На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие устной речи детей с нарушениями слуха

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
        
Трудно переоценить роль, которую играет в жизни человека устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит и носителем языка, и важнейшим инструментом мышления.  
          Проблемы формирования устной речи у глухих и слабослышащих детей исследовали многие учёные – Ф. Ф. Рау, Е. Ф. Рау,  Е.  И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко С.А. Зыков, Р.М. Боскис, И.М Соловьёва, Ж.И. Шифт, К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Е.Н. Марциновская, А. М. Гольдберг, Е.П. Кузьмичёва, Л. П. Носкова и другие. [1]

   В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.
        Речь вместе с тем своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.[13]
   Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.[5]
   Актуальность темы данной работы заключается в исследование развития устной речи детей с нарушениями слуха на основе сопоставления с теми же этапами речевого развития слышавших детей.
   Целью исследования является выявление особенностей устной речи детей с нарушениями слуха
   Объектом  исследования является устная речь детей с нарушениями слуха.
   Предметом исследования является уровень сформированности устной речи детей с нарушениями слуха.
   В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи: 
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования устной речи детей с нарушениями слуха;

- выявить  особенности фразовой речи неслышащих  младших школьников;
- выявить  состояние номинативной (называние) функции речи, индикативной (указание на объект) и сигнификативной (приписывание значений) функций речи неслышащих младших школьников.
Методы  исследования:
-  беседа  с неслышащими младшими школьниками;
- предъявление  неслышащим младшим школьникам карточек с изображением предметов обладающих признаками и признаками действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Проблема развития речи детей с нарушениями  слуха в
психолого-педагогической литературе
1.1.Общая  характеристика речи
1.1.1. Виды речи
     РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком. [5]
     В психологии различают внешнюю и внутреннюю речь. К внешней речи относятся устная и письменная, которые различаются между собой по многим параметрам: мере активности, функциям и т. д.
     Основной  материальной единицей устной речи является звук-фонема. Материальной единицей письменной речи служит буква.
          Ведущим анализатором устной речи является слуховой. В активной устной речи (говорение) первостепенное значение имеет кинестетический (речедвигательный) анализатор.
     Овладение чтением и письмом имеет свои особенности. Чтение это воссоздание звукового образа слова по его графической модели. Для того чтобы прочитать то или иное слово, надо найти звуковое значение тех букв, из которых оно состоит.
     Основной  особенностью письма является то, что  его орфографией нельзя овладеть, если не опираться на проговаривание слов. Слова слышатся и произносятся в большинстве случаев не так, как пишутся. Поэтому ведущим анализатором при письме, как и в устной речи, остается речедвигательный.
     Таким образом, как чтение, так и письмо требует полного отчета в звуковом составе слова, тогда как устная речь может происходить и при отсутствии такого осознания.
Диалогическая речь — это такая речь, при которой активны в равной или почти в равной степени все ее участники.
     Монологическая  речь — это высказывание, объединенное одной сложной мыслью и построенное с учетом этой мысли.
     Письменная  речь, как и устная, также может быть диалогической и монологической.
     Внутренняя  речь — процесс оформления мыслей до выражения их в устной или письменной форме. Основной особенностью внутренней речи является ее сокращенный, лаконичный характер. В процессе этой речи наиболее четко оформляются только отдельные члены предложения. [19] 

     1.1.2. Функции речи
     Любой вид речи выполняет определённые функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
     Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает своё отношение к определённому предмету, явлению и самому себе.
     Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи один человек пытается побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формирует у слушателя определённую точку зрения на что-либо.
     Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов.
     Функция обозначения заключается в способности дать названия предметам и явлениям. [9] 

1.1.3. Восприятие и понимание  речи
     Функциональные возможности речи реализуются при условии его четкого восприятия и понимания.
     Восприятие  речи — это сложный процесс, основанный на анализе и синтезе ее материальной (звуковой или графической) основы.
     Понимание речи— это процесс, связанный с переработкой ее смыслового содержания.
     Для полноценного восприятия речи исключительно  важно обеспечить единство слова и образа, единство сигнальных систем. Если слово сопровождается восприятием или представлением того, что им обозначается, то оно понимается без особых усилий.[19]
 
 

Рис.1 Общая  характеристика речи[9, С. 345] 
 

1.1.4. Физиологические  основы речи
     В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы, т.е. на полисенсорной основе. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.
     Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы.[15]
     Согласно  взгладам А Р Лурия, выделяют две  группы структур мозга с различными функциями речевой деятельности :
       1) К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций.
      2) Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в задних отделах верхней височной извилины в левом полушарии[4]. Этот центр обеспечивает речевой гнозис: распознавание и хранение устной речи как собственной, так и чужой. На границе височной, теменной и затылочной долей находится центр чтения, обеспечивающий распознавание и хранение образов. [16] 

1.2. Психологические  особенности формирования  речи детей 
с нарушением слуха
     Опираясь  на исследования А.А. Леонтьева, можно  условно выделить ведущие периоды  речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком.
Мы остановимся  более подробно на четырех этапах:
1-й —  подготовительный (с момента рождения — до года);
2-й —  преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й —  школьный (от 7 до 17 лет).
1.2.1. Подготовительный  этап
     Речевое развитие слышащих и неслышащих детей  раннего возраста в сравнении  рассматривается для того, чтобы  показать не только различия, но и то общее, что изначально присуще любому ребёнку. Те основы, на которых формируется речь у слышащего ребёнка  на которые нужно опираться при её специальном формировании и развитии у неслышащего.
     Ребенок появляется на свет, и свое появление  он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
     Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков — это своего рода игра, доставляющая ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании. [20]
     С первых дней жизни у ребенка имеется  потребность слышать речь. Более того, она появляется даже в утробе матери. Ребенок прислушивается к интонациям человеческой речи, мимически реагирует на неё, и видно, что особенно необходима ему интонация любви.
     Переход от молчания к речи осуществляется не мгновенно. Однако момент, знаменующий  начало пути, все же существует. Это появление на
3—4-м месяце жизни гуления, а затем лепета. [2]
     Период  «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2—3-м месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.
     В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией [25]. Важно знать и то, что дети гулят независимо от того, находятся они в речевой среде, т.е. слышат ли они человеческую речь, или же нет. Это врожденный рефлекс.[2]
     В период гуления (модулированное голосом произнесение отдельных звуков, по своим характеристикам соответствующих гласным) звуковая сторона детской речи лишена четырех важнейших особенностей, присущих речевым звукам: а) коррелированности; б) «фиксированной» локализации («стабильной» артикуляции); в) константности артикуляционных позиций (имеет место большой и в значительной мере случайный «разброс» артикуляций); г)релевантности, т. е. соответствия этих артикуляций орфоэпическим (фонетическим) нормам родного языка. [20]
     При нормальном развитии ребенка «гуление»  постепенно переходит в лепет. В 7—8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.[25]
     В 8,5—9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом.
     В возрасте 9-10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребенка: появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова (соответствующие лексической системе данного языка).
     По  данным ряда исследований, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых [20]. К 7-8 месяцам ребенок начинает понимать слова и простые фразы речи взрослых. Отдельные же слова в его собственной речи появляются к 8—10 месяцам, иногда и к 11 — 12, сосуществуя с лепетом. [2]
     В период лепета (который выражается в произнесении сочетаний звуков, соответствующих слогу, и продуцировании различных по объему и структуре слоговых рядов) эти нормативные особенности звукопроизношения постепенно начинают проявляться. В этот период складывается «синтагматическая организация» речи: формируется «структурация» слога (появление «протосогласного» и «протогласного»), отмечается разделение потока речи на слоговые кванты, что свидетельствует о формировании у ребенка физиологического механизма слогообразования. [20]
     Лепет чрезвычайно важен, т.к. подготавливает речевой аппарат к последующим действиям. Ребенок произносит разные слоги, т.е. речевые отрезки, состоящие не только из гласных, но и согласных. Чрезвычайно важно и интересно, что произносимые ребенком слоги организованы в ритмические группы. Вначале лепетные интонации ребенка просты по артикуляции и модуляции (изменению частоты тона): «мамама...», «дядядя...» , «баба-ба», а затем усложняются: «ля-ля-ля», «ка-ка-га» и т.п. Поздний мелодический лепет весьма разнообразен по различным параметрам. Подробная характеристика просодических особенностей позднего мелодического лепета содержится в монографии Е.Н. Винарской. [2]
          Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепета у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.[29]
         Одни дети не только молчат в окружении говорящих, но даже смеются и плачут почти бесшумно. Другие, смеясь и плача, издают эмоционально окрашенные голосовые реакции и, привлекая внимание взрослого, громко кричат. Этот период речевого развития также характеризуется возникновением у ребёнка эмоциональной реакцией на общение с людьми из ближайшего окружения. У некоторых детей с нарушениями слуха наблюдается стойкое внимание к лицу говорящего, они достаточно они достаточно пристрастно изучают мимику лица, прослеживают движение рук и действия с предметами, хотя при этом речь у них может и отсутствовать. Многие дети при обращённой к ним речи взрослого отворачиваются или даже закрывают лицо руками, но есть и такие, которые спокойно и равнодушно смотрят в лицо говорящего или пытаются по ситуации догадаться, о чём идёт речь.[23]
     У глухих детей в  связи с отсутствием  воздействия речи взрослого, её эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваються уже с самых  ранних этапов жизни. [8]
     Одни  дети не только молчат в окружении  говорящих, но даже смеются и плачут почти бесшумно. Другие, смеясь и  плача, издают эмоционально окрашенные голосовые реакции и, привлекая  внимание взрослого, громко кричат, у  них наблюдаются звонкие голоса, смех, плач. Более звучным, естественным голосом обладают дети, имеющие остатки слуха [21]. Иногда отдельные звуки носят характер речевых вокализаций и воспроизводятся детьми раннего и младшего дошкольного возраста в играх. Использование звуковых комплексов получает дополнительные стимулы в ходе общения, и в некоторых случаях ребенок начинает применять звукосочетания для обозначения предметов или действий, хотя они мало похожи на слова родного языка и их понимает только ограниченный круг близких людей. Как правило, эти звукосочетания используются в сочетании с неречевыми средствами общения: естественными жестами, взглядами, указаниями на предметы и др. [3]
     Речевое развитие слабослышащих детей характеризуется  большим разнообразием, что связано с их состоянием слуха. В младенческий период формирование предпосылок речи протекает примерно так же, как и у глухих. Однако в раннем возрасте у детей с легкой и средней тугоухостью наблюдается много голосовых реакций. Как правило, в раннем возрасте, обычно на втором году жизни, у них появляется лепет, более обедненный по сравнению со слышащими детьми, но отличающий слабослышащих от глухих. [3] 

    1.2.2. Преддошкольный этап
   У нормально развивающихся  детей  проявляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают (не произносят совсем), переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия (восприятие и дифференциация фонем). Вместе с тем, характерным для этого периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямидкя (пирамидка), итая (гитара), камейка (скамейка) и т. п. [20]
     В начале второго года жизни словарь  ребёнка невелик – его объём  составляет от 10 до 50слов, но они уже  пытаются активно использовать это  слова в речевом общении.  От 1года 10месяцев до 3лет активный словарь  около 300слов, а пассивный примерно 1500слов, начинается активное овладение разными частями речи: очень активно накапливаются существительные, в речи ребёнка появляются прилагательные, глаголы, почти отсутствуют в речи местоимения, числительные и наречия, предлогов - нет [20]. Следует отметить, что до 3лет у ребёнка преобладание пассивного словаря над активным. Это связано с тем, что ребёнок, прежде всего, учиться понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам.[9]
     Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. [25]
     К 1 — 1,5 годам ребенок пытается говорить лепетные слова, ритм и интонация которых разнообразны и по общему рисунку напоминают настоящие слова. Последние же пока весьма ограничены «мама, баба, дяй (дай), ляля, дя (да), ня (на)» и некоторые другие. Доступно произнесение таких звуков речи, как «а, о, у, и, м, б, к, г, ть, дь, нь, сь, ль...». Как видно, среди этих звуков нет таких сложных, как шипящих, «з», дифтонгов (состоящих из двух звуков, например «я, е, ю»), редко встречающихся, например, «ф, з» и прочих.
     2—3  года. Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. Слова, произносимые ребенком на этом этапе, еще неправильны с точки зрения звукового состава, они выполняют свою главную — смысловую роль.
     Очень важно, что на протяжении всего периода  лепетной речи у ребенка совершенствуется интонация, с которой он воспроизводит лепетные слова: она становится все более разнообразной и выразительной. Ближе к 2-м годам (приблизительно в 1 г. 8 м. — 1 г. 9 м.) у него появляются первые слова с разными (не повторяющимися) слогами: «кися, ляпа, тетя» и т.п. В 2 года ребенок пытается говорить 3-сложные слова, пропуская, как правило, один из них: «синя» (машина). [2]
     Признаком нормального речевого развития в  этот период является появление к  полутора годам первой фразы ( в начале слово + жест, а затем слово + слово).
     В конце 1 – го года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу 2  и началу  3 года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер.
     С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния  слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух.
     Формирование  так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу 3 года жизни.[12]
     В три года практически заканчивается  анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. [25]
        К концу преддошкольного периода слышащие  дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного трех-четырех-словного предложения, используя различные грамматические формы (иди — идет — идем — не иду; кукла кукле — куклу). Речь ребенка связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер.  [20]
     У детей с легкой и средней тугоухостью в раннем возрасте наблюдается много голосовых реакций. На 2-м году жизни появляется лепет, более бедный, чем у слышащих детей, но отличающийся от лепета глухих детей. Часть детей постаянно дают голосовые реакции, отнесённый и неотнесённый лепет, произнося однотипные слоги, пытаються назвать себя или маму, тётю, любимую игрушку и т.п. У отдельных детей имеются контуры часто используемых окружающими слов и даже зачатки примитивных фраз, типа: мама там, ула упа (кукла упала), тата бобо (о себе: Таня болеет). Эти слова и фразы произносятся с большим количеством грамматических и фонетических искажений. [23]
       Дети с тяжелой тугоухостью по состоянию речи в раннем возрасте внешне похожи на глухих. Однако у них больше голосовых реакций, чем у глухих, лучшее подражание речи взрослых. [24]
     Нередки случаи, когда дети с нарушениями слуха, оставшись в одиночестве, пытаются беззвучно артикулировать, обращаясь к куклам или мишкам, к фотографиям близких людей к себе в зеркало. [23]
          Следует отметить, что абсолютно безречевых детей даже в среде глухих нет. У всех есть определённые предпосылки, соотносимые с ранними этапами речевого дословесного развития в норме (голосовые реакции, неотнесённый и отнесённый лепет, непроизвольное и произвольное артикулирование, прослеживание и соотнесение неречевых предметных и собственно речевых действий, приближенное произнесение коротких слов и фраз, адекватное восприятие лица говорящего, использование примитивных указательных жестов и присваивание жестов глухих родителей). [23] 

        1.2.3. Дошкольный этап
     Наиболее  ярким речевым достижением ребенка 3-х лет является активизация речевого механизма, в том числе и того, который отвечает за фразовую речь. Некоторые дети способны конструировать даже сложноподчиненные предложения, запоминают большое число стихов.
     Отмечаются  продвижения и в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, «з, ы, в», твердое «л», некоторые дети осваивают даже произнесение вибранта «р», однако многие делают это позже — к 3,5—4 годам.
     На  этапе 3—3,5 года ребенок еще не различает  смысловые роли звуков речи, похожих по звучанию, поэтому и говорит «зук» (жук), «миська» (мишка) и т.п. Это период еще нерасчлененного фонетико-фонематического развития (термин, введенный известным исследователем детской речи Р.Е. Левиной). Такая речь детей носит название физиологического косноязычия. Дети учатся классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже не на чувственной основе (как выглядят, как пахнут, как звучат), а на основе ведущих признаков и ассоциативных связей.
     В этот же возрастной период продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и такими, в которых присутствуют суффиксы, приставки, окончания. А для этого нужно, чтобы были сформированы элементарные представления о количестве, пространстве, времени. Ведь почти все суффиксы связаны с понятием количества {стул — стульчик, кулак — кулачище), приставки — с понятием пространства {уехал, приехал, доехал, объехал). Суффиксы глагола (самые трудные в сравнении с суффиксами других частей речи) связаны с понятием о времени. Как видно, развитие речи ребенка с возрастом все более и более тесно смыкается с развитием мышления. Если его первые речевые попытки во многом подражательны, то последующие — результат осмысления действительности и способов выражения мысли в речи.
     В это время активный словарь детей  достигает 3—4  тыс. слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. Происходит овладение первыми закономерностями русского языка: категория числа, категория рода, категория падежа.[2]
     В младшем дошкольном возрасте у ребёнка  происходит дифференциация функций  и форм речи: возникает форма речи-сообщения  в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.
     В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на 7-ом году жизни — и короткие рассуждения. Высказывания детей 5—6 лет уже достаточно распространенные и информативные, в них присутствует определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в их жизненном опыте еще не было. [20]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.