На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальный конфликт как объект социального анализа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                        МИНОБРНАУКИ РОССИИ
        ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ                 УНИВЕРСИТЕТ им. В. Г. БЕЛИНСКОГО 
       

Факультет      социологии                            Кафедра социологии и 

 и социальной  работы                                   теории социальной работы 
 
 
 
 
 

                                   Курсовая   работа 
     

                      по дисциплине: «Общая социология» 
     

                                               на тему: 
     

    «Социальный конфликт как объект социального анализа» 
     
     
     
     
     
     
     

                                                                      Выполнила: студентка ФССР
                                                                       гр. С-21, Мелян (Янкова) М.С.  
                                                                        Проверила: к. филос. н., доцент
                                                                         Лавренова Т.И.  

                                            Пенза, 2011 
 

    Содержание 
     
     

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социального конфликта….5
1.1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов………………....5
1.2. Классификация  социальных конфликтов…………………………….……11
Глава 2. Социальные конфликты в современной России……………………..18
2.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях……….……18
2.2. Отчуждение  от власти как конфликтогенный фактор……………...…….21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список  литературы………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социальная  неоднородность общества, различия в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно же богата на конфликты современная жизнь российского общества.
     В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
     Противоречия  пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Социально-психологический конфликт происходит на уровне межличностных и межгрупповых отношений, на уровне субъектов, занимающих определенный статус и исполняющих соответствующие роли. В этом конфликте официально или неофициально обезличенные роли, позиции, нормы и стили поведения персонифицируются, трансформируются и развиваются в мыслях и делах, поступках и отношениях людей.
     Социальный  конфликт также получает свое социально-психологическое воплощение, поскольку он основан на столкновения взаимоисключающих интересов, целей и ценностей личностей, групп, организаций, государств. Причем личность в таком конфликте исполняет определенную социальную роль, выступая представителем отдельных социальных групп, организаций.
     Цель  исследования: изучение социального конфликта как объекта социального анализа.
     Объект  исследования: социальный конфликт.
     Предмет исследования: конфликтогенные трансформационные процессы в современной России.
     В соответствии с поставленной целью  сформулированы следующие задачи:
     1. определить причины, функции и субъекты социальных конфликтов;
     2. рассмотреть классификацию социальных конфликтов;
     3. проанализировать социальные конфликты в современной России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социального конфликта 

     1.1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов 

     Некоторые социологи марксисткой и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами, и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут [1, с. 63].
     Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. А это значит, что конфликт — это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества.  Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются    на    актуальном    состоянии    общества и способствуют его развитию: образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти; получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); стимулирование нормотворчества и социального контроля; способствование созданию новых социальных институтов [7, с. 58].
     Одна  из важнейших проблем конфликтологии состоит в уяснении вопроса о  природе и основных участниках социального конфликта. И здесь также имеют место различные подходы.
     Марксистская  концепция конфликта исходит  из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в социально-экономической и политических сферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении — это прежде всего экономическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают отношения собственности.
     Следовательно, основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистской литературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречия экономических интересов. Первый тип — социальное противоборство за изменение принципов распределения материальных благ; второй — за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социальной революции. Изменение критериев распределения — это реформистский путь совершенствования общественных отношений.
     Один  из создателей современной конфликтологии западно-германский социолог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет.
     Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Дарендорфа и его последователей, является стремление к доминированию.
     Обычно  дается такое толкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т.д. Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные, вечные конфликты. Следовательно, социальный конфликт — это всегда следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей [19, с. 21].
     П.А. Сорокин указывает на связь конфликта  с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д.
     Вместе  с тем он подчеркивал, что важны  не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим  видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
     Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д.
     Вместе  с тем следует отметить, что  социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:
     1) первичные группы — непосредственные  участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;
     2) вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной;
     3)  третьи силы, заинтересованные в  разрешении конфликта.
     Конфликтология  выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную.
     Процессуальная  модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта.
     В структурной модели акцент переносится  на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
     Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: 1) предконфликтную; 2) конфликтную; 3) разрешения конфликта; 4) послеконфликтную.
     В свою очередь, каждая из этих стадий может  разделяться на ряд фаз.
     Первая  предконфликтная стадия разбивается  на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием предконфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
     Вторая  фаза начинается с инцидента или  повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т. е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.д.
     Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерении, интересов.
     Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней [5, с. 44].
     В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов.
     Сила  — способность оппонента реализовать  свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:
     •  физическую силу, включая и технические  средства, применяемую как инструмент насилия;
     •информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;
     • социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);
     •  прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников  и т.д.
     Конфликтующие группы могут выбирать следующие  программы поведения:
     • достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности;
     •  снижение уровня напряженности, но сохранение самой конфликтной ситуации, переводя ее в скрытую форму за счет частичных  уступок противоположной стороне;
     •  поиск способов полного разрешения конфликта.
     Если  выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.
     Разрешение  конфликта осуществляется как через  изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны.
     Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей.
     Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону»  конфликтной ситуации. Другим не менее  важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта.
     Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон; переговоры через посредника; переговоры с участием третьей стороны и т.д.
     Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.
     Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических  характеристик как отдельных  групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
     Итак, конфликт — это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера.
     Марксистская  концепция конфликта исходит  из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в социально-экономической и политических сферах реализуются в формах классовой борьбы.
     1.2. Классификация социальных конфликтов 

     При анализе социальных конфликтов важно  различать конфликтные состояния психики, сознания людей, борьбу мотивов, интересов на когнитивном уровне, скрытую борьбу и акты противоборства (агрессию, насилие, войну). Состояние и взаимодействие — не одно и то же. Конфронтация — не война, а противостояние, взаимная угроза, не исключающая перемирие, переговоры, мирный исход. Конфликтная ситуация не обязательно приводит к конфликту. Для этого нужен повод, который дает возможность одной из сторон выплеснуть всю накопившуюся энергию разрушения, снять напряженность. В социальном конфликте выделяют: а) осознание человеком образа своего противника, понимание противоречий, несовместимости их целей и ценностей; б)                    нагнетание напряженности; в) угрозы и намерения разрешить разногласия, устранить несовместимость; г) войну [4, с. 79].
     Социометрическим методом, принадлежащим Дж. Морено, стремятся вскрыть внутреннюю структуру и динамику группы, в том числе и конфликтов, рассматривая их как взаимные антипатии по основным критериям отвержения друг друга. Конфликты во взаимоотношениях приводят к поляризации отрицательных выборов на отвергаемых членов группы при одновременной концентрации положительных выборов на лидерах и авторитетах группы.
     Социальные  конфликты по-разному понимаются исследователями. Ученые расходятся как в определении самого понятия «социальные конфликты», так и в их классификации. Тем не менее все они сходятся в том, что социальные конфликты — это все многообразие конфликтов и противоречий, происходящих в человеческом сообществе.
     Классификация конфликтов по сфере жизнедеятельности  общества, в которой развертывается данный конфликт.
     Речь  идет о трех сферах: экономической, политической и культурной, поэтому и социальные конфликты мы разделим на экономические, политические, культурные, или духовные.
     В первой из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта. Во второй, политической, сфере главным предметом конфликта является власть. В третьей — интерпретация культурных норм и целевых установок общества как некоего социального целого.
     В сфере экономики это будут  конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа.
     В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации обществом уровня его сплоченности и характера отношений властных структур.
     В сфере духовной жизни конфликты  связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага.
     На  разных исторических этапах главенствовали те или иные социальные конфликты. Современная ситуация в мире, несмотря на все оговорки, выдвигает на одно из первых мест проблему ресурсов или жизненных потребностей, т.е. экономические конфликты [5, с. 81].
     Классификация конфликтов по линии аргументации, проводимой конфликтующей стороной.
     Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако его ход, способ осмысления, характер представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом сохраняется определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.
     В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция  к тому:
     что жизненно необходимо для соответствующего субъекта;
     что представляют собой вариации средств  удовлетворения соответствующих жизненных потребностей;
     что существенно и важно с точки  зрения сохранения собственной идентичности.
     Выдвигаемые обеими сторонами три линии аргументации конфликта, могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям, а социальные конфликты, как конфликты потребностей интересов, ценностные соответственно.
     Мы  не будем здесь рассматривать  вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания  конфликта соответствует «действительным» потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если эти линии аргументации возникают и разрабатываются, то они становятся сами по себе реальностью конфликтной ситуации, и их опровержение осуществляется не теоретическим путем, а в ходе практического развертывания и разрешения конфликта.
     Суть  дела в том, что в конфликте  одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной.
     При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта могут  действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт может быть: полным или развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех трех уровней мотивации — и потребностей, и ценностей, и интересов; неполным, когда в конфликт может быть включен лишь один уровень мотивации — только потребности или только ценности.
     Последний вариант чаще встречается на практике.
     В любом случае в реальном конфликте  бывает трудно выделить интересы в качестве самостоятельной линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и ценностей.
     Конфликты потребностей.
     Конфликты по поводу потребностей, в свою очередь, могут быть классифицированы в соответствии с тем, в какой из сфер человеческой жизнедеятельности они происходят.
     В сфере экономики конфликты потребностей подразделены на  два типа: конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов (массовая вырубка леса на продажу в Республике Карелия) и на конфликт из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей (выделение денег в федеральном бюджете на фундаментальную науку «космонавтика»).
     В сфере политики конфликт, связанный  с динамикой потребностей, проходит через формы и способы организации совместной жизни людей. Ученые выделяют четыре типа политической системы: либеральная, демократическая, авторитарная, тоталитарная. Каждый из вариантов политической системы опирается на определенную сумму стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности определенного рода.
     В культурной сфере конфликт на уровне потребностей связан с выработкой баланса рационально осмысленных и эмоциональных стремлений. Конфликт рационального и эмоционального пронизывает все структуры человеческой жизни. Он лежит в основе разделения между собой высших сфер духовной деятельности — науки и искусства, которые пытаются найти компромисс между собой при помощи философии и религиозного сознания.
     Конфликты интересов
     Непосредственный  предмет социального интереса —  это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального  слоя, которые обеспечивают возможность получения данного блага. А поскольку упомянутые позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности.
     Интересы  гораздо чаще соединяются с социальным положением. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.
     Экономические интересы имеют тенденцию к превращению  в интересы политические. Это происходит в тех случаях, когда напряженность, возникающая на основе неудовлетворенных экономических притязаний, не получает разрешения в своей сфере, когда становится очевидным, что политическая власть направлена на сохранение прежде существовавших экономических институтов и, прежде всего, институтов распределения, рассматриваемых в широком смысле слова.
     Интересы пронизывают все сферы жизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая их социальную природу, постоянно демонстрируя, что любой жизненный акт так или иначе затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами. В духовной жизни интересы получают свое завершение, оформление через формирование определенных стереотипов культуры, через признание нормальными определенных форм жизнедеятельности людей [5, с. 92].
     Ценностные  конфликты.
     Ценностный  конфликт имеет более определенно выраженный идеологический характер, заключающийся в столкновении различных, а точнее говоря, противоположных интерпретаций целей общественного развития.
     Признание допустимости светского мировоззрения  не означает требования его полного доминирования, равно как и наоборот. Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, т.е. возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.