На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философское учение Сократа

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
федеральное государственное
бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Саратовский  государственный  университет
имени Н.Г. Чернышевскогого» 
 
 

Тема
Философское учение сократа 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Студента 1 курса социологического факультета
специальности социология
Дюкиной Виктории 
 
 
 

Научный руководитель:Данилов С.А. 
 
 
 

                                                                             Саратов2011 г. 
Содержание

Введение
1. Биография Сократа
2. Философия в  понимании Сократа
3. Философский метод  Сократа
4. Этическое учение  Сократа
Выводы
Список литературы
                                                      Вступление
Сократ ? великий античный мудрец, стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль  философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал  ? окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи  и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно, многолюднее, чем когда  бы то ни было. В центре сократовской мысли ? тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и  долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы ?  поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться  в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все  времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии  нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
       
 
 
 
 
 
 

1. Биография Сократа
Сократ родился  в месяц Фаргелион (май - июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды. По афинской культовой традиции в  Фаргелии город занимался искупительным  очищением. Рождение в такой день считалось событием символическим  и знаменательным, и новорожденный  в Афинах, естественно, попадал под  покровительство высокочтимого  светозарного Аполлона, бога муз, искусств и гармонии.
И жизнь Сократа, по тогдашним представлениям, не только началась, но и прошла под определившим его судьбу «знаком Аполлона». Надпись  на Дельфийском храме Аполлона - «Познай самого себя» - предопределила тот глубокий и стойкий интерес  к философии, занятие которой  Сократ расценивал как служение дельфийскому богу.
Начало и конец  сократовской жизни пришлись на культово-праздничные, «чистые» дни Аполлона. Да и вся  жизнь Сократа - в промежутке между  этими первыми и последними днями, - по собственному его представлению, была посвящена нравственному «очищению» Афин путем служения Аполлону на поприще  муз, поскольку философия была для  него высочайшим из искусств.
Несмотря на свой ум, Сократ был безобразен: не высокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом.
О первых сорока годах  жизни до нас дошли противоречивые сведения. По одним источникам Сократ в начале жизни вел довольно беспорядочный  образ жизни. Затем он стал простым  каменотесом. Но как то он приглянулся  философу Архелаю, который избавил  одаренного человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течении ряда лет был учеником и любимцем Архелая.
Другие источники  сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник  и товарищ. Оба они были из одного дома. Влюбленный в душевные качества Сократа и обладая достаточным  богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии.
О жизни Сократа можно сказать, что она в решающей мере явилась его собственным творением. По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос - некий демон, ангел-хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков. Речь в данном случае фактически идет о внутреннем обосновании поведения. Сократ признавался, что всегда следовал предостережениям своего демона и вообще взял за твердое правило действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.
Это стремление всегда оставаться самим собой наиболее очевидно сказалось в выборе философом  жизненного пути. Сократ усвоил от своего отца - скульптора Софрониска искусство  ваяния (ему впоследствии даже при-писывали некоторые скульптуры Акрополя. Однако он не пошел по дороге отца. Сократ сам придумал себе профессию-вести этические беседы с гражданами, побуждая их к поискам нравственности и к самосовершенствованию. Он видит свое жизненное назначение в том, чтобы пробуждать афинян от нравственной спячки. «Вот, по-моему, бог и послал меня в этот город, -говорит он, обращаясь к согражданам, чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно». Сократ честно выполнял падавшие на его долю как гражданина обязанности (он занимал выборные должности, участвовал в нескольких кампаниях Пелопоннесской войны, имел семью и т. д.). Однако своим настоящим делом он считал нравственные диалоги и только им отдавался безраздельно. Он был готов вести беседы с любым человеком-государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком. Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого знаменует поворот от  материалистического натурализма к идеализму. Он представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем  линии Платона  в античной философии.
Сократ понимал, что  своей деятельностью, направленной против господствовавших мнений и предрассудков, он обрекает себя на преследования со стороны государства, а, может быть, и на смерть. Примеры Анаксагора и Протагора, из-гнанных из Афин по обвинению в безбожии, были весьма наглядны. Но свои представления о справедливом и несправедливом Сократ ставил выше всех других соображений.
Он полагал, что  познать космос невозможно, ибо человек  в таком случае запутывается в  безвыходных противоречиях. Познать  человек может только то, что в  его власти, т. е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя». В философии центральными для него стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические, причем последние-как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании (все это - преимущественно в применении к этике). Хотя он и получил разностороннее образование, но впоследствии книг не читал и ничего не писал. Главным средством общения считал живую беседу и спор. В книгах, по его мнению, заключено мертвое знание; книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано.
В семейных делах  ему не везло, он был женат два  раза и от последней жены имел троих  детей. Он вел праздный образ жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить. Жил в бедности, все его имущество  оценивалось в 5 мин, на такую сумму  в те времена нельзя было купить приличную лошадь или раба. Поэтому  он ходил в старом рваном хитоне и почти всегда босиком.
Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии  его слушателей, сказал ему: «Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона».
Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье  не в неге и роскоши. Что страсть  к наживе и обогащению совращает  людей с пути добродетелей и ведет  к нравственной порче. Человек, полагал  Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в  меньшем, подражая высокому примеру  богов, которые вообще ни в чем  не нуждаются.
Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д. Часто любил  он в этой связи повторять слова: «Серебряные сосуды и пурпурные  одежды для театра хороши, а в  жизни не ненадежны».
Большую часть времени  Сократ проводил в дискуссиях и спорах, это часто приводило к тому, что его били, таскали за волосы, но чаще всего его осмеивали и  поносили, но он этому не противился. Учил устно и ничего не записывал. В начале он занимался натурфилософией, а затем занялся вопросами  человеческой психологии и человеческого  поведения.
В 399г. до н.э. по доносу Мелета Сократ был обвинен в нарушении  гражданских норм жизни, развращении  молодежи, в том что он не признает богов, которых признает город и  вводит других новых богов.
По процедуре судоговорения, после произнесения обвинительных  и защитительных речей суд  большинством голосов при тайном голосовании решил вопрос о виновности или не виновности Сократа. За признание  его виновным было 280 голосов, против 221 голос. На суде Сократ оказался перед  жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного  призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо оставаясь самим собой, открыто  отстаивать дело всей свей жизни. Твердо избрав второй путь, он сознательно  отрекся сам от себя. Надежным доказательством  правильности избранного им на суде пути служило Сократу то важное для  него обстоятельство, что в ходе всего процесса божественное знамение, голос его демона, ни разу не остановил  и не удержал его.
В ожидании смерти Сократ провел в тюрьме долгих 30 дней. Это  связано с тем, что наступили  дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие  праздники приостанавливались. В  тюрьме он пребывал в обычном для  него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И  до самого заката солнца продолжались беседы о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах  и бессмертие души.
Отсрочка казни  дала Сократу возможность еще  раз продумать смысл того божественного  призвания, которое определило его  жизненный путь и занятия. В последний  день Сократ совершил омовение перед  смертью, подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение души от грехов земной жизни. После  омовения Сократ попрощался с родными  и дал им наставления и велел  возвращаться домой. Раньше в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с прогрессом нравов и  увеличением числа смертных приговоров цивилизовывалась и процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный  к смерти выпивал чашу растертой  цикуты.
Когда принесли цикуту, Сократ мысленно совершив возлияние  богам за удачное переселение  души в иной мир, спокойно и легко  выпил чашу до дна. Трагический финал  Сократа придал всей его жизни, его  словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность. Смерть Сократа всколыхнула Афинян и приковала к нему их внимание. Вспоминали пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали и его слова  о возмездии, которое постигнет  его обвинителей. Вскоре после Сократовской казни, афиняне, раскаявшись в содеянном  и считая введенными злоумышленно в  заблуждение. Приговорили Мелета к  смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Ему была сооружена Лизипом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее Помпейон.
2. Философия в понимании Сократа
Идея о том, что  мудрость как таковая - прерогатива божества, а достояние человека -любовь к мудрости, влечение к ней, высказывалась до Сократа Пифагором, который, возможно, впервые употребил термин «философ», а также Гераклитом Эфесским, у которого (судя по дошедшим до нас отрывкам его сочинения) «философ» -это «исследователь природы вещей». Понимание философии как изучения «космоса» и наблюдаемых явлений природы было характерным и для других предшественников Сократа.
В чем же заключалось  в таком случае то новое, что было внесено Сократом в понятия «философия»  и «философ», - то новое, что сделало  его воззрения одним из поворотных пунктов истории греческой философии?
Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его  поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность  Цицерону говорить, что Сократ «спустил»  философию с «неба на землю» (иначе  говоря, Сократ поднял философию «с земли на небо»). По свидетельству  Ксенофонта, Сократ в первую очередь  исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что  нечестиво, что прекрасно и что  безобразно, что справедливо и  что несправедливо».
Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и  его уверенность в том, что  истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто  обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. Таким образом, одним из отличительных  признаков истинной философии и  подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в  жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность - правильный образ действия, благие поступки. Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое  включает в себя внутреннее переживание  добра и потому побуждает к  благим поступкам и удерживает от дурных.
Ориентация на этические  проблемы и новое содержание, внесенное  Сократом в понятие «философия», определили его отношение к натурфилософии, к изучению «космоса» и явлений  внешней природы вообще. Исследование природы он считал бесполезным занятием, ибо познание того, по «каким законам  происходят небесные явления», не позволяет  ни изменять эти законы, ни создать  явления природы, такие, как «ветер, дождь, времена года и тому подобное». Неудовлетворительность прошлых философских  учений, занятых натурфилософскими (космологическими) проблемами, Сократ видел также в полном расхождении  этих учений в вопросе о «естестве  мира». В глазах Сократа науки  о человеке обладают огромным преимуществом  перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем  он более всего нуждается, - познание самого себя и своих дел, определение  программы и цели деятельности, ясное  осознание того, что есть добро  и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (осознание) этого, согласно Сократу, делает людей благородными.
Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того «каков он по отношению к пользованию  собой как человеком». «Не ясно ли теперь, продолжает Сократ, что вследствие знания себя люди испытывают много хорошего и вследствие ложных представлений испытывают много дурного? Человек знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может».
По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра  и зла, а также самопознания и  определения своего места и назначения в мире. Главную ценность знаний о добре и зле, о хорошем  и плохом Сократ видел в их непосредственной действенности и активности, в  их прямом воздействии на человека.
По словам платоновского  Сократа, знание, которое относится  к области добродетели, «способно  управлять человеком, так что  того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать  иначе, чем велит знание».
Предметом философии, ее основной задачей и главной  целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков  и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным  лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву «Познай самого себя». В осуществлении этого  девиза Сократ усматривал свое жизненное  назначение и призвание.
Исходя из того, что  философ - это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал, как было сказано, испытывать «самого себя и  других». Основным средством «испытания»  он избрал диалог, живую беседу, вопросно-ответный метод исследования проблем.
Во времена Сократа  появилось два типа философов: философы и те, кто обучал философии и  риторике («учителя мудрости», по терминологии Платона). К числу первых относился  Сократ, вторых - софисты. Тот факт, что  Сократ не оставил письменного изложения  своего учения, так же примечателен, как и форма его философствования - диалог, предполагающий непосредственный контакт собеседников, совместный поиск  истины в ходе бесед и споров. Он считал жизнь вне диалогов, обсуждений и исследований 
бессмысленной. Даже смерть он воспринимал лишь как ожидаемую возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами и героями.

Диалог-как образ жизни и способ философствования был причиной литературного безмолвия Сократа, его сознательного отказа от письменных сочинений.
В словах: «...я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать»  -весь Сократ, вся или почти вся «формула» его философии, весь пафос его поиска истины. Он был уверен, что незнание, точнее, знание о своем незнании в конечном счете обернется знанием. Иначе говоря, незнание является предпосылкой знания: оно стимулирует поиск, заставляет «поразмыслить и поискать». С этой точки зрения у человека, не сомневающегося в истинности своих знаний и воображающего себя весьма сведущим во всем, нет большой потребности в поиске, в том, чтобы думать и размышлять.
Сократ был философом, он мыслил. И мыслил, отправляясь  от осознания своего незнания, от скептического  по форме тезиса: «Я знаю, что ничего не знаю». Призывая не ограничиваться готовыми решениями и привычными представлениями, он подвергал «испытанию», «обличению» не только людей, но также  общепринятые этические оценки и  ходячие взгляды на жизнь. Он будоражил  умы, не давал покоя согражданам, вызывал их недовольство.
Хотя греческие  философы вкладывали разное содержание в слово «диалектика», или «диалектическое  искусство», тем не менее оно мыслилось  в единстве с диалогом и большей  частью означало искусство ведения  диалога, искусство спора и аргументации.
Философия, как ее понимает Сократ-это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.
Для выяснения и  определения понятий Сократ пользовался  методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Диалектика-великое достижение философии Сократа. Она не только характеризует философию Сократа, но также отличает метод его ученика Платона и платоников. Она возобновляется в III в. н. э. в философии неоплатоника Плотина и развивается в школе неоплатонизма от Плотина до Прокла (III-V вв. н. э.).
3. Философский метод Сократа
Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение  «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической  «диалектики», под которой в древности  понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в  суждении противника и преодоления  этих противоречии. Тогда некоторые  философы считали, что раскрытие  противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.
Основные составные  части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно  и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с  самим собой, к признанию собственного невежества. Горбачев В.Г. Указ. соч. - С. 221.
Сократ как правило  начинает беседу с вопроса: что такое  х? Это х – вещь, всем, вроде  бы, хорошо знакомая, например “благо”, “красота”, “мужество” и т.д., поэтому  недостатка в ответах нет. С помощью  иронии (по-гречески, eironeia – притворство) Сократ, притворяясь несведущим и  задавая всё новые и более  трудные вопросы, мало-помалу расшатывает  позиции собеседников, показывая  внутренние противоречия в их речах  и заставляя их усомниться в собственном  знании. Когда же, наконец, они признаются в том, что запутались, и просят Сократа помочь им разрешить трудность, он опять-таки, как правило, уклоняется от прямого ответа, вместо этого  прибегая к своему майевтическому (maievtike – повивальное искусство, помощь при родах) методу. Вместо поучений и наставлений Сократ с помощью  множества искусно поставленных вопросов подводит собеседников к решению задачи, помогает им собственными силами найти – “родить” – истину.
Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое»  раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением  «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали.
Основная задача философского метода Сократа - найти  «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием  мощи души через иронию и индуктивное  размышление.
Беседа Сократа  исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические  факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким  путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных  проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения  понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
«Индукция» и «определение»  в диалектике Сократа взаимно  дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных  добродетелях путем их анализа и  сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».
Вот как, например, в  разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой «диалектический» метод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в графу «дельта», а дела несправедливости - в графу «альфа», затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил  занести ложь в графу несправедливости - «альфа». То же предложил он и в  отношении обмана, воровства и  похищения людей для продажи  в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести в графу справедливости - «дельта», Евтидем отвечал решительным  отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жителей  несправедливого неприятельского  города. Евтидем признал подобный поступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и относительно кражи  и грабежа добра у жителей  неприятельского города. Все эти  поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально думал, что вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально  отнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу  справедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее «определение»  неправильно и что следует  выдвинуть новое «определение»: «По отношению к врагам такие  поступки справедливы, а по отношению  к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует  быть как можно справедливее». Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к «индукции», показал, что и это «определение» неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу «дельта», а не «альфа», как это предполагается предыдущим «определением». Равным образом, продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и, боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее «определения» и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою «индукцию» и добиваясь нового, еще более точного «определения» справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить.
Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его  словам, дефиницией. Целью дефиниции  была понятийная фиксация общего, полученного  при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой  иронии, а если общее еще содержало  противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в  Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и  родов и их взаимных отношений.
Итак, мы рассмотрели  филосовский метод Сократа, целью  которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника.
4. Этическое  учение Сократа
 Этика - (греч. ethos -  привычка,  обычай)  одна  из  древнейших  теоретических  дисциплин, объектом изучения  которой является мораль.
Этика Сократа рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются  только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел опасность растворения человека в чистой субъективности.
Однако «этический рационализм» Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в  эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии Древней  Греции.
Этика Сократа может  быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.
Все люди стремятся  к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это - аксиома человеческого существования. Сократ говорит: «Благо - не что иное, как удовольствие, и зло-не что иное, как страдание».
Если учесть, что  понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий  закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его  оценки: стремиться к удовольствиям  и избегать страданий.
Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается  сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто  один и тот же человек может  быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет  строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с  другим. За радостью опьянения следует  горечь похмелья. Страдание может  скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно  оказывается в ситуа-ции, когда  необходимо выбирать между разными  удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием - граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взве-шивающий разум.
«Раз у нас выходит, - спрашивает Сократ собеседника, - что  благополучие нашей жизни зависит  от правильного выбора между удовольствием  и страданием, между обильным и  незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то не выступает  ли тут на первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что  больше, что меньше, а что между  собой равно? А раз здесь есть измерение, то неизбежно будет также  искусство и знание».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.