На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и назначение уголовного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      1.1. Понятие и назначение уголовного процесса.   

      Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.   

      Уголовный процесс как отрасль права – совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных.  

      Уголовный процесс как учебная дисциплина – совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса.  

      Уголовный процесс как вид социально-правовой деятельности.   

Уголовный процесс — это, осуществляемая в пределах и порядке установленных законом и иными правовыми актами и отвечающая своему назначению деятельность (система действий), наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.  

      Чаще  всего в определениях внимание привлекается к трем основным элементам:  

      1. Деятельности (системе упорядоченных  действий) четко определенных в  законе государственных органов,  их должностных лиц и лиц,  называемых участниками процесса.
      2. Отношениям (правоотношениям), возникающим  в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам).
     3. Обязательной и тщательной правовой  регламентации деятельности и  возникающих на ее основе отношений.   

     Поскольку рассматриваемая деятельность возникает  и протекает в связи с применением  уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом.
     Понятие уголовного процесса тождественно понятию  уголовного судопроизводства (п.56 ст.5 УПК РФ).  

     Уголовное судопроизводство как особый вид социально-правовой деятельности преследует определенные цели,являющиеся его назначением:
     1) защиту прав и законных интересов  граждан и организаций, потерпевших  от преступлений (а также, безусловно, интересов государства и общества  в целом);
     2) защиту личности от незаконного  и необоснованного обвинения,  осуждения, ограничения ее прав и свобод;
     3) уголовное преследование и назначение  виновным справедливого наказания;
     4) отказ от уголовного преследования  невиновных, освобождение их от  наказания, реабилитация каждого,  кто необоснованно подвергся  уголовному преследованию.  

      Защита прав и законных интересов пострадавших в результате преступления обеспечивается в результате выявления и уголовного преследования лиц, совершивших это преступление, их осуждения и справедливого наказания, выявления размеров причиненного преступлением вреда и принятия мер по обеспечению его возмещения, ограждения потерпевших от новых преступных посягательств и т. д.
      В качестве специфических средств обеспечения этих целей выступают: процессуальное доказывание, привлечение в качестве обвиняемого, применение мер пресечения и других мер процессуального принуждения, а также иные предусмотренные УПК средства и способы.   

      Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свободобеспечивается детальной регламентацией оснований, условий и порядка применения мер, ограничивающих права и свободы, законодательным закреплением прав и обязанностей участников уголовно-процессуальных отношений и порядка их реализации, установлением в законе механизмов обжалования и проверки следственных и судебных решений.  

      Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
      Содержащееся  в ч. 2 статьи 6 УПК РФ указание на то, что назначению уголовного судопроизводства соответствует не только уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, но и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, исключают возможность истолкования самого по себе факта прекращения уголовного дела (независимо от его основания) как свидетельствующего о незаконности или необоснованности решения о его возбуждении.   

      Отказ от уголовного преследования невиновных может выражаться:
      - в непринятии решения о привлечении  в качестве обвиняемого,
      - в вынесении решений об отказе  в возбуждении уголовного дела
      - в вынесении решения о его  прекращении,
      - в оправдании невиновного по  приговору суда.  

      1.2. Понятие стадии уголовного процесса. Система стадий уголовного процесса.  

      Существенным  для уголовно-процессуальной деятельности является то, что она состоит не просто из совокупности, а из системы  упорядоченных действий, которая  подразделяется на конкретные этапы — стадии, через которые должно проходить производство, как правило, по всем уголовным делам.
      Одна  стадия последовательно сменяет  другую.
      Стадии — самостоятельные этапы уголовного процесса, которые связаны между собой общей целью уголовного судопроизводства и единством принципов уголовного процесса. Каждая стадия имеет свою цель, непосредственные задачи, субъектов, сроки, свое содержание, свои решения. Границами стадий являются определенные юридические факты, порождающие и прекращающие правоотношения в определенной стадии.  

      Стадии уголовного процесса:
• возбуждение  уголовного дела;
• предварительное  расследование;
• подготовка дела к судебному заседанию;
• судебное разбирательство;
• производство в суде второй инстанции (апелляционном, кассационном порядке);
• исполнение приговора.  

      Кроме того, имеются еще две стадии: производство в надзорной инстанции и возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Обе они признаются исключительными, так как производство в этих стадиях возникает по делам, по которым приговор вступил в законную силу.  

      Основной  стадией в уголовном процессе является стадия судебного разбирательства, ибо только здесь вершится правосудие. На предшествующих ей стадиях поэтапно проводится подготовка к свершению правосудия. Последующие стадии контролируют законность и справедливость свершившегося правосудия и создают условия для реализации вынесенного приговора.  

      1.3. Процессуальные гарантии и функции.  

      Уголовно-процессуальные гарантии. Это установленные уголовно-процессуальными нормами средства и способы, которые обеспечивают правильность расследования и разрешения уголовных дел и дают всем участникам процесса возможность реально использовать предоставленные права и выполнять возложенные на них обязанности.  

      Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу, посредством  процессуальных гарантий правомочны выполнять  свои обязанности и использовать предоставленные права для достижения задач уголовного судопроизводства. Они могут применять предусмотренные законом меры принуждения и санкции к лицам, не исполняющим обращенные к ним обоснованные требования.  

      Юридическим и физическим лицам, участвующим  в уголовном судопроизводстве, данные гарантии обеспечивают возможность  использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты своих законных интересов и прав.  

      Обязанность по обеспечению и защите прав и  законных интересов субъектов процесса возложена на должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.  

      К числу важнейших уголовно-процессуальных гарантий защиты прав и законных интересов личности необходимо отнести следующие:
      1) право обвиняемого (подозреваемого) знать, в чем его обвиняют (подозревают), и иметь защитника;
      2) судебный контроль за избранием  в качестве меры пресечения ареста или продлением срока содержания под стражей;
      3) наличие судебного решения для  применения некоторых мер процессуального  принуждения;
      4) предоставление права признать  лицо виновным в совершении  конкретного преступления только  суду.  

      Уголовно-процессуальные функции. К ним относятся направления (виды) деятельности субъектов уголовного процесса, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в производстве по уголовному делу.  

      Различают четыре процессуальные функции:
      - расследование преступлений;
      - обвинение в преступлении;
      - защита от обвинения в преступлении;
      - разбирательство и разрешение  уголовного дела.  

      Функцию расследования преступлений выполняют органы дознания и предварительного следствия. Она состоит во всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в установлении лица, совершившего данное преступление, характера и размера причиненного преступлением ущерба, а также обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, причин и условий, способствовавших совершению преступления.
      Функцию обвинения в преступлении осуществляет прокурор, который в судебном заседании обосновывает выводы, сформулированные в обвинительном заключении, изобличает подсудимого, доказывая перед судом его виновность и наличие обстоятельств, отягчающих ответственность. Он также опротестовывает в кассационную и надзорную инстанции судебные решения, которыми обвиняемый был необоснованно оправдан, осужден за менее тяжкое преступление или подвергнут чрезмерно мягкому наказанию, не соответствующему тяжести содеянного и личности осужденного.
      Функция защиты от обвинения в преступлении принадлежит обвиняемому и его защитнику. Она выражается в использовании всех не запрещенных законом средств и способов защиты для опровержения обвинения, квалификации деяния по статье о менее тяжком преступлении, выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность.
      Функцию разбирательства и разрешения уголовного дела выполняет суд. В ходе судебного заседания он непосредственно исследует доказательства, собранные по конкретному уголовному делу, выслушивает мнения сторон и в своем итоговом решении от имени государства формулирует окончательные выводы относительно виновности или невиновности подсудимого и меры наказания.
      Однако  из установленного порядка имеются  исключения. Так, действующим уголовно-процессуальным законодательством допускается  возможность производства расследования (или отдельных следственных действий) по уголовным делам прокурором. По делам частного обвинения в суде в качестве обвинителей выступают граждане-потерпевшие. Если из материалов дела усматривается, что лицо непричастно к преступлению, или имеются основания для его освобождения от уголовной ответственности (ст. 75-78, 90 УК), то решение о прекращении дела без направления его  в суд может быть принято органом расследования. 
 
 
 
 
 

  Институт  мировой экономики  и информатизации
 

  Реферат
 

  По  предмету:
 

  «Уголовный  процесс»
 

  По  теме:
 

  «Возбуждение  уголовного дела как стадия уголовного процесса»
 

  Преподаватель: д. ю. н. Шаталов А. С.
 

  г. Москва
 

  2001
  План  работы

Введение

 

I. Понятие стадии  возбуждения уголовного  дела

 

  II. Органы и лица, имеющие право  возбуждать уголовные дела
 

  III. Поводы и основания к возбуждению  уголовного дела
 

  IV. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела
 

  IV. Обстоятельства, исключающие возбуждение  уголовного дела
 

Заключение
 

  Список  литературы
 

Введение

 

  Осуществляемая  в России правовая реформа предполагает преобразование системы и механизма  досудебных стадий в уголовном процессе. Являясь одним из важнейших этапов уголовно-процессуальной деятельности, досудебное производство создает предпосылки для успешного достижения целей не только судебного разбирательства, но и уголовного процесса в целом. Между тем причины нарастающих негативных тенденций в сфере уголовной юстиции в немалой степени обусловлены пороками именно досудебной фазы уголовного процесса. Поэтому без совершенствования предварительного производства, без поиска наиболее рациональных и эффективных средств и способов раскрытия и расследования преступлений не могут быть успешно решены и задачи судебной реформы. Особенно актуален данный вопрос на этапе подготовки нового уголовно-процессуального законодательства1.
  По  действующему законодательству в уголовном  процессе существуют две досудебные стадии: стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования. Предварительное расследование, в  свою очередь, осуществляется в трех формах (предварительное следствие, дознание и протокольная форма досудебной подготовки материалов), в каждой из которых имеется множество проблем. Именно в первоначальной стадии - при возбуждении уголовного дела - допускается наибольшее количество нарушений. Их массовость и однотипность свидетельствуют о том, что такая практика не случайна и причины этого явления следует искать в несовершенстве закона.
  Одна  из проблем стадии возбуждения уголовного дела - нарушение сроков предварительной  проверки. Статья 109 действующего УПК РСФСР устанавливает для предварительной проверки (стадии возбуждения уголовного дела) трехдневный срок и лишь в исключительных случаях позволяет увеличить его до 10 суток. Однако законодатель не указывает, какие обстоятельства в данном случае надо считать исключительными. Это приводит к волоките: 76,8% заявлений и сообщений о преступлениях рассматриваются в срок свыше трех суток, хотя по большинству изученных материалов решение могло бы быть принято незамедлительно. Десятидневный срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях из исключительного фактически превратился в обычный, а отдельные материалы проверяются в течение 50 суток и более. Подобная практика настолько укоренилась в органах дознания, что 87% опрошенных сотрудников считают ее законной.
  Длительные  проверки отдаляют начало расследования  от момента совершения деяния и уже  в силу этого затрудняют установление и изобличение виновных.
 

I. Понятие стадии  возбуждения уголовного  дела

 

  Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (ст. 112 УПК). Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела, есть предусмотренный законом способ реагирования суда, прокурора, следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, как на преступление, которое необходимо установить, а лицо его совершившее подвергнуть наказанию (ст. 3 УПК).
  Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более когда оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.
  До  возбуждения уголовного дела не могут  совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК).
  Данное  требование обусловлено тем, что производство следствия сопряжено с возможностью применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц. Допустимо и оправданно такое ограничение прав человека лишь при определенных обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств.
 

  II. Органы и лица, имеющие право  возбуждать уголовные дела
 

  Правом  возбуждать уголовные дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.
  Прокурор  вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую, «...он в случае установления факта нарушения закона... возбуждает уголовное дело» (ст. 1, п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ).
  Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК).
  Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции, определяемой ст. 117 УПК. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК). Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.
  В строго ограниченных законом случаях  вправе возбудить уголовное дело и судья (суд). Однако с учетом необходимости  проверки оснований возбуждения, указанных в законе, судья фактически возбуждает уголовные дела только частного обвинения (ст. 112, 130 ч. 1, ст. 131 УПК). Дела публичного обвинения судья (суд) возбуждают обычно лишь по уголовным делам, предусмотренным ст. 414 УПК; дела, возбуждаемые в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК); когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).
  Кроме того, суд вправе возбудить дело в судебном заседании в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших заведомо ложные показания или заключение (ч. 3 ст. 256 УПК).
 

  III. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
 

  Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела установлены  условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5 УПК).
  Поводы  к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу.
  Согласно  ст. 108 УПК поводами к возбуждению  уголовного дела являются: заявления  и письма граждан; сообщения общественных организаций, учреждений и предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной; и, наконец, непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
  Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.
  Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.
  Заявления граждан могут облекаться как  в устную, так и в письменную форму. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 180 УК, о чем делается отметка в протоколе заявления (ч. 2 ст. 110 УПК).
  Сигналы о совершенном или готовящемся  преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны, принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.
  Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах путем оперативно-розыскной деятельности или иным не процессуальным способом. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные.
  При определенных обстоятельствах закон  устанавливает обязанность граждан  под страхом уголовной ответственности  сообщать компетентным органам о достоверно известных, готовящихся или совершенных тяжких преступлениях (ст. 88-1, 190 УК).
  Сообщения учреждений, предприятий, организаций  и должностных лиц подаются в  письменной форме и должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступлении.
  Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.
  Компетентные  органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению полученных сведений.
  Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые  другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных преступлениях. Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений общественных организаций или государственных учреждений либо заявлений и писем граждан.
  Явка  с повинной как повод к возбуждению  дела состоит в сообщении, сделанном  органу дознания, следователю, прокурору  или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 111 УПК). Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголовного дела.
  Явка  с повинной, равно как и чистосердечное раскаяние, а также активное способствование раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (п. 9 ст. 38 УК), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным.
  Непосредственное  обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.
  Так, органам дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.