На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Задачи психологии физического воспитания и спорта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1.5. Задачи психологии  физического воспитания  и спорта

 
     В настоящее время нет единого  взгляда на сущность понятия «физическое  воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного  развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологическое понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.
     Вероятно, в широком смысле понятие «физическое  воспитание» тождественно понятию «физическое образование»1.
     Итак, физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую  подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе2. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
     Цели  физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и  психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение  этих целей предполагает решение  следующих задач3:
    Специфические задачи
      а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
      б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
    Общепедагогические задачи
      а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
      б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
     Основные  цели психологии спорта – это изучение психологических закономерностей  формирования у отдельных спортсменов  и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
         Достижение  этих целей предполагает решение  следующих задач4:
    Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
           Следует отметить следующие конкретные  задачи:
         а) психологический анализ соревнований;
         б) выявление характера влияния  соревнований на спортсменов;
         в) определение требований, предъявляемых  соревнованиями к психике спортсмена;
         г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических  качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
         д) психологический анализ условий  тренировочной деятельности и спортивного  быта: исследование их влияния на психику  спортсмена с целью поиска организационных  форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств. 

    Разработка  психологических условий для  повышения эффективности спортивной тренировки
         Психология  спорта призвана раскрыть внутренней структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
         а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
         б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психологических  функций, а также создавая специальные  методы тренировки;
         в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
         г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований. 

    Разработка  психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
         Для успешного выступления на соревнованиях  недостаточно высоко уровня физической, технической и тактической подготовленности.
         На  современном этапе развития спорта все большее значение приобретает  психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные  психические процессы и состояния, возрастет значение психологических факторов.
         Разработка  методов предсоревновательной подготовки спортсменов – одна из главных функций психологии спорта. Реализовать её – значит:
         а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
         б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы  разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
         в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям. 

    Разработка  психологических условий гуманизации  спортивной деятельности
           Под гуманизацией понимается  расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
         Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные  и другие мероприятия, что требует:
         а) охарактеризовать психологические  закономерности, необходимые для  формирования и сохранения динамического  равновесия в системе «субъект спортивной деятельности – спортивная среда»;
         б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
         в) изучить индивидуальные свойства личности и её психические состояния (как  фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
         г) установить закономерности динамики психических  состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
         д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки её в процессе спортивного  совершенствования.  

    Изучение социально-психологических  явлений в спортивном коллективе
         Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
     Для решения этой задачи предполагается:
     а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т.д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
     б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и  разработать критерии психологической  совместимости спортсменов;
     в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
     г) определить роль личности тренера и  влияние стиля руководства на успехи команды и психологический  климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера  или капитана команды. 

     
      Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
 
     Специфические особенности деятельности, как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.
     Однако  и в том и в другом случае предметом её является человек, занимающийся физическими упражнениями.
     Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение – это ещё одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее  обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте – росту спортивных результатов.
     Только  к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности – соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.
     Цели  деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании – обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте – достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта. 

     Мотивы  деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.
     В процессе развития мотивационной сферы  человека особую роль играют первичные мотивы.
     Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого – механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.
     Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы – все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.
     В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.
     Мотивы  в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать  им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.
     Действия  – основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия – это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.
     Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте – спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.
     Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:
    действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности);
    2)действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности);
     Спортивная  деятельность может быть представлена в виде следующей схемы. (Схема 2, стр 19)
     Все это дает возможность выделить ряд  психологических особенностей спорта как специфического вида деятельности. 

     Психологические особенности тренировочной  деятельности:
     обучение  и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;
     совершенствование психологических процессов и  свойств личности;
     адаптация к возрастающим физическим и психологическим  нагрузкам;
     систематическое повышение ранее достигнутого и  ставшего уже привычным уровня физического  и психического развития (преодоление самого себя);
     подчинение  себя строгой дисциплине, режима жизни  решаемым задачам;
     отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;
     наличие специфического общения: 1) с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;
     наличие психического напряжения, которое при  определенных условиях может привести к психическому перенапряжению. 

     Психологические особенности соревновательной деятельности:
     соревнование  обладает стимулирующим влиянием;
     во  время участия в соревнованиях  у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;
     соревнования  влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;
     результаты  соревнований лично значимы для  спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;
     соревнования  – это специфический фактор, создающий  экстраординарные эмоционально-волевые  состояния, которые оказывают влияние (положительное и отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена. 
 

     1.7. Психологическая  систематика видов  спорта
     Современный спорт многообразен. Многообразие его  выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
     Для организации психологического анализа  спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.
     Наиболее  рациональна систематика видов  и соревновательных упражнений в  спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым5.
     Предлагая свою систематику, автор использовал  независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику – противоборство; 2) по отношению к партнерам – взаимодействие.
     Противоборство  характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
     Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
     Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
     Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили  основные для определения критериев  систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:
     противоборство  противников: непосредственное (при  жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при  отсутствии физического контакта). Обязательное условие – наличие  психического контакта;
     взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
     В результате разработки систематики  многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
     Пользуясь данной информацией, выполните следующее  задание. 

Задание
Определите  для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствующие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, используя предлагаемую Т.Т.Джамгаровым схему. (стр 22) 

Вопросы для самоконтроля
      Что является предметом изучения психологии физического воспитания?
      Что исследует психология спорта?
      Как вы можете объяснить педагогическую направленность психологии физического воспитания?
      Какие этапы развития психологии спорта вы знаете?
      В чем сущность задач психологии физического воспитания?
      Сравните задачи, стоящие перед психологией спорта и психологией физвоспитания?
      Какие специфические задачи физического воспитания вы можете назвать?
      Назовите связующие черты психологии физического воспитания и психологии спорта?
      Какая задача психологии спорта направлена на изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации?
      Какие ещё мероприятия относятся к этой глобальной задаче психологии спорта?
      Чем определяются психологические особенности спортивной деятельности?
      Какие психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельностей вы знаете?
 
 
 
Глава 5
ПСИХОЛОГИЯ  ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА 

      Деятельность  учителя физической культуры
 
     Цель  физического воспитания – способствовать развитию физических и психических  качеств школьников формируя у них  не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется  в образовательном процессе в  ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.
     Воспитательные  функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.
     Образовательно-просветительные  функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.
     Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.
     Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий  по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.
     Все это находит отражение в конспекте  урока. Кроме того, важно внести в  конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке.
     Административно-хозяйственные  функции учителя физической культуры многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.
     Формы деятельности учителя физической культуры представлены на рис. 3.
     По  сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических  условиях. В психологии физического  воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
     Условия психической напряженности:
     шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который  отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление  у учителя;
     необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
     значительная  нагрузка на речевой аппарат и  голосовые связки;
     ответственность за жизнь и здоровье учеников, так  как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска  в получении травм.
     Условия физической нагрузки:
     необходимость показывать физические упражнения;
     осуществление физических действий совместно с  учениками (особенно в походах);
     необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
     Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
     климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
     санитарно-гигиеническое  состояние спортивных классов, залов.
     Деятельность  учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач.
     Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов – ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым.
       Чтобы сформировать умение учителя  физической культуры успешно  решать педагогические задачи  и на уроке, рекомендуется использовать  специально разработанную систему  самостоятельного психологического  анализа урока. Эта система  соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающегося и воспитывающего обучение и условно делится на три направления:
    воспитательное: развитие личности ученика, формирование его нравственности, мировоззрения;
    методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);
    проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).
     Психологический анализ урока имеет свои этапы, которые  соответствуют формам деятельности учителя при проведении уроков: подготовка к уроку, непосредственное проведение урока, аналитический разбор и оценка проведенного урока самим учителем.
     Психологический анализ урока начинается с предваряющего  этапа, который включает в себя составление  плана предстоящего урока. При этом учитываются: содержание учебного материала, цель и задачи, методы и средства обучения, уровень профессиональной подготовленности и уровень развития индивидуальных психологических и личностных качеств учителя, возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников, уровень их умственного развития, особенности эмоциональной и волевой сфер, склонности и интересы учеников, их отношение к учебной деятельности, физическим упражнениям и к конкретному учителю, способности учащихся к усвоению учебного материала. Кроме того, важно учитывать наличие необходимого спортивного оборудования, инвентаря, степень пригодности мест, планируемых для проведения уроков физической культуры.
     Текущий этап психологического анализа урока  проводится непосредственно в условиях педагогической ситуации, при реализации плана урока. Учителю следует уметь одновременно: видеть уровень готовности учеников к уроку, наблюдать за дисциплиной в течение всего урока, замечать психофизическое состояние школьников, правильно воспринимать реакцию воспитанников на свои вопросы, замечания, распоряжения, приказы и просьбы; внимательно слушать и понимать ответы учеников, их вопросы; постоянно держать в поле зрения всю группу занимающихся; организовать наблюдение учеников, как за учебным материалом, так и за действиями их товарищей; воспринимать реакцию детей на собственные объяснения; определять темп работы класса в целом, затруднения, глубину усвоения учебного материала, типичные ошибки; учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп учеников (разделяя их на сильных, средних и слабых) и существующие особенности в своей работе, а также особенности отдельных учеников; замечать своеобразные черты в поведении, речи, склонностях, способностях, интересах и продвижении в развитии отдельных детей; наблюдать за своим поведением и речью, соблюдать взаимосвязь деятельности школьников и собственной деятельности.
     Основанный  на информации, полученной в ходе проектирования урока, ретроспективный этап состоит  из практической его реализации. Его  содержание – сравнительный анализ, включающий в себя оценку правильности задач, методов и средств, выбранных для объяснений и обоснований теоретических высказываний и проведенных на уроке практических действий. Учитель должен выявить достоинства и недостатки проведенного урока и наметить пути для устранения его слабых сторон.
     Психологический анализ урока следует считать  неотъемлемой частью педагогической деятельности учителя физической культуры, который  проводит его, опираясь на свои проективноперцептивно-рефлексивные способности и аналитические проектировочные и рефлексивные умения. Такой анализ служит основным механизмом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития педагога. 
 

      Способности, необходимые учителю  физической культуры
 
     Профессиональное  мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы6:
     1)дидактические способностиэто способности преподавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;
     2)академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;
     3)перцептивные способностиэто способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
     4)речевые способностиэто способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявить силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
     5)организаторские способности это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
     6)авторитарные способности это способность посредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
     7)коммуникативные способности это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
     8)педагогическое воображениеэто способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
     9)аттестационные способностиэто способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на появление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. 

     5.3. Умения учителя  физической культуры 

     Умения  учителя физической культуры делятся  на конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.
     Конструктивные  умения помогают учителю планировать учебный материал, осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.
     Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников.
     Умение  учителя общаться с учащимися, коллегами  по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими  – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.
     Гностические  умения связаны с познанием учителем, как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умения пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.
     Двигательные  умения отражают, прежде всего, умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу  обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д. 

    5.4.Стиль деятельности учителя физической культуры 

     Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.
     Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: 1) демократический; 2) авторитарный; 3) либеральный.
     Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером  в общении и поиске знаний. Учитель  привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией.
     Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.
     Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока – ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.
     В современной психологии различают  индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком.
     Благодаря научно-исследовательской деятельности В.С.Мерлина и его учеников были вскрыты основные причины проявления того или иного индивидуального стиля деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, как правило, обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют стихийным.
     Существует  и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля  деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифицированных действий. В этом смысле возможно формировать стиль деятельности на основе определенного авторитета, эталона конкретной личности.
     В педагогической психологии различают  четыре типа индивидуального стиля  педагогической деятельности7:
     1. Эмоционально-импровизационный стиль. В этом случае учитель ориентирован на процесс обучения. Его объяснение нового учебного материала строится логично, интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учащихся, как правило, к сильным, интересующим его школьникам. При опросе учитель использует много неформальных вопросов и практически не дает возможности воспитанникам сформулировать ответ. Он сам принимает активное участие в ответах учеников.
     Для осуществления педагогического  процесса такой учитель, в основном, использует самый интересный учебный  материал, а неинтересный, хотя и важный, старается оставить учащимся для самостоятельной подготовки. Его деятельность отличается высокой оперативностью. Он использует большой арсенал методов обучения, практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания. Учителю с эмоционально-импровизационным стилем индивидуальной педагогической деятельности свойственны: интуитивность, недостаточно серьезное отношение к процессам закрепления и повторения учебного материала, а также к осуществлению контроля за усвоением учениками знаний.
     2.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.