На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Документ в системе социальных коммуникаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ) 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 

Специальность: 100110 «Домоведение» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Организация делопроизводства»  

на тему: «Документ в системе социальных коммуникаций» 
 
 
 

              Выполнила:
              студентка группы 784
              _____________А.В. Глухова 

            Проверил:
              ст. преподаватель
                ______________А.С. Виноградов 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Томск –  2011 г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Документ как  система
      Общая характеристика документа………………………………. 5
      Характеристика  документа как системного объекта…………....7
      Свойства и функции документа…………………………………...9
2. Документная коммуникация………………………………………………...14   
          2.1. Определение документной коммуникации………………………...14
          2.2. Книга как феномен человеческого познания………………………20
          2.3. Книга как основной элемент документной коммуникации………22
 3. Документ в системе социальных коммуникаций
      Социальные документно-коммуникационные системы…………...26
      Документ в теории социальной коммуникации……………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Документы или, как говорили раньше, «бумаги» сопровождают человека с самого начала его жизни. Едва успев взять на руки ребенка, родители в роддоме получают справку о том, когда и у кого этот еще безымянный человек действительно родился. В ЗАГСе на основании этой справки ребенку выдают свидетельство о рождении с указанием его персональных данных (фамилии, имени, отчества).
      В настоящее время общество переживает информационный бум. Любая организация, так же как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних условиях очень важно вовремя получить нужную информацию в необходимом объеме. Другими словами кто владеет информацией, тот владеет ситуацией.
      Свойство документов быть памятью людей, привело к тому, что люди их стали использовать в качестве средства передачи информации.
      Рассматриваемая тема является очень важной и играет большую роль для каждого человека.
      Беспорядок  в хранении документов – это большой риск потери информации, который может негативно отразиться на деятельности организации.
      В каждой организации на составление  документов и на работу с документами уходит примерно 60%  рабочего времени. Большую часть служебной информации сотрудники организации получают посредством документов.
      На  основе документов принимаются управленческие решения. Документы во всех случаях являются аргументом  в спорных ситуациях. Организации могут понести убытки из-за случайно или умышленно неправильно составленных документов. Руководители предприятий несут персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов.        
        Цель данной работы – рассмотреть документ в системе социальных коммуникаций и изучить роль документов в жизни человечества, в частности в коммуникационной сфере.
      Поставленная  цель обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
-      определить понятие коммуникации и социальной коммуникации;
- выделить особенности документальной коммуникации как отдельного вида коммуникации;
-    охарактеризовать документ как объект и предмет коммуникации;
- выяснить историю и современное состояние документальной коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ДОКУМЕНТ КАК СИСТЕМА 

        Общая характеристика документа
 
      Документ  – это  материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, в том числе в машиночитаемой форме, предназначенный для распространения во времени и пространстве. Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудиоинформацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения.
      Документ  личного происхождения – это  документ, созданный лицом вне  сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.
      К таким документам относятся: автобиография, дневник, письмо, мемуары или иной записанный или воспроизведенный человеком документ, являющийся описанием его жизненного опыта.
      Вообще  выделить типы документов, которые  характеризовались бы каждый не одним  каким-то признаком, а определенной их совокупностью, гораздо сложнее, чем классифицировать все документы по одному (каждому) признаку отдельно. Эта задача требует особого рассмотрения.
      Проблему  различения первичных и вторичных  документов А.В. Соколов решает, взяв за основу «библиографический подход», как наиболее продуктивный для «формирования самостоятельных документально-коммуникационных образований», позволяющий выделить «два уровня документальной коммуникации»: «первично – документальный» и «вторично-документальный или документографический». С этим нельзя не согласиться. Однако вряд ли правомерно документографический уровень связывать только с областью библиографической деятельности. Создание научно-справочного аппарата архива, описание музейных документов не относятся к компетенции библиографии. Очевидно, что кроме библиографии существуют иные области документографии, которые различаются по объекту описания, а для передачи документографической информации так же, как и в библиографии, можно использовать различные каналы, как документальные, так и недокументальные.
      Очень важными для понимания роли библиографии (и документографии вообще) являются представления о социальной информационно-коммуникационной системе (СИКС) и ее разновидности – документальной информационно – коммуникационной системе (ДИКС). СИКС обеспечивает обобществление исходных сообщений (документов), их смысловую обработку, формирование и долговременное хранение документальных фондов, «распространение смыслов ... в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания по запросам». Принципиальная схема функционирования СИКС показывает «движение смыслов в социальном времени и пространстве и взаимодействие участников этого движения», начиная от личностного сознания коммуниканта и реципиента до «мира эмпирической реальности» (МЭР) и обобществленного результата познания – социальной памяти. «Тексты общественного пользования» (ТОП) возникают и существуют в виде документов или недокументированных сообщений. Документированные ТОП можно опубликовать или использовать как неопубликованные документы, «воздействуя на текущую социальную память, распределенную в сознаниях современников». ТОП - это объекты изучения смысловой обработки для профессионалов – библиотечных, архивных, музейных работников. В результате осуществляются формирование фондов ТОП, их смысловая обработка и создание посреднических продуктов, распространение (доведение до реципиента) как ТОП, так и посреднических продуктов, т. е. оказание коммуникационных услуг.
      «В результате познания документов, а также недокументированных текстов… сознание реципиента обогащается новыми смыслами, которые рано или поздно проявляются в ходе воздействия на МЭР (материальная предметно-преобразовательная, социально-политическая деятельность и т. п.).        Таким образом, происходит общественное использование текущей и ретроспективной социальной памяти». Описанная схема как бы подводит итог предпринятому А.В. Соколовым многоаспектному рассмотрению системы социальной информационной коммуникации, в процессе которого он использовал самые разнообразные методологические подходы: информационный, семиотический, системный, деятельностный, культурологический. Чтобы каждый из этих подходов мог стать методологическим средством для исследования СИКС.
      А.В. Соколов предварительно изучил и изложил основные положения соответствующих теорий. Этот материал представляет не только прикладной, но и самостоятельный интерес, потому что далеко не всегда можно найти непротиворечивое изложение основ соответствующей теории. 

        Характеристика документа как системного объекта
 
    Документ – сложный объект, представляющий собой единство информации и материального (вещественного) носителя. Выяснить его сущность – это задача, которая решается с помощью системного подхода – методологи- ческого направления в науке, ставящего своей задачей разработку средств, методов исследования сложноорганизованных объектов – систем 1.
    Документ  представляет собой систему – множество закономерно связанных друг с другом элементов и частей как определенное целостное образование, единство. Элемент – предельная единица деления документа. Совокупность однородных элементов, выполняющих необходимую для существования системы функцию, называется подсистемой. Если в системе имеется несколько подсистем, то вся система становится сложной.
    Понятие системы относительно, как и понятие  элемента. Если системой считать документ как таковой, то его сущностными подсистемами будут информационная и материальная (вещественная, субстанциональная) составляющие, а также конструктивные элементы документа (титульный лист, обложка, переплет, форзац и т.п.), объединенные в сложное целое. Подсистемой документа может выступать и текст, состоящий из глав, параграфов, абзацев. В качестве элементов документа выступают заглавие, предисловие, колонтитул, переплет, форзац и т.п. Документ как целое – это единство составляющих его элементов и подсистем, суперсистема по отношению к ним. С точки зрения совокупности документов, собранных в фондах органов информации, библиотек, архивов, книжных магазинов, (в зависимости от масштабов системы) документ становится подсистемой или даже элементом.
    Изучение  документа как системы состоит  в выявлении его элементов, подсистем  и связей между ними, т.е. в изучении его структуры. Устанавливаются признаки и параметры, характеризующие документ как систему. Определяются функции, выполняемые элементами, подсистемами внутри и вовне этой системы, ее свойства, т.е. качественные отличия, обусловливающие относительную самостоятельность, устойчивость и стабильность данной системы, пригодность документа для использования в социальной коммуникации.
    При системном подходе изучаемый  документ рассматривается как часть  более крупной системы социальных коммуникаций. Поэтому, прежде всего, важно выяснить, частью какой более общей системы (целого) является в данном случае документ. Именно этим определяются его возможности, задаются цели существования, функции, выполняемые в обществе, закономерности функционирования.
    Документ  представляет собой относительно самостоятельную  систему благодаря наличию собственных признаков и свойств, обусловливающих его различие и сходство с другими материальными объектами. Признак отражает внешнюю примету, по которой (чаще-совокупности) можно отнести наблюдаемый объект к документу. В отличие от него свойство отражает качественное, т.е. внутренне присущее документу отличие. Документ характеризуется наличием всех свойств одновременно (различна лишь степень их проявления), а набор признаков документа в каждом случае может быть индивидуальным.  

        Свойства и функции документа
 
          Как и всякий объект, документ обладает множеством свойств (отличительных качеств). Наиболее существенные из них следующие:
атрибутивность документа, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может.
          Документ как целостная система состоит из двух основных слагаемых - информационной и материальной. Отсутствие одной из составляющих превращает документ в недокумент (в устную речь, вещь).
    Документ  имеет двуединую природу, т.е. две стороны: содержание (духовная сущность: мысли, идеи) и форму (материальную, вещественную, служащую для закрепления и передачи информации). Тезис о двойственной природе документа является аксиомой документоведения. Содержательно-информационная сущность документа является главным: признаком документа. Его форма обычно рассматривается с точки зрения материала (носителя зафиксированной информации) и особенностей материальной конструкции. Различают внешнюю (полиграфическое или иное оформление) и внутреннюю форму документа (внутренняя организация материала). Именно по материальной конструкции отличают книгу от газеты, карты, грампластинки, дискеты и т.п. Иногда к формальным признакам документа относят форму записи информации. Тогда различают форму материально-конструктивную и семиотическую (знаковую). Между информацией (сообщением, текстом) и материальным носителем настолько тесная связь, что принято использовать особый термин «документная информация».
    Функциональность  документа, т.е. его предназначенность для передачи информации в пространстве и времени. Документ - полифункциональный объект, т.е. он выполняет множество общесистемных и специфических функций, обусловленных разнообразными потребностями общества в информации, знаниях. Именно способность документа выполнять свои сущностные функции позволяет рассматривать его как источник информации, средство социальной документной коммуникации.
    Структурность документа, т.е. тесная взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств, при различных внешних и внутренних изменениях.
    Всякий  документ обладает определенной структурой, последовательным и взаимосвязанным расположением его элементов и подсистем: как текстовой, информационной составляющей (предисловие, вступительная часть, основной текст, вспомогательные указатели, приложения), так и материальной составляющей (обложка, переплет, титульный лист, книжный блок, корешок, форзац и т.п.).
    Типовую структуру, т.е. одинаковый набор элементов для определенного вида документов, имеют практически все функционирующие в системе социальных коммуникаций документы. Типовая структура документов различных видов определяется специальными стандартами, положениями, инструкциями и т.п. Именно структура обеспечивает эффективность использования и долговременность хранения документа.
      Набор перечисленных свойств документа – это особая целостная система, выполняющая возложенные на нее обществом функции. Связь между ними является настолько тесной, что отделить их друг от друга можно лишь условно.
      Определение признаков и свойств документа только начато в документоведении и требует дальнейшего уточнения, как их номенклатуры, так и содержательного наполнения.
    Как и всякая система, документ создается  обществом лишь постольку, поскольку  он выполняет те или иные необходимые обществу функции.
    Функция документа – это его общественная роль, социальное назначение, цель, задача. Документ – полифункциональный объект, выполняющий ряд взаимосвязанных социальных функций.
    Весь  спектр социальных функций документа  можно условно поделить на три группы: 1) главную; 2) общие; 3) специальные.
    Главная, наиболее обобщающая функция документа – это хранение и передача (распространение) информации во времени и/или пространстве. Документ создается для обеспечения потребностей общества с помощью размноженной документной информации.
    Общие функции – информационная, коммуникативная, кумулятивная - характерны для всех документов, независимо от их типа и вида.
    Информационная  функция – это способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний. Основным критерием информативности документа является его информационная емкость, т.е. количество и качество информации, зафиксированной в документе. Существует правило: больше информации в возможно меньшем объеме документа (отчет о НИР – статья - монография - учебник - энциклопедия: документы расположены по степени увеличения информационной емкости). Эта функция определяется такими показателями, как полезность, полнота, достоверность, ценность, новизна информации и др.
    Коммуникативная функция – это способность документа быть информативным средством передачи, обмена, коммуникации, общения, преемственности. Документ обеспечивает документную коммуникацию, которая без него была бы невозможна.
    Кумулятивная функция – это способность документа накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколений.
    Специальные функции присущи не всем, а определенным видам и типам документов, где они проявляются в большей степени в соответствии с социальными потребностями общества. К ним относятся: управленческая, познавательная (образовательная), правовая, общекультурная, мемориальная, гедоническая и др. функции.
    Управленческая  или регулятивная функция – выполняется документами, которые созданы для целей управления и в процессе его реализации (законы, положения, уставы, постановления, распоряжения, решения, приказы, протоколы, циркуляры, предписания, т.е. официальные и деловые документы).
    Познавательная или когнитивная функция- способность документа служить средством получения и передачи знаний для изучения процессов и явлений природы и общества. Это назначение документа состоит в обеспечении общего и профессионального процесса обучения (учебник, учебное пособие, практикум, хрестоматия, методические рекомендации и т.п. - т.е. учебные документы), а также научной деятельности (научная монография, диссертация, автореферат диссертации, патент, отчет о НИР и ОКР, т.е. научные документы).
    Правовая  функция – это способность документа служить средством доказательства, подтверждения каких-либо фактов (сведений). Правовой функцией в первую очередь обладают официальные издания (конституция, законы, указы), а также исторические источники, служащие средством свидетельствования.
    Общекультурная  функция – способность документа содействовать развитию культуры общества, выступать средством закрепления и передачи культурной традиции, усвоения системы ценностей, эстетических норм, ритуалов, принятых в обществе (литературно-художественное, научное издание, кинофильм, видеофильм, фотография, открытка, гравюра и др.).
    Мемориальная (памятниковая) функция – способность документа служить «внешней памятью» человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Эта функция свойственна документам – памятникам (артефактам), обладающим особой социально-культурной и исторической ценностью (рукописная книга, редкие, особенно ценные и уникальные по содержанию, форме или условиям бытования во внешней среде документы).
    Гедоническая  функция – это способность документа служить средством отдыха, развлечения, рационального использования свободного времени (произведения художественной литературы, издания по искусству, открытки, кинофильмы, диафильмы, видеофильмы, компакт – диски, грампластинки, магнитные фонограммы и т.п.).
    К специальным функциям документа можно также отнести: статистическую, источниковую, подтверждения авторского авторитета и др. Количество специальных функций документа, как и потребностей общества, неисчислимо.
    Документ  всегда сочетает в себе одновременно несколько функций, которые тесно переплетены между собой. Знание функций документа позволяет уяснить целевое (для чего, с какой целью создан конкретный документ) и читательское (для кого создан документ) назначение документа, с тем, чтобы наиболее эффективно использовать его потенциальные возможности. От целевого и читательского назначения документа зависит характер информации, содержащейся в нем, тип и вид документа.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 

      Определение документной коммуникации
 
    Анализ  основных закономерностей речевых  взаимодействий при их повторении в различных условиях позволяет обобщить сведения о наиболее значимых составляющих этих взаимодействий. На то, как излагается информация в тексте, участвующем в речевом взаимодействии, влияет функция, которую выполняет текст. Каждый из участников взаимодействия строит тексты, используемые им во время взаимодействия. При этом имеется в виду некоторая цель взаимодействия. В тексте отражена не только общая цель, каждый законченный фрагмент в составе всего текста имеет собственную коммуникативную задачу.  Например, текст делового письма:
    ООО «Пионер»,
    г. Волгоград
    Коммерческому директору ООО «Элеком»
    Н.В. КРИВЦОВУ
    Уважаемый Николай Викторович!
    В ответ на Ваше письмо, № 123—2006 от 14 августа 2006 г., сообщаем, что мы не можем согласиться с Вашим предложением об изменении сроков поставки заказанных нами электронных компонентов.
    Напоминаем, что сроки поставки комплектующих установлены контрактом от 30 декабря 2006 года, их несоблюдение дает основание для нашего обращения в судебные органы с иском, имеющим для Вашей организации серьезные материальные последствия.
    С уважением,
    А.С. Толстой,
    генеральный директор
    Письмо  в целом и каждый его компонент имеют совершенно определенную функциональную отнесенность. Конкретный вид реальной ситуации потребовал создания текста, который не является совершенно свободным, произвольным по форме, по выбору используемых лингвистических средств. Характер ситуации обусловил соответствующий вид речевой реакции в форме такого текста, входящего в документ. Вид речевой реакции оказывается коммуникативно-уместным, соответствующим ситуации и способствующим ее решению.
    На  характер изложения информации в тексте и на выбор текстовых средств также влияет общий смысл информации, которая должна быть изложена. Смысл определяет выбор речевых средств, которые затем рассматриваются как соответствующие содержанию информации, условиям функционирования текстов, в которых эти средства используются. Происходит закрепление определенных групп речевых средств за типовыми группами текстов, которые, в свою очередь, формируют устойчивые связи с реальными внеязыковыми производственными ситуациями.
    Общая модель коммуникации достаточно полно представляет реальные речевые акты в обобщенной форме. Под речевым актом  понимается речевое действие, имеющее целенаправленный характер, совершаемое с участием двух, как минимум, субъектов речевой деятельности и использующее правила и систему речевых средств, принятых в том обществе, которому принадлежат субъекты, участвующие в речевом действии. Если рассмотреть множество речевых актов, то обнаружатся общие закономерности в их подготовке и в осуществлении. Эти закономерности, наличие общих предпосылок, обусловливающих повторение речевого поведения, выбор речевых средств и неотделимость речевых сопровождений от жизненных ситуаций позволяют говорить о типовых речевых ситуациях. При оценке типовой речевой ситуации со стороны адресанта (отправителя, передатчика) речевого сообщения, при осознанном речевом взаимодействии всегда обнаружится цель речевой коммуникации.
    
    Рис.1 Модель типовой речевой коммуникации
    Типовой характер речевой ситуации заключается  не только в устойчивости модели, которая приведена на рис. 1. Устойчивы при типовых речевых ситуациях следующие отношения:
    1. Отношение между характером ситуации и речевым поведением субъектов, осуществляющих коммуникацию в этой ситуации.
    2. Отношения между однотипными ситуациями и выбором видовых групп знаковых средств, которые будут использоваться в ситуациях определенного типа.
    3. Отношения между повторяющимися реальными ситуациями и видами текстов, которые являются наиболее эффективными для разрешения ситуаций данного вида.
    4. Отношения между сходными ситуациями и моделью или описанием такого речевого поведения, которое наиболее эффективно для участников взаимодействия в этих ситуациях.
    Для документной коммуникации понятие  типовой речевой ситуации особенно важно. Закрепление определенного вида документа за конкретным типом деловой, научной или технической ситуации предполагает, что и основной лингвистический компонент документа – документный текст – будет иметь принятый коммуникативным сообществом вид. Следовательно, при сходных условиях воспроизводится принятый вид документной реакции, при использовании одного и того же вида документного текста в значительной степени повторяются лексические, фразеологические и даже синтаксические решения.
    Выделяя из социальной коммуникации одну из форм – документную коммуникацию, видно, что ее реализация требует ограниченных по спектру средств, условий осуществления и правил, по которым эта коммуникация осуществляется. Для документной лингвистики важны все три аспекта.
    

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.