновационной политики России.
     При написании контрольной работы были использованы книги, учебники, статьи по инновационному менеджменту. Структура работы состоит из введения, пяти пунктов, заключения и списка литературы и источников.
     Для более наглядного представления  о том, как собственно правительство  РФ воплощает в жизнь инновационную  политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной  политики. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает, и делает их в правильном направлении.

1. Понятие и сущность  государственной  инновационной политики

 
     В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных  концепций, например поддержки малых  и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.
       Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет  цели, направления, формы деятельности  органов государственной власти  Российской Федерации в области реализации достижений науки и техники.
     Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение, её эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.
     Она включает три этапа:
     -разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
     -определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;
     -осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.
     В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.
     Стратегия государственной инновационной  политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.
     Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности, принятие методов развития и использования научного потенциала и установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями.
     Тактика предполагает определение текущих  целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей  с наибольшей эффективностью. Тактические  средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.
     Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.).
     Научно-техническое  лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики.     Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов.

2. Основные направления  государственной  поддержки инноваций

 
     Основные  направления государственной поддержки инноваций включают:
    Содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;
    Кадровое обеспечение инновационной деятельности;
    Содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;
    Формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;
    Применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);
    Участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
    Координацию инновационной деятельности в регионах;
    Создание правовой базы инновационной деятельности;
    Регулирование международных связей в области инновационных процессов.
     Последние два направления важны с точки  зрения степени участия государства  в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства.

3. Необходимость государственного  регулирования инновационной политики

 
     Необходимость государственного регулирования инновационной  политики вызвана, в первую очередь, её возрастающим значением для экономики и общества в целом.
     «Главная  функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы  личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке».[2,с.38]   Необходимость государственного регулирования инновационной политики объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами.
       Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов.
     Второй  аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.
     Третий  аспект - существенное влияние на институциональные  экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними.
     Четвёртый аспект - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.
     Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями  экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.
     Шестой  аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.
     Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран.
     Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности  национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.
     Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.
     Наконец еще одним аспектом в данном перечне  является возможность использования  научно-технических достижений в  антиобщественных целях.
     «Необходимость  государственного регулирования инновационных  процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием».[3,с.65]
     Методы  воздействия государства в области  инноваций подразделяются:
     а) прямые методы государственного регулирования инновационного процесса, осуществляются преимущественно в двух формах, административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
     Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.
     В системе прямых методов воздействия  государства на инновационный процесс  важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.
     б) косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.
     К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные  льготы.

4. Органы государственного  регулирования инновационной политики

 
     В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом:
     1) высший государственный, федеральный;
     2) средний государственный, отраслевой;
     3) государственный региональный;
     4) нижний государственный, институциональный.
     По  своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает:
     -организационную  структуру управления - конкретные  органы управления, распределение  власти и ответственности между  ними, соотношение прав и обязанностей;
     -систему  сбора, обработки и анализа  необходимой информации;
     -механизм  принятия решений и контроль  над их выполнением;
     -систему  подбора и расстановки кадров.
     «Организационный  механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций». [2,с.42]
     Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:
     -информирование  Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
     -разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;
     -анализ  и экспертиза поступающих на  заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
     -подготовка  предложений о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим вопросам.
     Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.
     Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:
     -организация  научно-технического прогнозирования;
     -выбор  и оценка приоритетных направлений  развития образования, науки и  техники;
     -создание  государственных научно-технических  программ и проектов;
     -создание  и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности;
     -обеспечение  формирования государственной политики  в области международных связей  в сфере образования, науки  и техники и др. [5,с.181]
     Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и  методов государственного воздействия на экономику:
     -непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику;
     -устанавливает  приоритеты в развитии народного хозяйства страны и регионов;
     -определяет  основные направления инвестиционной  политики, в том числе меры  по стимулированию инновационной активности.

5. Цели и задачи государственной инновационной политики России

 
     В нашей стране все больше уделяется  внимания созданию комплексных концепций  научно-технического развития:
     -ориентирование  и поддержка научных исследований;
     -регулирование направлений научно-технического развития;
     -защита  отечественной промышленности, повышение  ее конкурентоспособности;
     -лицензионно-патентное  право (патентование, доступность  патентной информации);
     -разработка  критериев, результатов инновационной деятельности и его оценка;
     -выбор  приоритетных направлений развития  науки и техники в РФ;
     -формирование  и реализация федеральных научных  и научно-технических программ  и проектов, а также определение  федеральных органов исполнительной  власти, ответственных за их исполнение;
     -финансирование  научной и научно-технической  деятельности за счет средств  федерального бюджета;
     -совершенствование  управления государственными научными  организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация  и ликвидация;
     -формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
     -установление  государственной системы аттестации  научных и научно-технических  работников.
     Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:
     -создание  экономических, правовых и организационных  условий для инновационной деятельности;
     -повышение  эффективности производства и  конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
     -содействие  активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных  отношений и предпринимательства  в инновационной сфере;
     -расширение  государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
     -содействие  расширению взаимодействия субъектов  Российской Федерации при осуществлении  инновационной деятельности;
     -осуществление  мер по поддержке отечественной  инновационной продукции на международном  рынке и по развитию экспортного  потенциала Российской Федерации.
     Результатами  реализации новой инновационной  политики должны являться:
     -качественно  новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
     -качественно  новый уровень жизни населения  в результате совершенствования  бытовой предметной среды для  городского и сельского населения; преодоление технического отставания страны;
     -достижение  высокого уровня социальной направленности  НТП за счет широкого распространения  новых технологических систем, обеспечивающих  экологическую чистоту и безопасность  промышленного производства.

Заключение

 
     Подводя итоги, следует отметить, что в России в связи с реформированием отношений собственности, трансформацией механизма управления экономикой - формирование инновационной системы нового типа только начинается. При этом происходит смещение процессов реформирования научной сферы из федерального центра на региональный уровень.
     Возникает потребность выработки новых  подходов к управлению функционированием  и развитием региональных хозяйственных  систем и, прежде всего, эффективной  инновационной политики, обеспечивающей комплексное развитие регионов страны в новых условиях.
     Возникает потребность в четко разработанной  и продуманной государственной  инновационной политике, как в  Российской Федерации, так и в  ее субъектах.
     В целях обеспечения взаимодействия инновационных систем различных уровней необходимо:
     -совершенствование  механизмов взаимодействия между  участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия  государственных научных организаций  и государственных высших учебных  заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
     -проведение  действенной экономической политики  в отношении участников инновационного процесса, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования;
     -формирование  и развитие объектов инновационной  инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий.

Список литературы и источников

 
    Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2006. - 504 с.
    Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. 2007.–     448
    Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2008. – 126 с.
    Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. – М.: Дело, 2007.– 584 с.
    Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент.–СПб.:Питер, 2006.–384 с.
    Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник - ("Высшее     образование") (ГРИФ) ИНФРА-М,  2007.-294с
    Основные цели и задачи государственной инновационной политики         [электронный ресурс], режим доступа http://www.kylbakov.ru/page70/page71/index.html
 

     


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.