На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социализация как социально-педагогическое явление

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                     3
Глава 1. Социализация как социально-педагогическое явление           
1.1 Понятие «Социализация»                                                                      6
1.2.Семья и  воспитание. Состав семьи.                                                   11                          
1.3. Досуг как сфера социализации                                                           21
1.4.Проблемы семьи                                                                                  22
Заключение                                                                                                  24
Список используемой литературы                                                            25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

«Два человеческих изобретения можно считать самым  трудными, а именно: искусство управлять  и искусство воспитывать…»        И.Кант.  

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».            А.Н.Острогорский. 

 Семья, как  институт социализации в большинстве  случаев играет решающую роль  в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья,  формируя молодое поколение, приобщает  детей к ценностям и нормам  общества.
В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всего посредством активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы, общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в самом раннем возрасте, что возможно только в семье.
   Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни – результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и потребности.
    Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье носит в целом относительно активный характер. Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию.
Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в  детстве и отрочестве, может сформироваться в определенный психологический  механизм, который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы.
Пробуждение «чувства природы» и закрепление его в  сознании ребенка – одна из главных  задач социализации.
Таким образом, семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение  получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным поведением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся формам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать. 

При этом следует  отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в  каждой семье проходит по-разному  и зависит от совокупности факторов: условий субкультуры семьи; полноты семьи; степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре; продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.
Реализация специальной  модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными  комплексами, музыкальными, хореографическими  и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно- оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов (при условии обеспечения общей модели) может быть основана на коммерческой основе.
Заметим, что  большей эффективности функционирования как общей, так и специальной  моделей для работы с детьми, подростками  и юношеством целесообразно использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры, музеи, выставки, религиозно-культовые учреждения, массовые добровольные организации. 

В обыденной  жизни мы говорим о воспитании детей, имея в виду влияние на них  родителей, родственников, учителей и  других взрослых. Если эти влияния  оказываются не эффективными, то начинают искать виновных: плохих товарищей, “вредные” кинофильмы и телепередачи, неквалифицированных учителей. Нередко говорят и о плохой наследственности. И все это вполне справедливо. 

Ребенок, появляясь  на свет, обладает определенными задатками и предрасположенностями. Причем долгое время многие ученые утверждали, что и то и другое всегда имеет знаки плюс и только от воспитания зависит, разовьются они или нет. Теперь наука предоставила нам достаточно серьезных оснований быть значительно менее оптимистичными. Получены довольно убедительные данные о том, например, что часть людей рождается предрасположенными к наркомании, алкоголизму, даже противоположному поведению. Другое дело, что такая предрасположенность не фатальна. Станет человек, например, наркоманом или нет, зависит от того, как сложится его жизнь, начиная уже с младенчества.
Зависит это  и от воспитания, то есть, как мы уже  сказали, целенаправленного влияния  на ребенка, подростка, юношу. Но в значительной мере то, каким станет человек, какие его задатки и склонности разовьются, а какие заглохнут, какие личностные качества он приобретет, зависит от многочисленных обстоятельств его жизни. От того, какие люди встретятся на его пути и как сложатся его отношения с ними. От того, какой географической, природной, социальной среде он будет расти, как будет с ней взаимодействовать. От того, насколько активно сам человек будет стремиться выстроить свое взаимодействие с окружающим миром, взаимоотношения с людьми. То есть от того, как будет идти его развитие - физическое, психическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное. Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.
 Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – социализация подростков в сфере досуга. Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.).
На подростка  сильное внимание оказывают микро  и макро среды, а так же различные  социальные институты.  

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях: биологический уровень; психологический  уровень; социально-педагогический уровень. 

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия  личности на себя и общество, а также  общественных институтов на личность.
Включенность  в обозначенные выше уровни обуславливает  пространственно- временную непрерывность  процесса социализации на протяжении всей жизни человека. 

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации  являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Социализация как социально-педагогическое явление 

1.1 Понятие «Социализация». 

«Социализация личности» - одно из ведущих понятий  социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное  социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения  этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по: усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
усвоению и  дальнейшему развитию индивидом  социально- культурного опыта; становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта  в процессе жизнедеятельности. 

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий социализации: 

1. Биоэнергетическая  (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная  стадия (до 3-х лет). Этот период  отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира. Это период становления и функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.
3. Корреляционная  стадия (3-5 лет). Для данной стадии  характерно предпонятийное интуитивное  мышление ребенка. Это период  зарождения целенаправленной совместной  деятельности детей в процессе  которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная  стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением  ребенка расширить свой социальный  кругозор, а узнаваемое срочно  распространить во все поры  своего существования. Это период  конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная  стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.
6. Концептуальная  стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом  в самостоятельную жизнь. Перед  юношеством возникает необходимость  самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. 

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно  или спонтанно. Но чаще всего эти  две формы воздействия дополняют  друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).
Направленная  форма социализации – это специально разработанная определенным обществом  система средств воздействия  на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в  связи с постоянным пребыванием  индивида в непосредственном социальном окружении.
Любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.
В науке есть разные подходы к выделению факторов социализации и к их классификации. 

Все факторы  социализации условно можно объединить в две группы. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это  космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая -микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников). 

Макрофакторы:
Социализация  подрастающих поколений сегодня  происходит и под влиянием тех  мировых, планетарных процессов, которые  набрали силу относительно недавно,  экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни  судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других -- меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости. 

 Микрофакторы:
Семья. Нынешняя семья переживает период серьезных  изменений. В своем большинстве  семьи состоят теперь из двух поколений - родителей и детей; бабушки и  дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.  

Современная семья  весьма существенно отличается от семьи  прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу - сравнительно недавнее приобретение человечества.  

Вот как описывал историк Н. Костомаров атмосферу русской семьи в 16-17 столетиях: “Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была боле рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм безнравственной силы.” Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны не были...”. Домострой даже запрещал смеяться и играть с ребенком.
Отношения детей  и родителей в течение последних  десятилетий меняются, становясь  все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.  

В семье происходит болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть ее экономическим главой, современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает -на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.
Запреты становятся все менее контролируемыми и  реализуемыми. А разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.  

Семья - важнейший  институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду  жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический - определяется структурой семьи.
Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества, а в их рамках - с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на соотношение названных выше стилей, определяют доминирование одних и меру распространенности других. 

Религиозные организации. Религия традиционно играла большую  роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений  религиозные организации были важнейшим - после семьи - институтом. В процессе секуляризации, то есть освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации детей. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Впрочем, всплеск  интереса к религии вряд ли станет массовым в среде детей, подростков,. юношей. Не исключено также, что у  многих их них этот интерес может  оказаться временным. И пожалуй, самое существенное - сегодня не все конфессии в состоянии оказывать эффективное воспитательное влияние. Так, православная церковь сможет делать это лишь в том случае и тогда, если и когда ей удастся возродить в новых условиях традиционную приходскую жизнь и сделать приходы центрами своей воспитательной и милосердной деятельности.
Социально-педагогические институты. Как уже говорилось, государство  и общество создают систему воспитания подрастающих поколений. В нее входят государственные институты: профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей ( от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.
С течением времени  увеличивается многообразие институтов воспитания, в связи с усложнением  социально-экономических и культурных потребностей общества меняются их роль и соотношение в системе и процессе воспитания.
Наряду с ростом числа государственных воспитательных учреждений в различных странах  приобретают все большее значение частные, церковные, общественные учебно-воспитательные учреждения (школы, детские дома, интернаты  и т.д.).  
 

Социализация  ребенка. 

Социализация  ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в  жизни, экономической, политической и  прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том  мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.
В семье ребенок  набирается уроков взаимоотношений  полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию.
Помимо этого  семья имеет важное значение в  овладении человеком социальными  нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к  детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.
В процессе воспитания закладываются и формируются  ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Большую роль семья  играет в процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.
От того, какая  семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно  привести такой пример: отношение  родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми. Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколению грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется к Вам. 

Целью семьи  можно считать - обучение: гигиене, бытовым  умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных). 

Современные разводы  и рождение второго ребенка или  вне брака отражаются на психике  детей. Причинами такого могут быть - неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительностью…  

Но если в  семье присутствует человек, который  считается алкашом, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.  

Расширение бытовых  удобств повлекло за собой проблемы. Они ограничивают участие детей  от домашнего труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградить ребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами, которые считают, что родители обязаны их обслуживать. 

Сложности семейного  воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. 

Правильная позиция  семьи может нейтрализовать такие  сложности в воспитании, как участие  СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни. 

В каждой семье  есть две крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобы помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Это не лучший метод воспитания.  

Почему-то укоренилось мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. В такой семье существует непонимание того, что они перенимают, прежде всего, пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье. 

Вторя крайность - гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.  

В семье, где  стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия и протест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведением приводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети, вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными. 

В демократической  семье родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких  условиях все обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным. 

В реальности эти  стили воспитания в чистом виде встречаются  редко. Обычно, встречаешь смешанный  стиль или компромиссный.  

Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. 

И от того, какие  культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье - зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.