Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство и его роль в современной российской экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  экономики и управления 

Кафедра экономической теории
Процент выполнения работы                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     
Номер учебной недели
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
по  дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема
Государство и его роль в современной российской экономике. 

                                                                Выполнила: студентка группы ФК-145
                                                          Еникеева С.Р.. 
                                                                                       ______________________
                                                                            (подпись)
                                                                Руководитель: доцент кафедры ЭТ                                                                Бесчастнова Н.В. 
                                                                         _____________________
                                                                (дата и подпись)  
 
 
 
 

Уфа – 2011
 


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт  экономики и управления
Кафедра экономической теории 

Задание
на курсовую работу по дисциплине «Экономическая теория» 

Студенка  Еникеева С.Р. Группа ФК-145   Консультант Бесчастнова Н.В. 

1. Тема курсовой  работы 
      Государство и его роль в современной российской экономике.
2. Основное содержание 
3. Требования  к структуре и оформлению курсовой  работы
3.1. Курсовая  работа должна содержать следующие разделы:
Введение
Гл. 1. Место государства в современной экономической системе
Гл. 2. Функции государства в экономике России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3.2. Курсовая  работа должна быть оформлена  в соответствии с требованиями, изложенными в «Методических указаниях к написанию и оформлению рефератов и курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория». – Уфа: УГАТУ, 2009.
3.3. Графические  материалы должны содержать: рисунки  (графики, диаграммы), табличные представления статистики и т.п.
4. Источники  информации
Книги, учебники, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати, статистические данные, материалы сети Интернет.
На все источники, приведенные в списке литературы, должны быть ссылки по тексту курсовой работы.  
 
 

Дата выдачи задания _________  Дата окончания работы              
Руководитель                            (дата и подпись)
 


График  выполнения курсовой работы
по дисциплине «Экономическая теория» 

студентки Еникеевой С.Р. группы ФК - 145 

на тему:
Государство и его роль в современной российской экономике. 
 

Наименование  этапа работ Трудоёмкость выполнения, час Процент к общей  трудоёмкости, % Плановый срок предъявления результатов консультанту, № учебной недели
Получение и согласования задания 1 4 3
Составление плана курсовой работы 4 13 4
Сбор  теоретической информации для первой главы и ее непосредственное написание 10 33 7
Корректировка плана курсовой работы 1 3  
Сбор  практической информации для второй главы и ее непосредственное написание 10 33 12
Внешнее оформление курсовой работы, сдача ее рецензенту и подготовка к защите 3,7 13 14
Защита 0,3 1 16-17
Итого 30 100 -
 
 
 
Студентка  Еникеева С.Р.                  

Руководитель   Бесчастнова Н.В                                 _______________ 

Содержание:
Введение
     Вопрос о причинах, формах и методах участия государства в современной экономике относится к числу наиболее актуальных и является предметом не только теоретических, но и политических дискуссий. В общественном сознании государство обычно ассоциируется с "порядком", тогда как рынок выступает воплощением "свободы". Но оправдано ли это противопоставление, соответствует ли оно действительности, каково реальное соотношение государства и рынка? Ответ на этот вопрос и будет раскрыт в данной работе. Он предполагает исследование:
- специфики  государства как субъекта экономической  деятельности;
- функций  общественного (государственного) сектора  и основных факторов его развития;
- эффективности  участия государства в экономической жизни;
- особенностей  функционирования общественного сектора в условиях перехода от плановой экономики к рыночной.
Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что изучение экономической роли государства - одна из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.
Объектом исследования является процесс формирования государства и его способность к регулированию в современной экономике.
Предметом исследования является характеристика государства и определение его  роли в экономике страны.
Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 

Глава 1. Место государства в современной экономической системе
1.1. Государство в обеспечении функционирования экономики страны 
     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Оно всегда, во все времена и во всех странах оказывало значительное влияние на функционирование экономики, и на развитие общества. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ решает различные задачи:
- стимулирование экономического роста;
- регулирование  занятости;
- поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой  и региональной структуре;
- поддержка  экспорта.1
     Суть  государственной политики регулирования  хозяйственной конъюнктуры состоит  в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности снизить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства. Но также могут приниматься меры и по уменьшению чрезмерной концентрации производства. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
     Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Это проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов  рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
     Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.
     Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства  – везде, где необходимо.
1.2. Принципы формирования системы органов государственного управления
     Если  рассматривать понятие “государство”  в узком смысле, не включая в  него другие элементы общественного  сектора, то в качестве управляющей  подсистемы будет выступать система  органов государственного управления. Принципы и формы ее организации могут быть очень разнообразны. В мировой практике известны различные модели функционирования системы государственного управления, применение которых в отдельной стране может быть эффективным только с учетом национальной специфики, политических, исторических условий и др.
     Основными факторами, определяющими построение системы органов государственного управления, являются:
1. Форма правления, принятая в данном государстве. В зависимости от формы правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, императору, султану и т.п.); как правило, глава государства получает пост по наследству. Выделяется две разновидности монархии:
- абсолютная;
- конституционная;
     Отличительным признаком абсолютной монархии является то, что она предполагает почти неограниченную власть главы государства. Правительство и другие органы власти при данной форме правления ответственны лишь перед монархом; парламент либо имеет ограниченные полномочия, представляя собой совещательный орган, либо вообще отсутствует.
     Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительную власть осуществляет правительство. Можно также выделить две формы конституционной монархии – дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии глава государства сохраняет за собой обширные властные полномочия. Напротив, в парламентарной монархии функции монарха носят в большей степени номинальный характер; ведущая роль в системе органов государственной власти принадлежит парламенту, перед которым ответственно правительство.
     В отличие от монархии, в республике источником власти является не одно лицо, а народное собрание. Высшие органы государственной власти республики либо избираются гражданами, либо создаются общенациональными органами представительной власти (парламентом). Выделяются следующие разновидности республик: президентская, парламентарная и полупрезидентская (смешанная).
     Президентская республика характеризуется тем, что в ней президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Правительство ответственно перед президентом, который также назначает и увольняет членов правительства. Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента, ему предоставлено право роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Президент имеет право на законодательную инициативу и право вето на законы, принятые парламентом. По должности президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.
     В парламентарной республике ведущая роль в системе органов государственной власти принадлежит парламенту, который формирует правительство и избирает президента. Президент не является главой правительства. Он также не вправе по собственному усмотрению уволить главу исполнительной власти. Правительство при данной системе ответственно только перед парламентом, который вправе уволить правительство в отставку, выразив ему вотум недоверия. Президент имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством.
     Для полупрезидентской республики характерно сочетание элементов, присущих обеим названным выше формам республиканского правления. Обычно в полупрезидентской республике президент избирается на всеобщих выборах и реально наделен широкими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и несет ответственность, как перед парламентом, так и перед президентом.
2. Организационное устройство государства. Данный критерий основан на распределении властных полномочий между центром и территориальными единицами государства. С точки зрения организационного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
Унитарное государство - это единая, политически однородная организация. Государство объединяет административно-территориальные единицы, которые собственной государственности не имеют. Все государственные органы составляют единую систему, действуют на основе одних, т.е. единых правовых норм.
     Федеративное государство представляет собой объединение относительно самостоятельных государственных образований, именуемых субъектами федерации. На уровне федерации действует единая конституция, устанавливается единое гражданство, денежная система и др. Федеральное законодательство имеет приоритет перед региональным. Конституция закрепляет общие принципы распределения полномочий между центром и субъектами федерации, которые являются самостоятельными только в пределах закрепленной за ними компетенции. Субъекты не имеют индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода из государства. Однако они обладают собственной конституцией, а также формируют систему законодательных, исполнительных и судебных органов.
Конфедеративное государство - это постоянный союз самостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет, передавая в компетенцию центральных органов власти ограниченное число вопросов, обычно связанных с национальной обороной, внешней политикой, созданием и развитием инфраструктуры и др.
     Типы органов государственного управления. В процессе общественного развития происходит усложнение задач, решаемых системой государственной власти. Это требует создания сложной структуры органов управления, определения круга их полномочий и организации взаимодействия. Общими принципами формирования системы органов государственного управления являются единство системы государственной власти, ее иерархичность и разделение властей. Принцип разделения властей предусматривает выделение трех видов органов управления:
-законодательных,
-исполнительных,
-судебных.
При этом органы, относящиеся к каждой из ветвей власти, являются самостоятельными.2
     В соответствии с Конституцией государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство и суды РФ.
В Российской Федерации главой государства является Президент. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
     Федеральное Собрание (парламент) является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа власти субъекта федерации избирается данным органом на срок его полномочий. Представитель от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (или руководителем высшего исполнительного органа власти субъекта федерации) также на срок его полномочий.
     Государственная Дума состоит из 450 депутатов, из которых половина избирается по одномандатным избирательным округам (по принципу “один округ - один депутат”) и половина - пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы о вопросах: 
-федерального бюджета
-федеральных налогов и сборов;
-финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
-ратификации и денонсации международных договоров России;
-статуса и защиты государственной границы РФ;
-войны и мира.
     Принятый  федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Официальное провозглашение (обнародование) закона, принятого парламентом, также  именуется промульгацией. В различных странах, в том числе в России это право принадлежит президенту как главе государства. Наиболее сложную структуру имеет система органов исполнительной ветви власти. В разных странах мира существуют значительные различия, как в количестве органов исполнительной власти, так и в распределении их полномочий.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет правительство. Правительство является высшим коллегиальным органом исполнительной власти. В мировой практике оно обычно именуется Советом министров или Кабинетом министров, хотя встречаются и другие названия. Например, в Швейцарии правительство официально называется Федеральным советом, а в странах Северной Европы, таких как Норвегии, Финляндии и Швеции, - Государственным советом.
Российской  Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных  министров. К полномочиям Правительства  относятся:
а) разработка и представление Государственной  Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения;
б) обеспечение  проведения единой финансовой, кредитной  и денежной политики, государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
в) управление федеральной собственностью;
г) обеспечение  обороны страны, государственной  безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации;
д) обеспечение  законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью; и ряд других полномочий.
     Местное самоуправление. Рассматривая общественный сектор в широком смысле, нельзя не упомянуть об особой его подсистеме - муниципальном хозяйстве и местном самоуправлении. Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью решения локальных задач, связанных с благоустройством населенных пунктов, развитием социальной инфраструктуры и другими вопросами местного значения. Такие виды деятельности, как строительство школ и больниц, организация газо- и водоснабжения в городах и поселках, охрана общественного порядка, благоустройство территории т.п., относятся к категории общественных благ. Они необходимы для нормальной жизни населения, но, поскольку их производство является неприбыльным, частный сектор не может обеспечить его в нужном объеме. Производство общественных благ относится к числу функций государства. Однако перечисленные задачи не могут эффективно решаться ни центральным правительством, ни даже региональными органами власти в силу их удаленности от населения. Даже в относительно небольших государствах центральные власти не в состоянии учесть весь спектр потребностей населения каждого населенного пункта. В силу указанных причин происходило постепенное формирование организованных местных ячеек, которые могли удовлетворять коллективные потребности населения, живущего на определенной территории, в общественных благах, с использованием имеющихся в их распоряжении источников доходов. Такое управление на муниципальном уровне, осуществляемое в интересах местного населения, получило название местного самоуправления.
     Местное самоуправление - важный элемент демократического общества, поскольку оно является выражением власти народа и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Граждане страны осуществляют свое право на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления. Важно отметить, что по российскому законодательству органы местного самоуправления являются самостоятельными в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Более того, не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов их ведения.
1.3 Взгляды экономических  школ на государственное  регулирование
Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.
Экономическая политика государства в период первоначального  накопления капитала и формирования рыночных отношений с XV в. до середины XVII в. отражала интересы торгового капитала и промышленности (тогда они были соединены).
Взгляды на необходимость государственного регулирования для развития в  стране торговли и промышленности развивались  тогда экономической школой — меркантилизмом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.