На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика России: Анализ на примере Ленинградской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание.
 Введение ……………………………………………………………………..1

1. Раздел 1 Социальная политика России: сущность, основные положения

1.1. Понятие социальной  политики…………………………………………2

1.2. Субъекты  и объекты социальной политики…………………………...4

1.3. Основные  задачи и функции социальной  политики………………….5

1.4. Механизмы  социальной политики……………………………………..7

Раздел 2 Социальная политика России: Анализ на примере Ленинградской области

2.1. Устройство  детей, оставшихся без родителей………………………..11

2.2. Дома системы  социального обслуживания…………………………...12

2.3 Заключение……………………………………………………………....14

2.4 Список литературы  и источников……………………………………...15

      Введение[1]

     Стартовавшие  в начале 90-х годов общественные преобразования охватили и социальную сферу. Одна из главных задач социальной политики на современном этапе –  социальная защита населения от воздействия  негативных последствий рыночных отношений  в экономике. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом  социальная работа определяются социальной политикой государства как система  мер по оптимизации социального  развития общества, отношений между  социальными и другими группами, созданию тех или иных условий  для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
       Обычно социальная политика реализуется  через различные формы социальной  работы, крупные разовые государственные  решения и мероприятия, а также  через специальные программы.  Любая политика, в том числе  социальная, эффективна только тогда,  когда она опирается на обоснованную  стратегию, перспективную программу  действий. Социальная политика имеет  специальные механизмы реализации, к которым относятся: социальное  обслуживание, социальные услуги, социальная  реабилитация, социальная защита, социальная  помощь и самопомощь. В 1991 году  в Российской Федерации была  введена принципиально новая  профессия – социальный работник. В нашей стране сфера социальной  работы является важным партнером  государства и агентом проведения  им своих социальных реформ. Вот  почему качество социальной деятельности  во многом зависит от уровня  профессионализма тех, кто выполняет  свои функции в рамках данной  отрасли. Специалисты по социальной  работе могут трудиться в различных  организациях и службах социальной  защиты населения, в консультационных  и реабилитационных службах и  центрах, в службах занятости  населения, в центрах профориентации, в органах государственного управления, местного самоуправления. Социальные  работники – это те, кто заботится  о людях, стремится сделать  жизнь лучше, кто разделяет  с ними горести и заботы, проблемы  и несчастья, кто умеет сострадать  и помогать.
       Сегодня социальная работа - одна  из самых востребованных специальностей  на рынке труда. Это связано  прежде всего с изменением  приоритетов в государственной  политике, динамичным развитием  социальной сферы России : увеличением объемов финансирования социальных учреждений, постоянным вниманием и заботой о социально незащищенных слоях населения со стороны Правительства РФ.
__________________________________________________________________________________________
 Информация  взята из: Социальная политика. Социальная защита. Социальная работа: библиогр. науч.- вспом. аннот. указатель / сост. Е. М. Ляшедько, В. А. Михайлова; под общ. ред. канд. ист. наук  И. В. Чигаревой Аннотированный указатель http://www.nwapa.spb.ru/sajt_ibo/ukazateli/soc_pol/soc_pol.htm   

Раздел 1 Социальная политика России: сущность, основные положения

1.1. Понятие социальной  политики

      Социально-экономические  преобразования в России в большей  степени отражаются на состоянии  социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени  экономического и политического  развития общества. В последнее время  на фоне процессов развивающегося мирового кризиса стабилизация ситуации в  данной сфере становится одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства, что выражается в социальной политике государства.
      В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной  социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной  литературе и нормативных актах  существует значительное количество трактовок  сущности социальной политики. В одном  случае ее рассматривают лишь как  государственную поддержку социально  уязвимых групп населения. В другом – отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Однако, на наш взгляд, указанные интерпретации искусственно сужают сферу социальной политики, так как приводят на практике к свертыванию социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека2, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.
     Концентрация  усилий государственных органов, реализующих  социальную политику, только на поддержании  минимального уровня социальных благ и защите социальноуязвимой части населения, выводит основную часть общества из поля зрения социальной деятельности государства. То есть государство снимает с себя ответственность в целом за протекание социальных процессов в своем обществе, за распределение социальной справедливости, за формирование социальных отношений между его членами, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. Такое понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.
      Принципиально иной подход к раскрытию сущности социальной политики, трактующий ее в  широком контексте, позволяет рассматривать  социальную политику, как систему  целенаправленных действий государства  по регулированию отношений между  различными социальными группами населения  в части повышения общественного  благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования  трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны. В широком смысле социальная политика также понимается и как система определенных взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, ядром которых выступают, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом.
      В рамках данного подхода специалисты  обозначают, что социальная политика3:
    является одним из направлений государственной политики;
    определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;
    формируется в контексте социальной структуры общества;
    представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны;
    неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);
    состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;
    разделяется на декларируемую и реальную, при этом декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих обществом.
   Изучение  подходов к пониманию социальной политики позволяет целесообразно  и логично рассматривать ее через  деятельность государства, направленную на регулирование, стабилизацию и развитие социальных отношений в обществе и определять сущность социальной политики через специфику социальных отношений, то есть тех отношений, которые она и призвана регулировать.
   Таким образом, социальная политика – это система мер (действий, мероприятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни. Социальная политика – это также система взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества его жизни4.

1.2. Субъекты и объекты  социальной политики

      Субъекты  социальной политики осуществляют деятельность по ее формированию и реализации по отношению к определенному объекту.
      К субъектам социальной политики относятся  представители и институты гражданского общества реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные граждане и социальные группы, так и органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, общественные организации и другие структуры, оказывающие влияние на разработку и реализацию государственной социальной политики.
      Центральное место среди всех субъектов принадлежит  государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.
      Хотя  государство – центральный субъект  социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени  подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.
      Социальная  деятельность остальных субъектов  социальной политики (политических, профсоюзных  и общественных объединений, благотворительных  и добровольных организаций, предприятий  и т.д.), осуществляется в сравнительно узких пределах, соответствующих  их компетенции, и имеет большое  значение в решении проблем отдельных  категорий населения. Это объясняется  тем, что такие субъекты в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и поэтому  способны более чутко реагировать  на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению  социальной справедливости между группами и слоями общества.
      В гражданском обществе социальная политика многосубъектна. Взаимодействие различного рода субъектов повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Объектом социальной политики в целом выступает общество, которое по своей структуре и составу весьма неоднородно. Это обусловливает необходимость дифференциации объектов социальной политики, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Так, например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие социальные и демографические характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, должна проводиться адресная социальная политика (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), в первую очередь, слабо защищенных слоев населения.

1.3. Основные задачи  и функции социальной  политики

     Социальная  политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В ее основе лежит гармонизация общественных отношений, обеспечение расширенного воспроизводства населения, политической стабильности, гражданского согласия.
     Основная  цель социальной политики – создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Однако, наряду ней существует система целей, отражающая желательные результаты общественных перемен для конкретных субъектов социальной политики. Из этого проистекает ее содержание и механизмы реализации.
Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные  в различной литературе, можно  выделить следующие:
      социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
      создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
      поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
      развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
      формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;
      создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Социальная  политика выполняет ряд функций5:
    Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.
    Обеспечение политическую устойчивость власти.
    Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
    Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.
    -Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
    Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
   Задачи  и функции социальной политики категории соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах определяется ее социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи социальной политики имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции социальной политики представляют собой средство реализации, выполнения ее задач.

1.4. Механизмы социальной  политики

     Для формирования и реализации социальной политики используются различные механизмы: правовые, финансовые, налоговые, административные, политические.
  Правовой  механизм обеспечивается законодательной ветвью государственной власти путем создания законодательной и нормативной базы, прежде всего, в части социальной защиты населения и функционирования систем социального страхования.
  Нормативно-правовую базу реализации социальной политики Российской Федерации можно разделить  на три группы:
    Федеральные нормативно-правовые акты, включающие федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Эта группа включает в себя системообразуюшие документы, составляющие основу государственной социальной политики, а также нормативные документы текущего характера, определяющие условия исполнения первых. Разрабатываются государственными органами законодательной и исполнительной власти.
    Региональные нормативно-правовые акты, включающие региональной законодательство в указанной сфере, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная группа включает документы, конкретизирующие условия осуществления социальной политики в конкретных субъектах РФ.
    Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, определяющие специфику реализации социальной политики на местном уровне.
  Следует отметить, что федеральные нормативные  и правовые акты носят концептуальный характер, определяя основные направления  и принципы реализации социальной политики, в то время как региональное законодательство и акты органов местного самоуправления направлены на установления конкретных механизмов осуществления социальной политики.
  Так, например, важным правовым механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных  социальных стандартов, которые устанавливаются  на законодательном уровне.
  Социальный  стандарт – минимально необходимый  уровень удовлетворения социальных потребностей населения (минимальный  уровень оплаты труда, минимальный  уровень социальных пенсий и других социальных выплат, обязательные стандарты  и программы, в пределах которых  образование является бесплатным, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых  за счет бюджетных средств и т.д.). В связи с этим, в задачи федерального уровня власти входит разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации. Субъекты РФ на основе государственных минимальных социальных стандартов разрабатывают региональные социальные стандарты и нормы с учетом специфики территории.
  В свою очередь  на муниципальном уровне конкретизируются методы, способы и механизмы реализации стандартов, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов  местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса  социальных услуг, обеспечивающих условия  жизни человека и его воспроизводство.
  На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться  местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. Немаловажным механизмом социальной политики является финансовый.
     Финансовый  механизм представляет собой инструмент образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, осуществляющих эти функции.
     Данный  механизм включает6:
1. Блок регулирования  финансового обеспечения части  собственно социальной политики (нормативы обязательных страховых  платежей социального характера,  расходные статьи утверждаемых  законодателями бюджетов различных  уровней и т. п.).
2. Блок финансовых  ресурсов для государственной  поддержки (в случае возникновения  такой необходимости) производителей  товаров и услуг, которые удовлетворяют  платежеспособный спрос населения,  государственного инвестирования  проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической  базы некоммерческой части социальной  сферы, реализацией природоохранных  и иных проектов, влияющих на  уровень жизни населения.
     Налоговые механизмы социальной политики предполагают использование налоговых рычагов и стимулов для ориентации хозяйствующих субъектов на проведение адекватной социальной политики и повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.
     Важным  условием реализации налогового механизма  является не просто его фискальная направленность, выполняющая функции социального вспомоществования и обеспечения минимальных социальных стандартов, но и активная реализации социально-экономических функций, направленных на более полное соблюдение принципа социальной справедливости. Так, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.)7. Здесь же возможно применение льготного налогообложения в отношении хозяйствующих субъектов, использующих труд уязвимых категорий граждан (инвалидов, пенсионеров), или осуществляющих мероприятия, способствующие улучшению качества жизни общества (например, экологической направленности или связанных с обустройством определенных территорий). Следует отметить, что применение таких рычагов и стимулов должно подкрепляться законодательно закрепленными жесткими санкциями за несоблюдение соответствующих норм.
     Административный  механизм основан на реализации актов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления муниципальных образований.
     Сущность  данного механизма заключается  в административном воздействии  на субъекты социальной политики в  части соблюдения ими норм государственного законодательства, а также включает в себя решения, направленные на повышение уровня социальной поддержки населения сверх установленного государственным законодательством либо изменяющие порядок социальной поддержки отдельных категорий населения без увеличения общего объема финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.
     Политический  механизм социальной политики включает в себя: политические решения, привлечение к реализации социальной политики политических партий, общественных и религиозных объединений, лоббистскую деятельность.
     Рассматривая  различные механизмы реализации социальной политики, важно отметить прерогативу правового механизма, т.к. именно он определяет специфику  всех остальных. Следует отметить, что каждый механизм социальной политики имеет свои особенности, сферы воздействия и границы использования, что обусловливает необходимость их комплексного применения. При этом механизмы, находящиеся в одном инструментальном поле, не должны противоречить друг другу и изменяться по возможности синхронно, и они не должны, с одной стороны, тормозить новые эффективные формы социальных отношений, уже развитых самим обществом, а, с другой стороны, их использование должно стимулировать новые формы социальных отношений, самостоятельное  развитие которых обществом невозможно.

Раздел  2 Социальная политика России: Анализ на примере Ленинградской области

2.1. Устройство детей, оставшихся без родителей

 
 
 
     В 2007 году было зафиксировано 4854 ребенка без опеки. Одним из способов уменьшить это число, это, собственно, устройство в семью посредством усыновления/опеки. Как видим из графика выше, в период 2007-2010 год происходит сокращение количества детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с тем, что социальная программа помогает взять под опеку этих детей родственникам/близким ребенка. Еще одной немаловажной причиной является усыновление сторонними семьями.
Поскольку программа работает успешно, т. е. находятся  семьи/люди, готовые опекать детей, уменьшается общее кол-во детей, которые остались без опеки(прирост опекунов выше прироста обездоленных детей). Так что прогрессия имеет положительный эффект, и программу можно считать успешно работающей.
_______________________________________________
7 http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/materinstvo/deti_semiy

2.2. Дома системы социального обслуживания

     Правительством  Санкт-Петербурга утвержден Адресный перечень проектирования и строительства  домов системы социального обслуживания населения на 2010-2014 годы, включающий 11 объектов. К 2015 году в городе будет  действовать 28 специальных жилых  домов для пожилых петербуржцев. Квартиры в так называемых соцдомах предоставляются одиноким пожилым гражданам и одиноко проживающим пожилым
       супружеским парам. Это обычные жилые дома, в которых пожилые люди проживают на основании ордера и договора найма, самостоятельно оплачивают жилье, коммунальные услуги и телефон; они не являются стационарными учреждениями социального обслуживания, однако их жители обеспечиваются всеми формами социального обслуживания, предусмотренного действующим законодательством., Квартиры в специальном жилом доме не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем, аренду. Эта особенность играет большую роль в обеспечении безопасности одиноких пожилых людей, как имущественной, так и личной. Жителям специальных домов можно не опасаться быть жертвами мошенников, поскольку квартиры в этих домах находятся в собственности Санкт-Петербурга. Соцдома имеют квартиры, лифты и лестничные площадки, приспособленные для маломобильных групп населения; а так же службы социального, медицинского и культурно-бытового обслуживания, размещенные на первых этажах домов.
     На  сегодняшний день в городе действуют 18 специальных жилых домов на 1115  квартир, в 13 районах, предназначенных  для проживания более  1200 граждан  пожилого возраста .
       Благодаря программе  снижена социальная напряженность путем обеспечения жильем  одиноких граждан пожилого возраста: участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ветеранов войны и труда, репрессированных, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также одиноких граждан пожилого возраста, проживающих в отдельных квартирах и изъявивших желание на проживание в специальном жилом доме, и предоставления им медико-социального ухода.  
       Программа направлена на повышение  качества жизни одиноких граждан  пожилого возраста, создание условий  для развития и реализации  одинокими гражданами потенциальных  возможностей и способностей  независимо от возраста и состояния здоровья, развитие специализированного жилищного фонда социального использования.
 Данная программа  позволяет осуществлять социально-медицинское  и культурно-бытовое обслуживание, оказывать психологическую и  юридическую помощь, а также удовлетворяет  иные запросы одиноких граждан  пожилого возраста.
Особенностью  специальных жилых домов является размещение служб социального, медицинского, культурно-бытового обслуживания непосредственно  в помещениях специального жилого дома. При этом сохраняется статус жилых  домов, заселение в которые осуществляется по договору социального найма жилого помещения в специальном доме для одиноких граждан пожилого возраста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.