На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации.
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» 
 
 

Кафедра: «Экономика и управление предприятиями» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
 
по учебной  дисциплине: «География промышленности и транспорта» 
 
 
 
 

                                                                      
 
 
 

                                                                    
                                                                  Работу выполнила Курганова Е. В.
                                                                 Работу проверила Волошина Г.  К. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2011
Содержание
Введение 3
1.Краткая характеристика  комплексов отраслей хозяйства  России 5
1.1. Природно-ресурсный  потенциал России и его экономическая  оценка 5
1.2. Топливно-энергетический  комплекс 5
1.3. Черная и  цветная металлургия 7
1.4. Машиностроительный  комплекс 8
1.5. Химико-лесной  комплекс 9
1.6. Легкая промышленность 11
1.7 Агропромышленный  комплекс 11
1.8.  Строительный  комплекс 12
1.9. Транспортный  комплекс 13 

2. Характеристика  транспортного комплекса 15
2.1. Значение  комплекса отраслей 15
2.2. Структура  комплекса областей 15
2.3. Экономическая  оценка сырьевой базы отраслей 16
2.4. Современная  оценка состояния отраслей 16
2.5. Условия перехода  отраслей к рыночным отношениям 17
2.6. Научно-технический  прогресс в отраслях комплекса 18
2.7. Размещение  отраслей комплекса на территории  России 18
2.8. Экономические  особенности комплекса отраслей 19
2.9. Основные  направления развития отраслей  комплекса 19 

3. Характеристика  Западно-Сибирского экономического  района 21
3.1. Территория, состав (субъекты Федерации), границы  экономического района 21
3.2. Краткая характеристика  природных ресурсов 22
3.3. Краткая характеристика  трудовых ресурсов 24
3.4. Промышленность  экономического района 25
3.5. Агропромышленный  комплекс экономического района 26
3.6. Транспортный  комплекс экономического района 26
Заключение 28
Приложение 29
Список использованных источников: 30 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

            Российская Федерация – крупнейшая суверенная республика в Содружестве Независимых Государств не только по площади и численности населения. Оно обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. Россия играет ведущую роль в экономике бывшего СССР. И в настоящее время ее роль в интеграции стран СНГ – решающая.
            Народное хозяйство России включает  в себя огромное количество  предприятий и учреждений. В прошедшие  годы рыночного реформирования  экономики происходили значительные  изменения в отраслевой структуре  промышленности, которые выразились  в значительном увеличении удельного  веса добывающих отраслей (более  20%). На отрасли топливно-энергетического  комплекса приходится ныне около  трети всего объема промышленной  продукции, а доля машиностроения  и металлообработки продолжает  снижаться.
            Спрос на продукцию отечественной  промышленности в настоящее время  падает. Признаки структурной перестройки  еще не стали основой для  перелома динамики спада в  состоянии производства. Сильнее  всего пострадали отрасли оборонного  сектора, а также отрасли промышленности, связанные с инвестиционной деятельностью  (в т.ч. машиностроение, химическая, лесная, деревообрабатывающая и  целлюлозно-бумажная отрасли), и  легкая промышленность, испытывающая  сильнейшее давление со стороны  импорта, где производство сократилось  в четыре раза. Сложная ситуация  наблюдается и в других отраслях  хозяйства.
            Актуальность данной темы обуславливается  отсутствием информации, которая  бы всесторонне отражала современное  экономическое состояние России. В данной работе рассматриваются  природно-ресурсный потенциал страны  и размещение топливных и минерально-сырьевых  ресурсов, отраслевая структура  хозяйственного комплекса и размещение  комплексных отраслей хозяйства,  отраслевая структура и размещение  важнейших отраслей хозяйственного  комплекса крупных экономических  районов, особенности их развития  в условиях становления рыночной экономики.
            В условиях суверенных республик,  краев и областей, входящих в  состав Российской Федерации,  центр тяжести исследований отраслевой  структуры экономики перемещается  с вопросов размещения производительных  сил на проблемы экономического  развития субъектов Федерации,  поэтому в данной работе рассмотрена  не только Российская Федерация,  но и входящий в ее состав  Западно-Сибирский экономический район.
             
 
 
 
 
 
 

    1.Краткая  характеристика комплексов  отраслей хозяйства  России

    1.1. Природно-ресурсный  потенциал России  и его экономическая  оценка

      В пределах России природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира выражена очень хорошо. Границы зон в основном вытянуты вдоль параллелей, отклонения сравнительно невелики. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь.
         Значительны запасы пресных вод России. На территории страны – 2,5 млн. рек и около 3 млн. озер, среди которых и самое большое в мире озеро – Каспийское, и самое глубокое пресное – Байкал. Россия располагает также значительными запасами подземных вод (пресных и минеральных). Много пресной воды содержится в ледниках. Наибольшую площадь на территории России занимает лесная зона. Лесных ресурсов у России больше, чем у какой-либо другой страны мира (четвертая часть всех лесов мира). Однако по уровню их использования наша страна отстает от экономически развитых государств. Земельные ресурсы России также огромны – это 1/8 часть всей суши нашей планеты (17 млн. км2).

    1.2. Топливно-энергетический  комплекс

        Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны. Он производит более четверти промышленной
продукции России, оказывает существенное влияние  на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала.
         Россия полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Топливно-энергетический комплекс включает: нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность и электроэнергетику. Отрасли топливно-энергетического комплекса тесно связаны со всеми отраслями экономики России.
            В настоящее время серьезной  проблемой топливно-энергетического  комплекса является обострившийся  в стране финансовый кризис  и связанные с ним неплатежи  за топливо и энергию. Эти  негативные трансформации произошли  в топливно-энергетическом комплексе  в связи с распадом СССР  и общественно экономическим  кризисом.
            Топливно-энергетический комплекс  имеет большое районо-образующее  значение, он создает предпосылки  для развития топливных производств  и служит базой для формирования  промышленных комплексов.  Состояние  и технический уровень действующих  мощностей топливно-энергетического  комплекса становятся в настоящее  время критическими.  Исчерпали свой проектный ресурс более половины оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и более 1/3 -  в газовой промышленности. Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.
            Важнейшей задачей дальнейшего  развития топливной и энергетической  промышленности в условиях становления  и развития рыночных отношений является осуществление мер по охране природы и рациональному природопользованию. Так как нефтяная промышленность является крупнейшим потребителем воды, то стоит задача сокращения ее использования, введения оборотного водоснабжения, прекращения сброса загрязненных вод в водоемы. Необходимо решить задачи более экономного использования земельных ресурсов для нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий.
            Экологическая политика в топливно-энергетическом  комплексе должна быть направлена  на сокращение техногенного  воздействия  на окружающую природу. В настоящее  время на его долю приходится  около 48% вредных веществ в атмосферу, З6% сточных вод и свыше 30% твердых отходов от всех загрязнителей.

    1.3. Черная и цветная  металлургия

    Черная металлургия – базовая отрасль тяжелой промышленности, которая включает добычу железной руды, выплавку чугуна и стали, производство проката различного профиля и сплавов железа с другими металлами (ферросплавы).
        Продукция черной металлургии является основой для развития машиностроения и металлообработки, строительства и других отраслей народного хозяйства. В местах размещения крупных предприятий металлургии сосредотачиваются предприятия ряда других отраслей промышленности – энергетики, коксохимической, химической, машиностроения, производства строительных материалов и др. Создание предприятий тяжелой индустрии вызывает в свою очередь интенсивное транспортное строительство, ведет к возникновению крупных городов и промышленных центров.
         Производство черных металлов в России сосредоточено в основном на предприятиях трех важнейших металлургических баз: Уральской, Центральной и Сибирской.
        Цветная металлургия России производит разнообразные по физическим и химическим свойствам конструкционные материалы. В состав этой отрасли тяжелой промышленности входят медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая, титаномагниевая, вольфрамомолибденовая промышленность, а также производство благородных и редких металлов.
           Руды тяжелых цветных металлов отличаются от руд легких низким содержанием металла. Так промышленными считаются руды, содержащие медь, никель, свинец – около 1%, олова – менее 1%, Для получения 1 т меди требуется 100 т руды, 1 т олова – 300т. 

         1.4. Машиностроительный комплекс
          Машиностроительный комплекс представляет  сложное межотраслевое образование,  включающее машиностроение и  металлообработку. Машиностроение  объединяет специализированные  отрасли, сходные по технологии  и используемому сырью. Металлообработка  включает промышленность металлических  конструкций и изделий, а также  ремонт машин и оборудования.
           Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели.
            На долю машиностроения приходится  около 1/5 объема выпускаемой продукции  промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных  фондов и 1/3 промышленно-производственного  персонала.
            В структуре машиностроения насчитывается  19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей  и производств.
            Одной из главных задач развития  машиностроительного комплекса  является коренная реконструкция  и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение,  электротехническая и электронная  промышленность, производство вычислительной  техники. Необходимы также разработка  и внедрение новых базовых  технологий, обеспечивающих выпуск  конкурентоспособной продукции,  оживления инвестиционной активности  и государственная поддержка  производства с высокими технологиями.

    1.5. Химико-лесной комплекс

 
            Значение химико-лесного комплекса  в народном хозяйстве России  огромно. Он играет важную роль  в расширении ассортимента производства  товаров народного потребления. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза.
            Химический комплекс состоит  из серно-кислотной промышленности, а также содовой, азотной промышленности. Серно-кислотная промышленность – одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других отраслях.
            Серно-кислотная промышленность  развита почти во всех экономических  районах. Важнейшие предприятия  по производству серной кислоты  размещены в центральных районах  – Воскресенский, Щелковский, Новомосковский, Чернореченский (Дзержинск) заводы; на Урале – Березниковский, Пермский  заводы.
            Содовая промышленность, продукция  которой применяется в стекольной  и химической, а также в цветной  металлургии, целлюлозно-бумажной  промышленности, текстильной и в быту. Размещается в Пермской области, в Башкортостане и в Алтайском крае.
            Азотная промышленность имеет  большой ареал размещения. При  производстве азотных удобрений  основным сырьем является аммиак, исходными элементами, для получения которого служат водород и азот.
            Также отраслью химической промышленности  является производство минеральных  удобрений – фосфорных, калийных  и азотных.
            Лесной комплекс, являясь составляющей  частью в структуре химико-лесного  комплекса России, имеет свои  особенности развития и свою  структуру.
            Одними из важнейших задач  перспективного развития являются  повышение  продуктивности лесов,  воспроизводство лесных ресурсов, улучшение породного состава.  Особенно необходимы меры по  уходу за лесом, его защите  и охране.
            В настоящее время отрасли  лесного комплекса испытывают  кризис.  Выход из кризиса находится  в создании смешанных компаний, холдингов, привлечении иностранных  инвестиций, совершенствовании системы  управления.

    1.6. Легкая промышленность

 
            Легкая промышленность объединяет  группу отраслей, обеспечивающих  населения тканями, одеждой, обувью  и другими предметами потребления.  В последние годы ситуация  в этой отрасли сложилась очень серьезная. Ее удельный вес в структуре промышленности РФ заметно снизился (до 6%). Сократилось производство продукции (по сравнению с 1991 г. – в 4 раза), увеличился импорт товаров народного потребления, в том числе из западноевропейских стран.
            Легкая промышленность имеет  тесный контакт с сельским  хозяйством, особенно на стадии  первичной обработки сырья. На  размещение предприятий оказывает  влияние потребительский и сырьевой  факторы, а также наличие трудовых  ресурсов.
            Все отрасли легкой промышленности  по их тяготению к источникам  сырья и районам потребления  продукции можно разделить на  следующие группы. К отраслям  с ориентацией на сырье относят  льняную промышленность; с ориентацией на потребителя – обувную и швейную; с ориентацией на оба фактора – хлопчатобумажную, шелковую, трикотажную.
            Проблемы развития легкой промышленности  связаны с технической переоснащенностью  предприятий, повышением качества  продукции и расширением его  ассортимента.
            В настоящее время, из-за конкуренции  с импортными товарами, широко  ввозимыми в Россию, а также  в связи с резким сокращением  поставок сырья из среднеазиатских  республик (которые составляли  хлопок), хлопчатобумажная промышленность  испытывает очень большие трудности.  В некоторых городах производство  почти полностью остановлено.

    1.7 Агропромышленный  комплекс

 
            Переход аграрной экономики на  рыночные отношения неразрывно  связан с реформированием агропромышленного  комплекса (АПК), развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения хозяйственного механизма всей аграрной сферы экономики, как на макро-, так и на микроуровне.
            В настоящее время на этапе  становления рынка продолжается  ухудшение экономической ситуации  в аграрной экономике во многих  регионах страны. Обстановку в  АПК можно охарактеризовать как  кризисную.
            - Первая и главная сфера АПК  – сельскохозяйственное производство  – центральное звено агропромышленного  комплекса страны. Оно производит  свыше 48% всей продукции АПК,  имеет 68% производительных основных  фондов агропромышленного комплекса.
            - Вторая сфера АПК представлена  отраслями, производящими средства  для сельского хозяйства. Это  – машиностроение сельскохозяйственного назначения – производство тракторов, комбайнов, машин для выращивания и сбора урожая отдельных сельскохозяйственных культур, машин для животноводства и кормопроизводства, мелиоративной техники, прицепного инвентаря и т.д.
            - Третью сферу в структуре  АПК представляют отрасли, перерабатывающие  сельскохозяйственное сырье. Это  – пищевая промышленность, включающая  в себя большую группу подотраслей,  например, мукомольная, крупяная, сахарная, маслобойная, плодовоовощеконсервная  и др.

    1.8.  Строительный комплекс

 
            Строительный комплекс – одна  из важнейших отраслей экономики  нашей страны, которая состоит  из большого количества подотраслей  и производств. Предприятия этой  отрасли связаны между собой  и с предприятиями других отраслей  и народного хозяйства.
            Разветвленная транспортная сеть, наличие удобных магистралей  – первое важное условие, которое  в той или иной мере учитывается  при размещении всех отраслей  строительного комплекса.
            Строительный комплекс характеризуется  высокой трудоемкостью производственного  процесса. 

    1.9. Транспортный комплекс

  
            Транспортный комплекс представляет  собой особую сферу материального  производства, и выступает как  самостоятельная отрасль народного  хозяйства страны. Транспорт призван  удовлетворять потребности хозяйственного  комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транспорт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех хозяйств к месту потребления. Особенно его роль возрастает в Российской Федерации в связи с большой протяженностью территории, неравномерным размещением природных богатств, существенным различием в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.
            Велика роль транспорта, в рациональном  размещении производительных сил,  освоений новых территорий, совершенствовании  территориального разделении труда  не только между районами Российской  Федерации, но и мирового хозяйства.     
            Транспортные   составляющие   в   стоимости продукции составляют 13%, а в таких отраслях, как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная достигают 50% себестоимости.
            Транспортный комплекс России  представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным,  трубопроводным, морским, внутренним  водным и воздушным.
            Железнодорожный транспорт эффективен  для перевозки массовых грузов  на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях  пригородного сообщения и на  средние расстояния.
            Автомобильный транспорт наибольшую  эффективность имеет при внутригородских,  пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и малотоннажных ценных грузов на средние и дальние расстояния.
            Морской транспорт осуществляет  преимущественно экспортно-импортные  перевозки, а также внутренние  перевозки в северных и восточных  прибрежных регионах страны, где  другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности и сложных природно-климатических географических условий.
            Трубопроводный транспорт используется  для транспортировки нефти и  нефтепродуктов, природного газа, продуктов  органического синтеза на дальние  и средние расстояния.
            На работу транспорта продолжает  оказывать отрицательное влияние  нехватка подвижного состава,  его низкий технический уровень,  нерациональная структура парка,  отставание в развитии сети  путей сообщения.
            Транспортный комплекс включает 154 тыс. км магистральных железнодорожных  путей, 748 тыс. км автомобильных  дорог с твердым покрытием, 75 тыс.  км внутренних водных судоходных  путей, 62 тыс. км магистральных  трубопроводов. Плотность путей  сообщения (на 1000 км2 территории) в различных регионах Российской Федерации существенно отличается. 
 
 

    2. Характеристика транспортного комплекса

    2.1. Значение комплекса  отраслей

 
       Транспортный комплекс является  крупнейшей составной частью  инфраструктуры, служит материально-технической  базой формирования и развития  территориального разделения труда,  оказывает существенное влияние  на динамичность и эффективность  социально-экономического развития  отдельных регионов и страны  в целом. Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
     Важное  значение транспорт имеет и в  решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения  населения и производства, а также  важным преимуществом для размещения производительных сил, и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 % среднегодовой численности всех занятых в экономике. 

     2.2 Структура комплекса  областей 

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования - это транспорт, который обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом. Транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы.
 Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:  
- универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;  
- внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);  
- круглогодичный и сезонный (внутренний водный и частично морской).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.