На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешний долг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Практически все страны  мира,  проводя  экономические  преобразования, прибегают  к внешним источникам  финансирования.  Рациональное  использование иностранных  займов, кредитов и помощи способствует ускорению  экономического развития,  решению  социально-экономических   проблем.   Однако   отсутствие целостной государственной политики по привлечению  и  использованию  внешних финансовых ресурсов  ведет  к  образованию  внешней  задолженности,  которая становится серьезным  препятствием  на  пути  экономических  преобразований. Многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба,  являются  не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. С появлением и развитием  в XVII  веке   государственных   кредитных   операций   ни   одно   российское правительство не  обходилось  без  привлечения  средств  для  удовлетворения своих потребностей с помощью займов  и  кредитов.  Они  сыграли  незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными  финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных  дефицитов. Не  менее  важным  элементом государственных  кредитных  отношений  являются  государственные  кредиты  и гарантии,   предоставляемые   хозяйствующим   субъектам   и   правительствам иностранных государств. Они способствовали железнодорожному и  промышленному строительству в  России  во  второй  половине  Х1Х  века,  восстановлению  и развитию народного хозяйства в двадцатые  годы  и  в  период  после  Великой Отечественной  войны.
     Активно  государственные  кредиты   используются   и   в   наши   дни.
     Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов  государственного  долга,  критическая  величина  расходов  на  его  обслуживание   заставляют   искать первопричины подобной неблагоприятной  ситуации, сложившейся в  отечественной  экономике.
           В большинстве  аналитических   работ  в  данной  связи   отмечаются  три ключевых фактора:  высокая доля государственных   расходов  в  структуре  ВВП;  неточный финансовый счет бюджетного  дефицита, приводящий  к  его   занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
         В настоящей работе на основе  макроэкономического  анализа   предпринята попытка постановки  задачи структурирования и классификации   государственного долга, и выбора  системы управления государственным  внешним долгом.
         Хотелось бы отметить, что, проблема государственного долга очень широка и многогранна, в связи с этим, в дипломной работе  рассматриваются только два аспекта данной проблемы:
     •        анализ внешней задолженности России;
     •   выбор оптимальной стратегии управления  государственным  внешним долгом.
           Актуальность данной  темы  обусловлена   тем,  что  в  настоящее   время проблема государственного  долга это ключ к  макроэкономической  стабилизации в  стране.  От  ее   решения   зависят   состояние   федерального   бюджета, золотовалютных   резервов,   стабильность   национальной   валюты,   уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Кроме того, принимая  во внимание попытки международных кредиторов  использовать  долговую  проблему для   политического   давления   на   Россию,    грамотное    урегулирование государственного  долга  становится  фактором  национальной  безопасности  и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.
           Экономические  события  последних  лет,  обусловили  переход  вопросов управления государственным  долгом  в  разряд  первостепенных.  Более  того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться  важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
     Цель  дипломной  работы  –  выбор  наиболее   рациональной   стратегии
     управления  внешним государственным долгом Российской Федерации.
     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
     •        изучение теоретических и законодательных  основ  государственного долга;
     •        анализ современного состояние  внешнего  государственного  долга РФ;
     •      взаимоотношения РФ и международных  экономических организаций;
     •       классификация государственных займов;
     •     методы, которые применяются на данном этапе развития  российской экономики Правительством РФ;
     •    политика Правительства на ближайшие годы  и на  перспективу в отношении внешнего долга и займов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты  государственного  внешнего долга  России 

      1.1 Понятие и сущность государственного долга.
     Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации. А также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по:
    кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
    государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
    бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    государственным гарантиям Российской Федерации;
    иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
     По  уровню управления государственный  долг делится на:
    государственный долг Российской Федерации;
    государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
    муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
     По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
     В объем государственного внешнего долга  РФ включаются:
    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерацией, обязательства по которой выражены в иностранной валюте;
    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации.
    объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
     В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:
    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерации, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от Российской Федерации;
    объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.
     Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
     Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета  на текущий финансовый год без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
     Предельный  размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:
    ревизия бюджета субъекта Федерации;
    передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
    иные меры.
     В России действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.
     Размер  и структура внешнего долга России отражены в программе внешних  заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.
     Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
     Предельный  объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований  России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
     Предельный  размер государственных внешних  заимствований не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. 

     1.2 Государственные  займы и их классификация. 

        Государственные займы – это  передача в собственность государства  денежных средств, которые государство обязуется возвратить в то же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа (ст. 6 БК РФ).
       Займы используются для долгового  финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное  правительство, так и региональные  администрации, а так же местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
     Государственные займы, составляющие государственный  долг, могут быть классифицированы по ряду признаков:
     1. По месту размещения займы  могут быть подразделены на  внешние и внутренние. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого им правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша.                         
       Внешние займы - это займы, реализуемые  на иностранных денежных рынках  или предоставляемые иностранными  правительствами либо международными  организациями (например, Международным  валютным фондом). Эти займы осуществляются на безоблигационной основе, т.е. без выпуска и размещения облигаций. Наиболее привлекательными для страны являются при внешнем финансировании займы на льготных условиях, т.е. предоставляемые под достаточно низкую процентную ставку и с большим сроком погашения (свыше 10 лет). В большинстве развитых стран на величину государственных займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.
     2. По способу обращения займы  подразделяются на рыночные и  нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они, покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, – привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждении.
     3. По сроку заимствования средств  займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
      4. По способу обеспечения возвратности  кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы – займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.
      5. По уровню эмитента в трехуровневой  финансовой системе России государственные  займы могут быть подразделены  на федеральные, региональные и местные.
      6. По форме выплаты дохода государственные  займы можно разделить на следующие  виды:
     ·        процентные займы, доход по которым  устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа  является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;
     ·        дисконтные займы, доход по которым  инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом  и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
     ·        выигрышные займы, доход, по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они  наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
       ·   индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
     Кроме того, в качестве меры, стимулирующей  инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.
      7. По принципу наличия обязанности  заемщика соблюдать сроки погашения  займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
      8. По способу погашения задолженности  займы разделяют на две категории:  займы, подлежащие оплате единовременно,  и займы, подлежащие оплате  частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (подобная форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
     9. По способу определения предлагаемого  инвестору дохода эмитент может  предложить займы с постоянным  фиксированным уровнем дохода  и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. Страховкой для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране.
      10. По направлениям использования  заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
     Большая внешняя задолженность может  привести национальную экономику к  серьезному экономическому кризису. Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импонировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.
     Большой государственный долг ведет к  «вымыванию капитала» из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, следовательно, к снижению благосостояния в будущем. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.
     По  мере роста государственного долга  экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.
     Следует учитывать, что рост государственного долга может также порождать  тенденции, косвенно противодействующие вымыванию капитала. Так, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки, а, следовательно, стимулировать сбережения. Поэтому можно говорить лишь о частичном вымывании частного капитала государственным долгом.
     Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики  в долговом периоде характеризуют  следующие результаты.
     а) Происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска;
     б) Усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
     в) Возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает  потребление и инвестиции в национальной экономике.
     Привлекая временно свободные средства на финансирование дефицита госбюджета, государство лишает предприятия средств, которые могли  бы быть инвестированы в производство. Кроме того, расширение заимствований  государством приводит к росту процентных ставок на рынке государственных ценных бумаг. Это влияет на повышение процентных ставок в других секторах финансового рынка. Кредитные ресурсы становятся менее доступными для инвесторов и уровень инвестиционной активности падает.
        Каждое из указанных последствий  затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП.
     Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования  средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
     Величина  государственного долга не должна превышать  размеры ВВП более чем в  два раза, в противном случае слишком  большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.
     Если  доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может осуществлять управление с помощью различных методов:
     1. Рефинансирования государственного  долга – погашения основной  задолженности и процентов по  ней при помощи средств, полученных от размещения новых займов. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
     2. Новации – соглашение между  заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.