Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика словарной работы младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Нижегородский Государственный Педагогический Университет 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа
      «Методика словарной работы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: Спицына Альбина 
      Александровна;
      студентка 5 курса;
      псих. пед. фак – та;
      спец  –ть «Логпедия» 
      Проверила: Уромова С.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Нижний  Новгород
      2011
      Содержание 
 
 
 

      Введение 

      I Основы словарной работы в начальнолй школе 

      
      Словарная работа на уроках русского языка в  начальных классах
 
      
      Направления и основы  словарной работы в  начальной школе
 
      II Значение словарной работы для всестороннего развития детей 

      2.1 Виды  и содержание словарной  работы у младших школьников 

      2.2 Методика проведения дидактических  игр с целью формирования словаря  у детей
      Заключение
      Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      На  всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый  словарный запас. Бедность словаря  мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком  хорошо развитой речи и показателем  высокого умственного развития. На современном этапе исследователями  доказана огромная роль дошкольного  детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас  детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного  мира, что доказано в психологии. 

      Проблемой формирования словаря детей дошкольного  возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. 

      Важным  условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также  форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр  хоть и является традиционным методом  в дошкольном образовании, но требует  творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных  приёмов руководства, мотивации  детей.
      Исходя  из выше изложенных теоретических положений, мы сформировали цель и задачи исследования. 

      Цель  исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста. 

      Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. 

      Задачи: 

      В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить  сущность словарной работы в ДОУ  и её основные направления. 

      Раскрыть  особенности усвоения словаря детей  в старшем дошкольном возрасте. 

      Наметить  основные пути формирования представлений  о качествах и свойствах предметов. 

      Провести  специальную экспериментальную  работу по обогащению словаря детей  старшего дошкольного возраста в  процессе организации дидактических  игр по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. 

      Гипотеза  – уровень сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста повысится, если: 

      В ДОУ будут систематически организовываться специальные дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. 

      В ходе проведения дидактических игр  будут созданы все необходимые  условия для обогащения словаря  детей и удовлетворения их познавательной активности. 

      Содержание  дидактических игр будет преподноситься в интересной форме, будут присутствовать элементы экспериментирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Основы словарной работы в начальнолй школе
      1.1 Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
              Методике обучения русскому языку  в начальных классах возрос  интерес ученых-методистов и учителей-практиков,  особенно к проблемам словарной  работы на уроках русского  языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии  и психолингвистики в области  речевого развития ребенка и  психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык.
      Модернизация  содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая  путь к большой активности и самостоятельности  ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела  к появлению на рынке образовательных  услуг многих новых и различных  по своему характеру учебников и  учебных пособий, в-третьих, тем, что  в методике обучения русскому языку  большое внимание уделяется грамматическому  и коммутативному направлениям, как  определяют эти направления японские методисты "языковым существованиям". Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И.
      Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость  словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися  лексического значения слов.
      Именно  это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной  работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя  для них нечто вроде игры в  слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также  дают детям "власть над тем запасом  слов, который бессознательно лежит  в их памяти". Сторонник и последователь  К.
      Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже  в начальных классах наблюдений над составом слова с целью  более глубокого проникновения  в его смысл. Такая работа, как  отмечал Д.
      И. Тихомиров, укажет, "где и как  грубая материя слова хранит зародыш  значения, зерно понятия", будет  способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".  И.И. Срезневский также  считал, что словарная работа по образованию слов "естественно  соединяется" со "вниманием в  смысл слов и выражений". 

      Таким образом, ученые-методисты связывали  словарную работу с развитием  мыслительных способностей. Обращаясь  к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2Направления и основы  словарной работы в начальной школе
      Методика  словарной работы в начальной  школе восьмого вида предусматривает следующие направления:
      1) обогащение словаря, т. е. усвоение  новых, ранее неизвестных учащимся  слов. Причем установлено, что  ежедневно учащийся должен прибавлять  к своему словарю на уроках  родного языка 4—6 слов;
      2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая  работа, овладение точностью и  выразительностью языка (наполнение  содержанием слов, известных детям,  усвоение многозначности, синонимики  и т. п.);
      3) активизация словаря, т. е. перенесение  как можно большего числа слов  из пассивного в активный словарь,  включение слов в предложения,  словосочетания;
      4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь  (просторечные, диалектные, жаргонные).
      Совершенно  естественно, что эти основные направления  существуют и в детском саду.
      Но  содержание словаря, предлагаемого  дошкольникам, конечно, своеобразно, оно  определяется программой детского сада. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.
      Обогащение  словаря. Осуществлять эту задачу —  значит способствовать количественному  накоплению слов, необходимых ребенку  для речевого общения с окружающими.
      Основную  часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это  наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают  в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов.
      Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа  или порядок предметов при  счете. Обогащение речи детей числительными  в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и  активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной  работы на занятиях по развитию речи.
      Важную  роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и  свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в  средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.
      Переход к обобщениям возможен тогда, когда  ребенок накопил достаточный  запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих  словесных обозначений.
      В старшей и подготовительной к  школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.
      Дошкольников  следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.).
      Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные  простые по содержанию, доступные  ему выражения из народно-разговорной  фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить  общее значение словосочетания, которое  не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом  небе и т. п.). Поэтому воспитатель  должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям  при определенной ситуации или при  соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой  не разольешь, держать себя в руках  и т. п.
      С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов  и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются  слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.
      Необходимо  обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда  одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
      Активизация словаря. Активизация словаря —  важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей  употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные  приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к  выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты  требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
      К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
      Работа  над синонимами (словами, разными  по звучанию, но имеющими одинаковое или  близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления  по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и  т. д. (холодный — горячий, толстый  — тонкий, утро — вечер).
      Устранение  нелитературных слов. Своеобразной задачей  словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.).
      В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Например, мы учим детей  заменять слова, обозначающие естественные отправления.
      Все задачи словарной работы решаются в  единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них  имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.
      Содержание  словарной работы в различных  возрастных группах определяется «Программой  воспитания в детском саду». В  «Программе» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве.
      Дети  знакомятся с окружающим в быту, в труде, в игре, на занятиях. Следовательно, программные требования по ознакомлению с окружающим даны в соответствующих  главах «Программы».
      Усложнение  содержания словарной работы наблюдается  в каждой возрастной группе, оно  идет по следующим направлениям:
      1) овладение словарем в единстве  с восприятием предметов и  явлений в целом;
      2) рост словаря за счет понимания  слов, обозначающих качества, свойства, детали 
      предметов и явлений, их отношения. Этот процесс  требует способности к расчлененному  восприятию, владения такими мыслительными  операциями, как анализ, сравнение;
      3) введение в лексикон слов, обозначающих  элементарные понятия. Этот процесс  предполагает наличие у детей  умения обобщать предметы и  явления по существенным признакам.  Следовательно, при осуществлении  словарной работы необходимо  единство речевого и умственного  развития детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      II Значение словарной работы для всестороннего развития детей 

      В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава  родного языка [1, c. 15].
      Развитие  словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
      Слово обеспечивает содержание общения. Свободная  устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным  словарным запасом.
      Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место  в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
      Язык, как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. 

      Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического  значений. Лексические значения –  сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью  как средством общения и орудием  мышления. Значение слова имеет сложное  строение: в нём можно выделить предметную отнесённость, т. е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нём выражается. Например, слово стол указывает на определённый предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил., постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.
      Следует различать значение и смысл слова. Смысл – это содержание слова  в речи, в определённом контексте. Слово в речи, может приобретать  различные смысловые и эмоционально – экспрессивные оттенки, в зависимости  от своего сочетания с другими. Например, значение слова «тяжёлый» в предложениях: Тяжёлый груз. Особенно тяжёлые испытания  выпали на нашу долю в начале войны  – С. Смирнов. За ним повсюду Всадник  Медный тяжёлой поступью скакал –  А.С. Пушкин. Склонила тяжёлую голову рожь – Я. Дягутите. Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится. 

      Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая  единица этой системы связанна различными отношениями с другими единицами. Как по назначению, так и по форме (синонимические, анатомические связи, тематические и лексико-семантические  группы).
      Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться  в словосочетаниях, предложениях, связном  высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной  речи детей.
      Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики  был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности [10, с. 15].
      Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно – действенное и наглядно –  образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений,
      качеств. Появление словесно – логического  мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
      Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре  активном и пассивном.
      Активный  словарь – это слова, которые  говорящий не только понимает, но и  употребляет (более или менее  часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
      Пассивный словарь – это слова, которые  говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный  словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в  сознании лишь тогда, когда их слышит. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
      Первый  аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений.
      Второй  аспект заключается в усвоении слова  как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают  ознакомление детей с многозначными  словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление  в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его  учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
      Обогащение  словаря, т. е. усвоение новых, ранее  неизвестных ребёнком слов, а также  новых значений ряда слов, уже имеющихся  в их лексиконе. Обогащение словаря  происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
      Уточнение словаря, т. е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и  выразительностью языка (наполнение содержанием  слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена  тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного  наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже  известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения  с объектами реального мира, дальнейшего  овладения обобщением, которое в  них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
      Активизация словаря, т. е. перенесение как можно  большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
      Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые  ребёнок понимает, связывает с  определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно  при всяком подходящем случае употребляет  в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в  активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет  закреплено и воспроизведено ими  в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении –  ещё и мускульно-двигательный и  кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике. 

      4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь  (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда  дети находятся в условиях  неблагополучной языковой среды. 

      Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны  и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей  терминологии. Рассмотрим подробнее  каждое из этих основных направлений. 

      Обогащение  словаря-осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Переход к обобщениям возможен только тогда, когда ребёнок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.
      Школьников  следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно – разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастера на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п. Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.