На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Законодательство месопотамии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
    1. История образования государственности
    2. Общественный строй
    3. Государственный строй
    4. Законодательство Месопотамии. Законы царя Хаммурапи
Заключение
Список использованной литературы
Казусы 

 

        
1. История образования государственности

       Древневавилонское государство возникло в южной  части долины между реками Тигр и  Евфрат — в Двуречье (по-гречески Двуречье называлось Месопотамией –  Междуречьем).

       Оседлые цивилизации стали формироваться  в Нижней Месопотамии (современный  южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. – с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V – IV тыс. до н. э. их вытесняют племена убайдов-шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью.

       С начала IV тыс. до н. э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования государств. Из источников известно, что уже в конце IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии складываются первые города-государства, создавшие высокоразвитую для своей эпохи цивилизацию. В общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации, элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Затем в общине стали выделяться лица с неодинаковыми ритуальными и материальными преимуществами по своей профессиональной деятельности. Разложению общины способствовал переход к индивидуальному труду.
       Шумеры  раньше египтян научились проводить  воду на поля, осушать болота. Они  изобрели лук, плуг и колесо, первыми  начали выращивать пшеницу и лен. Это шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о дереве познания добра и зла, о всемирном потопе и то, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него семью и по паре всех животных.1
Вскоре  у шумеров появилась письменность, которая стимулировала
 

организационную роль культовых центров. В III тыс. соседско-родовые  общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную  роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин. На общественных работах у шумеров применяется труд рабов, среди свободных складывается система рангов. В XXVIII–XXV вв. до н. э. стали формироваться объединения общин с признаки первых государств: возникла надобщинная администрация. Её представляли эвен – главный жрец храма и правитель, а также совет старейших. В межобщинном хозяйстве выделилась уже храмовая собственность. Образованию надобщинной организации в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы. Образовавшиеся вокруг храмов города были связаны с сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации, а также выдачи продуктов из храмовых запасов членам общин через старейшин.
Таких объединений-номов сложилось в  Месопотамии до 20. Большинство из их сформировали культовый союз с  центром в Ниппуре. Со временем возвышаются  города Киш (на севере), Ур и Урук (на юге). Но всё организационное единство обеспечивалось храмовым хозяйством, полностью отделившимся от общинного; им руководят администраторы-писцы, в нём содержится штат ремесленников. Первым историческим правителем в Шумере был лугаль (хозяин) г. Киша. Лугаль был только военным вождём общин, но не жрецом. В XXVIII в. до н. э. лидерство в Шумере перешло к Уруку, правитель которого Гильгамеш («всё видавший») стал героем древнейшего литературного эпоса. Единого государства древний Шумер ещё не представлял: связи между номами больше походили на военный союз. Правители отдельных государств – энси («господин сооружений») – имели культовые и военные функции; отдельные из них принимали титул лугаля, что означало некую претензию на гегемонию среди всех городов. Известны
 

        народные собрания, где сходилось  до 1600 чел. (в том числе 670-680 воинов).2
       Правители таких государств видели свою социальную задачу во всемерном сохранении старого  уклада жизни. Хотя встречаются уже  сделки с недвижимостью (домами), это было редким событием и связывалось с продажей за долги: продавец всегда был в убытке. Периодически правители устраивали «возвращение к матери» – полные переделы владений. Это не могло, однако, остановить обогащение знати. Храмы начинали обзаводиться своей администрацией и даже дружинами (войско вооружается особым оружием, разделяется на колесничное, тяжелую и легкую пехоту). Война вообще становится ускорителем новой организации. Но она же временно ограничивает власть лугаля общинными коллективными органами (советом старейшин); по решению народного собрания лугаль может быть и низложен.
       В XXVI – XXIV вв. до н. э. лидерство в Шумере переходит к ному Лагаш. При правителе  Эанатуме Лагаш подчиняет себе другие номы (Киш, Урук и др.) Однако следовавшее из централизаторской политики усиление государственных начал встречает сопротивление общин. Администрация номов также ещё двойственная: жреческо-храмовая и общинная (выборный лугаль, мудрецы, главные ороситель и землеустроитель). В итоге едва ли не первого известного истории восстания (около 2370 г. до н. э.) правитель Лагаша был низложен, и на его место избран общинный вождь Урукагина (Уруинимгина). Он уничтожил налогообложение и провел ряд других социальных реформ. С его именем связана попытка создать первые законы (ещё изустные), а также реформы, направленные на реставрацию прежних порядков общинного равенства. Централизованная администрация (единственный тогда стержень государственности) ослабла, и вскоре Лагаш был завоеван.
       В середине III тыс. до н.э. Двуречье заселяется новыми, семитскими по происхождению народами.
Источники дают сведения о довольно ранних связях шумеров с пастушескими племенами  семитов, пришедшими на их территорию. С III
       тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали наследниками и продолжателями шумерской культуры.
       Лидер одного из основанных семитами городов  Саргон в конце XXIV в. постепенно подчинил своей власти весь Шумер. Столицей объединённого  Шумера становится основанный им г. Аккад, хотя первым центром шумерской цивилизации был Урук. Аккад располагался на берегу Евфрата и при царе Саргоне в конце XXIV в. до н. э. достиг наивысшего расцвета.
       На  социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникали здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым людом, инокультурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело не только политическое значение того или иного города, но и само его существование. Создав обширную относительно централизованную шумеро-аккадскую державу, Саргон I (2313 - 2261 гг. до н. э.) принял титул «царя Шумера и Аккада», «царя четырех стран света».
       В создании новой державы ведущую  роль сыграла новая армия: многочисленное (более 5 тыс. чел.) профессиональное войско легковооруженных пехотинцев, каждый из которых получал за свою службу надел. Усиление централизации власти привело к образованию в Шумере ранней монархии с сильной, почти деспотической властью.
       Со  временем различные племенные группы окончательно слились, сохранив названия основных частей государства – Шумера на юге и Аккада на севере. Аккад – самый древний город воинственных племен семитов.
       Нашествие племен из Ирана, центробежные стремления общинных объединений на рубеже XXII – XXI вв. положили конец Аккадскому государству. Возобновление монархии начинается с возвышением города Ура и его правителя Шульги, ставшего основателем новой династии. За два-три века произошло значительное усиление храмово-государственных хозяйств, большая часть населения страны теперь работала на государственных или храмовых латифундиях на условиях почти казарменного коммунизма. В 2074 г. вводится обязательная военная служба.  
Власть центрального правителя приняла особый, почти обожествленный характер; областями руководили уже назначаемые из центра наместники, которых по-прежнему называли энси. В правление Шульги было практически ликвидировано номовое самоуправление, коллегиальные суды общин; суд перешел в руки чиновников храмов и государства.

       Возможности чисто государственного хозяйства  и связанной с ним сверхцентрализации власти в ту эпоху были ограничены. С развитием частной собственности  государство приобретает снова  децентрализованный характер, способствует этому и новое нашествие племен-скотоводов. На рубеже XIX – XVIII вв. до н. э. Двуречье представляет калейдоскоп прежних государств-номов, в которых власть вождя-лугаля уже замещена ранней монархией.
       В последующие столетия то один, то другой город Шумера добивался господства над Двуречьем, Новое мощное государство сформировалось к началу XVIII в. до н. э. вокруг нового центра – Вавилона, политическое и культурное значение которого росло начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон (точнее, Бабилу - «врата неба») затмил все остальные города страны, и по его имени всё Двуречье стали называть Вавилонией. Вавилон был не столько очень большим, сколько самым красивым городом.
       Ускоренной  централизацией новое государство  обязано было политике шестого правителя  вавилонской династии – Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). По вступлении на престол Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Он подчинил себе все земли, простирающиеся от Персидского залива на юге вплоть до старой Ниневии на севере, т.е. верхнего течения реки Тигр.
Как уже  было традиционно, Хаммурапи начал  царствование с обряда восстановления справедливости: во всем государстве  прощались все долги (на башне-зиккурате  зажигали факел в ознаменование  этого, а затем рассылался указ, грозивший неподчинившимся кредиторам смертью). Это позволяло регулярно снимать межобщинные и социальные противоречия, не единожды губившие власть. В ходе административной реформы области-
       номы  уничтожались, вся страна разбивалась  на области во главе с чиновниками, специальные люди контролировали использование земельного фонда. Подчинена была правителю и храмовая администрация: все жрецы объявлялись «рабами царя». В государстве появилась должность постоянного главного советника царя. Создавался специальный аппарат по контролю за исполнением повинностей и сбором налогов: в области было по два чиновника – «заставляющий делать» и «заставляющий давать». В ходе судебной реформы организация судов приобрела единообразие, начальники общин и областей обязаны были исполнять судебные функции; назначались и царские судьи. Стабильность государства должны были обеспечить законы. Хаммурапи настолько большое значение придавал своему законодательству, что в конце правления даже поставил памятник составленным при нем законам, посвятив его богу Мардуку. Жесткое государственное регулирование должно было всемерно охранить уклад общества, основу которого составляли общины полноправных свободных людей, от социального расслоения.
       После смерти Хаммурапи Вавилонская держава ослабла, в ней возобновились политические междоусобицы, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей. В 1595 г. войско хеттов (государство в Малой Азии) разгромило Вавилон; увезли даже памятник с законами Хаммурапи. Затем Двуречье попало под власть племен касситов. Старовавилонское царство было уничтожено. Хетты и касситы правившими Месопотамией около 400 лет.3 После непродолжительного нового расцвета в XI –IX вв. до н. э. Вавилонское государство включила в свой состав Ассирийская держава.
В 722 г. до н. э. умер царь Салманасар и на престол  вступил родоначальник новой  династии знаменитый Саргон II. Вавилоняне всегда мечтали о славной старине, о возвращении эпохи Хаммурапи. Поэтому Саргона II старались каким-то образом связать с древними царями и, вспомнив о царе Саргоне I, назвали «арку» - поздний, т.е. второй. Имя же его толковали так: «шарру-кену» - «царь законный». С одной стороны,
       узурпатор, с другой – блюститель традиций и законности. В первый год своего правления он покорил Самарию и уничтожил Израильское царство, выведя в Месопотамию более 27 тыс. наиболее влиятельных и богатых жителей. Саргон II считал себя угодным богам благочестивым царем.
       После его смерти эламский царь Меродох-Баладан  напал на Вавилон. Сын Саргона  II царь Синахериб дважды освобождал страну от эламитов, но в 691 г. до н. э. совершил крупную ошибку: решил разрушить Вавилон. Человек аморейского происхождения, чуждый древневавилонских традиций и равнодушный к религии, противник жрецов, ставивший превыше всего государственные интересы, уничтожил город, его храмы, засыпал каналы и превратил местность в болото, чтобы навсегда покончить с вавилонским вопросом и халдейско-эламскими притязаниями.
       Разрушением Вавилона Синахериб вызвал недовольство и был убит в 681 г. до н. э. старшим сыном Арадом, которому помогал вельможа Набу-шар-ассур. В сложившейся обстановке убийцам пришлось бежать в Ванское царство. Ассирию возглавляет третий сын Синахериба Асархаддон, весьма энергичный политик, при котором могущество этого государства еще больше укрепилось.
       Ему подчинился весь Египет. Асархаддон стремился  превратить Вавилон в центр новой всемирной монархии. Его дело продолжал старший сын Ассурбанипал. Это был мудрый политик, любивший литературу и искусство, создатель знаменитой библиотеки Ассурбанипала. В этой библиотеке, вывезенной эламскими завоевателями в свою столицу Сузы, и был обнаружен кодекс царя Хаммурапи.
После разгрома Ассирии Вавилон на время  обретает политическую самостоятельность. Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Годы с 626 по 539 до н. э. определяют как время существования Нововавилонского, или Халдейского, царства. Наивысшего развития Древний Вавилон достиг в царствование новой халдейской династии Навуходоносора II, который провёл ряд успешных завоевательных походов, опираясь на воссозданную профессиональную армию (конно-колесничное войско), Навуходоносор II провёл удачные военные походы в Египет,
       покорил Сирию, разгромил касситов, выгнал эламитов, захватил Иерусалим и вывел из Иудеи 10 тыс. человек. Таким образом завершилось вавилонское пленение израильтян. При Навуходоносоре II Нововавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений (в т. ч. строительство библейской Вавилонской башни). Навуходоносор II восстанавливает старые административные традиции Вавилонского государства. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. Нововавилонское царство просуществовало до VI в. до н. э. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир. В 539 г. до н. э. с завоеванием Двуречья персами государственные традиции Вавилонии прекратились.
       Много царей правило в Вавилоне. Среди  них – две женщины. Шаммурамат, которую также называют Семирамидой, царствовала в конце IX в. до н.э. Она возвела плотину на реке Евфрат, ибо река часто затопляла всю долину, прилегавшую к Вавилону. С её именем ошибочно связывают сооружение «висячих садов» - одного из семи чудес света. На самом деле «висячие сады» в Вавилоне появились в VI в. до н. э. по желанию жены царя Навуходоносора, мидянки по происхождению и воспитанной в горной местности Мидии.
Вторую  женщину-царицу звали, как и египетскую, Нитокрис, которая много сделала  для обороны Вавилона от мидян. Известно, что эта царица велела воздвигнуть в самом оживленном месте города свою гробницу и над воротами написать: «Если кто-нибудь из вавилонских царей будет иметь нужду в деньгах, пусть откроет гробницу и возьмёт сколько пожелает денег. Однако без нужды пусть не открывает её. И лучше вообще её не открывать». Гробница оставалась нераскрытой, пока вавилонское царство не досталось персидскому царю Дарию. Он открыл гробницу, но нашел не сокровища, а только останки покойницы и надпись: «Если бы ты не был столь жадным, ты
не разорял  бы гробницы покойников».
Итак, наличие  социального неравенства и сильной, поднявшейся над обществом власти было столь несомненно, что позволяет заключить: в начале III тысячелетия до н. э. шумерское общество вступило в период государственного существования. Первобытнообщинный строй, может быть,
ещё не полностью разрушенный, был уже  побежден.  
 
 
 
 

2. Общественный строй 

       Общественный  строй в Древнем Вавилоне в  основных чертах был подобен египетскому. Как во всяком рабовладельческом государстве, и здесь происходило деление на свободных и рабов. Но и свободные крестьяне (неджес), по существу, находились в крепостной зависимости номархов, других представителей состоятельных классов. Даже воины как мелкие собственники были прикреплены к земле с определенной ответственностью перед властью. Существовали светская и храмовая знать, чиновничество, профессиональное войско, сельские общинники, ремесленники, купцы и торговцы, наконец, разные категории рабов. В то же время социальная структура Вавилона отличалась особой сложностью, что было связано с многоукладным характером экономики, незавершенностью процессов образования классов, ранним и относительно высоким для того времени уровнем развития товарно-денежных отношений. Здесь на ранней стадии стали переходить от натурального хозяйства к денежному обороту, точнее к валюте, которую представляли драгоценные металлы: золото, серебро, а также медь. Валюту чеканили в виде брусков и колец. Существовало понятие прибыли и процента. Люди учитывали колебание курса в отношении золота к серебру. Оплата за труд осуществлялась натурой и валютой, так называемыми утенами и дебенами (денежными единицами). Был в ходу 

вексель. Вавилон был одним из важных центров международной торговли в древнем мире. Здесь впервые появилась такая профессия, как тамкары, т.е. купцы.
       На  нижней ступени общественной лестницы находились рабы (вардум). Кроме военнопленных  и покупных рабов значительную часть этого класса составляли порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники).
       Все состоятельные вавилонские граждане, включая разбогатевших общинников и ремесленников, имели право приобретать рабов. Нередко в обычной вавилонской семье из 4 (редко из 7 - 10) человек имелось 4 раба. Да и сами рабы с разрешения рабовладельцев могли иметь свою собственность, семью и даже несколько жен. Сельские общины имели рабов в коллективной собственности. Они квалифицировались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.
       Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Урон, нанесённый их здоровью, или лишение жизни считались не более чем уроном, причиненным имуществу господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный должен был отдать своего раба; за смерть раба в доме кредитора (законы царя Хаммурапи, ст. 116) или умерщвление бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, -половина стоимости раба (ст. 252). Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству, укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни (ст. 16). Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал в награду 2 сикля серебром (ст. 17). Для обозначения рабского статуса на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле, однако клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.4
       По  своему положению рабы подразделялись на царские, храмовые и частновладельческие. Они в принципе не могли быть собственниками. Имущество рабов наживалось, как отмечалось, только с разрешения господина, считалось частью его собственности и переходило к нему после смерти раба. Власть господина над рабом не ограничивалась. Лишь некоторые малочисленные категории рабов пользовались защитой закона. Например, ребенок рабыни, родившийся от хозяина, считался свободным. Особую группу рабов составляли неоплатные должники – те граждане, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок. По законам Вавилона они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышавший трех лет.
       Учитывая, что основная масса займовых операций, ради которых бедный человек решался на риск долговой кабалы, касалась небольшой суммы денег, семян для посева и пр., следует признать трехлетний срок рабства достаточным не только для возмещения убытков, понесенных кредитором, но и для обогащения за счёт прибавочного труда должника.
       Долговое  рабство было характерно для всех народов древности. Его происхождение может быть объяснено коллективным характером земельной собственности. Принадлежавшая всему роду, всей общине земля не могла служить залогом при частных сделках. То же, по-видимому, относилось к скоту, орудиям труда. Единственной действительной ценностью, которая могла гарантировать интересы кредитора, был сам должник, его личность.
       Став  господином прежде всего в собственной  семье, мужчина приобрел право продажи детей и жены в рабство. Когда отец продавал своих детей в рабство, он продавал их навсегда, без права истребования.
       Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане - авилумы (авилум - «человек», «сын человека») составляли основную массу населения. Они занимали более высокое социальное положение по сравнению с мушкенумами (мушкенум - «падающий ниц», т.е. «бьющий челом», обращающийся к царю с просьбой о принятии на службу). Различия между этими группами особенно ярко проявились в нормах права, касавшихся охраны жизни, здоровья, чести авилумов и мушкенумов, а также членов их семей.
       В целом в Древнем Вавилоне развитие хозяйства носило интенсивный характер. Крупными собственниками были храмы, которые отдавали свои обширные земли в аренду свободным гражданам. Арендаторы частью обрабатывали землю сами, частью с помощью наемных рабочих, частью сдавали в новую аренду за известную долю урожая. Развивалась торговля. Храмовые магазины продавали зерно, финики, пальмовые вина, чеснок, другие виды сельскохозяйственных продуктов. Работала промышленность, выпуская ткани, работы из кожи, металла, слоновой кости. Основную роль играло ремесленное и фабричное производство. Фабрики создавались храмами, а также богатыми гражданами.
       Несмотря  на необыкновенно высокие урожаи, которые давала прекрасно орошенная земля Двуречья, положение крестьян-общинников было тяжелым. Юридические документы конца II тысячелетия до н. э. содержат сведения о закладе общинниками своих земельных участков ростовщикам (при денежном и натуральном займе); закладе жен и детей, если не было другого имущества; продаже своих детей за деньги; аренде чужой земли; продаже земельных участков, садов, скота; найме общинников на поденную работу и т.д.
       В период царствования Хаммурапи процесс расслоения сельской общины усилился. Отдельные зажиточные общинники становились всё более самостоятельными. Наряду с ними появлялись обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником.
       Желание царской власти ограничить произвол кредиторов по отношению к попавшим в долговую кабалу беднейшим слоям свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела; если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала надел, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина можно было выкупить, и он сохранял своё право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, за это были обязаны по приказу царя в любое время выступить в поход. В случае отказа их ожидала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.
       Полноправным  гражданам противопоставлялись мушкенумы (покорные). Вопрос об их положении в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкенумов указывают статьи, определяющие наказание за преступление против них. Так, членовредительство, нанесенное авилуму, каралось соответствующим членовредительством виновного (действовал принцип талиона). Но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный всего лишь платил штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил штраф в десятикратном размере, а за вещь, находившуюся в собственности царя или храма, - в тридцатикратном. По одной из версий, мушкенумы – это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники.
       Довольно  высокое положение в обществе занимали чиновники: к ним предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или оставаться у чиновника в виде своеобразной пенсии.
       В Древнем Шумере все строго учитывалось  и фиксировалось в финансовых отчетах, которые хранились в архивах. Все, что имелось в царстве, описывалось для фискальных целей. Чиновники Шумера превосходно знали систему учета, бухгалтерию и даже геометрию, начала алгебры. Потребности учёта ускорили появление ещё в III тысячелетии до н. э. слогового письма. Шумеры раньше других ввели десятичную и шестидесятичную систему счета, знали дроби и даже проводили нечто вроде конференций по решению уравнений с двумя неизвестными. В 3500 г. до н. э. была открыта знаменитая школа переписчиков – прародительница университетов.
       Таким образом, население Шумера состояло из знати, общинников, имелись рабы и другие зависимые лица. В III тысячелетии до н. э. северную часть Месопотамии заселили семиты, выходцы из Древней Сирии. Они восприняли многое из культуры шумеров. К сожалению, общественно-политический строй древних шумеров изучен слабо, поскольку сохранилось мало документальных источников.
       В 2370 г. до н. э. Урукагина ограничил  коррупцию прежних чиновников, провел денежную реформу, вернул общинникам и храмам ранее отобранную землю, восстановил справедливость. Его реформы защитили бедных от ростовщиков, злоупотреблений чиновников.
     Наряду  с сословной классификацией законы перечисляют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество, находящиеся в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих упоминаются «редум», «байрум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны. Вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение в Вавилонии занимали храмовые служащие. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы были отданы крупным купцам (тамкарам) и предпринимателям, ремесленникам, поденщикам. Низко ценился в Древнем Вавилоне труд врачей, ветеринаров: в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд высокий гонорар (подарок), врачи получали небольшую плату.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.