На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Территориальные финансы и их роль в развитии регионов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Дисциплина: финансы 
      Тема  курсовой: Территориальные финансы и их роль в развитии регионов 
 

 

      
      Содержание 

 

       Введение

 
      В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
      Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  с социально — культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, так как через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и содержания дорог.
      Сущность  и роль территориальной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
      Основная  особенность территориальных финансов заключается в том, что здесь  действуют как бы три самостоятельные  финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных  органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов.
      Тема  курсовой работы: «Территориальные финансы и их роль в развитии регионов».
      Цель  работы: рассмотреть территориальные  финансы на примере Липецкой области.
      Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
      1. Рассмотреть теоретические аспекты  изучения территориальных финансов.
      2. Проанализировать территориальные  финансы Липецкой области в 2008-2010 годах и прогнозы на будущее.
      Объектом  исследования являются финансовые потоки территориальных образований, их финансовый потенциал, система межбюджетного регулирования, а также механизмы повышения качества управления территориальными финансами.
      Предметом является анализ бюджетных показателей  на примере Липецкой области.
      Проблемы  институциональных преобразований экономики регионов и развития территориальных  финансов в условиях становления  бюджетного федерализма исследованы  в трудах отечественных ученых: Д.Ф. Ахметовой, А.Е.Бондаревой, Г.В.Гутмана, А.А.Мироедова, С.В.Федина, В.В.Кистанова, Н.В.Копылова, В.В.Рощупкиной, В.К.Сенчагова и др.
      Работа  состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
 

       1 Сущностные аспекты территориальных финансов

      1.1 Экономическое значение территориальных финансов, их место и роль в современной экономике

      По определению  В.В. Кистанова территориальные финансы (региональные финансы) — это денежные фонды административно-территориальных единиц [10, c. 62].
      Рассредоточение административной ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс принятия решения на нижние уровни власти.
      В общем объеме средств, составляющих государственные финансы, высока доля средств, направляемых на удовлетворение непосредственных потребностей граждан. Расход этих средств локализуется местом проживания людей, получающих общественные услуги. В этой связи возникает территориальный аспект распределения государственных финансовых ресурсов. Возникает объективная необходимость в формировании и распределении денежных средств у соответствующего конкретной территории органа власти. В пределах территориальных подразделений любого государства формируются и расходуются финансовые ресурсы федерального уровня. Экономические субъекты платят налоги в федеральный бюджет. Население данной территории может получать финансирование из федерального бюджета [19, c.12]. Кроме того, предприятия и организации также платят налоги и финансируются из государственного и из местного бюджетов (рис. 1).
      Финансовые  ресурсы, необходимые для финансирования важных территориальных задач, образуют самостоятельное звено финансовой системы, опосредованное территориальными фондами денежных средств. Местные финансы создают условия для более эффективного использования денежных фондов территорий в сравнении с государственными финансами. 

      
      Рисунок 1 — Распределение доходов между бюджетами различных уровней
      и основные направления их финансирования  

      В унитарном государстве нижестоящие  органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности  по формированию и использованию  финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством. В странах с федеративным типом государства региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждого элемента.
      По  замечанию В.К. Сенчагова к территориальным финансам в федеративном государстве относятся:
            финансы членов Федерации;
            финансы местных  органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов [12, c.126].
      Местные финансы включают самый многочисленный перечень территориальных единиц. Эти  финансы имеют свои особенности:
            региональные финансы  выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;
            объем ресурсов, аккумулируемых в фондах местных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;
            региональные финансы  участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям [10,c. 76].
      Региональные  финансы приближены к потребностям конкретного режима.
      Региональный  бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.
      Основные  финансовые средства территорий могут  быть представлены следующим образом (рис. 2):
      Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер [20,c. 35]. 

      
      Рисунок 2 — Структура территориальных  финансов 

      Внебюджетные  фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.
      Источником  региональных финансов являются также  ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.
      Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий (рис.3). 

      
      Рисунок 3 — Структура заемных средств территориальных бюджетов  

      В разных странах заемные средства в территориальных финансах используются по-разному (рис. 4): 

      
      Рисунок 4 — Распределение источников заемных средств в территориальных бюджетах развитых стран

      1.2 Принципы формирования и исполнения территориальных бюджетов

      Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные  требования к образованию и исполнению этих бюджетов [15,c. 188].
      Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям. Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках имеющихся у него полномочий. Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам. Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению. Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы [16,c. 71]. 
 

      
      Схема 1 — Доходы территориальных бюджетов 

      Территориальные налоги делятся на региональные и местные.
      Отчисления  от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.
      Основную  часть доходов регионального  бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и  обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.
      К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты [8,c. 94].
      Назначение  собственных и регулирующих налогов  в разных национальных законодательствах  различно. Однако в целом систему  налоговых доходов в территориальных  бюджетах можно представить следующим  образом (рис. 5):
       

      Рисунок 5 — Система налоговых доходов региональных и местных бюджетов  

      Доля  собственных налогов в доходах  территориальных бюджетов невысока.
      Значение  собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли. Подоходный налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема (рис. 6): 

      
      Рисунок 6 — Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран  

      Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.
      Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.
      Другой  источник поступления средств в  территориальные бюджеты — неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг [14, c. 48].
      Межбюджетные  платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами (рис. 7). 

      
      Рисунок 7 — Система финансирования нижестоящего бюджета вышестоящим  

      Объем расходов любой территории связан с полномочиями местных органов власти. Доля дотаций и субвенций в территориальных финансах (расходах) определяется как налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.
      При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, ? это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов [20, c. 36].
      Система расходов территориального бюджета представлена на рис. 8. 

      
      Рисунок 8 — Система расходов территориального бюджета
      Обязательные  расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).
      Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению [20, c. 38]. К ним относятся: управление; охрана правопорядка; дорожное хозяйство; образование; жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий; здравоохранение и окружающая среда; социальные нужды; культура, спорт, досуг; уборка улиц; пожарная охрана; сбор и утилизация отходов.
      Первостепенность  государственных интересов над  региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.
 

       2 Анализ бюджетных показателей Липецкой области за 2008-2010 гг.

      2.1 Общеэкономические тенденции и рейтинги Липецкой области

      Основные  тенденции социально-экономического развития региона по итогам 2010 года в условиях увеличения хозяйственной активности в большинстве основных видов экономической деятельности региона и роста внутреннего спроса определялись:
      • увеличением объемов промышленного  производства,
      • получением сальдированной прибыли  предприятиями и организациями  области,
      • исполнением с профицитом консолидированного бюджета Липецкой области,
      • замедлением темпа роста потребительских  цен,
      • ростом реальных денежных доходов населения,
      • снижением численности безработных,
      • ростом как ресурсной базы, так  и объемов кредитования,
      • ростом просроченной задолженности по банковским кредитам предприятий нефинансового сектора и населения,
      • притоком кредитных ресурсов в регион в форме перераспределения средств  между филиалами и головными  организациями,
      • снижением объема прибыли, полученного кредитными организациями области по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [21,c. 112]. 

 

       Таблица 1 — Общеэкономические показатели развития Липецкой области
        

      Рейтинги  Липецкой области отражают низкую долговую нагрузку, консервативное управление бюджетом и ликвидностью и поддержку из федерального бюджета в форме трансфертов, что частично компенсировало сокращение доходов в 2010г. В то же время рейтинги принимают во внимание ожидаемое ухудшение показателей бюджета в 2010г. и высокую концентрацию экономики региона [18, c.74].
      В Липецкой области сильная экономика, которая однако в значительной степени тяготеет к черной металлургии, что обуславливает зависимость от колебаний на международном рынке металлов. В то же время областная администрация стимулирует развитие промышленности и сельского хозяйства в специальных экономических зонах, что обеспечивает постепенную диверсификацию региональной экономики.
      Операционный  баланс региона имеет высокую  волатильность в связи с нестабильным характером местной базы налогообложения. В 2008 г. в Липецкой области отмечался очень высокий операционный баланс на фоне растущих цен на сталь, и был накоплен денежный резерв в размере 5,4 млрд. руб. Однако после резкого падения цен на металлы в области произошло существенное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций в 2009 г., что оказало негативное влияние на исполнение бюджета.
      В то же время региональная администрация продемонстрировала консервативное управление бюджетом и ликвидностью, и власти в состоянии контролировать операционные расходы, а также сглаживать резкие колебания доходов за счет денежных резервов, накопленных в благоприятные годы. В среднесрочной перспективе операционная маржа восстановится до уровня выше 10%. В 2009 г. региону был выделен трансферт из федерального бюджета на сумму 2,2 млрд. руб. для компенсации резкого сокращения налоговых доходов. Такая поддержка из федерального бюджета частично компенсировала снижение доходов от налога на прибыль организаций и позволила региону избегать новых заимствований в целях финансирования дефицита.
      Долговая  нагрузка Липецкой области является низкой. Так, общий риск, включая выданные гарантии, составил 14% текущих доходов в 2010 г., при этом расходы на обслуживание долга оставались несущественными [7].
      Липецкая  область имеет очень сильный  коэффициент обеспеченности долга текущим балансом. С 2004 г. этот показатель ни разу не превысил уровня в 1,5 года. Основная часть риска области относится к выпускам долгосрочных облигаций (около 87%) и имеет плавную структуру погашения до 2013 г. К октябрю 2009 г. прямой риск области сократился до 3,3 млрд. руб. по сравнению с 3,5 млрд. руб. в начале года за счет погашения облигационного займа в июле 2009г. Власти планируют рефинансировать облигации на сумму 1,3 млрд. руб. в 2010г. за счет кредитов из федерального бюджета и банковских кредитов.
      
      Рисунок 9 — Исполнение консолидированного бюджета Липецкой области (дефицит ( – ), профицит (+)) 

      По  итогам 2010 г. консолидированный бюджет Липецкой области был исполнен с профицитом в размере 932,7 млн.рублей (по итогам января-июня 2009г. отмечалось превышение расходов над доходами в размере 1092,1 млн.руб.). Доходная часть бюджета, составляя по итогам отчетного периода 16663 млн.рублей, возросла на 14,1%. Расходная часть сложилась в размере 15730 млн.рублей, увеличившись на 0,2% [2]. 

      
      Рисунок 10 — Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2009-2010 гг. 

      В структуре доходной части бюджета заметную часть (27,6%) занимали налоги на доходы физических лиц, объем которых увеличился на 9,8% против I полугодия 2009 г., объем налогов на прибыль организаций возрос почти в 2 раза, а удельный вес данного вида поступлений в структуре доходной части бюджета увеличился с 12,9% до 22,6%.
      Поступления по статье «налоги на имущество» превышали  показатель соответствующего периода  п.г. на 30,1%, доля налоговых поступлений  по этой статье возросла с 13,7% до 15,7%.
      Среди статей, составляющих расходную часть бюджета, заметные доли средств были выделены на образование (25,3%), здравоохранение, физическую культуру и спорт (11,6%). Расходы по статье «национальная экономика» сократились по сравнению с итогами I полугодия 2009 г. на 17,7% и по итогам отчетного периода занимали 14,0% общей суммы расходов консолидированного бюджета региона [3]. Вложения в социальную политику составляли 19,8% общей суммы расходов, и превышали на 22,4% объем средств, выделенных на социальные нужды в январе-июне предыдущего года. 

      2.2 Исполнение бюджета Липецкой области за 2008-2010 гг.

      Бюджетные показатели региона были волатильными в 2008-2010 гг. в значительной мере ввиду колебаний операционных расходов в соответствии с рыночной ситуацией для НЛМК. Операционная маржа достигала пикового уровня в 38% в 2005 г. и исторического минимума в 2% в 2005 г. В 2010 г. операционный баланс в сумме составлял высокую долю в 25% от операционных доходов, что поддерживалось благоприятными экономическими условиями для НЛМК. Ввиду низкого уровня процентных платежей и финансовых доходов, разница между операционной и текущей маржой в 2008-2010 гг. была практически несущественной [20,c. 46].
      Баланс  до движения долга у региона колебался  в 2004-2008 гг., достигнув максимального  значения в 21,5% от текущих доходов в 2004 г., а в 2005 и 2007 гг. был зафиксирован дефицит. В 2008 г. Липецкая область имела профицит до движения долга, эквивалентный 6% всех доходов [20,c. 47]. 

      
      Рисунок 11 — Исполнение бюджета 

      Капитальные доходы увеличились на 16% в 2008 г. до 2,7 млрд. руб. и были представлены, главным образом, капитальными трансфертами из федерального бюджета. Трансферты от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обновление жилого фонда муниципалитетов составляли 0,7 млрд. руб. от капитальных трансфертов. Область выступает в качестве передаточного звена для этих денежных средств и распределяет финансирование среди муниципалитетов посредством капитальных трансфертов. Капитальные расходы увеличились на 24% в 2009г. и в сумме составили 7,7 млрд. руб., из которых 4,2 млрд. руб. относились к капитальным трансфертам муниципалитетам и коммерческим компаниям. Доля капитальных расходов составила 26% всех расходов в 2008г. В 2011г. область продолжит получать капитальные трансферты из федерального бюджета, включая 1,6 млрд. руб. из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
      Исходя  из фактических результатов за 3 кв. 2010г. операционный баланс составлял 8% операционных доходов. Дефицит до движения долга был равен 1,7 млрд. руб. на 1 октября. В 2011г., как ожидается, восстановление бюджетных показателей будет поддерживаться за счет стабилизации налоговых поступлений. По прогнозам дефицит до движения долга будет равен приблизительно 15% всех доходов, или около 4 млрд. руб. в абсолютном выражении. Регион планирует финансировать дефицит за счет имеющихся резервов денежных средств (5,4 млрд. руб. на 1 января 2010г.) и не использовать долговое финансирование. Первоначально область планировала привлечь кредиты от коммерческих банков или из федерального бюджета с целью финансирования дефицита. В то же время получение дополнительного трансферта в 2,2 млрд. руб. из федерального бюджета позволяет региону избежать повышения прямого долга [12, c. 745].
      Общий риск Липецкой области с учетом гарантий в сумме был равен 4 млрд. руб. на конец 2010г., что составляло умеренную долю в 14% операционных доходов. В структуре долга доминировали выпуски ценных бумаг (87%) и гарантии, на долю которых приходились оставшиеся 13%. Расходы на обслуживание долга являлись несущественными на уровне 0,8% текущих доходов в 2010г., и регион имел хорошее отношение долга к текущему балансу в 0,5 года в 2010г.
      В абсолютном выражении прямой риск региона  составлял 3 510 млн. руб. на конец 2009г. и был представлен выпущенными облигациями в размере 3 500 млн. руб. и незначительным объемом бюджетных кредитов на сумму 10,1 млн. руб. К октябрю 2010г. прямой риск региона снизился до 3 337 млн. руб. в связи с тем, что область осуществила амортизационные платежи на сумму 450 млн. руб. по одному из выпусков облигаций в июле 2010г. и в то же время привлекла бюджетный кредит в размере 276,6 млн. руб. на ремонт дорог.
      Липецкая  область начала выпускать облигации в сентябре 2005г., проведя эмиссию на сумму 300 млн. руб. с погашением в 2007г. В июле 2006г. была проведена еще одна эмиссия облигаций на внутреннем рынке, на 1,5 млрд. руб. Погашение основной суммы долга будет проходить тремя траншами: первые 30% должны быть погашены через три года после размещения, еще 30% — через четыре года и окончательное погашение — через пять лет. В сентябре 2007г. область погасила облигации на сумму 300 млн. руб., после того как в июне 2007 г. провела эмиссию еще одного трехлетнего облигационного займа на сумму 500 млн. руб. с погашением в 2010г.
      Для финансирования растущих капитальных расходов в 2010г. область выпустила внутренние облигации на 1,5 млрд. руб. с погашением в 2013г. Погашение основной суммы должно происходить четырьмя траншами, по 25% от общего объема в год с 2010г. В результате область сформировала гладкую и относительно длинную структуру погашения долга [19,c. 18].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.