На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Психология речи

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология  речи 

     Речь  является сложным психическим процессом. Чтобы проанализировать ее, следует  рассмотреть:  

     1) место и роль речи в психической  сфере;
     2) связь речи с психическими  процессами;
     3) функции речи;
     4) ее материальную сторону;
     5) ее психофизиологическую и мозговую  основы;
     6) психологическую структуру порождения  высказывания 
     7) виды и формы речи. 

     Речь  является одной из самых сложных  форм высших психических функций.
     Речь  является главным фактором опосредования, т. е. ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.
     Для определения ее места в психической  сфере человека необходимо различать  две роли, которые выполняет речь:
    речь как собственно психический процесс, включающийся в реализацию психической деятельности человека наряду и вместе с другими психическими процессами, и
    речь как процесс, организующий и связывающий другие психические процессы.
 
     Возникновение речи существенным образом перестраивает  всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются только при участии речи и опосредованы ею.  

     Современная психология рассматривает речь как средство общения, т. е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий высказывание и воспринимающий его .
     Речь  является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации и регуляции психических процессов человека.  

     Речь  тесно связана с мышлением. Известно, что эти процессы едины, но не тождественны. Единицы, в которых осуществляются мышление и речь, — разные. Однако они едины, и их сложное единство проявляется наиболее всего в значении слова - значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом.
      
     Речь  принимает участие в наглядном и абстрактном мышлении, вычленяя существенные признаки ,обобщает, вводя тем самым этот предмет (явление, действие и т. д.) в определенную категорию.  

     Слово является формой существования понятия. Это делает речь не только способом общения друг с другом, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности.  

     Слово выйти за пределы непосредственного восприятия и тем самым удваивает мир, т. е. человек благодаря слову может вызывать образ того предмета (явления, действия, целой ситуации), которого нет в настоящее время в актуальном восприятии человека, слово может вызвать в воображении человека образы-представления, причем разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной). Таким образом, благодаря речи, языку человек может вызвать по слову образ предмета и оперировать с ним.  

     В современной психологии связи речи с образами-представлениями уделяется  значительное внимание. Была обнаружена связь нарушения речи при некоторых формах афазии с дефектами в сфере образов-представлений.
     Не  менее тесно речь связана с  другими психическими процессами. Благодаря  речи восприятие является осмысленным. Благодаря речи в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия. Речь играет существенную роль и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Именно эти свойства и дали основания крупнейшему советскому физиологу И. П. Павлову назвать речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л. С. Выготскому — рассматривать ее как основное средство развития личности.  

     Таким образом, речь в психической  сфере человека занимает определенное место. 

       Речь является прежде всего
     средством и формой общения (что  является ее первой функцией),
       орудием мышления  и познавательной  деятельности,
     средством организации и  регуляции психических  процессов и 
     главным средством их опосредования.  
 
 

     Функции речи как психического процесса 

      Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия на себя и на других людей.
    Воздействие — это генетически первичная  форма коммуникативной функции  речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, чувства и сознание других людей посредством речи.  

     Из  первой, коммуникативной, функции речи вытекают такие ее качества, как
        общественная обусловленность,
      активность, намеренность, интенциональность.
      Речь —  это социальный продукт, и когда  человек говорит, то употребление им речи всегда используется как средство для достижения какой-либо цели. Высказывание не может быть осуществлено без намерений, без активности, без интенций. Все это разные иерархические уровни подготовки к реализации речевого процесса как коммуникативного акта. Интенция не тождественна ни семантической стороне речевого высказывания, ни мысли — она им предшествует. Это «чувствование задачи», «смутное желание», по Л. С. Выготскому.  

      вторая  функция — функция регулирования своего собственного поведения,
      Третьей функцией речи является функция обобщения.
     Обобщение возможно лишь при наличии значения. Значение слова является одним из компонентов семантики слова. Современная психология рассматривает значение слова как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека. Внешним аппаратом значения слова является его внешняя структура с его корнями, суффиксами, флексиями, благодаря которым и создается категориальность предметов, обозначаемых словом.
     Каждое  слово, даже конкретное, всегда обозначает не единственный предмет, а целую  категорию предметов и может возбудить у людей, пользующихся этим словом, любые индивидуальные образы, но только образы, относящиеся к данной категории.
     Слово, взятое в отдельности, имеет не более  одного значения, но потенциально в нем существует много значений, которые реализуются и уточняются в живой речи человека. Реальное употребление слова поэтому всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив с выделением одних и торможением других . Поэтому существует понятие «смысл слова» .Под смыслом, в отличие от значения слова, понимается его индивидуальное значение, которое приобретает слово для человека в каждой конкретной ситуации.
     Важно отметить одно свойство смысла, о котором писал Л. С. Выготский. Это связь смысла со всем словом в целом, но не с каждым его звуком, точно так же как смысл фразы связан со всей фразой в целом, а не с отдельными ее словами.
     Смысл слова зависит от человека, его жизненного и эмоционального опыта, его личностных качеств. Однако предпосылкой взаимопонимания людей является значение слова, поскольку оно объективно и фиксируется в системе языка . 

     Материальный носитель слова — моторный, звуковой, графический. У взрослого носителя языка материальный носитель как бы стушевывается (но не исчезает) и почти не осознается, а на переднем плане всегда содержание слова, его значение. При разных формах афазии нарушаются разные материальные носители значения слова.  

     В афазии недостаточно констатировать нарушение  понимания слов, необходимо точно установить что нарушается —  понимание значения или понимание  смысла слов — и  что остается сохранным.
     Благодаря значению , которое несут в себе слова, речь приобретает еще одну важную,
      четвертую — когнитивную, познавательную — функцию.
 
      важнейшей характеристикой слова является предметная отнесенность слова.
 Слово замещает вещи — предметы, объекты, явления. Предметная отнесенность слова лежит в основе пятой — номинативной — функции речи.
     Формировалась эта функция на основе выделения  каких-либо существенных признаков  предмета и собственно обозначения этого признака и становились нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» — выделение существенного признака — «свет», «светить»; «сутки» — «стык» дня и ночи и т. д.).  

     Процесс называния становится сложным процессом выбора нужного в данный момент слова из ряда альтернатив, что может оказаться нарушенным при определенных формах афазии 

     Выше  описаны функции речи, которые  характеризуют ее как психический  процесс. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает, раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большой мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С. Л. Рубинштейн называл эмоционально-выразительной функцией речи.
       При афазии нередко встречается  дифференцированное нарушение понимания  конкретного предметного содержания  высказывания и его смысла. Так,  при сенсорной афазии эмоционально-выразительная  функция речи остается сохранной,  а обозначающая (по Рубинштейну)  функция, т. е. передача и  понимание предметного содержания, может оказаться нарушенной. При  моторных же формах афазии обнаруживается обратная зависимость. По мнению некоторых исследователей, аффективная составляющая во фразе является наиболее стойкой при афазии и исчезает при ней последней. 
 

Помимо функций, описанных нами выше, присущих речи в целом как психическому процессу, речь выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи. Это
      эмотивная функция, или «функция выражения чувства и воли говорящего
      диакритическая функция, которая служит той или иной неречевой ситуации. Эта функция широко проявляется в трудовой деятельности.
      функция «маркирования», связанная с употреблением наименований — имен, названий мест (городов, улиц, географических мест).
      Фатическая функция, или функция контакта, использует также языковые средства, которые служат не для передачи информации, а для контакта, и в этом случае могут иметь место вокализмы.
 
     Анализ материальной основы речи 

     Для узнавания и понимания звучащего слова, а также для его произнесения каждое слово должно сохранять свой постоянный материальный облик: устойчивую моторную сторону слова, устойчивое звучание, устойчивое графическое изображение, соответствующие для данного языка. Звуки — это не просто комплексы тонов и шумов. Они имеют ряд признаков, одни из которых играют смысло-различительную роль — фонемы, а другие — нейтральные — не имеют этой роли. Единицей речи в звуке является фонема. В разных языках существуют разные системы смыслоразличительных признаков. Так, в русском языке смыслоразличительными признаками являются: 1) глухость — звонкость (пыл — был, кот — год, почка — бочка, питон — бидон);
     2) твердость — мягкость (мол — моль, бил — был — быль);
     3) ударность — безударность (замок — замок, мука — мука). 

       В то же время такие признаки, как громкость, тембр, высота, долгота, в русском языке не  имеют сигнального значения. Эти нейтральные в русском языке признаки могут быть смыслоразличительными в другом языке (например, в немецком: Staat — Stadt). Для речи необходима развитая высшая форма человеческого слуха — речевой слух, единицей которого является не звук, а его смыслоразличительный признак — фонема. Фонематический слух обеспечивает дифференциацию звуков речи на основе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков звуков и отвлечения от несущественных.  

     Фонематический  слух является лишь одним из звеньев в процессе звукоразличения.
     Чтобы правильно говорить и понимать речь, человек должен также владеть артикулемами, что обеспечивается кинестетической афферентацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.