На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат «Перестройка» и ее последствия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
       ФГОУ  ВПО
       «Вологодская  государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина» 

       Экономический факультет
       Специальность: «Менеджмент организации»
       Кафедра философии и истории 
 

       ЭКСТЕРНАТ 

       Реферат 

   По  дисциплине:  Отечественная история
   На  тему: «Перестройка» и ее последствия 
 
 
 

   Выполнила          Борисова С.Л.
   Шифр 110133                    
 
 
 

                                  Вологда – Молочное 
                                                2011г.
                                            Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Перестройка:  этапы и последствия……………………………………………4
  1.1. Причины  перестройки………………………………………………………4
  1.2.Цели перестройки……………………………………………………………6
  1.3. Основные  реформы…………………………………………………………7
  1.4. Итоги  перестройки………………………………………………………...10
2. Распад СССР. Образование и развитие СНГ………………………………..12
3. Оценка деятельности  М.С Горбачева………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературных источников……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение 

     Перестройка – очень громкий период в истории  СССР. Политика перестройки, начатая  частью руководства КПСС во главе  с Михаилом Горбачёвым, привела к  значительным переменам в жизни  страны и мира в целом. В ходе перестройки  обнажились копившиеся десятилетиями  проблемы, особенно в экономике и  межнациональной сфере. Ко всему  этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих  реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее  страны с организацией жизни на принципах  капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений  союзных и республиканских органов  государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка  привела к обострению кризиса  во всех сферах жизни общества и  к дальнейшему распаду СССР. Отношение  людей к данному историческому  этапу является двойственным. Одни считают, что перестройка – это  выход из сложного положения застоя, что изменения были необходимы, плохо  ли, хорошо, но нужно было менять систему, ее устройство и что изменения  не могли быть произведены ввиду  сложного общего положения вещей  в международной политике и на «внутренних фронтах». Другое мнение на этот счёт заключается в том, что  перестройка – это разрушение Советского Союза и не более того, что руководителями двигали простые  эгоистические соображения, и сквозь все разглагольствования о неэффективности  социализма эти корыстные соображения  проглядывали вполне явственно. Инициаторы перестройки хотели положить деньги в свой карман.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      
                       1. Перестройка: этапы и последствия
                               1.1. Причины перестройки 

     К началу 80-х годов советская система  хозяйствования исчерпала возможности  к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная  экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной  в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным  населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались  не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских  товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом  прогрессе, отвергали до 80% новых  технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики  отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность  в единственной отрасли, в которой  он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий.
     Экономическая база страны перестала соответствовать  положению великой мировой державы  и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более  высокий уровень материальных и  духовных потребностей людей, поставили  под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные  планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.[1]
     Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей  и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.
     Изменился характер производственных отношений  внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский  человек, отчужденный от распределения  произведённого продукта, превратился  в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная  мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество  коммунистических идеалов.        Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса.
     Таким образом, к началу 80-х годов советская  тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества.
     В условиях монопольного господства в  обществе одной партии, КПСС, наличия  мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо  сознавали, что экономика нуждается  в реформировании, но никто из консервативного  большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность  за осуществление этих перемен.
     Своевременно  не решались даже самые назревшие  проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.
     В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости  глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено  выросшей и более информированной  советской интеллигенции всё  труднее было мириться с подавлением  свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного  мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с  Западом и последствия афганской  войны. Интеллигенция хотела подлинной  демократии и индивидуальной свободы.
     Большинство рабочих и служащих необходимость  перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать  подлинными хозяевами своей земли  и своего труда. Митинг в Москве на Манежной площади. В конце 1980-х —  начале 1990-х годов во многих городах  СССР проводились многотысячные  митинги с требованием проведения реформ. В конце 1980-х — начале 1990-х годов во многих городах СССР проводились многотысячные митинги  с требованием проведения реформ.
     Перемен ждал мощный слой партийно-государственных  чиновников, военных, обеспокоенных  развалом государства.
     По-своему в реформировании советской системы  были заинтересованы технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и  внешних факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы управления. С каждым днем становилось очевидным: для перемен  необходимо обновление руководства  страны.
     Перестройка была провозглашена новым генеральным  секретарём, 54-летним М. С. Горбачёвым, который принял эстафету власти после  смерти К.У. Черненко в марте 1985 года. Элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажки», генсек завоёвывал популярность внешней демократичностью и стремлением к преобразованиям в «застоявшейся» стране и, конечно же, обещаниями (например, каждой семье к 2000 г. была обещана отдельная благоустроенная квартира).
     Никто со времён Хрущёва не общался так  с народом: Горбачёв ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевлённого  планами рывка в экономике  и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды  и энтузиазм.
     Был провозглашён курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. С избранием Горбачева  на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была, наконец, прервана порочная традиция последних лет. М.С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с  общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим.[2]
                                   
                                  1.2. Цели перестройки
     Основой экономических программ стала стратегия  ускорения, то есть использование всех резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить  выпуск машин и оборудования. Однако о создании новых экономических  стимулов для улучшения работы предприятий  речь не шла. Поставленные цели планировалось  достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей  предприятий за хозяйственные нарушения. Вводилась система государственной  приёмки – вневедомственного  контроля за качество выпускаемой продукции. Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал  к поколению, которое называло себя «детьми ХХ съезда». Образованный человек  и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск  путей выхода из создавшейся ситуации.
     Различные варианты реформы обсуждались и  в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной  концепции перестройки экономики  к 1985 г. еще не сложилось. Большинство  ученых и политиков искали выход  в рамках сложившейся системы: в  переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий  для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в  то время и М.С. Горбачев.
     Таким образом, для укрепления позиций  страны на международной арене, улучшения  условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной  высокоразвитой экономике. Уже первые выступления нового Генерального секретаря  ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.[3]
                            
                            1.3. Основные реформы
     Антиалкогольная реформа
     Начальный этап деятельности нового руководства  страны во главе с М.С. Горбачевым характеризуется попыткой модернизировать  социализм, отказаться не от системы, а  от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки  хозяйственного механизма, которая  заключалась в том, чтобы расширить  права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях  повышения качества выпускаемой  продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей  предприятий.
     Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор.
     В 90-е годы немало стартовых капиталов  было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших  виноградников, в результате этого  исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а  также многомиллиардные убытки бюджета.
       Кадровые реформы  в правительстве
     В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных  дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись  А.Н. Яковлев и А.И. Лукьянов. Фактически, 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически  весь состав Президиума Совета Министров  СССР.     Общественные и социальные реформы
     В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие  видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая  новым советским руководством, резко  изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и  журналы приобрели более 14 млн. новых  читателей. Политика гласности подготовила  почву для подлинной свободы  слова, печати, мысли, что стало возможным  только после крушения коммунистического  режима.     Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю.            Реформы во внешней политике
     В ходе встречи М.С. Горбачева с  президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной  обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных  внешнеполитических инициатив:
     Полная  ликвидация ядерного и химического  оружия к 2000 году.
     Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций.
     СССР  отказался от противостояния с Западом  и предложил закончить «холодную  войну». В 1990 году за вклад в ослабление международной напряженности Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Во время его визита в Индию  была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного  мира.     Реформы политической системы СССР
     Борьба  за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной  конференции летом 1988 г. К этому  времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в  газете ЦК КПСС «Советская Россия»  статья преподавателя одного из ленинградских  вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к
     Ленину  и Сталину. На съезде также были попытки  консерваторов переменить мнение большинства  делегатов в свою пользу, но они  ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный  совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится
     Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий  из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем  избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок  выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество  недостатков, но были значительным шагом  вперед к освобождению от тоталитаризма  и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае - июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу. В него вошли Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова), Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис), Депутатская группа «Жизнь» и другие.         Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию.  Экономическая реформа
     К середине 1990г. советское руководство  приняло решение о введении частной  собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько  экономических программ перехода к  рыночной экономике. Наибольшую известность  из них получила программа под  названием «500 дней», созданная под  руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство  СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный  переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная  программа, не отрицая необходимости  перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный  сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.
     Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр  в целях изъятия денег, приобретенных  с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский  рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство  получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные  товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное  решение советского руководства  о переходе к рыночной экономике  позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать  первые в стране легальные частнопредпринимательские  фирмы, торговые и товарные биржи. В  стране появился и стал реализовываться  слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов  находила свое применение в сфере  торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий  проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление  безработицы, преступности, рэкета. К  концу 1991 г. экономика СССР оказалась  в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего  продукта (ВВП). Нарастание денежной массы  в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
     Можно сделать вывод, что в результате его реформ мир кардинально изменился  и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством  и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по - разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.[5] 

                                   1.4. Итоги перестройки
     За  годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.
     Предстояло  продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
     К концу 1991 г. экономика СССР оказалась  в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего  продукта (ВВП). Нарастание денежной массы  в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
     Ускоренный  рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный  спрос, к концу года большинство  товаров исчезло из государственной  торговли, но зато втридорога продавалось  в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти  в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
     Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный  внешний долг Советского Союза к  концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась  около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов  и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу  для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить  свои международные обязательства  по обслуживанию внешнего долга. Экономическая  реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
     Среди многих обвинений, которые предъявляли  Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам  в жизни страны и мира в целом.
     В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в  экономике и межнациональной  сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и  партий, движений, связывающих будущее  страны с организацией жизни на принципах  капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений  союзных и республиканских органов  государственной власти и управления.
     К началу 1990-х годов перестройка  привела к обострению кризиса  во всех сферах жизни общества и  к распаду СССР.[4] 
 
 
 
 
 

               2. Распад СССР. Образование и развитие СНГ.
     Осенью 1990 года Горбачёв, избранный Съездом  народных депутатов СССР, был вынужден провести реорганизацию органов  государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться  непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган –  Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим  трудом согласование проекта нового союзного договора между республиками СССР.
     В марте 1991 года был проведён первый в  истории страны референдум – гражданам  СССР предстояло высказать своё мнение по вопросу о сохранении Советского Союза как обновлённой федерации  равных и суверенных республик. Показательно, что 6 из 15 союзных государств (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и  Молдавия) не приняли участие в  референдуме. Но 76% участвовавших в  голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и  Всероссийский референдум – большинство  его участников проголосовали за введение поста президента республики.
     12 июня 1991 года состоялись общенародные  выборы президента. Им стал Б.  Ельцин. После этих выборов Москва  превратилась в столицу двух  президентов – общесоюзного и  российского. Позиции двух лидеров  согласовать было трудно, а личные  отношения между ними не отличались  взаиморасположением.
     Оба выступали за реформы, но при этом по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Горбачёв опирался на коммунистическую партию, а Ельцин опирался на оппозиционные по отношению  к КПСС силы. В июле 1991 года Ельцин подписал указ, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных  предприятиях и в учреждениях. События, разворачивавшиеся в стране, свидетельствовали  о том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза приобретал необратимый характер.
     Представители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым  методам. Они решили воспользоваться  отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму.
     Рано  утром 19 августа телевидение и  радио сообщили гражданам, что в  связи с болезнью Горбачёва исполнение обязанностей временно возложено на вице-президента Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного  положения» образован государственный  комитет по чрезвычайному положению  ГКЧП. В состав этого комитета вошли 8 человек. Горбачёв оказался изолированным  на государственной даче. В Москву были введены воинские части и  танки, объявлен комендантский час.
     Центром сопротивления ГКЧП стал Дом Советов РСФСР, так называемый Белый дом. В обращении к гражданам России президент Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав его действия как антиконституционный переворот. Десятки тысяч жителей столицы выразили поддержку Ельцину.
     Страшась  развязывания гражданкой войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. Они начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым в надежде договориться с Горбачёвым, но президент СССР уже возвратился в Москву вместе с прилетевшим «на выручку» вице-президентом Руцким. Члены ГКЧП были арестованы. Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий генсека ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращающие деятельность партии и передававшие её имущество в собственность государства.[3]         Распад СССР и образование СНГ.
     Последни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.