На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Местные бюджеты, повышение их роли в хозяйственном и культурном сторительстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки России
     Государственное образовательное учреждение
     Высшего профессионального образования
     «Орловский  государственный технический университет»
Финансово–экономический институт 

    Кафедра: «Финансы, денежное обращение,  кредит и банки»
                                                         Допустить к защите «    »_________ 2010 г. 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»
на тему: «Местные бюджеты, повышение их роли в хозяйственном и культурном строительстве» 
 
 

     Студент                                                                                    
     Факультет                                                                                                
     Специальность                                                            
     Группа                                                                                                 
 

     Руководитель___________________
          Курсовую работу защитил с  оценкой ____________ 
 
 
 

                                                  Орёл, 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  БЮДЖЕТОВ…………………………………………….5
1.1 История  формирования местных финансов…………………………………5
1.2 Доходы  и расходы муниципальных бюджетов………………………..…..12
1.3 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований ………..………………...………………….……18
2. АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТА Г. ОРЛА  ЗА 2007 – 2009 ГОДЫ……………………………………………………….…..24
2.1Анализ  доходных источников местного  бюджета………………………....24
2.2 Оценка  основных направлений расходования  средств бюджета г. Орла..28
2.3 Анализ  дефицита городского бюджета  и источников его покрытия…….33
3. Направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования
3.1 Направления улучшения исполнения бюджета по доходам и совершенствование методики планирования расходов бюджета ……………………………………………………………………..……………...39
3.2 Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений
…………………………………………………………………………….………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………...56
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….59 

 

     ВВЕДЕНИЕ
    Местные финансы представляют собой систему  экономических отношений, посредством  которой распределяется и перераспределяется национальный доход, предназначенный на социальное и экономическое развитие муниципальных образований. Это также совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы являются составной частью финансов государственных и обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и жилищно-коммунальным обслуживанием населения. С помощью местных финансов государство осуществляет социальную политику, финансирование народного образования, здравоохранения, культуры, коммунального обслуживания населения, выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Местные финансы включают: средства муниципальных (местных) бюджетов (бюджетов городов, районов, поселков, сельских поселений); муниципальные внебюджетные фонды; муниципальные ценные бумаги; муниципальные заимствования. Распорядителями местных финансовых ресурсов являются органы местного самоуправления; управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
    Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена большой ролью местных финансов в формировании государственного бюджета, а также необходимостью повышения уровня финансирования муниципалитетов в современных условиях.
    В курсовой работе подробно рассмотрены местные бюджеты как основа местных финансов, их формирование и проблемы исполнения.
    Местными  бюджетами являются бюджеты муниципальных образований — административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
    Бюджет  каждого муниципального образования (местный бюджет) — форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).
    Основной  целью данной курсовой работы является изучение понятия местных финансов, а также роли бюджетов муниципалитетов в экономике страны и путей совершенствования денежных поступлений в местные бюджеты.
    Для полномерной реализации поставленной цели необходимо выстроить ряд задач, каждая из которых охватывает различные  стороны изучаемого явления:
    определение особенностей муниципальных финансов.
    изучение местных бюджетов, их формирования и проблем;
    изучение зарубежного опыта формирования и использования бюджетов муниципалитетов;
    анализ структуры доходной и расходной части бюджета города Орла;
    анализ дефицита бюджета г. Орла;
    поиск путей улучшения финансового состояния муниципальных образований.
    Объектом  исследования в данной курсовой работе является бюджет города Орла, его доходная и расходная части. 
 
 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1 История формирования  местных финансов
  Реформирование  местного самоуправления в России невозможно без изучения исторических основ теории и практики его функционирования. Осмысление опыта организации городского самоуправления, формирования финансово-экономической базы имеет большое значение для построения эффективной системы децентрализации полномочий и предметов ведения между органами власти.
  Государственный бюджет России в конце XVIII - XIX веке строился на общих с европейскими странами принципах, т.е. не включал в себя местные бюджеты.
  Основы  городского самоуправления в России в конце XVIII — XIX веке определяло Екатерининское городовое положение 1785 г. С момента предоставления городам некоторой самостоятельности в решении вопросов местного значения оно устанавливало общие начала городского устройства. На городскую администрацию (шестигласную думу) возлагались обязанности по взиманию податей и сборов с городского населения и осуществление расходов на содержание городских учреждений.
  Все предметы, подлежащие ведению шестигласной думы, как учреждению ведающему текущими общественными делами, подразделялись на пять групп:
    общественные дела (общественные собрания, ревизкие сказки и др.);
    по городскому хозяйству (заведование городской собственностью, забота о продовольствии для горожан и др.);
    дела по торговой полиции (контроль за исполнением правил и предписаний в сфере торговли, выдача свидетельств и патентов, клеймение мер и весов и др.);
    казенные дела (раскладка и сбор государственных и земских повинностей, податей и сборов и др.);
    дела судебные.
  Городские потребности и нужды по общему правилу удовлетворялись из городских доходов, получаемых в качестве дохода с общественной собственности и от различного рода сборов, законодательно установленных в пользу города. Доходы от использования муниципальной собственности первоначально являлись основным доходом городов, но в последствии их слабое развитие привело к увеличению доли налогов и сборов в общих доходах городского самоуправления. Доходы от использования городского имущества состояли, во-первых, из средств поступающих от сдачи земельных участков в наем, под застройку различными общественными заведениями. Не все земли, находящиеся во владении городов, являлись их собственностью. Часть имела статус казенных, что накладывало определенные ограничения на их использование в качестве источника доходов городского самоуправления. Во-вторых, доходы формировались от использования общественных зданий и сооружений для городского населения, например, бань, мостов, водопроводов и т.п. Городское управление извлекало доходы в виде различных сборов за право пользования этими учреждениями. Данные сборы устанавливались городской думой и подлежали утверждению министром внутренних дел. К третьей группе доходов можно отнести извлечение выгоды за счет использования свободных капиталов из годового остатка средств, т.е. размещение свободного остатка средств бюджета города на конец года в коммерческих банках. Все сборы в пользу города законодатель делил на три категории:
    сборы личные (сбор за записку обывателей в городскую обывательскую книгу);
    сборы с недвижимого имущества (оценочный сбор);
    сборы за право производства и торговли (состояли из двух групп: сборы с торговых заведений и сборы с торгово-промышленных классов).
  Анализируя  всю массу городских сборов, можно  сделать вывод, что многие из них  городскими можно назвать лишь потому, что они шли на покрытие городских расходов. В сущности, они являлись чисто государственными, но полномочия по их сбору и использованию, в связи с недостатком собственных налогов, были переданы на городской уровень. Например, сборы с векселей и других подобного рода актов. По своей природе они являлись общегосударственными платежами и не могли регулироваться городским самоуправлением.
  Источником городских доходов являлись и «доходы от казны, городам предоставленные», которые имели место в случае нехватки средств для осуществления функций местного значения. Как уже отмечалось, это могли быть налоговые трансферты за счет государственных сборов и податей, а также денежные средства, направляемые на финансирование расходов из государственной казны.
  Социально-экономическая  и политическая ситуация в России в XIX веке, осложненная участием в нескольких войнах, требовала более жестких мер по привлечению в бюджетную систему страны налоговых доходов. В 1802 г. указом Александра I был создан комитет для управления городскими повинностями. Таким образом, появилось новое городское учреждение, наделяемое полномочиями по одному из предметов ведения городской думы.
  Основным  недостатком налоговой политики в отношении органов местного самоуправления, на наш взгляд, было отсутствие прав самостоятельно устанавливать ставки налогов и объекты обложения. Все эти функции принадлежали правительству, что устраняло городское общество от участия в формировании доходов муниципалитета.
  Рассматривая  структуру расходов городов в  XIX веке возникает необходимость анализа направлений расходования средств в соответствии с видами городских общественных дел и предметами ведения. За счет городских доходов финансировались такие расходы как управление (хозяйственное, судебное и полицейское): городское строительство; содержание учебных и богоугодных заведений. Из-за отсутствия самостоятельности распоряжения городской казной за счет городских доходов в первую очередь финансировались государственные расходы и лишь потом общественные дела. Существующее положение проявлялось и в формировании сметы расходов на городские нужды. Губернатор, которому на утверждение представлялась смета, имел право, урезав расходы, вернуть ее для повторного рассмотрения думой.
  Экономическое развитие и укрупнение городов России начало особенно бурно осуществляться в позапрошлом столетии, поэтому опыт регулирования финансовых отношений в городах и решения задач обеспечения горожан в тот период представляет практический интерес и в настоящее время.
  В XIX столетии в России была проведена реформа городского самоуправления.
  Для обеспечения реализации возложенных  на местные органы функций городским органам самоуправления  было предоставлено право собирать налоги и сборы.
  Городские органы общественного управления не имели права налоговой инициативы и могли устанавливать только те налоги, которые были перечислены в Городовых Положениях.
  В частности, в Москве были установлены:
    оценочный сбор;
    государственный и земский налоги с недвижимых имуществ;
    сборы с торгово-промышленных заведений, заведений трактирного промысла, меблированных комнат, огородов, документов на право торговли и промыслов;
    сборы с промышленников, с разносчиков, с лошадей частных лиц, экипажей частных лиц, собак, велосипедов и автомобилей;
    сбор с частных поверенных;
    сбор за совершение актов;
    сбор за прописку видов и засвидетельствования.
  В пользу города взимались также судебный сбор по гражданским делам в мировых учреждениях, сбор за планы и чертежи, за справки адресного стола, больничный сбор.
  Итак, в XIX веке по мере развития городского самоуправления упорядочивается формирование городских бюджетов и местные налоговые системы.
  На  примере города Москвы рассмотрим несколько подробнее источники доходной части городских бюджетов. Более половины всех финансовых средств городу давали прямые налоги, хотя доходных статей было много, включая прибыль предприятий местного подчинения. Доходы бюджета г. Москва в 1890-1891 гг. приведены в таблице 1
  Таблица 1 - Доходы бюджета города Москва в 1890-1891 гг.
Статьи  дохода 1890 год 1891 год
руб. удельный вес, % руб. удельный вес, %
Налоги  прямые 4140577 57,7 4646328 57,4
Косвенные сборы и пошлины 292841 4,1 298026 3,7
Штрафы  и пени 122822 1,7 132756 1,6
Доходы  с недвижимых имуществ 320025 4,4 338643 4,2
Доходы  с городских имуществ, находящихся в общем пользовании 248306 3,5 266024 3,3
Сборы с особых предприятий 709520 9,8 674968 8,3
Сборы с городских изданий 151473 2,1 140555 1,7
Проценты  с денежных сумм капиталов 118562 1,7 166062 2,1
От  продажи недвижимых имуществ - - - -
От  продажи движимых имуществ 7785 0,1 6340 0,1
Поступление и возврат городских издержек 103115 14,3 1124785 13,9
Случайные доходы 6840 0,1 19100 0,2
Из  суммы на постройку нового водопровода 50000 0,7 284750 3,5
Итого: 7199896 100 8098337 100
  Таким образом, в городе взимались и  прямые и косвенные налоги.
  Из  прямых налогов наиболее крупные поступления приносил налог с недвижимых имуществ. В 1890-1891 гг. он один обеспечивал более чем половину городского бюджета.
  Значительную  сумму городу давал налог на право  ведения в Москве торговли и промыслов. Сюда входили: стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, с трактиров, с огородов, с постоялых дворов.
  Третьей важной статьей доходов были налоги с владельцев лошадей и частных экипажей.
  Косвенные сборы и пошлины взимались за клеймение мер, гирь и весов, за утверждение планов и чертежей на постройки в частных владениях, за прописку, за выдачу справок из адресного стола.
  Среди штрафов стоит отметить интересную статью дохода (хотя и незначительную по объему получаемых средств) городского бюджета — штрафы с подрядчиков за неисправное исполнение ими принятых на себя по контрактам обязательств.
  К этому же виду платежей относились сборы с аукционной продажи, с  векселей, заемных писем и договоров, судебных пошлин.
  Доходы  с недвижимых имуществ состояли из двух частей. Первая - средства, получаемые с городских земель, сдаваемых под постройки: пашни, огороды, сады под выгон скота. Вторая - получаемая с городских зданий и сооружений: бань, лавок, крытого рынка, винного и солярного дворов, мельниц, лесных дач, колодцев.
  Под городскими имуществами, находящимися в общем пользовании, понимались места на площадях и проездах, выделенных для торга конно-железные дороги, места для постановки конных экипажей, бульвары, парки, сады, места массовых гуляний, причалы для катания на лодках, пруды, общественные купальни, катки и др. Сюда же относились средства взимаемые с разрытия мостовых для прокладки и ремонта трубопроводов.
  Учитывалась прибыль газет «Известия Московской Городской Думы», «Ведомости Московской городской полиции», «Справочные цены», «Адрес-календарь» и других городских изданий. В доходах отражались также проценты, которые поступали в городскую казну от хранения в банках свободных денежных средств.
  В отношении доходов от продажи движимых и недвижимых имуществ интересен тот факт, что имуществом, как недвижимым, так и движимым, городская Дума предпочитала не торговать (в графе «от продажи недвижимых имуществ» стоят прочерки).
  Небольшие суммы, приведенные в таблице, поступили  в результате продажи старых материалов, полученных от разбора мостов.
  Возврат городских издержек подразумевал плату частных владельцев за содержание проходящих через их территории шоссе и мостовых, плату за обучение в школах, за лечение в больницах и др.
  В отношении сумм на постройку водопровода - он строился в Москве на средства, полученные от местного займа. Облигации займа были выпущены целевым назначением и принесли доход, указанный в таблице.
  Вообще  местными займами начали широко пользоваться в 1883 г. До начала первой мировой войны  было выпущено 48 займов, которые широко распространялись не только в городе, но и в России и за границей. Их целью было получить денежные средства на целевое использование - сооружение газового завода, водопровода, выкуп трамвайных линий и т.д. Проценты по займам выплачивались достаточно высокие по тем временам - 4-5, и эти бумаги считались надежным вложением капитала [18].
  Таким образом, можно сделать вывод, что  при своем развитии органы местного самоуправления в области финансов прошли довольно долгий и упорядоченный  путь от обязанности взимать подати и сборы до осуществления ими предпринимательской деятельности и установления по местным налогам собственных ставок, денежные суммы по которым направляются в бюджет муниципалитета. 
 
 
 
 
 

      Доходы  и расходы муниципальных  бюджетов
  Доходы  местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
     Рассмотрим, из чего складывается доходная часть  бюджета муниципального образования. Она состоит из трех частей:
    Налоговые доходы;
    Неналоговые доходы;
    Безвозмездные поступления.
  Налоговые доходы в свою очередь включают в себя местные налоги, принятые представительным органом местного самоуправления, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).
       К ним относятся:
    налог на имущество физических лиц;
    земельный налог;
    налог на доходы физических лиц (в бюджет муниципальных образований зачисляется 40% от НДФЛ).
     К неналоговым доходам относят;
    - доходы  от использования муниципального  имущества, находящегося в муниципальной собственности в частности арендная плата;
    - доходы  от платных услуг, оказываемых  муниципальными бюджетными учреждениями;
    - доходы от деятельности административной комиссии;
    - перечисления от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований;
    - доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    - другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);
    - часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
     Безвозмездные перечисления включают в себя межбюджетные трансферты (отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами).
  Отчисления  от федеральных и региональных налогов  и сборов в местные бюджеты  предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год (ст. 61, 62).
  Законом субъекта Российской Федерации  могут  быть установлены: единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
  Отчисления  от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в пользу местных  бюджетов осуществляются по таким видам, как:
    налог на доходы физических лиц;
    единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    единый сельскохозяйственный налог;
    государственная пошлина;
    прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).
  Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов.
    В связи с принятием Налогового и Бюджетного кодексов РФ возросла острота проблемы разграничения и распределения налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами. Схема распределения налоговых доходов Российской Федерации между федеральным, региональным и местным бюджетами представлена на рис. 1.  


Рис. 1. Распределение налоговых доходов между бюджетами РФ, (2005-2009гг )
Таким образом, можно сделать вывод  о том, что основная часть налоговых  доходов поступает в федеральный  бюджет, за региональными и местными бюджетами закреплены налоги и сборы, собираемость которых невелика.
  Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
  В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
  Основная  часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.
  Исключительно из местных бюджетов финансируются  расходы:
    на содержание органов местного самоуправления;
    на формирование муниципальной собственности и управление ею;
    на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
    на содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
    на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
    на муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
    на организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
    на содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
    на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
    на обеспечение противопожарной безопасности;
    на охрану окружающей природной среды на территории муниципальных образований;
    на реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
    на обслуживание и погашение муниципального долга;
    на целевое дотирование населения;
    на содержание муниципальных архивов;
    на проведение муниципальных выборов и референдумов;
    на прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.
  Бюджетным кодексом РФ регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию системы водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронения бытовых отходов.
  Промышленные  предприятия финансируют поддержание  дорог в районе прилегающих к  ним территории, озеленение прилегающих  к ним участков.
  В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.
  И, наконец, перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан  в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды. В связи с этим следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.
  Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств.
  Затем происходит финансирование бюджетных  учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки, обязанные выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.
  Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Этим организациям необходимо иметь сметы расходов, в соответствии с которыми должно осуществляться финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным ставкам: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.
  В 2000 г. был осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высоко дотационных субъектов РФ и субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. В 2007 г. предполагалось завершение перевода на эту систему бюджетов всех уровней.
  Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ продолжают перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом кассовое обслуживание исполнения казначействами бюджетов РФ и местных бюджетов с 2000 г осуществляется на договорной возмездной основе [7].
  Таким образом, можно сделать вывод, что  доходы местных бюджетов – это  денежные средства, поступающие в  возмездном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. В  свою очередь, расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Доходы формируются за счет местных налогов и сборов, отчислений от федеральных и региональных налогов и неналоговых доходов. Расходы предусматривают средства на исполнение расходных обязательств, в связи с осуществлением органами местного самоуправления своих полномочий в различных сферах деятельности.
1.3 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в хозяйственном и культурном строительстве 

    Местные (или муниципальные) финансы - это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения .
     Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы. К местным финансам относятся финансы сельских и городских поселков, городов и районов, общин и округов. В Российской Федерации более 12 тыс. муниципальных образований имеют утвержденный статус. Однако примерно лишь половина из них (около 6 тысяч) имеет самостоятельный бюджет.
     Общеэкономическая эффективность  местных финансов во многом  зависит от законодательного  закрепления полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. В Российской Федерации законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения местного самоуправления в рамках территории муниципального образования отнесен ряд вопросов местного значения. Прежде всего, это принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, распоряжение местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения. Местные органы власти ведают также комплексом социально-экономических проблем, развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечением санитарного благополучия населения. В их ведении находится организация и. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Планировка и застройка территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, контроль за использованием земель, водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, снабжения топливом -все это проблемы местного самоуправления. Добавим к этому муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории муниципальных образований, утилизацию и переработку бытовых отходов, организацию транспортного обслуживания и обеспечение населения услугами связи, создание условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания, спорта. Большое место занимают вопросы культуры, работы средств массовой информации, организации занятости населения и социальной поддержки нуждающихся, охраны окружающей среды и многое другое.
     К вопросам, которые относятся к совместной компетенции органов государственной власти и муниципального самоуправления относится исполнение практически всех конституционных прав граждан проживающих на территории данного муниципального образования.
     Рассмотрим основные вопросы совместной компетенции, по которым устанавливаются разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Начнем с дошкольного, основного общего и профессионального образования. В компетенции органов местного самоуправления находятся строительство, ремонт, текущее содержание объектов образования, выплата заработной платы работникам, закупка учебно-методической литературы и пособий, закупка оборудования и инвентаря, обеспечение питания учащихся, установление распорядка работы. В ведении органов государственной власти - установление стандартов образования и контроль за их соблюдением, подготовка преподавательских кадров, разработка программ и методик обучения, научные и прикладные исследования.
     Здравоохранение и санитарное благополучие. Органы местного самоуправления ведают строительством, ремонтом, текущим содержанием объектов здравоохранения, осуществляют контроль за санитарным состоянием объектов, находящихся на территории муниципального образования, выплачивают заработную плату работникам, закупают необходимую литературу, пособие, инвентарь, оборудование, медикаменты, обеспечивают питание в больничных учреждениях, устанавливают распорядок работы больниц и поликлиник. Органы государственной власти, устанавливают контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, подготовкой кадров медицинских работников, разрабатывают программы и методики их обучения, организуют научные и прикладные исследования в медицине и санитарно-эпидемиологический контроль.
     К совместной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления относятся также противопожарная безопасность, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, социальная поддержка и занятость населения, охрана общественного порядка, охрана окружающей среды на территории муниципального образования. По этим направлениям вносятся уточнения и устанавливаются соответствующие разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     Доходы и расходы муниципальных образований следует рассматривать, в первую очередь, через процесс формирования и исполнения местных бюджетов. Они образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации [6].
           Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование  денежных фондов, являющихся финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти;
- распределение  и использование этих фондов  между отраслями народного хозяйства;
- контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
     Важное значение имеют местные бюджеты в повышении их роли в хозяйственном и культурном строительстве - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
     Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.
     Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации , в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
     Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.
     Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
     В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
С этой целью формируются и реализуются  региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых  случаях межбюджетные отношения.
     В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).
     В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
     В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
     Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и расстроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит.
     Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении». 
 
 
 

.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА Г. ОРЛА  ЗА 2007 – 2009 ГОДЫ
2.1Анализ  доходных источников  местного бюджета
  Для анализа доходной части бюджета города Орла были использованы следующие источники: Постановления Орловского Городского Совета Народных Депутатов: “О бюджете города Орла на 2007 год”, “О бюджете города Орла на 2008 год”, Решение № 40/649-ГС от 19 декабря 2008 года "О бюджете города Орла на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов ” Основные плановые показатели за эти три года представлены в таблице 2.
  Таблица 2 – Доходные источники города Орла за 2007 – 2009 годы
Наименование  
статей доходов
Бюджет     
2007 г.
Бюджет     
2008 г
Бюджет     
2009 г.
Тыс.руб % Тыс.руб % Тыс.руб %
1.НАЛОГОВЫЕ  И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ      1342165 57,43 1762014 61,01 1796918,5 57,12
Налог на доходы физических лиц      685131 29,32 884251 30,62 894600       28,44
Налоги  на совокупный доход          203391 8,7 198752 6,88 199020       6,33
Налоги  на имущество в т.ч.  Налог на имущество физических лиц,      Земельный налог                              137594 5,89 147505 5,11 142000       4,5
Государственная пошлина             29000 1,0 30937 1,0 37398        1,19
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам               5729 0,2 2820 0,1 1228,5227    0,04
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности  
224992 9,63 306664 10,62 30757        9,77
Прочие  доходы 9752 0,42 16703 0,6 20400        0,65
Платежи при пользовании природными ресурсами                           3192 0,14 5709 0,2 8800         0,28
Прочие  доходы от оказания платных    
услуг и компенсации затрат           
государства                        
    140 0,004 270          0,008
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 25122 1,07 106873 3,7 167928       5,34
Штрафы, санкции, возмещение ущерба  16808 0,72 30450 1,05 35394        1,13
Прочие  неналоговые доходы           806 0,02 2913 0,1 2523         0,08
2.БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ   Дотации, Субвенции от других бюджетов бюджетной   системы РФ, трансферты и Субсидии бюджетам городских округов                                                        
877229,3 37,54 944789,303 32,79 1157018,21 36,78
3.ДОХОДЫ  ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ 
ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      
117548 5,03 145073 5,03 191312       6,08
доходы 2326542,3 100 2828372,30 100 3145248,74 100
поправки 10400   59898         602  
Всего доходы с учетом поправок                   2336942,3   2888270,30   3145850,74  
 
    Исходя  из данных таблицы 2 можно построить диаграммы:
Рисунок 2. – Структура доходов бюджета города Орла за 2007 год. 

     В местный бюджет в отчетном году поступило  собственных налоговых и неналоговых доходов и сборов в сумме 1342165 тыс.рублей, что составляет 57,43% от  всех доходных источников
  
Рисунок 3 – Структура доходов бюджета города Орла за 2008 год.

     В местный бюджет в отчетном году поступило  средств в сумме 2888270,303 тыс.руб., что на 551328 тыс. рублей больше поступлений за 2007 год. Из них сумма поступления собственных налоговых и неналоговых доходов и сборов в составляет 1762014 тыс.руб., темп роста 131,2%
  
Рисунок 4. – Структура доходов бюджета города Орла за 2009 год
 

  Проведя анализ доходов бюджета города Орла, можно сказать, что основную их часть составляют налоговые поступления (примерно 43,91 % в 2007 , 42,6 % в 2008 г. и 39,27%  2009 г.). Из них наибольший вес имеет налог на доходы физических лиц – 29,32% в 2007, 30,62%- в 2008, 28,44% в 2009 году. Меньшие поступления приходятся на налог на имущество, включающий в себя земельный налог и налог на имущество физических лиц по 5,89% в 2007году, 5,11% в 2008 году и 4,5% в 2009 году.
  На  втором месте по значимости привлечения  доходов в городской бюджет стоят  безвозмездные поступления, так в 2007 году они составили почти 38% от всех городских доходов, в2008 – году уменьшились почти на 4%, и оказались равными 33%, а в 2009 вновь увеличились и составили 37%.
  Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2007 году составили 9,63%, общих доходов, в 2008 году немного увеличились до 10,62%, а в 2009 году оказались равными 9,77%.
  Доходы, полученные от продажи материальных и нематериальных активов в 2007 году составили более 1,07% всех доходов бюджета города Орла, в 2008 году выросли до отметки 3,7%, а в 2009 году их доля возросла до 5,34%, что говорит о достаточно эффективном использовании собственных активов администрацией города. В свою очередь доходы, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности повысились в 2009 году почти на 1% по сравнению с 2007 и 2008 годом (5,03%) и составили 6,08% от всех доходов бюджета города Орла. В 2009 году доходы от предпринимательской деятельности принесли 191312 тыс. рублей.
  Платежи за пользование природными ресурсами  составляют малую долю доходов города Орла, в 2007 году они составили всего 0,14%, в 2008 году они составили 0,2%, а в 2009 – 0,28%.
  Доля собственных доходов, состоящая из налоговых и неналоговых поступлений  в 2007 году составила 57,43% от всех поступлений, в 2008 году – 61,01%, а в 2009 вновь около 57%.
    Таким образом, можно сделать вывод, что  доходы бюджета города Орла с каждым годом повышаются. Основными бюджетообразующими доходами являются налог на доходы физических лиц, безвозмездные поступления, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 

2.2 Оценка основных  направлений расходования  средств бюджета  г. Орла
     Для анализа расходной части бюджета города Орла были использованы следующие источники: Постановления Орловского Городского Совета Народных Депутатов “О бюджете города Орла на 2007 год”, “О бюджете города Орла на 2008 год”, Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 19.12.2008 N 40/650-ГС, Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 28.08.2008 N 36/572-ГС и “ Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2009 N 56/914-ГС ”.
  Основные  плановые показатели за эти три года представлены в таблице 3.
Наименование  статьи 2007 год 2008 год 2009 год    
Тыс.руб % Тыс.руб % Тыс руб %    
Общегосударственные вопросы  в.т.ч. Функционирование  законодательных органов          
государственной власти и местного самоуправления

Функционирование  высшего           
должностного лица субъекта          
   Обеспечение деятельности            
финансовых, налоговых и таможенных

Обеспечение проведения выборов и  референдумов
232258,6  9,64 319590,4 10,67 279471,09 8,2 232258,6   
Национальная  оборона               180,0     0,007 265,0 0,008 285,0 0,008 180,0      
Национальная  безопасность и         
правоохранительная деятельность в.т.ч
  Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и 
стихийных бедствий

400,0     0,016 500 0,016 750,0 0,021 400,0      
Национальная  экономика в.ч.ч.       Транспорт      336656,0  13,97 94361,9 3,1 160595,2 4,71 336656,0   
Жилищно-коммунальное хозяйство     278628,8  11,56 482596,509 16,11 551947,31 16,19 278628,8   
Образование                        1036288,6 43,00 1355800,619 45,25 1578462,49 46,3 986232,6  50056,0 
Культура, кинематография, средства массовой информации                60403,0   2,51 81399,3 2,71 88353,30 2,59 52957,0   7446,0  
Здравоохранение и спорт            369110,9  15,31 582942,4 19,46 563052,3 16,51 309064,9  60046,0 
Социальная  политика    в.т.ч.   Пенсионное  обеспечение
Социальное обеспечение  населения  Борьба с беспризорностью, опека,    
попечительство                                  

96236,4   3,99 78838,275 2,68 182435,26 5,35 96236,4    
Межбюджетные  трансферты         3800 0,11    
Итого расходов                     2410162,3 100 2996294,403 100 3409152,74 100 2292614,3 117548,0
поправки                           10400,0     40113,00   602,00   10400,0   0,0     
Всего расходов                     с учетом поправок                  2420562,3   3036407,403   3409754,74   2303014,3 117548,0
 
Таблица 3 – Основные статьи расходов средств бюджета города Орла9 годы.
    Исходя  из данных таблицы 3 можно построить диаграммы:

Рисунок 4. – Структура расходов бюджета города Орла за 2007 год 

Из рисунка  видно, что основная часть расходов – это расходы на образование (42%) и здравоохранение (15%) Другая составляющая расходов муниципального бюджета предназначена для финансирования национальной экономики– 14% и жилищно-коммунального хозяйства -12%.

Рисунок 5. – Структура расходов бюджета города Орла за 2008 год
Из рисунка 5 видно, что тенденции предыдущего 2007 года сохраняются. Основная часть расходов - это расходы на сферу образования и здравоохранения, что составляет более половины расходов всего бюджета.

Рисунок 6. – Структура расходов бюджета  города Орла за 2009 год 

  Говоря  о расходах городского бюджета, важно отметить, что наибольшее количество средств в последние годы в городе Орле направляется на образование, здравоохранение. Так, в 2007 году это было почти 58,3%, в 2008 – 64,71%, а в 2009 -  более 62% всех расходов бюджета города.
  Также довольно много средств выделяется на содержание органов самоуправления, около 10% в 2007 и 2008 годах и около 8% - в 2009 году.
    Наименьшее количество денежных средств в городе Орле выделяется на такие статьи как «Национальная оборона» - менее 0,01 %. По 0,02% от общих расходов в каждом году составили расходы на организацию национальной безопасности.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 году составили 12% от всех городских расходов, в 2008 и 2009 годах по 16 %, от общих расходов. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2009 году составили 551947,31 тыс. рублей, в сравнении с 2008 годом больше в 1,14 раза, что объясняется большой изношенностью жилищного фонда.
  На  культуру и средства массовой информации идет не более 3% всех расходов бюджета. Следует отметить, что большая часть средств направляется в культурную сферу, а именно на финансирование театров, муниципальных детских танцевальных школ, домов детского творчества, выставок художественного искусства и т. д. На реализацию нужд средств массовой информации, на периодические печати и издательства идет около 9% всех расходов, поступающих в культурную сферу.
  Из  областного бюджета  в 2009 году получено 866,0 млн. рублей. Средства были направлены на выполнение полномочий Федерации и субъекта: выплату заработной платы, методическую литературы, учебных расходов, доплату за классное руководство в образовательных учреждениях, а также на внедрение инновационных образовательных программ - 478,1 млн. рублей; выплату медперсоналу станции скорой помощи - 7,8 млн. рублей, содержание ЗАГСа, секретарей административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних - 5,8 млн. рублей; субсидий на оплату ЖКУ - 26 млн. рублей, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан - 9,9 млн. рублей; на содержание ребенка в семье опекуна и выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей в семью - 21,5 млн. рублей; на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях - 9,2 млн. рублей. Данные расходы полностью обеспечили выполнение вышеуказанных полномочий.
  За  счет резервного фонда Коллегии Орловской  области получено:
  1) 9,5 млн. рублей для городской  больницы им. Н. А. Семашко на  приобретение рентгенодиагностической  установки;
  2) 0,6 млн. рублей для больницы  С. П. Боткина на приобретение  автомобиля «Скорая помощь»;
  3) 1 млн. рублей для лицея №22 на  укрепление и обновление материальной  базы.
  На  развитие улично-дорожной сети получено 257,6 млн. рублей, на строительство хирургического корпуса больницы им. Н.А. Семашко - 40 млн. рублей, на капитальный ремонт здания детской инфекционной больницы - 5,0 млн. рублей, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 10 млн. рублей.
  Транспортным  предприятиям из городского бюджета  возмещен проезд льготников на 64,0 млн. рублей, в том числе МУ ПАТП-1 - 17,0 млн. рублей, МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» - 47,0 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом данные расходы возросли на 21,7% по сравнению с 2009 годом или на 11,4 млн рублей.
  Таким образом, можно сделать вывод  о том, расходование бюджетных средств города Орла носит довольно постоянный характер. Бюджет города, характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Так на образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и социальную политику израсходовано в 2009 году более 70% от общего объема бюджетных расходов. 

2.3 Анализ дефицита городского бюджета и источников его покрытия. Оценка эффективности бюджетной деятельности
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета  над  его  доходами;
как  правило,  дефицит    бюджета  отражает  неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается  за  счет изыскания внутренних источников финансирования,  государственных  займов. Внешним источником   финансирования   бюджетного    дефицита    служат    кредиты.
  Бюджет  Орла в последние 3 года является дефицитным. За анализируемый период наблюдается увеличение дефицита бюджета.                                                                 
Показатели 2007 год 2008 год 2009 год
Дефицит бюджета                      
83 620 148137,1  263 904    
Поступления остатков от продажи земельных участков, на которых расположены иные объекты  недвижимого имущества, зачисляемые  в местные бюджеты 17600    
- получение кредитов от кредитных    
организаций
142194 149841,7 227 888,7    
- получение кредитов от других       
бюджетов бюджетной системы РФ        
    15 000,0     
- погашение бюджетами городских      
округов кредитов от кредитных        
организаций в валюте РФ            
-98694    -149841,7 14941,7     
- изменение (снижение) остатков      
средств на счетах по учету средств   
бюджета                            
66020 147 442,1 148 624      
- средства от продажи акций  и иных   
форм участия в капитале, находящихся 
в собственности городских округов  

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.