На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Право землевладения и землепользования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

  ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ  КАДРОВ 

Кафедра совершенствования профессиональных знаний  
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Аграрное право»
на тему «Право землевладения и землепользования» 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил слушатель  гр ПВ - 52 СОЛДАТЕНКО  К.И.
Научный руководитель: ст. преподаватель
МУРЗИЧ  В.И.
 
 
 
 
Могилев 2011
Содержание
Введение  ………………………………………………………………………. 3
1 Понятие права землевладения и землепользования …………………….... 5
2 Право землевладения ……………………………………….……………… 7
3 Право землепользования……………………………………………………. 11
4 Аренда как самостоятельный вид землепользования ……………………. 15
5 Права и обязанности землепользователей ………………………………... 18
6 Основания возникновения, изменения и прекращения права землевладения и землепользования ……………………………………………………  
20
Заключение  ……………………………………………………………………. 24
Список  литературы …………………………………………………………… 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 

     Право землепользования и право землевладения, так же как и право собственности  на землю, выступают как особый правовой институт земельного права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель в соответствии с целью, для которой они предоставляются, и как субъективное право, т. е. совокупность прав и обязанностей конкретных землепользователей и землевладельцев, возникшая в связи с предоставлением им земельных участков. В объективном смысле под правом землепользования понимается правовой институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие отношения по землепользованию. В субъективном смысле право землепользования – это совокупность правомочий конкретного субъекта землепользования.
     Право землевладения означает охраняемую законом фактическую возможность обладать землей. Право землевладения наряду с правом владения и пользования – форма использования земель, находящихся в государственной собственности. В объективном смысле под правом землевладения следует понимать правовой институт земельного права, состоящий из правовых норм, регулирующих отношение по землевладению, т.е. правомочия землевладельца, основания возникновения, изменения и прекращение этого права, цели, условия и порядок использования и охраны земель. В субъективном смысле право землевладение – совокупность правомочий конкретного субъекта землевладения.
     Содержание  права землевладения и землепользования составляют взаимосвязанные, неотделимые друг от друга правомочия владения и пользования землей.
       Правомочие владения проявляется  в правах по обладанию земельным  участком: огораживание земельного  участка, установление запретов  и разрешений на проезд, проход и т.д. Правомочие владения земельным участком является предпосылкой пользования, его можно считать абсолютным правомочием, оно осуществляется в рамках, установленных законодательством или договором с собственником (например, законодательство обеспечивает третьим лицам право доступа на чужие земельные участки без установления сервитута, в определенных случаях – ст. 263 ГК).
       Правомочие пользования выражается  в правах и обязанностях по  использованию земли. Объем и содержание прав и обязанностей зависит от целевого назначения земельного участка, формы использования земли, субъектов, которые используют земельный участок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Понятие права землевладения и права землепользования 

        Право землевладения и землепользования  представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.
        Наряду с правом собственности  на землю этот правовой институт  обеспечивает закрепление системы прав на землю.
        Право землевладения и право  землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли. В то же время эти формы использования земли имеют общие признаки, позволяющие обеспечивать единство их правового регулирования. К ним относятся:
      • производный характер права землевладения и землепользования;
      • ограниченность этих прав по содержанию;
      • устойчивость;
      • платность;
      • целевое использование земельных  участков.
      Они различаются по целям использования  земли, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю.
      Право землевладения и землепользования производны от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду.
      Право землевладения и землепользования по содержанию ограничены, они всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам.
        Землевладельцы и землепользователи  наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах, уставленных законодательством или договором с собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило, отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК).
        Устойчивость права землевладения  и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника.
        Как субъективное право на  землю право землевладения и  право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования.
      Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя:
      1) вещные права – право пожизненного  наследуемого владения землей, право  постоянного пользования землей, земельные сервитуты.
      2) обязательственное право – аренда  земли.
      3) права, имеющие административно-правовую  природу – временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Право землевладения 

      Право землевладения означает охраняемую законом фактическую возможность обладать землей. Право землевладения наряду с правом владения и пользования – форма использования земель, находящихся в государственной собственности. В объективном смысле под правом землевладения следует понимать правовой институт земельного права, состоящий из правовых норм, регулирующих отношение по землевладению, т.е. правомочия землевладельца, основания возникновения, изменения и прекращение этого права, цели, условия и порядок использования и охраны земель. В субъективном смысле право землевладение – совокупность правомочий конкретного субъекта землевладения. Субъектами пожизненного наследуемого владения землей являются только граждане РБ.
      В настоящее время ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле предусматривает только пожизненное наследуемое владение земельными участками, предоставленными гражданам Республики Беларусь. Право пожизненного наследуемого владения землей является самостоятельным вещным правом (ст.217 ГК).
      Право землевладения характеризуется  наибольшей устойчивостью по сравнению  с другими ограниченными правами  на землю. Оно всегда бессрочно (пожизненное владение), при определенных условиях может переходить после смерти землевладельца к лицам, которые являются его наследниками (наследуемое владение).
        Круг субъектов и целей права  землевладения ограничен. Землевладельцами могут быть только граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей, указанных в ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле:
      1) для строительства и обслуживания жилого дома;
      2) для ведения личного подсобного хозяйства;
      3) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
      4) для ведения коллективного садоводства;
      5) для дачного строительства;
      6) для традиционных народных промыслов;
      7) в случае получения по наследству или приобретения жилого дома.
        Законодательством Республики Беларусь  может быть предусмотрено предоставление  земельного участка в пожизненное  наследуемое владение и для  других целей.
     Земельные участки для строительства и  обслуживания жилого дома предоставляются  гражданам Республики Беларусь в  пожизненное наследуемое владение или передаются по их желанию в частную собственность сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и г. Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в размерах: в городах - от 0,05 до 0,15 га; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 га.
     В отдельных случаях (в зависимости  от местных условий и особенностей) земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома могут предоставляться гражданам в размерах: в городах - менее 0,05 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - менее 0,15 га.
     Гражданам Республики Беларусь, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом предоставляются в пожизненное наследуемое владение или передаются по их желанию в частную собственность дополнительные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме этого, гражданам Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства в зависимости от местных условий сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 га. Конкретные размеры земельных участков устанавливаются   сельскими   (поселковыми)   исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей.
     Отказ в предоставлении земельного участка  может быть обжалован в судебном порядке.
     Земельные участки гражданам Республики Беларусь предоставляются в пожизненное  наследуемое владение для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в размере до 100 га сельскохозяйственных земель.
     Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут для производственных целей дополнительно арендовать земельные участки.
     Размеры земельных участков, выделяемых в пожизненное наследуемое владение для традиционных народных промыслов, устанавливаются соответствующими исполнительными и распорядительными органами с учетом местных условий и особенностей при наличии обосновывающих материалов.
     Земельные участки для ведения коллективного  садоводства предоставляются гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение или передаются в частную собственность районными исполнительными и распорядительными органами в размере до 0,15 га на одного члена кооператива.
     Земельные участки для дачного строительства  могут предоставляться гражданам  Республики Беларусь районным исполнительным и распорядительным органом в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.
     Для дачного строительства гражданам  Республики Беларусь предоставляются в пожизненное наследуемое владение или передаются в частную собственность земельные участки в размере до 0,15 га на одного члена дачного кооператива.
     Право землевладения и землепользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве. Основанием возникновения права пожизненного наследуемого владения, права пользования, передачи земель в аренду является предоставление земельных участков, которое осуществляется в порядке отвода (статья 24 Кодекса Республики Беларусь о земле).
     Отвод земельных участков производится на основании решений Президента, Совета Министров Республики. Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
     В решениях о предоставлении земельных  участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду или собственность указывается цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.
     Право постоянного пользования, право  пожизненного наследуемого владения земельным участком и право частной собственности на земельный участок возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право (государственный акт).
     Право временного пользования земельным  участком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (статья 31 Кодекса о земле).
        В тех случаях, когда для  определенных целей земельные участки могут передаваться либо во владение, либо в частную собственность, граждане могут самостоятельно выбрать титул пользования.
        Граждане-землевладельцы обладают  наибольшей самостоятельностью  правомочий по использованию  земельных участков. Они могут обменивать между собой земельные участки, передавать имеющийся у них участок, если на нем отсутствуют строения, по наследству в порядке, устанавливаемом Советом Министров (ст.ст. 59, 92 Кодекса Республики Беларусь о земле). 

      3 Право землепользования 

      В законодательстве в качестве форм использования  земли предусмотрено право пользования землей. Право пользования землей рассматривается как группа норм, определяющих порядок и условие пользования землей, права и обязанности пользователей землей, основания возникновения и прекращения правоотношений.
      Право землепользования представляет собой  возможность извлекать из земли  ее полезные свойства. В соответствии со ст.8 Кодекса Республики Беларусь о земле выделяют следующие виды пользования землей по срокам пользования: постоянные, т.е. пользование землей без заранее установленных сроков и временное пользование.
      Право постоянного пользования земельным  участком признается вещным правом (ст. 217 ГК), что обеспечивает его устойчивость и гарантирует землепользователю защиту его прав теми же способами, что и права собственности на землю. Постоянным, как указано в ст.9 Кодекса Республики Беларусь о земле, признается пользование земельным участком без заранее установленного срока.
     В постоянное пользование земельные участки предоставляются юридическим лицам Республики Беларусь для ведения сельского и лесного хозяйства.
     Временное пользование землей, в соответствии со ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле, может быть: краткосрочным – до 3 лет и долгосрочным – от 3 до 10 лет.
     В случае производственной необходимости  эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление срока пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли.
     Президентом Республики Беларусь по отдельным видам  пользования земельными участками  может быть установлен и более  длительный срок долгосрочного пользования.
     В постоянное или временное пользование  земельные участки предоставляются:
    юридическим лицам Республики Беларусь;
    гражданам Республики Беларусь, не имеющим в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения коллективного садоводства, дачного строительства, а также гражданам, имеющим их в размерах меньших, чем установлено для этих целей Кодексом Республики Беларусь о земле, для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря и Других хозяйственных целей. При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений;
    гражданам, имеющим в собственности скот (для сенокошения и выпаса скота);
     • для нужд обороны (размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск).
     Отдельным категориям работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, других отраслей народного хозяйства предоставляются служебные земельные наделы в размерах: пахотных земель - до 0,4 га; сенокосных земель (при наличии в личной собственности скота) - до 1 га.
     Земельные участки для огородничества, сенокошения  и выпаса скота предоставляются  сельскими (поселковыми), городскими (городов  областного подчинения и г. Минска), районными исполнительными и  распорядительными органами. Колхозы, совхозы и другие землепользователи выделяют земельные участки для этих нужд из земель, находящихся в их пользовании.
     Размеры земельных участков определяются сельскими (поселковыми), городскими (городов  областного подчинения и г. Минска), районными исполнительными и распорядительными органами исходя из местных условий, а также колхозами, совхозами и другими землепользователями, предоставляющими их в пользование по согласованию с указанными исполнительными и распорядительными органами.
     Служебные земельные наделы выделяются из земель, находящихся в пользовании соответствующих юридических лиц, а при недостатке таких земель - из земель запаса и земель лесного фонда. Служебные земельные наделы из земель, находящихся в пользовании юридических лиц, выделяются этими юридическими лицами, а из земель запаса и земель лесного фонда районными исполнительными и распорядительными органами.
     Служебные земельные наделы предоставляются  на время работы, в связи с которой  они выделены. В случае, когда  на служебном земельном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным земельным наделом прекращается после снятия урожая.
     При наличии в семье нескольких работников, имеющих право на служебный земельный надел, выделяется один служебный земельный надел.
     Служебные земельные наделы в прежних размерах сохраняются за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за семьями работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск или поступивших на учебу, на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за нетрудоспособными членами семей умерших работников.
     Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены  и другие случаи сохранения за работниками  права на служебные земельные  наделы.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Аренда как самостоятельный вид землепользования 

     Аренда  земли выступает как самостоятельный вид пользования землей. Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды – двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст.46 Кодекса Республики Беларусь о земле).
       Сторонами в договоре аренды  земли являются арендодатель  и арендатор.
     Арендаторами  земельных участков могут быть юридические  и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о земле). Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.
     Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником  сдавать земельный участок в  аренду (ст. 579 ГК). При аренде земель, находящихся в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле).
     Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.
     Сроки аренды земельного участка определяется договором (ст. 45 Кодекса Республики Беларусь о земле). При этом сроки аренды земельных участков не должны превышать 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.
     Содержание  договора аренды земли, в том числе  обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК.
       В настоящее время законодательством  предусмотрены особенности аренды  земельных участков, находящихся  в частной собственности граждан  Республики Беларусь (ст. 47 Кодекса  Республики Беларусь о земле).
       Аренда земель, находящихся в государственной собственности, по целям использования и видам земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.
      Условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Кодекса Республики Беларусь о земле, в соответствии с которой граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в следующих размерах:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.