На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Художественный стиль речи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Московский  Государственный Университет Культуры и Искусств
     Факультет: МАСС МЕДИА
     Специальность: Связи с общественностью
     Группа 336-з
     Студентка: Аверченко А.С. 
 
 

     РЕФЕРАТ
     По  предмету: Стилистика и литературное редактирование
     На  тему: «Художественный стиль речи» 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г.
     Язык  художественной литературы иногда ошибочно называют литературным языком; некоторые ученые считают его одним из функциональных стилей литературного языка. Однако в действительности для художественной речи характерно то, что здесь могут использоваться все языковые средства, и не только единицы функциональных разновидностей литературного языка, но и элементы просторечия, социальных и профессиональных жаргонов, местных диалектов. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которых он стремится достичь созданием своего произведения.
     В художественном тексте разнообразные  средства языкового выражения сплавляются  в единую, стилистически и эстетически  оправданную систему, к которой неприменимы нормативные оценки, прилагаемые к отдельным функциональным стилям литературного языка.
     То, как в художественном тексте сочетаются разнообразные языковые средства, какие  стилистические приемы использует писатель, как он «переводит» понятия в образы и т. д., составляет предмет стилистики художественной речи. Наиболее ярко и последовательно принципы и методы этой научной дисциплины отражены в трудах академика В. В. Виноградова, а также в работах других советских ученых - М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура и др.
     Так, В.В. Виноградов отмечал: "...Понятие "стиля" в применении к языку  художественной литературы наполняется  иным содержанием, чем, например, в отношении  стилей делового или канцелярского  и даже стилей публицистического  и научного... Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде..."
     Художественной  литературе, как и другим видам  искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, например, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.
     Для художественного стиля речи типично  внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомним хорошо всем известные "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
     Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Проанализируем небольшой отрывок из произведения Н.Толстого "Иностранец без питания":
     «На выставку Лера отправилась только ради ученика, из чувства долга. "Алина  Крюгер. Персональная выставка. Жизнь  как утрата. Вход свободный". В  пустом зале бродил бородач с дамой. На некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовался профессионал. Лера тоже посмотрела через кулак, но разницы не заметила: все те, же обнаженные мужчины на курьих ножках, а на заднем плане пагоды в огне. В буклете про Алину было сказано: "Художница проецирует притчевый мир на пространство бесконечного". Интересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты? Наверное, с этим рождаются. Бывая в гостях, Лера любила листать художественные альбомы и, посмотрев репродукцию, прочесть, что об этом пишет специалист. Видишь: мальчик накрыл насекомое сачком, по бокам ангелы трубят в пионерские горны, в небе самолет со знаками Зодиака на борту. Читаешь: "Художник рассматривает холст как культ мгновения, где упрямство деталей взаимодействует с попыткой осмысления будней". Думаешь: автор текста мало бывает на воздухе, держится на кофе и сигаретах, интимная жизнь чем-нибудь осложнена».
     Перед нами не объективное представление  выставки, а субъективное описание героини рассказа, за которой отчетливо  виден автор. Текст построен на соединении трех художественных планов. Первый план - это то, что видит на картинах Лера, второй - искусствоведческий текст, интерпретирующий содержание картин. Эти планы стилистически выражены по-разному, намеренно подчеркивается книжность, сложность описания. А третий план - это авторская ирония, которая проявляется через показ несоответствия содержания картины и словесного выражения этого содержания, в оценке бородача, автора, умеющего писать такие искусствоведческие тексты.
     Как средство общения художественная речь имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. Приведем начало романа В. Ларина "Нейронный шок":
     «Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был  из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности».
     В этих двух предложениях автор показал  не только отрезок индивидуальной человеческой жизни, но и атмосферу эпохи огромных изменений, связанных с революцией 1917 г. Первое предложение дает знание социальной среды, материальных условий, человеческих отношений в детские годы жизни отца героя романа и его собственных корней. Простой, грубоватый люд, окружавший мальчика (биндюжник - просторечное название портового грузчика), тяжелый труд, который он видел с детства, неприкаянность сиротства - вот что встает за этим предложением. А следующее предложение включает частную жизнь в круговорот истории. Метафорические словосочетания (Революционный вихрь выдул..., приволок..., закинул...) уподобляют человеческую жизнь некой песчинке, которая не может противостоять историческим катаклизмам, и в то же время передают стихию всеобщего движения тех, "кто был никем". В научном или официально-деловом тексте такая образность, такой слой глубинной информации невозможны.
     Лексический состав и функционирование слов в  художественном стиле речи имеют  свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в "Войне и мире" при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в "Записках охотника" И.С. Тургенева и в рассказах М.М. Пришвина, В.А. Астафьева; а в "Пиковой даме" А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т.п.
     В художественном стиле речи очень  широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. Приведем небольшой пример:
     «В  трактире Евдокимова уже собрались  было гасить лампы, когда начался  скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап  сказал хозяину, что, мол, нынче бог  миновал - ни одной битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.
     - Батюшки светы, - лениво изумился  хозяин, - вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать,  черт!»
     (Окуджава  Б. Похождения Шипова).
     На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают - как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
     Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой "Все мне видится Павловск холмистый..." Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.
     Синтаксический  строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских  впечатлений, поэтому здесь можно  встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. Так, Л. Петрушевская, чтобы показать неустроенность, "заморочки" семейной жизни героини рассказа "Поэзия в жизни", включает в состав одного предложения несколько простых и сложных предложений:
     В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой  двухкомнатной квартире теперь уже  не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь - муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, не знающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли.
     Это предложение воспринимается как  бесконечная жалоба несчетного количества несчастных женщин, как продолжение  темы печальной женской доли.
     В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа:
     «Ай, милый, - покачал головой Шипов, - зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон Шер... Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне пондраву?.. Я в настоящих ресторациях бывал-с, знаю... Чистый ампир-с... Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать»
     (Окуджава Б. Похождения Шипова).
     Речь  главного героя характеризует его  очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить  впечатление барина, господина, Шипов  употребляет элементарные французские  слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.
     Для художественного стиля характерно использование большого количества стилистических фигур и тропов (оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении). Например:
     1. Тропы:
     · эпитет - образное определение;
     · метафора - употребление слова в  переносном значении для определения  предмета или явления, схожего с  ним отдельными чертами;
     · сравнение - сопоставление двух явлений, предметов;
     · гипербола - преувеличение;
     · литота - преуменьшение;
     · перифраза - замена однословного названия описательным выражением;
     · аллегория - иносказание, намек;
     · олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.
     2. Стилистические фигуры:
     · анафора - повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения;
     · эпифора - повторение слов или выражений  в конце предложения;
     · параллелизм - одинаковое построение предложений;
     · антитеза - оборот, в котором резко  противопоставлены понятия;
     · оксюморон - сопоставление взаимоисключающих  понятий;
     · бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон);
     · риторические вопросы и обращения.
     Таким образом, по разнообразию, богатству  и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка. 
 
 

     Литература
     1. Виноградов. В. В. Стилистика, теория  поэтической речи, поэтика. М., 1963
     2. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев. 1994
     3. Поспелов Г.Н. Проблема литературного  стиля. М., 1970
     4. Тюпа В.И. Аналитика художественного.  Введение в литературоведческий  анализ. М., 2001 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 1.Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей.
Материал  для справок:
    Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
    Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.
    Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
    Функция речи (и языка): коммуникативная, перцептивная, эстетическая, фатическая, когнитивная, кумулятивная…
    Вид речи: монолог, диалог, полилог.
    Форма речи: письменная, устная.
    Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
    -13) Объективность, точность, яркость, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).
    Стилеобразующие факторы.
  Научный Официально-деловой Публицис-тический Разговор- ный
Художест-венный
1) Сфера общения          
2) Цели общения          
3) Способ общения           
4) Основная функция речи (и языка)          
5) Типичный вид речи          
6) Основная форма речи          
7) Способ изложения материала          
8) Полнота изложения (смысловая законченность)          
9) Объективность          
10) Точность          
11) Ясность          
12) Экспрессивность          
13) Стандартизированность          
 
Задание 2.Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.
Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный          Художественный
         
Материал  для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, роман, поэма, передовая статья, сказка, справочник, каталог, словарь, очерк, диссертация, книга, записка, повесть, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, рассказ, личный дневник, лекция, доверенность, история, элегия, заявление, учебник, сопроводительное письмо... 

     Система каждого функционального  стиля складывается из следующих  языковых единиц:
    нейтральных (общеязыковых) единиц;
    стилистически окрашенных единиц;
    единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте
 
Языковые  средства, формирующие  научный стиль  речи:
    глагольно-именные словосочетания (вместо соответствующих глаголов (дать оценку, провести измерения);
    сложносоставные существительные (альфа-частица, государство-участник);
    номинативные конструкции (отглагольные существительные, цепочки родительных падежей, цепочки предложно-падежных конструкций);
    причастные и деепричастные обороты;
    вводные слова и вводные конструкции (вероятно, возможно, таким образом и др.);
    определенно-личные, неопределенно-личные, безличные предложения1;
    страдательные конструкции;
    сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, а также с определительными придаточными;
    сложные предлоги (в течение, в результате, в соответствии с…, в отличии от…, в связи с… и др.) и сложные союзы (ввиду того что, вследствие того что, после того как, несмотря на то что, так как и и др.);
    бессоюзные сложные предложения.
______________________________
1 Безличные: Контроль за негативным воздействием на окружающую среду необходимо осуществлять с помощью экологического мониторинга соответствующего уровня.
Определенно-личные: Рассмотрим отдельно первый случай.
Неопределенно личные: На нашей кафедре разрабатывают новые версии систем моделирования дискретно-непрерывных систем. 

Задание 3. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Дополните таблицу.
Материал  для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы; высокий процент употребления существительных; канцеляризмы; глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения, вводные слова…. 

Стилистически окрашенные единицы  и единицы, которые  становятся стилистически  значимыми в определенном тексте
  Научный стиль Официально-деловой  стиль Публицистический стиль Художественный стиль
Лексика        
Грамматика        
Синтаксис        
Задание 4. Определите, в каких предложениях причастный оборот употреблен неправильно. Исправьте ошибку.
    Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа около криволинейной поверхности.
    Автором был разработан общий подход, позволяющий осуществлять интеллектуальную навигацию объектов, контролируемые  компьютерным алгоритмом, подходящими для систем реального времени.
    Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени.
    Полученные оценки позволили указать две различные методики изменения коэффициентов усиления, приводящих к неограниченному увеличению области устойчивости за счет уменьшения степени устойчивости.
    Применение методов спектроскопии к приборам, содержащих несколько   p-n переходов, позволили проследить дефектно-примесную атмосферу, как в процессе изготовления, так и на готовых приборах.
    Общность подхода обеспечивается заложенной в качестве основы разветвленной кинематической цепью со связями.
    Согревающая лучами солнца земля прогревается.
    Принесенное бревно водой лежало на берегу.
    Выслушавший ответ профессор, поставил хорошую оценку.
    Костер весело потрескивал, сложенный из веток.
    Пересекавшая тропинка поле была очень живописна.
    Глядящие голые кусты уныло, осень наступила.
    Остро жалящий ветер в лицо рванул.
    Я сидел, погруженный в радостное умиление.
    На большинство задаваемые мне вопросов, я не знал ответов.
    Лежащая книга на столе была интересна.
    Это было выступление, вызвавшее бы обсуждение.
    Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшаяся еще утром.
    Ученый, ничего не производящий, подобен туче, не дающий дождя.
    Руководитель, рассказавший об успеваемости учеников, их поведении.
    Возрождение оставило нам шедевры, до сих пор вызывавшие интерес.
    Любовь сильнее адской кары, не сумевшей бы разъединить Паоло и Франческу.
    Эти слова принадлежат людям, жившие в разное время.
    Человек, верующий в себя, способен на многое.
    Этот вечер, готовивший наш класс совместно с родителями.
    Англичанин, хорошо говорящий по-русски, и который хочет работать в России.
 
 
Задание 5. Выберите правильный вариант.
1) находиться между а) двух полюсов б) двумя полюсами
2) привести цифры  в подтверждение а) этих предположений б) этим предположениям
3) иметь способность а) к неограниченному  росту б) неограниченного  роста
в) на неограниченный рост
4) иметь царапины, идентичные а) с теми, что были на другом осколке б) тем, что были на другом осколке
5) способ  контроля а) печатных материалов б) за печатными материалами
в) над печатными материалами
6) главная причина а) торможения дислокаций б) торможению дислокаций
7) привести пример а) применения разряда б) применению разряда
в) на применение разряда
8) принять участие в экспедиции по наблюдению а) солнечного затмения б) над солнечным  затмением
в) за солнечным затмением
9) загрязнение рек а) отходами производства б) от отходов производства
10) составная часть а) курса культуры речи б) от курса культуры речи
в) из курса культуры речи
11) первые опыты а) использования новых  материалов б) на предмет использования материалов
в) по использованию  новых материалов
12) поставить задачу а) изучения ряда природных  явлений  б) об изучении рядя природных  явлений
в) по изучению ряда природных явлений
13) совершенствоваться 
 
14) тетрадь
    

15) думать 
 

16) беспокоиться 

17) оплатите
18) по прибытию (-ии) поезда
а) в различных аспектах языка б) по различным аспектам языка 

а) по ЕГЭ
б) для ЕГЭ 

а) о будущем
б) за будущее 

а) за тебя
б) о тебе
а) за проезд
б) проезд
 
Задание 6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложения.
1)  Психофизические  особенности людей, вероятно, приведут  к достаточно жесткому делению общества на «реалов», привыкших полагаться на собственные ощущения и которые не склонны к «жизни» в киберпространстве, и «виртуалов», которые большую часть своего времени будут проводить в иллюзорных мирах киберпространства, созданных компьютерными технологиями.
2) Чтобы  успешно работать с Интернетом, нужно знать правила поведения в сети и уметь ориентироваться во множестве доступных Вам информационных сервисов.
3) Земля  должна рассматриваться как некая  квазизамкнутая система, ресурс  жизнеобеспечения которой большой, но ограничен.
4) Экологические  проблемы носят уже столь глобальный  характер, что могут решаться  только во всемирном масштабе  и рассматривая Землю как целостную  открытую систему.
5) На  основании последних измерений,  проведенных при помощи спутников и лазерных лучей, ученые установили, что Европа и Северная Америка удаляются друг от друга со скоростью 2,1 см в год, а Австралия и Южная Америка сближаются ежегодно на 8 см, в то время как расстояние между Африкой и Южной Америкой увеличивается на 2см.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.